Научная статья на тему 'Монгольские и китайские дневники Осипа Ковалевского (1828–1833)'

Монгольские и китайские дневники Осипа Ковалевского (1828–1833) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Востоковедение / монголоведение / буддизм / Осип Ковалевский / Казанский университет / Oriental Studies / Mongolian studies / Buddhism / Osip Kovalevsky / Kazan University

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулганек Ирина Владимировна, Валеев Рамиль Миргасимович, Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Жуков Вадим Юрьевич

Статья посвящена научному наследию Осипа Ковалевского (1800–1878) – польского и русского ученого. Получив образование антиковеда в Вильнюсском университете, Ковалевский участвовал в польском освободительном движении и был сослан в Казань. Изучив восточные языки, в 1828 – 1832 гг. Ковалевский был направлен в экспедицию в Забайкалье и Монголию, а также провел 7 месяцев в Пекине. Помимо множества научных трудов, включая первые исследования монгольского буддизма и трехтомного монгольско-русско-французского словаря, Ковалевский оставил большое количество дневниковых записей. Материалы, относящиеся к поездке из Кяхты в Пекин и обратно, были опубликованы только в 2005 г. В статье использован биографический и источниковедческий методы. Анализ содержания дневников О. Ковалевского свидетельствует, что ему как учёному были присущи самостоятельность, системность, реалистичность, конкретность и критичность мышления. Ковалевский не впадает в идеализацию и мифологизацию образа Монголии и Китая. Материалы статьи представляют интерес для востоковедов-историков, лингвистов, культурологов, изучающих народы Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mongolian and Chinese diaries of Osip Kovalevsky (1828-1833)

The article is devoted to the scientific heritage of Osip Kovalevsky (1800-1878) – Polish and Russian scientist. Having been educated as an anti-historian at Vilnius University, Kovalevsky participated in the Polish liberation movement and was exiled to Kazan. Having studied Eastern languages, in 1828 – 1832 Kovalevsky was sent on an expedition to Transbaikalia and Mongolia, and spent 7 months in Beijing. In addition to many scientific works, including the first study of Mongolian Buddhism and threevolume Mongolian-Russian-French dictionary, Kovalevsky left a large number of diary entries. Materials related to the trip from Kyakhta to Beijing and back were published only in 2005. The article uses biographical and source study methods. Analysis of the content of O. Kovalevsky’s diaries shows that as a scientist he was characterized by independence, consistency, realism, specificity and criticality of thinking. Kovalevsky does not fall into the idealization and mythologization of the image of Mongolia and China. The materials of the article are of interest to Orientalists-historians, linguists, culturologists studying the peoples of Central Asia.

Текст научной работы на тему «Монгольские и китайские дневники Осипа Ковалевского (1828–1833)»

УДК 94(5)

Монгольские и китайские дневники Осипа Ковалевского (1828-1833)

И. В. Кулганек,

Институт Восточных Рукописей Российской Академии Наук,

г. Санкт-Петербург, Россия Р. М. Валеев, valeev200655@mail.ru Казанский Федеральный Университет, г. Казань, Россия Д. Е. Мартынов, dmitrymartynov80@mail.ru Казанский Федеральный Университет, г. Казань, Россия В. Ю. Жуков

Институт Восточных Рукописей Российской Академии Наук,

г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Статья посвящена научному наследию Осипа Ковалевского (1800-1878) -польского и русского ученого. Получив образование антиковеда в Вильнюсском университете, Ковалевский участвовал в польском освободительном движении и был сослан в Казань. Изучив восточные языки, в 1828 - 1832 гг. Ковалевский был направлен в экспедицию в Забайкалье и Монголию, а также провел 7 месяцев в Пекине. Помимо множества научных трудов, включая первые исследования монгольского буддизма и трехтомного монгольско-русско-французского словаря, Ковалевский оставил большое количество дневниковых записей. Материалы, относящиеся к поездке из Кяхты в Пекин и обратно, были опубликованы только в 2005 г. В статье использован биографический и источниковедческий методы. Анализ содержания дневников О. Ковалевского свидетельствует, что ему как учёному были присущи самостоятельность, системность, реалистичность, конкретность и критичность мышления. Ковалевский не впадает в идеализацию и мифологизацию образа Монголии и Китая. Материалы статьи представляют интерес

для востоковедов-историков, лингвистов, культурологов, изучающих народы Центральной Азии.

Ключевые слова: Востоковедение, монголоведение, буддизм, Осип Ковалевский, Казанский университет.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с государственной программой повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета и проектом РФФИ 17-01-00209 / 17 «Научное наследие русских востоковедов XIX века: О. М. Ковалевский и В. П. Васильев».

Для цитирования: Кулганек И. В., Валеев Р. М., Мартынов Д. Е., Жуков В. Ю. Монгольские и китайские дневники Осипа Ковалевского (1828-1833). Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 2019; 39 (3): 36-45.

Введение

Осип Михайлович Ковалевский (J6zef Szczepan Kowalewski) (1800-1878) - выдающийся российский и польский востоковед, ставший во главе монголоведной школы в России, прекрасный знаток культуры, религии и истории монголоязычных народов, организатор высшего образования и науки, ректор Императорского Казанского университета, декан историко-филологического факультета Варшавского университета. Член-корреспондент Петербургской Академии наук, действительный член Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, Почетный член Азиатского общества в Париже, Королевского датского общества северных антиквариев в Копенгагене, Виленской археографической комиссии и Казанского университета, лауреат Демидовской премии для ученых, О. М. Ковалевский был филологом и историком, антиковедом и востоковедом-буд-дологом, одним из основоположников научного монголоведения и буддологии в России. Значительная часть рукописного наследия, а также рукописных книг и ксилографов, собранных им в Бурятии, Монголии и Китае, сосредоточена в Санкт-Петербурге (Валеев, Ермакова, Кульганек, 2004) (Валеев, Кульганек, Тулисов, 2011). Крупнейшим из учеников Ковалевского был Василий Павлович Васильев ^а1гауе^, 2009).

Методы

Рукописное наследие ученого хранится в библиотеке Вильнюсского университета (Литва), архивах Варшавы, Москвы, Иркутска, Казани, Улан-Удэ, а также в научных учреждениях и библиотеках Санкт-Петербурга: в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН (ИВР РАН) (Ф. 29), С.-Петербургском филиале архива РАН (Ф. 2. Оп. 1. 1839. Д. 12), Российском государственном историческом архиве (РГИА) (Ф. 733. Оп. 40. Д. 318; Оп. 41. Д. 86; Оп. 42. Д. 5, 162; Оп. 43. Д. 78), Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки им. М. Горького (ОРКиР НБ) СПбГУ (№ 567, 568. Папки 1, 2), Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) (Пост. 1927. № 149). В Архиве востоковедов ИВР РАН в личном фонде О. М. Ковалевского имеется 29 дел. В основном это материалы, связанные с начальным периодом его деятельности, в первую очередь - с поездками в 1820-1830-х гг. в Бурятию и Китай. Среди них отчеты, планы, записки, списки приобретенных этнографических и культовых предметов.

Обширная коллекция О. М. Ковалевского из 189 книг на монгольском, маньчжурском, тибетском и китайском языках хранится в рукописном фонде библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского университета). В этой коллекции собраны почти все книги, которые печатались тогда в Китае для монголов. Составленный Ковалевским «Каталог санскритским, монгольским, тибетским, маньчжурским и китайским книгам и рукописям...» вошел в анналы мирового востоковедения.

Книги, ксилографы и рукописи народов Центральной Азии, собранные О. М. Ковалевским и А. В. Поповым и хранящиеся в настоящее время главным образом в Санкт-Петербурге (рукописный фонд ИВР РАН и библиотека Восточного факультета СПбГУ и др.), стали важной источниковой базой российского востоковедения (Валеев, Кульганек, 2005-2006).

Результаты

Авторами проанализированы два дневника О. М. Ковалевского, относящиеся ко времени его путешествия в составе Российской духовной миссии: первый он вел по дороге в Китай, второй -на обратном пути из Пекина в Кяхту.

Первый дневник находится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (Ф.100. Оп.2. Дело 612). Его содержание охватывает только часть пути Миссии, а именно с того момента, когда она, покинув Угру, направилась на юг.

Несколько страниц дневника занимают переводы газетных статей, пересказы бесед с членами предыдущей Миссии о нравах, обычаях, истории, культуре китайцев, рассказы о встречах с чиновниками, торговцами и простолюдинами Пекина, записи о наблюдениях на улицах города.

О. М. Ковалевский строго следует инструкции, составленной профессорами Казанского университета В. Я. Булыгиным и Ф. И. Эрдманом, данной ему перед отправкой в путешествие. В первой части ее указывалось на необходимость вести подробнейший дневник передвижений и занятий. Он должен был записывать все, что замечено было "важного или неважного в течение дня"; а также "обращаться ласково с тамошними жителями, внимательно вникать в догматическую, этическую и абстрактную части местной религии, приобретать новые познания в отношении национального характера, народных преданий, понятий о строении мира".

В дневнике есть записи о политическом и административном устройстве Монголии, входившей в Цинскую империю (16441911 гг.). В них содержатся сведения о количестве скота, способах выпаса, социальном и материальном положении населения, ступенях образования; есть интересные замечания о фонетических особенностях чахарского, халхаского, ордоского диалектов. Есть указания на проведение топографической съемки; имеются сведения о многих бытовых реалиях жизни бурят, монголов и китайцев того времени: отшельничестве, монастырском образовании, караванной торговле.

Несомненный интерес представляют записи, содержащие сведения, почерпнутые из разговоров с местным населением или с людьми, бывавшими в этих местах. Например, он скрупулезно фиксирует, что "в Урге при кумирнях печатается много книг, тибетских и монгольских, не токмо богословского содержания, но и медицинского и повествовательного".

Наиболее ценны тщательные описания собственных наблюдений Ковалевского за жизнью народа, в частности об образовании.

Дневник подробно описывает места, по которым проходил путь Духовной миссии: стоянки, кумирни, монастыри, города, крепости, урочища, а также содержит описание посещений Русского подворья несколькими высокопоставленными китайскими особами, такими как Минжургеген - племянник Хамбо-ламы; ответные визиты миссионеров; посещение католического священника из Португалии.

Прожив в Пекине семь месяцев, О. М. Ковалевский вернулся в Россию с предыдущим, десятым, составом Российской духовной миссии, путь которой пролегал по той же самой Дарханско-Ар-галинской дороге. На обратном пути из Пекина в Кяхту, который продолжался с 6 июня до 3 сентября 1831 г., он также вел дневник.

Второй дневник представляет собой не отдельную тетрадь, а имеет вид толстого тома, озаглавленного О. М. Ковалевским по-польски: «Dzienшkzatmdшen. 1830-1831», что означает «Дневник занятий», и путевые заметки входят туда составной частью. В настоящее время он хранится в Национальном архиве Республики Татарстан (Ф.10, Оп 5. Дело 843). Это автограф на польском, русском, французском, английском, немецком и старомонгольском языках объемом 161 лист, объединяющий разнородный материал.

Кроме путевых заметок в дневнике излагаются также его собственные научные теории, догадки, соображения по поводу различных филологических проблем монголоведения и тибетологии, например о «монгольских письменах» (л. 140-142 об.); о буддийском сочинении «Мани Гамбу» (л. 143); выписки из журнала «Северная пчела» за 1832 г. о кяхтинской торговле и по Китаю - из европейских сочинений (л. 157-158 об.); заметки о самих путешественниках (л. 144-148); приведены слова песен, записанных им во владениях Цэцэн-хана 10 августа 1831 г. и в халхаских владениях Ноин-хутухту 5 августа 1831 г. (л. 155-155 об.).

Дневник, который вел О. М. Ковалевский на обратном пути, возвращаясь домой с X Российской духовной миссией, отличается большей краткостью, чем первый - по дороге в Пекин. В дневниках путешествия из Пекина в Кяхту, как и в дневниках из Кяхты в Пекин, мы находим самые разнообразные географические, адми-

нистративные, политические, социальные, хозяйственные и историко-культурные сведения о Китае и Монголии.

Обсуждение

Во всех путевых заметках российских путешественников, начиная с одной из первых сохранившихся «росписей» о посольстве в Китай Ивана Петлина (1618 г.) и до дневников О. М. Ковалевского (1830-1831 гг.), прослеживаются единство и преемственность в подходе к материалу как к научному и просветительскому источнику. Российский читатель того времени находил в подобных трудах разнообразный, интереснейший материал с описанием этнографии, истории и культуры народов Центральной и Восточной Азии. К сожалению, большинство отечественных историко-культурных памятников такого рода в течение долгого времени публиковалось только на европейских языках, русскоязычной любознательной публике они стали доступны в значительно более позднее время (Андреева, 2007), (Чернорутская, 1997, с. 22), (Массон, 2005, с. 340). В современной историографии наследие О. М. Ковалевского становится все более востребованным и иногда рассматривается с очень оригинальных позиций (ТагН^, 2015, с. 84), (Цыремпилов, 2013, с. 4).

Выводы

Некоторые письма и отчеты О. М. Ковалевского, касающиеся начального этапа пути в Китай, регулярно посылались им попечителю Казанского учебного округа М. Н. Мусину-Пушкину, были напечатаны в «Российских академических ведомостях». В них содержались нелицеприятные слова в адрес цинского правительства: взяточничество, воровство чиновников, давление на подчиненные народы, содержание народов в нищете, недоброжелательность ко всему иностранному. Попадали в них и сведения, которые могли скомпрометировать Миссию, например, о проводившейся топографической съемке во время движения Миссии и нахождении в составе Миссии наряду с казаками нескольких ученых. После появления одного из таких отчетов директор Азиатского департамента К. К. Родофиникин пишет письмо министру просвещения К. А. Ливену, кроме того, он связывается с почт-директором и генерал-губернатором Восточной Сибири, чтобы они предприняли действия, препятствующие проникновению в Кяхту этого номера

«Российских академических ведомостей» с отчетом О. М. Ковалевского за декабрь 1830 г. Обеспокоенность Азиатского департамента МИД России объяснялась боязнью негативного резонанса со стороны китайских властей на критику в их адрес (Схиммель-пеннинк, 2010, с. 111-117).

Во время своего путешествия О. М. Ковалевский проявлял интерес не только к истории и природе Центральной Азии, но и к культуре населяющих ее народов. Перед нами записи внимательного и наблюдательного ученого и в то же время отзывчивого человека. Самостоятельность, системность, реалистичность, конкретность и критичность - это наиболее характерные черты его дневников. Ковалевский не впадает в идеализацию и мифологизацию образа Монголии и Китая, что имело место в иных, более ранних и даже более поздних историографических и источниковедческих материалах других исследователей о народах и культурах этих стран.

Дневники О. М. Ковалевского представляют собой яркий образец замечательной традиции путевых заметок в монголоведении и китаеведении XIX в., вобравший в себя огромный опыт его предшественников - путешественников и исследователей, оставивших после себя записи, наброски, доклады, статейные списки, дневники и так называемые «росписи» - отчеты об увиденном в странах, которые они посетили. Все эти материалы освещают историю прямых российско-китайско-монгольских связей и являются свидетельством непрерывного политического, социального и научного познания Россией наследия Китая и Монголии.

Заключение

Дневники О. М. Ковалевского являются ценным документом по географии, истории и культуре Монголии и Китая первой половины XIX в., а также важным источником отечественных географических, этнографических, исторических, лингвистических и культурологических сведений о народах Центральной и Восточной Азии. Публикация дневников, предпринятая в 2005-2006 гг. (Валеев, Кульганек, 2005-2006) позволяет сравнить их с материалами других путешественников и ученых, совершивших поездки по Монголии и Китаю в разное время и с разными целями.

Материалы дневников О. М. Ковалевского, содержащие ценные сведения об общественно-политической обстановке, состоянии культуры и хозяйства Монголии и Китая первой половины XIX в., представляют большой интерес не только востоковедов-историков, лингвистов, культурологов, изучающих народы Центральной Азии, но и широкого читателя, кому интересна духовная жизнь России прошлых веков, а также история российско-монгольских и российско-китайских отношений.

Литература

Андреева Е. Россия и Иран в Большой Игре: Отчеты путешественников и ориентализм. Лондон, Нью-Йорк: «Routledge», 2007, с. 274.

Валеев Р. М., Ермакова Т. В. Кульганек И. В. и др., Монголовед О. М. Ковалевский: биография и наследие (1801-1878). Казань: «Алма-лит», 2004, с. 288.

Валеев Р. М.; Кульганек И. В. (ред.) Россия-Монголия-Китай: Дневники монголоведа О. М. Ковалевского: 1830-1831. Казань: «Taglimat», 2005-2006, с. 172.

Массон В. М.: Дани, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: к современному периоду: с середины девятнадцатого до конца двадцатого века. ЮНЕСКО, 2005, с. 1033.

Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Русский ориентализм: Азия в русском сознании от Петра Великого до эмиграции. New Haven & London, Yale University Press, 2010. 288 с.

Цыремпилов Н. В. Буддизм и Империя: Бурятская буддийская община в России (XVIII - начало XX века). IMBT, 2013. 335 с.

Чернорутская Л. И. 300 лет Востоковедению в России: имперский, советский и постсоветский периоды. Москва, Институт Востоковедения РАН, 1997, с. 114.

Tarling, N. Orientalism and the Operatic World. Lanham [etc.]: Rowman& Littlefield, 2015. 354 pp.

Valeev,Ramil M.; Kulganek, Irina V.; Tulisov, Jerzy. Professor O. M. Kowalewski: Mongolian studies scholar, traveller and enlightener: his biographical landmarks // Acta Orientalia Vilnensia, vol. 10, № 1-2. Vilnius, 2011. Pp. 29-56.

Walravens, H. Vasilij Pavlovic Vasil'ev (1818-1900) Zu Leben und Werk des russischen Sinologen // Oriens Extremus. vol. 48, 2009. Ss. 199-249.

Сведения об авторах:

Кулганек Ирина Владимировна - Институт Восточных Рукописей Российской Академии Наук, Санкт-Петербург, Россия;

Валеев Рамиль Миргасимович - Казанский Федеральный Университет; valeev200655@mail.ru

Мартынов Дмитрий Евгеньевич - Казанский Федеральный Университет; dmitrymartynov80@mail.ru

Жуков Вадим Юрьевич - Институт Восточных Рукописей Российской Академии Наук, Санкт-Петербург, Россия.

Mongolian and Chinese diaries of Osip Kovalevsky (1828-1833) Kulganek I. V., Valeev R. M., Martynov D. E., Zhukov V. Yu.

Summary

The article is devoted to the scientific heritage of Osip Kovalevsky (1800-1878) -Polish and Russian scientist. Having been educated as an anti-historian at Vilnius University, Kovalevsky participated in the Polish liberation movement and was exiled to Kazan. Having studied Eastern languages, in 1828 - 1832 Kovalevsky was sent on an expedition to Transbaikalia and Mongolia, and spent 7 months in Beijing. In addition to many scientific works, including the first study of Mongolian Buddhism and three-volume Mongolian-Russian-French dictionary, Kovalevsky left a large number of diary entries. Materials related to the trip from Kyakhta to Beijing and back were published only in 2005. The article uses biographical and source study methods. Analysis of the content of O. Kovalevsky's diaries shows that as a scientist he was characterized by independence, consistency, realism, specificity and criticality of thinking. Kovalevsky does not fall into the idealization and mythologization of the image of Mongolia and China. The materials of the article are of interest to Orientalists-historians, linguists, culturologists studying the peoples of Central Asia.

Keywords: Oriental Studies, Mongolian studies, Buddhism, Osip Kovalevsky, Kazan University.

Acknowledgments: The work was carried out in accordance with the state program for improving the competitiveness of Kazan Federal University and the RFBR project 17-01-00209 / 17 "The Scientific Heritage of the Russian Orientalists of the XIX Century: O. M. Kovalevsky and V. P. Vasiliev".

References

Andreeva E., Rossiya i Iran v Bolshoy Igre: Otchety puteshestvennikov i oriyentalizm. London, Nyu-York: «Routledge», 2007, s. 274.

Chernorutskaya L. I. 300 let Vostokovedeniyu v Rossii: imperskiy, sovetskiy i postsovetskiy periody. Moskva, Institut Vostokovedeniya RAN, 1997, s. 114.

Masson V. M.: Dani, Akhmad KHasan (red.). Istoriya tsivilizatsiy TSentralnoy Azii: k sovremennomu periodu: s serediny devyatnadtsatogo do kontsa dvadtsatogo veka. YUNESKO, 2005, s. 1033.

Skhimmelpennink van der Oye D., Russkiy oriyentalizm: Aziya v russkom soznanii ot Petra Velikogo do emigratsii. New Haven & London, Yale University Press, 2010, s. 288.

Tarling, N. Orientalism and the Operatic World. Lanham [etc.]: Rowman& Littlefield, 2015. 354 pp.

Tsyrempilov N. V., buddizm i Imperiya: Buryatskaya buddiyskaya obshchina v Rossii (XVIII - nachalo XX veka). IMBT, 2013, s. 335 (4).

Valeev R. M., Yermakova T. V., Kulganek I. V. i dr., Mongoloved O. M. Kovalevskiy: biografiya i naslediye (1801-1878). Kazan: «Alma-lit», 2004, s. 288.

Valeev R. M.; Kulganek I. V. (red.), Rossiya-Mongoliya-Kitay: Dnevniki mongoloveda O. M. Kovalevskogo: 1830-1831. Kazan: «Taglimat», 2005-2006, s. 172.

Valeev, Ramil M.; Kulganek, Irina V.; Tulisov, Jerzy Professor O.M. Kowalewski: Mongolian studies scholar, traveller and enlightener: his biographical landmarks // Acta Orientalia Vilnensia, vol. 10, № 1-2. 2011. Pp. 29-56

Walravens, H. Vasilij Pavlovic Vasil'ev (1818-1900) Zu Leben und Werk des russischen Sinologen" // Oriens Extremus, vol. 48. 2009. Ss. 199-249.

About the authors:

Kulganek Irina - Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia

Valeev Ramil - Kazan Federal University, Kazan, Russia; valeev200655@mail.ru

Martynov Dmitry - Kazan Federal University, Kazan, Russia; dmitrymartynov80@ mail.ru

Zhukov Vadim - Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia

Дата поступления 22.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.