И. К. Кукушкин, В. А. Злобин, Г. В. Афанасьев, Н. И. Лаптев,
Г. Г. Богатеев, И. А. Абдуллин, Н. Е. Тимофеев,
А. И. Сидоров, М. С. Резников
РЕЦЕНЗЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
ПО ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Ключевые слова: рекомендации, рецензия, подготовка доклада, защита, государственная аттестационная комиссия, выпускная квалификационная работа.
Приведены рекомендации при рецензировании и защите выпускных квалификационных работ по химикотехнологическим специальностям.
Keywords: recommendations, review, report preparation, protection, state certifying commission, final qualifying work.
Recommendations are provided during the reviewing and protection of final qualifying works on chemical and technological specialties.
Процесс обучения студентов в вузе завершается защитой выпускной квалификационной работы (ВКР), подготовленной дипломниками при выполнении проектной, исследовательской или комбинированной ВКР [1-3].
При составлении рецензии на выпускную проектную квалификационную работу (ВКР) рекомендуется придерживаться ниже приведенной последовательности:
• актуальность темы;
• соответствие техническому заданию;
• анализ существующего и отличия предлагаемого от действующих производств и ожидаемый результат проектирования;
• обоснование вносимых проектных предложений;
• использование в работе знаний по фундаментальным, общеинженерным и специальным дисциплинам;
• применение ЭВМ в технологических расчетах, оформлении технологических схем и схем автоматизации производства;
• полнота и достоверность выполнения технико-технологических расчетов, теплового и механического расчетов выбранного оборудования;
• оценка показателей рентабельности производства (по результатам экономических расчетов);
• обоснованность результатов и выводов;
• четкость, последовательность и грамотность изложения текста пояснительной записки (ПЗ);
• качество исполнения графической части
ВКР;
• оценка ВКР в целом и рекомендации по присвоению автору звания инженера по специальности.
При рецензировании научно-
исследовательской ВКР необходимо оценивать содержание и порядок изложения работы в следующей последовательности:
• актуальность темы выпускной квалификационной НИР;
• степень полноты литературного обзора, патентных исследований, их анализ и правильность его оформления;
• аргументированный выбор объектов и мето-
дов исследований;
• соответствие экспериментальных (расчетных) результатов исследований для достижения поставленных цели и задач и их корреляция с известными данными;
• качество и полнота обсуждения полученных результатов;
• оригинальность, новизна результатов исследований и их практическая значимость;
• четкость и последовательность изложения материала в пояснительной записке;
• обоснованность результатов и выводов;
• качество оформления документации (ПЗ и иллюстрационный материал);
• оценка ВКР в целом и рекомендации по присвоению звания инженера по специальности.
Защиту проектной ВКР проводят на публичном заседании государственной аттестационной комиссии по графику, составленному секретарем комиссии. На защиту студенты представляют графический материал (чертежи), которые вывешиваются заблаговременно.
Доклад студента должен быть построен по следующему плану. Вначале приводят краткие сведения о современном состоянии производства и о практическом применении готового продукта, отмечают его достоинства и недостатки и перспективы совершенствования производства. Затем подчеркивают актуальность темы ВКР, отмечают те задачи, которые ставились при выполнении ВКР. При этом не следует касаться конкретных физико-химических характеристик готового продукта и исторических сведений о развитии его производства.
В соответствии с формой задания на выполнение ВКР с предельной ясностью и убедительностью доказывают целесообразность выбранного или заданного способа производства. После чего перечисляются стадии, из которых он состоит, и в той же последовательности приводят обоснование принятых технических решений по каждой из них. Особо отмечают внесение изменений в действующее производство и как это отражено в техническом и экономическом отношениях в сравнении с аналогом. Указывают необходимость проведения мероприятий по технике
безопасности производства и с точки зрения экологии биосферы. Изложение доклада должно сопровождаться показом в соответствующий момент той графической части, которая будет упоминаться.
Описание технологической схемы и особенности конструкции оборудования, а также сведения рецептурного характера (соотношение компонентов, температурный режим, продолжительность процесса и др.) проводятся в краткой форме, если не предложено каких-либо существенных изменений.
От пояснения технологической схемы переходят к показу и разъяснению других чертежей, начиная всякий раз со слов: «на этом листе представлен (а) ...», например, схема автоматизации - при этом отмечают: что автоматизируется и что этим достигается.
На монтажно-технологическом чертеже (объемно-планировочное решение детально разрабатываемой в ВКР мастерской) отмечают особенности архитектурно-строительных решений производственного здания и о размещении в нем оборудования (с точки зрения технологичности процесса, высоты расположения оборудования относительно нулевой отметки, удобства монтажа, демонтажа и обслуживания, соблюдения вопросов охраны труда).
По генеральному плану: разъясняют принцип размещения зданий, сооружений и площадок на территории цеха, прокладку инженерных и технологических трубопроводов, транспортные связи и благоустройство территории, приводят коэффициенты застройки и использования территории в сравнении с аналогом.
В заключение приводят техникоэкономические показатели производства, анализ себестоимости готового продукта в сравнении с показателями действующих производств, срок окупаемости. На доклад предоставляется время 8-10 мин.
Защита выпускной квалификационной научноисследовательской ВКР также проводится на публичном заседании государственной аттестационной комиссии в очередности, составленной накануне секретарем государственной аттестационной комиссии (график защиты вывешивается на доску объявлений).
Доклад должен быть построен по такому плану. Сообщение начинают с краткого указания на проблему, которой посвящены исследования. На основании современного состояния изучаемого вопроса, а также задач научного или практического значения отмечают - какие вопросы этой проблемы решаются в ВКР, формулируют цель, задачи исследований и указывают пути их решения.
При изложении основных результатов исследований особо подчеркивают новизну (технологическую или научную), практическую реализацию установленных закономерностей, синтезированных соединений или результатов технологических исследований, отмечают законченность ВКР или перспективы дальнейших исследований в этом направлении.
Для ВКР, посвященных синтезу новых соединений, разработке новых композиций приводят общий маршрут получения целевого продукта, методы синтеза промежуточных соединений и обоснование выбранных направлений, особенности технологии
получения новых композиций и материалов.
Целесообразно указывать результаты и тех экспериментов, которые не привели к желаемым результатам, так как такая информация в дальнейших исследованиях позволяет избежать возможных ошибок и повторений.
Для синтезированных веществ приводят подробную и доказательную идентификацию. При наличии отмечают нестандартные их химические превращения. В случае проведения каталитических процессов указывают найденные эффективные катализаторы, растворители и др.
Особо отмечают возможные области применения синтезированных веществ, разработанных композиций и материалов. В таких случаях указывают на их преимущества в сравнении с уже известными веществами, применяющимися или ранее рекомендованными к использованию. При этом отмечают и такие преимущества (если они имеются), как простота метода синтеза, доступность исходных веществ, экономическая целесообразность, технологичность и т. п.
Для научно-исследовательских ВКР, посвященных технологическим исследованиям, рассматривают принятую технологическую схему процесса и результаты исследований влияния основных параметров процесса на качество целевого продукта и выход, а также приводят рекомендации по утилизации, обезвреживанию или уничтожению возможных отходов.
При сообщении результатов научноисследовательских работ по изучению механизма и кинетики какой-либо реакции или процесса приводят данные, полученные в результате исследований, подтверждающие или опровергающие известные или ранее предложенный механизм. Чтобы уложиться в отведенное на доклад время, необходимо составить письменно содержание доклада и закрепить в памяти. Не рекомендуется читать доклад по написанному тексту - производит нехорошее впечатление.
До основной защиты следует несколько раз доложить материал в присутствии своих коллег и руководителя с использованием графического или иллюстрационного материала и пройти предварительную защиту с руководителем ВКР (проекта), а для выполняющих научно-исследовательскую ВКР -участвовать в работе научно-практической конференции студентов.
При защите ВКР иллюстративные материалы целесообразно предъявлять на электронных носителях и демонстрировать в процессе защиты в компьютерном сопровождении. Перед докладом дипломник обеспечивает каждого члена ГАК набором иллюстрационных материалов (плакатов в форме буклета) в объеме 9 -11 листов формата А4 по дипломной работе и в объеме 7-9 листов по дипломному проекту. В случае отказа компьютерной техники - в порядке исключения допускается проводить защиту по буклету.
Плакаты, отражающие основное содержание работы или проекта, должны включать:
- Наименование, цель и основные задачи работы. Автор и руководитель работы, проекта. Рецензент.
- Объекты и методы исследований.
- Алгоритм, программа и методики расчетнотеоретических исследований.
- Результаты расчетно-теоретических исследований. Выводы и рекомендации.
- Установка(и) и методика(и) проведения экспериментальных исследований.
- Результаты экспериментальных исследований. Анализ полученных результатов, их сравнительная оценка с результатами расчетно-теоретических исследований. Выводы.
- Технико-экономический анализ полученных расчетно-теоретических и экспериментальных результатов
- Заключение (итоговые выводы). Новизна полученных результатов. Практические рекомендации.
Иллюстративные материалы по дипломному проекту должны содержать следующие плакаты:
- Наименование, цель и основные задачи проекта. Автор и руководитель проекта. Рецензент.
- Содержание проектного задания и исходные данные для инженерных расчетов.
- Расчетные формулы, схемы проведения технологического процесса.
- Технологическая схема и схема автоматизации процесса.
- Чертежи изделия и основного оборудования, технологической оснастки. Общие виды основных узлов рассматриваемой системы. Компоновочные схемы проектируемых устройств.
- Результаты выполненных расчетов. Предлагаемые технические и технологические решения.
- Технико-экономический анализ предлагаемых технических и технологических решений в сравнении с аналогом.
- Заключение. Новизна предлагаемых технических и технологических решений. Практические рекомендации.
Главное в докладе должно быть уделено ясно-
сти изложения и убедительности в принятых решениях. По окончании доклада необходимо ответить на ряд вопросов членов ГАК и других лиц, присутствующих на защите и на замечания рецензента.
Прежде чем отвечать на поставленный вопрос, внимательно прослушать его до конца, не перебивая задающего, следует понять его содержание, а при необходимости попросить разъяснения. Только после этого продумать ответ и изложить его в краткой ясной форме (иногда «да» или «нет», «согласен»). В случае затруднения с ответом лучше указать на это, чем отвечать наугад.
При изложении доклада желательно не допускать длительных пауз, монотонности (после изложения какой-то законченной части доклада сделать небольшую паузу и далее продолжить на подъеме голоса), неразборчивости речи, отсутствие последовательности в изложении и уверенности в принятых решениях.
В ответах на вопросы нельзя допускать повышенную интонацию или раздражение в голосе. Возражение на замечания рецензента должно быть сделано в достаточно корректной форме.
Литература
1. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р., Завада Г.В. Структура и содержание компетентностного подхода к подготовке профессионала-специалиста. Вестник КГТУ №6, 2009. С. 319-328.
2. Геркина Н.В. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе Вестник КГТУ №7, 2010. С. 259-262.
3. Тимофеев Н.Е., Абдуллин И.А., Злобин В.А., Афанасьев Г.В., Лаптев Н.И., Шарнин Г.П. Некоторые аспекты выполнения в вузе научно-исследовательской выпускной квалификационной работы по технологии химических процессов Вестник КГТУ №12, 2010. С. 368-371.
© И. К. Кукушкин - д-р хим. наук, проф. каф. химии и технологии органических соединений азота СамГТУ, В. А.Злобин -д-р хим. наук, проф. той же кафедры; Г. В. Афанасьев - канд. хим. наук, доцент той же кафедры; Н. И. Лаптев - д-р техн. наук, проф. каф. сертификации энергонасыщенных производств СамГТУ, [email protected]; Г. Г. Богатеев - канд. техн. наук, доц. каф. химии и технологии гетерогенных систем КНИТУ, [email protected]; И.А. Абдуллин - д-р техн. наук, проф. зав. каф. химии и технологии гетерогенных систем КНИТУ, [email protected]; Н. Е. Тимофеев - д-р техн. наук, проф. той же кафедры, [email protected]; А. И. Сидоров - д-р техн. наук, проф. той же кафедры; М. С. Резников - канд. техн. наук, доцент той же кафедры, [email protected].