КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.013.75
Ю. Н. Семин
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО
ПОДХОДА
В статье рассматриваются результаты проектирования педагогических технологий (создания модели агроинженера, разработки содержания дополнительного экономического образования, оценивания выпускных квалификационных работ) с использованием квалиметри-ческих процедур.
Ключевые слова: педагогические технологии, педагогические инновации, квалиметри-ческий подход, модель подготовки специалиста.
The results of projecting in pedagogical technologies are dealt with in the present article, quali-metric procedures being used in the new model of agricultural engineering. Development of curriculum in additional education of economists and assessment of graduation papers are also given.
Key words: pedagogical technologies, pedagogical innovations, a qualimetrical approach, a model of specialist’s preparation.
В течение ряда лет в ижевском филиале Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов выполнялся цикл исследований по проектированию инновационных педагогических технологий для высшего профессионального образования. В процессе проектирования использовался квалиметрический подход, позволивший повысить эффективность разрабатываемых технологий.
Ниже приводятся краткое описание спроектированных педагогических технологий и использования в них квалиметрических процедур.
Исследование, выполненное С. В. Лейхтер [2], направлено на решение проблемы научно обоснованного проектирования содержания дополнительного экономического образования в техническом вузе. Требовалось разработать модель подготовки в техническом вузе специалиста с дополнительным экономическим образованием и предложить алгоритм сопряжения содержания базового технического и базового экономического образования с целью определения содержания дополнительного экономического образования. На основании проведенного анализа циклов учебных дисциплин базовой инженерной специальности «Машины и технология обработки металлов давлением» и базовой экономической специальности «Эко-
з0
номика и управление на предприятии» были выделены дисциплины, образующие «экономический» блок. В первую группу этого блока вошли экономические дисциплины, ранее изученные в рамках инженерной специальности, а во вторую - не изучавшиеся в ее границах. Далее производилось сопряжение дисциплин первой и второй групп путем их модульного структурирования и дополнения, предусматривавшее предварительное составление учебных тезаурусов дисциплин и их объективизацию методом групповых экспертных оценок. На основе данных тезаурусов был сформирован экономический учебный тезаурус дополнительной специальности, определялась последовательность изучения модулей и производился расчет объема часов на изучение каждого модуля (табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент учебного тезауруса курса «Экономика предприятия» для дополнительной экономической специальности
Модуль Номер учебного элемента Название учебного элемента Уровень усвоения
М-1 1.1 Классификация предприятий по форме собственности 1-й (фактуальный)
1.2. Объединение предприятий 1-й (фактуальный)
1.3. Внешняя среда предприятия 1-й (фактуальный); 2-й (алгоритмический)
1.4 Внутренняя среда предприятия 1-й (фактуальный); 2-й (алгоритмический)
1.5 Структурные подразделения предприятия 1-й (фактуальный); 2-й (алгоритмический)
М-2 2.1 Понятие ассортимента продукции 1-й (фактуальный); 2-й (алгоритмический)
2.2 Стоимостная оценка продукции 1-й (фактуальный); 2-й (алгоритмический)
2.3 Натуральный состав продукции 2-й (алгоритмический)
Расчетное время, необходимое для овладения материалом к-го модуля на соответствующем уровне умений, определялось по формуле
Тр*у = Тгос Унк,
где Тгос - общее количество часов, предусмотренное государственным образовательным стандартом, на изучение дисциплины;
унк - коллективная экспертная оценка нормированного коэффициента значимости уровня овладения знаниями к-го модуля.
Составленная на основе учебного тезауруса рабочая программа курса «Экономика предприятия» дополнительного экономического образования была опробована на выборке студентов с базовым техническим образованием (экспериментальная
группа). Диагностика знаний студентов экспериментальной и контрольной групп (базовая экономическая специальность) свидетельствует о том, что результаты тестирования в обеих группах соответствует достаточному уровню обученности. Это подтверждает эффективность спроектированного курса для дополнительного экономического образования студентов базовой технической специальности.
Кроме того, спроектированное содержание обучения в результате ликвидации дублирования учебного материала позволило сократить время изучения рассматриваемого курса при дополнительном образовании примерно на 40%.
Рис. 1. Алгоритм проектирования технологии создания модели будущего агроинженера
Проектированию модели выпускника сельскохозяйственного вуза на основе квалиметро-технологического подхода было посвящено исследование В. А. Надеева [3]. Предложенная автором модель базируется на принципе опе-
режения качеством подготовки выпускника темпов изменений в социальноэкономическом, научно-техническом и культурном «пространствах» сельской жизни. Она представляет собой сложную профессионально-образовательную систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: профессиональнодеятельностной, включающей профессионально-деятельностный тезаурус и профессиограмму агроинженера, и образовательно-ориентированной, содержащей модель подготовки агроинженера и модель оценивания его готовности к профессиональной деятельности ( см. рис. 1).
Автором предложена модель готовности к профессиональной деятельности выпускника сельскохозяйственного вуза (рис. 2) и соответствующая методика количественно-качественной оценки достигнутого уровня готовности.
Рис. 2. Структура профессиональной готовности выпускника к агроинженерной деятельности:
ЕН, ГСЭ, ОПД, СД - циклы естественнонаучных, гуманитарных, социальноэкономических общепрофессиональных и специальных дисциплин, соответственно
Каждый из компонентов готовности рассчитывается как произведение суммы баллов, полученных, соответственно, по циклу дисциплин, курсовым проектам, практикам, на нормированный весовой коэффициент данного компонента готовности.
С целью экспериментальной проверки приведенной выше методики оценивания готовности были выполнены расчеты показателей готовности студентов 5-го курса - будущих выпускников факультета «Механизация сельского хозяйства» Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Расчеты проводились с использованием имеющихся в деканате факультета данных аттестации студентов по всем циклам дисциплин, курсовым проектам и производственным практикам.
Анализ результатов вычислений и их статистическая обработка свидетельствуют о том, что наибольшее среднее выборочное значение - 4,38 - имеет показатель готовности к проектной деятельности, среднее значение - 4,32 -показатель готовности к практико-производственной деятельности и наименьшее значение - 3,85 - показатель теоретической готовности.
Еще одно исследование было выполнено М. А. Козьминой [1]. Оно также направлено на оценивание готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности. Объектом изучения в данном случае стала выпускная квалификационная работа, а предметом - технология ее квалиметрического оценивания.
В существующей практике работы вузов оценивание выпускных квалификационных работ производится членами государственной аттестационной комиссии (ГАК), которая формируется из наиболее квалифицированных педагогов и специалистов. Тем не менее оценка выпускных работ не всегда объективна из-за отсутствия научно обоснованной модели оценивания, а также реализующей ее технологии. Необъективная оценка может нанести моральную травму выпускникам и не способствует формированию благоприятного морально-психологического климата в студенческой среде. Отражая все знания, умения, навыки и профессионально значимые личностные качества студента, выпускная квалификационная работа и результаты ее оценивания должны давать достоверную информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса в вузе.
Цель исследования заключалась в разработке и теоретическом обосновании педагогической технологии квалиметрического оценивания выпускных квалификационных работ в вузе, а также опытно-экспериментальной проверке ее эффективности.
Автором разработки была предложена модель квалиметрического оценивания выпускной квалификационной работы в вузе (рис. 3), включающая два объекта оценивания - собственно выпускную квалификационную работу и процесс ее защиты; систему квалиметрически обоснованных параметров объектов и критериев их оценивания; алгоритм агрегирования парциальных оценок в комплексную оценку каждого из объектов и далее - в интегральную оценку.
Реализующая предложенную модель технология квалиметрического оценивания выпускных квалификационных работ (ВКР) позволяет повысить объ-
ективность и обоснованность оценки ВКР; сформировать базу данных оценок выпускных квалификационных работ по всем параметрам и адресно корректировать учебно-воспитательный процесс.
Рис. 3. Модель квалиметрического оценивания выпускной квалификационной работы:
Бр1, Брп и Бз1, ... Бзт - парциальные оценки значимых параметров ВКР и процесса ее защиты; УР1, ... УРп и Уз1, ... Узт - весовые коэффициенты парциальных оценок объектов ( р - собственно ВКР, з - процесса защиты ВКР); Бркомпя и Бзкомпл -комплексные оценки объектов
Проектирование педагогической технологии квалиметрического оценивания ВКР предусматривало прохождение следующих этапов:
1) формирование экспертной группы из преподавателей выпускающей кафедры и работодателей;
2) разработку проекта системы параметров ВКР и критериев их оценивания;
3) проведение экспертизы разработанного проекта;
4) обработку и интерпретацию результатов экспертизы.
На этапе проектирования технологии оценивания определены значимые параметры оцениваемых объектов, перечень и формулировки которых подверглись процедуре педагогической экспертизы методом ГЭО (табл. 2, 3). Было пред-
ложено 11 параметров для оценки ВКР и 7 - для оценки процесса защиты, каждый из которых может оцениваться по одной из четырех градаций.
Таблица 2
Весовые коэффициенты и результаты ранжирования параметров для оценки объекта «ВКР»
№ п/п Параметр ВКР Весовой коэффициент (Уг10-3) Ранг (Щ)
1 Актуальность темы ВКР (отражает ли тема современные тенденции в развитии профобразования) 128 2
2 Новизна поставленной в ВКР задачи 139 1
3 Практическая значимость результатов ВКР 127 3
4 Степень готовности педагогического продукта ВКР к практическому применению 112 4
5 Опробование продукта ВКР в учебной (или иной) практике 51 11
6 Т еоретико-методологическое обоснование разработки 92 5
7 Качество аналитического обзора источников по теме ВКР 82 6
8 Стиль изложения пояснительной записки 49 10
9 Качество оформления пояснительной записки 65 8
10 Качество графических материалов (плакатов, чертежей, слайдов, раздаточного материала) 64 9
11 Оценка работы, данная рецензентом 90 7
Таблица 3
Весовые коэффициенты и результаты ранжирования параметров для оценки объекта «Процесс защиты ВКР»
№ п/ п Параметр оценки процесса защиты ВКР Весовой коэффициент (V защ10-3) Ранг (Щ)
1 Качество содержания доклада 177 3
2 Качество ответов на вопросы членов ГАК 248 1
3 Использование графических материалов (плакатов, чертежей, раздаточного материала) во время доклада 107 5
4 Деловые и волевые качества, демонстрируемые студентом во время защиты 145 4
5 Готовность студента к защите ВКР 216 2
6 Соблюдение регламента доклада 36 7
7 Характеристика личности студента согласно отзыву руководителя 71 6
В работе используется наиболее распространенный способ агрегирования -придание «весов» (значимостей) каждому параметру и расчет значений групповых интегральных оценок как средневзвешенных сумм значений параметров.
Технология представлена совокупностью следующих процедур: определение и фиксация в оценочном листе членами ГАК, на основании доклада студента, его ответов на задаваемые в процессе защиты вопросы; ознакомления с текстом пояснительной записки, одной из четырех градаций параметров каждого из оцениваемых объектов; ввод оператором информации из оценочного листа в базу данных компьютерной программы; квантификация программой указанных градаций, расчет парциальных оценок, их агрегирование в соответствии с установленным алгоритмом, перевод интегральной оценки в пятибалльную шкалу.
В течение 2005-2007 гг. технология была апробирована при защите 168 выпускных квалификационных работ в Ижевском государственном техническом университете и в Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко. Проведенное исследование позволяет констатировать, что в целом несовпадение оценок, полученных при оценивании ВКР традиционным способом и по экспериментальной технологии, наблюдается в 35% случаев, в основном в сторону занижения оценки.
Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о том, что разработанная технология квалиметрического оценивания ВКР в вузе выполняет следующие функции:
• обеспечивает большую объективность и обоснованность оценок ВКР;
• позволяет формировать базу данных, оценок ВКР по всем параметрам и дает возможность адресно корректировать учебно-воспитательный процесс;
• повышает достоверность информации о качестве выполненных работ и их защиты в ГАК благодаря применению системы показателей ВКР, единой для всех работ.
Литература
1. Козьмина М. А. Технология квалиметрического оценивания выпускной квалификационной работы в вузе // Вестн. Костромск. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - Т. 13, № 2. - Кострома, 2007. - С. 69-74.
2. Лейхтер С. В., Ярошенко М. В. Структура дополнительного экономического образования в системе непрерывного экономического образования // Вестн. ИжГТУ. - Вып. 4. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. - С. 51-52.
3. Надеев В. А., Семин Ю. Н. Построение модели агроинженера на осно-
ве квалиметро-технологического подхода // Проблемы модернизации высшего профессионального образования: Материалы междунар. науч.-метод.
конф. - Кострома: Изд-во КГСХА, 2003. - С. 47-48.