Научная статья на тему 'Рец. На: Жих М. И. Ранние Славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / отв. Ред. А. В. Овчинников. Санкт-Петербург; казань: Вестфалика, 2011. 90 с'

Рец. На: Жих М. И. Ранние Славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / отв. Ред. А. В. Овчинников. Санкт-Петербург; казань: Вестфалика, 2011. 90 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На: Жих М. И. Ранние Славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / отв. Ред. А. В. Овчинников. Санкт-Петербург; казань: Вестфалика, 2011. 90 с»

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2013. Вып. 3

Рец. на: Жих М.И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / отв. ред. А.В. Овчинников. Санкт-Петербург; Казань: Вестфалика, 2011. 90 с.

Работа молодого петербургского исследователя М. И. Жиха продолжает начатые мной еще в начале 1960-х гг. исследования арабской традиции, помещавшей во второй половине I тыс. н.э. где-то в Среднем Поволжье ас-сакалиба-славян и их сопоставления с той этнокультурной ситуацией в регионе, которая фиксируется по данным археологии. Основным для данной темы является впервые в СССР опубликованное мной известие Ибн Асама ал-Куфи, повествующее о том, что в процессе своего похода против Хазарии в 737 г. наместник Кавказа и Джазиры, омейад Марван ибн Мухаммад достиг некоей «реки славян» и столкнулся со славянами, захватив большое их количество в плен [1. С. 16-18]. Данные ал-Куфи дополняются свидетельствами других арабских историков. Публикуя этот источник, я пришел к выводу, что описанные в нем события могли иметь место скорее всего где-то в Среднем Поволжье, но тогда этот вывод не получил поддержки, так как не было, как тогда казалось, никаких археологических подтверждений серьезного присутствия славян в Среднем Поволжье в этот период. Культура славян Среднего Поволжья не была еще опознана. По этой же причине открывший сочинение ал-Куфи А. З. В. Тоган, который пришел к тем же выводам относительно маршрута похода Марвана, что и я, интерпретировал упоминаемых в источнике «ас-сакалиба» не как славян, а как некую «тюркско-финскую помесь» [16. Р. 296]. Со временем однако ситуация изменилась. Получила вполне определенную этническую атрибуцию открытая еще в 1953-1954 гг. казанскими археологами Н. Ф. Калининым и А. X. Халиковым так называемая именьковская культура. Именьковская культура ГУ-УГГГ вв. создана племенами, основу хозяйства которых составляло пашенное земледелие, до того в Среднем Поволжье не практиковавшееся, земледелие с очень широким набором зерновых культур. Оказалось, как это впервые показала самарский археолог Г. И. Матвеева, что именьковская культура генетически связана с праславянскими культурами: зарубинецкой культурой Верхнего и Среднего Приднепровья (конец Г тыс. до н.э. - начало Г тыс. н.э.) и пшеворской культурой, существовавшей западнее. По солидно аргументированному выводу Г. И. Матвеевой, поддержанному и развитому крупнейшим археологом-славяноведом В. В. Седовым, племена именьковской культуры создали в Среднем Поволжье мощный пласт славянского земледельческого населения [5-8; 9. С. 74-78; 11. С. 55-58; 12. С. 309-315; 15. С. 245-249]. Сейчас здесь известно более 600 памятников именьковской культуры, из которых исследованы в разной степени лишь несколько десятков. На рубеже УГГ-УГГГ вв. часть именьковцев ушла на запад, в Среднее Приднепровье [11. С. 59-63; 12. С. 315; 13. С. 193-194; 15. С. 253-255]. Между тем и Г. И. Матвеева, и В. В. Седов не сомневаются, что более широкие раскопки именьковских поселений позволят выявить материалы УГГГ-ГХ вв. [9. С. 77-79; 10; 14; 15. С. 255]. Таким образом, археологические исследования дали материальные подтверждения сведений арабских авторов.

После этих работ археологов стало возможным вернуться к старой теме на новом уровне, уже с учетом установленного археологами факта проживания славян в Среднем Поволжье, что позволило конкретизировать давно сделанные мной выводы [2; 3. С. 68-72; 4. С. 210-217], которые нашли поддержку Г. И. Матвеевой, П. Н. Старостина и В. В. Седова.

Тем не менее не все согласились с такой интерпретацией круга восточных известий об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и об их связи с носителями именьковской культуры. Сложившаяся историографическая ситуация сделала необходимым новое обращение к этим источникам и их всесторонний анализ, проверку сделанных на их основе гипотез, что и было предпринято М. И. Жихом. Автор не только предпринял последовательное рассмотрение всех выявленных к настоящему времени арабских известий, предположительно помещающих славян в Среднем Поволжье, но и привлек такие, которые ранее под этим углом зрения еще не рассматривались (например, письмо царя Иосифа). В итоге проведенной работы М. И. Жих пришел к убедительному выводу о том, что в арабской и хазарской традиции существовало устойчивое представление о проживании в Среднем Поволжье славян, одним из проявлений которого было периодическое наименование Волги в арабской традиции «славянской рекой», все случаи упоминания о которой тщательно проанализированы автором. Единственным претендентом на археологическое соответствие этим славянам, по мнению М. И. Жиха, которое я разделяю, являются носители именьковской культуры. В частности, проведенный автором новый анализ сообщения ал-Куфи подтвердил, что локализовать место столкновения

2013. Вып. 3

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Марвана со славянами можно только в Среднем Поволжье - в регионе, где существовала эта культура и где вплоть до болгарских времен проживали потомки оставившего ее населения.

Проведенное М. И. Жихом исследование достойно продолжило начатую мной работу над изучением данных ал-Куфи и других арабских авторов о славянах в Среднем Поволжье, существенно расширило наши знания о раннесредневековой истории этого региона и наметило перспективы последующих исследований в этом направлении. Надеюсь на дальнейшую плодотворную работу автора над этой темой и искренне желаю ему в этом успехов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кляшторный С. Г. Древнейшее упоминание славян в Нижнем Поволжье // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1964. Т. 1.

2. Кляшторный С. Г. Межкультурный диалог на Великом Волжском пути: исторический аспект // Великий Волжский путь. Материалы Круглого стола и Международного научного семинара. Казань, 2001.

3. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Праславяне в Поволжье // Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.

4. Кляшторный С. Г., Старостин П. Н. Праславянские племена в Поволжье // История татар с древнейших времен Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002.

5. Матвеева Г. И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981.

6. Матвеева Г. И. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. // Культуры Восточной Европы I тыс. Куйбышев, 1986.

7. Матвеева Г. И. К вопросу об этнической принадлежности племен именьковской культуры // Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодализма: сб. тез. М., 1988.

8. Матвеева Г. И. Некоторые итоги изучения именьковской культуры // Этногенез и этнокультурные контакты славян. Труды VI Междунар. конгресса славянской археологии. М., 1997. Т. 3.

9. Матвеева Г. И. Среднее Поволжье в IV-VII вв.: именьковская культура. Самара, 2004.

10. Матвеева Г. И., Скарбовенко В. Н. Очерк тридцатилетних работ Средневолжской археологической экспедиции Самарского университета // Вопросы археологии Урала и Поволжья. Самара, 1999.

11. Седов В. В. Очерки по археологии славян. М., 1994.

12. Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994.

13. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

14. Седов В. В. К этногенезу волжских болгар // Российская археология. 2001. № 2. С. 5-15.

15. Седов В. В. Славяне: историко-археологическое исследование. М., 2002.

16. Validi Togan A.Z. lbn Fadlan's Reisebericht. Leipzig, 1939.

С.Г. Кляшторный, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, зав. отделом Центральной и Южной Азии

Институт восточных рукописей РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.