Научная статья на тему 'Рец. На: Терюков А. И. История этнографического изучения народов коми. СПб. : МАЭ РАН, 2011. 514 с'

Рец. На: Терюков А. И. История этнографического изучения народов коми. СПб. : МАЭ РАН, 2011. 514 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. На: Терюков А. И. История этнографического изучения народов коми. СПб. : МАЭ РАН, 2011. 514 с»

Р Е Ц Е Н З И И УДК 39(470.13)(049.32)

А. к. Салмин

рЕЦ. на: ТЕрюкоВ а. и. история этнографического изучения народов коми. СПБ.: МАЭ ран, 2011. 514 С.

Поставленная А. И. Терюковым тема актуальна для современной этнографической науки. Глубоко логично построенный план работы позволил автору монографии излагать свои мысли в строгой структуре и охватить различные виды источников.

На самом деле, историографических работ по отечественной этнографии в целом и этнографии народов коми в частности немного. Объясняется это рядом факторов, в том числе былыми идеологическими соображениями. Например, в книге В. Н. Белицер «Очерки этнографии народов коми» (1958 г.) в принципе нет историографического раздела. По-видимому, такую ситуацию можно объяснить двумя причинами. Во-первых, не всегда можно было писать так, как думаешь. Во-вторых, инерция опускать сложную и кропотливую историографическую часть продолжала превалировать. Так, в еще недавнем прошлом было принято негативно оценивать деятельность ярких представителей коми народа -Г. С. Лыткина, К. Ф. Жакова, В. П. Налимова, П. А. Сорокина. В последнее время появились работы, в которых, напротив, наблюдается перекос в сторону преувеличения роли этих людей в становлении культуры и науки коми. В такой ситуации весьма ожидаема была рецензируемая книга, в которой поставлена цель обобщить в монографической форме результаты деятельности значительного числа отечественных и зарубежных этнографов и краеведов.

На наш взгляд, изучение ранних исторических и этнографических сведений о коми получилось наиболее глубоким и удачным. Здесь рассмотрены сведения из арабских, скандинавских, древнерусских и западноевропейских источников. Как говорится, со стороны виднее. Свое познается в сравнении с чужими традициями. «Следует учитывать взгляд на события изнутри и извне, причем взгляд со стороны играет немаловажную роль» - скромно, но верно констатирует автор. В 1Х-Х1 вв., в период расцвета Арабского халифата, одним из главных коммуникационных путей между Западом и Востоком становится Великий Волжский путь. Эта торговая и дипломатическая трасса связала различные районы

_А. К. Салмин

Халифата со столицей Волжской Булгарии - крупнейшим ремесленным, торговым и культурным центром эпохи Средневековья, городом Булгар. Булгарское царство окончательно сформировалось к нач. X в. В его состав вошли многие племена, населявшие Среднее Поволжье, в том числе предки современных татар, удмуртов, коми-пермяков, мари, мордвы и чувашей. Арабских путешественников интересовала и «Страна мрака», расположенная где-то на Севере, из которой поступала пушнина. Булгарские купцы проникали на территорию Коми края, о чем свидетельствуют находки в этих местах предметов булгарского происхождения. Сведения о северных народах теперь находим в арабских географических и исторических сочинениях. Мы с благодарностью изучаем рукописи Ахмеда Ибн-Фадлана (922 г.) и Абу Хамида ал-Гарнати (1133-1134, 1135-1136 гг.). Это они нам передали информацию из первых рук. От Ибн Фадлана мы узнаем, что соболей и куниц привозят в Булгарию от народа и страны Вису. У них зимой ночь равна летнему дню, а летом ночь становится короткой. Арабский путешественник также привел сведения о набегах норманнов (скандинавов) на Вису, находящуюся севернее Булгар и простирающуюся до Белого моря. Абу Хамид ал-Гарнати тоже описывает Вису и отмечает, что Вису находится от Булгар в одном месяце пути. Кроме того, в его книге представлены сведения о народах ару и йура. Арабский писатель подробно характеризует систему меновой торговли с этими народами. Имеется и ряд частных, но ценных наблюдений. Например: «Дорога к ним по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их; длина каждой доски ба, а ширина - пядь. Перед и конец такой доски приподняты над землей, посередине доски место, на которое идущий ставит ногу, в нем отверстие, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам».

Ал-Гарнати лично встречался с людьми севера и оставил красочное описание их внешнего вида: «Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус». Несмотря на такое подробное описание, этнически привязать эти зарисовки трудно.

Подводя итог современным дискуссиям о Вису, А.И. Терюков строит свое предположение, не лишенное основания: жители страны-земли Вису могли быть предками современных народов коми или приняли участие в их этногенезе. В пользу этой версии он приводит еще одно замечание Ибн-Фадлана, в котором описывается упряжное собаководство у этого народа. Из всех народов, проживающих на Европейском Севере, оно было только у коми.

Ценные сведения находит А. И. Терюков в скандинавских источниках, прежде всего в сагах о путешествиях и походах викингов (норманнов) IX-XIII вв. в легендарную страну Биармию. Поэтические саги полны вымыслов, однако они содержат и исторические сведения, а также ряд этнографических данных. В частности, именно к исландским сагам восходят легенды о Золотой Бабе. Финский исследователь Х. Киркинен прямо отождествляет жителей Биармии с летописной Пермью. Автор рецензируемой монографии указывает еще на одну гипотезу, связанную с норманнами: о существовании их факторий в Среднем

Рец. на: Терюков А. И. История этнографического изучения народов Коми..._

Поволжье. Она была высказана шведским археологом Т. Арне, а также киевским проф. П. П. Смирновым.

Первое упоминание о коми в древнерусской литературе зафиксировано в «Повести временных лет» под 1113 г. Наиболее достоверно во всем корпусе ранних русских источников по коми «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом». Датируется «Слово» кон. XIV -нач. XV вв. Написано оно церковным писателем Епифанием Премудрым. Епи-фаний был лично знаком со Стефаном Пермским и провел значительное время в беседах с этим церковным деятелем, что позволяет относиться к источнику с большим доверием. Согласно Епифанию, в 1372 или 1375 г. Стефан в Ростове Великом создает древнекоми (древнепермскую) азбуку. Конечно, цель Стефана была миссионерской: привести коми народы через грамоту к познанию азов православия. В 1383 г. Стефана назначают епископом Пермским, наделенным также светскими полномочиями представителя Москвы в этом регионе, что означало, подчеркивает автор, что территория современной Республики Коми фактически была присоединена к Московской Руси.

Ряд сведений по этнографии коми содержится в сочинениях западноевропейских писателей и путешественников, побывавших в России в XIV-XVII вв. Подробно останавливается автор на работе ректора Краковского университета Матвея Меховского (1457-1523) «Трактат о двух Сарматиях», где впервые была упомянута и откуда начала самостоятельную жизнь знаменитая легенда о Золотой Бабе: «За областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения. Если нет приличного дара, то бросают перед идолом звериную шкуру или хоть нитку, вытянутую из одежды, и, склонившись с почтением, идут дальше».

Все приведенные и проанализированные А. И. Терюковым источники, относящиеся к XVI-XVII вв., являются первичными при изучении истории и этнографии многих народов России. Однако комплексная и детальная оценка им дается впервые. «Если первые сведения о народах этого региона трудно идентифицировать в этническом отношении, то к концу этого периода они становятся более реальными, появляются понимаемые этнонимии, топонимы, в том числе и первые этнографические описания народов коми», - отмечает автор.

Основательно изучены и другие периоды истории и этнографии коми. Читатель сам может в спокойной обстановке с ними ознакомиться и полезные ему страницы взять на вооружение. Объем книги внушительный - 45 п.л.

Биобиблиографии исследователей, представленные в книге, разрабатываются как жанр для разрешения историко-этнографических проблем.

Очень жаль, что архивные источники не указаны в Оглавлении. Они помещены в конце Библиографии. Список введенных в научный оборот архивных рукописей внушителен. Тем не менее, в нем отсутствуют источники из архивов Хельсинки, которыми автор располагает. В случае переиздания труда хорошо бы Архивные источники отразить в оглавлении, а поместить - перед Списком

_А. К. Салмин

использованной литературы, который чрезвычайно богат, и насыщен, и будет весьма полезен для исследователей как путеводитель по теме.

Стиль изложения у А. И. Терюкова, как всегда, эмоциональный, живой, увлекающий. Внимательно прочитав книгу, мы заметили: подачей материала она выгодно отличается от многих скучных историографических работ.

Автор рецензируемой монографии Александр Иванович Терюков, кандидат исторических наук - заведующий отделом Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Но для нас он, прежде всего, человек-энциклопедия. К нему можно обратиться за консультацией и получить подробное разъяснение по самому широкому кругу вопросов, касающихся этнографии народов России, и, конечно же, финно-угорской этнографии. «Книга создавалась долго» - пишет автор во Введении к своей книге. А мы бы отметили, что принцип - не торопиться с публикацией, искать все новые и новые источники, пересматривать устоявшиеся взгляды - это вообще по-терюковски.

В итоге можно констатировать, что этнографическое сообщество России имеет наконец фундаментальный труд по истории этнографического изучения народов коми.

Поступила в редакцию 22.11.2012

Антон Кириллович Салмин,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

г. С.-Петербург E-mail: antsalmin@mail.ru

Anthon Kirillovich Salmin,

Doctor of Science (History), leading research associate, Museum of anthropology and ethnography (Kunstkamera) of the RAS

St. Petersburg E-mail: antsalmin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.