УДК 904 ББК 63.5
А.К. САЛМИН
ГОРОДИЩЕ БУЛГАР В КОНТЕКСТЕ ЭКСПЕДИЦИИ П.С. ПАЛЛАСА
Ключевые слова: академические экспедиции XVIII в., П.С. Паллас, Булгарское городище.
В статье рассматривается состояние городища Булгар на время посещения членами академической экспедиции под руководством академика Петербургской академии наук П.С. Палласа. Самым ранним свидетельством о столице Волжской Булгарии является рукопись Ибн-Фадлана. При Алмуше появились первые деревянные и каменные строения. Затем они были разрушены вследствие монголо-татарского нашествия. Но при Батые город Булгар был опять восстановлен. Самым важным, поворотным фактом следует считать пребывание здесь Петра I. Император дал поручение губернатору А.П. Салтыкову привезти в г. Булгар строительные материалы и восстановить памятники. В 1767 г. городище посетила Екатерина II. Также не следует считать суваров создателями памятников Булгарского городища, хотя наследники суваров - современные чуваши - сохранили ряд архитектурных стилей (например, веревочный орнамент на столбах ворот). К статье прилагаются рисунки каменных зданий, сделанные участниками отряда П.С. Палласа. Материалы экспедиции подтверждают, что к 1768 г. в городище сохранилось более 40 сооружений. Наиболее значительные из них - Большой минарет, Ханская усыпальница и Черная палата. Несомненный интерес представляют надгробные памятники и найденные здесь монеты.
Самым ранним свидетельством о столице Волжской Булгарии г. Булгар является рукопись Ибн-Фадлана (922 г.). Упоминают его и средневековые путешественники. Имеются такие факты и в документах XVII в. Это - писцовые книги, акты генерального межевания, а также сочинение А.И. Лызлова «Скифская история». В конце XVII в. царь Федор Алексеевич (1661-1682 гг.) дает указание описать здания и другие развалины, оставшиеся от столицы Волжского государства.
По истории изучения этого экономического и культурного центра Поволжья имеются публикации. Особую ценность представляет обзор, выполненный казанским археологом К.А. Руденко [9. С. 32-37]. Он дает историографию регистрационно-описательского и коллекционного периода, включавшего в себя XVIII-XIX века.
Конечно, самым важным, поворотным следует считать пребывание здесь самого Петра I. В г. Булгар он сделал остановку во время Азовского похода. «Великий Государь некоторые здания, как-то столбы и башни, при себе еще приказал вымерять; потом был на древнем кладбище города; он более пятидесяти видел гробниц, или великих на гробах оных каменных досок с надписями на разных восточных языках, показующие различных в нем жительствовавших народов и древность города» [1. С. 185]. В письме Казанскому губернатору А.П. Салтыкову он написал: «В бытность Нашу в Булгаре видели Мы, что у старинного булгарского строения башни (или колокольни) фундамент испортился, и оный надлежит подделать вновь, того для пошлите туда ныне человек двенадцать каменщиков с их инструментами и несколько бочек извести, а камня там старого довольно есть; а также мост и старое по времени вели починить» [1. С. 194].
В XVIII в. в г. Булгар неоднократно производились перестройки. Так, в 1732-1734 гг. на месте Ханского двора и Соборной мечети был построен Успенский монастырь. Под фундамент использовали надгробные плиты.
В 1767 г., за год до экспедиции П.С. Палласа, городище Булгар посетила Екатерина II. В частности, она написала: «Ездили на берег смотреть развалины старинного, Тамерланом построенного города Болгары и нашли действительно остатки больших, но не весьма хороших строений, два турецкие минарета весьма высокие, и все, что тут ни осталось, построено из плиты очень хорошей; татары же великое почтение имеют к сему месту и ездят Богу молиться в сии развалины» [2. С. 505]. Конечно, относительно Тамерлана (= Тимура, 1336-1405 гг.) императрица ошибалась. Тамерлан по отношению к г. Булгар является не строителем, а разрушителем. Изначально г. Булгар в виде юрт был основан отцом Алмуша ханом Шилки (Силки) еще в IX в. А еще точнее - еще во второй половине VIII в. здесь обитали предки Алмуша. При Алмуше начинают появляться деревянные и первые каменные строения. Нашествие Золотой Орды разрушило города Волжской Булгарии. Но вскоре г. Булгар был восстановлен. Это было при Батые. В 1242-1246 гг. хан Батый сам жил в этом городе. Примерно в те же годы были построены еще несколько городов. Например, возник Эстер-хан (чуваш. Адтархан «Астрахань»). Затем в Булгаре и Сарае находились ставки хана Берке (1257-1266 гг.) [7. С. 193]. Итак, в 1236 г. столица Волжской Булгарии г. Булгар был разрушен, но вскоре восстановлен. Поэтому все каменные постройки и надписи, сохранившиеся в нем теперь, относятся к эпохе монгольского владычества и к более позднему времени.
К приезду П.С. Палласа на территории городища еще оставалось 44 сооружения. Он дает описание увиденных им исторических объектов. «Знатнейшая из оных башня или мизгирь сделана из отесанных камней несколько выше 12 сажен по такому образцу и пропорции, как она представлена на шестой таблице под буквою А, и ныне еще цела стоит. На оную взходят по круглой лесни-це о 72 ступенях, из коих каждая в Парижский фут вышиною... Двери в башню сделаны на полуденной стороне, и видны в стене большие железные крючья, на которых дверь висела . В стенах башни оставлены небольшие скважины , в которые свет проходит: и по тому видно ходить по леснице. Подле сей башни есть в неправильном четвероугольнике развалины большого каменного здания с толстыми углами, которое, может быть, представляло большую мечеть. Сие здание состоит из неровных худо отесанных, но весьма плотно складенных известковых, дресвяных, диких и гипсовых камней, которые уповательно браны в гористом береге Волги» [6. С. 186-188].
«Почти на 80 сажен далее в южнозападную сторону стоит еще небольшое из дикого камня, плотно складенное четвероугольное здание (зри таб. 6, под буквою В); однако своды оного на одной стороне обвалились. Гораздо знатнее и обширнее было то здание, которого среднее на южной стороне деревни и в самой середине бывшего города находящееся и многими основаниями окруженное главное строение еще и ныне видно. Отменная архитектура достойна того, чтобы сообщить с оной рисунок (зри таб. 6 под буквою С). Но трудно определить, на какой конец сие строение сделано было. Мужики называют оное судейским домом; да и я не имею причины почесть за что ни будь иное» [6. С. 188-189].
Основные памятники Булгарского городища, сохранившиеся на время экспедиции П.С. Палласа: А - Большой минарет; В - Ханская усыпальница; С - Черная палата; Р, Р, О - образцы монет, найденных на Булгарском городище [6, табл. VI]
«При Болгарах найдено много старинных надгробных камней с арапскими, а несколько с армянскими надписями, которые ныне отчасти употреблены в фундамент новой церкви Успенского монастыря, а отчасти лежат подле оной на земле» [6. С. 192]. Надписи на некоторых из них свидетельствовали, что усопшие родом из Персидской провинции Шемахи, а один - из Ширвана. Естественно, эти люди прибыли в Волжскую Булгарию по торговым делам.
«Можно еще о великом его торге заключить из серебреных и медных малых монет, которые еще и ныне собирают крестьянские дети на тамошних
пашнях. В числе серебреных не редко попадаются с изрядною арапскою и куфинскою надписью; и такие монеты чеканены из чистого серебра; при том же они нарочито толсты, и величиною обыкновенно не больше ногтя большого пальца. Но есть много из худого и хрупкого серебра, да и чеканены очень тонко и не чисто. У сих монет на одной стороне находятся либо звездочки, или другие украшения, а на другой стороне высокие точки и кружок, в котором изображен произвольный знак почти такой же, какой башкирцы и другие безграмотные народы еще ныне употребляют вместо своеручной подписи. Я сообщаю рисунки двух таких монет (Зри таб. 6 под буквою F); но на медных монетах находится таких знаков гораздо больше, и обыкновенно в тройном три-угольнике. (Зри таб. 6 под буквою G)» [6. С. 193-196].
Видимо, рисунки объектов Булгарского городища выполнены участником экспедиции рисовальщиком Николаем Дмитриевым.
Археологические исследования, производившиеся на территории городища Булгар, дали в основном материал золотоордынского времени. Это -архитектурные обломки и бытовые вещи. Первые относятся к XIV в., вторые состоят из керамики золотоордынского времени и обломков китайского фарфора, датируемого XII-XIV вв. Таким образом, расцвет г. Булгар относится к XIII-XIV вв.
Вопреки восприятию многими арабскими источниками и исследователями Булгара как города во время путешествия Ибн-Фадлана слово означало «страну». В энциклопедии Наджиба Хамадани «Диковинки творений» Булгар описывается как «большая область». Исследователи справедливо переводят его как Land [4. С. 153, 161]. Есть сомнение в том, существовал ли город Булгар в собственном смысле к приезду Ибн-Фадлана. Ко времени появления на Средней Волге первых суваров (895 г.) Булгар представлял собой городище из деревянных и тростниковых построек. По данным на XII в., в г. Сувар постройки были деревянные, в них укрывались жители зимой, а в шатрах - летом. Иначе говоря, только через более чем два века после пребывания здесь Ибн-Фадлана в Суваре появились деревянные дома и шатры. О кирпичных строениях нет и речи. Все постройки и надписи, сохранившиеся в Булгаре, относятся к эпохе монгольского владычества. Поэтому исследователям наследия Волжской Булгарии следует помнить этот факт, а не переносить данные XIII-XV вв. на IX-XII вв. Так, в первой половине XII в. ал-Гарнати увидел полностью деревянный город Булгар. Поэтому надо иметь в виду, что нынешние сохранившиеся каменные развалины города Булгар - это уже остатки построек, возникших после 1236 г. и в более поздний период. По крайней мере, существующий исторический памятник «Булгарский заповедник» - это не суварское наследие. Археологические раскопки полностью подтверждают свидетельства средневековых историков. В X-XIII вв. у булгар были простые деревянные срубы или каркасные постройки, оштукатуренные глиной снаружи и изнутри. Крыша у таких домов делалась плоская. Такой тип дома, видимо, сложился одновременно с появлением здесь булгар, принесших его с собой с юга, где он был широко распространен у хазар и антов.
Относительно истоков каменных строений в Поволжье есть и другое мнение, отличное от среднеазиатской версии. Согласно ей, переселенцы из салтово-маяцкого региона, входившего в состав Хазарии, имели собственный
опыт строительства городов, крепостей и поселений. По крайней мере, они были очевидцами Итиля, Саркеля, Баранджара и Семендера. Все эти и другие города-крепости были построены в традициях восточных регионов Византии. Поэтому мнение об участии среднеазиатских или ближневосточных мастеров берется под сомнение. Такое мнение применимо только к первой колонной мечети арабского типа. Видимо, и они ограничились поверхностным объяснением. А строили по их чертежам из бревен местные мастера. «Строительство в сер. 2-й пол. X в. каменной части соборной мечети в Биля-ре и кирпичных, кирпично-каменных зданий в городах Булгарии совпадает с новой волной переселенцев из Хазарии, которые, на наш взгляд, и принесли в регион опыт массового производства сырцового и обожженного кирпича. Диапазон габаритов сырцовых и обожженных кирпичей Булгарии практически аналогичен размерному ряду кирпичей в постройках крепостей Хазарского каганата: Семикаракорской, Саркельской и др.» [5. С. 29]. Вместе с тем известно, что здания из обожженного кирпича в Хазарии строили только для каганов. Поэтому практически все каменные здания в булгарских городах, первоначально признанные за дворцы и жилища знати, теперь считают ба-нями-хаммами. Кроме того, поволжские кирпичи по размерам отличаются от среднеазиатских.
В Волжской Булгарии в домонгольское время существовали общественные бани как простой, так и относительно сложной планировки. Оба типа продолжали иметь место в золотоордынское время. Простой тип представлен баней в Большой Тоябе и баней XIII в. в Булгаре. К сложному типу относится баня № 3 в Булгаре. В X в. здесь появляются банные сооружения с более развитой планировкой, такие, как Красная и Белая палаты [3. С. 232].
Ювелирные изделия булгарских земель Золотой Орды оцениваются на уровне шедевров. Прежде всего это относится к оружию, доспехам, одежде, а также к украшениям. На Средней Волге производились пояса с золотыми чашами. Матрицы для изготовления были найдены на Булгарском городище. Их датируют 1245-1250 гг. Кроме украшений здесь встречаются бронзовые зеркала, парадные чаши, котелки и подсвечники. Большой интерес представляют серебряные и золотые перстни, серьги, браслеты. Серьги имеют устойчивую форму в виде знака вопроса. Нередко они украшены привесками из жемчуга [8. С. 250].
Исследователи видят преемственность между украшениями с веревочным орнаментом на двери в Малый минарет (г. Булгар) и веревочным орнаментом на столбе ворот чувашского дома, зафиксированным в середине XX в.
Выводы. П.С. Паллас побывал на Булгарском городище через восемь с половиной веков после Ибн-Фадлана и вскоре после Петра I и Екатерины II. К приезду П.С. Палласа здесь насчитывалось 44 сооружения. Огромное значение для истории имеют рисунки и описания Большого минарета, Ханской усыпальницы и Черной палаты. Несомненный интерес представляют надгробные памятники и найденные монеты. Все сохранившиеся строения относятся к золотоордынскому времени. Сегодня на этом месте располагается великолепный «Архитектурно-исторический комплекс Булгар», восстановленный по сохранившимся изображениям, в числе которых палласовские рисунки имеют фундаментальное значение.
Литература
1. Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М.: Универ. тип., 1789. Ч. VIII. 448, IX, 1 с.
2. Екатерина II. Сочинения. СПб.: Имп. АН, 1906. Т. XI. XXXVIII, 734 с.
3. Зиливинская Э.Д. Дома с подпольным отоплением в Волжской Булгарии // Советская археология. 1989. № 4. С. 223-233.
4. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Ст., пер. и коммент. Харьков: Харьков. ун-т, 1956. 347 с.
5. Надырова Х.Г. Хазаро-болгарские традиции в градостроительстве Волжско-Камской Булгарии // Известия КазГАСУ. 2010. № 2. С. 20-31.
6. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. [1768 и 1769 гг.] / пер. В. Зуев. СПб.: Имп. АН, 1773. Ч. 1. X, 115, 657 с., 117 ил.
7. Поло М. Книга / коммент. М.Б. Горнунг // Плано Карпини Дж. дель. История монгалов; Рубрук Г. де. Путешествие в Восточные страны; Марко Поло. Книга. М.: Мысль, 1997. С. 192-393.
8. Руденко К.А. Ювелирное искусство Золотой Орды: две серебряные серьги из Татарстана (вопросы атрибуции и датировки) // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Казань: ИИ АН РТ, 2011. С. 250-253.
9. Руденко К.А. История археологического изучения Волжской Булгарии (X - начало XIII в.). Казань: Респ. центр мониторинга качества образования, 2014. 767 с.
САЛМИН АНТОН КИРИЛЛОВИЧ - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
A. SALMIN
ANCIENT SETTLEMENT OF THE BULGARS IN THE CONTEXT OF P.S. PALLAS'S EXPEDITION
Key words: academic expeditions of the 18th century, P.S. Pallas, ancient settlement of the Bulgars.
The article deals with the condition of the Bulgar ancient settlement at the time of its visiting by members of academic expedition headed by Academician of St Petersburg Academy of Sciences P.S. Pallas. The earliest evidence of existence of the capital of the Volga Bulgaria is the manuscript of Ibn Fadlan. In the times of Almush, first wooden and stone buildings were constructed. Then they were destroyed due to the Mongol-Tatar invasion. But the town Bulgar was restored under Batu Khan. The stay of Peter the Great in the settlement should be considered to be the most important and crucial event. The Imperor ordered the governor A.P. Saltykov to deliver construction materials to the Bulgar settlement and repair the monuments. Catherine the Great visited the ancient settlement in 1767. Monuments of the Bulgar ancient settlement should not be attributed to the neighboring Suvar tribes. However, the Suvars' successors - the present-day Chuvash - have retained a number of architectural styles (e.g. rope ornaments on gate posts). Pictures of main stone buildings made by P.S. Pallas's group are attached to the article. The materials collected by the expedition prove that more than 40 structures remained by 1768. The most notable of them are the Great Minaret, the Khans table-tomb, and the Black Chamber. The sepulchral stones and coins found in this area are definitely of interest.
References
1. Golikov I.I. Deyaniya Petra Velikogo [The Acts of Peter the Great]. Moscow, 1789, part VIII, 448, IX, 1 p.
2. Ekaterina II. Sochineniya [Compositions]. St. Petersburg, 1906, vol. XI, XXXVIII, 734 p.
3. Zilivinskaya E.D. Doma s podpol'nym otopleniyem v Volzhskoi Bulgarii [Homes with underground heating in Volga Bulgaria]. Sovetskaya arkheologhiya, 1989, no. 4, pp. 223-233.
4. Kovalevskii A.P. Kniga Akhmeda Ibn-Fadlana o yego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg. [Book of the Ahmed Ibn Fadlana on his journey along the Volga in 921-922 y.]. Kharkov, Kharkov University Publ., 1956, 347 p.
5. Nadyrova Kh.G. Khazaro-bolgarskiye traditsii v gradostroitel'stve Volzhsko-Kamskoi Bulgarii [Khazar-Bulgarian traditions on construction of cities in Volga-Kama Bulgaria]. Izvestiya KazGASU, 2010, no. 2, pp. 20-31.
6. Pallas P.S. Puteshestviye po raznym mestam Rossiiskogo gosu-darstva. 1768 i 1769 gg. [Travel to different places in Russia. 1768 and 1769]. St. Petersburg, 1773, part 1, X, 115, 657 p.
7. Polo Marko. Kniga [Book]. In: Karpini Dzhovanni del' Plano. Istoriya mongalov [History of Mongals]; Rubruk Ghil'om de. Puteshestviye v Vostochnyye strany [Journey to the East]; Polo Marko. Kniga [Book]. Moscow, Mysl' Publ., 1997, pp. 192-393.
8. Rudenko K.A. Yuvelirnoye iskusstvo Zolotoi Ordy: dve serebryanyye ser'ghi iz Tatarstana (voprosy atributsii i datirovki) [The Golden Horde jewellery: two Silver Earrings from Tatarstan (questions of attribution and dating)]. In: Dialog gorodskoi i stepnoi kul'tur na yevraziiskom prostranstve [Urban dialogue and steppe cultures in Eurasia]. Kazan, 2011, pp. 250-253.
9. Rudenko K.A. Istoriya arkheologhicheskogo izucheniya Volzhskoi Bulgarii (X - nachalo XIII v.) [The history of archaeological research of Volga Bulgaria (X - the beginning of the XIII c.)]. Kazan, 2014, 767 p.
SALMIN ANTON - Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, Russia, Saint-Petersburg ([email protected]).
Формат цитирования: Салмин А.К. Городище Булгар в контексте экспедиции П.С. Палласа // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 136-142.