Научная статья на тему 'РЕЦ. НА КН.: FUCHS O. "IHR ABER SEID EIN PRIESTERLICHES VOLK": EIN PASTORALTHEOLOGISCHER ZWISCHENRUF ZU FIRMUNG UND ORDINATION. MATTHIAS GRüNEWALD VERLAG, 2017. 272 S.'

РЕЦ. НА КН.: FUCHS O. "IHR ABER SEID EIN PRIESTERLICHES VOLK": EIN PASTORALTHEOLOGISCHER ZWISCHENRUF ZU FIRMUNG UND ORDINATION. MATTHIAS GRüNEWALD VERLAG, 2017. 272 S. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА КН.: FUCHS O. "IHR ABER SEID EIN PRIESTERLICHES VOLK": EIN PASTORALTHEOLOGISCHER ZWISCHENRUF ZU FIRMUNG UND ORDINATION. MATTHIAS GRüNEWALD VERLAG, 2017. 272 S.»

Pe^ Ha kh.: Fuchs O. "Ihr aber seid ein priesterliches Volk": Ein Pastoraltheologischer Zwischenruf zu Firmung und Ordination. Matthias Grünewald Verlag, 2017. 272 S.*

Rev. op.: Fuchs O. "Ihr aber seid ein priesterliches Volk": Ein Pastoraltheologischer Zwischenruf zu Firmung und Ordination. Matthias Grünewald Verlag, 2017.272 S.

Рецензируемая работа вышла в немецком издательстве «Matthias Grünewald» — отделении католического издательства «Patmos», специализирующегося на издании научных и научно-популярных работ в области практического богословия. Ее автор — известный профессор (на пенсии) практической теологии католического богословского факультета Тюбингенского университета, католический священник Оттмар Фукс. Ученик Рольфа Церфасса (Rolf Zerfaß) Фукс, наряду с Н. Метте, Н. Грайнаером, Ф. К. Арнольдом и др., принадлежит к числу наиболее прогрессивных немецких пасторологов, активно развивавших тему священнического служения и — шире — богословия церковных должностей1.

Начиная с 1993 г. автор опубликовал несколько десятков статей и ряд книг, посвященных этой теме. Список исследований, предшествующих своей новой работе, автор приводит в конце монографии (S. 271—272). Среди них стоит отметить в первую очередь вышедшую в 2015 г. работу о таинствах в Католической Церкви «Sakramente — immer gratis, nie umsonst» (2015)2, а также «Im Innersten gefährdet: Für ein neues Verhältnis von Kirchenamt und Gottesvolk»3 (2009). Части этих книг в дополненном виде были включены в текст рецензируемого сочинения (в частности, главы о пресвитерате и диаконате).

В своей работе Фукс со свойственной ему энергией продолжает многолетний проект пересмотра богословия и практики католических таинств. В этот раз речь идет о конфирмации и хиротонии. Автор обращается к этим двум таинствам в контексте своего богословия благодати (Gnadentheologie), поскольку центральным моментом их чинопоследований является возложение рук, и оба таинства понимаются им как передача дара благодати для служения Богу. Этим объясня-

* Материал подготовлен в рамках проекта «Богословие священства немецкоязычных авторов XX века» Лаборатории исследований церковных институций ПСТГУ

1 За свои прогрессивные взгляды он неоднократно подвергался критике со стороны консервативных авторов (см., например: May G. Priestermangel // Theologisches. 2009. Bd. 3/4. S. 104-105).

2 Fuchs O. Sakramente — immer gratis, nie umsonst. Würzburg: Echter Verlag, 2015.

3 Fuchs O. Im Innersten gefährdet: Für ein neues Verhältnis von Kirchenamt und Gottesvolk. Innsbruck; Wien: Tyrolia-Verlag, 2009.

ются слова из Первого Послания ап. Петра, вынесенные в заглавие: «Но вы — священнический народ» (по: 1 Петр. 2.5,94). О причине написания своей книги Фукс в предисловии говорит следующим образом: «Я обеспокоен духовностью будущего пастырского служения, основанного на священстве народа Божьего вместе с теми, кто трудится для этого народа в священном сане. Поэтому в центре моего внимания находятся в первую очередь не возможности преодоления нынешних проблем, а перспектива, с которой сегодняшняя ситуация может быть воспринята, принята в ее неопределенности, отчасти изменена и пережита. Речь идет о расширении и углублении богословского и духовного осознания того, что Бог дал нам во всеобщем или особом священническом бытии» (8. 10).

Действительно, автор считает хиротонию и конфирмацию в наибольшей степени подверженными опасности — как в богословском, так и в церковно-практическом смысле. По поводу конфирмации он, соглашаясь с К. Ранером, утверждает, что она уже давно имеет «скудное значение в реальной жизни Церкви и верующих» (8. 10). Хиротония же, по его мнению, всегда была «таинством для немногих», а в последние десятилетия оказалась в кризисе из-за массовых скандалов, злоупотреблений и радикального пересмотра традиционного взгляда на него. В русле идей II Ватиканского собора Фукс рассматривает конфирмацию как «таинство всеобщего священства» (8. 98), или как «мирянское рукоположение» (там же), а священническое рукоположение — как «таинство благодати для церкви и мира» (8. 11). Можно сказать, что основной идеей книги является уже многократно высказанный ранее тезис: служителями Бога являются не только клирики, но и все христиане, получившие посвящение через крещение и конфирмацию.

В четырех главах Фукс последовательно раскрывает четыре темы: 1) экзегетика 1 Петр. 2.5,9; 2) конфирмация; 3) диаконат; 4) священство.

В первой главе проясняется заглавие книги («но вы — священнический народ»). Фукс раскрывает смысл этого Божьего «призыва»: от стремления воодушевить общину, испытывающую давление извне, до теологии избрания, которой автор придает большое значение. В последнем смысле всеобщее избрание к священству понимается им в свете эмпатии Бога по отношению ко всему миру.

Собственно новым текстом в книге является глава, посвященная конфирмации. Здесь Фукс заявляет себя последователем К. Ранера, стремившегося подчеркнуть значение конфирмации в свете богословия II Ватиканского собора, как «рукоположение во всеобщее священство и призвание последовать апостолам» (8. 89). Автор подчеркивает, что в конфирмации даруется личная священническая харизма (аналогично «должностной» харизме в хиротонии), подразумевающая ответственность за Церковь и мир (8. 98). Особенно ярко, по его мнению, она проявляется в форме должностей в общине, занимаемых мирянами (8. 95—96). Еще во введении Фукс приводит слова, услышанные им на одной

4 О. Фукс переиначивает текст послания. Правильно: «И сами, как живые камни, устро-яйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. <...> Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр 2.5, 9).

Fuchs O. "Ihr aber seid ein priesterliches Volk": Ein Pastoraltheologischer Zwischenruf zu Firmung...

из конференций: «конфирмация — это хиротония маленького человека» (S. 10). Это выражение красноречиво свидетельствует о новых акцентах, которые автор стремится расставить в осмыслении таинства: подчеркнуть значение «хиротонии для мирян» и противопоставить «маленького человека» — мирянина «власть имущим» — клирикам. Таким образом, пытаясь истолковать благодатные дары конфирмации, обеспечивающие вхождение в Церковь и их тесную связь с церковным действием, автор невольно обостряет «конфликт интересов» народа Бо-жия как совокупности всех принявших конфирмацию, и клириков, как тех, кто занимает церковные должности (Amt) и наделен особыми полномочиями выступать от лица Церкви. В другом месте Фукс говорит о том, что конфирмация сообщает свободу «в том числе, от епископа и от Церкви, поскольку речь идет о том Духе, который раскрывает себя в разных харизмах» (S. 9). Здесь — и многократно в других местах — автор утверждает, что действие конфирмации простирается также и за границы Церкви (например, S. 93) и что посредством этого таинства может произойти «не только посвящение для вхождения в церковную общину, но — для некоторых — посвящение для выхода из нее (Там же). Эта парадоксальная идея о необходимости расширить границы Церкви и сделать плоды ее таинств более действенными для секулярного мира не сводится для автора к представлению об освящении мира, которое осуществляют христиане. На протяжении всего повествования он говорит о необходимости максимального преодоления границ церковных институтов, за пределами которых, по его мнению, вполне возможны благодатная жизнь и спасение.

Заключительную часть главы Фукс посвящает «родоначальнику» концепции апостольства мирян — Йозефу Кардейну (Josef Cardijn) — в связи с 50-летием со дня его кончины5. Идеи Кардейна, изложенные, в частности, в его книге «Laien im Apostolat» (1964)6, оказались созвучны основным идеям рассматриваемой работы Фукса: благодать и спасение имеют «универсальный характер» (S. 113) и распространяются на всех людей на земле, а не только на христиан или католиков; вследствие этого миссия «служебного священства» (Amtspriestertum) не может считаться достаточной для того, чтобы достичь всех многочисленных сфер жизни людей (S. 116), что обуславливает необходимость активизации апостольства мирян — гораздо более мобильных, по сравнению с пресвитерами и епископами. Говоря об этом, Кардейн (а вслед за ним и Фукс) сравнивает служение у престола со «служением у рабочего стола или станка» (Там же) и относит и то и другое к сущности Церкви. И хотя священники и миряне рассматриваются в данном случае как сотрудники в деле апостольства, апостольство священников в этой логике ограничено проповедью и совершением таинств, а возможности мирян оказываются гораздо шире (S. 123) — миряне «освящают мир, делая его человечнее» (S. 126).

Фукс несколько радикализирует идеи Кардейна. В частности, обосновывая необходимость изменений в жизни Церкви, автор противопоставляет божественное и церковное право, а говоря о сотрудничестве священников и мирян в деле апостольства, утверждает, что «священники не имеют права препятство-

5 Кардейн скончался 25 июля 2017 г.

6 Cardijn J. Laien im Apostolat. Kevelaer: Butzon & Bercker, 1964.

вать апостольству мирян» и «требовать от мирян слепого послушания» (S. 124). Первое содержит явный намек на вторичность церковного учительства, по сравнению с «божественным правом», доступным каждому человеку, в том числе вне строгой институциональной принадлежности, а второе поддерживает популярный сегодня антиклерикальный дискурс.

Третья глава посвящена дьяконству, в котором Фукс выделяет две основные стороны — служение милосердия (каритас) и «обеспечение солидарности» (S. 142). Автор выводит основание дьяконского служения именно из социальных задач Церкви (S. 131). Однако затем он осмысляет служение диаконов в свете нового — более широкого — понимания термина «диакония», а забвение этой функции как ключевой называет кризисом диаконата (S. 133). Фукс упоминает множество различных форм диаконического служения, объясняя их многообразие тем, что диакония представляет собой не одну из сторон деятельности Католической Церкви, но существенный компонент всего церковного бытия. И в современном мире, с его точки зрения, именно этот компонент должен выйти на первый план. По Фуксу, по мере дифференциации общества дифференцируется и церковное устройство, ее служение и социальные формы (S. 143). На этом основании автор вновь подвергает критике традиционные институты Церкви, утверждая, что их не следует «канонизировать» в современном виде: необходимы изменения, которые тем не менее позволят сохранить церковную миссию (S. 172). Отсюда он выводит ключевой тезис главы: именно в свете диаконии необходимо рассматривать и организовывать церковное управление — не только дьяконское, но и всеобщее, и пресвитерское. Автор выступает за «диакони-зацию» всех церковных должностей (S. 145), поскольку диакония в широком смысле слова, так же как и пастырство, осуществляется in Persona Christi, а потому имеет сакраментальный характер (S. 141).

Четвертая глава, посвященная священническому сану, раскрывает это таинство как благодать, дающуюся для Церкви и мира, на основе христианского откровения, харизм верующих и пресвитерского свидетельства. Рассматривая служение священника в рамках богословия благодати (Gnadentheologie), Фукс критикует представление о нем как о сакральной персоне. Такое «устаревшее» представление, по его мнению, должен был преодолеть II Ватиканский собор7, однако эта попытка, с его точки зрения, не удалась в полной мере, о чем свидетельствуют постсоборные дискуссии и проблемы. По выражению автора, собор стремился «соединить догму и пастырство», содержание вероучения и его восприятие Народом Божьим, причем пастырство осмыслялось не как одна из практических сторон церковного бытия, но как его неотъемлемая, существенная составляющая, доступная всем членам церкви, а не только священникам. Тем самым собор попытался исключить «сословное» мышление о священстве (S. 186), однако, с точки зрения Фукса, это было сделано недостаточно убедительно, прежде всего потому, что собор не прояснил, как в лице священника

7 Тех, кто на Втором Ватиканском соборе продолжал, вопреки мейнстриму, делать акцент на сакраментальном понимании священства, Фукс объявляет «реакционными клерикалами» (8. 193).

Fuchs O. "Ihr aber seid ein priesterliches Volk": Ein Pastoraltheologischer Zwischenruf zu Firmung...

соотносятся «должностная харизма» (Amtscharisma) и его «личная» харизма как христианина (S. 187).

Автор признает в качестве некоторого прогресса, достигнутого собором, определение сущности священства не только через рукоположение, но и через основные функции Церкви (S. 195). Однако он отмечает, что оба соборных декрета, посвященных пресвитерам8, чересчур практико-ориентированны, в результате чего «служение и жизнь священника» фактически становятся источником богословских суждений о нем (S. 188—189). Ни один из двух документов, с точки зрения Фукса, не предложил «благодатно-сакраментального обоснования священнического служения», что во многом и привело к кризису священства (S. 195).

По Фуксу, сакраментальность священства заключается не в сакральном статусе священства, власти таинств или управления, а в сугубой включенности в «благодатную сеть» Народа Божьего (Vernetzung im sakramentalen Kontext — S. 199). Поэтому в качестве основной задачи священника он определяет задачу «обеспечивать благодатный характер всех церковных взаимодействий и структур» (S. 217). Отсюда и служение (Dienst) подразумевает, по выражению автора, не «безблагодатную реализацию власти», но «искупленное Богом и в Нем ис-купляющее служение» (S. 218). Именно служение священника Народу Божьему Фукс рассматривает как сущность таинства хиротонии, что позволяет исключить «господство» священника над мирянами (S. 198—199). По мнению автора, в хиротонии не передается специфическая харизма: личная харизма мирянина лишь получает направление и особую динамику (S. 197). То, что крещение (и в нем всеобщее священство) означает для конкретного человека, то же хиротония означает для Церкви в целом. Речь идет о попытке деликатного соотношения божественной благодати (Gnade) и человеческого управления (Leitung), «несовместимых как огонь и вода» (S. 199). Переходя на эмоциональный тон, Фукс заявляет, что благодать Божия никогда не должна «уничтожаться в отвратительных структурах» (S. 218).

Не вызывает удивления, что автор выступает за добровольный характер целибата и за рукоположение женщин. В первом случае свою позицию он объясняет тем, что целибат — это отдельная харизма, связь которой со священством не подтверждается Священным Писанием. Кроме того, с его точки зрения, женатые священники могут сыграть важную роль в условиях современного кризиса семьи (S. 192, 194). Проблеме женского священства Фукс посвящает сразу два раздела (1.6 и 1.7): по его мнению, рукополагая женщин, Католическая Церковь сможет «распространить права человека на церковную сферу» (S. 205—216).

Интересно отметить, что автор не посвящает отдельной главы епископскому служению, считая, что это уже было достаточно удачно сделано на II Ватиканском соборе. В свою очередь все, что в работе говорится о пресвитерах, относится, по Фуксу, и к епископам, поскольку они имеют одну священническую идентичность. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным. Отсутствие данного раздела свидетельствует, что для епископа, олицетворяющего высшую

8 Декреты «О служении и жизни пресвитеров» (Presbyterorum Ordinis) и «О подготовке ко священству» (Optatam totius).

власть в епархии, нет места в изображенной Фуксом картине. И, конечно, показательно, что в книге практически не упоминается папа.

Последняя глава (S. 248-270) несколько выбивается из основного жанра. Помещая в ней подробный анализ «Дневника сельского священника» Жоржа Бернаноса, автор вновь возвращается к 1 Петр. и говорит о драме священнического самопожертвования, которое остается очень востребованным в современных условиях секулярного мира, так же как и в I в. в языческой среде. Фукс, сам ставший священником много лет назад, проводит параллели с эпизодами из своей жизни, что придает тексту характер автобиографии.

Можно сказать, что в своем богословии таинств (на примере хиротонии и конфирмации) Фукс продолжает традицию преодоления чрезмерного юридизма и связанных с ним во многом хрестоматийных представлений о католической сакраментологии. С другой стороны, его книга демонстрирует довольно распространенные в последние десятилетия попытки обосновать значение и действенность католических таинств для людей, не принадлежащих к церкви или не практикующих католиков, в условиях невозможности традиционных форм катехизации. В этом Фукса можно признать продолжателем традиции, начатой еще Карлом Ранером. Однако, преследуя названные цели, автор на протяжении всей книги демонстрирует антиинституциональный тон, достигающий кульминации в главе, посвященной священническому служению. Поэтому и образ священника, который рисует автор, кажется далеким от реальности, воображаемым. К примеру, становление современного священника, по Фуксу, происходит не под влиянием существующей системы подготовки и традиционного образа священника, а через их преодоление (S. 230). Вообще материал в книге подается таким образом, как будто речь идет не о реальном, а о возможном и желательном положении вещей. На это указывает также не всегда академический и не во всем выдержанный стиль повествования.

Из формальных особенностей работы можно назвать отсутствие списка источников и литературы (автор приводит в конце только перечень своих работ по теме), большое количество самоцитирований, образность стиля. Периодически Фукс нарушает строгость богословских рассуждений. Например, автор путается в определении того таинства, в котором верным передается всеобщее священство, — в крещении (S. 218) или конфирмации (S. 98). Также на с. 98 Фукс говорит о том, что в хиротонии подается «должностная» харизма, а на с. 197, напротив, утверждает, что при рукоположении личная харизма мирянина лишь получает особое направление и динамику. Книга написана довольно сложным, поэтичным языком с частым использованием игры слов9. Смысловые блоки (богословие таинств, практические и пастырские аспекты, библейская герменевтика, исторические и церковно-правовые вопросы) не всегда логично и последовательно дополняют друг друга в тексте. Автор помимо цитат из литературы приводит, например, свои беседы с коллегами (S. 65), в связи с чем не всегда очевидно,

9 Например, на стр. 55 мы читаем: «Таинства связывают благодать (Gnade) (открывая и поддерживая) и не-благодать (Ungnade) (противопоставляя) жизни — с благодатью Евангелия» (S. 55); «Без ритуала, без представляемого, веруемого и открываемого, Незримое остается незримым» (Там же); и др.

Храм как гибридное пространство трансцендентности: теория Томаса Эрне

к какому жанру может быть отнесена рецензируемая книга. Можно сказать, что она являет собой образец довольно распространенного сегодня специфического жанра литературы по практической теологии, допускающего публицистические элементы. Это снижает научную ценность работы, но одновременно расширяет аудиторию: книга может представлять интерес не только для ученых, но и для церковных практиков, она является показательным примером исследования в области немецкой практической теологии, а также позволяет познакомиться со многими тенденциями в сфере католической церковной практики, господствующими в ряде европейских стран во второй половине XX в.

Черный Алексей Иванович, священник канд. богословия,

науч. сотрудник научного Центра истории богословия и богословского образования, ст. преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6 lexschwarz@gmail.com ORCID: 0000-0002-7287-0860

Alexey Chernyi, priest Candidate of Sciences in Theology, Research Fellow and Senior Lecturer, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation lexschwarz@gmail.com ORCID: 0000-0002-7287-0860

Храм как гибридное пространство трансцендентности: теория Томаса Эрне

Рец. на: Erne T. Hybride Räume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer postsäkularen Theorie des Kirchenbaus. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. 254 s.

Church as Hybrid Space of Transcendence: Thomas Erne's Theory

Rev. on: Erne T. Hybride Räume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer postsäkularen Theorie des Kirchenbaus. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. 254 s.

Томас Эрне — известный немецкий протестантский теолог, профессор практической теологии, директор Института церковной архитектуры и церковного искусства современности Евангелической Церкви Германии, созданного при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.