Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение
2016. Вып. 3 (65). С. 89-111
Протоиерей Николай Емельянов, препод. кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, науч. сотр. научной лаборатории «Социология религии» ПСТГУ [email protected]
Проблема изменения численности священников в США и Англии
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Н. Н. Емельянов
В статье анализируются подходы к проблеме изменения количества священников в Католической церкви и в протестантских деноминациях в США и в Церкви Англии. Рассматриваются три нарратива, в рамках которых ставилась данная проблема: «демография духовенства», «рынок труда священников», «распределение имеющегося количества священников по территории».
Модель Шоенхерра (1993) построена на основании подходов «организационной демографии» и теории рационального выбора и ставит вопрос о том, что произойдет с популяцией католических священников США в последующие 20 лет. Длительные демографические тенденции приводят к существенному изменению всей структуры популяции организации, и выявление таких тенденций и факторов, их определяющих, крайне важно для организационного планирования. Протестантские деноминации США в конце XX в. оказались в ситуации переизбытка пасторов. Исследование Керрола (1980) выстроено в логике рынка труда. Рассматриваются соотношения трех показателей: количество членов церкви, количество священников, количество церквей. Рассчитывается, сколько нужно взносов, чтобы обеспечить постоянную зарплату священника. Анализируются факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда священников. В исследовании ставится вопрос о функциях священника.Еще одна линия исследований о количестве духовенства существует в Церкви Англии и связана с вопросом об оптимальном распределении священников по приходам. Ключевой работой является так называемый «Отчет Пола» (1964), в котором ставится вопрос о влиянии на вовлеченность в религиозные практики в определенном месте жительства в зависимости от трех факторов: количества полностью или частично занятых пасторской деятельностью в данном месте жительства; численности населения в месте жительства; количества храмов в месте жительства.
В статье указывается на отсутствие в христианском дискурсе критерия определения нормативной численности священников. Сформулирован вопрос о влиянии количества священников на религиозность в стране, на процессы в других общественных сферах (экономика, политика, демография и др.). В разделе «Дискуссия» ставится вопрос о возможности соотнесения данных с ситуацией в России.
Постановка проблемы.
Рост исследований численности священников во второй половине XXв.
Проблема сокращения количества духовенства в Католической Церкви начиная с II Ватиканского собора (1962—1965) стала общей для США, Англии и Европы. В США после закрытия II Ватиканского собора в период с 1965 по 1975 г. около 15—17% католических священников сняли с себя сан. Это вызвало тревогу среди американского епископата, и были инициированы масштабные исследования духовенства1, оставшиеся, по мнению Хога, непревзойденными до сих пор2. В это время появляются многочисленные католические научные центры, занимающиеся исследованиями на стыке социологии и богословия, посвященные проблеме количества священников. Пастырская социология формируется как мощное научное направление, создаются центры пастырского планирования, которые продолжают развиваться вплоть до финансового кризиса в Католической Церкви Америки, связанного со скандалами 2006 г.3
При этом в США не наблюдалось сокращения протестантского духовенства, кроме консервативной Лютеранской церкви Синода Миссури, в которой не рукополагают женщин4. Напротив, протестантские церкви в США сталкиваются с проблемой избытка пасторов, невозможностью их содержания и проблемой маленьких сельских приходов5.
В Церкви Англии сокращение духовенства имело место. Уже в 1963 г. появилась замечательная работа преподобного А. Б. Мискина, посвященная этой теме6. Будучи опубликованной в труднодоступном журнале, она не получила заслуженного отклика и известности. Ссылки на нее если и появлялись, то давались по более позднему исследованию его коллеги Лесли Пола7, взявшего на вооружение идеи Мискина.
В Европе с нехваткой священников раньше других столкнулась Католическая Церковь в Германии. Старение духовенства, а также сокращение его численности прослеживается здесь на протяжении всего XX в. За годы Второй мировой войны немецкий клир потерял около 5 %8. Именно тогда была заложена
1 Greeley A. M. The Catholic Priest in the United States: Sociological Investigations. Washington, 1972; Kennedy E. C., Heckler V. J. The Catholic Priest in the United States: Psychological Investigations. Washington, 1972.
2 Hoge D. R. The Sociology of the Clergy // The Oxford Handbook of the Sociology of Religion / P. B. Clark, ed. Oxford, 2009. P. 586.
3 См., например: FroehleB. T. Research on Catholic Priests in the United States since the Council: Modeling the Dialogue between Theology and Social Science // United States Catholic Historian. 2011. Vol. 29, 4. P. 19-46.
4 Hoge. Op. cit. P. 587.
5 Carroll J. W., Wilson R. L. Too many pastors?: The clergy job market. N. Y., 1980.
6 Miskin A. B. The Shortage of clergy: a scientific answer // Prism. 1963. P. 14-22.
7 Paul L. A. The deployment and payment of the clergy: a report. Westministry, 1964; The Paul Report Considered, Chester, 1964; Paul L. The Role of the Clergy Today — an Organizational Approach: Problems of Deployment // The Social Sciences and the Churches / C. L. Mitton, ed. Edinburgh, 1972.
8 С 1931 по 1955 г. происходит старение клира при сохранении общего числа священников приблизительно неизменным (ок. 20 тыс.). Однако после II Ватиканского собора начинается уже очевидная убыль (об этом см.: Lenz K. Katholischer Priester in der individualisierten Gesellschaft. 2009. S. 126).
основа дефицита, который до сих пор не удалось преодолеть. Резкое уменьшение численности католических священников в Германии произошло после II Ватиканского собора и продолжается до сих пор.
Тема нехватки священников стала доминирующей в немецкой научно-богословской литературе, затрагивающей вопросы церковной практики9. Происходящее не всегда оценивается в отрицательном ключе: ряд исследователей рассматривают уменьшение численности священников в контексте переосмысления пастырского служения как такового10. Ссылаясь на документы II Ватиканского собора, некоторые немецкоязычные авторы констатируют смену «пастырского курса» Католической Церкви, которая стала попыткой найти оптимальные пастырские подходы к современным людям. Утверждается, что пастырская ситуация требует активизации служений диаконов и мирян. Действительно, в Германии численность диаконов, пастырских референтов и приходских асси-стентов11 начиная с 1970 г. постоянно возрастает12.
В Италии вопрос о сокращении числа католических священников, резкий рост отказов от сана в 1966—1968 гг., превышение смертности духовенства над числом хиротоний становятся поводом для постановки вопроса о кризисе духовенства. Большое исследование было предпринято сразу после II Ватиканского собора Сильвано Бургаласси13, и тема продолжает быть актуальной в Италии14.
Целью данной статьи является анализ основных тенденций и методов в исследованиях количества духовенства в США и Англии. При ограничении темы этими двумя странами однородность источников и сопоставимость данных при максимальной вариативности ситуаций от сокращения и нехватки католических священников до избытка и перевыпуска протестантских пасторов дают всю палитру исследовательских подходов. Демонстрируется противоречивость и недостаточность этих подходов. Исходя из этого будут сформулированы возможные
9 См., например: Knobloch S. Der Pastorale Notstand // Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral. Herder, 1996. S. 27—160; Klostermann F. Priester für Morgen. Pastoraltheologische Aspekte // Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. Priestertum — Kirchliches Amt zwischen gestern und morgen. Aschaffenburg, 1971. S. 71—100; Der Priestermangel und seine Konsequenzen / F. Klostermann, Hrsg. Düsseldorf, 1977; Zulehner P. M. Priestermangel praktisch. München, 1983.
10 См., например: Zulehner P. M. Wirklich ein Priestermangel? Zur Lage der pastoralen Berufe im deutschsprachigen Raum // Herder Korrespondenz Spezial. 2009. Bd. 1. S. 36-40.
11 Появление в Католической Церкви в Германии официальных должностей «Пастырский референт» (Pastoralreferent) и «приходской ассистент» (Gemeindeassistent) или «пастырский ассистент» (Pastoralassistent) является непосредственным следствием экклезиологии II Ватиканского собора и выражением всеобщего священства верных ^м., например: Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralreferentinnen/-referenten // Die deutschen Bischöfe. 2011. Bd. 96. S. 11).
12 Официальные данные Немецкой конференции епископов. URL: http://www.dbk.de/ zahlen-fakten/kirchliche-statistik/ (дата обращения 03.03.2016).
13 Burgalassi S. Preti in crisi? Tendenze sociologiche del clero italiano. Fossano, 1970. P. 451.
14 Dalla Zanna G., Ronzoni G. Meno preti, quale Chiesa? Per non abbandonare le parrocchie. Bologna, 2003; La parabola del clero. Uno sguardo socio-demografico sui sacerdoti diocesani in Italia / L. Diotallevi, cur. Torino, 2005.
направления исследований и поставлен вопрос о применимости сходных методов в отношении изучения вопроса об изменении количества священников в Русской Православной Церкви.
Демографическая модель и проблема сокращения духовенства Католической Церкви Америки.
Демографическая модель количества духовенства
Католическая Церковь в Европе, Англии и Америке демонстрирует одинаковое и устойчивое сокращение числа священников в послесоборный период. Именно это сокращение, очевидно не случайное и связанное не только со страновыми особенностями, становится отправной точкой масштабных исследований.
Таблица 1
Количество католиков и священников и их отношение по регионам15
Страна Всего католиков/ членов церкви 2001, (млн) Динамика католиков/ членов церкви, 1985-2001, (%) Изменение численности священников, 2001, (%) Число католиков на одного священника, 2001
Африка 135,7 + 87 +55 4,847
Северная Америка 77,1 +20 -16 1,33
США 64,1 +21 -15 1,325
Центральная Америка 122,4 +25 +41 6,854
Карибы 25,4 +33 +21 8,316
Южная Америка 303,3 +26 +22 7,176
Ближний Восток 2,7 + 18 +3 1,168
Южная Азия, Дальний Восток 105,4 +51 +60 2,504
Европа 280,6 + 1 -11 1,357
Океания, Австралия 8,3 +30 -14 1,761
Всего в мире 1060,8 +25 0 2,619
Таблица 1 показывает, что численность католиков в целом по миру растет, причем во всех регионах. Напротив, число священников в Европе, США и Северной Америке в целом падает. При этом вроде бы растет количество духовенства в других регионах — Африке, Азии, Южной и Центральной Америке. Однако этот рост не отвечает росту католического населения, и число католиков на одного священника в этих регионах гораздо выше, чем в Европе и США.
Диаграмма 1 показывает, что это соотношение отличается в несколько раз — от 1325 католиков на одного священника в США до 7167 человек в Южной Америке.
15 Все данные таблиц 1, 2 и диаграммы 1 — из Statistical Yearbook of the Church, ежегодно публикуемой Ватиканом.
8000 i- - --
7067 7167
7000 ---
6000 --^И-
4847
5000---^В!-
4000 --И
3000 ---2594-Щ
2000 --Т325-Т357-1
1°:1 ■ , ■ , 1 ,1; Ш ,
США Европа Восточная Африка Центральная Южная
Азия Америка, Америка
Карибский бассейн
Диаграмма 1. Отношение числа католиков к священникам (2001 г.)
Традиционно католические страны Европы, а вместе с ними и западно-ориентированные страны демонстрируют устойчивое сокращение количества духовенства при постоянном росте числа мирян. Как показывает таблица 2, исключение составляет лишь Польша, что связывают с историей противления коммунистическому режиму, в котором Католическая Церковь играла большую роль.
Таблица 2
Процентное изменение количества духовенства в 1985—2001 гг.
Процентное изменение
Европа
Австрия -21
Бельгия -30
Франция -33
Германия (объединенная) -18
Британия -19
Ирландия -11
Италия -10
Нидерланды -40
Польша +35
Испания -14
Западно-ориентированные страны
США -15
Канада -21
Австралия -18
Для Католической Церкви, как и для Православной, священником определяется церковная ситуация в целом. Священник совершает таинство Крещения, определяющее принадлежность к Церкви, и таинство Евхаристии, участие в котором выделяет тех, кто не просто аффилирует себя с Церковью, но действительно вовлечен в церковную жизнь и церковные практики. Регулярное участие в воскресной Мессе является основным показателем религиозной жизни в Католической Церкви. С точки зрения богословия без участия в Евхаристии невозможно спасение, а исследования показывают, что этот показатель больше других влияет на социальное поведение16. Священник должен удовлетворять определенным каноническим требованиям17, а принятие сана должно быть окончательным выбором и является необратимым18.
При постоянно растущей многомиллионной пастве Католической Церкви Америки19 и порядка 50 тыс.20 священников увеличение или уменьшение количества духовенства становится вопросом, который требует особого внимания. Его невозможно решить быстро, он требует стратегического планирования, колоссальных административных и организационных усилий и финансовых затрат.
Одним из самых авторитетных исследователей сокращения количества духовенства в США стал Ричард Шёнхерр, сам бывший священник, бросивший сан и женившийся. В классической работе «Занятые церковные скамьи, пустые алтари: демография сокращения духовенства в Католических приходах в Соединенных Штатах» 21 Шёнхерр и его коллеги построили модель изменения численности духовенства на основании подходов «организационной демографии» и теории рационального выбора (рассматривая епархию как организацию, которая вынуждена бороться за активных профессиональных клириков и лояльных прихожан). Вопрос исследования состоит в том, что произойдет с популяцией священников в ближайшие 20 лет. Авторы исходят из предположения, что длительные демографические тенденции приводят к существенному изменению всей структуры популяции организации (например, «старение»), и выявление таких тенденций и факторов, их определяющих, крайне важно для организационного планирования.
Модель Шёнхерра построена на представлении корпуса духовенства как биологически невоспроизводимой популяции, которая подчиняется тем же за-
16 Последний тезис Родни Старк подвергает сомнению. Он предлагает смелую гипотезу, говорящую, что определяющим фактором, влияющим на социальное поведение людей, является вера в личного Бога (см.: StrarkR. Gods, Rituals, and Moral Order // Journal for the Scientific Study of Religion. 2001. Vol. 40/4. P. 619-636).
17 Основным каноническим требованием остается целибат (Катехизис Католической Церкви, 1579).
18 Катехизис Католической Церкви, 1583.
19 От 48,5 в 1965 г. до 81,6 в 2015 г., по данным CARA. URL: http://cara.georgetown.edu/ frequently-requested-church-statistics/ (дата обращения 04.04.2016).
20 От 58 132 в 1965 г. до 45 699 в 2000 г. и 37 578 в 2015 г., по данным CARA. URL: http://cara. georgetown.edu/frequently-requested-church-statistics/ (дата обращения 04.04.2016).
21 Schoenherr R. A., Young L. Full Pews, Empty Altars: Demographic of the Priest Shortage in United States Catholic Dioceses. Madison (WI), 1993.
конам, что и обычная популяция. Он рассматривает «входы» (inputs) и «выходы» (outputs) из нее22:
1) Входы
a. Рукоположение;
b. Назначение на служение в епархию (инкардинация);
c. Возвращение к активному служению после ухода, болезни или ожидания назначения.
2) Выходы
a. Отчисление из клира епархии (экскардинация);
b. Уход из священства;
c. Уход по болезни;
d. Ожидание назначения;
e. Выход на пенсию;
f. Смерть.
Шёнхерр разбирает статистически наиболее значимые из этих процессов. К ним он относит рукоположения, выход на пенсию, миграцию духовенства (экскардинацию и инкардинацию) и, наконец, отставки священников. Для каждого из этих процессов были проанализированы динамика и влияющие на них факторы. Авторы рассматривали две группы факторов — средовые (такие как уровень урбанизации, доля населения с высокими доходами, численность населения, относящего себя к католикам, и размер его прироста за 1970—1980 в данном регионе и т. п.) и организационные (год основания, количество священников, их прирост за 1970-1980 и др.).
Наиболее значимым процессом воспроизводства популяции являются рукоположения. Шёнхерр внимательно анализирует статистические данные в этой области и приходит к следующим выводам. Набор в семинарии за 20 послесо-борных лет сократился вдвое, причем не все поступившие доходят до выпуска. Равным по значимости становится и другой показатель — количество рукоположений среди выпускников семинарий. Увеличивается средний возраст рукоположений до 31,5 года23. Из выделенных групп факторов статистически значимо влияют на количество рукоположений как средовые (доля населения с высоким доходом, доля городского населения, доля населения, закончившего среднюю школу), так и организационные факторы (год основания, количество прихожан на одного священника, эффективность рекрута священников — соотношение количества мужчин возраста 25-34 лет, проживающих на территории данной епархии, и количества недавно рукоположенных священников). Рукоположений больше в бедных городских епархиях с высокой долей малообразованного населения и меньше в сельских благополучных епархиях с образованным населением. Причем эта закономерность не зависит от региона.
Анализируются отставки священников, выявляются их причины, критический возраст и срок хиротонии. После 50 лет отставка маловероятна, самый опасный возраст 35-39 лет, средний срок хиротонии ушедших в отставку увеличился до 14 лет. К 25-летию служения из среднестатистической когорты священ-
22 Schoenherr, Young. Op. cit. P. 25.
23 Ibid. P. 27.
ства прогнозируется уход до 40% священников. Несмотря на сокращение отставок, они остаются основным «выходом» из священнической популяции24.
Среди причин большого процента отставок Шёнхерр25 выделяет две принципиально-значимые: 1) одиночество и проблема целибата, 2) внешние условия служения и жизни священников. Сам Шёнхерр в опубликованной посмертно работе утверждает, что «целибат как таковой был и будет по-прежнему жизненным, признаваемым путем к самотрансценденции и святости для тех, кто призван. Призвание к священству, тем не менее, больше не может быть равным призванию к целибату»26. Дин Хог утверждает, что более 30% оставивших сан священников готовы вернуться, если им разрешат служить женатыми27.
В итоге Шёнхерр строит прогноз количества духовенства до 2005 г. и утверждает, что даже при возможном увеличении рукоположений на 10-20% спад будет продолжаться28, приводя к тому, что спрос на «услуги» священника будет превышать «предложение» в несколько раз. Через несколько лет этот прогноз был ревизован сотрудником Шёнхерра и получил подтверждение29. Модель Шёнхерра-Янга остается базовой для анализа количества духовенства в Католической Церкви Америки.
Гипотеза о религиозном спросе и предложении
В 2001 г. Пол Саллинс, профессор Католического университета Америки, опубликовал отклик на исследование Шёнхерра-Янга30. Саллинс на основе базы данных Official Catholic Directory31 предлагает несколько контраргументов к теории Шёнхерра-Янга. Он показывает, что исторически в XIX в. отношение числа священников к числу католиков было сильно ниже, чем в предсоборный период, поэтому снижение числа священников в послесоборный период еще не означает, что этот процесс не имеет исторического прецедента и не является циклическим. Далее Саллинс показывает, что количество присутствующих на воскресной Мессе также падает. Поэтому отношение количества духовенства к числу присутствующих на воскресной Мессе с некоторыми колебаниями растет в течение XX в.32 Количество однократных таинств (Крещение, Венчание, отпевание), совершаемых священниками в год, остается практически на уровне 1960-х гг. По мнению Саллинса, «доступность священников для совершения та-
24 Schoenherr, Young. Op. cit. P. 29.
25 Эти две причины выделяются как основные и в других авторитетных исследованиях, посвященных отставкам священников в США. Например, см.: Hoge D. The First Five Years of the Priesthood: A Study of Newly Ordained Catholic Priest. Collegeville, 2002. P. 5.
26 Goodbye Father: The Celibate Male Priesthood and the Future of the Catholic Church / R. A. Schoenherr, D. Yamame, ed. N. Y., 2002. P. 191.
27 Hoge. The First Five Years... P. 5.
28 Schoenherr, Young. Op. cit. P. 30.
29 Young L. A. Assessing and Updating the Schoenherr-Young Projections of Clergy Decline in the United States Roman Catholic Church // Sociology of Religion. 1998. Vol. 59/1. P. 7-23.
30 Sullins P. Empty Pews and Empty Altars: A Reconsideration of the Catholic Priest Shortage // The Catholic Social Science Review. 2001. Vol. 6. P. 253-269.
31 URL: http://www.officialcatholicdirectory.com/
32 Sullins. Op. cit. P. 258.
инств в начале 1990-х примерно такая же, как в 1960-х»33. Наконец, он сравнивает методом регрессионного анализа количество присутствующих на воскресной Мессе с количеством священников (график 1) и получает результат, который считает возможным расценивать как одинаковый тренд34. Саллинс делает предположение, что этот тренд характеризует упадок вовлеченности в церковные практики, что и влечет за собой кризис призваний.
Аргумент Саллинса принципиально иной, чем в исследованиях Шёнхерра. Он пытается перевести проблему нехватки духовенства в категории религиозного спроса (на богослужения и таинства) и предложения (доступность священников для их совершения). Главной гипотезой является утверждение, что падение религиозного предложения является следствием падения религиозного спроса. Данное предположение не имеет достаточных обоснований, но ранее в историографии оно не встречалось. Чтобы его всерьез анализировать, необходимо достроить модель религиозного спроса и предложения. Для этого необходимо ввести понятие дохода в этой модели, а главное — оценить внешние факторы, влияющие на спрос и предложение. Какие еще факторы, не зависящие от религиозного спроса, влияют на количество духовенства?
Священники: у = -347,59х + 61834; посещающие Мессу: у = -324,63 + 27313.
График 1. Сопоставление сокращения количества священников и количества еженедельно посещающих Мессу35
Возможные пути преодоления проблемы сокращения количества священников
Предлагаемые в литературе пути преодоления проблемы сокращения духовенства интересны в двух отношениях. Во-первых, предлагаются не столько практико-ориентированные варианты решения проблемы, сколько идеологические. Во-вторых, самой постановкой проблемы нехватки священников, пронизывающей все исследования о количестве католических священников в США.
33 Sullins. Op. cit. P. 261.
34 Ibid. P. 266.
35 Ibid. P. 269.
Автор демографической модели Шёнхерр предлагает решение проблемы двумя способами: отменой обязательности целибата и рукоположением женщин36. Дин Хог систематизирует и анализирует все возможные способы решения проблемы сокращения количества священников.
Таблица 3
Возможные пути решения проблемы нехватки священнослужителей37
Тип A Снижение необходимости в священниках
1 Объединение или реструктуризация приходов или объяснение мирянам необходимости снижения запросов на внимание священников
Тип B Привлечение большего количества священников при существующих канонических нормах
2 Перераспределение или переназначение священников
3 Привлечение монашествующих священников
4 Привлечение иностранных священников
5 Увеличение количества семинаристов
Тип C Привлечение большего количества священников при расширенных канонических нормах
6 Рукоположение женатых мужчин наравне с целибатными
7 Рукоположение женщин
8 Возможность временного служения для священника или почетного снятия сана
9 Привлечение снявших с себя сан священников в качестве «совершителя Таинств»
Тип D Расширение диаконата и служения мирян
10 Расширение и развитие постоянного диаконата
11 Расширение и развитие служения мирян
Тип изменений А происходит сам собой под влиянием переустройства приходской жизни. Попытки объединения приходов, так же как и группы приходов, окормляемых одним священником, имеют место, но вызывают недовольство мирян и иногда могут вести к непредсказуемым последствиям в формировании специфической приходской жизни.
В приходах с большим соотношением мирян к священникам предлагается назначение мирян на определенные виды служения. Для снижения нагрузки на священника таинства Венчания и Крещения могут исполнять дьяконы без участия священника. Автор отмечает непопулярность таких мер у прихожан, но не рассматривает какие-либо иные последствия.
Два других типа решения В и С связаны с различными способами увеличения самого количества духовных лиц. В первом случае критерии отбора священников уже заданы, и здесь рассматриваются четыре возможности: 1) перераспределение существующих священников; 2) привлечение большего количества
36 Schoenherr, Young. Op. cit. P. 353—355.
37 Hoge D. The Future of Catholic Leadership: Responses to the Priest Shortage. Kansas City,
1987.
монашествующих священников; 3) привлечение большего количества иностранных священников и 4) увеличение количества семинаристов.
По оценкам Хога, около 22% епархиальных священников и 58% монашествующих священников работают не на приходе38. Возможно, что исполнение ими приходского служения могло бы быть ответом на сокращение количества священников, так же как и идея освобождения приходских священников от разного рода внебогослужебной и непастырской деятельности на приходе. Здесь также приветствуется работа мирян.
Второй вариант связан с привлечением большего количества монашествующих священников и передачей приходов в ведение религиозных орденов. Конечно, сами ордена испытывают сейчас дефицит священнослужителей и даже больший, нежели епархии, но 39% всех американских священников являются монахами39. Таким образом, есть возможность увеличить доступ мирян к таинствам, хотя подобная перспектива не очень приятна некоторым епископам, так как монашествующие священники не подчиняются им напрямую.
Увеличение количества семинаристов, казалось бы, выглядит самым простым решением, но оказывается и самым трудным. Этой проблеме посвящены многие исследования40.
Следующий тип (С) рассматривает варианты расширения понимания канонических требований к кандидатам в священство. Хог рассматривает четыре возможных варианта: 1) рукоположение женатых мужчин; 2) рукоположение женщин; 3) установление определенного срока служения или ухода и 4) восстановление в служении «отрекшихся» священников. Все четыре варианта содержат в себе сложные богословские вопросы, и на этапе исследования ни одно предложение не могло быть воплощено в жизнь. Все эти варианты Хог оценивает исключительно с точки зрения возникновения практических трудностей вроде необходимости повышения зарплаты женатым священникам или недостаточного количества женщин, желающих стать священниками41.
Тип D предлагает расширение института постоянного диаконата и большую вовлеченность мирян. Все группы католического сообщества Америки в большинстве своем поддерживают этот вариант, значительное количество мирян заинтересованы в различной церковной работе42.
На этом пути Хог выделяет несколько проблем, с которыми сталкиваются участвовавшие в его исследовании дьяконы и священники. Обычно дьяконы участвуют в приходском служении лишь небольшую часть рабочей недели, кроме того, остаются не до конца понятными их задачи и положение на приходах43.
38 Hoge. The Future of Catholic Leadership... P. 110.
39 Ibid. P. 115.
40 American Baptist Churches in the USA, Christian Church (Disciples of Christ), Church if God (Anderson , Indiana), Church if the Nazarene, The Episcopal Church, Lutheran Church in America, Presbyterian Church in the US, Reformed Church in America, Southern Baptist Convention, United Church if Christ, The United Methodist Church, United Presbyterian Church in the USA.
41 Hoge. The Future of Catholic Leadership. P. 161.
42 Ibid. P. 192.
43 Ibid. P. 193.
Что касается расширения области служения мирян, то Хог выделяет три главные проблемы: низкий уровень доходов при большой рабочей нагрузке; отношение священников к лидерству мирян в приходе; миряне подозрительно относятся к людям, не относящимся к клиру и выполняющим какие-либо функции на приходе44.
Модель рынка труда и проблема переизбытка пасторов в протестантских церквях Америки
Другой подход представлен в работах Джексона Керолла45. Совместно с Робертом Уилсоном он провел масштабное исследование 12 основных протестантских деноминаций Америки46.
Данные собирались с 1950 по 1980 г. В каждой из деноминаций проводился анализ следующих данных:
1) динамика численности священников, конгрегаций и членов церкви;
2) данные о возрасте и занятости священников;
3) более 200 интервью с официальными представителями деноминаций (на национальном и региональном уровнях);
4) интервью в 25 семинариях (администраторы, специалисты по трудоустройству, 4—8 интервью со студентами); в деноминационных и независимых теологических школах — опрос студентов 1-го и 3-го годов обучения (10%, случайная выборка).
Использовались вторичные данные — исследования занятости и распределения священников, отношения служителей к ситуации в сфере занятости, проводимые деноминациями.
Несмотря на многочисленные оговорки и наличие 7-й главы, посвященной богословскому переосмыслению рукоположения47, все исследование выстроено в логике рынка труда, менеджмента организаций и т. п. Керолл отмечает, что этот подход позволяет зафиксировать ситуацию, но не объяснить ее. Решения должны базироваться «на богословской рефлексии, основанной на лучших имеющихся данных, а также на понимании настоящих и будущих нужд церкви»48. Одновременно он дает рекомендации, основанные исключительно на логике рынка труда. Оправдание этому Керолл видит в непредсказуемости самого института Церкви. Она сама потребует пересмотра современной церковной жизни, на что, возможно, и указывает ситуация на рынке труда священников49.
44 Hoge D. R., Marti Jewell R. The Next Generation of Pastoral Leaders: What the Church Needs to Know. Chicago, 2010. P. 89.
45 Ученик Сэмуэля Близзарда, протестантский священник (Методистская церковь) Джексон Керолл с 1999 г. руководит Pulpit & Pew project, который является основным исследовательским центром по католическим и протестантским священнослужителям в США.
46 Carroll, Wilson. Op. cit.
47 Ibid. P. 96-111.
48 Ibid. P. 153.
49 Ibid.
Для анализа ситуации на рынке труда священников важны соотношения трех показателей:
1) количество членов церкви,
2) количество священников,
3) количество церквей.
Соотношение и изменение этих показателей отражает динамику предложения-спроса на рынке труда священников50.
Эти три показателя используются для расчета необходимого числа священников. Количество членов церкви при этом рассматривается как независимая переменная, поскольку рассчитывается, сколько нужно взносов, чтобы обеспечить постоянную зарплату священника51. Кэролл пишет, что нет формулы для расчета количества священников, но есть практическое правило: 200 человек минимум для зарплаты пастора на полную занятость. Это правило используется на практике многими конгрегациями. Исключения составляют конгрегации, где зарплаты священников в среднем ниже или пожертвования в среднем выше52.
Таблица 4
Отношение числа членов церквей к общему количеству клира и число клириков на одну церковь53
Деноминации Соотношение «члены церкви / священники»
1950 1977
Американские баптистские церкви 251.8 180.0
Церковь Бога (Андерсон) 43.7 56.9
Церковь Назарянина 49.8 60.9
Ученики Христа 215.4 190.5
Епископальная церковь 373.5 229.1
Лютеранская церковь в Америке 507.8с 381.5
Пресвитерианская церковь, США 251.3с 167.7
Реформатская церковь в Америке 320.7 236.3
Южная баптистская конвенция 317.6 235.6
Объединенная Церковь Христа 239.1c 183.4
Объединенная методистская церковь 353.4c 273.5
Объединенная Пресвитерианская церковь США 60.6 185.3
(а полное членство; ь общее количество духовенства, в том числе в отставке; с данные за 1951 г.)
Количество членов церкви составляет от 381,5 до 56,9 человек на одного священника, т. е. оно на порядок отличается от соответствующего отношения в Католической Церкви Америки (1391,1)54. В целом Керолл прогнозирует су-
50 Carroll, Wilson. Op. cit. P. 35.
51 Ibid. P. 36.
52 Ibid. P. 37.
53 Ibid. P. 36.
54 Данные CARA на 1975 год. URL: http://cara.georgetown.edu/frequently-requested-church-statistics/ (дата обращения 04.04.2016).
щественный рост количества клириков. Он делает вывод, что рост количества членов церкви не соответствует динамике численности священнослужителей. В категориях рынка труда предложение (число священников) растет, а спрос (число членов церкви и количество церквей) падает, за исключением отдельных деноминаций.
Керолл анализирует причины избытка клириков в главе 3 «Почему так много рукоположенных служителей?». Анализ дан исключительно в категориях рынка труда, но в начале главы обозначается проблема конфликта призвания как того, что лежит в основании служения священства, и принципов рынка труда современного мира (священнослужение вынуждено существовать в мире профессий). Керолл приводит слова респондента: «Если я чувствую, что меня призвал Бог, я для этого отучился в семинарии, потратил силы, время, и после этого конференция не нашла мне места, то как это может быть? Что происходит в Церкви?»55.
Факторы, влияющие на предложение на рынке труда священников
Увеличение предложения обусловлено следующими основными факторами:
1. Демография. В 1980 г. планируется увеличение доли возрастной когорты 20—24 лет и 25—29 лет. Эти когорты — основной контингент семинарских программ подготовки для рукоположения. При этом демографические данные не объясняют причин выбора этими людьми пути церковного служения56.
2. Негативный отбор. В 1950—1960 гг. повышение ценности высшего образования как фактора социального и экономического роста сделало медицину, право и некоторые другие сферы очень конкурентными. В семинарии стали приходить студенты, не поступившие на программы других профессий.
3. Изменение статуса женщин под влиянием сильного феминистского течения. Изменились представления о том, что должно быть занятием женщины; увеличилась доля женщин в колледжах. Как следствие увеличилась доля женщин — кандидатов на программы семинарий. «Если набор женщин в семинарии сохранится на уровне 1975—78 гг., то соотношение мужчин и женщин, рекомендуемых к рукоположению после окончания, будет 1 к 9»57. Данные говорят, что число кандидатов в священнослужители выросло за счет женщин, но не объясняет — почему женщины выбирают служение58.
4. Средняя заработная плата священников выросла, повысив привлекательность занятия на рынке труда. С 1956 по 1973 г. этот рост составил 93%, с 5 472$ до 10 583$59.
5. «Религиозный климат» (формулировка респондентов исследования). По мнению церковных лидеров и семинаристов, повышению количества призваний способствует «возрождение религиозного чувства... которое имеет кор-
55 Carroll, Wilson. Op. cit. P. 49.
56 Ibid. Op. cit. P. 50-51.
57 Ibid. P. 76.
58 Ibid. P. 52.
59 Ibid. P. 53.
ни в евангельских харизматических движениях и, как правило, консервативный оттенок»60.
6. Влияние динамики спроса и предложения в предыдущие десятилетия. В 1930-х гг. было сокращение священников, что вызвало озабоченность у церковных лидеров и членов церквей и принятие мер. Результатом стал рост числа конгрегаций, верующих и священников. Поэтому к 80-90-м гг. сильно возрастет доля священнослужителей пенсионного возраста, призванных в 1930—1940-е гг. В ближайшее десятилетие избыток священников может сократиться за счет выхода на пенсию. Если набор в семинарии также сократить, то в будущем снова возможна нехватка. Эту динамику необходимо учитывать, оценивая текущую ситуацию61.
Факторы, влияющие на спрос на рынке труда священников
Анализируя факторы, влияющие на спрос на рынке труда священников, Ке-ролл выделяет три группы:
1) Зачем (для каких видов служений=услуг) нужны именно рукоположенные священники, а не миряне?
2) Насколько потребность в них гибка?
3) Какова стоимость этих услуг по отношению к другим услугам?
Попытка ответить на эти вопросы во многом сводится к эмпирическим
оценкам спроса и ответу на вопрос: сколько необходимо священников на одного мирянина? В ответах респондентов количество мирян, предельно возможное для одного пастора для их полноценного вовлечения в церковную жизнь, сильно разнится. Называются числа от 350 до 50062. Другая оценка вытекает просто из численности и размера бюджета конгрегации, при которой она может позволить себе нанять пастора. Это количество — приблизительно 200 человек63. Отсюда вытекает проблема малых приходов, не способных содержать священника, и проблема неприходских служений, которые не получают необходимого обеспечения.
Распределение священников по приходам в Церкви Англии
Еще одна линия исследований о количестве духовенства существует в Церкви Англии (Church of England). Задавался вопрос: Как оптимальным образом распределить имеющееся количество священников по приходам? Главным понятием этой линии становится «распределение» (deployment). Ключевой работой является так называемый «отчет Пола»64.
В предисловии к отчету Кеннет Линкольн (председатель Central Advisory Council for the Ministry) пишет, что в 1960 г. Церковная Ассамблея выпустила следующую резолюцию: «Следует проинструктировать Central Advisory Council
60 Carroll, Wilson. Op. cit. P. 53.
61 Ibid. P. 54-56.
62 Ibid. P. 57.
63 Ibid. P. 60.
64 Paul. The deployment and payment of the clergy.
for the Ministry, чтобы он проанализировал в свете меняющихся обстоятельств, систему оплаты и размещения клира, и создал рекомендации»65. Эта задача была поручена Советом Лесли Полу.
В отчете Пола из 12 разделов первые 9 (160 страниц) посвящены анализу тех или иных фактов и тенденций, а последние три (44 страницы) представляют рекомендации для изменения ситуации. Основные темы отчета: фиксация упадка Англиканской Церкви и распределение клира, описание состояния Церкви Англии как социального института; описание общей социальной ситуации в стране — рост населения, состояние транспортной сети, урбанизация, состояние семьи и общины в Англии в то время; описывается ситуация с приходами в Англии, захваченными в середине столетия резкими переменами; анализируется изоляция клира и структура церковного служения рукоположенных служителей. Отдельное место посвящено оплате, пенсиям и системе вознаграждений клира; на основании всего этого анализируются аргументы за и против перемещения духовенства из мест в вымирающих районах (сельских) в густонаселенные (городские).
Отчет начинается с утверждения: «В стране в целом, хотя и не везде в одинаковой степени, Церковь Англии (Church of England) сталкивается с потерей количества ее членов и с уменьшением ее власти и влияния»66. Цитируя популярного в то время новеллиста Н. Мозли, Пол пишет: «Мы находимся сейчас в странной ситуации, в которой притча о заблудшей овце является перевернутой с точностью до наоборот: сейчас статистически одна овца цела и стоит в овчарне, а девяносто девять ушли в горы»67.
Ситуация, вызвавшая к жизни «отчет Пола», может быть охарактеризована следующими трендами: (1) рост численности населения Англии; (2) резкий рост темпов урбанизации; (3) секуляризация, выражающаяся как в распространении секулярного и атеистического мировоззрения, так и в уменьшении количества прихожан английских храмов.
Проблемой, вокруг которой строится отчет Пола, является наиболее эффективное использование имеющихся священников, а именно, как их разместить оптимальным образом по территории страны. Помимо используемых Полом статистических данных о количестве клира68 и исследованиях, формулирующих прогнозы относительно числа клира, в его работе есть две важные идеи, на основании которых он строит свое рассуждение.
Во-первых, Пол ссылается на закрытый отчет «The Distribution of ordination Candidates»69, сделанный по заказу Архиепископа Кентерберийского, в котором была использована «Формула епископа Бирмингема». Формула определяла, в каких приходах не хватает священников. Идея формулы такова: на приход от 5 до 10 тыс. нужен один священник, более 10 тыс. — два. Позднее нормы поменя-
65 Paul. The deployment and payment of the clergy... P. 3.
66 Ibid. P. 11.
67 Ibid. P. 13.
68 Facts and figures, 1962.
69 Paul. The deployment and payment... P. 272—273.
ли: 5 тыс. — 9999 — один священник, 10 тыс. — 29 999 — два священника, 30 тыс. и более — три священника70.
Второй очень важной опорной точкой в рассуждениях Л. Пола является исследование А. Мискина71. Оно имело следующую цель: «обнаружить влияние на количество причастников на Рождество (Christmas communicants72) в расчете на (определенное) место жительства каждого из трех следующих факторов в отдельности:
• количество полностью или частично занятых пасторской деятельностью в данном месте жительства;
• численность населения в месте жительства;
• количество храмов (places of worship) в месте жительства»73.
Пол, объясняя результат исследования Мискина, пишет: «Столбец 2 его таблицы показывает, что с одним работником74, работающим полный рабочий день в определенном месте жительства, количество причастников на Рождество — 119, когда количество населения — 1 тыс. человек. Когда население 15 тыс. человек, соответствующее количество причастников равно 265 — чуть больше чем вдвое, но с одним дополнительным работником оно равно — 355, с двумя — 436. Увеличение населения добавляет еще 10 причастников на каждую тысячу, в то время как один дополнительный работник, работающий на полную занятость, добавляет от восьмидесяти до девяноста, независимо от населения, хотя и с убывающим эффектом на каждого дополнительного работника. Мистер Мискин смог даже разработать формулу о 25 основных причастниках на Рождество на поселение в 1 тыс. человек и более, плюс 90 на каждого занятого на полный рабочий день работника, плюс 10 на каждую дополнительную тысячу населения»75.
Таблица 5
Среднее количество причастников на Рождество относительно населения76
Население Количество (священников или мирян, занимающихся пасторской работой) работающих на полную занятость в определенном месте проживания
1 2 3
1000 119 — —
2000 130 220 —
3000 140 230 311
4000 151 241 321
70 Paul. The deployment and payment... P. 272.
71 Miskin. Op. cit. P. 14-22.
72 Мискин обосновывает выбор этого показателя тем, что на Пасхальные каникулы многие уезжают, и поэтому именно количество причастников на Рождество дает хоть и неполное, но более приближенное представление о количестве прихожан в данном приходе (Miskin. Op. cit. P. 14).
73 Paul. The deployment and payment. P. 267.
74 Мискин приравнял мирян и клириков, занятых пасторской работой на полный рабочий день (Miskin. Op. cit. P. 14).
75 Paul. The deployment and payment. P. 139.
76 Miskin. Op. cit. P. 15.
Население Количество (священников или мирян, занимающихся пасторской работой) работающих на полную занятость в определенном месте проживания
5000 161 251 332
6000 171 261 342
7000 182 272 353
8000 192 283 363
9000 203 293 373
10 000 213 303 384
12 500 239 329 410
15 000 265 355 436
На основании даже этих простых расчетов Мискин (а за ним и Пол) смог дать ответ на вопрос о перераспределении духовенства.
Из этого следовало, что перемещение 1 тыс. священников из деревни в город могло дать выигрыш в 78 тыс. новых христиан. По отношению к тогдашнему населению Англии, примерно равному 46,7 млн человек, это составляло 0,16%. Из этого следовало, что для получения значимого результата в росте вовлеченных в церковные практики прихожан требовались другие стратегии, нежели перемещение имеющихся клириков.
Отчет Пола получил значительное внимание внутри Церкви Англии, неоднократно критиковался и служил отправной точкой для последующего анали-за77, а также для различного рода проективных документов78.
Отсутствие критерия необходимого количества священников и неопределенность его функций
Общий анализ существующего научного дискурса о проблеме количества священников заставляет сделать несколько выводов и замечаний.
Во всех трех дискурсах — демографической модели Шёнхерра—Янга, модели рынка труда священников Керолла, распределении священников в отчете Пола — не ставится вопрос, сколько священников необходимо для Церкви. Точнее будет сказать, что этот вопрос ставится, но ответ на него дается исключительно исходя из эмпирических оценок. Более того, создается ощущение, что все эти оценки есть не более чем простое отнесение к наличной реальности. Тем не менее в исследовании Керолла такая оценка хотя бы дается — от 350 до 500 человек как предельная норма на одного пастора. В католическом дискурсе мы не получаем и такой оценки.
Наиболее ярко это видно в исследованиях о нехватке католического духовенства. Нигде и ни разу не обозначено необходимое количество, но постоянно и с полной уверенностью говорится о его нехватке. Остается очевидным один факт, что резкое падение числа священников и небывалый масштаб отставок
77 Kuhrt G. Ministry Issues for the Church of England: Mapping the Trends. L., 2001. P. 53. The Paul report considered.
78 Let My People Grow! Urban Church Project. Workpaper. 1. 1974. URL: http://www.churc-harmy.org.uk/Publisher/File.aspx?ID=138344 (дата обращения 04.04.2016).
католического духовенства в годы II Ватиканского собора навсегда конституировали ситуацию нехватки.
Еще более сложным становится вопрос о необходимом количестве духовенства при сопоставлении отношений священников к мирянам в Католической и протестантских Церквах. В Католической Церкви это соотношение в несколько раз выше. Почему в Католической Церкви настолько меньше призваний? Этот факт объясняется только трудностями целибата? Почему тогда мы не видим вала призваний в Русской Православной Церкви или Элладской Церкви? При всей внешней схожести дискурса о священнических функциях и обязанностях в католичестве и протестантизме этот факт вновь возвращает к вопросу о природе и содержании понятия священства.
Модель рынка труда священников ставит свои сложные вопросы. Она никак не отличается от соответствующих моделей в любой другой отрасли. Более того, конкурентоспособным священником является носитель качеств, напрямую никак не связанных со священством. Это «сильный лидер, делатель, немного предприниматель, способный мотивировать и мобилизовать людей».
Парадоксальным образом только модель Саллинса и модель Пола как-то связывают проблему количества духовенства и совершаемых ими таинств. Причем выводы, которые они предлагают, прямо противоположны. В эмпирическом исследовании Мискина, на которое опирается Пол, было прямо показано, что с каждым новым пастором количество причастников в приходе растет. Таким образом, Мискин прямо утверждает, что религиозная ситуация с точки зрения вовлеченности в практики целиком зависит от священника, который провоцирует религиозный спрос. Напротив, Саллинс предлагает гипотезу, согласно которой количество священников уменьшается, в зависимости от падения религиозного спроса, т. е. запроса на участие в Мессе и совершение однократных таинств.
Наконец, ни один из дискурсов никак не учитывает различные типы священников, которые, безусловно, по-разному действуют и оказывают неодинаковое влияние на религиозную ситуацию.
Работы, посвященные проблемам сокращения или избытка духовенства, не ставят своей задачей решение вопроса о влиянии священников на религиозную ситуацию в обществе, а также на протекание тех или иных процессов в других общественных сферах (экономика, политика, демография и др.). Напротив, исследовательский фокус во всех этих работах связан с вопросом о влиянии меняющейся религиозной ситуации в обществе на формирование того или иного типа священников или на процесс сокращения, или, напротив, избытка духовенства.
Дискуссия.
Соотнесение данных с ситуацией в Русской Православной Церкви
В России систематическое исследование функций священника и его влияния на церковную и общественную сферу до сих пор не проводилось. Не исследовался вопрос о количестве духовенства и связанных процессов — открытия приходов, набора в семинарии, необходимого количества духовенства на непри-
ходские формы служения. Религиозная ситуация в России далека от европейской или американской. Однако простое соображение о схожести места, занимаемого священником в католицизме и православии, вызывает желание сопоставить их количество в соотношении с прихожанами. Временная нагрузка на католического и православного священника при совершении таинств не одинаковая, но сходная. Сопоставление количества мирян на одного священника в католических странах и в России, представленное в диаграмме 2, заставляет задуматься о возможных проблемах в современной церковной жизни в России, связанных с труднодоступностью священника.
8000 7000 6000 5000 4 ООО 3000 2000 1000 О
7167
1S40
1629
I I
США
Германия Польша Франция Африка
Россия
Южная Америка
Диаграмма 2. Количество мирян на одного священника (данные 2011 г.)19
Вопросы, поставленные Кероллом, могут быть переформулированы в отношении православного священника и требуют ответа: Каково состояние священнического служения в начинающемся столетии и что нынешние тенденции пред-
19 Данные по католическим странам: Statistical Yearbook ofthe Church. Vatican, 2011. В общее число клириков Русской Православной Церкви (на 2011 г. 29 324 чел.) входит не только приходское духовенство, но и духовенство монастырей (только в ставропигиальных монастырях, т. е. подчиняющихся непосредственно Патриарху, служит ок. 1 тыс. священников), а также клирики Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, зарубежных епархий и Русской Зарубежной Церкви. Если вычесть только украинское (ок. 10 тыс. чел.), белорусское (1485 чел.) и монастырское духовенство (ок. 1 тыс. чел.), то общее число приходских священников в России составит не более 11 тыс. (см.: Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 2011 года // Слово Предстоятеля (2009—2011): Собрание трудов. Сер. 1. М., 2012. Т. 1. С. 385; Владимир, митр. Киевский и всея Украины. Украинская Православная Церковь сегодня: Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4.01.2011. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1401848.html (дата обращения 26.12.2015); Филарет, митр. Минский и Слуцкий. Доклад на Епархиальном собрании Минской епархии 5.01.2012 г. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1934395.html (дата обращения 24.03.2015).
вещают для следующего поколения? Что такое «хороший священник»? Можем ли мы описать его? Как он воспитывается? Как его характеристики варьируются в зависимости от пастырской традиции? В контексте отдельных приходских традиций? Что можно сделать, чтобы «хороших священников» стало больше, и как можно развивать и поддерживать «хорошее священство» более эффективно?
Без содержательной проработки этих проблем невозможны ни ответы на вопрос о тенденциях в современной религиозности, ни вопрос о влиянии священства на церковную и общественную сферу, ни, в конечном итоге, вопрос о том, как его готовить и какой должна быть программа подготовки священника. Одним из возможных подходов к ответам на них могло бы быть изучение бюджетов времени и функций священнического служения80.
Ключевые слова: Социология клира (духовенства), отношение количества священников к членам Церкви, сокращение числа священников после Второго Ватиканского собора, демографическая модель сокращения клира (духовенства), рынок труда священников, «отчет Пола», распределение клира (духовенства).
The Issue of the Number of Priests in THE USA AND THE UK IN THE SECOND HALF of the 20th Century
N. Emelyanov
The author analyzes different approaches towards evaluating the number of Roman Catholic and Protestant priests in the USA and in the Church of England. He considers the three narratives in the framework of which the problem under investigation has been posed: the "demography ofthe priesthood", the "priest labor market" and the "territorial distribution of the clergy". Schoenherr's model (1993) is built upon the "organizational demography" approaches as well as upon the theory of rational choice and asks the question about what is going to happen to the population of the Catholic priests in the US in the nearest twenty years. Demographic tendencies for a long time prevalent lead to substantial changes in the overall structure of the population. The singling out of such tendencies and the determining factors behind them is extremely important for organizational planning. American Protestant denominations have toward the end of the 20th century found themselves in the situation of redundancy of priests. The research authored by Carroll (1980) is based upon the logic of the labor market and considers the interrelation between three values: number of the members of a Church; number
80 Немногочисленные примеры таких исследований существуют, например: Blizzard S. The Protestant Parish Minister: A Behavioral Science Interpretation. Storrs (CT), 1985; ZulehnerP. M. Priester im Modernisierungsstress. Ostfildern, 2001.
109
of priests; number of churches. These values reflect the offer and demand dynamics in the priest labor market. The researcher calculates the number of payments necessary to ensure the receiving of constant salary by a priest. He analyzes the factors determining the offer and demand interrelation in the labor market. The research poses the question about the functions exercised by a priest. Still another tendency in the research on the number of priests exists in the Church of England; this tendency is connected with the issue of optimum territorial distribution of priests. The key research work here is the so-called "Paul report" (1964) which establishes the dependence of involvement in religious practices on the three following factors: number of those with full or parttime occupation in the sphere of pastoral activities; number of inhabitants of a given territory; number of churches in a given territory. The article points at the absence in the Christian discourse of normative criteria which could allow to determine the number of priests. The author also investigates how the number of priests influences the religious situation in a country as well as various processes in other social spheres (economy, politics, demography, etc.).
Keywords: Sociology of priesthood, priests ratio to church members, priests shortage after the Second Vatican Council, demographic models of priests shortage, the clergy job market, «The Paul Report», the deployment of the clergy.
Список литературы
1. Greeley A. M. The Catholic Priest in the United States: Sociological Investigations. Washington, 1972.
2. Kennedy E. C, Heckler V. J. The Catholic Priest in the United States: Psychological Investigations. Washington, 1972.
3. Hoge D. R. The Sociology of the Clergy // The Oxford Handbook ofthe Sociology of Religion / P. B. Clark, ed. Oxford, 2009. P. 581-598.
4. Froehle B. T. Research on Catholic Priests in the United States since the Council: Modeling the Dialogue between Theology and Social Science // United States Catholic Historian. 2011. Vol. 29, 4. P. 19-46.
5. Carroll J. W., Wilson R. L. Too many pastors?: The clergy job market. N. Y., 1980.
6. Miskin A. B. The Shortage of clergy: a scientific answer // Prism. 1963. P. 14-22.
7. Paul L. A. The deployment and payment of the clergy: a report. Westministry, 1964.
8. The Paul Report Considered, Chester, 1964.
9. Paul L. The Role of the Clergy Today — an Organizational Approach: Problems of Deployment // The Social Sciences and the Churches / C. L. Mitton, ed. Edinburgh, 1972.
10. Lenz K. Katholischer Priester in der individualisierten Gesellschaft. 2009.
11. Knobloch S. Der Pastorale Notstand // Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral. Herder, 1996. S. 27-160.
12. Klostermann F. Priester für Morgen. Pastoraltheologische Aspekte // Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. Priestertum — Kirchliches Amt zwischen gestern und morgen. Aschaffenburg, 1971. S. 71-100.
13. Der Priestermangel und seine Konsequenzen / F. Klostermann, Hrsg. Düsseldorf, 1977.
14. Zulehner P. M. Priestermangel praktisch. München, 1983.
15. Zulehner P. M. Wirklich ein Priestermangel? Zur Lage der pastoralen Berufe im deutschsprachigen Raum // Herder Korrespondenz Spezial. 2009. Bd. 1. S. 36-40.
16. Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralreferentinnen/-referenten // Die deutschen Bischöfe. 2011. № 96.
17. Официальные данные Немецкой Конференции епископов. URL: http://www.dbk.de/ zahlen-fakten/kirchliche-statistik/ (дата обращения 03.03.2016).
18. Burgalassi S. Preti in crisi? Tendenze sociologiche del clero italiano. Fossano, 1970.
19. Dalla Zanna G., Ronzoni G. Meno preti, quale Chiesa? Per non abbandonare le parrocchie. Bologna, 2003.
20. La parabola del clero. Uno sguardo socio-demografico sui sacerdoti diocesani in Italia / L. Diotallevi, cur. Torino, 2005.
21. Strark R. Gods, Rituals, and Moral Order // Journal for the Scientific Study of Religion. 2001. Vol. 40/4. P. 619-636.
22. Катехизис Католической церкви. М., 1996.
23. Schoenherr R. A., Young L. Full Pews, Empty Altars: Demographic of the Priest Shortage in United States Catholic Dioceses. Madison (WI), 1993.
24. Hoge D. The First Five Years of the Priesthood: A Study of Newly Ordained Catholic Priest. Collegeville, 2002.
25. Goodbye Father: The Celibate Male Priesthood and the Future of the Catholic Church / R. A. Schoenherr, D. Yamame, ed. N. Y., 2002.
26. Young L. A. Assessing and Updating the Schoenherr-Young Projections of Clergy Decline in the United States Roman Catholic Church // Sociology of Religion. 1998. Vol. 59/1. P. 7-23.
27. Sullins P. Empty Pews and Empty Altars: A Reconsideration of the Catholic Priest Shortage // The Catholic Social Science Review. 2001. Vol. 6. P. 253-269.
28. Hoge D. The Future of Catholic Leadership: Responses to the Priest Shortage. Kansas City, 1987.
29. Hoge D. R., Marti JewellR. The Next Generation of Pastoral Leaders: What the Church Needs to Know. Chicago, 2010.
30. Kuhrt G. Ministry Issues for the Church of England: Mapping the Trends. L., 2001.
31. Let My People Grow! Urban Church Project. Workpaper. 1. 1974. URL: http://www. churcharmy.org.uk/Publisher/File.aspx?ID=138344 (дата обращения 04.04.2016).
32. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 2011 года // Слово Предстоятеля (2009-2011): Собрание трудов. Сер. 1. М., 2012. Т. 1. С. 371-445.
33. Владимир, митр. Киевский и всея Украины. Украинская Православная Церковь сегодня: Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4. 01. 2011. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401848.html (дата обращения 26.12.2015).
34. Филарет, митр. Минский и Слуцкий. Доклад на Епархиальном собрании Минской епархии 5. 01. 2012. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1934395.html (дата обращения 24.03.2015).
35. Blizzard S. The Protestant Parish Minister: A Behavioral Science Interpretation. Storrs (CT), 1985.
36. Zulehner P. M. Priester im Modernisierungsstress. Ostfildern, 2001.