Научная статья на тему 'РЕЦ. НА: GRIGORE M., KüHRER-WIELACH F. ORTHODOXA CONFESSIO? KONFESSIONSBILDUNG, KONFESSIONALISIERUNG UND IHRE FOLGEN IN DER öSTLICHEN CHRISTENHEIT EUROPAS. GöTTINGEN: VANDENHOECK & RUPRECHT, 2018. 359 S'

РЕЦ. НА: GRIGORE M., KüHRER-WIELACH F. ORTHODOXA CONFESSIO? KONFESSIONSBILDUNG, KONFESSIONALISIERUNG UND IHRE FOLGEN IN DER öSTLICHEN CHRISTENHEIT EUROPAS. GöTTINGEN: VANDENHOECK & RUPRECHT, 2018. 359 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА: GRIGORE M., KüHRER-WIELACH F. ORTHODOXA CONFESSIO? KONFESSIONSBILDUNG, KONFESSIONALISIERUNG UND IHRE FOLGEN IN DER öSTLICHEN CHRISTENHEIT EUROPAS. GöTTINGEN: VANDENHOECK & RUPRECHT, 2018. 359 S»

тельно продуктивному результату, что, впрочем, является извинительной и неизбежной издержкой любого новаторского подхода.

Лютько Евгений Игоревич, диакон младший науч. сотрудник ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6 e.i.lutjko@gmail.com

Eugene Lyutko, deacon St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation e.i.lutjko@gmail.com

ORCID: 0000-0002-2859-3886

ORCID: 0000-0002-2859-3886

Рец. на: Grigore M., Kührer-Wielach F. Orthodoxa Confessio? Konfessionsbildung, Konfessionalisierung und ihre Folgen in der östlichen Christenheit Europas. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2018. 359 s.

Rev. on: Grigore M., Kührer-Wielach F. Orthodoxa Confessio? Konfessionsbildung, Konfessionalisierung und ihre Folgen in der östlichen Christenheit Europas. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2018. 359 s.

Данный сборник статей представляет собой попытку отойти от привычных практик исследования процесса конфессионализации1 только на историческом материале, имеющем прямое отношение к латинскому христианству, и обратиться к православию на территории Восточной и Юго-Восточной Европы. Такой подход представляется полезным как с точки зрения уточнения самой теории кон-фессионализации, родившейся и развивающейся внутри замкнутой проблематики католическо-протестантских отношений, так и для исследований восточного христианства, поскольку поможет взглянуть на институции и исторические процессы Восточной и Юго-Восточной Европы с другой перспективы. В основу книги легли материалы конференции, проходившей в Майнце 5—7 июня 2015 г., а также результаты работы совместного научного проекта Института европейской истории им. Лейбница в Майнце (Leibniz-Institut für Europäische Geschichte) с Институтом немецкой культуры и истории Юго-Восточной Европы университета им. Людвига-Максимилиана в Мюнхене (Institut für deutsche Kultur und Geschichte Südosteuropas an der LMU München).

1 Термин «процесс конфесионазизации» впервые был введен в поле научных дискуссий во второй половине XX в. Понятие «формирование конфессий» (КопГеззюшЫЫипя) и «кон-фессионализация» (КопГе88ЮпаИ81егищ) активно использовались немецкими исследователями (такими как Е. В. Цееден, В. Райнхард, Х. Шиллинг) для создания теории, описывающей историю немецких религиозных институтов после Реформации и Контрреформации в XVI— XVII вв. Суть теории сводится к представлению о постепенном обособлении христианских сообществ на всех уровнях религиозной, культурной, социальной, государственной жизни.

Книга состоит из вводной статьи и 12 опубликованных докладов, объединенных в два больших раздела: первый раздел посвящен теоретическим основам концепции конфессионализации, в частности рассмотрению ее объяснительного и эвристического потенциала; второй, более обширный раздел содержит конкретно-исторические исследования, в которых эта теория применяется для изучения православия в странах Юго-Восточной Европы. В рецензии будет кратко рассмотрена каждая статья теоретического радела, изложена ее основная мысль и поставлен вопрос о внутренней непротиворечивости позиции исследователя, затем будет дана характеристика второго, «эмпирического» раздела в целом. В конце автор рецензии попытается сделать выводы о единстве или различии взглядов сборника, а также о соотношении этих взглядов с отечественной традицией исследования процесса конфессионализации.

Авторы-редакторы сборника д-р Михай Григоре и д-р Флориан Кюрер-Вилах (Институт европейской истории им. Лейбница и Институт немецкой культуры и истории Юго-Восточной Европы университета им. Людвига-Максимилиана) признают, что в немецкоязычных и англо-американских научных исследованиях существуют значимая теоретическая и фактологическая неопределенность в использовании основных понятий, относящихся к восточному христианству в целом и к термину «православный» в частности (с. 9—10). Как следствие, это вызывает трудности в конкретном «конфессионально ориентированном» изучении. Цель исследования — попытаться прояснить это затруднение и проверить возможность использования концепций «формирования конфессий» (Konfessionsbildung) и «конфессионализации» (Konfessionalisierung) в определенном историческом контексте Восточной Европы. Для приближения к цели исследование пытается ответить на три центральных вопроса: 1) представляется ли возможным в отношении восточного христианства — православных Церквей и их дискуссий с другими религиозными группами — использовать термин «конфессия»? 2) в каких терминологических и историографических условиях и в какой мере понятие «конфессия» может быть применено к восточным Церквам? 3) какая периодизация была бы релевантна в использовании концепта «конфессия» на историческом материале Восточной Европы? (с. 13). Поставив эти вопросы в качестве ориентиров и охарактеризовав кратко каждый доклад, редакторы заканчивают вводную статью и предлагают подробно ознакомиться с результатами исследований.

Первой и основной в списке теоретических статей представлена работа профессора Ирене Дингель (г. Майнц) о структурных элементах и процессах в «формировании исповеданий» (Bekenntnisbildung) и «конфессионализации» (Konfessionalisierung). Статья рассматривает ключевые разработки теории кон-фессионализации последних лет и их применимость для православных Церквей Европы. Статья состоит из трех частей: во-первых, автор делает критический обзор основных концепций конфессионализации, что обеспечивает импульс для дальнейших дискуссий; во-вторых, госпожа Дингель перемещается на уровень конкретного и исследует исповедания (Bekenntnis) раннего Нового времени в их формировании; и наконец, приводит некоторые примеры из области обряда и практик благочестия, иллюстрирующие структурные элементы и процессы

Grigore M., Kührer-Wielach F. Orthodoxa Confessio?..

конфессионализации (с. 24). В своем выводе исследовательница настаивает на самобытной идее, которая дает старт новым дискуссиям в последующих статьях: Ирене Дингель выступает за радикальное расширение термина «конфессиона-лизация» и распространение его на всю культуру и общество.

Автор второй статьи задается более конкретным вопросом, который вынесен в заглавие: «Православие в конфессиональную эпоху: от церковных реформ к конфессионализации?». Проф. Альфонс Брюнинг (Институт восточного христианства, Университет Неймегена) задумал эту статью в качестве продолжения своих предыдущих исследований2, в которых пытается понять, не является ли парадигма конфессионализации искусственно привнесенной в православный контекст, не является ли это одной из тех «псевдоморфоз», о которых писал о. Георгий Флоровский (с. 47). Определенно можно сказать, что такой подход с необходимостью вызывает продолжающийся и по сей день (особенно в публицистике) разговор о противостоянии «Востока и Запада», о борьбе цивилизаций. Такого разговора пытается избежать автор, на основе богатого фактологического материала он выстраивает свою систематизацию и хронологию «конфессиональной эпохи» как процесса одновременного реформирования и модернизации Церкви в кризисные моменты на территории всей Европы. В выводах проф. Брюнинг не дает однозначного ответа на поставленный в заглавии вопрос, скорее сама статья своей концептуальностью и попыткой синтеза еще более заостряет его, но только уже в новых рамках предложенной им идеи multiple confessionalism (с. 74).

Далее следует статья профессора религиоведения Эрфуртского университета Василиоса Макридеса «Процессы конфессионализации в православном мире. Попытка периодизации и систематизации». Статья характеризуется стремлением уйти от упрощений как в различении понятий «формирование исповеданий» (Bekenntnisbildung) и «конфессионализация» (Konfessionalisierung) (с. 81—82), так и в возможности применения теории конфессионализации к тому или иному объекту исследования без учета социокультурного и политического контекста. Статья дополняет описание процесса образования конфессий вниманием к нововременному возникновению и формированию этносов и наций как особой черте православной конфессионализации (etnische Konfessionalisierung) (с. 99100). При всей поразительной аналитической и фактологической базе, описание контекста страдает отсутствием целостности. О том, что уход от фрагментарности в изучении истории православных церквей является главной целью для будущих западных исследований, упоминает и сам проф. Макридес в заключение (с. 109).

Завершающая теоретический раздел статья проф. Клауса Бохенау (г. Регенс-бург) на основе истории православия в Юго-Восточной Европе радикализирует вопрос о возможности простого переноса концепции конфессионализации, зародившейся в условиях Центральной Европы, на другие регионы. Автор демонстрирует, что сложившиеся в Новое время отношения между религией и государ-

2 Brüning A. Confessionalization in the Slavia Orthodoxa (Belorussia, Ukraine, Russia)? Potential and Limits of a Western Historiographical Concept // Thomas Bremer, Hrsg., Religion and the Conceptual Boundary in Central and Eastern Europe. L., 2008. S. 65-96.

ством на территориях нынешней Греции, Болгарии, Сербии, Черногории никак не отвечают тем характеристикам, которые заложены в современные определения процесса конфессионализации. Автор подчеркивает саму базовую антикон-фессионализацию православия, так как изнутри оно не воспринимает себя в качестве конфессии, в смысле исповедания, имеющего определенную вербализи-рованную, интеллектуализированную и реализуемую в обществе форму (с. 113— 114). Только в течение XIX и XX вв. можно было говорить о процессах, подобных конфессионализации на этих территориях. Здесь автор использует идею Олафа Блашка о «второй конфессионализации» (zweiten Konfessionalisierung) (с. 121), ключевым движущим фактором для которой было образование национальных государств.

Во второй части происходит концентрация не столько на теоретических обобщениях, сколько на определенных исторических кейсах, которые могли бы сделать яснее приложение теории конфессионализации к православию на территории Восточной и Юго-Восточной Европы. В этой части восемь статей, затрагивающих широкий спектр тем, как хронологически (от поздних Средних веков до Первой мировой войны), так и географически (Греция, Румыния, Речь Посполитая, Россия). Статья, которая была бы наиболее интересна отечественному читателю, написана проф. Ян Кусбером (г. Майнц). Она задается вопросом: «Была ли в Москве Раннего Нового времени конфессионализация?». Рассматривая два ключевых в эту эпоху события: дарование автокефалии и раскол, автор приходит к выводу, что классические концепции конфессионализации для осмысления этих процессов требуют определенных корректировок. Это связано с тем, что концепция конфессионализации породила историко-научные дискуссии именно в немецкоязычном контексте, и потому эта теория не подходит для исследования истории российского государства с существующими в нем многими другими религиозными группами (ислам, иудаизм) (с. 201).

В качестве общего итога книги можно выделить три положения: во-первых, исследования единодушны во мнении, что классические определения конфесси-онализации Шиллинга и Рейнхарда не могут быть перенесены на почву истории православия в Восточной и Юго-Восточной Европе; во-вторых, все ученые пытаются скорректировать этот подход, не разрушая тем не менее все несущие конструкции теории конфессионализации; и наконец, само разнообразие подходов и междисциплинарность книги показали большой потенциал темы и открыли исследовательские ходы для альтернативных интерпретаций. Всё это показывает ценность и достоинство данной книги, которая вписывается и в тенденцию современной исследовательской традиции в России. Так, любопытно отметить, что трех указанных пунктов — однако при более углубленной фактологической базе — придерживаются и отечественные историки3, когда пытаются применять

3 Пожалуй, главным разработчиком теории конфессионализации в отечественной историографии является М. В. Дмитриев. См. в его основных работах и ссылки на другие современные исследования по теме: Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века? // Дрогобицький краеезнавчий зб1рник. Вип. XVI. Дрогобич: Коло, 2012. С. 133—152. Он же. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003.

Grigore M., Kührer-Wielach F. Orthodoxa Confessio?.

теорию конфессионализации к изучению процессов, происходивших на территории Российского царства в Новое время.

Александр Анатольевич Фокин, аспирант ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 alexanderfokin@bk.ru ORCID: 0000-0002-5126-6883

Alexander Fokin, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University. 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation alexanderfokin@bk.ru ORCID: 0000-0002-5126-6883

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.