Научная статья на тему 'Ретроспективы и перспективы гоголевской ринологии'

Ретроспективы и перспективы гоголевской ринологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
294
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОГОЛЬ / РИНОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / КОНЦЕПТ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ / GOGOL / RHINOLOGICAL MOTIVES / CONCEPT / LITERATURE CONTACTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бычкова Алина Юрьевна

Дается общая характеристика контактно-типологических связей ринологических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristic of the direct and indirect contacts of the rhinological motives is given in connection with the works of N.V. Gogol.

Текст научной работы на тему «Ретроспективы и перспективы гоголевской ринологии»

А.Ю. Бычкова

РЕТРОСПЕКТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОГОЛЕВСКОЙ РИНОЛОГИИ

Дается общая характеристика контактно-типологических связей ринологических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя. Ключевые слова: Гоголь; ринологические мотивы; концепт; литературные связи.

В отношении связи с ринологическим мотивом имя Н.В. Гоголя является первым среди прочих, в том числе потому, что его творчество опирается на богатую традицию и дает начало таковой. Как предположительный источник прямого влияния на творчество Гоголя -или случай типологической связи - рассматриваются «Иной Свет, или Государства и империи луны» Сирано де Бержерака и творчество Жана Поля. В свою очередь, тема носа в произведениях Гоголя, безусловно, оказала влияние на литературную ринологию XX в.: справедливо говорить о контактной связи с романом П. Зюс-кинда «Парфюмер», творчеством Ф. Кафки, новеллой Р. Акутагавы «Нос». Типологически тема носа у Гоголя также связана с произведениями, появившимися почти одновременно с гоголевскими, как, например, рассказ Э.А. По «Страницы из жизни знаменитости».

В творчестве Гоголя ринологические мотивы реализованы, среди прочего, в концептах, которые вплетены в сюжет ряда произведений. К ним относятся: еда (и в первую очередь хлеб), стекло, сон, режущие предметы.

Мотив носа обнаруживает свою связь с мотивом еды в различных проявлениях: нос, поглощающий запахи и табак, словно сам является органом пищеварения. В примере: «К водке был подан балык...», при этом судья .улыбнулся, причем нос понюхал свою всегдашнюю табакерку» [1. Т. 1. С. 398] процесс нюханья табака идентифицируется с процессом поглощения еды. Когда речь заходит о гастрономии, нос дает о себе знать и при воспоминании об аппетитном кушанье он засасывает табак, повторяя приятную трапезу. Однако в этом плане нос может быть амбивалентен: отделившись от лица, он воплощается в хлебе и предлагается на завтрак цирюльнику, т. е. уже сам становится едой. Такое превращение содержит в себе очевидную пародию на христианские обряды, где хлеб фигурирует как символ плоти Христа [2. С. 231-233]. И, наконец, непосредственную связь носов с хлебом Гоголь устанавливает, превращая лица - место, где находятся или должны находиться носы, в хлеб. Имеет место традиционное гротескное пограничное состояние тела, беспрерывно переходящего из одного состояния в другое: выпеченный хлеб - это почти то же, что и нос, а нос и лицо - это почти хлеб [3. С. 38].

Еще один аспект ассоциативных связей, в которых участвует мотив носа, - это стекло. Помимо сравнений с выпечкой, лицо сравнивается с пузырьком, изображение которого появляется уже на обложке повести, выполненной Гоголем [4. С. 414]. Лица у Гоголя часто ассоциируются с бутылками и тому подобными емкостями. Лицо может быть «похоже несколько на аптекарский пузырек» [1. Т. 1. С. 582], а также именоваться «кувшинным рылом» [1. Т. 2. С. 386]. Ковалев, одержимый ежедневным разглядыванием носа в зеркале, теряет его, но взамен ему предлагается переместить

нос за другую стеклянную поверхность: положить в пузырек. Разница при перемещении носа Ковалева заключается лишь в «пузырьках», в которых оказывается нос: на лице-зеркале Ковалева или в пузырьке, предложенном доктором. Подтверждает это и эпизод в повести «Нос», где нос сравнивается с пробкой: «Но нос был как деревянный и падал на стол с таким странным звуком, как будто бы пробка» [1. Т. 1. C. 477]. Таким образом, лицо-пузырек Ковалева, потеряв нос, потеряло свою «затычку».

Как известно, в первоначальной редакции события повести «Нос» объяснялись тем фактом, что они происходят во сне. Сон - тоже концепт, причем он является палиндромом слова «нос». Начало сна, в который превращается вывернувшийся наизнанку нос Ковалева, семантически совпадает с поверхностью зеркала, которое внезапно отказывается отражать нос майора. Что характерно, в сборнике Тартуской школы зеркало определяется как «граница семиотической организации и граница между “нашим” и “чужим” мирами» [5. С. 4]. Сон влечет за собой ряд других зеркальных переворотов. Например, Ковалев вместо носа в зеркалах видит «место совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин», а сам отделившийся нос, которому как раз положено быть гладким, представляется ему господином, обретшим собственную рельефность, в том числе лицо, которое он, правда, прячет в «стоячий воротник» [1. Т. 1. C. 465].

Заявления о потере и уязвимости носов встречаются у Гоголя в нескольких произведениях. В повести «Нос» режущие предметы окружают нос Ковалева: цирюльник со своей бритвой (причем «цирюльник» от слова «хирург»), фамилия дамы Подточина, за дочерью которой Ковалев волочится. Через корень этой фамилии режущими оказываются и другие понятия в повести, не имеющих по своей природе с лезвими ничего общего: чин, чиновник, управа благочиния. Также слово «причина»: «или я сам был причиною.» [1. Т. 1. C. 474].

Эти концепты в той или иной мере фигурируют в произведениях, с которыми носологическая тема Гоголя связана контактно или типологически. Так, рассказ Жана Поля «Письмо натуралиста.» («Der Brief eines Naturforschers»), вероятно, перекликается с темой отрезанных носов у Гоголя [6. С. 448-449]: его герой предлагает провести эксперимент, чтобы доказать, что на месте отрезанного носа должен вырасти новый.

Особая связь еды и носов в произведениях Гоголя, возможно, происходит из произведения Сирано де Бержерака «Государства и империи луны». В повести описывается мир, где вместо еды питаются запахами, а носы кроме этой важной физиологической функции выполняют и социальную: крупный нос - главное доказательство благородства и великодушия его обладателя. Такое мировоззрение, где все вращается вокруг

носа, напоминает отношение к собственному носу майора Ковалева.

Анализ творчества Гоголя и Кафки в сравнительном аспекте проведен многими исследователями. В частности, вопрос о сопоставлении повестей «Нос» и «Процесс» поставлен в статье В. Эрлиха. Ю. Манн отмечает вслед за ним такие пересечения произведений, как общность в манере повествования, подчеркивающая реалистичность событий, отсутствие внешней силы, объясняющей фантастику, возникновение перемен в жизни героев вместе с пробуждением ото сна и подчеркнутое отрицание авторами связи событий со сном [7. С. 165]. Помимо прочего, очевидным является факт, что в произведениях Кафки, как и у Гоголя, большое значение имеет поэтика телесности. Об «аномалиях, граничащих с уродством, во внешности персонажей» кратко говорит в своей статье Ю. Манн. В этом плане стоит особенно отметить носологические мотивы: актуализация темы носа в произведениях Гоголя всегда связана с какими-либо нарушениями. Это может быть как чрезмерно выдающаяся или уродливая форма носа, так и его полное отсутствие. Носы кафкианских героев также странны своими особенностями, которые могут остро и безобразно свисать, быть большими и крючковатыми, свернутыми набок.

Концепт еды также представлен в носологии Ф. Кафки: как и у Гоголя, описание поглощения еды подчеркнуто соседствует с описанием носа - нос реагирует на глотание и жевание и покрывается капельками пота, так что создается впечатление, что он активно участвует в этом процессе.

Кроме того, носы в произведениях Кафки, по замечанию А. Синеок, едва ли не формируют сюжет и судьбу героев: искалеченные носы, кровь из носа неизменно предвещают тревожные события, незаурядные - не сулят будущего [8], что, очевидно, также указывает на то, что ринологический мотив играет особую роль в его творчестве.

Роман Зюскинда «Парфюмер» обнаруживает ряд схожих мотивов с творчеством Гоголя в отношении темы носа. Одно из сходств, наиболее бросающееся в глаза, - нос как самостоятельная субстанция, свободно разгуливающая и независящая от каких-либо человеческих факторов. Аналог носа в мундире, утверждающего, что он - «сам по себе» [1. Т. 1. С. 466], встречается

и у Зюскинда - в виде главного героя, вся жизнь которого замкнулась лишь на одорологической деятельности и который умеет быть похожим человека, но - как это несколько раз подчеркивается - таковым не является. Как и оказавшийся в хлебе цирюльника отрезанный нос майора Ковалева, Гренуй был подкинут в чужой дом -патеру, который тоже надеялся увидеть в корзинке вместо младенца угощение: орехи или фрукты. Словно повторяя кощунственное появление носа Ковалева в Казанском соборе, герой Зюскинда посещает церковь, где размышляет о своем бесконечном величии.

Мотив еды в связи с носом обыгрывается в романе «Парфюмер» самым различным образом: начиная с бесчисленных пищевых метафор, применяемых для описания запахов, и закачивая финальной сценой пожирания тела Гренуя взбесившейся толпой. Как и у Гоголя, здесь имеет место религиозная травестия: тело, съедаемое как хлеб.

Концепт стекла проявляет себя также самым непосредственным образом. Стекло здесь - это флаконы духов, инструменты парфюмера: колбы, склянки. Образы, связанные со стеклом, символизируют определение себя Гренуем: лишенный собственного запаха, словно пустой стеклянный флакон, он способен идентифицировать себя только будучи наполненным ароматом, отождествляя себя с ним. В данном случае также уместно провести параллель с повестью Гоголя: нос Ковалева в банке и обожаемые Гренуем ароматы во флаконе являются для каждого из них необходимым условием подтверждения их мнимого существования.

Очевидным последователем Гоголя в носологии является, кроме того, японский писатель Рюноскэ Акутагава, чье творчество испытало значительное влияние русской литературы, который написал «зеркальную» относительно повести «Нос» новеллу под таким же названием. Как и у Гоголя, нос занимает центральное место в жизнеощущении главного героя, который страдает не от его отсутствия, а от его чудовищного размера.

Таким образом, рассмотренные произведения включают ряд мотивов, подтверждающих наличие контактных или типологических связей с носологической темой Н. В. Гоголя, что позволяет говорить о значительных возможностях подробного их сравнительного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гоголь Н.В. Сочинения: В 2 т. М.: Худ. лит., 1969.

2. ВайскопфМ.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.: Радикс, 1993. 590 с.

3. БахтинМ.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. 541 с.

4. Дунаев А. Гоголь как духовный писатель. Опыт нового прочтения петербургских повестей // Искусствознание. 1998. № 1. С. 391-427.

5. К семиотике зеркальности // Зеркало. Семиотика зеркальности. Тарту, 1988. С. 3-5.

6. Michaela Böhmig: Die «Nasologie» Jean Pauls, eine Quelle für Gogol’s «Nos»? (Ein Beitrag zur Rezeption Jean Pauls in Rußland) // Tusculum slavi-

cum. Festschrift für Peter Thiergen, a cura di E. von Erdmann, A. Isaakjan, R. Marti, D. Schümann. Zürich, 2005. Р. 441-461.

7. Манн Ю. Встреча в лабиринте: Франц Кафка и Николай Гоголь // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 162-186.

8. Синеок А. Носология Франца Кафки. Режим доступа: http://www.kafka.ru/about/nos.htm

Статья представлена научной редакцией «Филология» 24 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.