Ретроспективный обзор методов развития графических умений в художественно-архитектурном образовании средствами изобразительного искусства
Панкратов Алексей Алексеевич
магистр педагогики; аспирант, кафедра рисунка, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет; преподаватель специальных дисциплин, Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 E-mail: pankratovalexei@yandex.ru
В статье рассматривается ситуация в архитектурном образовании в наши дни, проведена взаимосвязь между развитием графических умений и требованиями, предъявляемыми к преподаванию творческих дисциплин. Также рассматривается понятие графические умения и специфика методов развития графических умений у студентов архитектурных колледжей средствами изобразительного искусства. Даётся анализ, что можно отнести графическим умениям. Приведён краткий исторический обзор обучения изобразительному искусству, средствами рисунка и живописи, проанализирован опыт преподавания художественных дисциплин в России и на Западе в архитектурной школе. Проведена параллель между принципами обучения изобразительному искусству зарубежом и в отечественной традиции, также найдены различия в методах обучения. Затронут вопрос продолжения традиций академического преподавания, а также влияния на архитектурную школу авангардных течений. И дальнейшая адаптация прогрессивных наработок в более классическом подходе. В конце публикации приведены выводы, касательно развития графических умений в наши дни.
Ключевые слова: метод, обучение рисунку и живописи, графические умения, архитектурное художественное образование.
Изменения происходящие в связи с естественным течением времени в образовании (компьютеризация, развитие цифровых возможностей), в прикладном строительстве (появление новых технологий в архитектурной инженерии и проектировании) существенно трансформируют цели, задачи, содержание и функции среднего профессионального образования, расширяют его границы, и, следовательно, повышаются требования к качеству подготовки специалистов архитектурного профиля. Данные изменения, безусловно, направлены на то, чтобы максимально адаптировать это образование к практике и жизненным реалиям. Профильные организации готовы принимать компетентных выпускников - специалистов, которые получили не только фундаментальные теоретические знания, но и современные прикладные практические навыки, способствующие быстрой адаптации на рабочем месте.
Так, согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Среднего Профессионального Образования (далее -ФГОС СпО) по специальности 07.02.01 «Архитектура» от 28.07.2014 г. выпускник архитектурного колледжа должен быть высокопрофессиональным специалистом, способным эффективно использовать фундаментальные и прикладные знания и «инновационные технологии, осуществлять творческую деятельность в сфере формирования комфортной среды жизнедеятельности человека». [1]
Поскольку основой любой компетенции являются - знания, умения и навыки, мы в своей статье рассмотрим пути и формы развития графических умений средствами изобразительного искусства на занятиях со студентами архитектурных колледжей в рамках дисциплины «Рисунок и живопись».
Прежде всего, для того, чтобы делать необходимые выводы, как развивать графические умения в художественно-архитектурном образовании, следует, для начала, определить, охарактеризовать и дать обоснование, что такое графические умения, в частности, применительно к студентам архитектурных колледжей, а затем обратиться к истории развития художественной педагогики в Отечественной традиции и зарубежом, а также искусства в целом.
Анализируя основную литературу по художественному образованию, мы пришли к выводу, что термин графическое умение можно обусловить как умственное, практическое и психическое формирование личности, которое определяет созна-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
тельное использование графических знаний и навыков при наглядной интерпретации художественной идеи.
Также, при более глубоком анализе системы развития графических умений, к ним можно отнести:
- организационные положения ведения работы (как правильно держать и точить карандаши, как выгодней честь на натурную постановку, какие инструменты подобрать для выполнения конкретных целей и задач)
- умения использования художественных инструментов (графитные карандаши, цветные карандаши, мягкие материалы, фломастеры, различные кисти, тушь, акварель и т.д.);
- техническое мастерство (натурное рисование, рисование по памяти и представлению; последовательность ведения работы от эскизирова-ния до творческой работы; знания законов линейной и воздушной перспектив; композиционное мышление и т.д.)
- способность использовать наработанные умения при выявлении характерных особенностей изображаемого объекта, создавать художественный образ.
Осознанность в действиях, самостоятельное использование полученных знаний и навыков необходимы при ведении работы над академическим рисунком, что, между тем, необходимо и в других аспектах деятельности. «Научные знания (перспектива, анатомия, теория теней) предоставляют рисовальщику объективные данные о закономерностях явлений мира, которыми он руководствуется при построении изображения на плоскости листа бумаги, дают возможность предвидеть результаты своих действий и управлять ими. Если ученику не сразу удается добиться успеха в координации действий руки и глаза, то этого он может добиться специальными упражнениями, в основе которых лежит логическое мышление, которое в свою очередь контролирует и направляет действия рисовальщика. Умение анализировать, сравнивать, оценивать, выявлять закономерности, управлять собой - все это мы также наблюдаем на академических занятиях рисованием». [2, стр. 16]
Стоит отметить, что развитие графических умений у архитекторов средних учебных заведений, в первую очередь, является основой профессиональной самоидентификации, фундаментом, без которого затруднительно дальнейшее обучение по специальности, например таким дисциплинам, как начертательная геометрия, черчение, перспектива, проектная деятельность. Кроме того, поверхностное отношение к дисциплинам художественного цикла, в итоге, крайне негативно скажется на самой профессиональной деятельности по окончании учебного процесса. Так как «рисова-5 ние как определённый вид деятельности человека § представляет собой сложный процесс, включающий познание, изучение и созидание». [3, стр. 19] ° Итак, определив понятийный аппарат, конкре-ав тизировав определение графических умений, мы
можем проследить за историческим контекстом изменения путей и форм развития графических навыков средствами изобразительного искусства на занятиях со студентами архитектурных колледжей, акцентируя внимание, в основном, на отечественной художественной школе.
Проблемами формирования графических умений, развития технических навыков рисования, повышения художественного мастерства занимались как зарубежные художники, педагоги, и учёные - Ч. Ченнини, Альберти, да Винчи, А. Дюрер, Рубенс, так и отечественные - А.П. Лосен-ко, И.Д. Прейслер, А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Беда, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов. В наше время продолжают работать в этом направлении такие учёные, педагоги и художники, как С.П. Ломов, Р.Ч. Бар-циц, С.Е. Игнатьев, Н.М. Сокольникова, Э.И. Ку-бышкина, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова и другие. Хотелось бы отметить, что большинство из вышеназванных имён имеют непосредственное отношение либо к архитектуре, либо к художественно-архитектурному образованию.
Анализируя западную литературу по проблематике художественного, а точнее художественно-архитектурного образования следует заметить, что в XX веке под влиянием модернистских течений на Западе и в Новом Свете научение реалистическому изобразительному искусству отошло на второй план, а затем и вовсе было заменено практически полностью на компьютерно-техническое обучение. «Подлинными революционерами в методике освоения дисциплин изобразительного цикла для всех художественных профессий, включая архитекторов, стали ВХУТЕМАС и Баухауз». [4, стр. 158]
С 60-х по 70-е годы университеты стали местом, где постмодернизм нашел благодатную среду для роста. Постмодернизм возник из противостояния модернизму и оспаривания традиционных верований. Постструктуралисты деконструируют все теории систем, включая модернизм. Постмодернизм требует междисциплинарного изучения и появления эклектичных и плюралистических художественных практик, а постмодернистские художники обращаются к смешанным медиа, видео, компьютерам или другим форматам вместо того, чтобы настаивать на двумерной живописи и графике. Одним из эффектов постмодернизма стало появление междисциплинарных и мультимедийных художественных программ на факультетах университетского искусства. В 1960-е годы постмодернизм начал оказывать влияние на преподавание в художественных школах. В наши дни на современных факультетах искусств зарубежных университетов традиционный академизм, модернизм и постмодернизм обычно существуют бок о бок. Техническое мастерство традиционной академической школы, индивидуальное творчество модернизма и критический метод постмодернизма сочетаются в преподавании и обучении на факультетах. [5, стр17]
Также хочется обратить внимание на конкретный пример обучения в практике постмодернистской системы обучения в США. Джеймс Элкинс, историк искусства, Арт-критик, профессор института Чикаго пишет: «Вспоминается одно занятие по рисованию с натуры в моем колледже: нас, студентов, было мало, многие не пришли из-за болезни, и преподаватель решил расслабиться. Он установил мольберт и тоже стал рисовать натурщика. Он трудился целый час, а когда в результате у него получилось что-то, больше напоминающее яичницу, он заметил: «Да уж, человека изобразить труднее, чем я думал!» [6, стр.36]
В отечественной практике преподавания художественных дисциплин в архитектурной школе в начале XX века наблюдается, тенденция подобная западной (когда одним из основных лозунгов было желание создать новое искусство на обломках старого), которая затем, всё-таки была вытеснена реалистической школой обучения рисунку и живописи. Хотя, безусловно, оставила свой след и ценные наработки, упражнения и методические рекомендации, таких архитекторов и педагогов, как П. Ревякин, Ладовский, братья Веснины, Родченко. В МАрхИ, как преемнике и последователе Московской архитектурной традиции обучения архитектуре, до сих пор некоторые дисциплины и задания основываются на формальных учениях авангардизма и конструктивизма. В общем, вклад в художественную педагогику в архитектурном образовании оказался довольно большим, но не стал фундаментом в данном контексте.
Несмотря на вышеуказанный исторический период, в России наблюдается серьёзная методическая последовательность и поэтапное сопровождение конкретных задач, направленных на методичный прогресс студентов, опытными профессионалами-педагогами, которые на личном примере могут показать весь процесс выполнения поставленной задачи.
В своих исследованиях педагоги-художники указывали на то, что графические умения являются основой становления специалиста любого художественного профиля. Поэтому современные теоретики и практики отмечают важность рисунка в профессиональной деятельности педагога, художника и архитектора. В отечественной традиции мы можем наблюдать, как профессиональное реалистическое творчество педагогов, так и их фундаментальные знания в теории художественной педагогики. «Рисунок для архитектора является основным средством выражения замысла, первым и начальным этапом в создании архитектурного сооружения, ансамбля улицы или площади. Никакой другой вид изображения не может заменить рисунка» - так говорил замечательный деятель художественно-архитектурного образования Ростовцев Н.Н. [7, стр. 16]
Реализовывать на самом высоком уровне свои трёхмерные идеи в чертежах, макетах и проектах студент-архитектор может только основываясь на серьёзной работе по развитию своих графиче-
ских умений. И архитектор, и художник должны приобрести одинаковое уменье выражать на двухмерной плоскости свои трёхмерные впечатления возможно точнее, свободнее и совершеннее.[8, стр 6]
Данным цитатам профессионалов своего дела соответствуют и современные требования ФГОС СПО по архитектуре. Выпускник архитектурного колледжа должен «уметь изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений; определять в процессе анализа основные пропорции составляющие композицию предметов, и правильно располагать их на листе определенного формата; определять и передавать основные тоновые отношения; пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами; рисовать по памяти и представлению; знать принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы; приемы нахождения точных пропорций; способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета; основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения». [1]
Учитывая всё вышесказанное, хочется акцентировать внимание именно на отечественном опыте обучения изобразительному искусству в архитектурном образовании. Поскольку традиция обучения архитектуре, имея разные периоды и сохранив серьёзнейшие принципы усложнения и постепенности, приняла также и новаторские учения формальной школы.
Также, понимая необходимость добавления дисциплин мультимедийного характера, хочется отметить, что внедрение компьютерного проектирования в программу обучения должно происходить только тогда, когда студент-архитектор будет обладать определенными графическими умениями, а также развитыми объемно-пространственным и композиционным мышлениями.
Поэтому нами видится только один путь развития графических навыков средствами изобразительного искусства на занятиях со студентами архитектурных колледжей - годами методически выверенная система обучения натурному рисованию с элементами работы по памяти и представлению, которая будет содержать актуальные поправки с учётом проведённых экспериментальных исследований.
Можно сделать вывод, что только знания истории развития методического мышления в художественном образовании и истории преподавания изобразительного искусства, с помощью которого происходит развитие графических умений, способны помочь выстроить современный вектор обучения студентов архитектурных колледжей.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 850 «Об утверждении фе-
сэ о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
дерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 Архитектура».
2. Рудольф Арнхейм, «Искусство и визуальное восприятие», Издательство «Прогресс», Москва, 1974.
3. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб, пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987,- 176 с.: ил.
4. Архитектон: известия вузов № 42/ июнь 2013, научная публикация В.Л. Барышникова. Стр 155-167.
5. Liu Nan. "Teaching painting and drawing at Florida state university: a case study", 2009.
6. Элкинс Д. Почему нельзя научить искусству. Пособие для студентов художественных вузов / Д. Элкинс - «Ад Маргинем Пресс», 2001 -(GARAGE Pro)
7. Ростовцев H.H. «Академический рисунок», Москва, «Просвещение», 1984.
8. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилов К.Н. «О принципах и методах обучения рисованию». (Пособие по рисованию). М. Госстрой издат. 1939 г. 162 стр.
9. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1981. - 159 с.: ил.
10. Шорохов Е.В. Основы композиции: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Черчение, рисование, труд». - М.: Просвещение, 1979.
11. Ломов С.П., Аманджолов С.А. «Цветоделение: учебное пособие для вузов, по спец. «Изобразит. Искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» - М.: Издательство ВЛА-ДОС, 2018. - 144 С.: + 1 эл.-опт. диск (CD-ROM) с цв. ил..
12. Барциц Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. Монография. -М.: Прометей,1999 г. - 210 стр.илл.
A RETROSPECTIVE REVIEW OF THE DEVELOPMENT OF GRAPHIC SKILLS IN ARTISTIC AND ARCHITECTURAL EDUCATION BY MEANS OF FINE ART
Pankratov A.A.
Moscow Pedagogical State University
The article deals with the situation in architectural education in our days, the relationship between the development of graphic skills and the requirements for teaching creative disciplines. We also consider the concept of graphic skills and the specifics of methods for developing graphic skills among students of architectural colleges by means of fine arts. An analysis is given that can be attributed to graphic skills. A brief historical overview of the teaching of fine arts, drawing and painting is given, and the experience of teaching art disciplines in Russia and the West in the architectural school is analyzed. A parallel is drawn between the principles of teaching fine art abroad and in the domestic tradition, and differences in teaching methods are also found. The issue of continuing the traditions of academic teaching, as well as the influence of avant-garde trends on the architectural school, was touched upon. And further adaptation of progressive developments in a more classical approach. At the end of the publication, conclusions are given regarding the development of graphic skills in our days.
Keywords: method, teaching drawing and painting, graphic skills. References
1. The order of the Ministry of education and science of the Russian FEDERATION from 28 jul 2014 no. 850 «About the approval of the federal state educational standard medium professional education specialty 07.02.01 Architecture».
2. Rudolf Arnhejm, «Art and visual perception», Publisher «Progress, Moscow, 1974.
3. The arkhitekton: news universities no. 42/ June 2013, scientific publishing V.L. Bary'shnikova. Page 155-167.
4. Liu Nan. "Teaching painting and drawing at Florida state university: a case study", 2009.
5. The elkins D. Why it is impossible to teach the art. Allowance for students art universities / D. Elkins - «Hell Marginem Press», 2001 - (GARAGE Pro)
6. Rostovcev H.H. «Academic figure», Moscow, «Education», 1984.
7. Kardovskij D.N., Yakovlev V.N., The Kornilov K.N. «On the principles and methods of teaching the drawing». (Allowance for drawing). M. Gosstroy the izdat. 1939 162 p.
8. Cousin V.P. the Outline and sketches: Allowance for teachers. -M.: «Education», 1981. - 159 P.: il.
9. Shorohov E.V. the Basics of the composition: of uchebn. allowance for stud. ped. in-the tov for special. «The drawing, painting, work». - M.: Education, 1979.
10. Lomov P.P., Amandzholov P.A. «Cvetodelenie: training manual for universities, special. «Will represent. The art», «Decorative-applied art and Design» - M.: Publisher VLADOS, 2018. - 144 P.: + 1 al.-opt. disk (CD-ROM) with wheel drive. il..
11. Barcic R. H Art graphics. Introduction to the method of teaching. Monograph. - M.: Prometheus,1999. - 210 page of fig.
о с
u
CM
л