Анализ методов обучения рисунку и живописи в архитектурном образовании
Панкратов Алексей Алексеевич,
магистр педагогики; аспирант, кафедра рисунка, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, преподаватель специальных дисциплин, Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 E-mail: pankratovalexei@yandex.ru
В статье рассматривается проблема качественной подготовки кадров среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 «Архитектура». Основой такой подготовки является освоение учебной дисциплины (ОП.ОЗ. Рисунок и живопись), которая позволяет развить умения, сформировать специальные графические навыки студентов, являющиеся базовыми. Проводится анализ существующей отечественной методики, в процессе чего были выявлены эффективные методы, которые возможно использовать в процессе обучения на современном этапе.
Появление и постоянная модернизация интерактивных и мультимедийных возможностей, увеличение времени, проведённого в цифровом пространстве смартфона или планшета, безусловно, сказывается на происходящем в образовании, науке и просто в быту. Данные изменения существенно трансформировали цели, содержание и функции всего обучения, в том числе и среднего профессионального образования, расширили его границы, и, следовательно, повысились требования к качеству подготовки специалистов. Данные изменения, безусловно, направлены на то, чтобы максимально адаптировать это образование к практике.
Ключевые слова: метод, графические навыки, геометраль-ный метод, метод упрощения, метод рисования с натуры, принцип доступности, перспектива.
о с
U
сэ см о см со
Введение. Основное содержание. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 07.02.01 «Архитектура» от 28.07.2014 г., «выпускник архитектурного колледжа должен быть высокопрофессиональным специалистом, способным эффективно использовать фундаментальные и прикладные знания и инновационные технологии, осуществлять творческую деятельность в сфере формирования комфортной среды жизнедеятельности человека. Также в данном документе сказано, что в процессе освоения дисциплин профессионального модуля по специальности «Архитектура» студент должен получить способность мыслить творчески, обладать и демонстрировать пространственное воображение, осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя чертежи и макеты». [1]
Учитывая данность современности мы предполагаем, что возможно составить добротную актуальную программу по бинарной дисциплине «Рисунок и живопись» для специальности «Архитектура» в СПО, опираясь на традиции и опыт предшественников. Что называется «верен традициям, открыт инновациям».
Особенно остро ощущается необходимость в подобном методическом пособии в условиях довольно маленького количества часов выделенного на данную дисциплину. Опыт работы, анализ большого количества программ и методик отечественных и зарубежных ведущих учебных заведений (как высшей школы, так и среднего профессионального образования) позволяют делать подобные выводы. Так, например, в МАрхИ рисунок по плану длится 3 года (6 семестров по 2 занятия в неделю), живопись 3 года (6 семестров по 2 занятия в неделю), также есть две дополнительные дисциплины - колористика и цветове-дение и архитектурный рисунок, которые длятся 1 семестр (по 1 занятию в неделю каждая дисциплина); в ГУЗе, МГАХИ им. Сурикова, МГХПА им. С.Г. Строганова, РАЖВиЗ им. Ильи Глазунова, Институте им. И.Е. Репина, Институте картографии (МИИГАИК) с изобразительными дисциплинами на направлении «Архитектура» дела обстоят подобным образом. Если говорить о среднем образовании, то анализ большого количества рабочих программ из различных отечественных учебных заведений, а также личные посещения ГБПОУ СПАСК (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж), КАС № 7 (Колледж архитектуры и строительства), МКАМС позволяют сделать вывод, что среднее профессиональное образование имеет статус довольно обособлен-
ного от высшего. В большинстве своём колледжи, училища и техникумы готовят самодостаточных специалистов, способных вести практическую деятельность, согласно полученного диплома.
Так, к сравнению с программами художественного цикла в вузе, в СПО предлагается всего 3 семестра (начиная со второго курса обучения) на бинарную дисциплину «Рисунок и живопись». И далеко не все рабочие программы обучения изобразительному искусству в колледже заканчиваются рисованием гипсовой головы. Так как это совершенно очевидно - за полтора года просто довольно трудно подготовить студента, только начавшего осваивать рисование натюрмортов из нескольких гипсовых примитивов, к сдаче экзамена по рисованию римской или греческой античной гипсовой головы. Особенно это затруднительно, если в рамках выделенных часов есть необходимость также заниматься живописью, композицией и, возможно, основами скульптуры. Более того, хочется подчеркнуть требования из приказа Министерства образования и науки РФ, которые относятся непосредственно к дисциплине «Рисунок и живопись» по специальности 07.02.01 «Архитектура»:
«Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
Архитектор должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: ВД 1
ПК 1.1. Проектирование объектов архитектурной среды;
ПК 1.3. Планирование и организация процесса архитектурного проектирования;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося общих компетенций.
Архитектор должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• свободно владеть инструментами, необходимыми для рисунка;
• изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений;
• определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов и правильно располагать их на листе определенного формата;
• определять и передавать основные тоновые и цветовые отношения;
• пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• принцип образования структуры объема и его формообразующие элементы;
• приемы нахождения точных пропорций;
• способы передачи в рисунке тоновой и цветовой информации, выражающей пластику формы предмета;
• основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения» Анкетирование, проводимое на протяжении 3х
лет (2017-2020) у студентов второго курса архитектурного колледжа, выявило следующие положения: из 260 студентов 49 студентов ходили только на уроки изо в общеобразовательной школе; 116 посещали годичные подготовительные курсы, в художественную школу более двух лет ходило 44 студента: длительное время ходил и в художественную школу, и на подготовительные курсы 51 студент. Если перевести это в проценты, то получается, что длительную и основательную подготовку имеет только 37% от поступивших абитуриентов. Хочется отметить, что на вышеназванных подготовительных курсах абитуриенты занимались исключительно подготовкой ко вступительных экзаменам по рисунку натюрморта из нескольких гипсовых геометрических фигур, т.е. профессиональной подготовкой другими техниками, такими как мягкие материалы, акварель, не уделяли время. А значит обучение должно строиться с основ, с знакомства с различными материалами, техниками. Кроме фундаментальной работы над обучением рисованию графическими инструментами, необходимо выделять время на задания по акварели, композиционные упражнения. Следовательно, за полтора года в рамках бинарной дисциплины «Рисунок и живопись» довольно нелегко придти к рисованию гипсовой античной головы.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Учитывая всё вышесказанное можно сделать вывод, что программа по бинарной дисциплине «Рисунок и живопись» должна быть максимально динамичной, сублимированной и комплексной, с большим вниманием к домашним самостоятельным заданиям.
Кроме того анализ большого количества рабочих программ и литературы по обучению архитекторов изобразительному искусству или, конкретней сказать, художественным дисциплинам, приводит к мысли, что вышеназванное обучение в самых маститых архитектурных учебных заведениях имеет своими ориентирами довольно отстранённые от академического рисунка принципы. Впитав в себя модернистские лозунги и манифесты в начале XX века, архитектурное художественное образование в дальнейшем пошло по своему пути развития. [2]
Нельзя отрицать, что изменения просто необходимы как в мышлении, так и в практике. Самое главное - это оставить всё то ценное, что было уже разработано ранее. С трепетом отнестись к фундаментальным научным разработкам в художественной педагогике, при этом сформировав довольно актуальный подход к современному обучению архитектора изобразительным навыкам.
Также, хочется отметить ещё некоторые факторы, которые обуславливают жёсткий пересмотр стандартной рабочей программы.
Первая и, однозначно, самая важная: низкий уровень поступающих. Выделим некоторые возможные причины:
большое количество учебных заведений, обусловленное большим спросом. Отсюда и низкий уровень художественной подготовки - лучшие рисовальщики концентрируются в учебных заведениях с именем;
приоритетное значение балла школьного аттестата перед вступительным профильным экзаменом при зачислении (абитуриент, сдавший великолепно профильный экзамен на специальность и имеющий довольно низкий балл по школьному аттестату зачастую максимум может претендовать на платное обучение, и наоборот);
сдвиг коллективного бессознательного в ме-тамодернистское восприятие мира. Зачастую большое количество детей имея хорошую художественную подготовку выбирают совершенно отстранённую от изобразительной деятельности профессию. Случается и наоборот: совершенно не имея никакой подготовки ребёнок проявляет интерес именно к творческим профессиям;
огромный темп жизни и быта в целом. Трудно представить, что с самого детства ребёнок выбирает определённую профессию, тратит на подготовку почти всю жизнь, чтобы потом понять, что 5 эта профессия ему не подходит, а иногда и что по-§ добной профессии уже нет или требования и задачи данной профессии уже совершенно другие. ° Выводы. Учитывая всё вышесказанное пред-г полагаются следующие шаги по оптимизации об-
учения художественным дисциплинам в архитектурном среднем профессиональном образовании:
- структурирование имеющегося опыта преподавания;
- создание качественной программы по основам рисунка, живописи и композиции
- завершение курса по рисунку интерьером (без выхода на рисование гипсовой головы);
- создание комплексного интерактивного учебного пособия.
Данные шаги позволят оптимизировать, структурировать и улучшить обучение рисунку и живописи на архитектурной специальности в СПО. Создадут почву для более качественного обучения студентов средних профессиональных учебных заведений - вместо спешного поверхностного рисования, студент получит фундаментальный опыт ведения как графической, так и живописной работы, что позволит в дальнейшем поступательно повышать свои навыки.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 Архитектура».
2. Рудольф Арнхейм, «Искусство и визуальное восприятие», Издательство «Прогресс», Москва, 1974.
3. Ростовцев H.H. «Академический рисунок», Москва, «Просвещение», 1984.
4. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилов К.Н. «О принципах и методах обучения рисованию». (Пособие по рисованию). М. Госстрой издат. 1939 г. 162 стр.
5. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1981. - 159 с.: ил.
6. Шорохов Е.В. Основы композиции: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Черчение, рисование, труд». - М.: Просвещение, 1979.
7. Ломов С.П., Аманджолов С.А. «Цветоделение: учебное пособие для вузов, по спец. «Изобразит. Искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» - М.: Издательство ВЛА-ДОС, 2018. - 144 С.: + 1 эл.-опт. диск (CD-ROM) с цв. ил..
8. Барциц Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. Монография. -М.: Прометей,1999 г. - 210 стр.илл.
ANALYSIS OF METHODS OF TEACHING DRAWING AND PAINTING IN ARCHITECTURAL EDUCATION
Pankratov A.A.
Institute of Fine Arts
The article deals with the problem of high-quality training of secondary vocational education in the specialty "Architecture". The basis of such training is the development of the disciplines of the professional module (0P.03. Drawing, Painting), which allow you to create
special graphic skills of students, which are basic. The analysis of the existing domestic methodology is carried out, in the process of which effective methods have been identified that can be used in the learning process at the present stage.
The appearance and constant modernization of interactive and multimedia capabilities, the increase in time spent in the digital space of a smartphone or tablet, of course, affects what is happening in education, science and just in everyday life. These changes significantly transformed the goals, content and functions of all education, including secondary vocational education, expanded its borders, and, therefore, increased requirements for the quality of training. These changes, of course, are aimed at maximally adapting this education to practice.
Keywords: method, graphic skills, geometric method, simplification method, drawing method from nature, the principle of accessibility, perspective.
References
1. The order of the Ministry of education and science of the Russian FEDERATION from 28 jul 2014 no. 850 "About the approval of the federal state educational standard medium professional education specialty 07.02.01 Architecture".
2. Rudolf Arnhejm, "Art and visual perception", Publisher "Progress, Moscow, 1974.
3. Rostovcev H.H. "Academic figure", Moscow, "Education", 1984.
4. Kardovskij D.N., Yakovlev V.N., The Kornilov K.N. "On the principles and methods of teaching the drawing". (Allowance for drawing). M. Gosstroy the izdat. 1939162 p.
5. Cousin V.S. the Outline and sketches: Allowance for teachers. -M.: "Education", 1981. - 159 p.: il.
6. Shorohov E.V. the Basics of the composition: of uchebn. allowance for stud. ped. in-the tov for special. "The drawing, painting, work". - M.: Education, 1979.
7. Lomov S.P., Amandzholov S.A. "Cvetodelenie: training manual for universities, special. "Will represent. The art", "Decorative-applied art and Design" - M.: Publisher VLADOS, 2018. -144 P.: + 1 al.-opt. disk (CD-ROM) with wheel drive. il..
8. Barcic R.H. Art graphics. Introduction to the method of teaching. Monograph. - M.: Prometheus,1999. - 210 page of fig.