Какие потери? - Гибель дерева и потеря урожая
Студентами проводится мозговой штурм данной ситуации и предлагаются различные варианты решения данной проблемной задачи.
В ходе данного блока, студенты самостоятельно решают проблемную задачу, опираясь на теоретические знания, предлагают различные варианты решения, обсуждают каждый из них и тем самым развивают творческое мышление.
БЛОК 7 Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Студенты переходят в компьютерный класс и им предлагается ответить на вопросы теста по теме «Кручение». Для закрепления полученных знаний и применения их на практике.
Использование информационных технологий позволяет значительно облегчает понимание материала, способствует развитию мышления. Применение постепенно усложняющихся вариантов задания по программе дисциплины способствует лучшему пониманию.
БЛОК 8 Резюме
Подводится итог занятия. Студенты высказывают свое мнение по положительным и отрицательным моментам занятия. Оценивают свою и коллективную деятельность. Отвечают на вопросы:
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Каждому студенту выдается маленький лист бумаги, на котором он рисует «весёлый смайлик» или «грустный смайлик» и сдает преподавателю, не указывая свою фамилию. Затем преподаватель проводит оценку занятия по данному голосованию.
В ходе занятий было установлено положительное влияние данной методики на формирование профессиональных компетенций обучающихся, развитие творческих способностей и инженерного мышления.
Список использованной литературы
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. -Московский рабочий, 1973.- 208 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука._- Петрозаводск: Скандинавия, 2004.- 2008 с.
3. Зиновкина М.М. Инженерное мышление. Теория и инновационные педагогические технологии. Монография М.: МГИУ, 1996.-283 с.
4. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии. Монография. М.: МГИУ.-2003.- 372 с.
5. Зиновкина М.М. «Креативное образование XXI века. Теория и практика» монография с грифом УМО, М.: МГИУ, 2008г. - 306с.
6. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г №295 Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»
7. Расчет систем, работающих на растяжение, сжатие, кручение и изгиб. Геометрические характеристики плоских сечений. Задачи и методические указания к выполнению РГР по курсу «Сопротивление материалов» (№№ 2492, 2493). - М.: МГТУ «МАМИ», 2011 -70с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 15.03.03 Прикладная механика
9. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов -М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010 - 590с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ
Савченко М.Н.
студентка 4 курса Института искусств ФГБОУ ВПО НГПУ Россия, г. Новосибирск
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена развитию графических навыков у детей занимающихся станковой композицией в ДШИ. Автор выделяет приемы и методы обучения, которые считаются важными и прогрессивными для преподавания композиции. В частности, в статье рассматривается роль рисования с натуры и композиционного представления которое становится основным видом изобразительной деятельности в процессе обучения.
ABSTRACT
The article is devoted to the development of graphic skills in children easel composition in the music school. The author identifies techniques and training methods that are considered important and progressive teaching composition. In particular, the article examines the role of drawing from life and composite representation that becomes the main type of graphic activity in the learning process.
Ключевые слова: методика преподавания композиции, рисование с натуры, развитие навыков рисования, станковая композиция.
Key words: methods of teaching composition, drawing from nature, the development of skills of drawing, easel composition.
Проблема развития творческих способностей у ство нуждается в социально-адаптированной лично-школьников является в настоящее время одной из сти. В процессе обучения и воспитания главное значе-наиболее актуальных, поскольку современное обще- ние, приобретают задачи формирования таких лич-
ностных качеств ребенка, как инициативность, стремление к творческому поиску, развитие творческих способностей в различных видах деятельности.
Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и сложных вопросов изобразительного искусства. Выполнение композиции - очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также развивающий воображение, мышление и фантазию ребёнка.
Станковая композиция - один из основных предметов, изучаемых школе искусств. Школа искусств в четкой и ясной последовательности дает учащимся необходимую для творческой работы грамоту. Предмет "станковая композиция" развивает творческие способности детей, формирует то, без чего не может получиться полноценный художник. Работая над композицией, учащиеся учатся не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней. Главные понятия курса станковой композиции - замысел и картина. Замысел дает представление о цели работы, ее смысле. Картина - в результате работы, оформляет замысел совокупностью средств, в законченное произведение. Художественная целостность произведения, значимость его содержания отличает картину от зарисовки, этюда, эскиза. [1]
Многие педагоги и психологи отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения дей-ствия.[2, с. 27] Например, учащиеся при обучении рисованию (иллюстративному, декоративному) выполняют ряд действий, связанных с написанием разнообразных отдельных элементов, связок элементов и стилизацией. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления простых движений рукой выполняются автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость.
Поэтому методика проведения урока тематического рисования должна содержать вопросы изучения средств художественно-образной выразительности и принципы взаимодействия трех композиционных составляющих книги - литературной, изобразительной и архитектонической. Методы обучения должны быть направлены на решение проблемы формирования у школьников профессионального мастерства, поиск индивидуального стиля, оригинальные способы решения художественных задач, а так же формирование специальных графических умений и навыков.
Всё это предусматривает поэтапное развитие следующих умений:
Умение применять знания теории графического изображения на практике (владение графическими материалами и выразительными средствами рисунка);
• Организовывать композицию графического листа (поиск центра композиции, нахождение второстепенных элементов и подчинение их к главному, составление в единое целое.);
• Выполнять композиционные наброски, зарисовки и эскизы с натуры, по представлению, воображению;
• Уметь использовать наиболее выразительные графические техники с учетом их специфики и изобразительных возможностей (работа углем . тушью, сангиной.);
• Работать в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт) и на разнообразные темы;
• Стилизовать предметы реального мира в соответствии со спецификой языка графики;
• Использовать или придумать собственный стиль в графических работах;
• Создавать графический образ с помощью различных графических приемов;
• Самостоятельно переносить эскизы на работу;
Для того чтобы у учащихся формировались необходимые умения нужно будет поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.
Важным этапом в развитии графических умений является работа с натуры и по наблюдению при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными «живыми» решениями. [3] В процессе обучения композиции учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами живописными, графическими и учатся применять их на практике в учебных работах.
Важно и полезно укрепить связь между предметом «рисунок» и предметом «станковая композиция». Во всех заданиях по предмету «рисунок» учащийся получает знания и осваивает наблюдательную перспективу. Рисуя предметы, интерьер, фигуру в интерьере, натюрморт с линией горизонта на разном уровне, фигуру и голову в ракурсе, он получает от преподавателя объяснения по построению изображения в пространстве, основные понятия наблюдательной линейной перспективы - способа создания иллюзии пространства на плоском листе, и это является критерием грамотного рисунка. [4]
Последовательность заданий на уроках композиции располагается в порядке постепенного усложнения задач. Такой принцип предполагает взаимосвязь между предшествующими и последующими темами, что обеспечивает закрепление полученных навыков и знаний. Акцент делается на умение продумывать определённое содержание, тему, находить конкретный, наиболее точно выражающий мысли и чувства сюжет, реализовывать его в эскизе. Именно в эскизе можно отразить общую и самую главную суть будущей композиции, абстрагируясь от ненужных на данном этапе мелочей. Работа над эскизом индивидуальна. Одни выполняют эскиз схематично (карандашом), вынося последующие этапы работы (цвет, тон, фактуру) на основной формат. Другие выполняют детально разработанный эскиз, стараясь уже на маленьком формате увидеть черты будущей композиции.
Весь этот процесс опирается на знания и навыки, приобретённые в процессе изучения рисунка и живописи, а также скульптуры и истории искус-ства.[5] К концу обучения учащимся важно понимать, что поиск композиции, цветового образа, ритмов
направлены в результате на создание картины как целостного художественного произведения. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь подталкивает учащихся к верному решению в их самостоятельной работе средствами, приемами и правилами композиции.
В развитии графических умений немаловажное значение имеет правильная организация педагогом познавательного процесса при рисовании. Условием формирования ясных и четких представлений становиться педагогическое управление процессом обучения и восприятия, правильная подача материала. Целенаправленное восприятие объекта с различных точек зрения и ракурсов способствует накоплению достаточно точных знаний о реальном предмете изображения. Освоение изобразительной грамоты, понимание графических действий в процессе непрерывного рисования: выполнения набросков и быстрых зарисовок с разнообразных точек зрения, фиксации замысла в эскизах все это ведет к совершенствованию и оттачиванию специальных умений и навыков рисования и как следствие к полноте графического представления об
изображении. Знание изобразительной грамоты, владение умениями и навыками рисования являются необходимым условием реализации полного потенциала ученика и овладение им профессиональными навыками рисования.
Список литературы
1. Шорохов Е. В., «Композиция» — М.: 1985г.
2. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар; ЦПИ, 1992. - 27 с.- 144
3. Золотухина Р. М. Композиционное мышление как основа творческого подхода к рисунку на начальном этапе обучения // Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузов, сб. научн. трудов. Омск; Изд-во ОмГПУ, 2003. - Вып. 1. - С. 54-61.
4. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. - М.: Эксмо, 2013.
5. Алехин А.Д. Композиция // Юный художник. - М.: 1980. - № 5,8.-1982. - № 6
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Усанова Ольга Григорьевна,
канд.педагогич.наук, доцент кафедры литературы и русского языка Челябинской государственной академии культуры и искусств Таратута Василий Александрович,
аспирант
Челябинской государственной академии культуры и искусств
АННОТАЦИЯ
Цель. В педагогической науке, социальной практике и профессиональной деятельности сложилась ситуация, характеризующаяся рядом требований к качеству в образовательной сфере. Необходимо формирование компетентностной модели, ориентированной на сферу профессиональной деятельности.
Метод. Компетентностный подход позволяет осуществить постепенный переход от структурно-количественного, «знаниевого» подхода к определению целей и оценке образовательных результатов к подходам, основанным на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации
Результат. В условиях России реализация компетентностного подхода обозначена в качестве дополнительного фактора поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства.
Выводы. Для успешной реализации в социуме и профессии молодому человеку необходимо обладать инте-гративными, креативными, рефлексивными качествами, умениями применять знания на практике, навыками диалогизации общения, которые является компонентами профессиональной компетентности специалистов, занятых в различных сферах жизнедеятельности, ориентированных на работу в коммуникативной сфере «человек-человек». Своевременное и эффективное решение проблемы коммуникации и социального взаимодействия личности с окружающим социумом действенно благодаря сформированной компетентности в сфере общения и социальных отношений.
SUMMARY
Purpose. In pedagogical science, social practice and professional activity there was a situation which is characterized by a number of requirements to quality in the educational sphere. Formation of the competence-based model focused on the sphere of professional activity is necessary.
Method. Competence-based approach allows to carry out gradual transition from structural and quantitative, "znaniyevy" approach to definition of the purposes and an assessment of educational results to the approaches based on an assessment of the importance of the got education for development of the personality, her socialization and self-realization.
Result. In the conditions of Russia realization of competence-based approach is designated as an additional factor of maintenance of uniform educational, vocational and cultural and valuable space.
Conclusions. For successful realization in society and a profession the young man needs to possess integrative, creative, reflexive qualities, abilities to put knowledge into practice, skills of a dialogization of communication which is