студентов исследовательской. Лабораторные установки позволяют проводить не только учебные работы лабораторного практикума курса общей физики, но и исследования в рамках выполнения курсовых и дипломных работ.
Литература
1. Белянин В.А. Современная лаборатория ядерной физи-
УДК 372.874 ББК 74
ки в педагогическом институте // Вестник Марийского гос. пединститута им. Н.К. Крупской. - 2004. - № 1.
2. Жуковский Ю.Г. и др. Практикум по ядерной физике. Учебное пособие / Под ред. В.О. Сергеева. - Высшая школа, 1975.
ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ
А.П. Каретникова, кафедра рисунка художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, (499)-743-24-77, [email protected]
В работе показано, что существующее в настоящее время соотношение количества часов, отводимое для подготовки художника-педагога, между рисованием с натуры, по памяти, по представлению и по воображению, не является оправданным, особенно при решении важнейших задач, направленных на формирование композиционного мышления студентов.
На примере классических произведений Репина, Сурикова, Нестерова показана целесообразность увеличения доли рисования по памяти, по представлению и по воображению для полноценной подготовки художника-педагога.
Ключевые слова: натура, память, представление, воображение, композиционное мышление.
THE WAYS OF ACTIVIZATION OF STUDENTS' COMPOSITION THINKING ON ART CLASSES
Karetnikova A.P.
It is shown that commonly accepted ratio between drawings from model, from memory, from imagination and from idea is not optimal for training students' composition thinking. On the basis of analysis of classical drawings by Repin, Surikov, Nesterov it is shown that it is expedient to increase the quota for drawing from memory, imagination and idea. A problem of optimization of ratio between drawings from model, from memory, from imagination and from idea in developing modern programs for training students is formulated.
Keywords: drawing from model, drawing from memory, drawing from imagination, drawing from idea, composition thinking.
Улучшение качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства в вузе предполагает решение ряда актуальных проблем, одной из которых является недостаточный уровень сформированности профессиональных умений студентов. Профессиональные умения можно определить как способность студента на высоком уровне выполнять живописно-графические работы и решать педагогические задачи в работе с учащимися. Гармоничное сочетание знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты и композиции во многом обеспечивает эффективность развития профессиональных умений художника-педагога, необходимых в творческой и в педагогической деятельности.
Все виды изобразительного искусства и изобразительной деятельности имеют единую творческую основу - композицию. Именно композиционными средствами художник раскрывает идею произведения, подчёркивает главное, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений. Композиция формирует творческие черты личности будущего учителя изобразительного искусства. Композиционная деятельность, то есть деятельность «сочинительская», является самой существенной формой изобразительной деятельности, которая «преобразует» материал действительности в процессе художественного творчества. Н. Н. Волков определяет композицию как «замкнутую структуру с фиксированными элементами, связанную единством смысла» [1, с. 27]. Таким образом, композиционная деятельность связана с умением мысленно отбирать и изменять зрительные образы в соответствии с замыслом.
А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, К.Ф. Юон, Е.В. Шорохов, Б.М. Неменский и другие в своих работах рассматривают понятие «композиционное мышление» как способ художественно-образного познания действительности. Результатом образного мышления в изобразительной деятельности является графическое или живописное изображение, которое строится по законам композиции. Задача художника-педагога -помочь учащимся овладеть этими законами.
Выполнение любого аудиторного задания по рисунку
предполагает наличие у рисующего определённых знаний законов композиции, без которых невозможно грамотное решение поставленной задачи. Будущему учителю изобразительного искусства приходиться применять на практике эти знания. Другими важными качествами для таких специалистов является наличие развитой зрительной памяти, сформированных пространственных представлений и богатого воображения.
Бесспорным фактом является то, что эти качества необходимы для успешного использования различных видов рисунка в личном творчестве и в педагогической практике. О важности свободно рисовать не только с натуры, но и по памяти, по представлению и, особенно, по воображению в работе с детьми говорил известный психолог и педагог Евгений Иванович Игнатьев. Он указывал на то, что всё иллюстративное, творческое и тематическое рисование основано на рисовании «от себя», то есть по памяти, по представлению и по воображению.
Приведённое нами высказывание известного учёного убеждает нас в необходимости внимательно рассмотреть эту методическую проблему с психологической точки зрения, которая позволит глубже понять природу этих видов рисунка.
Рисование с натуры представляет собой процесс изображения объекта, находящегося в поле зрения рисующего. В основе такого рисования лежит непосредственное восприятие объекта в процессе его изображения. Этот вид рисования направлен на глубокое изучение закономерностей природы и умение в художественно-графическом образе передать увиденное.
При рисовании по памяти объект отображается рисующим в том виде, положении, с той точки зрения, с какой он был воспринят ранее при работе с натуры. Как утверждают психологи, в образах памяти сохраняется не вся информация, полученная при рисовании с натуры, а только та, которая оказывается наиболее важной применительно к изобразительной задаче и к изобразительному языку. «Память, - как писал известный художник-педагог Н. Н. Ростовцев, - обычно запечатлевает наиболее существенные особенности предметов»
[2, с. 153].
Рисование по представлению - сложный вид рисования, предполагающий свободную трактовку пространственного положения изображаемых объектов на основе зрительных образов памяти и представления. Объекты могут быть нарисованы в произвольных положениях, ракурсах и сочетаниях без учёта той точки зрения, с которой изучался данный предмет при рисовании с натуры. При выполнении рисунков по представлению рисующий должен уметь свободно оперировать зрительными образами, усилием воли «восстанавливать» в памяти наиболее существенные, характерные особенности изображаемых объектов, адекватно «переносить» образ представления об объекте на плоскость с помощью графических средств.
Графические образы, формирующиеся в процессе рисования по воображению, создаются на основе соединения различной зрительной информации об объекте (пропорциях, форме, пространственных особенностях и т. д.), полученной в процессе рисования с натуры, по памяти и по представлению. Бесспорным фактом является то, что свободное владение рисунком по воображению способствует грамотному изображению объектов в любом пространственном положении. Это качество является важнейшим для композиционно-творческой деятельности, которая предполагает наличие большого запаса сформированных зрительных представлений, а также умения оперировать ими как в сознании, так и на изобразительной плоскости.
Учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете предполагает использование в равной мере всех видов рисования: с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Однако подготовка специалистов художественного профиля строится сегодня, как правило, на доминирующем использовании рисования с натуры, которое в пропорциональном соотношении составляет 85,7% от общего количества часов, отводимых на изучение предмета «рисунка» [4, с. 15]. Другие, несомненно, полезные виды рисования зачастую не используются потому, что требуют большого количества учебного времени и специальной методики преподавания, а качество таких учебных рисунков намного ниже выполненных с натуры. Поэтому большинство теоретических исследований в области методики преподавания изобразительного искусства направлено, прежде всего, на рисование с натуры.
В связи с тем, что большую часть времени студенты выполняют аудиторные и домашние задания по рисунку с натуры, есть острая необходимость расширить диапазон в решении композиционно-творческих задач. А это предполагает более активное использование и других видов рисунка: по памяти, по представлению и по воображению.
Следует отметить, что проблемы, связанные с рисованием по воображению, рассматривались в ряде работ, однако основное внимание в них было уделено рассмотрению каждого вида рисования в отдельности. По нашему мнению, такой подход не позволяет в полной мере решить основополагающую задачу специальной подготовки художника-педагога. В этой связи не лишним будет напомнить, что использование всех видов рисования способно качественно повысить уро-
вень подготовки художника-педагога. Примером, иллюстрирующим высказанное положение, является процесс создания И.Е. Репиным образа царевны Софьи, описанный известным психологом в области художественного творчества С.Г. Ка-плановой. Автор отмечал, что в процессе работы над этой картиной художник создал большое количество эскизов, основанных на зарисовках с натуры, изучении исторических источников, чтении художественной литературы, посвящённой этому персонажу. Именно свободное владение всеми этими видами рисования - с натуры, по памяти, по представлению и по воображению - позволило И.Е. Репину создать полнокровный образ царевны, которая, по выражению К.И. Чуковского, «... в самый разгар катастрофы, разрушившей всю её жизнь, просто стоит и молчит и молча глядит перед собой, и всё же в этой, казалось бы, обыкновеннейшей позе - высшее напряжение отчаяния, гнева и такого пылания души, какого не погасить даже смертью. Она не изливается в проклятьях, она не мечется по своей келье-тюрьме, которая тесна ей, как могила, она просто стоит и молчит.» [3, с. 95]. Только совмещение рисования с натуры, позволившего создать образ давящего пространства, и рисования по представлению, раскрывшего внутреннюю энергию царевны Софьи, дали возможность Репину глубоко проникнуть в образ этого противоречивого персонажа русской истории. Этот пример -далеко не единственный в истории изобразительных искусств. Можно назвать ещё ряд авторов, которые пользовались методом совмещения разных видов рисования, например, В. Суриков в картинах «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове», Нестеров в произведениях «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник» и т. д. К сожалению, опыт классиков мало учитывается в практике преподавания изобразительного искусства в настоящее время. Как упоминалось выше, 85,7% учебных часов отводится на рисование с натуры и только 14,3% уделено остальным видам рисования. Такая картина за последние двадцать лет не претерпела значительных изменений. На наш взгляд, такое положение дел требует иного подхода и методики использования различных видов рисования в процессе подготовки художника-педагога.
Краткий анализ проблемы, затронутой в нашей статье, позволяет сделать определённые выводы о том, что оптимизация сочетания рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению является важным резервом совершенствования специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Литература
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977.
2. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Уч. пос. для ХГФ. -М.: Просвещение, 1987.
3. Чуковский К.И. Илья Репин. - М.: Изобразительное искусство, 1995.
4. Шорохов Е.В., Лебёдко В.К. К вопросу формирования пространственных представлений в процессе рисования с натуры, по памяти, по представлению и по воображению // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: Сборник статей. - Карачаевск, 1992.
УДК ББК
ВЛИЯНИЕ ГРАВИТАЦИИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СТАТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В.И. Сиваков, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры Челябинского государственного педагогического университета, (83512) 796-23-09 Д.В. Сиваков, Челябинский государственный педагогический университет, (83512) 796-23-09
В данной работе рассматривался процесс гравитации, оказывающий существенное влияние на развитие систем и функций организма, на устойчивость нервно-мышечной системы, опорно-двигательный аппарата при воспитании равновесия и обучения двигательным действиям через индивидуальную гравитационную чувствительность школьников на уроках физиче-