Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
потребитель / права потребителей / история прав потребителей / защита прав потребителей / ретроспективный анализ / права потребителей в системе гражданских прав / consumer / consumer rights / consumer rights history / consumer rights protection / retrospective analysis / consumer rights in the civil rights system.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бохан Людмила Евгеньевна, Кошелюк Богдан Евгеньевич

В статье проведен ретроспективный анализ становления законодательства о защите прав потребителей, исследованы этапы исторического развития и исследовано современное состояние данного института. Изучаются правовые источники отечественного и зарубежного законодательствав сере защиты прав потребителей. Авторы подчеркивают, что основные права потребителей, порядок их осуществления и механизм защиты данных прав были закреплены на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бохан Людмила Евгеньевна, Кошелюк Богдан Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective analysis of legislation on the protection of consumer rights

The article provides a retrospective analysis of the formation of legislation on the protection of consumer rights, examines the stages of historical development and examines the current state of this institution. The legal sources of domestic and foreign legislation in the field of consumer protection are studied. The authors emphasize that the fundamental rights of consumers, the procedure for their implementation and the mechanism for protecting these rights were enshrined at the legislative level.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Частно-правовые (цивилистические) науки

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_135

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Retrospective analysis of legislation on the protection of consumer rights БОХАН Людмила Евгеньевна

магистрант Института Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: boxanl@mail.ru;

КОШЕЛЮК Богдан Евгеньевич,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: kenig77@mail.ru;

Bokhan Lyudmila Evgenievna

master's student of the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Ryazan, st. Sennaya, no. 1. E-mail: boxanl@mail.ru;

Koshelyuk Bogdan Evgenievich,

candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer at the Institute for Training State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Department of Civil Law and Procedure. 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: kenig77@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проведен ретроспективный анализ становления законодательства о защите прав потребителей, исследованы этапы исторического развития и исследовано современное состояние данного института. Изучаются правовые источники отечественного и зарубежного законодательствав сере защиты прав потребителей. Авторы подчеркивают, что основные права потребителей, порядок их осуществления и механизм защиты данных прав были закреплены на законодательном уровне.

Abstract: The article provides a retrospective analysis of the formation of legislation on the protection of consumer rights, examines the stages of historical development and examines the current state of this institution. The legal sources of domestic and foreign legislation in the field of consumer protection are studied. The authors emphasize that the fundamental rights of consumers, the procedure for their implementation and the mechanism for protecting these rights were enshrined at the legislative level.

Ключевые слова: потребитель, права потребителей, история прав потребителей, защита прав потребителей, ретроспективный анализ, права потребителей в системе гражданских прав.

Keywords: consumer, consumer rights, consumer rights history, consumer rights protection, retrospective analysis, consumer rights in the civil rights system.

Для цитирования: Бохан Л.Е., Кошелюк Б.Е. Ретроспективный анализ законодательства о защите прав потребителей // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 135-136. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_135.

For citation: Bokhan L.E., Koshelyuk B.E. Retrospective analysis of legislation on the protection of consumer rights // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 135-136. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_135.

Статья поступила в редакцию: 13.08.2023

Введение. Защита прав потребителей является одной из ключевых задач государства в обеспечении социально-экономической безопасности населения. В современном мире, где рыночные отношения играют важную роль, защита прав потребителей становится еще более актуальной. Ретроспективный анализ законодательства о защите прав потребителей позволяет оценить эффективность действующих механизмов защиты, а также выявить проблемы и недостатки в работе системы. В данной работе будет проведен ретроспективный анализ законодательства о защите прав потребителей в России. Будут рассмотрены основные этапы развития законодательства, изменения в законодательстве, внесенные в разные периоды времени, а также оценена эффективность законодательных мер по защите прав потребителей.

Цель исследования. Изучить отдельные аспекты реализации защиты прав потребителей. Проанализировать законодательство и практику защиты прав потребителей с учетом новых изменений, а также предложить пути решений в исследуемой сфере.

Методы исследования. При написании данной статьи использовались общенаучный диалектический метод познания, научные методы описания и объяснения, анализа, синтеза, логический и системно-правовой, метод интерпретации юридических текстов. Использование указанных методов в совокупности направлено на объективность и обстоятельность исследований рассматриваемой темы.

Защита прав потребителей представляет собой комплексный и многогранный институт, который напрямую имеет связь с усилением национальной безопасности государства и защитой его граждан. С данной проблемой сегодня сталкиваются все производственные отношения, в частности такая цепочка отношений, как: товаропроизводитель - торговля - потребитель, и в каждом звене этих отношений присутствуют свои характерные аспекты и особенности.

Для комплексного исследования правоотношений, одним из участников, которых выступает потребитель, актуальным является исследование ретроспективного анализа законодательства о защите прав потребителей.

Появление законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации следует отождествлять с формированием рыночных отношений, которые в последние три десятилетия получили значительное развитие. Об этом говорит увеличение объемов производства, рост количества предлагаемых на рынке работ и услуг, а также развитие международных отношений.

С самого начала торговые отношения были публичными по своей природе. На протяжении многих веков, основным способом реализации этих отношений был рынок. В истории известно о множестве рынков (базаров) Древнего мира, где осуществлялись торговые операции. Защита интересов потребителей осуществлялась в рамках свободной торговли, где покупатель и продавец взаимодействовали и посредством диалога разрешали конфликтные ситуации. Во многих странах на рынках существовали специальные должности рыночных служащих или ин-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)

спекторов, которые отвечали за наблюдение соблюдения правил торговых отношений и поддержание общественного порядка. Они наказывали нарушителей и поощряли честных торговцев.

В древней цивилизации существовало множество законодательных актов, которые включали нормы о защите прав потребителей. Примером таких актов являются Законы Хаммурапи, датирующиеся XVIII веком до нашей эры. Эти законы были первым полноценным законодательным актом, содержащим правовые нормы в области хозяйственного права, в котором была закреплена ответственность за обман покупателя.

Также в Древней Индии были некоторые особенности национального права, направленные на защиту от покупки товара ненадлежащего качества. Подобные положения содержались в Законах Ману, где закреплялась возможность возврата товара в течение десяти дней после покупки.

Законодательство о защите прав потребителей возникало в разные периоды в различных странах. Считается, что наиболее продуктивный период пришелся на XX век. Например, во Франции уже в 1905 году был принят закон «Об обманных действиях и фальсификации товаров и услуг». Монополизация торговли и производства заставила правительства многих государств прибегнуть к регулированию охраны прав потребителя, принятию законодательства, цель которого - прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

Первые законодательные памятники, такие как Русская Правда, Свод законов Российской империи, также содержали зачатки защиты «потребительских» отношений. Например, в Русской Правде содержались положения, которые закрепляли ответственность производителя товара, если в вещи обнаружено несоответствие или недостаток.

Свод законов Российской империи определял ответственность весовщика и мерильщика за предоставление неверных данных покупателю и предписывал за это наказание «казнити близко к смерти».

В законодательстве СССР не было понятий «потребитель» и «защита прав потребителей». Эти термины в основном использовались в социально-экономической сфере и в повседневной жизни. Следовательно, потребители не имели особого статуса при попытке отстаивать свои права.

Таким образом, в СССР также появилась необходимость в урегулировании вопроса защиты прав потребителей и в 1988 году впервые был создан проект закона «О качестве продукции и защите прав потребителей». Но данная попытка не увенчалась успехом, так как положения в нем были нереальны для того, чтобы реализовать их практически. Поэтому данный проект не был воплощен в жизнь, но мысль о том, что подобный закон всё же необходим, осталась ждать своего часа.

В российской действительности появилась потребность в урегулировании данного института. Законодательство о защите прав потребителей считается довольно молодым. Прорывом в законодательном регулировании данной области общественных отношений стал Закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей»[1], вступивший в силу тридцати лет назад в 1993 году.Пожалуй, самым значимым положением является то, что был введен запрет на принятие других нормативных актов, которые затрагивают интересы потребителей, снижающие установленные Законом гарантии прав. Таким образом, Правительство Российской Федерации и напрямую запретила поручать принятие актов этой сфере министерствам и ведомствам. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, продавцы и производители должны гарантировать качество и безопасность всех товаров[2, с.37; с. 21], работ или услуг, которые они предоставляют на рынке. Это означает, что товары должны соответствовать заявленным характеристикам, быть безопасными для здоровья и жизни потребителей, а качество работ и услуг должно соответствовать профессиональному уровню и заявленным условиям. Если товары, работы или услуги не соответствуют заявленным характеристикам, имеют дефекты или не безопасны, потребитель имеет право на замену, возврат или обмен товара, а также право на бесплатный ремонт или замену при установленной гарантии. Если произошла травма или иные последствия в результате недобросовестных действий продавца или производителя, потребитель может обратиться в суд для получения возмещения убытков.

Принятие данного закона может быть названо этапом, в рамках которого граждане получили право на защиту своих прав посредством использования законных, цивилизованных способов. Помимо указанного Закона о защите прав потребителей, источником регулирования отношений с потребителем выступают также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, руководящие принципы для защиты интересов потребителей, закрепленных в Резолюции от 09 апреля1985 г. № 39/248, принятой на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Таким образом, новые изменения в законодательстве сферы отношений потребителей и компаний обеспечивают потребителям возможность более активного использования своего правового положения, чтобы защитить свои права и получить социальную справедливость. Долгое время права потребителей игнорировались государством и другими должностными лицами, но сейчас достигнута отправная точка по урегулированию этой сферы правовых отношений, установления основных прав потребителей, их защиты и регламентации. Основные права потребителей, порядок их осуществления и механизм защиты данных прав были закреплены на законодательном уровне. Совершенствование системы прав потребителей может быть успешным и эффективным только при реальном партнерском диалоге между органами власти и потребителями, прозрачности намерений и действий, принятии решений и строгом соблюдении действующего законодательства о правах потребителей, гарантиях безопасности потребления и сохранении здоровья потребителей. Внедрение новых подходов к пониманию потребительской политики и реализации прав потребителей, совершенствование законодательства, внедрение мирового опыта должно быть нацелено на создание достойного качества жизни для каждого гражданина России.

Библиография:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, от 7 апреля 1992 г.

2. Кошелюк Б.Е. Правовое регулирование договора поставки товаров для государственных нужд (по материалам практики Федеральной службы исполнения наказаний): дисс. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Кошелюк Б.Е. Рязань. 2014. С. 37; Блинкова Е. В., Кошелюк Б. Е. Договор поставки товаров для государственных нужд : монография (2-е изд.). М.: Проспект, 2019. С. 21.

References:

1. Zakon RF ot 7 fevralya 1992 g. № 2300-I «O zashitepravpotrebitelej» // Rossijskayagazeta, № 8, ot 7 aprelya 1992 g.

2. Koshelyuk B. E. Pravovoeregulirovaniedogovorapostavkitovarovdlyagosudarstvennyhnuzhd (po materialampraktikiFederalnojsluzhbyispolneniyanakazanij) dissertaciyakand. yurid. nauk : 12.00.03 / Koshelyuk Bogdan Evgenevich. Ryazan. 2014. S. 37; Blinkova E. V., Koshelyuk B. E. Dogovorpostavkitovarovdlyagosudarstvennyhnuzhd :monografiya (2-e izdanie). M.: Prospekt, 2019. S. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.