Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ / РАЗВИТИЕ / СПАД / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ПРОЕКТЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / СТОИМОСТНОЙ ОБЪЕМ / ПАРТНЁР / ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННО-ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глушак Н. В., Лунгу Н. Н.

В статье рассматривается история развития внешнеторговых отношений между России и Китаем с момента распада СССР по настоящее время. Рассмотрены вопросы воссоединение отношений между России и Китаем после прекращения существования СССР, какие мероприятия были предприняты для их воссоединения и развития с российской стороны; изменение введения торговой внутренней политики России, которая повлияло и на внешнеторговую политику с другими странами; постепенное создания межгосударственны масштабных проектов от межправительственного энергетического сотрудничества, до Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая, а также затронуто влияние внешнеторговых отношений между государствами на таможенный аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA

The article deals with the history of foreign trade relations between Russia and China beginning with the collapse of the USSR to the present day. It explores the issues of reunification of relations between Russia and China after the fall of the Soviet Union, the measures taken by the Russian state for their reunification and development, the changes in the Russian domestic trade policy, that affected the foreign trade with other countries; gradual transition to large-scale international projects beginning from intergovernmental energy deals to the Program of cooperation between the regions in the Far East and Eastern Siberia in the Russian Federation and North-East of China, as well as the impact of the foreign trade between the states on the customs policy.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ»

УДК 339.56

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ

Н.В. Глушак, Н.Н. Лунгу Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье рассматривается история развития внешнеторговых отношений между России и Китаем с момента распада СССР по настоящее время. Рассмотрены вопросы воссоединение отношений между России и Китаем после прекращения существования СССР, какие мероприятия были предприняты для их воссоединения и развития с российской стороны; изменение введения торговой внутренней политики России, которая повлияло и на внешнеторговую политику с другими странами; постепенное создания межгосударственны масштабных проектов от межправительственного энергетического сотрудничества, до Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая, а также затронуто влияние внешнеторговых отношений между государствами на таможенный аспект. Ключевые слова: внешнеторговые отношения, Россия, Китай, развитие, спад, межправительственное Соглашение, проекты, экспорт, импорт, стоимостной объем, партнёр, таможня, таможенно-торговые отношения, таможенная инфраструктура.

Прекращения существования СССР «для большинства ведущих стран означал возможность участия в новой структуризации мира, в борьбе за советское геополитическое наследство» [14]. России было необходимым восстанавливать международные взаимоотношения с соседними странами. Китай, как страна имеющие общие границы с Дальневосточной части нашей страны и имеющие достаточно долгую историю сотрудничества в международных сферах, была самой перспективной и необходимой на востоке для России. Б.Н. Ельцин сказал: «Отношения с Китаем чрезвычайно важны для нас и с точки зрения глобальной политики. Мы можем опереться на плечо Китая в отношениях с Западом. Тогда Запад станет относиться к России с большим уважением» [15]. В 90-е годы XXI в., так Цзян Цзэминь охарактеризовал задачи сотрудничества между двумя государствами: «Делать тесными консультации и согласование позиций обеих сторон в международных делах; защищать независимость, суверенитет и национальное достоинство каждой из сторон, защищать положение, которое они должны занимать, и законные права и интересы каждой из сторон на мировой арене; благодаря сотрудничеству и общим усилиям обеих сторон способствовать смягчению и стабилизации международной обстановки, продвигать вперед развитие тенденции многообразия в нашем мире и создание справедливого и рационального нового международного порядка» [3].

С выходом Указа Президента о либерализации цен и реорганизации торговли 2 января 1992 г., изменились важные моменты для торговли, так предприятия получили право на самостоятельное распоряжение на производимые ими товары. Другими словами, «устанавливать цены на продукцию, распоряжаться ею, самостоятельно устанавливать кооперативные связи и покупать сырье» [17]. Позже был принят ряд законов, «определивших основы государственного регулирования ВЭД» [18, с. 129].

В 1992 г. результатом поездки Б.Н. Ельцина в Пекин было подписания 15 межправительственных соглашений, относящиеся к политическим и экономическим аспектам взаимоотношениям. Среди этих документов была первая «Совместная декларация» между России и Китаем [1,16], в которой определялось направления в экономическом сотрудничестве, например, сельское хозяйство, энергетика и биотехнологии [18, с.129]. Межправительственное Соглашение о торгово-экономических отношениях [4], которое подписано 5 марта 1992 г. предусматривало «другие формы торгово-экономической деятельности, включая компенсационные и товарообменные (бартерные) сделки» (ст. 5), а также предоставление друг другу режима наибольшего благоприятствования в вопросах, касающихся таможенных пошлин, других сборов и налогов, правил таможенного управления и таможенных формальностей (ст.

2). Данное Соглашение очень важное было для участников ВЭД с обеих сторон, потому что, как было уже сказано, были установлены льготы и другие «привилегии» (ст.2), которые стимулировали экспортно-импортную торговлю между государствами. Китай проявил инициативу и предложил «комплекс» возможных развитий российско-китайских отношений с помощью открытия первой страной во второй различные магазины, таможенные склады и т.д. Российская сторона согласилась на предложение Китая «о создании на территории РФ китайских магазинов по продаже китайских товаров, китайских таможенных складов и торговых центров, ресторанов и других объектов... Российские организации согласились предоставить в аренду торговые площади» [9]. Итогом этих двух «мероприятий» стало то, что Россия для Китайских участников ВЭД стала ещё более «привлекательной» для введения своей деятельностью.

С точки зрения таможни, то Китай тоже предпринял ряд мер для улучшения прохождения её участникам ВЭД для введения торговли с России, так «были снижены наполовину или отменены (в зависимости от видов товара) импортные пошлины на бартерные операции с Россией; была упрощена процедура утверждения импортных сделок и получения импортных лицензий; право осуществлять бартер получали все, кто хотел заниматься внешнеэкономической деятельностью» [18,с. 131]. Товарооборот между России и Китаем в 1992 г. составил почти 6 млрд. долл. США. [10]. В течение 1992-1994 гг. товарооборот снижался из-за низкого качества продукции поставляемых в Россию из Китая.

Следующий пакет документов был подписан во время визита Председателя Китая Цзянь Цзэминя в Россию в сентябре 1994 г. Среди данного пакета документов был «протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве» [18]. Но ситуация с товарооборотом никак не улучшалось. В анализе сотрудничества, проведенном Торгпредством РФ в Пекине в 1994 г., говорится: «Российских импортеров отпугивает также неразвитость системы разрешения торговых споров, сложности системы рассмотрения дел в китайском арбитраже, особенно в условиях, когда многие внешнеторговые компании Китая зарекомендовали себя на российском рынке как ненадежные партнеры» [19]. Торговые споры возникали на основе китайских «подозрительных» товаров низкого качества, невыполнения контрактных условий, а также в непредставление помощи со стороны Китая в восстановлении совместных предприятий в России. Для России последнее десятилетие XX в. было тяжелым, особенного для российских предприятий, они не имели опыта прямого ведения дел с иностранными партнерами и чаще всего оказывались в проигрыше.

В 1995 г. удельный вес внешнеторгового оборота в России с Китаем составил 3,4%, что достаточно не плохой показатель, так как в то время в совокупности стран СНГ (которые насчитывались более 15 государств) составил 21.9%, что на каждую страну в среднем по 1,46%.

В 1996 г. был принят межправительственное Соглашение «о сотрудничестве в области оценки соответствия импортируемой и экспортируемой продукции» [5], которое решало проблему низкокачественных товаров. Лабораторные анализы были направлены на оценку качества импортируемых товаров с определением соответствий их требованиям ГОСТов. В этом году был поднят вопрос об интеллектуальной собственности, в связи с тем, что китайские предприятия закупали товары у российских предприятий, затем их детально изучали и выпускали под собственным брендом. Для решения данной проблемы, была попытка подписания межправительственного Соглашения, но оно не вступило в силу.

В развитие российско-китайских внешнеторговых отношений повлияла внешнеполитическая активность двух стран в последующие годы. России и Китая стремились укрепить политический статус своих государств на международной арене. Они стали участвовать на международных форумах, проектов и организаций, у которых черпали опыт введения внешнеторговых отношений. Особенно важно было для России получить «опыт» у других стран, потому что пока в большинстве внешнеторговых соглашений Россия была не опытна и по «неопытности», чаще всего, была в невыигрышном положении. Так, с 1996 г. наша страна «стала принимать активное участие в саммитах «Группы семи», которая постепенно трансформировалась в «Большую восьмерку» ^ 8)». В 1997 г. Россия предприняла меры по расширению НАТО. Ки-

тай, в свою очередь, тоже начал участвовать в международных организациях как АСЕАН и АТЭС, а также образовал «пояс контактных зон». Одновременно с этим, с 1996 г. для правительств обеих стран в качестве приоритета выступало энергетическое сотрудничество: разработка проектов газо- и нефтепроводов в Китае и далее — в третьи страны, сотрудничество в области электроэнергетики, разведка, развитие и эксплуатация газовых и газоконденсатных месторождений на территории Китая [6]. Рассмотрим динамику стоимостного объема импорта (рис. 1) и экспорта (рис.2) 90-х гг.ХХ в. между России и Китаем.

100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

I I I ■

I Прочие товары Мясо

Игрушки, спортивный инвентарь

Химические товары

Одежда из трикотажа

Обувь

Одежда текстильная Изделия из кожи Пушнина

I Машины и оборудование

1998

1999

Рисунок 1 - Стоимостной объем основных товарных групп в импорте России из Китая в 90-е гг. XX в., млн. долл. США

Стоимостной объем основных товарных групп в импорте России из Китая в 90-е гг. XX в. был неоднообразен. В каждой группе в определенный год то увеличивался, то сокращался стоимостной объем, так, например, в товарной группе «Машины и оборудование» наибольший стоимостной объем был в 1993 г. с 7,1% от общего объема, а наименьший в 1998 г. 5,2% от общего объема. Нестабильность показателей основано на том, что в разные годы спрос товаров менялся. Россия только начинает своё развитие в постсоветском времени и её путь весьма нестабильный.

Стоимостной объем основных товарных групп Российского экспорта в Китай в 90-е гг. XX в., аналогичный импорту, весьма нестабильный. В 1993 г. наибольший стоимостной объем экспортных товаров из России в Китай была группа «Черные металлы», однако к 1999 г. сократился с 41,4% до 7,8%. Это связано с тем, что возрос стоимостной объем экспортируемых групп товаров как: «Древесина, изделия из нее» с 0,9% до 6,7%, от общего стоимостного объема; «Химические товары» с 3,2% до 10% от общего стоимостного объема и «Цветные металлы» с 2,8% к 10,3% от общего стоимостного объема, что говорит о том, что меняются ориентиры спроса и предложения по экспорту из России в Китай.

100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

1998

1999

Прочие товары

Бумажная масса, целлюлоза

Цветные металлы

Рыба, моллюски, ракообразные

I Удобрения

I Химические товары

I Древесина, изделия из нее

Машины, оборудование

Рисунок 2 - Стоимостной объем основных товарных групп Российского экспорта в Китай в 90-е гг. XX в., млн. долл. США

В 2000 г. межправительственное энергетическое сотрудничество продолжалось, было принято новое Соглашение об энергетическом сотрудничестве, в котором обозначалась договоренность сторон о поставках электроэнергии и изучении возможностей их увеличения, а также начале развития сотрудничества в угольной промышленности — в том числе обмена опытом и технологиями добычи [7]. Значимое внешнеторговое сотрудничество на этот год пришлось на мирный атом. Китай был заинтересован в строительстве АЭС, на международном уровне многие государства владели технологиями и оборудованием для его построения, но Китай выбрал российский тип АЭС из-за её уникальности реактора СЕFR. В результате было заключено Соглашение о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации в Китае экспериментального реактора на быстрых нейтронах [8]. Соглашение предусматривало поставку реактора СЕFR, систем управления и контроля, оборудования, топлива, «технологию изготовления и использования уранового и уран-плутониевого топлива для СЕFR» (ст. 2, п. 6), запрет использования ядерных материалов для военных целей и воспроизводства «как предметов экспорта» (ст. 6). Данный момент был важен как для России, так и для Китая. Россия показала «внешнему миру» свои возможности в энергетическом плане, что для экономики и дальнейших внешнеторговых отношений послужило положительно. Китай наращивал свои возможности по российским технологиям и оборудованиям, что увеличил внешнеторговый оборот между ними.

Также в 2000 г. Россия с принятием Концепции внешней политики принялась развивать отношения с другими странами на Востоке «сделать упор на активизации участия России в основных интеграционных структурах АТР — форуме АТЭС, региональном форуме АСЕАН» [11]. Для российско-китайских отношений важные решения были приняты в 2001 г., когда из «Шанхайской пятерки» трансформировали в ШОС и заключили между ними Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве[2]. Как сказал «Хуаньцю шибао»: «Главным ожиданием Китая от ШОС являлось развитие торгово -экономических отношений со странами ЦА. Стратегическая цель России в регионе — сохранить влияние» [30].

В совместном Коммюнике глав правительств по итогам очередной встречи [28] было

решено строительство нефтепровода «Россия - Китай» и ввод его в эксплуатацию в 2005 г., что дало оказание дальнейшей поддержки компаниями двух стран в торговле нефтью. Данное соглашение было невыгодно для России, так как решение строительство нефтепровода было по пути «специальной ветке нефтепровода» для Китая, которая шла по неосвоенным территориям России. По плану строительства трубопровода было невозможно предоставлять сырье другим российским регионам страны, хотя она проходила по ним, также нуждающимся в нефти, а также не давало возможность продавать нефть другим Азиатским странам. Невыгодность данного проекта подтолкнула Экспертов Совета безопасности РФ на заседании в конце ноября 2002 г. приняли решение изменить маршрут и строить нефтепровод, чтобы иметь возможность продавать нефть и другим азиатским странам. По пути «труба» должна была содержать ответвления на российские города и ответвление на Дацин [23] . Это было абсолютно здравое, экономически обоснованное и выгодное решение, которое обеспечивало следование национальным интересам России. Китай воспринял данное решение негативно, так как Китай понимал, что у России после постройки трубопровода получиться наладить поставки газа и нефти в другие страны Азии. В 2005 г. из -за задержки в строительстве Россия решила увеличить поставки сырой нефти в Китай до 15 млн. т. в год железнодорожным транспортом. Китай же попутно высказала предложение о координации программ развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и возрождения смежных промышленных районов Китая; углублении сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов [27]. В 2009 г. решение изменении плана строительства трубопровода с добавлением ответвлений для российских регионов, наконец-то, достигли, но как отметил К. Симонов: «Помимо того, что Россия строит на полученные в кредит 25 млрд. долл. трубопровод, а нефтеперерабатывающий завод, естественно, находится на китайской территории, и сырье мы будем поставлять со сниженной экспортной пошлиной и по льготным тарифам на транспортировку. Госбюджет в год будет получать крайне мало — около 30 млн. руб., и эти деньги уйдут на погашение кредита в 25 млрд. долл.» [22] - данные предположение оказалось правдивым.

В период 2005-2008 гг. для внешнеторговых отношений между России и Китая применялось ежегодное планирование сотрудничества с составлением её перспективы. План заверялся документом «Планы действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» в экономическом разделе [12]. Планы были направлены на развитие внешнеторговых отношений между Россией и Китаем.

К 2008 г. Китай укрепил свои позиции на международном рынке, становясь крупнейшим экспортером. Возможно, мощь экспортерских способностей Китая, стала одной из причин мирового экономического кризиса, который продолжался для некоторых стран вплоть до 2015 г. На международном рынке у стран уменьшается доля экспорта и возрастает доля импорта китайских товаров в товарообороте в стране, которые отлично конкурируют с отечественны товарами. Не удивительно, что в мире происходит дисбаланс международной торговли, в котором Китай становиться на почетное второе место, среди крупнейших мировых экспортеров уступая только США. К сожалению, мировой экономический кризис коснулся и России и продолжился до 2010 г. Что касается внешнеторговых отношений между Китаем и Россией, то в это время китайские товары доминируют над российскими товарами, активно реализуются различные проекты для создания благоприятных условий введения внешней торговли между России и Китаем.

Важным событием для развития таможенно-торговых отношений между России и Китаем становится подписание 23 сентября 2009 г. «на полях» сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке масштабной двусторонней Программы[13], действующая с 2009 по 2018 гг. С помощью данной программы было запланировано более 200 совместных проектов сотрудничества в различных сферах деятельности из них: 17 посвящено - «Обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры» [13]. В Программе так раскрывают данный раздел проектов: «Будут предприниматься усилия по дальнейшему развитию и модернизации пунктов пропуска на российско-китайской государственной границе, совершенствованию системы контроля пассажиров и грузов, ускорению

компьютеризации пунктов пропуска и повышению эффективности осуществления таможенных процедур, совершенствованию инфраструктуры, связанной с пунктами пропуска» [13, ст.1]. Развития таможенного аспекта для внешнеторговых отношений было всего лишь инструмент для достижения реальных целей, развития экономически важных проектов для обоих государств. Неравнозначность Программы для обеих стран - участниц было в том, что «Значительная часть проектов, планируемых к реализации на российской стороне, была связана с разработкой природных ресурсов или их первичной переработкой, в то время как в Китае намечалось развивать промышленность с высокой добавленной стоимостью» [20, с.56]. С экономического аспекта видно, что данная Программа более выгодна для китайской стороны, потому что результатом является развитие промышленности для экспорта готовой продукции, что в разы выгоднее нежели, как для российской стороны, развитие продажи сырья. Одним из недостатков Программы можно назвать - отсутствие механизмов ее реализации. Программа не выполнила и половину намеченных проектов, не было той скорости интеграции, которая предполагалась её создателями.

Эффективность Программы наблюдается для приграничных инфраструктур: было одобрено постройка моста через р. Амур «Благовещенск - Хэйхэ» в декабре 2019 г. по плану стройка данного моста завершаться [25]. В настоящий момент для того, что бы въехать на территорию Китая, из России необходимо объезжать территорию в 3,5 тысячи км, хотя в летнее время расстояние сокращается с функционированием понтонной переправы, но, все же, для участников ВЭД данное расстояние существенно влияет на таможенную стоимость перевозимыми ими товаров. Из-за больших трат на доставку товаров в Китай российские товары теряют конкурентоспособность из-за завышенной цены, что снижает товарооборот России с Китаем ежегодно. «С вводом стационарного моста, по прогнозам специалистов, грузооборот вырастет в 10 раз: с нынешних 300 тыс. т. до 3 млн. т.» [21]

В 2015 г. китайские власти поставили задачу распространить опыт Программы в рамках инициативы «Один пояс - один путь» [1], тем самым пытаясь укрепить свой курс на создание мирного и безопасного окружения.

Программа не была идеальной: в ней было множество факторов, не позволяющие развить планируемые проекты, поэтому, чтобы «устранить препятствия в ее реализации, привели к выдвижению профильных министерств, государственных фондов и корпораций на ведущие позиции в межрегиональном взаимодействии», что положительно влияют на российско-китайское сотрудничество, а значит и на внешнеторговое сотрудничество.

Если рассматривать результат Программы с 2009 - 2018 гг. то можно сказать, что политический аспект преобладал над экономическом в своем развитии, но таможенный аспект находиться между ними. Например, проводятся ежегодные обучающие семинары на одной из территорий стран-участниц семинара «Таможенный контроль и таможенное оформление: практика работы российских и китайских таможенных органов» [24]. Данный семинар подчеркивает сотрудничество между таможенными службами России и Китая, докладывают о результатах сотрудничества и об изменениях в таможенных законодательствах. Позволяет участникам на семинаре задавать интересующие их вопросы, касающихся таможенного аспекта введения торговли между российско-китайскими участниками ВЭД, что позитивно влияет на внешнеторговое сотрудничество.

Программа, реализуя проекты в таможенной сфере, улучшает приграничную торговлю с ускорением прохождения приграничных таможен и облегчения процедур таможенного оформления. «В 2017 году расширено действие эксперимента по взаимному признанию результатов таможенного контроля на Сибирский регион. Теперь отдельные китайские товары (овощи, фрукты, самоходные машины, упаковка) могут перемещаться с экономией времени не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири. По оценкам ФТС России, расширение проекта позволит в 2 раза увеличить количество транспортных средств, пересекающих границу в среднем на 10-20 минут быстрее. А по объему и стоимости перевозимых товаров еще больше» [29]. В этом же году началась «новая фаза реализации проекта «Зеленый коридор».

В рамках экспериментального режима уже удалось уменьшить время на оформление

китайских товаров практически в 2 раза - до 40 минут» [29].

7 ноября 2018 г. между таможенными службами России и Китая был подписан меморандум «о совершенствовании порядка таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых в рамках международной электронной торговли» [26]. Он позволяет российским таможенникам «обмениваться с китайскими коллегами логистической информацией о пересылаемых в МПО или доставляемых перевозчиками товарах, о разработках в сфере информационных систем для таможенного оформления товаров и формирования баз данных, а также о новеллах таможенного законодательства» [26].

Рассмотрим динамику импорта Российских товаров в Китай в период с 2000 года по 2018 год (рис.3.)

Рисунок 3 - Динамика стоимостного объема импорта и экспорта между России и Китаем 2000-2018 гг., млн. долл. США

Как видно по диаграмме (см. рис.3) импорт китайский товаров преобладает над экспортом российских товаров в Китай. Наибольший стоимостной объем импортируемых товаров на российском рынке пришлось на 2013 год и составил 53173 млн. долл. США, а наименьший в 2000 году с 949 млн. долл. США. Было два кризисных года, а именно в 2009 и 2015 годах их резкий спад с предыдущими годами были на 34,5% и 31,6%, соответственно. Что касается экспорта российских товаров в Китай, то стоимостной объем значительно меньше по сравнению со стоимостным объемом импортных китайских товаров в Россию, однако, за рассматриваемый период (2000-2018 гг.) их объем стремительно увеличивается и возрос на 671% или на 35236 млн. долл. США.

Таким образом, после прекращения существования СССР, России необходимо было определить ориентиры для развития внешнеторговых отношений на международной арене. Китай, стал тем государством, который совмещал в себе несколько параметров: долгая история сотрудничества между государствами; имел большой потенциал; много совместных перспектив, помогает развивать Дальневосточную часть России, был поддержкой на международных форумах и т.д. Поэтому 90-е годы XX в. сотрудничество между Россией и Китаем быстро восстанавливалось, подписывались огромное количество межправительственные документов, позволяющие наращивать мощь внешнеторговых отношений между ними.

В начале 2000-х г. Россия и Китай начинают воплощать масштабные проекты как: энергетическое сотрудничество - помощь Китаю в постройке АЭС по российским техноло-

28

гиям; участие в международных организация и создание ШОС и строительство нефтепровода «Россия - Китай». Данные проекты позволили развивать внешнеторговые отношений между государствами, в них происходил обмен опыта, знаний, технологий и возможностей. Очень важным для обоих государств было решение о создании совместной Программы, которая действовала с 2009 по 2018 гг. С помощью данной программы было запланировано более 200 совместных проектов сотрудничества в различных сферах деятельности, к сожалению, только половину проектов удалось завершить. Однако данная Программа была толчком для развития таможенно-торговых отношений между ними: были модернизированы пункты пропуска на российско-китайской государственной границе, совершенствованы системы контроля пассажиров и грузов, компьютеризированы пункты пропуска и повышена эффективность осуществления таможенных процедур, модернизированы инфраструктуры, связанной с пунктами пропуска.

В совокупности все действия по развитию российско-китайского сотрудничества для развития внешнеторгового оборота привело к тому, что это развитие вышло за рамки двустороннего сотрудничество. Другими словами, стало перспективно внешнеторговые отношения строить не только между Россией и Китаем, но и совместно с другими странами. На данный момент проект предложенный Китаем совместно с Россией (и Казахстаном): «Новый шёлковый путь» («Один пояс, один путь») в перспективе является межконтинентальной транспортной системой, которая позволит осуществлять перевозку грузов и пассажиров по суше в 2 раза быстрее и может также увеличить внешнеторговый оборот в разы между странами - участницами. Из выше сказано необходимо отметить, что целесообразно рассмотреть предлагаемый проект подробнее, т.к. он влияет, непосредственно, на внешнеторговые отношения между Россией и Китаем.

Список литературы

1. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-century Maritime Silk Road // National Development and Reform Commission, PRC. URL: http://www.ndrc.gov.cn/gzdt/201503/t20150330_669392.html (дата обращения: 14.02.2019)

2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Сборник российско-китайских документов. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года

3. Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР. 1992 г. // Сборник российско-китайских договоров. С. 150-152.

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о торгово-экономических отношениях // Сборник российско-китайских договоров. С. 134-135.

5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области оценки соответствия импортируемой и экспортируемой продукции // Сборник российско-китайских договоров. С. 357-360.

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере // Сборник российско-китайских договоров. С. 349-350.

7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о продолжении сотрудничества в энергетической сфере // Сборник российско-китайских документов. С. 78-82.

8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации в КНР экспериментального реактора на быстрых нейтронах // Сборник российско-китайских документов. С. 83-89.

9. Протокол первого заседания Межправительственной российско-китайской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству // ГАРФ. Ф. 10212. Оп. 1. Д. 699. Л. 3.

10. Протокол первого заседания Постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству Межправительственной россий-

ско-китайской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству // ГАРФ. Ф. 10212. Оп. 1. Д. 699. Л. 7.

11. Концепция внешней политики РФ. 2000 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 22.03.2013)

12. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (2005-2008 гг.) // Сборник российско-китайских документов. С. 297-317.

13. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. // Право РФ и КНР. URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735729.htm (дата обращения: 22.03.2013)

14. Муратшина К.Г. Двадцать лет партнерства России и Китая: результаты и уроки. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 96.

15. БажановЕ. П. Актуальные проблемы международных отношений. Т. 2. С. 419.

16. Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. Т. 3. С. 531.

17. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А. Н. Сахарова. М., 2009. Т. 2. С. 671.

18. Развитие отношений между СССР и Китаем в ХХ веке. 2008 г. URL:https://knowledge.allbest.ru/history/2c0a65635a2ac68a4d43b88521216c27_0.html#text (дата обращения: 22.03.2013).

19. Предложения Торгпредства РФ в КНР по п. 1 решения 1-го заседания Российской части Межправительственной российско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 13 апреля 1995 г. // ГАРФ. Ф. 10212. Оп. 1. Д. 699. Л. 84.

20. Иванов Сергей Александрович Программа сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая: политическая значимость и экономическая эффективность // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-sotrudnichestva-vostochnyh-regionov-rossii-i-severo-vostochnyh-regionov-kitaya-politicheskaya-znachimost-i-ekonomicheskaya (дата обращения: 22.03.2019).

21. Мост через Амур из России в Китай: прощай, объезд в 3,5 тыс. км! // Вcероссий-ский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU». 2016. URL: https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/27273-most-cherez-amur-iz-rossii-v-kitay-proschay-obezd-v-35-tys-km.html (дата обращения: 22.03.2019)

22. Нефть в Китай // Аргументы и факты. 2010. № 12. С. 5.

23. Нефть пойдет другим путем // Известия. 2002. 9 декабря.

24. Российско-китайский таможенный семинар // Федеральна таможенная служба. 2015. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21415:2015 -07- 17-13-16-29&catid=62:2011-01 -24- 16-54-55&Itemid=2055 (дата обращения: 14.02.2019)

25. Российскую и Китайскую части моста через р. Амур состыкуют в февраля 2019 г. // АмурИнфо. 2018. URL: http://www.amur.info/news/2018/07/13/140831 (дата обращения: 22.03.2019)

26. Россия и Китай подписали меморандум о совершенствовании таможенного регулирования электронной торговли // Федеральна таможенная служба. 2015. URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26995:2018-11-13-11-35-37&catid=62:2011-01 -24- 16-54-55&Itemid=2094&Itemid=1926 (дата обращения: 14.02.2019)

27. Совместное коммюнике по итогам десятой регулярной встречи глав правительств России и Китая // Сборник российско-китайских документов. С. 373-389.

28. Совместное коммюнике по итогам шестой регулярной встречи глав правительств России и Китая // Сборник российско-китайских документов. С. 159-164.

29. Сотрудничество со странами дальнего зарубежья // Федеральна таможенная служба. 2017. URL:

http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22289&Itemid=2639 (дата обращения: 14.02.2019)

30. Шан хэ фачжань, буби цаочжи гоцзи (В совместном развитии ШОС нельзя быть слишком поспешными) // Хуаньцю шибао. 2012. 13 июня. URL: http://opinion.huanqiu.com/1152/2012-06/2804541.html (дата обращения: 22.03.2019)

Сведения об авторах

Глушак Н.В. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail: [email protected].

Лунгу Н.Н. - студентка 5 курса специальности «Таможенное дело» Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского E-mail: ni-koleta. lungu95@gmail. com

UDC 339.56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA

N.V. Glushak, N.N. Lungu Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky

The article deals with the history of foreign trade relations between Russia and China beginning with the collapse of the USSR to the present day. It explores the issues of reunification of relations between Russia and China after the fall of the Soviet Union, the measures taken by the Russian state for their reunification and development, the changes in the Russian domestic trade policy, that affected the foreign trade with other countries; gradual transition to large-scale international projects beginning from intergovernmental energy deals to the Program of cooperation between the regions in the Far East and Eastern Siberia in the Russian Federation and North-East of China, as well as the impact of the foreign trade between the states on the customs policy.

Keywords: foreign trade relations, Russia, China, development, recession, intergovernmental Agreement, projects, export, import, value, partner, customs, customs and trade relations, customs infrastructure.

References

1. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road // National Development and Reform Commission, PRC. URL: http://www.ndrc.gov.cn/gzdt/201503/t20150330_669392.html (data obrashcheniya: 14.02.2019)

2. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR // Sbornik ros-sijsko-kitajskih dokumentov. Podpisan Prezidentom Rossii Vladimirom Putinym i Predsedatelem KNR Czyan Czehminem v Moskve 16 iyulya 2001 goda

3. Sovmestnaya deklaraciya ob osnovah vzaimootnoshenij mezhdu RF i KNR. 1992 g. // Sbornik rossijsko-kitajskih dogovorov. S. 150-152.

4. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o torgovo-ehkonomicheskih otnosheniyah // Sbornik rossijsko-kitajskih dogovorov. S. 134-135.

5. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o sotrudnichestve v oblas-ti ocenki sootvetstviya importiruemoj i ehksportiruemoj produkcii // Sbornik rossijsko-kitajskih dogovorov. S. 357-360.

6. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o sovmestnom razvertyvanii sotrudnichestva v ehnergeticheskoj sfere // Sbornik rossijsko-kitajskih do-govorov. S.

349-350.

7. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o prodolzhenii sotrud-nichestva v ehnergeticheskoj sfere // Sbornik rossijsko-kitajskih dokumentov. S. 78-82.

8. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom KNR o sotrudnichestve v sooruzhenii i ehkspluatacii v KNR ehksperimental'nogo reaktora na bystryh nejtronah // Sbornik rossijsko-kitajskih dokumentov. S. 83-89.

9. Protokol pervogo zasedaniya Mezhpravitel'stvennoj rossijsko-kitajskoj komissii po tor-govo-ehkonomicheskomu i nauchno-tekhnicheskomu sotrudnichestvu // GARF. F. 10212. Op. 1. D. 699. L. 3.

10. Protokol pervogo zasedaniya Postoyannoj rabochej gruppy po mezhregional'nomu i prigranichnomu torgovo-ehkonomicheskomu sotrudnichestvu Mezhpravitel'stvennoj rossij-sko-kitajskoj komissii po torgovo-ehkonomicheskomu i nauchnotekhnicheskomu sotrudnichestvu // GARF. F. 10212. Op. 1. D. 699. L. 7.

11. Koncepciya vneshnej politiki RF. 2000 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (data obrashcheniya: 22.03.2013)

12. Plan dejstvij po realizacii polozhenij Dogovora o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu RF i KNR (2005-2008 gg.) // Sbornik rossijskokitajskih dokumen-tov. S. 297-317.

13. Programma sotrudnichestva mezhdu regionami Dal'nego Vostoka i Vostochnoj Si-biri RF i Severo-Vostoka KNR na 2009-2018 gg. // Pravo RF i KNR. URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735729.htm (data obrashcheniya: 22.03.2013)

14. Muratshina K.G. Dvadcat' let partnerstva Rossii i Kitaya: rezul'taty i uro-ki. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2016. S. 96.

15. BazhanovE. P. Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij. T. 2. S. 419.

16. Czyan Czehmin'. O socializme s kitajskoj specifikoj. T. 3. S. 531.

17. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen do nashih dnej / pod red. A.N. Saharova. M., 2009. T. 2. S. 671.

18. Razvitie otnoshenij mezhdu SSSR i Kitaem v HKH veke. 2008 g. URL:https://knowledge.allbest.ru/history/2c0a65635a2ac68a4d43b88521216c27_0.html#text (data obrashcheniya: 22.03.2013).

19. Predlozheniya Torgpredstva RF v KNR po p. 1 resheniya 1-go zasedaniya Rossijskoj chasti Mezhpravitel'stvennoj rossijsko-kitajskoj komissii po torgovo-ehkonomicheskomu sotrudnichestvu 13 aprelya 1995 g. // GARF. F. 10212. Op. 1. D. 699. L. 84.

20. Ivanov Sergej Aleksandrovich Programma sotrudnichestva vostochnyh regionov Rossii i severo-vostochnyh regionov Kitaya: politicheskaya znachimost' i ehkonomicheskaya ehf-fektivnost' // Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. 2018. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-sotrudnichestva-vostochnyh-regionov-rossii-i-severo-vostochnyh-regionov-kitaya-politicheskaya-znachimost-i-ekonomicheskaya (data obrashcheniya: 22.03.2019).

21. Most cherez Amur iz Rossii v Kitaj: proshchaj, ob"ezd v 3,5 tys. km! // Vcerossij-skij otraslevoj internet-zhurnal «Stroitel'stvo.RU». 2016. URL: https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/27273-most-cherez-amur-iz-rossii-v-kitay-proschay-obezd-v-35-tys-km.html (data obrashcheniya: 22.03.2019)

22. Neft' v Kitaj // Argumenty i fakty. 2010. № 12. S. 5.

23. Neft' pojdet drugim putem // Izvestiya. 2002. 9 dekabrya.

24. Rossijsko-kitajskij tamozhennyj seminar // Federal'na tamozhennaya sluzhba. 2015. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21415:2015-07-17-13-16-29&catid=62:2011-01 -24- 16-54-55&Itemid=2055 (data obrashcheniya: 14.02.2019)

25. Rossijskuyu i Kitajskuyu chasti mosta cherez r. Amur sostykuyut v fevralya 2019 g. // AmurInfo. 2018. URL: http://www.amur.info/news/2018/07/13/140831 (data obrashcheniya: 22.03.2019)

26. Rossiya i Kitaj podpisali memorandum o sovershenstvovanii tamozhennogo regu-

lirovaniya ehlektronnoj torgovli // Federal'na tamozhennaya sluzhba. 2015. URL: http://www. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26995:2018 -11-13-11-35-37&catid=62:2011-01 -24- 16-54-55&Itemid=2094&Itemid= 1926 (data obrashcheniya: 14.02.2019)

27. Sovmestnoe kommyunike po itogam desyatoj regulyarnoj vstrechi glav pravitel'stv Ros-sii i Kitaya // Sbornik rossijsko-kitajskih dokumentov. S. 373-389.

28. Sovmestnoe kommyunike po itogam shestoj regulyarnoj vstrechi glav pravitel'stv Rossii i Kitaya // Sbornik rossijsko-kitajskih dokumentov. S. 159-164.

29. Sotrudnichestvo so stranami dal'nego zarubezh'ya // Federal'na tamozhennaya sluzhba. 2017. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22289&Itemid=2639 (data obrashcheniya: 14.02.2019)

30. SHan heh fachzhan', bubi caochzhi goczi (V sovmestnom razvitii SHOS nel'zya byt' slishkom pospeshnymi) // Huan'cyu shibao. 2012. 13 iyunya. URL: http://opinion.huanqiu.com/1152/2012-06/2804541.html (data obrashcheniya: 22.03.2019)

Author's information

Glushak N.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, E-mail: [email protected].

Lungu N.N. - 5th year student, Customs Studies department at Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.