Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России'

Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
138
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

Введение: основной целью данной статьи является определение состояния профессионального образования в различные периоды его становления, изучение его развития и выделение особенностей и основных тенденций этого развития, что позволяет охарактеризовать прогностическое развитие профессионального образования в условиях влияния внешних факторов. Материалы и методы: в педагогическом исследовании использовались аналитические и синтетические прогностические методы, методы моделирования и экстраполяции, методы экспертной оценки, приемы теоретического анализа, обобщения и оценки систем фактов. В прогнозировании профессионального образования реализуется принцип диалектического единства анализа и синтеза. Результаты исследования: анализ динамики профессионального образования позволяет выделять два различных периода развития: 1) 1920 1980 гг. этап нестабильного поведения, характерный для становления системы; 2) 1981 г. начало XXI в. этап развития, характеризующийся постоянным усложнением системы, увеличением компонентного состава, направленностью на достижение цели. Эти факторы позволяют выделить периоды развития профессионального образования таким образом, что каждый включает либо «подъем» либо «спад» по показателям выпуска рабочих из профессиональных учебных заведений. Таким образом, динамика развития профессионального образования позволяет выделить следующие этапы: 1 этап 1921 1925 гг.; 2 этап 1926 1932 гг.; 3 этап 1933 1940 гг.; 4 этап 1941 1948 гг.; 5 этап 1949 1953 гг.; 6 этап 1954 1958 гг.; 7 этап 1959 1965 гг.; 8 этап 1966 1975 гг.; 9 этап 1976 1986 гг.; 10 этап 1990 начало XXI в. Обсуждение и заключения: осуществлен ретроспективный анализ развития профессионального образования в России, выделены основные периоды развития профессионального образования, обусловленные развитием различных типов производств (механизированного, индустриального, научно-индустриального), и особенности профессионального образования в эти периоды. Выделены факторы, влияющие на подготовку будущих рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Introduction: the main purpose of this article is to determine the state of vocational education at the time of the start of forecasting, to study its development in the previous period and to highlight features and main trends of this development, which allows us to characterize the prognostic development of vocational education under the influence of external factors. Materials and Methods: the pedagogical research used analytical and synthetic prognostic methods, methods of modeling and extrapolation, methods of expert evaluation, methods of theoretical analysis, generalization and evaluation of fact systems. In the forecasting of vocational education, the principle of dialectic unity of analysis and synthesis is implemented. Results: analysis of the dynamics of vocational education allows us to distinguish two different periods of development: 1) 1920-1958. stage of unstable behavior, characteristic for the formation of the system; 2) 1959 1986 the stage of development, characterized by the constant complexity of the system, an increase in the component composition, focus on achieving the goal. These factors make it possible to single out periods of development of vocational education in such a way that each includes either a “rise” or a “recession” in terms of the output of workers from vocational schools. Thus, the dynamics of the development of vocational education allows us to distinguish the following stages: Stage 1 1921 1925; Stage 2 1926 1932; Stage 3 1933 1940; Stage 4 1941 1948; Stage 5 1949 1953; Stage 6 1954 1958; Stage 7 1959 1965; Stage 8 1966 1975; Stage 9 1976 1986; Stage 10 1990 the beginning of the XXI century. Discussion and Conclusions: a retrospective analysis of the development of vocational education in Russia has been carried out, the main periods of vocational education development have been identified, due to the development of various types of industries (mechanized, industrial, scientific and industrial), and features of vocational education during these periods. Selected factors affecting the training of future workers.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-3

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

С. М. Маркова1*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: ngpu.prodped@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: основной целью данной статьи является определение состояния профессионального образования в различные периоды его становления, изучение его развития и выделение особенностей и основных тенденций этого развития, что позволяет охарактеризовать прогностическое развитие профессионального образования в условиях влияния внешних факторов.

Материалы и методы: в педагогическом исследовании использовались аналитические и синтетические прогностические методы, методы моделирования и экстраполяции, методы экспертной оценки, приемы теоретического анализа, обобщения и оценки систем фактов. В прогнозировании профессионального образования реализуется принцип диалектического единства анализа и синтеза.

Результаты исследования: анализ динамики профессионального образования позволяет выделять два различных периода развития: 1) 1920 - 1980 гг. - этап нестабильного поведения, характерный для становления системы; 2) 1981 г. - начало XXI в. - этап развития, характеризующийся постоянным усложнением системы, увеличением компонентного состава, направленностью на достижение цели.

Эти факторы позволяют выделить периоды развития профессионального образования таким образом, что каждый включает либо «подъем» либо «спад» по показателям выпуска рабочих из профессиональных учебных заведений.

Таким образом, динамика развития профессионального образования позволяет выделить следующие этапы: 1 этап - 1921 - 1925 гг.; 2 этап - 1926 - 1932 гг.; 3 этап - 1933 - 1940 гг.; 4 этап - 1941 - 1948 гг.; 5 этап - 1949 - 1953 гг.; 6 этап - 1954 - 1958 гг.; 7 этап - 1959 -1965 гг.; 8 этап - 1966 - 1975 гг.; 9 этап - 1976 - 1986 гг.; 10 этап - 1990 - начало XXI в. Обсуждение и заключения: осуществлен ретроспективный анализ развития профессионального образования в России, выделены основные периоды развития профессионального образования, обусловленные развитием различных типов производств (механизированного, индустриального, научно-индустриального), и особенности профессионального образования в эти периоды. Выделены факторы, влияющие на подготовку будущих рабочих.

Ключевые слова: прогностическое развитие, профессиональное образование, исторические периоды, производственный потенциал, квалифицированные рабочие.

Для цитирования: Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

S. M. Markova1*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: ngpu.prodped@yandex.ru

ABSTRACT

Introduction: the main purpose of this article is to determine the state of vocational education at the time of the start of forecasting, to study its development in the previous period and to highlight features and main trends of this development, which allows us to characterize the prognostic development of vocational education under the influence of external factors. Materials and Methods: the pedagogical research used analytical and synthetic prognostic methods, methods of modeling and extrapolation, methods of expert evaluation, methods of theoretical analysis, generalization and evaluation of fact systems. In the forecasting of vocational education, the principle of dialectic unity of analysis and synthesis is implemented. Results: analysis of the dynamics of vocational education allows us to distinguish two different periods of development: 1) 1920-1958. - stage of unstable behavior, characteristic for the formation of the system; 2) 1959 - 1986 - the stage of development, characterized by the constant complexity of the system, an increase in the component composition, focus on achieving the goal. These factors make it possible to single out periods of development of vocational education in such a way that each includes either a "rise" or a "recession" in terms of the output of workers from vocational schools.

Thus, the dynamics of the development of vocational education allows us to distinguish the following stages: Stage 1 - 1921 - 1925; Stage 2 - 1926 - 1932; Stage 3 - 1933 - 1940; Stage 4 -1941 - 1948; Stage 5 - 1949 - 1953; Stage 6 - 1954 - 1958; Stage 7 - 1959 - 1965; Stage 8 - 1966 -1975; Stage 9 - 1976 - 1986; Stage 10 - 1990 - the beginning of the XXI century. Discussion and Conclusions: a retrospective analysis of the development of vocational education in Russia has been carried out, the main periods of vocational education development have been identified, due to the development of various types of industries (mechanized, industrial, scientific and industrial), and features of vocational education during these periods. Selected factors affecting the training of future workers.

Keywords: prognostic development, professional education, historical periods, production potential, skilled workers.

For citation: Markova S. M. Retrospective analysis of the development of professional education in Russia // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р 3.

Введение

Тенденции к росту прогностического знания в образовании и профессиональной педагогике ставят задачи, которые должны решаться не только путем научно-педагогических исследований, но и на базе теоретического знания в области прогнозирования и проектирования социального, экономического, научно-технического развития.

Прогнозирование будущего - одна из важнейших проблем развития современного общества и образования, на актуальность которой на рубеже XX и XXI вв. еще три десятилетия назад указывали немецкие футурологи Х. Байнхауэр и Э. Шмакке. В числе 10 наиболее важных глобальных проблем, с которыми человек столкнется на пороге третьего тысячелетия, ученые особо выделяют проблему прогнозирования и предвидения будущего.

В исследованиях К.К. Колина подчеркивается значение прогнозирования как в научном, так и в практическом плане. Прежде всего, оно позволяет более отчетливо представить себе возможные сценарии будущего, наиболее вероятные пути его реализации.

Необходимость прогнозов осознавалась всеми народами во все времена. Но особенно большое значение прогнозы приобретают в наш век - век стремительных темпов общественного развития, гигантского взлета науки и техники, непрерывного ускорения прогресса и усложнения всех сторон жизни человечества [2, 6].

Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики, вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия решений.

Работа по практическому внедрению прогнозирования во все сферы жизни общества, в том числе и образование, становится одним из ключевых условий успеха начавшихся преобразований. Это обусловлено и возникшим противоречием в системе профессионального образования между необходимостью перспективного его развития и отсутствием достаточного прогностического и научно-методического инструментария. При этом наличие планов и проектов обеспечивает развитие профессионального образования, профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, а в плане общественного развития - способствует развитию научно-технического, производственного потенциала [1, 18].

Обзор литературы

В условиях развития общественного производства, роста науки и техники, прогресса различных сторон жизни человека прогнозирование приобретает особое значение.

Прогнозирование будущего возможно на основе объективности и обусловленности явлений и предметов действительности; создания идеальных моделей событий реального мира (Д.М. Гвишиани, В.А. Лисичкин).

В педагогической науке и практике накоплен большой опыт прогностического знания, построенного на трудах исследователей далекого прошлого - Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа и др.

Педагогику будущего впервые открыл Ян Амос Коменский, который отмечал необходимость предвидения в педагогической деятельности, чтобы все люди имели знание о будущем.

Выдающиеся педагоги К.Д. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский также провозглашали прогностические концепции (дети воспитываются не для настоящего, а для будущего), возможные будущие варианты народного образования.

Педагогическое наследие П.П. Блонского ориентирует нас на создание новой народной идеальной школы.

Различные основания прогнозирования педагогики находятся в трудах П.Ф. Каптерева, подчеркивая взаимосвязь настоящего и будущего. С.Т. Шацкий определял перспективы развития образования и общества и отмечал, что следует учитывать социальные факторы в прогнозировании образовательного процесса.

С точки зрения прогнозирования профессионального образования большое значение имеют идеи А.В. Луначарского и Н.К. Крупской, которые отмечали изменяющийся характер труда рабочих, трудовых функций, обеспечивающий развитие содержания и организации политехнического образования.

Вопросы социального прогнозирования раскрываются в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые отмечают влияние роста всей общественной жизни на воспитание личности.

Особая роль в развитии прогнозирования в педагогическом знании отводится Б.С. Гершунскому, который определил образовательно-педагогическое прогнозирование как предвидение будущего через экстраполяцию выявленных тенденций, как получение опережающей информации о перспективах развития данных о педагогических объектах.

Проблемы социального прогнозирования рассматриваются в трудах А.М. Гендина, делается акцент на социализацию личности, формирование направленности, ответственности, самоопределения личности.

Дидактическое прогнозирование направлено на развитие педагогической науки, дидактических процессов, подготовку педагогических кадров.

Содержанием дидактического прогнозирования является процесс обучения и образования, направленный на создание идеальных моделей обучения и его результатов на основе закономерностей развития учебного процесса, прогнозирования составных компонентов, процесса обучения.

Проблемам прогнозирования будущего посвящены труды не только представителей педагогической мысли прошлого, но и известных ученых в области технических, социальных, управленческих, педагогических наук (В.А. Базаров, И.В. Бестужев-Лада, А.М. Гендин, Б.С. Гершунский, Г.М. Добров, А.А. Кривой, В.О. Кутьев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, А.Г. Рапопорт и др.).

Особую роль теории прогнозирования в формировании общего педагогического знания и, в частности, проектировочного знания в современных условиях подчеркивают в своих трудах И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, А.М. Гендин, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, З.И. Равкин и др.

В своих исследованиях Б.С. Гершунский обосновал образовательно-педагогическое прогнозирование как вид научного прогнозирования: «Это не спонтанный процесс предвидения будущего на основе простой экстраполяции выявленных тенденций, не механически просуммированная совокупность предложений и субъективных мнений, а специально организованное системное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития фоновых и собственно образовательно-педагогических объектов с целью формирования политики и стратегии в области образования и принятия оптимальных решений в этой сфере».

Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 3

Н.Д. Никандров и З.И. Равкин связывают прогнозирование будущего с развитием ценностных ориентаций. По мнению З.И. Равкина, «ценностные ориентации представляют собой составной, ориентированный не только на наследие прошлого и на современность, но и на будущее компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности в образовании». В своей статье «Ценности как основа целей воспитания» Н.Д. Никандров отмечает, что в вопросах целей воспитания будущих специалистов нужно ориентироваться на общечеловеческие ценности: «Побеждать будет та система ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни».

Видный советский специалист в области прогностики И.В. Бестужев-Лада считает, что для подготовки высококвалифицированных работников общественного производства необходимо сегодня решать проблемы прогнозирования народного образования, в том числе проблему дидактического прогнозирования. В одной из своих работ, рассматривая структуру системы социального прогнозирования, он специально выделяет прогнозирование процесса обучения; сходные мысли высказывают Г.М. Добров, В.А. Лисичкин, С.М. Ямпольский.

Ставят эту проблему и философы, рассматривающие прогнозирование развития личности (В.В. Косолапов) как часть социального прогнозирования. Многие ученые, создавая модели механизмов психологических функций и качеств, придают им прогностический смысл (А.А. Братко, П.Л. Волков, А.Н. Кочергин, А.М. Матюшкин, В.И. Михеев, Г.И. Царегородцев и др.).

В своих трудах И.В. Бестужев-Лада открывает перспективные проблемы развития образования как социальной системы:

- оптимальное сочетание принципа равных прав в получении образования и принципа более полного учета индивидуальных способностей каждого;

- принципиальное равенство всех профессий «по части зарплаты и платежа»; подтягивание уровня зарплаты учителей, врачей и инженеров к уровню рабочих;

- выдвижение на первый план правил отношений со сверстниками и со старшими, вообще норм человеческого общения, доступных пониманию детей;

- приобщение к высокой общей культуре и подготовка к роли участника общественного производства;

- диалектика взаимодействия общего и профессионального образования, то есть приближение к состоянию интеллигентности, какое немыслимо без овладения какой-либо профессией;

- профессиональная подготовка независимо от потребностей народного хозяйства в кадрах;

- интеграция общего и дифференциация социального образования.

Несмотря на некоторые утопические идеи И.В. Бестужева-Лады, научная часть прогностических изысканий имеет большое значение для педагогической науки. С научной точки зрения корректен следующий вывод: искомый результат достигается экстраполяцией в будущее тенденций, закономерность развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известна при условном абстрагировании от возможных, а порой и просто необходимых решений, способных видоизменить эту тенденцию. Он выделил и уточнил перспективные проблемы, подлежащие решению средствами управления, указал на необходимость строить «дерево социальных проблем».

Как известно, одним из объектов социального прогнозирования выступает личность и процесс ее развития.

А.М. Гендин рассматривает прогнозирование развития личности как часть социального прогнозирования, которому присущи все особенности социального предвидения: вероятностный, многовариантный характер, способность активно влиять на ход событий, синтез поискового и нормативного подходов к будущему, а сверх того -обращение к реальным личностям с их подлинными помыслами, чувствами и настроениями.

Исследователи в этой области (А.М. Гендин, М.И. Сергеев, А.Н. Фалалеев) считают, что в процессе социального прогнозирования предполагается рассматривать такие проблемы, как планомерность и стихийность в процессе социализации индивида, эволюция жизненных планов в процессе профориентации и профадаптации, формирование направленности личности, свобода и ответственность в процессе самоопределения личности, прогностическая функция и ценностная рефлексия времени в их личностном аспекте, роль личностного предвидения в формировании культуры общения и взаимопонимания.

Представители этой школы полагают, что личностно ориентированное прогнозирование не сводится к тому, чтобы предначертать судьбу человека. Важнее выявить наиболее перспективные именно для него пути жизненного и профессионального самоопределения, предложить способы разрешения возникающих проблем, преодоления трудностей, достижения поставленных целей. Вероятностный, условно-конкретный характер прогноза, порождаемый объективной неопределенностью будущего и трудностями его познания, открывает простор для инициативы, творчества в поисках лучших путей саморазвития, стимулирует энергию в реализации жизненных, учебных и профессиональных планов.

Считается, что благодаря объективной определенности, достоверности, присущим обоснованным прогнозам, появляется возможность обозначить рамки, в которых личностные усилия могут способствовать достижению поставленных целей, целенаправленно строить жизненные планы и изменять обстоятельства с учетом собственных возможностей. Ученые отстаивают суверенность человека как автора своей жизненной драмы, его способность и готовность намечать свой жизненный путь.

Для личностного самопредвидения характерны свернутая форма умозаключений, широкое использование основанной на жизненном опыте интуиции, глубоко интимный и эмоциональный характер.

И.П. Подласый, раскрывая сущность дидактического прогнозирования, отмечает, что комплексный педагогический прогноз должен учитывать и охватывать:

а) общепедагогические направления и тенденции развития внутри педагогической системы;

б) социальные направления развития тенденций вне педагогической системы.

Внутри педагогической системы разработке подлежат следующие прогнозы: развития

педагогической науки, дидактических процессов, развития школы; подготовки кадров в области воспитания, обеспечения и финансирования их.

Вне системы образования педагогические прогнозы должны учитывать:

- общесоциальные прогнозы развития общества, в том числе прогнозы динамики социального состава и социальной структуры общества, отношений распределения, изменений в характере труда;

- социально-демографические прогнозы;

- прогнозы научно-технического прогресса.

Научное дидактическое прогнозирование можно определить также как конструирование идеальной модели обучения и его результатов из возможных компонентов на основе раскрытия объективных закономерностей движения и развития учебного процесса. Содержанием такого прогнозирования является процесс обучения и образования со всеми его атрибутами и закономерностями развития.

Дидактическое прогнозирование призвано решить целый ряд важных проблем, связанных с исследованием будущего развития дидактических явлений. Выделены два главных направления разработки дидактических прогнозов:

- прогнозирование системы, содержания и методов обучения и образования всех уровней на все сроки;

- прогнозирование результатов обучения и образования в зависимости от различных условий и на различные сроки.

В последние годы начата разработка первого направления - прогнозирования системы и содержания обучения и образования.

Второе направление дидактического прогнозирования, связанное с прогнозированием результатов обучения, включает решение следующих задач, являющихся весьма важными и сложными:

- определение составных компонентов процесса обучения, факторов, влияющих на формирование продукта обучения;

- прогнозирование развития отдельных компонентов процесса обучения: восприятия знаний, их усвоения, применения на практике;

- прогнозирование развития и исхода обучения для отдельного учащегося.

Общая задача дидактического прогнозирования состоит в том, чтобы на основе

научного исследования получить представление о будущем результате дидактической деятельности в зависимости от условий и избранных средств и составить на основе данных прогнозирования научно обоснованный план управления процессом обучения.

Материалы и методы

В педагогическом исследовании использовались аналитические и синтетические прогностические методы, методы моделирования и экстраполяции, методы экспертной оценки, приемы теоретического анализа, обобщения и оценки систем фактов.

Значимыми являются методы теоретического анализа, обобщения и анализа полученных фактов. С аналитическими методами связаны методы и приемы теоретического синтеза. В прогнозировании профессионального образования реализуется принцип диалектического единства анализа и синтеза [9].

Метод исследования морфологической структуры, с помощью которого можно представить определение вариантов развития определенной сферы путем построения различных комбинаций.

С помощью метода экстраполяции определяются будущие показатели исследуемого процесса путем использования тенденций, соответствующих показателям прошлого. Для экстраполяции используются экономические показатели профессионального образования: количество обучающихся, количество средств обучения, количество профессий, востребованных на производстве [9, 16].

Если использовать несколько методов в прогностических исследованиях, можно повысить качество полученных прогнозов. Качество прогностических исследований и их результатов зависит от уровня прогностических исследований познания теории профессиональной педагогики и развития профессионального образования, от овладения методами и приемами.

Результаты исследования

Как известно, прогнозирование развития профессионального образования предполагает предпрогнозное исследование. Цель его состоит в том, чтобы определить состояние системы на момент прогнозирования, изучить ее развитие в предшествующий период и установить характерные особенности основные тенденции этого развития. Определение тенденций делает возможным выявить гипотезу эволюционного развития в условиях сохранения влияния характера внешних факторов [2, 18].

С развитием общественного производства, развитием научно-индустриального типа производства повысилась социально-экономическая роль профессионального образования. Происходит постоянное увеличение доли сложного труда, требующего подготовки рабочих, профессионализм которых соответствовал бы технико-технологическому производственному уровню [4].

Профессиональное образование успешно выполняло свою функцию по подготовке рабочих, квалификация которых обеспечивает выполнение наиболее сложных видов труда.

Учитывая тенденции развития общественного производства в системе профессионального образования, осуществляется приоритетная подготовка рабочих для научно-индустриального типа производства [1, 15, 19].

Анализ динамики профессионального образования позволяет выделять два различных периода развития: 1) 1920 - 1981 гг. - этап нестабильного поведения, характерный для становления системы (уменьшение или увеличение компонентов системы, усложнение взаимосвязей между ними, изменение целей развития); 2) 1981 г. - начало XXI в. - этап развития, характеризующийся постоянным усложнением системы, увеличением компонентного состава, направленность на достижение цели.

Эти факторы позволяют выделить периоды развития профессионального образования таким образом, что каждый включает либо «подъем», либо «спад» по показателям выпуска рабочих из профессиональных учебных заведений. Учитываются количественные характеристики системы (рост обучающихся в профессиональных учебных заведениях, количество учебных заведений) и качественные (уровень подготовки квалифицированных рабочих; качество подготовки должно соответствовать потребностям общества в данный исторический период). Таким образом, динамика развития профессионального образования позволяет выделить следующие этапы:

1 этап - 1921 - 1925 гг. - характеризуется реализаций не только функции профессионализации, но и социализации молодежи;

2 этап - 1926 - 1932 гг. - подготовка рабочих профессий индустриально-конвейерного типа для индустриального производства;

3 этап - 1933 - 1940 гг. - направлен на подготовку рабочих по профессиям механизированного труда высокой сложности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 этап - 1941 - 1948 гг. - система профессионального образования реализовывалась в форме государственных трудовых резервов. В условиях преобладания крупного поточно-

Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 3

конвейерного производства основной формой подготовки новых рабочих кадров было обучение на производстве индивидуально-бригадным методом;

5 этап - 1949 - 1953 гг. - главной задачей данного этапа становится подготовка не операционников, а слесарей и токарей универсалов, способных осваивать новую технику, которая поступала на предприятия. Осуществлен переход ко всеобщему семилетнему образованию, что привело к повышению общеобразовательного уровня будущих рабочих;

6 этап - 1954 - 1958 гг. - характеризуется тем, что система профессионального образования должна соответствовать требованиям научно-технического прогресса, обеспечивать преемственность и укреплять связь между общеобразовательной и профессиональной школой;

7 этап - 1959 - 1965 гг. - на данном этапе осуществлялась профессиональная подготовка рабочих массовых профессий механизированного труда для массового индустриально-конвейерного производства;

8 этап - 1966 - 1975 гг. - данный период характеризуется переходом к массовой подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием;

9 этап - 1976 - 1986 гг. - позволил системе профессионального образования выполнить задачу социальной важности - получения молодежью полного среднего образования, создать предпосылки для обеспечения всеобщей профессионализации молодежи;

10 этап - 1990 г. - начало XXI в. - подготовка квалифицированных рабочих и переподготовка осуществляется в общественном разделении труда, с учетом требований научно-технического прогресса является самостоятельной сферой непроизводственной подсистемы народного хозяйства. Осуществляется всеобщая профессионализация молодежи в условиях единой системы профессионального образования, включающей высшие учебные заведения, техникумы, колледжи, профессионально-образовательные центры со ступенчатой подготовкой с учетом интересов и потребностей молодежи.

1921 -1925 годы.

Развитие профессионального образования на этом этапе обусловлено спецификой новой экономической политики: внедрение хозрасчета, сокращение количества нерентабельных государственных предприятий, снижение численности рабочего класса. Эти процессы сопровождаются «собиранием» рабочего класса в условиях восстановления разрушенного в годы первой мировой и гражданской войн народного хозяйства.

На этом этапе проявляются характерные особенности профессионального образования как социально-экономической системы, которая реализует не только функцию профессионализации, но и социализации молодежи [3, 4, 19].

Система профессионального образования на данном этапе решала важнейшие задачи воспитания рабочих нового типа, необходимых для развития народного хозяйства, и обеспечивала защиту подростков от военного и послевоенного периода.

Таким образом, социальная функция профессионального образования рассматривалась гораздо шире, чем просто подготовка рабочих, утвердились принципы советской профессиональной школы. На данном этапе устанавливались тесные связи между системами общего и профессионального образования, обеспечивая преемственность школ.

Уровень профессионального образования определялся преобладанием раннеиндустриального типа производства в экономике страны. В связи с развитием индустриально-конвейерного технологического типа производства уровень подготовки рабочих не всегда удовлетворял потребностям производства.

Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №3

В условиях развития конвейерного производства основной задачей становится узкопроизводственная задача подготовки рабочих кадров, а не повышение общетехнического, культурного, образовательного уровня в процессе профессионального образования. В этот период определялось содержание обучения, интегрирующая роль политехнизма.

1926 -1932 годы.

Основной характеристикой данного периода является подготовка рабочих для индустриального производства. Перед профессиональными учебными заведениями стала задача повышения общеобразовательного и культурного уровня нового пополнения рабочего класса. Появляются новые типы учебных заведений - школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и индустриальные профессиональные школы, а также система дополнительного рабочего обучения, курсы для неквалифицированных рабочих, повышения квалификации, вечерние профессиональные школы [12-14].

Развитие индустриального типа производства потребовало рабочих массовых профессий индустриально-конвейерного типа. Наряду со школами ФЗУ получают широкое развитие краткосрочные формы подготовки и переподготовки рабочей силы (курсы и учебно-установочные базы ЦИТ, бригадное ученичество, курсы по повышению квалификации и переподготовки безработных и т.д.), обеспечивающие повышение производственно-технического и культурно-политического уровня подготовки.

Для этого периода характерно функционирование следующих учебных заведений:

- профессиональные школы для подготовки высококвалифицированных рабочих для индустриального типа производства;

- профессиональные школы по подготовке рабочих средней квалификации для сложных профессий раннеиндустриального типа производства;

- профессиональные школы ученичества массовых профессий для обоих типов производства.

1933 -1940 годы.

В этот период приоритет получили производственные отрасли (строительные, транспортные) по индустриальному характеру труда, степени концентрации и организованности. Соответственно произошли изменения и в системе профессионального образования. Подготовка рабочих осуществлялась и в системе профессионального образования, и на производстве, где предполагалось подготавливать рабочих по профессиям механизированного труда высокой сложности. В этот период наблюдается некоторый спад в развитии профессионального образования. Основной причиной являются, с одной стороны, быстрые изменения в характере общественного производства, с другой, инертность системы профессионального образования, отсутствие централизованного организационно-методического руководства, изменения в административно-управленческом аппарате профессионального образования [25, 26].

1941 -1948 годы.

Период военных и послевоенных лет отличается от предыдущих. Основной задачей становится быстрое замещение рабочих мест, обеспечивающее сохранение выпуска продукции в прежнем количестве. Также профессиональное образование обеспечивает защиту подрастающего поколения от военного времени.

Сроки подготовки в школах ФЗУ резко сократились. Производственное обучение проводилось по операционной системе - отрабатывание одной и той же операции. Система

профессионального образования реализовывалась в форме государственных трудовых резервов.

В условиях преобладания крупного поточно-конвейерного производства основной формой подготовки новых рабочих кадров было обучение на производстве индивидуально-бригадным методом [16, 17].

В условиях военного времени проводилась определенная работа по повышению качества обучения в учебных заведениях трудовых резервов. С одной стороны, делалась попытка повысить качество подготовки рабочих, т.к. ряд военных отраслей промышленности требовал квалифицированных рабочих, а с другой - закладывается фундамент для развития системы в послевоенное время.

В этот период встает задача резкого увеличения количества подготовленных рабочих, т.к. задачи восстановления народного хозяйства требовали нового пополнения. Сделаны определенные шаги по улучшению качества подготовки: установлены перечни профессий, определены сроки обучения, возрастной состав обучающихся, разработана учебно-программная документация.

1949 -1953 годы.

Особенность развития системы профессионального образования в рассматриваемый период в том, что оно осуществлялось инерционным путем. С одной стороны, сохранились методы военного времени, с другой - профессиональное образование обеспечивало быструю подготовку рабочих.

К 1949 году процесс восстановления разрушенного войной народного хозяйства в основном завершился. Промышленное производство достигло довоенного уровня. В то же время стало необходимым техническое перевооружение производства и, соответственно, качественное изменение профессиональной подготовки будущих рабочих.

В послевоенные годы было осуществлено восстановление и реконструкция военного хозяйства, и необходимость в больших притоках рабочих кадров сократилась. Более значимым становится повышение требований к квалификации рабочих.

На этом этапе трудовые резервы уже не удовлетворяли потребностям производства.

В условиях повышения общеобразовательного и профессионально-культурного уровня рабочего класса индустриально-конвейерный тип производства становится основным в производстве [19, 20].

Главной задачей становится подготовка не операционников, а слесарей и токарей универсалов, способных осваивать новую технику, которая поступала на предприятия.

В 1949 году в нашей стране осуществлен переход ко всеобщему семилетнему образованию, что привело к повышению общеобразовательного уровня будущих рабочих. В этот период увеличилось время на производственное обучение и сокращение времени на общетехническую и общепрофессиональную подготовку следует отметить и низкий уровень квалификации инженерно-педагогических кадров.

В то же время в 1949 году создаются горнопромышленные училища для подготовки квалифицированных рабочих по сложным профессиям механизированного труда индустриального типа. Например, машинисты горных комбайнов, экскаваторов, электровозов, электрослесарей, операторов.

Наряду с горнопромышленными училищами появились учебные заведения с сельскохозяйственным уклоном.

1954 -1958 годы.

Данный период - важнейший в развитии системы профессионального образования. Изменения в структуре общественного производства, в профессионально-квалификационной структуре рабочего класса, повышение культурно-образовательного уровня рабочих привели к изменениям в профессиональной подготовке кадров:

- необходимы новые пути в подготовке квалифицированных рабочих по сложным профессиям, в основном механизированного труда, требующим длительной подготовки;

- увеличение подготовки рабочих на производстве по профессиям всех видов и сокращение подготовки рабочих массовых профессий, связанных с раннеиндустриальным типом производства.

На содержание профессионального образования все более оказывает влияние научно-технический прогресс. Возникновение новых профессий, связанных с высшей стадией индустриально-конвейерного типа производства - высокомеханизированного и автоматизированного труда, приводило к поиску различных вариантов содержания и форм подготовки рабочих. Появились новые учебные предметы, отражающие тенденции развития научно-технического процесса [12-14].

В этот период появились профессиональные заведения для подготовки квалифицированных рабочих по сложным профессиям, в которых содержание обучения отвечает научно-техническим требованиям и обеспечивает подготовку всесторонне развитого современного индустриального рабочего.

Появились ремесленные училища по подготовке строительных рабочих широкого профиля; училища механизации сельского хозяйства для подготовки трактористов-машинистов широкого профиля, механиков-комбайнеров и др.

Система профессионального образования должна соответствовать требованиям научно-технического прогресса, обеспечивать преемственность и укреплять связь между общеобразовательной и профессиональной школой. Это основные задачи профессионального образования на данном этапе [10, 15].

1959 -1965 годы.

Научно-технический прогресс, охвативший все стороны жизни, изменил профессионально-квалификационную структуру рабочего класса, содержание профессионального образования, формы и методы подготовки рабочих. В то же время роль профессионального образования значительно повысилась и в социальном, и в экономическом плане [25].

Отличительной чертой в данный период развития профессионального образования является дифференциация профессиональной подготовки в зависимости от сложности профессий, характера труда:

- профессиональная подготовка рабочих массовых профессий механизированного труда для массового индустриально-конвейерного производства (1 год);

- профессиональная подготовка рабочих по совмещенным и универсальным профессиям широкого профиля, требующим значительной специальной и общетехнической подготовки и наладочно-регулированных умений, т.е. для сложного индустриального труда (2 года);

- профессиональная подготовка рабочих профессий художественно-промышленного профиля сложных универсальных профессий, связанных с развивающимся научно-индустриальным типом производства и высшей стадией индустриального производства (3 года).

Большое значение на данном этапе придавалось подготовке инженерно-педагогических кадров, организовывалась переподготовка и повышение квалификации инженерно-педагогических работников.

1966 -1975 годы.

Данный период характеризуется переходом к массовой подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием.

Производство индустриально-конвейерного типа приводит к возрастанию объемов подготовки рабочих на производстве. Научно-технический прогресс обеспечивает развитие научно-индустриального типа производства, что обуславливает увеличение объемов подготовки квалифицированных рабочих в системе профессионального образования; происходит дальнейшее развитие двойственной функции профессионального образования (общеобразовательной и профессиональной подготовки). Усиливается роль научно-исследовательской, научно-методической, организационно-методической работы в профессиональных образовательных заведениях [31].

Новое содержание профессионального образования должно обеспечивать всестороннее развитие личности будущего рабочего.

1976 -1986 годы.

Система профессионального образования стремилась к соответствию требованиям социального заказа, увеличивая выпуск квалифицированных рабочих со средним образованием.

В это время продолжалось развитие научно-технического прогресса, который приводил к качественным изменениям в содержании труда, техники и технологии производства [27].

Опережающими темпами развивалось и производство, которое нуждалось в рабочих умственного труда, высоком образовательном уровне. Изменения в содержании труда определяют изменения содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Рост выпуска рабочих, имеющих и профессию, и полное среднее образование, позволил системе профессионального образования выполнить задачу социальной важности -задачу получения молодежью полного среднего образования, создать предпосылки для обеспечения всеобщей профессионализации молодежи.

Изменения в квалификационной структуре рабочих связываются с отмиранием старых и появлением новых профессий, которые обуславливаются достижениями научно-технического процесса. Особое место занимают гибкие автоматизированные производства, внедрение которых приводит к сокращению численности не только малоквалифицированных рабочих, но и квалифицированных [32, 33].

В то же время непрерывный рост выпуска квалифицированных рабочих не сопровождался повышением качества их подготовки, что привело к снижению уровня квалификации выпускников от требований современного производства. В учебном процессе внимание уделяется расширению объемов изучаемого материала по общеобразовательным дисциплинам, так и по специальным. Недостаточно уделяется внимание внедрению специальных тренажеров, формирующих профессиональные умения, современных технических средств обучения.

1990 - начало XXI века.

В этот период происходит дальнейший рост численности квалифицированных рабочих, сохранение числа рабочих неквалифицированного труда, развитие

Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №3

непроизводственной сферы, повышаются потребности на переподготовку рабочих по новым профессиям квалифицированного труда. Основной задачей профессионального обучения рабочих на производстве становится переподготовка и повышение квалификации рабочих.

Переход производства к использованию информационных технологий, работ и микропроцессорной техники представляет большие возможности для совмещения профессий и для расширения бригадных форм организации труда; создаются возможности для преодоления узкой специализации разделения труда в сфере материального производства.

Эти объективные тенденции требуют учета в планировании подготовки квалифицированных рабочих и развития профессионального образования, профориентации молодежи на рабочие профессии.

Количественное нарастание профессиональных учебных заведений и квалифицированных рабочих уступает территориально-отраслевому принципу создания профессиональных учебных заведений. В данном случае речь идет о создании экономических условий, обеспечивающих кооперацию и специализацию объемов образовательного комплекса.

Таким образом, подготовка квалифицированных рабочих и переподготовка осуществляется в общественном разделении труда, с учетом требований научно-технического прогресса является самостоятельной сферой непроизводственной подсистемы народного хозяйства [26].

Осуществляется всеобщая профессионализация молодежи в условиях единой системы профессионального образования, включающей высшие учебные заведения, техникумы, колледжи, профессионально-образовательные центры со ступенчатой подготовкой с учетом интересов и потребностей молодежи.

Усиливается роль профессионального образования в переподготовке малоквалифицированных рабочих и квалифицированных рабочих традиционных профессий по новым профессиям из-за технологических изменений в производстве [5].

Развитие профессионального образования связывается с принципиальными изменениями в характере и содержании труда рабочих, что обуславливает формирование у них профессиональных компетенций, предполагающее высокий уровень общеобразовательной подготовки и теоретической подготовки по общетехническим и специальным предметам для работы в условиях электронизации производственных процессов в различных сферах трудовой деятельности.

Изменения в характере и содержании труда рабочих происходят на фоне снижения темпов роста числа занятых в отраслях материального производства. Для развития профессионального образования необходимо учесть и реализовать следующие процессы.

В области взаимосвязи профессионального образования с производством и территориальными органами управления:

1. Создание опережающей информации об изменении характера и содержания труда, о существующих и новых профессиях, вызванных к жизни достижениями научно-технического прогресса путем включения в проектную документацию на производстве и учебно-программную документацию в профессиональном образовании.

2. Реализация интеграции производственных процессов. Обеспечение соответствия между научно-техническим прогрессом и профессионально-квалификационной структурой рабочих; разработка методов профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии, основанные на принципах сочетания общественных и личных интересов в области профессиональной деятельности и перспективности развития профессий.

3. Определение потребности в кадрах квалифицированных рабочих, получающих новую профессию и осуществляющих переподготовку по новым профессиям. Это обеспечивает территориально-отраслевую потребность в рабочих.

4. Обеспечение резерва квалифицированных рабочих кадров и их опережающей подготовки для эффективного использования новой техники и прогрессивной технологии.

5. Организация взаимодействия профессиональных учебных заведений с предприятиями и организациями. Предприятия-заказчики участвуют в профессиональной подготовке будущих рабочих через участие в финансово-экономическом, материально-техническом, программно-методическом обеспечении учебного процесса.

6. Создание договорных отношений с различными предприятиями и организациями, обеспечивающими финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих.

Реализация рассмотренных положений обеспечивает интенсивный путь развития профессионального образования рабочих, в отличие от узкопрофессиональной подготовки, а также усиление экономического подхода к подготовке квалифицированных рабочих. Происходит подготовка объединенных технологической общностью или возможностью (по характеру труда) совмещения разнородных профессий.

Основной задачей профессионального образования является обеспечение непрерывно изменяющихся потребностей в квалифицированных рабочих кадрах различных сфер производства.

Обсуждение и заключения

Анализ развития профессионального образования показал зависимость динамики содержания, форм и целей профессиональной подготовки рабочих кадров. В будущем в общественном производстве сохранятся различные типы производства, а следовательно, останется и потребность в рабочих разного уровня квалификации, и возможность оперативной переподготовки рабочих в силу потребностей изменяющегося производства. Определяющим является базис общенаучной и общетехнической подготовки с учетом формирования социально активной и политически зрелой личности.

Список использованных источников

1. Александрова Н.М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2009. №3(20). С. 55-59.

2. Александрова Н.М. О структуре и содержании концепции образовательной политики в традиционном прикладном искусстве // Вопросы культурологии. 2013. №8. С. 21-26.

3. Булаева М.Н., Сергеева Д.С., Тюмина Н.С. Особенности проектирования содержания образования взрослых обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 84-90.

4. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

5. Гроссман И.Б., Морозова И.М. Проблема формирования готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №2(40). С. 87-92.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, №8. С. 9-28.

7. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2013. №7. С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2014. №3. С. 27.

9. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 5.

10. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). С. 15.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. 2016. №6. С. 42-49.

12. Мирзоева М.М. Творчество в деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №15. С. 291293.

13. Морозова И.М., Гроссман И.Б. Содержание и структура готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. №1. С. 74-76.

14. Наркозиев А.К., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 5.

15. Петров А.Ю., Булаева М.Н., Клычков К.Е. Проектирование содержания дополнительного образования взрослых // В мире научных открытий. 2014. №11-7(59). С. 2568-2580.

16. Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.

17. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. 2014. №3(19). С. 87-92.

18. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274280.

19. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. №2. С. 102-104.

20. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.

21. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 52.

22. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E. (et al.) Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7, no. 10. Pp. 11-18.

23. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 136-142. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 18.

24. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic Testing as a Tool for Optimizing the Process of Control over the Results of Educational Training Activities // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 194-200. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 25.

25. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

26. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX, Special Issue. Pp. 541-548.

27. Hanushek E.A. The Economic Value of Higher Teacher Quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 17.04.2019).

28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6 6.

29. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, no. 4. Pp. 1080-1087. Article ID: IJMET_09_04_122. Available at: http://www.iaeme.com/iimet/issues.asp?JType=DMET&VType=9&IType=4 (accessed: 17.04.2019).

30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39, no. 29. P. 9. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 17.04.2019).

31. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11s. Pp. 489493.

32. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.

33. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 17.

34. Skitnevskiy V.L., Reva A.V., Novozhilova J.S. (et al.) Method Of Training Amateur Athletes For The Marathon // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 5. Pp. 355-366.

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 4.

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. (et al.) Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-316.

References

1. Aleksandrova N.M. Methodological principles of the pedagogical education professiology. CHelovek i obrazovanie, 2009, no. 3(20), pp. 55-59. (In Russ.)

2. Aleksandrova N.M. On the structure and content of the concept of educational policy in traditional applied art. Voprosy kul'turologii, 2013, no. 8, pp. 21-26. (In Russ.)

3. Bulaeva M.N., Sergeeva D.S., Tyumina N.S. Features of designing the content of adult education of students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 576, pp. 84-90. (In Russ.)

4. Vaganova O.I., Koldina M.I., Trutanova A.V. Development of the content of professional and pedagogical education in the context of the implementation of the competence approach. Baltijskijgumanitarnyj zhurnal, 2017, vol. 6, no. 2(19), pp. 97-99. (In Russ.)

5. Grossman I.B., Morozova I.M. The problem of the formation of the readiness of the teacher of vocational training for management activities. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo, 2012, no. 2(40), pp. 87-92. (In Russ.)

6. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Methodological guidelines for the development of professionalism for teachers of vocational education. Obrazovanie i nauka, 2017, vol. 19, no. 8, pp. 9-28. (In Russ.)

7. Zeer E.F., Romancev G.M. Personally oriented vocational education. Pedagogika, 2013, no. 7, p. 17. (In Russ.)

8. Zeer E.F. Modernization of vocational education: competence-based approach. Obrazovanie i nauka, 2014, no. 3, p. 27. (In Russ.)

9. Krivonogova A.S., Cyplakova S.A. Research Methods for Vocational Education Problems. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 1(18), p. 5. (In Russ.)

10. Lapshova A.V. Professional training of bachelors in the conditions of university modernization. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2(2), p. 15. (In Russ.)

11. Markova S.M., Cyplakova S.A. Theory and methods of vocational education as a scientific specialty and academic discipline. SHkola budushchego, 2016, no. 6, pp. 42-49. (In Russ.)

12. Mirzoeva M.M. Creativity in the activity of a teacher of vocational training. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya), 2014, no. 15, pp. 291-293. (In Russ.)

13. Morozova I.M., Grossman I.B. The content and structure of the readiness of the teacher of vocational training for management activities. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 1, pp. 74-76. (In Russ.)

14. Narkoziev A.K., Cyplakova S.A. The structure and content of textbooks on vocational subjects. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4(17), p. 5. (In Russ.)

15. Petrov A.YU., Bulaeva M.N., Klychkov K.E. Designing the content of additional education for adults. Vmire nauchnyh otkrytij, 2014, no. 11-7(59), pp. 2568-2580. (In Russ.)

Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 3

16. Sedyh E.P. Logical and structural approach to the management of educational projects. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 2(19), p. 6. (In Russ.)

17. Carapkina YU.M., SHkarupina V.V. The use of interactive technologies in the educational process as the basis of students' self-development. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2014, no. 3(19), p. 87-92. (In Russ.)

18. Cyplakova S.A. Professional and pedagogical education and its development trends. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-8, pp. 274-280. (In Russ.)

19. Cyplakova S.A. Management of the pedagogical process in the system of vocational education. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova, 2018, no. 2, pp. 102-104. (In Russ.)

20. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., ^izhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher. Revista ESPACIOS. Año, 2017, vol. 38, no. 25, p. 9.

21. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE. Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 52.

22. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E. (et al.) Managing students' independent work at university. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017, vol. 7, no. 10, pp. 11-18.

23. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions. Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 136-142. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 18.

24. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic Testing as a Tool for Optimizing the Process of Control over the Results of Educational Training Activities. Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 194-200. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 25.

25. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges. Man in India, 2017, vol. 97, no. 11, pp. 101-114.

26. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity. European Research Studies Journal, 2017, vol. XX, special issue, pp. 541-548.

27. Hanushek E.A. The Economic Value of Higher Teacher Quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 17.04.2019).

28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal. Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6 6.

29. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, vol. 9, no. 4, pp. 1080-1087. Article ID:

Вестник Мининского университета. 2019. Том Т, №3

IJMET_09_04_122. Available at:

http://www.iaeme.com/ijmet/issues.asp?JType=IJMET&VType=9&IType=4 (accessed:

17.04.2019).

30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers. Revista ESPACIOS, 2018, vol. 39, no. 29, p. 9. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 17.04.2019).

31. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 11s, pp. 489493.

32. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20(3), p. 5.

33. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science. Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 17.

34. Skitnevskiy V.L., Reva A.V., Novozhilova J.S. (et al.) Method Of Training Amateur Athletes For The Marathon. Modern Journal Of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no. 5, pp. 355-366.

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment moodle. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20(3), p. 4.

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. (et al.) Case-Technology Functions In College Student Vocational Training. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no. 3, pp. 305-316.

© Маркова С.М., 2019

Информация об авторах Маркова Светлана Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: ngpu.profped@yandex.ru

Information about the authors Markova Svetlana Mikhaylovna - Doctor of pedagogical sciences, professor, head of vocational education and management of educational systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: ngpu.profped@yandex.ru

Поступила в редакцию: 01.04.2019 Принята к публикации: 21.05.2019 Опубликована: 09.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.