Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосов Михаил Сергеевич

В статье представлен историко-педагогический анализ процесса развития саногенного мышления военнослужащих. Рассматриваются формы и методы обучения, воспитания и психологической подготовки, которые применялись для развития саногенного мышления. По результатам исследования автором выделены четыре основных периода, имеющих основные тенденции и особенности в организации рассматриваемого процесса. При этом следует отметить, что научные и прикладные основы теории и практики саногенного мышления были разработаны во второй половине ХХ века, однако его отдельные черты развивались у воинов с древних времен. Проведенное исследование позволило определить основные направления дальнейшей работы с учетом выявленных особенностей и накопленного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE PROCESS DEVELOPMENT SANOGENIC THINKING OF MILITARY PERSONNEL

The article presents a historical and pedagogical analysis of the process development sanogenic thinking of military personnel. The forms and methods of teaching, education and psychological training that were used for the development of sanogenic thinking are considered. According to the results of the study, the author identifies four main periods with the main trends and features in the organization of the process under consideration. At the same time, it should be noted that the scientific and applied foundations of the theory and practice of sanogenic thinking were developed in the second half of the twentieth century, but its individual features have been developed by warriors since ancient times. The conducted research made it possible to determine the main directions of further work, taking into account the identified features and accumulated experience.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Педагогика

УДК 378

заместитель начальника отдела Колосов Михаил Сергеевич

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии

И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье представлен историко-педагогический анализ процесса развития саногенного мышления военнослужащих. Рассматриваются формы и методы обучения, воспитания и психологической подготовки, которые применялись для развития саногенного мышления. По результатам исследования автором выделены четыре основных периода, имеющих основные тенденции и особенности в организации рассматриваемого процесса. При этом следует отметить, что научные и прикладные основы теории и практики саногенного мышления были разработаны во второй половине ХХ века, однако его отдельные черты развивались у воинов с древних времен. Проведенное исследование позволило определить основные направления дальнейшей работы с учетом выявленных особенностей и накопленного опыта.

Ключевые слова: саногенное мышление, военнослужащие, тенденции, эмоции.

Annotation. The article presents a historical and pedagogical analysis of the process development sanogenic thinking of military personnel. The forms and methods of teaching, education and psychological training that were used for the development of sanogenic thinking are considered. According to the results of the study, the author identifies four main periods with the main trends and features in the organization of the process under consideration. At the same time, it should be noted that the scientific and applied foundations of the theory and practice of sanogenic thinking were developed in the second half of the twentieth century, but its individual features have been developed by warriors since ancient times. The conducted research made it possible to determine the main directions of further work, taking into account the identified features and accumulated experience.

Key words: sanogenic thinking, military personnel, trends, emotions.

Введение. История войн и военного искусства подтверждает тот факт, что всесторонняя и качественная подготовка военнослужащих, особенно их морально-психологическая (внутренняя) составляющая, играют важнейшую роль в достижении успеха на поле боя. Великие русские полководцы и военачальники указывали на особое значение внутреннего фактора, так А.В. Суворов отмечал: «Кто храбр - тот жив. Кто смел - тот цел». «Кто напуган - наполовину побит» [12].

Требования, предъявляемые к подготовке военнослужащих на современном этапе, существенно отличаются от качеств, которые необходимо было формировать и развивать в ходе подготовки воинов Х или XVIII веков. Это обусловлено тем, что кардинально изменилась не только тактика, но и средства ведения боевых действий, соответственно меняются и требования к подготовке личного состава. Но несмотря на это, как и на начальном периоде существования профессиональной армии военнослужащий должен иметь высокую профессиональную и особенно морально-психологическую подготовку.

По мнению автора, в условиях военной службы профессионально важным качеством военнослужащего [7] является его способность управлять возникающими эмоциями, которые в экстремальных условиях боя могут как ввести человека в ступор, состояние апатии и безразличия, блокировать его деятельность, так и наоборот, за счёт имеющегося опыта активировать внутренние психические процессы и позволят адекватно реагировать на происходящее вокруг. К такой способности в современной науке относят саногенное мышление, которое по сути представляет собой способность человека распознавать и управлять своими эмоциями на основе предыдущего опыта и имеющихся знаний.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что научные и прикладные основы теории и практики саногенного мышления были разработаны отечественным ученым, доктором психологических наук Ю.М. Орловым [10] во второй половине ХХ века, однако отдельные черты саногенного мышления развивались у воинов в ходе их подготовки с древних времен.

С момента объединения в IX веке земель и формирования Древнерусского государства, процессу всесторонней подготовки воина уделялось особое внимание. К их воспитанию приступали сызмальства, с момента «посажения на коня», этим занимались так называемые «дядьки», имевшие большой опыт и отличную выучку. Они несли персональную ответственность за качество подготовки будущих защитников отчизны, которая включала в себя различные испытания, инициации, состязания, развивающие у мальчиков эмоциональную устойчивость. Обучение было организовано по принципы от простого к сложному, от детских игр деревянными палками и мечами до сражений реальным оружием, от игрищ в «царя горы» и стеношного боя до построений в боевые порядки. В этих условиях протекало их детство, закладывая необходимые в бою знания, умения и навыки, а самое главное способности преодоления страха и совладания с другими эмоциями, возникающими в боевой обстановке. Подготовка заканчивалась посвящением в профессиональные воины, из которых и состояла княжеская дружина.

Подготовка к службе детей князей и бояр проходила индивидуально. Этим занимался наставник, не понаслышке знавший все секреты военного дела, неоднократно участвовавший в битвах и походах, имевший отличную выучку. С малых лет будущий князь сопровождал отца в походах, изучая замыслы будущих сражений, наблюдая за подготовкой и непосредственно боевыми действиями, на практике постигая военную науку, испытывая те эмоции, которые проявляются во время битвы, и учился преодолевать их. Зверовая охота в этот период играет важную роль в обучении и психологической подготовке, развивая навыки верховой езды и владения оружием, закаляя характер и дух воинов.

С принятием в 988 году на Руси христианства особое место перед сражениями стали занимать молитвы и благословения воинов на дела ратные. Примером тому является Александр Невский, который перед битвой со шведами на Неве вошел в Храм святой Софии, пал на колени перед алтарем и начал молиться со слезами на глазах. Окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу новгородскому Спиридону, который благословил его и войско на брань. А перед началом битвы Александр одобрял своих воинов напутствием: «Не в силе Бог, но в правде» [1, С. 43].

XVI век ознаменовался реформами Ивана IV и созданием первых регулярных войск - стрелецких, на службу в которые, мог поступить любой вольный человек. Вместе с тем, к воинам предъявлялись серьезные требования: наличие семьи, честность, порядочность и отменное здоровье. За обучение и воспитание отвечали десятники, пятидесятники и сотники. Подготовка проходила в свободное от ведения сельского хозяйства время и была направлена на формирование у воинов военной смекалки, хитрости, эмоциональной устойчивости, слаженности в действиях подразделений и подразделений между собой.

Важнейшую роль в развитии военно-педагогического процесса сыграли военные реформы Петра I. В этот период разрабатываются и вводятся инструкции и воинские уставы, определяющие основы обучения и воспитания, организацию

службы, порядок и воинскую дисциплину.

Выдающийся вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания армии и флота во времена правления Екатерины II внесли великие русские полководцы и флотоводцы Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.

Самые известные работы А.В. Суворова «Полковое учреждение» (1764-1765 гг.) и «Наука побеждать» (1795-1797 гг.) оказавшие огромное влияние, как на отечественную, так и зарубежную на военно-педагогическую мысль и по сей день остаются актуальными. Суворовская наука побеждать основывалась на таких принципах как: «сам погибай - а товарища выручай; учить войска тому, что необходимо на войне; солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву» [12, С. 14] и др. Разработанная им тактика ведения боевых действий подразумевала развитие у солдат и офицеров смелости, мужества, решительности, инициативности, находчивости, выдержки и взаимовыручки.

Генералиссимус Суворов стремился формировать и укреплять моральный дух армии, воспитывать у воинов чувство патриотизма, верности Родине, воинскую доблесть, мужество и героизм, основываясь в первую очередь на личном примере.

В результате проведенного анализа можно выделить следующие тенденции процесса развития саногенного мышления в период IX - XIX вв.:

- развитие саногенного мышления будущего воина проходило через ряд всевозможных состязаний, испытаний, преодоления препятствий и инициаций, в ходе которых он получал навыки саморегуляции и совладания с эмоциями;

- возрастание роли церкви в укреплении эмоциональной составляющей военнослужащих, формировании жизнеутверждающих установок и готовности к самопожертвованию;

- воспитание воинов на личном примере военачальников, обладающих высокой выдержкой, мужеством, решительностью, самообладанием.

Во второй половине XIX века в стране произошли изменения не только в социально-экономической сфере, но и в развитии военно-педагогической мысли.

Меры, предпринятые в 60-х годах военным министром Д.А. Милютиным положительно сказались на развитии армии и военно-морского флота. Основой воспитания стали: физическое, нравственное и умственное воспитание.

Большой вклад в развитие военно-педагогической системы того времени внёс М.И. Драгомиров, который воспитание ставил выше обучения. В своих трудах он акцентирует внимание на развитии у военнослужащих способности справляться со страхом: «Что в военном может быть презрительнее страха, который парализует и ум и волю? Следовательно, солдат должен быть веден так, чтобы чувство страха возникало в его душе по возможности реже, ибо кто приучен бессознательно бояться своего, тот уже тем самым в известной мере приучен бояться и неприятеля» [2, С. 36]. Тем самым воинов обучали контролировать эмоции в ходе боевых действий.

Особую роль в исследовании эмоций и эмоционального состояния военнослужащих в бою сыграл сформированный в 1908 году отдел военной психологии, возглавляемый Г.Е. Шумковым, который входил в состав Общества ревнителей военных знаний. «Подготовить бойца к войне - научить владеть собой в боевой обстановке» [15, С. 102] - именно это направление стало основным в исследованиях, а рекомендации, которые давал Г.Е. Шумков по преодолению эмоций страха и паники, являются актуальными и в наше время.

Тенденциями процесса развития саногенного мышления этого периода явились:

- формирование личности военнослужащего, обладающего следующими качествами: находчивостью, смекалкой и самообладанием;

- опора на умственное воспитание, которое способствует развитию умственных способностей;

- зарождение основ изучения эмоциональных состояний военнослужащих, влияния эмоций на их психику в ходе боя и после его завершения.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года оказала влияние на развитие всей военно-педагогической системы. На первый план выходит политическая работа, для её реализации в Красной Армии вводят институт военных комиссаров, политруков, в частях формируются партячейки.

Воспитание направляется на развитие таких качеств личности красноармейца, как дисциплинированность, самоотверженность и сознательность, готовности противостоять врагу, не щадя собственной жизни.

Военно-педагогическая система в годы Великой Отечественной войны претерпела изменения с учётом потребности в перестройке сознания красноармейцев с мирного на военное время, их психологической подготовке, способности преодолевать эмоции.

Великая Отечественная война послужила мощным толчком в исследованиях эмоциональных состояний воинов в ходе боя. Данные вопросы были отражены в работах Н.А. Коновалова [8], Б.М. Теплова [13], М.П. Феофанов [14] и др. Основным их содержанием было рассмотрение вопросов взаимосвязи и влияния обучения, воспитания и психологической подготовки на развитие стойкости, дисциплинированности, повышение боевого духа, способности преодолевать страх, неуверенность и панику.

После окончания Великой Отечественной войны накопленный опыт воспитания и психологической подготовки воинов применялся в войсках. Вместе с тем, происходящие в стране изменения, рост промышленного производства, разработка и принятие на вооружение ядерного оружия, новых образцов техники, совершенствование тактики действий войск, требовали повышения качества обучения, воспитания и психологической подготовки военнослужащих. Большую роль в развитии военно-педагогической системы и передовым местом проведения военно-педагогических исследований стала сформированная в 1959 году на базе Военно-политической академии им. В.И. Ленина кафедра военной педагогики и психологии. В этот период партийно-политическая работа была нацелена на поддержании высокого уровня боевой готовности, воинской дисциплины, готовности личного состава к выполнению задач в любых условиях обстановки.

Основными тенденциями развития саногенного мышления рассматриваемого периода являются:

- введение партийно-политической работы, в рамках которой развивались такие черты саногенного мышления как: расширение кругозора военнослужащих; способность преодолевать эмоции; формирование жизнеутверждающих установок;

- формирование психологической готовности и эмоциональной устойчивости к участию в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны;

- исследование различных качеств военнослужащих и их влияние на поведение в ходе боя и после его завершения;

- совершенствование военно-педагогической системы в послевоенный период с учётом развития военно-технического потенциала и тактики действий.

1990-е годы стали сложными для страны. Произошедшие в государстве изменения, контртеррористическая операция на территории Северного Кавказа отразились и на развитии системы подготовки военнослужащих. В новых условиях она была направлена на формирование и развитие качеств личности и психологической подготовке, необходимых для действий, направленных на восстановление Конституционного порядка и борьбу с незаконными вооруженными формированиями.

Морально-психологическая подготовка была направлена на формирование психологической готовности,

эмоциональной устойчивости и волевых качеств, которые позволяли сохранять самообладание, совладать с эмоциями в ходе боевых действий.

На основе опыта и результатов выполнения войсками задач, продолжилось проведение исследований (В.Ф. Дубяга [3], Л.В. Заварзиной [4], С.В. Захариком [5], А.Г. Караяни [6], И.Н. Медведевым [9], А.В. Ответчиковым [11] и др), направленных на изучение психических состояний военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) в ходе боевых действий, их психологическую подготовку к выполнению служебно-боевых задач, а также реабилитацию воинов после их завершения.

В настоящее время продолжается процесс совершенствования системы подготовки военнослужащих с учётом выполняемых войсками задач.

Основными тенденциями данного периода являются:

- внедрение современных методик психологической подготовки военнослужащих к выполнению задач по предназначению, а также их психологической реабилитации после их завершения;

- реализация практических методов формирования психологической готовности с учётом опыта ведения боевых действий в ходе контртеррористических операций.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ подготовки военнослужащих на различных исторических этапах становления нашего государства, позволил выделить основные тенденции процесса развития саногенного мышления в конкретный исторический период. Определить приоритетные направления дальнейшего исследования с учетом выявленных особенностей и накопленного опыта.

Литература:

1. Долгов, В.В. Храбры Древней Руси. Русские дружины в бою / В.В. Долгов, М.А. Савинов. - Москва: Яуза: Эксмо, 2010. - 384 с.

2. Драгомиров, М.И. Учебник тактики / М.И. Драгомиров. - Санкт-Петербург: Типография В.С. Балашева, 1879. - 497 с.

3. Дубяга, В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.14 / Дубяга Вячеслав Федорович. - Москва, 1998. - 251 с.

4. Заварзина, Л.В. Формирование эмоциональной устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / Заварзина Лиана Васильевна. - Санкт-Петербург, 2002. - 300 с.

5. Захарик, С.В. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.14 / Захарик Сергей Викторович - Москва, 1993. - 24 с.

6. Караяни, А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: диссертация ... д-ра психол. наук: 19.00.14 / Караяни Александр Григорьевич. - Москва, 1998. - 355 с.

7. Колосов, М.С. Саногенное мышление как профессионально важное качество военнослужащих ВНГ РФ / М.С. Колосов // Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием: «Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза». - Новосибирск: Инженерный институт НГАУ, 2020. - Ч. 1. - С. 98-101.

8. Коновалов, H.A. Роль эмоций в боевом действии, воинская доблесть / Н.А. Коновалов // Советская педагогика. -1943. - №7. - С. 5-40.

9. Медведев, И.Н. Психологические условия оптимизации эмоциональной сферы военнослужащих подразделений специального назначения МВД России: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Медведев Игорь Николаевич. -Москва, 2013. - 193 с.

10. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Сост. А.В.Ребенок // Серия: Управление поведением, кн. 1. - 2-е изд., исправленное. - Москва: Слайдинг, 2006. - 96 с.

11. Ответчиков, А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий: учеб. пособие / А.В. Ответчиков. - Москва: ГА ВС, 1991. - 98 с.

12. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова / Сост. А.Е. Савинкин, И.В. Домнин. - Москва: Русский путь, 2000. - 184 с.

13. Теплов, Б.М. Ум и воля военачальника / Б.М. Теплов // Военная мысль. - 1943. - №12 - С. 85.

14. Феофанов, М.П. Воспитание смелости и мужества / М.П. Феофанов // Советская педагогика. - 1941. - №10. -С. 60-65.

15. Цуканов, И.А. Военная психология в науке побеждать Г.Е. Шумкова / И.А. Цуканов // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Современная прикладная психология: теория и практика». В 2-х томах. - Москва: Московский государственный областной университет, 2017. - С. 143-148.

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Корякина Анжелина Анатольевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Еремеева Туйаара Даниловна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В этой статье рассматриваются теории межкультурной коммуникации, способствующей успешной реализации межкультурного образования. Авторами описаны теоретические исследования межкультурной коммуникации, рассмотрены разные подходы к ее исследованию: системный, позитивистский, гуманистический, функционалистский и постструктуралистский подходы. Сделан вывод о том, что исследования в области межкультурной коммуникации вносят определенный вклад в область исследований межкультурного образования, а именно то, что такие исследования должны быть сосредоточены на индивидуальных субъективных интерпретациях и должны исследовать социальные отношения между людьми.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурное образование, системный подход, позитивистский подход, гуманистический подход, функционалистский подход, постструктуралистский подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.