Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНГ РФ'

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНГ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / установка / смысложизненные установки / военнослужащие / саногенное мышление / meaning of life / attitude / life-meaning attitudes / military personnel / sanogenic thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.С. Колосов, Е.И. Федак

В статье раскрываются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему «смысла жизни» как наиболее сложной межпредметной области исследований, рассматривается понятие «установки» и их влияние на поведение личности, «смысложизненные установки», анализируется их место в структуре саногенного мышления. Определяются смысложизненные установки, которые целесообразно формировать у военнослужащих в процессе развития саногенного мышления для успешных и активных действий при выполнении служебно-боевых задач. При этом отмечается, что на формирование смысложизненных установок влияет весь уклад военной службы (четкая организация службы и боевой подготовки, поддержание уставного порядка и воинской дисциплины, проведение воспитательных мероприятий, организация быта и досуга военнослужащих и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.С. Колосов, Е.И. Федак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LIFE-MEANING INSTALLATIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SANOGENIC THINKING OF MILITARY PERSONNEL

The article reveals views of Russian and foreign scientists on the problem of “meaning of life” as the most complex cross-subject area of research, the concepts of “attitudes”, “life-meaning attitudes» and their influence on the personality behavior are considered. The paper analyzes their place in the structure of sanogenic thinking. Life-meaning attitudes are determined as advisable to form in servicemen in the process of developing sanogenic thinking for successful and active actions when performing service-combat tasks. At the same time, it is noted that the formation of life-meaning attitudes is influenced by the entire structure of military service (clear organization of service and combat training, maintaining statutory order and military discipline, carrying out educational activities, organizing the life and leisure of military personnel, etc.).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНГ РФ»

References

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayuschihsya s invalidnost'yu i OVZ do 2030 g. Pod redakciej N.N. Malofeeva. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2019.

2. Abilitaciya lyudejs invalidnost'yu. Available at: https://www.istok-audio.com/info/articles/reabilitatsionnaya_tekhnika/abilitatsiya_lyudey_s_invalidnostyu/

3. Koncepciya razvitiya rannejpomoschi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08 2016 № 1839-r. Available at: http://static.government. ru/media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR9lki.pdf

4. Baenskaya E.R., Vyrodova I.A., Razenkova Yu.A. Nauchites'obschat'sya s mladencem: posobie dlya roditelej. Moskva: Prosveschenie, 2008.

5. Burmenskaya G.V. Mirovospriyatie detej s raznymi tipami privyazannosti k materi. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2011; № 2: 21 - 35.

6. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Razvitie rannej pomoschi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty. Al'manah instituta korrekcionnojpedagogiki. 2019; № 36: 17 - 43.

7. Razenkova Yu.A. Nauchnye issledovaniya Instituta korrekcionnoj pedagogiki v oblasti rannej pomoschi rebenku s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ego sem'e. Defektologiya. 2015; № 3: 18 - 28.

8. Soprovozhdenie problemnogo rebenka i ego sem'i v sisteme rannej pomoschi. Diagnostika i korrekciya razvitiya. Pod obschej redakciej Yu.A. Razenkovoj. Moskva: Shkol'naya Pressa, 2012.

9. Naselenie Respubliki Saha (Yakutiya): chislennost', krupnye goroda (24.05.2020). Available at: http://www.statdata.ru/naselenie/respubliki-saha-yakutiya

Статья поступила в редакцию 14.08.20

УДК 378

Kolosov M.S., postgraduate, Novosibirsk Military Academy n.a. General of the Army I.K. Iakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: mike.kolosov@mail.ru

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy, Military University Ministry of defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: fed-reab@mail.ru

FORMATION OF LIFE-MEANING INSTALLATIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SANOGENIC THINKING OF MILITARY PERSONNEL. The

article reveals views of Russian and foreign scientists on the problem of "meaning of life" as the most complex cross-subject area of research, the concepts of "attitudes", "life-meaning attitudes» and their influence on the personality behavior are considered. The paper analyzes their place in the structure of sanogenic thinking. Life-meaning attitudes are determined as advisable to form in servicemen in the process of developing sanogenic thinking for successful and active actions when performing service-combat tasks. At the same time, it is noted that the formation of life-meaning attitudes is influenced by the entire structure of military service (clear organization of service and combat training, maintaining statutory order and military discipline, carrying out educational activities, organizing the life and leisure of military personnel, etc.).

Key words: meaning of life, attitude, life-meaning attitudes, military personnel, sanogenic thinking.

М.С. Колосов, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Новосибирск, E-mail: mike.kolosov@mail.ru

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., кафедры педагогики Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: fed-reab@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНГ РФ

В статье раскрываются взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему «смысла жизни» как наиболее сложной межпредметной области исследований, рассматривается понятие «установки» и их влияние на поведение личности, «смысложизненные установки», анализируется их место в структуре саногенного мышления. Определяются смысложизненные установки, которые целесообразно формировать у военнослужащих в процессе развития саногенного мышления для успешных и активных действий при выполнении служебно-боевых задач. При этом отмечается, что на формирование смыс-ложизненных установок влияет весь уклад военной службы (четкая организация службы и боевой подготовки, поддержание уставного порядка и воинской дисциплины, проведение воспитательных мероприятий, организация быта и досуга военнослужащих и др.).

Ключевые слова: смысл жизни, установка, смысложизненные установки, военнослужащие, саногенное мышление.

Служебно-боевая деятельность подразделений специального назначения войск национальной гвардии РФ зачастую проходит в экстремальной обстановке. В этих условиях военнослужащие совершают поступки (действуют), исходя из сформированных профессиональных качеств, мотивов, потребностей, ценностей, чувства долга, ответственности, мировоззрения и смысложизненных установок.

Проведенное нами исследование показало, что 23% военнослужащих (из числа опрошенных) либо не осознают, либо не могут сформулировать, что для них является смысложизненными установками. Это в целом не влияет на качество и успешность выполнения ими поставленных задач, однако, учитывая специфику воинской деятельности, требования, предъявляемые к моральным качествам и уровню подготовки военнослужащих на современном этапе развития общества и государства, формирование системы ценностей, составляющих основу смысла жизни воинов-профессионалов, позволит им более конкретно осознавать сущность профессиональной деятельности, её значение, своё место и роль и, исходя из этого, более эффективно действовать при выполнении служебно-боевых задач. Ведь главная задача профессионального военнослужащего - не погибнуть, выполнив боевую задачу, а выполнить боевую задачу и остаться в живых.

Основоположник теории и практики саногенного мышления Ю.М. Орлов большое внимание уделил рассмотрению смысла жизни, отмечая, что данное понятие - одно из самых запутанных. «Смысл жизни - неповторим и многообразен. Он состоит из бесконечного множества наших реакций на символы, знаки, предметы, людей и их поведение» [1, с. 35]. По его мнению, развитие индивидуальности личности осуществляется в процессе осмысления, реализуемого на

конкретном этапе жизни. Если индивидуальность недостаточно развита, человек может воспринимать «смысл жизни со смыслом ее части», то есть, потерпев неудачу в карьере, рассматривать её как неудачу всей жизни, что вызывает отрицательные эмоции. Обладая навыками саногенного мышления, человек способен контролировать эмоции, это дает ему возможность определить жизненные приоритеты и обрести смысл [1].

В русском языке «смысл» - «содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь» [2, с. 737].

Поиск смысла жизни является проблемой емкой, разносторонней и поэтому рассматривается философией, психологией, социологией, этикой и другими науками.

Проблеме смысла жизни посвящены труды как зарубежных (А. Адлера, В. Франкла, З. Фрейда, К.Г. Юнга и др.), так и отечественных психологов (К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).

В отечественной психологии «смысл жизни» - «кардинальная мировоззренческая проблема человеческого существования, решение которой позволяет уяснить сущность человека, его место в мире, жизненное предназначение» [3, с. 265]. Важным свойством личности здесь выступает рефлексия, которая помогает оценивать себя и формировать цели будущей деятельности.

В исследованиях австрийского ученого В. Франкла термин «смысл жизни» является ведущим и определяется как «врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности» [4, с. 121]. Он отмечал, что смысл присущ любой личности, независимо от возраста, пола, характера, вероисповедания, уровня образования,

социального окружения и др., но смысл неповторим для каждого. В своей книге «Человек в поисках смысла», изданной на русском языке в 1990 году, Виктор Франкл указывает на проблему утраты (подмену) смысла жизни в современном обществе. Он отмечает, что человек в любой безнадежной ситуации, даже если уже ничего невозможно изменить, может найти смысл, выделяя при этом три группы ценностей, ориентируясь на которые человек может сделать жизнь осмысленной:

- созидательные ценности - являясь наиболее важными, они реализуются в творческой деятельности человека, в труде, но доступны не каждому;

- ценности переживания - воспринимаются нашим сознанием через искусство, любовь, красоту и познание окружающего мира. Вместе с тем в силу обстоятельств созидательные ценности и ценности переживания могут быть не реализованы (например, вследствие заболевания), но тогда человек может сохранить смысл жизни через ценности отношения;

- ценности отношения - доступны каждому человеку в самые трудные минуты жизни, когда нужно проявить мужество, принять страдания и достойно их вынести. В. Франкл утверждал: «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха» [5, с. 174]. По его мнению, то, как личность воспринимает тяготы жизни и страдания, даже будучи обреченной, можно говорит о степени состоятельности как человека. Убежденность личности в том, что есть цель в жизни, оказывает значительную психотерапевтическую и психогигиеническую ценность. Поиск смысла жизни он назвал дорогой к душевному здоровью, а его утрату - основной причиной болезней и человеческих бед [5].

В. Франкл отмечает: чтобы наполнить жизнь смыслом, необходимо по-ставитьсебецель,жизнен нуюзадзчу. Последостижения одной задачидолжна следовать следующая и так далее. А способность к преодолению жизненных срудноннсй идиисит ет ттдненизначвмтсии этой задунидляссловека, ннотнет-ственно, чем она важней, тем легче ему перенести все сложности и справиться з нробпемаби. А чум сложсдедаетсзжиннт,тем тнаболделапстнена дмыиоем (отмынлеунт).Вословтянпрохтждениз службы и подразделеничу СпНтаноИза-дачей, например, может быть успешное прохождение испытаний на право ноше-еиятндпового берета - символа нестиидоблести сзедиенм войскеационалиимН гвардии. Решение этой задачи позволит военнослужащему утвердиться, испы-таие оион х а^дгер низу н выи о слиндттн.

Ндсра вленнистьсм ысд а жзбниобунлсвлннй етзбнимoотисшe нуонн чсдтдз в обществе, в профессиональной деятельности.

Ocмнlcлониe жунии позволябз ччловекл саметсть бepcпокти сы, ыидеде-литься с профессиональным выбором, исходя из жизненных задач [6]. Конечно, geльзнгсвoнитно том, нсачелотеквыбиртду итее нрофенстюна втж>l<изни. Многие мальчишки с детства мечтают служить в спецназе. Однако, становясь взрос-зlыыlи, т^дя серыезньмообоpнвтесытившзуlгC т[сданвстяоИ1 ддт некото°ых из ниттлужта втaиgзытgяьенoc утчимы . Beдьoсaтocтoивнонложнoйl<aжлбдулпудЧ работы над собой, повышения профессионального мастерства и выучки, про-унизн eagоктeтси ьpeoдoмльн я уaеоroтдбя. зе сп pииуишсcн сэтойзадачеа, человек стоит перед выбором, ставит перед собой новую задачу: либо менять нпeиимозссс■гн и нипpбсмeниeдвунeлунoвтн.лнИo ууоыснявыcи с военной службы и иcистнc в от ылсвнaзнaч еньч т дтогим сф^юи ирода. ты длттex,ктocмос выдержать, проявить твердость характера и закрепиться в подразделении, служба с ипстиaзл становевзи вoжмдысвлннaeмыыслyмвичь.BддьлюаеH чвдовец имдя в жизни цели (задачи), способен их достичь, пройдя через трудности и испытания, дeйcиныяиcвсввeвcввиы с тйTбнoвкaми.

Теория тоlгеиввoк в oвeчecввeиуеИ ьcl^(^c^)gдгна тазрайетанаиовеискимпсн-хологом Д.Н. Узнадзе. По его мнению, «специфическое состояние, возникающее HTсBъбкиб под ноийеноуыьнм еCдеивсвумйcиссдсмгleдoвлeиуоpeнияпoввианo-сти, может быть названо установкой» [7, с. 73]. В основе поведения здесь высту-пaюlгпoтpсесoeоу неловека в коньретной cиттgсии| тдони зecpaзyуoплoжaютcя ^исвиаюки (дeыcвиил),б оначыеи фтозниются, ыишяевся, име^с^и^!^^ лсптздснлягае-мая деятельность в данных условиях и затем возникает установка на конкретное (ь^елесообразное) поведение (рис. 1).

поведение (при выполнении СБЗ)

Рис. 1. Схема целесообразности поведения (по Д.Н. Узнадзе) применительно кспецификеВНГ РФ

А.М. Столяренко под установкой рассматривает «сформированную на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствиц с нооц еценккй»[8, с. 4р]. Фореированиепетцироокпроицкоцит

в процессе всей жизни человека, образуя при этом совокупность ценностных ориентаций. Под ценностными ориентациями он понимает «устойчивую систему установок, определенным образом ориентированную на социальные ценности и направляющую поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия» [8, с. 40]. Наиболее существенные установки образуют направленность личности, предопределяя отношение к жизни.

Смысложизненные установки представляют собой направленность личности на достижение жизненных задач посредством совершения системы поступков (действий), нацеленных на реализацию тех или иных потребностей, в зависимости от возникающих ситуаций. Весь уклад военной службы направлен на реализацию физиологических, материальных и духовных потребностей военнослужащих как в пункте постоянной дислокации подразделений, так и вне его (при выполнении СБЗ). Поступая на службу в подразделения СпН, человек ощущает потребности в профессиональном развитии, становлении в коллективе, достижении успехов по службе, самореализации и др.

Формирование смысложизненных установок военнослужащих осуществляется в ходе занятий по боевой и морально-психологической подготовке, проведении воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, несении службы, выполнении повседневных и служебно-боевых задач.

Как известно, под влиянием совместной деятельности у членов коллектива формируются схожие ценности, мотивы, убеждения, нормы поведения, установки и т.д. Это особенно присуще службе в подразделениях СпН, где отношения в коллективе «сродни братским». Военнослужащие готовы в любую минуту оказать помощь своему товарищу, поддержать его словом и делом, а если будет необходимо, то и отдать жизнь, прикрывая от пуль противника. В этих обстоятельствах человеком могут быть реализованы высшие потребности: социальные - в самоуважении и самоактуализации.

Для успешного выполнения военнослужащим спецназа своих служебных обязанностей необходимо формирование установок на:

- стремление к повышению своего профессионального мастерства и выучки, успешному прохождению испытаний на право ношения крапового берета;

- полное доверие командирам (начальникам), беспрекословное выполнение приказов и распоряжений (в коллективе должны быть установлены прочные доверительные связи, подчиненный должен быть полностью уверен в командире, так же как и командир - в подчиненном);

- качественное выполнение поставленной задачи в любых условиях обстановки, вера в успех, готовность и решительность к активным действиям, уверенность в себе;

- верность воинскому долгу и братству спецназа, забота о сохранении жизни и здоровья товарищей и подчиненных;

- понимание социальной и духовной ценности человеческой жизни, готовность прийти на помощь в трудных ситуациях;

- глубокое осознание и следование моральным нормам и нормативным положениям (социальным, профессиональным и др.);

- утверждение справедливости и добра, готовность на борьбу со злом и несправедливостью;

- объективная оценка экстремальных условий выполнения СБЗ, корректировка поведения и собственных действий;

- сохранение оптимального морально-психологического состояния в экстремальных ситуациях на основе предъявления высоких требований к самому себе [9].

Выше мы отмечали, что служебная деятельность подразделений СпН часто проходит в экстремальных служебно-боевых условиях, следовательно, важной смысложизненной установкой военнослужащих должна быть установка на выживание. А.М. Столяренко определяет её как «готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности» [8, с. 403]. Она исключает беспечность, недооценку возникшей опасности и актуализирует необходимость защиты жизни. Её формирование - это «...одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении» [8, с. 403].

В практике существует два способа формирования установки на выживание:

- заполнение письменного «Обязательства о выживании» [8; 10; 11];

- упражнения воссоздающей визуализации (в ходе которых рассматриваются ситуации, содержащие опасности, угрозу для жизни, разъяснения, убеждения и требования по вопросам соблюдения личной безопасности) [8].

Сформированность установки на выживание является гарантией эффективных и надежных действий военнослужащих в экстремальных условиях.

Смысложизненные установки являются неотъемлемой частью саногенного мышления, которое направлено на обретение смысла, осознание эмоций, управления ими, оздоровления психики и улучшения соматического здоровья.

Таким образом, формирование у военнослужащих подразделений специального назначения ВНГ РФ смысложизненных установок является необходимым условием их активной деятельности в ходе выполнения СБЗ, положительно влияет на психическое здоровье и способствует развитию саногенного мышления.

среда (служебно-боевая обстановка)

субъект , (военнослужащий) (установка)

Библиографический список

1. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: ООО «А ТЕМП», 2006.

3. Военно-психологический словарь-справочник. Под общей редакцией Ю.П. Зинченко. Москва: ИД Куприянова. Общество психологов силовых структур, 2010.

4. Социальная психология. Словарь. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. Редактор-составитель Л.А. Карпенко. Москва: ПЕР СЭ, 2005.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: Перевод с английского и немецкого. Москва: Прогресс, 1990.

6. Зубарев Д.Г Влияние экстремальных условий деятельности на мировоззрение и смысложизненные ориентации сотрудников полиции. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Владивосток: Издательство «Центр клинической и прикладной психологии», 2017; № 7: 137 - 147.

7. Узнадзе Д.Н. Общая психология. Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Питер, 2004.

8. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. Москва: ЮНИТИ, 2001.

9. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

10. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский дом «Академия», 2007.

11. Лопатько С.В. Педагогическая реабилитация военнослужащих войск национальной гвардии РФ в ходе выполнения служебно-боевых задач. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

References

1. Orlov Yu.M. Voshozhdenie k individual'nosti: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1991.

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: OOO «A TEMP», 2006.

3. Voenno-psihologicheskijslovar'-spravochnik. Pod obschej redakciej Yu.P. Zinchenko. Moskva: ID Kupriyanova. Obschestvo psihologov silovyh struktur, 2010.

4. Social'naya psihologiya. Slovar'. Psihologicheskij leksikon. 'Enciklopedicheskijslovar': v 6 t. Redaktor-sostavitel' L.A. Karpenko. Moskva: PER S'E, 2005.

5. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: sbornik: Perevod s anglijskogo i nemeckogo. Moskva: Progress, 1990.

6. Zubarev D.G. Vliyanie 'ekstremal'nyh uslovij deyatel'nosti na mirovozzrenie i smyslozhiznennye orientacii sotrudnikov policii. Lichnost' v 'ekstremal'nyh usloviyah i krizisnyh situaciyah zhiznedeyatel'nosti. Vladivostok: Izdatel'stvo «Centr klinicheskoj i prikladnoj psihologii», 2017; № 7: 137 - 147.

7. Uznadze D.N. Obschaya psihologiya. Moskva: Smysl; Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

8. Stolyarenko A.M. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. Moskva: YuNITI, 2001.

9. Stolyarenko A.M. 'Ekstremal'naya psihopedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2002.

10. Smirnov V.N. Psihologiya upravleniya personalom v 'ekstremal'nyh usloviyah: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij dom «Akademiya», 2007.

11. Lopat'ko S.V. Pedagogicheskaya reabilitaciya voennosluzhaschih vojsk nacional'noj gvardii RF v hode vypolneniya sluzhebno-boevyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

Статья поступила в редакцию 20.08.20

УДК 372.888.161.1

Konovalova L.P., postgraduate, lecturer, Yashar University (Izmir, Turkey), E-mail: lildance@mail.ru

FROM THE EXPERIENCE OF THE COMMUNICATIVE EXERCISE COMPLEX CREATION FOR THE BEGINNER LEVEL OF RFL STUDY. The paper studies the problem of speaking exercise complex development with the consideration of students' interests and needs correspondence pedagogical principle and modern requirements of communicative and nationally-oriented approaches. The practice of creation of communication-oriented exercises for beginner learners in RFL in the Turkish non-linguistic higher educational institution is described. The particular attention is paid to the analysis data of present normative documents in the field of Russian as Foreign Language teaching and the results of the students' survey. The key linguodidactic features of the created teaching materials are highlighted, and the logics of systematical organization for communicative tasks are outlined. The samples of the developed didactic materials are presented and guided with the methodological comments in the end of the article.

Key words: Russian as Foreign Language, communicative exercises, Elementary level, Turkish students.

Л.П. Коновалова, соискатель, ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина», преп., университет Ящар, г. Измир,

E-mail: lildance@mail.ru

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСА КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается проблема разработки комплекса речевых упражнений с учетом педагогического принципа соответствия интересам и потребностям учащихся, а также современным требованиям коммуникативно-деятельностного и национально ориентированного подходов. Описывается практика создания коммуникативно направленных упражнений для начинающих изучать РКИ в турецком неязыковом вузе. Особое внимание уделяется данным анализа существующих нормативных документов в сфере обучения русскому языку как иностранному и итогам анкетирования студентов. Освещены ключевые лингводидактические особенности разработанных учебных материалов, а также изложена логика систематической организации коммуникативных заданий. В конце статьи представлены и сопровождены методическими комментариями образцы созданного дидактического материала.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, коммуникативные упражнения, элементарный уровень, турецкие студенты.

В настоящее время многие частные нелингвистические университеты Турецкой Республики предлагают факультативное обучение русскому языку в качестве второго или третьего иностранного языка. Преподаватели соответствующих дисциплин сталкиваются с проблемой эффективной организации обучения языку с учетом специфических национально обусловленных черт образовательного процесса. Ключевой трудностью, которую в полной мере не могут разрешить большинство базовых учебников по РКИ, является необходимость развития устной коммуникативной компетенции при ограниченном количестве учебных часов. Необходимость создания соответствующих педагогических стратегий для решения обозначенной проблемы составила актуальность нашего исследования, целью которого является описание разработанных приемов работы на уроке русского языка как иностранного с учетом существующих условий учебного процесса на примере обучения устной речи. Для достижения поставленной цели были намечены и решены следующие задачи:

• рассмотреть цели и условия национального обучения, их влияние на образовательный процесс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• описать лингвометсдические основы создания комплекса речевых упражнений;

• разработать дидактический материал для проведения аудиторных занятий с учетом проанализированных условий обучения и составленных методических указаний.

При выполнении перечисленных задач были использованы следующие исследовательские методы:

1) описания (рассмотрены и систематически изложены особенности обучения в турецком неязыковом вузе на примере университета Ящар (г Измир, Турция) на основе метода дедукции - от общих условий обучения к конкретным видам и формам работы на уроке);

2) контент-анализа (изучены учебная документация и литература, такие как система оценки уровней «Общеевропейские компетенции владения ино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.