Научная статья на тему 'ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2005
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПОЗИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД / ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корякина Анжелина Анатольевна, Еремеева Туйаара Даниловна

В этой статье рассматриваются теории межкультурной коммуникации, способствующей успешной реализации межкультурного образования. Авторами описаны теоретические исследования межкультурной коммуникации, рассмотрены разные подходы к ее исследованию: системный, позитивистский, гуманистический, функционалистский и постструктуралистский подходы. Сделан вывод о том, что исследования в области межкультурной коммуникации вносят определенный вклад в область исследований межкультурного образования, а именно то, что такие исследования должны быть сосредоточены на индивидуальных субъективных интерпретациях и должны исследовать социальные отношения между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORIES OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

This article discusses the theories of intercultural communication, contributing to the successful implementation of intercultural education. The authors describe theoretical studies of intercultural communication. The different approaches to its study are considered: systemic, positivist, humanistic, functionalist and post-structuralist approaches. It was concluded that studies in the field of intercultural communication make a certain contribution to the field of research of intercultural education, namely, that such studies should be focused on individual subjective interpretations and should investigate social relations between people.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

эмоциональной устойчивости и волевых качеств, которые позволяли сохранять самообладание, совладать с эмоциями в ходе боевых действий.

На основе опыта и результатов выполнения войсками задач, продолжилось проведение исследований (В.Ф. Дубяга [3], Л.В. Заварзиной [4], С.В. Захариком [5], А.Г. Караяни [6], И.Н. Медведевым [9], А.В. Ответчиковым [11] и др), направленных на изучение психических состояний военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) в ходе боевых действий, их психологическую подготовку к выполнению служебно-боевых задач, а также реабилитацию воинов после их завершения.

В настоящее время продолжается процесс совершенствования системы подготовки военнослужащих с учётом выполняемых войсками задач.

Основными тенденциями данного периода являются:

- внедрение современных методик психологической подготовки военнослужащих к выполнению задач по предназначению, а также их психологической реабилитации после их завершения;

- реализация практических методов формирования психологической готовности с учётом опыта ведения боевых действий в ходе контртеррористических операций.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ подготовки военнослужащих на различных исторических этапах становления нашего государства, позволил выделить основные тенденции процесса развития саногенного мышления в конкретный исторический период. Определить приоритетные направления дальнейшего исследования с учетом выявленных особенностей и накопленного опыта.

Литература:

1. Долгов, В.В. Храбры Древней Руси. Русские дружины в бою / В.В. Долгов, М.А. Савинов. - Москва: Яуза: Эксмо, 2010. - 384 с.

2. Драгомиров, М.И. Учебник тактики / М.И. Драгомиров. - Санкт-Петербург: Типография В.С. Балашева, 1879. - 497 с.

3. Дубяга, В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.14 / Дубяга Вячеслав Федорович. - Москва, 1998. - 251 с.

4. Заварзина, Л.В. Формирование эмоциональной устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.01 / Заварзина Лиана Васильевна. - Санкт-Петербург, 2002. - 300 с.

5. Захарик, С.В. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.14 / Захарик Сергей Викторович - Москва, 1993. - 24 с.

6. Караяни, А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: диссертация ... д-ра психол. наук: 19.00.14 / Караяни Александр Григорьевич. - Москва, 1998. - 355 с.

7. Колосов, М.С. Саногенное мышление как профессионально важное качество военнослужащих ВНГ РФ / М.С. Колосов // Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием: «Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза». - Новосибирск: Инженерный институт НГАУ, 2020. - Ч. 1. - С. 98-101.

8. Коновалов, H.A. Роль эмоций в боевом действии, воинская доблесть / Н.А. Коновалов // Советская педагогика. -1943. - №7. - С. 5-40.

9. Медведев, И.Н. Психологические условия оптимизации эмоциональной сферы военнослужащих подразделений специального назначения МВД России: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Медведев Игорь Николаевич. -Москва, 2013. - 193 с.

10. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Сост. А.В.Ребенок // Серия: Управление поведением, кн. 1. - 2-е изд., исправленное. - Москва: Слайдинг, 2006. - 96 с.

11. Ответчиков, А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий: учеб. пособие / А.В. Ответчиков. - Москва: ГА ВС, 1991. - 98 с.

12. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова / Сост. А.Е. Савинкин, И.В. Домнин. - Москва: Русский путь, 2000. - 184 с.

13. Теплов, Б.М. Ум и воля военачальника / Б.М. Теплов // Военная мысль. - 1943. - №12 - С. 85.

14. Феофанов, М.П. Воспитание смелости и мужества / М.П. Феофанов // Советская педагогика. - 1941. - №10. -С. 60-65.

15. Цуканов, И.А. Военная психология в науке побеждать Г.Е. Шумкова / И.А. Цуканов // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Современная прикладная психология: теория и практика». В 2-х томах. - Москва: Московский государственный областной университет, 2017. - С. 143-148.

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Корякина Анжелина Анатольевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Еремеева Туйаара Даниловна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

ТЕОРИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В этой статье рассматриваются теории межкультурной коммуникации, способствующей успешной реализации межкультурного образования. Авторами описаны теоретические исследования межкультурной коммуникации, рассмотрены разные подходы к ее исследованию: системный, позитивистский, гуманистический, функционалистский и постструктуралистский подходы. Сделан вывод о том, что исследования в области межкультурной коммуникации вносят определенный вклад в область исследований межкультурного образования, а именно то, что такие исследования должны быть сосредоточены на индивидуальных субъективных интерпретациях и должны исследовать социальные отношения между людьми.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурное образование, системный подход, позитивистский подход, гуманистический подход, функционалистский подход, постструктуралистский подход.

Annotation. This article discusses the theories of intercultural communication, contributing to the successful implementation of intercultural education. The authors describe theoretical studies of intercultural communication. The different approaches to its study are considered: systemic, positivist, humanistic, functionalist and post-structuralist approaches. It was concluded that studies in the field of intercultural communication make a certain contribution to the field of research of intercultural education, namely, that such studies should be focused on individual subjective interpretations and should investigate social relations between people.

Key words: intercultural communication, intercultural education, systematic approach, positivist approach, humanistic approach, functionalist approach, post-structuralist approach.

Введение. Утверждается, что теории в науке преследуют две различные цели: сначала понять, а затем предсказать изучаемые явления. В прогнозировании основное внимание уделяется результату, тогда как понимание представляет собой процессы взаимодействия между переменными в системе. Все теоретические взгляды на межкультурную коммуникацию стремятся к пониманию, однако исследователи склонны интерпретировать понятие «понимание межкультурной коммуникации» по-разному. Эта тенденция проявляется в различных подходах и формах построения теорий, что приводит к разным целям и ориентации на уровни анализа. Изучим обоснование исследований межкультурной коммуникации и опишем основные научные подходы в теориях межкультурной коммуникации, необходимые для дальнейших исследований в области межкультурного образования.

Изложение основного материала статьи. Основываясь на теоретических предположениях о природе науки и общества, теории, как правило, делятся на категории в основном по двум измерениям: объективные и субъективные. Ученые представляют эти две основные позиции по четырем вопросам (онтология, эпистемология, человеческая природа и методология) как дихотомии.

Субъективный подход.

Номинализм: не существует «реального» мира, внешнего по отношению к индивидууму; «имена», «понятия» и «ярлыки» искусственны и используются для конструирования реальности.

Антипозитивизм: коммуникацию можно понять только с точки зрения отдельных коммуникаторов; без поиска лежащих в основе закономерностей.

Волюнтаризм: Коммуникаторы полностью «автономны» и обладают «свободой воли».

Идеографизм: чтобы понять общение, необходимо получить «знание из первых рук»; субъективный анализ.

Объективный подход.

Реализм: существует «реальный» мир, внешний по отношению к человеку; вещи существуют, даже если они не воспринимаются и не обозначаются.

Позитивизм: попытки объяснить и предсказать модели общения путем поиска закономерностей и/или причинно-следственных связей.

Детерминизм: общение «определяется» «ситуацией» или «средой», в которой оно происходит.

Номотетизм: исследования должны основываться на систематических протоколах и научной строгости [1].

Соответственно этому, в теориях межкультурной коммуникации различают следующие основные подходы: позитивистский, гуманистический и системный [5]. Позитивистский подход обычно занимает реалистическую позицию по отношению к онтологии, говоря, что существует «реальный» мир, внешний по отношению к индивидуумам. Реальность видится единственной и объективной, независимой от познающего. Исследования должны быть основаны на научной строгости и должны быть направлены на объяснение и предсказание моделей коммуникации путем выявления «закономерностей» и «причинных» отношений [2]. Позитивисты предполагают, что рассуждение и прагматическая логика помогают ученым упрощать, предсказывать или даже управлять реальными явлениями [5]. Объективистская точка зрения считает, что поведение определяется ситуацией или средой, а «культура» рассматривается как независимая переменная, влияющая на поведение, убеждения и ценности. Считается, что теории, построенные на основе объективистского подхода, лучше всего разрабатывать поэтапно. Задача исследователей состоит в том, чтобы систематически предлагать, а затем проверять объяснения, основанные на существующих проверенных знаниях.

Субъективный подход бросает вызов позитивистским представлениям, утверждая, что не существует «реального» мира, внешнего по отношению к индивидууму, поскольку «понятия» и «ярлыки» искусственны и используются для конструирования реальности» [2]. Субъективный подход не стремится выявить глубинные закономерности и причинно-следственные связи; он пытается понять природу явления по мере его развития [5].

Считается, что реальности социально конструируются людьми и среди них в их экспрессивном и интерпретационном опыте. Таким образом, коммуникацию, а также поведение можно понять с точки зрения человека. Такой гуманистический подход в основном фокусируется на историческом значении опыта и его кумулятивных эффектов развития на социальном и индивидуальном уровнях. Знание социальных реалий конструируется из взаимозависимой природы исследователя и исследуемого. Анализ субъективных оценок, опыта и глубокого понимания человеческих действий и их мотивов находятся в центре внимания исследования. Руководствуясь этими целями, теоретики стремятся сохранить исходный контекст ситуации с вовлеченными в нее участниками. Вот почему знание приобретается посредством длительного погружения и обширных диалогов, осуществляющихся в реальных социальных условиях. Как следствие, теории разрабатываются индуктивно путем проверки предварительных объяснений.

Что касается целей, объективистская традиция имеет тенденцию подчеркивать цель предсказания, в то время как субъективный подход фокусируется на цели понимания [6]. Объективисты утверждают, что целью социальной науки является разработка «универсальных обобщений», субъективисты, напротив, утверждают, что социологи должны понимать конкретные случаи, а не обобщать случаи [1].

Аналогичное различие применяется при сравнении подходов к кросс-культурной психологии и культурной психологии. В то время как кросс-культурная психология имеет дело с культурными сходствами и различиями между культурами, культурная психология фокусируется на поведении человека в данной культурной среде. Культурная психология обычно утверждает, что культура и разум взаимосвязаны, поэтому невозможно найти универсальные законы того, как работает разум. Вот почему психологические теории, разработанные в одной культуре, могут оказаться сомнительными применительно к другой.

Системный подход объединяет внешние «объективные» модели и внутренний «субъективный» опыт людей». Системный подход рассматривает человеческое общение как транзакционное, динамическое явление и выступает против «нечувствительности» позитивистских подходов. Эта точка зрения подчеркивает, что общение является интерактивным и что интерактивные элементы данной сущности (системы) должны рассматриваться как соопределяющие исследуемого результата. Исследуются «структура системы» и «способы обмена информацией» внутри системы, а также между системой и ее окружением. Системный подход похож на позитивистскую традицию в том смысле, что он стремится идентифицировать закон как «принципы и модели взаимодействия» между элементами системы. В то же время он

рассматривает коммуникацию как появляющийся и интерактивный процесс и подчеркивает систему коммуникации в целом. Таким образом, системный подход объединяет как «внешний», так и «внутренний» опыт людей [6].

Ученые выделяют три основных подхода, которые использовались при теоретическом изучении межкультурной коммуникации:

1. теории, в которых культура была интегрирована с процессом коммуникации в теориях коммуникации,

2. теории, которые были предназначены для описания или объяснения различий в коммуникации в разных культурах,

3. теории, которые были созданы для описания или объяснения коммуникации между людьми из разных культур [2].

Первая категория относится к теориям, адаптированным или применяемым в области коммуникативных исследований

для объяснения межкультурной коммуникации. Эти теории различаются в зависимости от того, рассматривается ли культура как часть коммуникативного процесса или коммуникация рассматривается как создание культуры [7]. Вторая категория охватывает теории, основанные главным образом на кросс-культурных исследованиях, которые основаны на результатах исследований в одной культуре, обобщенных в других культурах [1], или теории, призванные объяснить, в чем смысл коммуникационных отличий в разных культурах [3]. Третья категория представляет собой теории, разработанные для объяснения межкультурных контактов с точки зрения того, что именно происходит, когда общаются люди из разных культур [2].

Что касается исследований, теории можно сгруппировать, сосредоточив внимание на:

- эффективный результат встреч - например, Теория культурной конвергенции; Теория управления тревогой/неопределенностью; Теория принятия эффективных групповых решений; Интегральная теория межэтнической коммуникации;

- аккомодация и адаптация - например, Теория приспособления к общению; Теория межкультурной адаптации; Сокультурная теория;

- согласование и управление идентичностью - Теория управления идентичностью, Теория согласования идентичности; Коммуникационная теория идентичности;

- аккультурация и приспособление - Теория коммуникативной аккультурации; Теория адаптации управления тревогой/неопределенностью; Коммуникация в теории состояний ассимиляции, отклонения и отчуждения; Схематическая теория адаптации;

- коммуникативные сети - Теория коммуникативной компетентности аутгрупп; Теория внутрикультурных и межкультурных сетей; Сети и теория аккультурации [2].

Исследователи делят область межкультурной коммуникации на две основные традиции: функционалистский и постструктуралистский подходы. Традиционно функционалистские исследования концептуализировали культуру нации как относительно стабильную и, исходя из этого предположения, предполагали, что культура оказывает влияние на поведение и общение людей (например, индивидуалистические или коллективистские черты). Однако могут возникнуть сомнения в обоснованности этой концепции, поскольку рассмотрение наций и культур может быть либо чрезвычайно полезным, либо вводить в заблуждение, поскольку нации могут иметь несколько культур и состоять из народов, принадлежащих к разным культурным группам. Функционалистская традиция делала акцент на предсказании того, как культура повлияет на коммуникацию, и имела тенденцию определять культуру как барьер на пути к эффективной коммуникации [4].

Постструктуралистский подход использует довольно философское отношение к межкультурной коммуникации. Этот подход отличается от преобладающего функционалистского мышления в том смысле, что он исходит из личности, а не из культуры. Основное внимание уделяется «важности обозначения и конструирования «другого»». Постструктуралистская традиция предлагает понимание опыта участников, проблем, связанных с властью, культурных предпосылок, культурного самовосприятия, идентичности и т.д.

Все вышеописанные традиции играют важную роль в исследовании межкультурной коммуникации. Таким образом, необходимо установить критерии дальнейшего анализа. Теории, модели и результаты исследований рассматриваются в соответствии со следующими параметрами:

- как изучается культура: как фиксированная или гибкая национальная единица;

- как воспринимается культура: как динамическое или статическое явление;

- цель исследования: межкультурная сопоставимость или более глубокое знание культуры;

- учет микро- и макрофакторов, влияющих на коммуникацию;

- акцент на личности;

- в какой степени теории или результаты исследований могут способствовать повседневному общению или разрешению конфликтов; как теории и исследования могут быть построены и применены в конкретных контекстах;

- применимы ли теории или выводы к межкультурному образованию.

Установленные параметры для исследования предполагают, что исследование должно быть сосредоточено на индивидуальных субъективных интерпретациях и должно исследовать социальные отношения между людьми. Кроме того, вместо того, чтобы предсказывать поведение на основе образцов или культурных черт, акцент должен делаться на том, как студенты интерпретируют свою собственную реальность в конкретном контексте; как они создают значения и свою собственную идентичность в процессе взаимодействия. Чтобы понять эти факторы, необходимо изучить влияние как микросреды, так и макросреды на участников коммуникации [5].

Выводы. Таким образом, нами было изучено теоретическое обоснование исследований межкультурной коммуникации и обнаружено, что парадигмы, связанные с природой социальной реальности, как правило, классифицируются в основном по двум измерениям: объективному и субъективному.

Исследовательские подходы к построению теорий межкультурной коммуникации были представлены с описанием наиболее известных теорий в этой области. Были установлены некоторые параметры для дальнейшего изучения.

Можно видеть, что спектр исследований широк и расширяется за счет новых результатов исследований в связи с меняющимися потребностями и более сложными вопросами, возникающими в связи с вопросами, касающимися изучения межкультурного образования и многоэтнических разнообразных обществ, которые, в свою очередь, требуют различных методологий исследования. Кажется многообещающим, что исследования в области межкультурной коммуникации вносят свой определенный вклад в область межкультурного образования. Однако поиск правильных ответов требует тщательного отбора и критического анализа, если есть насущная необходимость разработки теории и методологии исследований, а также руководств для профессионалов в области образования.

Литература:

1. Gudykunst, W.B. Cross-cultural and Intercultural Communication / W.B. Gudykunst. - Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2003. - 302 p.

2. Gudykunst, W.B. Theorizing about Intercultural Communication / W.B. Gudykunst. - Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. - 480 p.

3. Jandt, F.E. An Introduction to Intercultural Communication / F.E. Jandt. - Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2007. - 444 p.

4. Jensen, I. The practice of intercultural communication / I. Jensen // Journal of Intercultural Communication. - 2004. - № 6. - URL: http://www.immi.se/intercultural/nr6/jensen.pdf (дата обращения: 15.06.2022)

5. Jiang, X. Towards intercultural communication: From micro to macro perspectives / X. Jiang // Intercultural Education. -2006. - №17 (4). - P. 407-419.

6. Kim, Y.Y. Ideology, identity, and intercultural communication: An analysis of differing academic conceptions of cultural identity / Y.Y. Kim // Journal of Intercultural Communication Research. - 2007. - № 36(3). - P. 237-253.

7. Philipsen, G. Cultural communication / G. Philipsen // Handbook of international and intercultural communication / Ed.W. B. Gudykunst. - Thousand Oaks: Sage Publications, 2002. - P. 51-68.

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Корякина Анжелина Анатольевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Пудова Айыына Владимировна

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В этой статье рассматривается межкультурная коммуникация как фактор, способствующий успешной реализации межкультурного образования и созданию равных образовательных возможностей для обучающихся. Авторами показана необходимость исследования межкультурной коммуникации, рассмотрены разные подходы к исследованию культуры и коммуникации. Сделан вывод о том, что для достижения более успешного межкультурного образования необходимо наличие эффективных коммуникативных навыков у преподавателей и студентов.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, меньшинства, межкультурное образование.

An^Mion. This article discusses intercultural communication as a factor contributing to the successful implementation of intercultural education and the creation of equal educational opportunities for students. The authors show the need to study intercultural communication, consider different approaches to the study of culture and communication. It is concluded that in order to achieve a more successful intercultural education, it is necessary to have effective communication skills among teachers and students.

Ke ywords: intercultural communication, minorities, intercultural education.

Введение. Решение трудностей, с которыми сталкивается межкультурное образование сегодня, во многом зависит от эффективной коммуникации. Цель этой статьи - изучить особенности межкультурной коммуникации между представителями разных культур в образовательном контексте и показать их роль в развитии успешного межкультурного образования.

Изложение основного материала статьи. Мир становится все более взаимосвязанным. Частые контакты между различными культурами поднимают значительные проблемы, и эти проблемы требуют адекватных решений. Коммуникация между культурами не является новым явлением - она существовала с момента начала истории человечества. Новое в ней -это систематическое исследование того, что происходит во время межкультурных контактов и взаимодействия.

Хотя исследование межкультурной коммуникации уже давно связано с пониманием разделенных культур с четкими границами, эти границы быстро исчезают, поскольку технология и экономическая интеграция, часто называемая глобализацией, привели к двум противоположным процессам. Существует процесс, в котором люди более тесно общаются друг с другом посредством глобального брендинга, общих средств массовой информации и возможности получать знания друг о друге. В то же время, есть то, что называется «процессом локализации» с усиливающейся идентификацией с национальностью и этнической принадлежностью, который может привести к конфликту и недопониманию, или даже к расовой враждебности [5].

Научное исследование коммуникации необходимо по нескольким причинам. Во-первых, желание понимания и достижения наших целей посредством общения является универсальной человеческой чертой. Поэтому необходимо понять, как коммуникация влияет на жизнь людей, их убеждения и поведение, и как эти факторы взаимосвязаны. Во-вторых, существует необходимость в более эффективной коммуникации в образовательных учреждениях. Мы должны знать, как коммуникация может способствовать успешной работе этих учреждений. Наконец, научные подходы могут помочь нам понять, как культурное разнообразие влияет на эффективность коммуникации.

Вопрос, имеют ли межкультурные контакты отличительные особенности, а именно, есть ли разница между межкультурной и внутрикультурной коммуникацией, не раз обсуждался учеными. С точки зрения самой коммуникации некоторые исследователи утверждают, что нет никакой разницы вообще [3], в то время как другие [5; 1] утверждают, что культуры, включая этнические группы или социальные группы, имеют такие модели восприятия и поведения, а также подходы к коммуникации, которые делают межкультурные контакты «различными», в отличие от монокультурных, которые «основаны на сходстве» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С нынешними быстрыми темпами трансформации в обществе и продолжающимся конфликтом между культурно определенными группами людей, исследователи, похоже, согласны с тем, что культура является ключевым фактором в процессе понимания человеческого поведения и общения. Несмотря на это, основная теория коммуникации по-прежнему неохотно признает культурные различия. «Акультурная или уникультурная позиция» в социальных науках больше не может быть принята, поскольку она не способствует пониманию природы различий. Исследование межкультурной коммуникации, как правило, имеет особый интерес для людей из различных социо-культурных групп и предлагает новые границы для исследования [6]. Как будет видно, это исследование может быть проведено с различными методическими подходами и теориями, где культура определяется либо как особенная для страны, либо как «рассматриваемая соответственно полу, социальному классу, возрасту» и т.д. [3]. Исследование межкультурной коммуникации - это междисциплинарная область, применяющая теории различных социальных наук, например педагогики, психологии, социальной психологии и социологии. Вот почему, как исследовательская дисциплина, область межкультурной коммуникации предполагает изучение отношений людей в социально и культурно разнообразных обществах.

Образовательные учреждения являются отражением социальной среды общества, и поэтому часто сталкиваются с трудностями в отношении культурного разнообразия. Исследования показывают, что реализация межкультурного образования - подход к образованию, основанный на взаимной оценке и принятии культур - может быть сорвана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.