Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКАМ ПСИХОГИГИЕНЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКАМ ПСИХОГИГИЕНЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1480
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОГИГИЕНА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / PSYCHOHYGIENE / MENTAL HEALTH / TRAINING / MILITARY PERSONNEL / SANOGENIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колосов Михаил Сергеевич, Федак Евгений Иосифович

В статье рассмотрены исторические аспекты психогигиены, основные задачи и психогигиенические мероприятия, проводимые в войсках. Раскрыты методики психогигиены и мероприятия, обучение которым позволит военнослужащим развивать саногенное мышление, а в экстремальных условиях служебно-боевой обстановки самостоятельно регулировать психическое состояние, снижать нервно-психическое напряжение и сохранить психическое здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колосов Михаил Сергеевич, Федак Евгений Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN PSYCHOHYGIENE TECHNIQUES IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF MILITARY PERSONNEL SANOGENIC THINKING

The article discusses the historical aspects of psychohygiene, the main tasks and psycho-hygienic measures carried out in the troops. Methods of psychohygiene and activities are revealed, the training of which will allow military personnel to develop sanogenic thinking, regulate their mental state independently, to reduce neuropsychic stress and maintain mental health under extreme conditions of a military-combat situation.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКАМ ПСИХОГИГИЕНЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»



LU

s ^

о

LU

# * *

254

компетенции студентов неязыковых специальностей / Р. А. Сеиридон II Фундаментальные исследования. Сер.: Педагогические исследования. -2014.-№&-С. 975-980.

5. Федорова О.Н. Обучение английскому языку студентов Неязыкового вуза На ОСНОбе компетентности ого подхода : дис. ... канд. лед. наук /

О.Н. Федорова. - СПб., 2007. - 278 с.: ил., табл. 184-204 (216 назв.)

6. Brown Н. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching 5th eti / H. Douglas Brown. -Harlow: Pearson Longman, 2007. - 410 p.

7. Gardner H. Multiple In telligence: The Theory in practice/ H, Gardner. - New Yotk: Basic Books, 1993.-320 p.

< ct

LU

WAfNING IN PSYCHOHYGIENETECHNIQUES ¡NTHESYSTEM OF DEVELOPMENTOFMILITARY PERSONNEL SANOGENIC THINKING

Ko/oso v Mikhail Sergee vich, Postgraduate student, Novosibirsk Military Academy named after General of the A rmy LK. lakovlev of National Guard Troops of Russian Federation, Novosibirsk

Fedak Evgeny loslfovlch, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy, Military University Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow

The article discusses the historical aspects ofpsychohygiene, the main tasks and psycho-hygienic measures carried out in the troops. Methods of psychohygiene and activities are revealed, the training of which will allow military personnel to develop sanogenic thinking, regulate their mental state independently, to reduce neuropsychic stress and maintain mental health under extreme conditions of a military-combat situation.

Keywords; psychohygiene; mental health; training; military personnel; sanogenic thinking.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.53

УДК 37,025.7 ВАК РФ 13,00,02

& КолосовM.C, 2020 £> ФедакЕМ, 2020

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКАМ ПСИХОГИГИЕНЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

в статье рассмотрены исторические аспекты психогигиены, основные задачи и психогигиенические мероприятия, проводимые в войсках. Раскрыты методики психогигиены и мероприятия, обучение которым позволит военнослужащим развивать саногенное мышление, а в экстремальных условиях служеб-но-боевой обстановки самостоятельно регулировать психическое состояние, снижать нервно психическое напряжение и сохранить психическое здоровье. Ключевые слова; психогигиена; психическое здоровье; обучение; военнослужащие; саногенное мышление.

КОЛОСОВ Михаил Сергеевич, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск

ФЕДАК Евгений Иосифович, кандидат педагогических наук доцент, профессор кафедры Педагогики, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва

Подразделения специального назначения1 войск национальной гвардии РФ5 выполняют сложный комплекс задач (борьба с терроризмом и экстремизмом; обеспечение правовых режимов чрезвычайного и военного положения, контртеррористической операции; пресечение массовых беспорядков; розыск и задержание особо опасных вооруженных преступников и др.}, предусмотренных законодательством РФ, при решении которых военнослужащим зачастую приходится действовать в экстремальных условиях служебно-бое-вой обстановки. Исходя из этого, спецназовцы должны иметь высокий уровень профессиональной и морально-психологической подготовки, обладать необходимыми психогигиеническими знаниями, навыками регуляции психических состояний и нервно-психической устойчивостью.

По мнению А.Л, Гройсмана и 8.Н Харькина, обучение саногенно-му мышлению "преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья" [13.8 свою очередь, обучение военнослужащих методикам психогигиены, проведение с ними психогигиенических мероприятий позволяет развивать саногенное мышление.

' Далее ■ "СпН".

2 Далее ■ "ВИГ РФ".

Появление термина "психогигиена" связывают с именем Карла Роберта Зоммера - не-мецкого психиатра, основавшего в 1896 году в городе Гиссене психиатрическую клинику. Но свое распространение оно получило благодаря Клиффорду Уиттингему бирсу, который, после перенесенного психического расстройства и лечения, в 1908 году написал книгу "Разум, нашедший самого себя", а в 1909 году совместно с Адольфом Мейером организовали первое в США психогигиеническое общество [2]. Начало XX века было ознаменовано широким распространением психогигиенического движения во всем мире: создаются национальные и международные комитеты (ассоциации, лиги, общества), организуются и проводятся международные конгрессы и конференции, а в 1948 году была основана Всемирная федерация психического здоровья, в 1949 году при Всемирной организации здравоохраненияJ создан "Отдел психогигиены и комитет экспертов" [3].

По мнению ряда авторов, психогигиена в России возникла гораздо раньше, в 1887 году, когда на первом съезде отечественных психиатров, С.С. Корсаков, И.П. Мержеевский и И.А. Сикорский в своих докладах осветили проблемы и предложили меры по укреплению психического здоровья населения страны [4].

В настоящее время нет единого подхода к месту психогигиены в системе наук. Большинство авторов рассматривают её как отрасль гигиены, которая находится в тесной взаимосвязи с психиатрией, психологией, физиологией, педагогикой и др, науками.

По мнению А.Л. Гройсман и А.Н. Иконниковой, психогигиена (от греч. psyche душа и hygieinos целебный) - "отрасль гигиены, изучающая условия жизни, влияющие на психическое здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний" [5]. К. Гехт рассматривал психогигиену как "профилактическую охрану психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности, путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений, а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды" [б]. Исходя из определений, следует, что психогигиена

направлена не только на создание внутренней гармонии, но и внешних условий, которые бы способствовали нормальному функционированию психики человека в различных условиях жизнедеятельности.

К основным задачам психогигиены относят: "разработка концепции саногенного потенциала личности; определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения)" [7].

Зачастую в научных источниках и публикациях термины "психогигиена и психопрофилактика" используются совместно. Так, А.Л. Гройсман отмечает, что невозможно укрепление психического здоровья без предупреждения психических заболеваний, И наоборот, предупредить заболевания без сохранения психического здоровья [5].

Несмотря на всё многообразие подходов, главной ее целью является сохранение и укрепление психического здоровья человека.

ВОЗ определяет "психическое здоровье" как "состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в своё сообщество" [8], которая является неотъемлемой составляющей общего здоровья личности. М.И. Кирикова отмечает, что "психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие" [9]. Следовательно, важными условиями сохранения психического здоровья являются: умение сохранять психическое равновесие в трудных жизненных ситуациях, способность к саморегуляции и быстрая адаптация к стрессовым ситуациям.

Учитывая специфику службы в подразделениях СпН, существующих негативных факторов, оказывающих влияние на психическое состояние военнослужащих при выполнении служеб-но-боевых задач4, необходимо выделить особенности психогигиены в условиях военной службы.

По мнению К,8. Безчасного, психогигиена военнослужащих выделена в самостоятельную отрасль военной науки ещё в середине XIX века и связана с именами выдающихся военных деятелей М.И. Драгомирова, С.О. Макаро-

* Далее ■ "ВОЗ"

4 Далее ■ "СБЗ"

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

256

ва, Г.А. Леера и др. Наибольшее распространение военная психогигиена получила в годы русско-японской войны {1904-1905 г.г.). 6 этот период в печати появляются разделы, посвященные данному направлению, а в 1908 году в составе "Общества ревнителей военных знаний" основан отдел военной психологии, под руководством выдающегося военного психиатра Г.Е, Шумкова, который оказал значительное влияние на развитие психогигиены военнослужащих, В годы зарождения "молодого" советского государства и формирования Раб о че-Крестьянекой Красной армии разработка проблем психогигиены была продолжена суче-том новых требований. Но в это время в основном усилия были сосредоточены на распространение санитарно-гигиенических знаний среди военнослужащих. 8 годы Великой Отечественной войны психологами проводилась большая работа по изучению влияния различных факторов боевой обстановки на психику воинов, восстановления их боеспособности и психологической реабилитации после ранений. Накопленный в эти годы опыт способствовал дальнейшему развитию психогигиены в послевоенный период [10].

Анализ научных источников и публикаций свидетельствует о том, что в настоящее время проблема психогигиены в условиях военной службы остается актуальной и нашла своё отражение в работах И.А. Алехина, Ю.Н. Арзамас-кина, К.В. Безчасного, А.Г. Караяни, П.А. Корчемного, А.Г. Маклакова и др.

По мнению А.Г. Караяни, психопрофилактика и психогигиена в войсках - "система пси-холого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, созданию нормальных условий для их жизнедеятельности и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих" [11]. По сути, это комплекс превентивных мер, проводимых должностными лицами всех уровней, по созданию оптимальных условий службы и быта военнослужащих, нацеленный на сбережение их психического здоровья.

Очень часто авторы объединяют задачи военной психогигиены и психопрофилактики, к которым относят:

- психодиагностическое обследование лиц, прибывших для прохождения службы, в целях выявления психических отклонений и патологий;

- разработка предложений по распределению военнослужащих по воинским специаль-

ностям и коллективам, исходя из их психических и физических возможностей;

- раннее выявление особенностей личности, которые могут отразиться на отношениях в коллективе, поведении военнослужащих, их служебной деятельности;

- своевременный анализ условий служебной деятельности (режимов службы и отдыха, оценка комфортности среды, выявление условий и факторов, вызывающих чрезмерные психические перегрузки и т.д.);

- вооружение военнослужащих психогигиеническими знаниями;

- своевременное выявление, учет и амбулаторное лечение военнослужащих, имеющих нерезко выраженные расстройства психики и др.

- изучение влияния боевых действий на психику военнослужащих, проведение мероприятий, направленных на повышение её сопротивляемости негативным фактором и др. [11; т

В целях реализации вышеуказанных задач, в рамках психогигиены и психопрофилактики в войсках организуется и проводится широкий спектр мероприятий, к которым относят:

- воспитательная работа, направленная на профилактику злоупотребления алкоголя, наркотических веществ и психотропных средств, не медицинского приёма фармакологических препаратов, пропаганду здорового образа жизни;

- выявление, учет и коррекционная работа с военнослужащими, склонными к девиантно-му поведению;

- обучение военнослужащих методам саморегуляции, различным приемам волевой мобилизации на действия (поступки) в экстремальных условиях служебно-боевой обстановки;

- психологическое консультирование военнослужащих, членов их семей;

-занятия в рамках морально-психологической подготовки, по психогигиеническим темам;

- спортивно-массовая работа и занятия физической подготовкой;

- организация культурного досуга военнослужащих, в том числе при выполнении СБЗ, с учетом складывающейся обстановки;

- оценка социально-экономического положения военнослужащих, условий их размещения и быта, режима службы и отдыха;

- своевременное и полное обеспечение положенными видами довольствия;

- определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различных ус-

ловиях служебно-боевой деятельности и др, [11; 12].

Данные мероприятия целесообразно проводить совместно с сотрудниками военной юстиции, МВД РФ, органов власти, медицинскими работниками, представителями официальных общественных объединений и др.

В психогигиене и психопрофилактике существуют различные методы, применяемые для укрепления психического здоровья, повышения психологической устойчивости к внешним влияниям, саморегуляции психоэмоциональных состояний. Для классификации методов Л,В, Куликов предлагает разделить их на следующие группы:

- "санитарное просвещение (совокупность мероприятий, направленных на восстановление, поддержание и укрепление здоровья и трудоспособности, продление активного периода жизни человека);

- общие с психотерапией и психокоррекцией методы (методы психодинамического, поведенческого, когнитивного направления, саморегуляции и др.);

- методы оздоровления на основе искусства и творчества (арт-терапия, музыкальная и танцевальная терапия, изготовление поделок и др.);

- ментальные упражнения (аутогенная тренировка, метод визуализации, некоторые медитативные техники);

-трансовые методы (состояние транса расширяет доступ к неосознаваемой информации и дает возможность освоить новые формы ее переработки);

- библиотерапия (чтение подобранных специалистом литературных произведений и их обсуждение);

- ведение дневника (помогает упорядочить жизненный опыт, осознать ценность пережитого и самоценность человеческой жизни, глубже понять себя, снизить интенсивность переживаний);

- методы биологической обратной связи (позволяетучащимся или пациентам поверить в более широкие собственные возможности самоконтроля)" [7].

Указанные методы не являются исчерпывающими и должны применяться дифференцированно, исходя из психического состояния личности (группы), их возможностей и условий.

В условиях военной службы, целесообразно использование таких методов, которые бы военнослужащие могли применять самостоятельно как в ходе подготовки (мобилизующие),

при выполнении (саморегуляции), после завершения выполнения задач (восстановления).

Обучение военнослужащих методам психогигиены должно осуществляться в комплексе их всесторонней подготовки к выполнению СБЗ по предназначению. По определению И.А. Алёхина, "процесс обучения представляет собой целенаправленное, организованное, систематически осуществляемое, взаимосвязанное и взаимообусловленное взаимодействие обучающих с обучающимися в целях формирования и развития у них знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения военно-профессио-нальных компетенций в соответствии с существующими требованиями" [13].

При организации обучения следует строго руководствоваться дидактическими закономерностями, принципами и логикой построения процесса.

Мероприятия целесообразно проводить в часы морально-психологической подготовки, воспитательной и психологической работы -по категориям военнослужащих, К их проведению привлекать психолога части.

В качестве методик мы предлагаем использовать следующие:

1. Приемы волевой мобилизации. Условия, в которых военнослужащие подразделений СпН выполняют свои служебные обязанности, отличаются напряженностью, непредсказуемостью и сложностью, что требует от них проявления решительности, самообладания, мужественности и других качеств. Для преодоления возникающих трудностей военнослужащий должен обладать умениями и навыками волевой мобилизации. В данном случае они основаны на управлении дыханием, напряжении мышц и самоубеждении (самовнушении, подкреплении своих действий). К таким приемам относят:

- упражнения: "Волевое дыхание" "Возбуждающее дыхание", "Волевое внимание";

-самоприказ ("Вперед!","Ты сможешь!" "Действуй!" и т.п.);

- самоподкрепление ("Молодец!", "Отлично!" и т.п.).

Ряд авторов отмечают положительное влияние на мобилизацию волевых усилий различных индивидуальных (групповых) ритуалов (ритуальных действий), таких как речёвки, возгласы, громкие выдохи, удары ладонями, складывание рук воедино и т.д. [14; 15; 1 б],

2, Дыхательные упражнения, "Дыхание является универсальным инструментом, позволяющим регулировать тонус центральной не-

рвной системы в широких пределах: от глубокого торможения до высокого уровня мобильности" [17]. Следовательно, в условиях служеб-но-боевой обстановки военнослужащий может либо быстро успокоиться, либо мобилизовать себя на активные и решительные действия. К ним можно отнести следующие упраж-нения: "Полное дыхание", "Успокаивающее дыхание", "Подсчёт дыхания", "Зевок" и др. [18].

3. Воздействие на биологически активные точки. Кожа человека обладает высоким уровнем чувствительности, при воздействии на отдельные точки можно воздействовать на разные отделы нервной системы. Самомассаж может оказывать как возбуждающее, так и успокаивающее действие на человека. Для снижения эмоционального напряжения и оптимизации психических процессов применяют упражнения: "Разрядка", "Антисгресс" и др. [19].

4, Методы снятия болевых ощущений, боль обычно рассматривают с двух позиций: с медицинской - как следствие повреждения ка-кой-либо части организма и с психологической - как следствие расстройств, вызванных стрессом, депрессией и др. Каждый человек по-разному воспринимает боль, но в любом случае болевые ощущения сказываются на деятельности и поведении человека. Для ослабления болевых ощущений используются различные методики, такие как: упражнения "Выдыхание боли", "Снятие головной боли", "Снятие зубной боли", "Снятие боли при растяжении мышц" и др. [18].

Все рассмотренные выше методы и приёмы положительно влияют на психическое здоровье военнослужащих, снимают психоэмоциональное напряжение, снижают болезненные ощущения, а в случае необходимости мобилизуют на активные и решительные поступки (действия).

Прочность усвоения знаний, выработанных умений и навыков целесообразно проверять в ходе тактических (тактико-специаль-ных) занятий, на которых моделируются условия максимально приближенные к реальным, в которых в зависимости от обстановки, военнослужащие смогут практически применять освоенные методы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, обучение военнослужащих подразделений СпН ВИГ РФ методикам психогигиены и проведение с ними психогигиенических мероприятий позволит развивать их саногенное мышление, сохранить психическое здоровье, повысить нервно-психическую устойчивость, своевременно регулировать психическое состояние, и в целом

положительно скажется на поступках (действиях) в экстремальных условиях служебно-боевой обстановки.

Литература:

1. Гройсман А.Л, Тренин™ самооздоровления и самосозздания ! А.Л. Гройсман, 6.Н. Харькин. -Изд. 3-е.-М.: Магистр, 1999. - 196 с.

2. Залевский Г,В, Психогигиена в контексте психологии здоровья: краткая история, задачи и проблемы / Г.В. Залевский, tO.Fl. Кузьмина // Сибирский психологический журнал. - 2012. №45 - С 32-38.

3. Мешалкина Н.Б. История разработки проблем психогигиены в России s дис.... канд. псих. Наук ( Н.Б. Мешалкина. -■ М., 1999. - 212 с.

4. Кравцов О.И. Психогигиена и лсихопрофилак тика s деятельности специалистов, принимающих участие в ликвидации последствий радиационных аварий ! О.И. Кравцов // Гигиена и санита рия. - 2017. - W 96 (9). - С 900-903.

5. Гройсман А.Л. Общая психопрофилактика и психогигиена творческого труда / А.Л. Гройсман, A.H. Иконникова. - М.: Когито-центр, 2006. - 160 с.

6. Гехт К. Психогигиена. - М. : Прогресс, 1979. -174с.

У. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие, - СПб.; Нигер, 2004. -464 с.

8. Психическое здоровье. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. Режим доступа: bttps:/www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/menta! health strengthening-оui-response (дата обращения: 28.04.2020).

9. Кирикова М.И. Методы психогигиены и психопрофилактики профессиональной деятельности / М.И, Кирикова И Сборники конференций НИЦ софиосфера. - М.: МГПУ. - 2013. - N«7. - С. 1 28 130.

10. Везчасный К.8. Исторические аспекты психогигиены военнослужащих / К.6. Везчасный // Медицина катастроф. - 2012. - № 3 (79). - С. 58-61.

11. Караяни А.Г. Военная психология: в 2 ч. - Часть 2: учебник и практикум для вузов / А.Г. Караяни, -М.:ЮРАЙТ, 2017,-280 с.

12. Психология и педагогика. Военная психология: учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклакова.-СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

13. Военная педагогика : учебник для вузов / под общ. ред. И.А. Алёхина. - М.; ЮРАЙТ, 2018.-414 с.

14. Смирнов S.H. Психология управления персоналом в экстремальных условиях; учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Смирнов, -М.: Академия, 2007. - 256 с.

15. Сочне в В.Н, Саморегуляция сотрудников МЧС: приемы и методы / В.Н. Сочнее, И.В. Сочнева // Вестник НУ.-2011,-N'M.-С.332-335.

16. Стол я ре и № A.M. Экстремальная психопедагогика. учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 607 с.

17. Бабич О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки / 0,М. Бабич. - Воронеж : БГУ, 2008.-40 с.

18. Караяни А.Г. Приемы психической саморегу ляции : практическое пособие для телохранителей / под ред.Э. П. Утлика. - М., 1992. - 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.