Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / НЕЯЗЫКОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS / PRINCIPLES OF EDUCATION / MOTIVATION / INTELLECT / NON-LINGUISTIC FACULTY / PROBLEMATIC TASKS / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Татьяна Сергеевна, Абсалямова Рамзия Ахмаровна, Фомина Елена Васильевна

В статье рассматривается роль и место дисциплины "Иностранный язык" в профессиональной подготовке студентов естественнонаучных факультетов. Выделяются наиболее типичные причины, обуславливающие низкую языковую подготовку студентов неязыковых направлений в высшем учебном заведении. В связи с этим обосновывается необходимость реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому с учетом его психологических и педагогических особенностей. В статье рассматриваются доминирующие педагогические принципы обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NATURAL-SCIENCE FACULTIES

The article deals with the role and place of the discipline "Foreign language" in the professional training of students of natural science faculties. The most typical reasons are identified for the low language training of students of non-linguistic areas in a higher educational establishment. In this regard, the necessity of realization of individual approach to each student taking into account his psychological and pedagogical features is proved. The dominant pedagogical principles are considered of teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

4. Кирюшина О.Н. Формирование научно-информационной базы координации развития ресурсов научного потенциала системы образования // Kant. - 2019. - №2. - С. 73-77.

5. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столярен ко. - Изд-е 6-е, дополн. и пере раб, -Р остов-н/Д. : феникс, 2005.-704 с.

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

250

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NA TURAL-SCiENCE FACULTIES

Ko va leva Tatiana Sergeevna, Senior Lecturer

Absatyamova Rams fa Akhrnamvna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Fornina Elena VasiUevna, Associate professor

Department of Foreign Languages and intercuttural Professional Communication, Social Humanity institute, Tyumen State University, Tyumen

The article deals with the role and place of the discipline "Foreign language" in the professional training of students of natural science faculties. The most typical reasons are identified for the low language training of students of non-ling uis tic areas in a higher educational establishment. In this regard, the necessity of realization of individual approach to each student taking into account his psychological and pedagogical features is proved. The dominant pedagogical principles are considered of teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties. .

Keywords: psycho-pedagogical aspects; the principles of education; motivation; intellect; non-linguistic faculty; problematic tasks; project activity.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.52

yflK 378.091.3 BAKP0> 13,00,02

DКовалева Т.е., 2020 ЪАбсалямова P.A., 2020 5 Фомина ЕЛ, 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А СПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬ ТЕТОВ

В статье рассматривается роль и место дисциплины "Иностранный язык" в профессиональной подготовке студентов естественнонаучных факультетов. Выделяю тся наиболее типичные причины, обуславливающие низкую языковую подготовку студентов неязыковых направлений в высшем учебном заведении. В связи с этим обосновывается необходимость реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому с учетом его психологических и педагогических особенностей. В статье рассматриваются доминирующие педагогические принципы обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: психолого-педагогический аспекты; педагогические принципы; мотивация; интеллект; неязыковой факуль тег; проблемные задания; проектный подход.

КОВАЛЕВА Татьяна Сергеевна, старший преподава тель

АБСАЛЯМОВА Рамзия Ахмаровна, кандидат педагогических наук, доцент

ФОМИНА Елена Васильевна, доцент

кафедра Иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации, Социально-гуманитарный институт, Тюменский государственный университет, Тюмень

Б настоящее время система высшего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ориентирована на подготовку специалиста, обладающего необходимыми компетенциями, направленных на решение лрактико-ориенти-рованных задач. Как известно, современному рынку труда требуются эрудированные, мобильные, творчески мыслящие работники, способные к самообучению. Однако подобные требования к специалистам не представляется возможным реализовать без соответствующего уровня иноязычной профессиональной подготовки. Специфика социокультурных изменений, которые присущи всем общественным процессам в России, наряду с расширением взаимодействия с зарубежными странами как в экономической, так и в культурной среде, выдвигает новые требования к языковому образованию. Так, для современного квалифицированного специалиста знание иностранного языка представляется профессиональной необходимостью.

Вопросы повышения качества преподавания иностранного языка как языка профессионального общения становятся все более актуальными, Особый интерес представляет исследование проблем

корреляции психолого-педагогических аспектов обучения иностранному языку в неязыковых вузах, В данной статье мы ставим перед собой цель выделить специфические особенности студентов, обучающихся на естественнонаучных факультетах в контексте языкового образования, а также раскрыть педагогические основы обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Психологи (Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, И.А. Зимняя, Г. Гарднер), педагоги (В. П. Беспаль-ко, Е, И. Пассов, В. А. Сластенин, Д. Браун), методисты (6. А, Лапидус, А. К. Маркова) выделяют ряд компонентов и факторов, являющихся базой для решения задач эффективного обучения. Анализ теоретико-методологических наработок указанных авторов показывает, что проблемы корреляции личности учащихся, их профессионального самоопределения и обучения иностранному языку рассматриваются ведущими отечественными и зарубежными учеными дифференцировано, что обуславливает целесообразность практического исследования психолого-ледэгогических аспектов обучения современных студентов неязыковых вузов иностранному языку.

Важными аспектами при обучении иностранному языку в неязыковом вузе является повышающаяся значимость практического владения иностранным языком, с одной стороны, и недостаточность аудиторных часов, отводимых под дисциплину "Иностранный язык", с другой. Вместе с тем потенциал самого предмета позволяет развивать личностно-зна-чимые качества будущих профессионалов (толерантность, коммуникабельность, готовность преодолевать психологические барьеры при вступлении в межкультурную коммуникацию и т.д.) и подтверждает его значимость среди широкого круга специальных дисциплин вуза.

При этом необходимо отметить также и трудности, с которыми сталкиваются студен-тыестестееннонаучныхспециальностей входе освоения курса иностранного языка. Среди них: изначально невысокий уровень владения иностранным языком; отсутствие полноценной базы, сформированной в школе, для продолжения обучения; отсутствие понимания, каким образом иностранный язык может быть использован в рамках своей профессиональной деятельности; низкая мотивация к обучению и, как следствие, нежелание вступать в коммуникацию.

Именно поэтому в ходе образовательного процесса перед педагогом стоит задача реализации индивидуального подхода к каждому

из студентов, с учетом его психологических и возрастных особенностей. Так, учащиеся 18-23 лет, находящиеся в возрастном периоде студенчества, характеризуются устойчивыми свойствами личности, высокой интеллектуальной активностью и стремлениями к творческой деятельности. Профессиональное самоопределение выступает в качестве ведущей деятельности данного возраста. Студенты ориентированы на воплощение в жизнь своих учебно-профессиональных планов, что является основной задачей при обучении в вузе [4].

Эффективность языкового образования на факультетах нефилологических профилей во многом зависит от раскрытия потенциала студента (личностного, интеллектуального, творческого). В данном контексте большое значение для образовательного процесса имеют положения теории множественного интеллекта американского психолога Г. Гарднера. Согласно данной теории каждый человек имеет предрасположенность к ведению того или иного вида интеллектуальной деятельности в зависимости от типа своего интеллекта (вер-бально-лингвистического, логико-математи-ческого, визуально-пространственного, мо-торно-двигзтельного и др.). Задача педагога увидеть сильные стороны своего ученика и задать направление его уникальному стилю познания [7].

Способами применения теории Г. Гарднера может являться выполнение индивидуальных и групповых проектов, модульное планирование программы, особая организация учебного материала с учетом познавательного потенциала студентов. Высокая информационная культура современной молодежи, имеющей склонности к постоянному поиску информации в Интернете, позволяет стимулировать самообразование учащихся, а также проводить дифференциацию заданий по уровню владения учебным материалам и в зависимости от целей и задач конкретного занятия.

Немаловажную роль играет формирование мотивационной сферы студентов. Как отмечает выдающийся советский психолог Б.Г. Ананьев, студенчество, являясь отдельным возрастным периодом, характеризуется локализацией мотивации, особенно в аспектах "экономической активности", т.е. вовлечением индивида в производственную деятельность-профессиональное становление [1]. Недостаточная мотивация к изучению иностранного языка представляет серьезную преграду в образовательном процессе, так как для его эффективного осуществления необходимо четкое осоз-

LU

s ^

о

LU

< ct

LU

# * *

252

нание студентами роли и места иностранного языка в их профессиональной деятельности, повышения своей квалификации, самосовершенствования и самообразования, продвижения по карьерной лестнице.

С целью выявления общей картины уровня владения иностранным языком, мотивов его изучения и трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, в группах студентов первого курса Тюменского государственного университета был проведен опрос среди студентов естественнонаучных направлений (специальности "Туризм", "География", "Биология") на определение характера мотивации и трудностей, возникающих при изучении иностранного языка. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Какой иностранный язык Вы хотели бы изучать?

2. Какова Ваша цель изучения иностранного языка?

3. Как часто Вы используете иностранную речь в повседневной жизни и в каких случаях?

4. Как Вы оцениваете свой уровень владения иностранным языком?

5. Что для Вас является самым трудным в освоении иностранного языка?

6. В чем, на Ваш взгляд, причина низкого владения иностраннымязыкому выпускников школ?

7. Что Вам больше всего нравится делать на занятиях по иностранному языку?

8. Как Вы считаете, что могло бы способствовать повышению мотивации в изучении иностранного языка?

Так, данный опрос показал, что все студенты хотели бы изучать как минимум один иностранный язык. Причем важно отметить, что всего лишь 16% респондентов преследуют цель изучения языка только для получения диплома. Большая часть опрашиваемых испытывают внутреннюю потребность в изучении иностранного языка для личностного развития и самосовершенствования (73%) и / или для путешествий (52%). 37% студентов считают, что иностранный язык нужен им в целях карьерного роста и успешной профессиональной деятельности.

Что касается вариативных ответов на вопросы об уровне владения иностранным языком, 62% респондентов оценили его посредственно и отдали предпочтение ответу: "Понимаю письменную и устную речь, но не могу говорить" Процент свободно говорящих студентов по результатам опроса практически сводится к нулю (1%), Как признаются боль-

шинство опрошенных студентов, на их взгляд, причина столь слабой подготовки в области иностранного языка скрывается в отсутствии достаточного количества времени на изучение языка (53%), непрофессионализм учителя (38%) и недостаточное количеств о аудиторных часов (30%). Некоторые студенты ссылались также на отсутствие должной мотивации в совокупности с отсутствием языковой средой.

Также результаты исследования показали, что наиболее трудным в изучении иностранного языка студенты признают грамматический материал - 75%, говорение - 54% и аудирование-41%. Проще всего учащимся даются задания на чтение - 14% и письмо - 27%.

На вопрос "Как вы считаете, что бы могло способствовать повышению мотивации в изучении языка?" ответы респондентов распределились следующим образом: 44% - отдали предпочтение проведению нестандартных уроков; 40% - определили для себя более мотивирующим фактором участие в проектной деятельности; оставшиеся 16%-дифференцированно выбрали иные ответы.

С целью получения более полного представления о познавательном потенциале студентов вышеупомянутых направлений, а также для дальнейшей индивидуализации учебного процесса по иностранному языку, было проведено тестирование на выявление преобладающего типа интеллекта согласно теории множественного интеллекта X. Гарднера, В тестировании было задействовано 68 студентов, из которых: 28студентов обучаются по специальности "Туризм"; 17 - по специальности "География"; 23 студента - по специальности "Биология". В процессе тестирования ставилась задача - определить, к какому из следующих типов интеллекта относится познавательный потенциал студента: лингвистическому, логическому, пространственному, кинестетическому, музыкальному, межличностному, внутриличностному, натуралистическому. Сам тест содержит 80 утверждений, к каждому из которых респондент должен выбрать один из следующих вариантов ответа: "always" (всегда), "often" (часто), "seldom" (редко), "never" (никогда). К примеру, среди прочих были предложены следующие утверждения:

1) I like fancy words.

2} ¡am able to picture things clearly in my head,

3) I am proficient at playing musical instrument(s).

4) I cannot imagine my life without music.

5) i am athletic.

По итогам тестирования выяснилось, что меньше всего среди студентов естественнонаучных направлений развит лингвистический склад ума (11%), Не удивительно, что натуралистический (другими словами природный) потенциал выявлен в большей степени (14%). Однако здесь еще доминирует и кинестетический вид интеллекта (14%). Соответствующее распределение тестовых ответов по группам респондентов представлено в таблице.

Таблица - Распределение типов интеллекта по специальностям обучения респондентов

Полученные данные проведенного опроса и тестирования на множественность интеллекта позволяют нам сделать следующие выводы. Студенты естественнонаучных направлений испытывают внутреннюю потребность в изучении иностранного языка. Однако отсутствие реальной практики и традиционные занятия подавляют мотивацию, в результате чего, уровень владения языком сводится всего лишь к чтению и переводу текстов.

Выход из создавшейся ситуации мы видим в организации процесса иноязычной профессиональной подготовки на основе применения заданий проблемно-проект но го подхода. При этом необходимо учитывать и множественность стилей познания. Одни и те же формы и методы работы на языковых и неязыковых специальностях не приведут к общему знаменателю. Следует учитывать врожденную расположенность учащихся к освоению знаний по тому или иному предмету. Так, согласно проведенному исследованию, у исследуемых студентов преобладает природный (натуралистический) и кинестетический типы интеллекта. Это позволяет предположить, что задания, содержащие природный контент и задания проектного характера, направленные на создание продукта, могут повысить мотивацию на изучение предмета в группах естественнонаучных направлений.

На наш взгляд, такими заданиями могут быть различные проекты по охране окружающей среды, исследования различных географических и биологических объектов в ближайшей ме-

стности, составление презентаций по итогам исследования, просмотр видеороликов и видеофильмов о природе, также преобладание кинестетического интеллекта позволяет нам предположить, что одним из эффективных средств в изучении иностранного языка студентами рассматриваемых направлений будут служить задания на создание какого-либо осязаемого продукта, например, создание макетов, плакатов, брошюр, рисунков и т.п.

Таким образом, подводя итоги работы, необходимо отметить, что, с точки зрения психологии и педагогики, языковая подготовка студентов естественнонаучных специальностей представляет собой сложный многоаспектный процесс, базирующийся на взаимокорреляции возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их профессионального выбора, мотивации к обучению. Выборе качестве ведущих принципов профессионально-ориентированной коммуникативной направленности обучения и межпредметной интеграции позволяет повысить качество обучения иностранному языку. Кроме того, личность преподавателя как организатора учебного процесса, инструктора и лидера позволяет вносить изменения в индивидуально-психологическую реальность учащихся: расширять кругозор, формировать толерантность, развивать познавательную сферу, а также повышать коммуникативную культуру студентов. Задача преподавателя - учитывать познавательный потенциал учащихся при выборе оптимальных форм и методов обучения. Одними из таких методов обучения могут служить задания проблемного характера и проектная деятельность.

Литература:

Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2007.-546 с.

2. Беляева ИТ. Учет психолото педагогических особенностей студентов при их обучении иностранному языку е неязыковом вузе // Порспекти вы науки = 5с1епсерго5рес(Б. - Тамбов :ТМБпринт, 2018.- Ы- 2(101). - С. 104-108.

3. Научные перспективы XX! века. Достижения и перспективы нового столетия : материалы Меж дународной научно практической конференции; [науч. ред. Б. М. Вершинин]. - Новосибирск: Международный научный институт "ЕОиСАТЮ", 2014. -С 126-128.

4. Свиридон Р.А. Концепция формирования меж культурной профессионально коммуникативной

—— Специальность Тип интеллекта—— Музыкальный тип Туризм 13% Гзография 12% Биология 13% Среднее значение 13%

Межличностный тип 13% 12% 11% 12%

Внутриличностный тип 12% 11% 11% 11%

Лингвистический тип 12% 10% 12% 11%

Логический тип 10% 13% 13% 12%

Кинестетический тип 14% 15% 14% 14%

Натуралистический тип 14% 13% 14% 14%

Пространственный тип 12% 14% 12% 13%

LU

s ^

о

LU

# * *

254

компетенции студентов неязыковых специальностей / Р. А. Сеиридон II Фундаментальные исследования. Сер.: Педагогические исследования. -2014.-№&-С. 975-980.

5. Федорова О.Н. Обучение английскому языку студентов Неязыкового вуза На основе компе-тентностного подхода ; дис. ... канд. лед. наук /

О.Н. Федорова. - СПб., 2007. - 278 с.: ил., табл.184-204 (216 назв.)

6. Brown Н. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching 5th eci / H. Douglas Brown. -Harlow: Pearson Longman, 2007. - 410 p.

7. Gardner H. Multiple In telligence: The Theory in practice/ H, Gardner. - New Yotk: Basic Books, 1993.-320 p.

< ct

LU

TRAINING IN PSVCIIOI iYGICNETTCI INIQUCSINT7 IESYSTTM OF DEVELOPMENT OF MILITARY PERSONNEL SANOGENIC THINKING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Koloso v Mikhail Sergee vich. Postgraduate student, Novosibirsk Military Academy named after General of the A rmy i.K. lakovlev of National Guard Troops of Russian Federation, Novosibirsk

Fa dak Evgeny loslfovlch, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy, Military University Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow

The article discusses the historical aspects ofpsychohygiene, the main tasks and psycho-hygienic measures carried out in the troops. Methods of psychohygiene and activities are revealed, the training of which will allow military personnel to develop saoogenic thinking, regulate their mental state independently, to reduce neuropsychic stress and maintain mental health under extreme conditions of a military-combat situation.

Keywords; psychohygiene; mental health; training; military personnel; sanogenic. thinking.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.53

УДК 37,025.7 ВАК РФ 13,00,02

& КолосовM.C., 2020 £> ФедакЕМ, 2020

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДИКАМ ПСИХОГИГИЕНЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В статье рассмотрены исторические аспекты психогигиены, основные задачи и психогигиенические мероприятия, проводимые в войсках. Раскрыты методики психогигиены и мероприятия, обучение которым позволит военнослужащим развива ть саногенное мышление, а в экстремальных условиях служеб-но-боевой обстановки самостоятельно регулировать психическое состояние, снижать нервно психическое напряжение и сохранить психическое здоровье. Ключевые слова; психогигиена; психическое здоровье; обучение; военнослужащие; саногенное мышление.

КОЛОСОВ Михаил Сергеевич, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск

ФПДАК Евгений Иосифович, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры Педагогики, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва

Подразделения специального назначения1 войск национальной гвардии РФ5 выполняют сложный комплекс задач (борьба с терроризмом и экстремизмом; обеспечение правовых режимов чрезвычайного и военного положения, контртеррористической операции; пресечение массовых беспорядков; розыск и задержание особо опасных вооруженных преступников и др.}, предусмотренных законодательством РФ, при решении которых военнослужащим зачастую приходится действовать в экстремальных условиях служебно-бое-вой обстановки. Исходя из этого, спецназовцы должны иметь высокий уровень профессиональной и морально-психологической подготовки, обладать необходимыми психогигиеническими знаниями, навыками регуляции психических состояний и нервно-психической устойчивостью.

По мнению А.Л, Гройсмана и 8.Н Харькина, обучение саногенно-му мышлению "преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья" [13.8 свою очередь, обучение военнослужащих методикам психогигиены, проведение с ними психогигиенических мероприятий позволяет развивать саногенное мышление.

' Далее ■ "СпН".

2 Далее ■ "ВИГ РФ".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.