УДК 613.62:63(470.57)
Н.С. Кондрова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Республике Башкортостан, г. Уфа
Проанализирована динамика профессиональной заболеваемости работников сельского хозяйства Республики Башкортостан с 1997 по 2006 г. с учетом профессии, пола, возраста, стажа работы, условий и характера труда. Выявлены признаки роста уровня профессиональной заболеваемости. Обоснованы критерии профессионального риска для работников сельского хозяйства.
Ключевые слова: сельское хозяйство, условия труда, профессиональная заболеваемость, профессиональный риск.
N.S. Kondrova. Retrospective analysis of occupational morbidity in agricultural workers of Bashkortostan Republic. The authors analyzed occupational morbidity changes in agricultural workers of Bashkortostan Republic over 1997-2006, in relation to occupation, sex, age, length of service, work conditions and type. Findings are signs of elevated occupational morbidity level. Criteria of occupational risk for agricultural workers are specified.
Key words: agriculture, work conditions, occupational morbidity, occupational risk.
Широко известно, что многие виды деятельности в сельском хозяйстве РФ характеризуются повышенным уровнем профессионального риска, обусловленного как климатогеографиче-скими особенностями районов ведения работ, так и воздействием на работников широкого спектра вредных факторов рабочей среды и трудового процесса. Такие наиболее типичные для сельскохозяйственного производства профессии, как трактористы, среди мужчин и дояры среди женщин, в течение длительного времени занимают ведущие ранговые места по числу впервые выявленных профессиональных заболеваний [5, 9].
Современная ситуация в части состояния условий труда и бытового обеспечения работников агропромышленного сектора экономики, по мнению специалистов и исследователей, усугубляется вследствие износа основных производственных фондов, старения сельхозтехники, низкого уровня механизации, недостаточной обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты [4, 9]. Кроме того, в большинстве случаев для сельских тружеников менее доступной является специализированная медицинская, в особенности профпатологическая помощь, а они сами, равно как и их работодатели, как правило, слабо информированы о сущности профессионального риска и мерах, необходимых для его минимизации.
Целью настоящего исследования является анализ современных особенностей формирования профессиональной заболеваемости (ПЗ) у работников сельского хозяйства Республики Башкортостан (РБ) — одного из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов РФ. Относительно небольшое количество (от 13 до 55) ежегодных случаев профессиональных заболеваний в отрасли не позволяет провести полноценный статистический анализ, вследствие чего проанализирована накопленная ПЗ за период с 1997 по 2006 г.
М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Анализ выполнен на основе данных Республиканского регистра профессиональных заболеваний, который сформирован начиная с 1960 г. и ведется Управлением Роспотребнадзора по РБ с использованием программного продукта «профессиональная заболеваемость (ПЗ)» (версия 2.0), разработанного ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора». Всего с 1997 по 2006 г. на объектах сельского хозяйства РБ зарегистрировано 350 работников с впервые установленными профессиональными заболеваниями, в том числе 78 женщин (22,3 %). Из общего количества профессиональных больных только у двух работников (0,6 %) выявлены острые профессиональные отравления, и соответственно остальные 348 случаев (99,4 %) представляют собой хронические профессиональные заболевания.
Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е.
Сельское хозяйство РБ представлено земледелием (производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей, кормовых культур), животноводством (молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство), а также традиционными для республики продуктивным коневодством и пчеловодством. Наряду с 92 государственными сельскохозяйственными организациями в РБ функционируют закрытые и открытые акционерные общества (31), крестьянские (фермерские) хозяйства (4448), подсобные хозяйства индивидуальных предпринимателей (422) [1, 8].
С 1997 по 2006 г. доля работников, занятых в сельском хозяйстве, по отношению к численности населения, занятого в экономике РБ, снизилась в 2 раза — с 17,1 до 8,6 %, а его численность к концу анализируемого периода находилась в пределах от 95,7 до 105,0 тыс. человек. Вместе с тем удельный вес числа впервые выявленных профессиональных заболеваний у работников сельского хозяйства по отношению к их общему количеству, выявленному в республике, за этот же период возрос в 1,5 раза и к 2006 г. достиг 35,6 % на фоне сохраняющейся тенденции к росту. Статистически значимая тенденция к росту выявлена также и для относительного показателя уровня ПЗ в сельском хозяйстве РБ, который в 2006 г. достиг 5,8 на 10 тыс. работающих, что более чем в 4 раза выше среднереспубликанского уровня (рис. 1).
Следует заметить, что, согласно данным Рос-потребнадзора, для РФ в целом подобная тенденция не характерна: в России уровень ПЗ в сельском хозяйстве, во-первых, очень близок к среднему по стране, а, во-вторых, практически не имеет тенденции к росту.
Среди работников сельского хозяйства РБ с впервые установленным профессиональным заболеванием есть представители около 40 профессий, однако абсолютное большинство среди них занимают трактористы и трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, удельный вес которых в общей численности профессиональных больных составляет 62,3 % (218 человек). Этот результат можно считать ожидаемым, поскольку общеизвестно, что труд механизаторов сельскохозяйственного производства сопровождается воздействием на них сложного комплекса вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, включая повышенную тяжесть труда, вибрацию, шум, неблагоприятный микроклимат, загрязнение воздуха рабочей зоны минеральной (почвенной) пылью с примесью органической, пестицидами и агрохимикатами, а их уровни воздействия в большинстве случаев соответствуют третьему (вредному) классу условий труда 2-й и 3-й степени согласно Р 2.2.2006—05 [3, 6]. Следует отметить, что в абсолютном большинстве карт учета профессионального заболевания (отравления) (ф. №389-1/у-01) рассматриваемой группы профессиональных больных их труд также был отнесен к этому классу.
7 п
ю 4 я а
¡3 3 о
я
И 2 1
5,75
1,38
0,88 0,93
0,47
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Год
ПЗ РБ
ПЗ СХ
Рис. 1. Динамика ПЗ в РБ и среди работников сельского хозяйства РБ
6
5
0
Учитывая близкие по характеристикам условия труда и практически одни и те же диагнозы выявленных профессиональных заболеваний, в эту же группу, объединенную под общим названием «механизаторы», добавлены еще 12 водителей различных машин, что позволило увеличить долю этой группы до 65,7 %.
Группа механизаторов состояла только из мужчин. Более 90 % всего нозологического спектра у механизаторов заняли три профессиональных заболевания: пояснично-крестцовая радикулопатия (43,5 %), вибрационная болезнь (30,4 %) и вегетативно-сенсорная полиневропатия (16,5 %), — обусловленные последствиями негативного влияния на работников традиционного для этой профессиональной группы комплекса факторов, включающего общую повышенную тяжесть труда, вибрацию, и неблагоприятные параметры микроклимата. Остальные профессиональные болезни были представлены нейросенсорной тугоухостью (6,1 %), заболеваниями суставов, а также единичными случаями токсического бронхита и контактного дерматита
(0,9 %).
Вторую по численности группу 47 человек (13,4 %) составили дояры — женщины. Свыше 97 % профессиональной патологии в этой группе представлено болезнями, обусловленными локальными и регионарными мышечными нагрузками, из которых 60,9 % занимают миозиты и миалгии, 17,4 % — эпикондилезы надмы-щелков плечевой кости, 15,2 % — вегетативно-сенсорная полиневропатия и 6,5 % — пояснично-крестцовая радикулопатия. В одном случае у доярки диагностирована бронхиальная астма.
Три следующих ранговых места заняли животноводы, птицеводы и ветеринарные работники с суммарной долей 11,7 % (41 человек), которые также были условно объединены на основе схожести нозологического спектра профессиональных заболеваний. По мнению ряда исследователей, воздушная среда производственных помещений современных животноводческих и птицеводческих комплексов загрязнена микроорганизмами, преимущественно, сапрофитной и условно-патогенной микрофлорой. Большое значение придается также химическому загрязнению воздуха рабочей зоны, которое субъективно обусловливает неприятный специфический запах за счет множества газообразных и летучих соединений (меркаптаны, амины, альдегиды, жирные кислоты, индол, скатол и др.), образующихся при разложении органических отходов, а также витающая в воздухе органическая пыль, которая является одним из ведущих факторов
формирования как патологии органов дыхания, так и сенсибилизации организма работников [2,
7].
Около половины всех впервые выявленных профессиональных заболеваний в этой профессиональной группе представлено аллергозами, среди которых 60,0 % занимает бронхиальная астма, а остальные — аллергический ринит, аллергический дерматит, крапивница и экзема. Еще одну сравнительно крупную нозологическую группу составили зоонозные инфекции, полностью представленные бруцеллезом (17,1 %). Остальные ранговые места распределились между болезнями органов дыхания (хронический бронхит, 9,8 %), дорсопатиями (пояснично-крестцовые и шейно-плечевые радикулопатии, 9,8 %), миозитами (7,3 %) и заболеваниями суставов (остеоартрозы, 4,9 %), а также единственным случаем хронической интоксикации хлорорганическими инсектицидами.
Из оставшихся профессиональных больных можно выделить относительно небольшие группы электросварщиков ручной сварки (3,1 % от общей численности) и слесарей-ремонтников (2,0 %), а в группе «прочих», составивших вместе 4,3 %, было обращено внимание на трех работников (агроном, протравщик и подсобный рабочий), у которых за анализируемый период была диагностирована острая либо хроническая интоксикация пестицидами.
Таким образом, в целом по всей группе работников сельского хозяйства, безусловными лидерами в структуре профессиональной заболеваемости являются профессиональные болезни костно-мышечной и периферической нервной систем (77,2 %), которые формируются вследствие повышенной тяжести труда, наличия вибрации на рабочем месте, неблагоприятных параметров микроклимата. Далее «с большим отрывом» следуют аллергические заболевания (7,7 %), болезни органов дыхания (5,1 %), ней-росенсорная тугоухость (4,3 %). Хронические и острые интоксикации занимают в структуре профессиональной заболеваемости 1,1 %, прочие профессиональные заболевания встречаются в единичных случаях. Возраст работников сельского хозяйства РБ с впервые выявленными профессиональными заболеваниями колеблется в пределах от 30 до 70 лет (средний возраст 49,9 ± 6,3 года), а стаж работы — от одного до 40 и более лет (средний стаж 25,9 ± 8,2 года). Однако более половины из них были старше 50 лет, а свыше 80 % имели стаж работы более 20 лет (рис. 2), что, по-видимому, обусловлено не только сроками формирования профессиональ-
30-39 (0-9) 40-49 (10-19) 50-59 (20-29) 60-69 (30-39) 70+ (40+)
Возраст (стаж работы), лет -Возраст -Стаж работы
Рис. 2. Сравнительные данные возраста и стажа работников сельского хозяйства РБ с впервые выявленными профессиональными заболеваниями
ных заболеваний, но и фактической возрастной и стажевой структурой работников сельского хозяйства в целом.
Тем не менее обращает на себя внимание, что значительная часть выявленных профессиональных заболеваний диагностирована у высокоста-жированных работников. Учитывая, что более половины случаев (57,3 %) профессиональных заболеваний у работников сельского хозяйства выявлено по результатам обращаемости и только 42,7 % — в результате периодических медицинских осмотров (ПМО), это, на наш взгляд, является косвенным свидетельством позднего обращения и/или недостаточной доступности специализированной профпатологической помощи для сельских тружеников. Это подтверждается также высокой долей утраты трудоспособности к моменту установления диагноза, которая достигает в целом по анализируемой группе 67,2 %.
Таким образом, анализ профессиональной заболеваемости среди работников сельского хозяйства РБ показал, что ее уровень в последние годы неуклонно растет и к настоящему времени отрасль занимает первое ранговое место по числу ежегодно выявляемых случаев профессиональных заболеваний, что свидетельствует о сохранении в ней высокого уровня профессионального риска для большинства работников основных профессий.
Вопросам совершенствования условий труда и сохранения здоровья сельских работников посвящены самостоятельные разделы Постановлений
Правительства РБ от 07.08.2008 г. № 68 «О мерах по улучшению условий и охраны труда в РБ», от 30.06.2008 г. № 219 «Об утверждении Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2009—2011 гг.»; в 2006 г. Управлением Роспотребнадзора по РБ совместно с Министерством здравоохранения РБ и ФГУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека Роспотребнадзора» разработан и реализован приказ «О порядке оформления результатов предварительных и периодических медицинских осмотров и предоставления информации».
В ы в о д ы. 1. Уровень профессиональной заболеваемости работников сельского хозяйства Республики Башкортостан на современном этапе имеет выраженную тенденцию к росту, что является не только отражением реального профессионального риска, но и результатом того, что в предшествующий период в этой отрасли экономики, несмотря на неблагоприятные условия труда, профессиональные заболевания выявлялись редко, вследствие чего клинические признаки нарушений здоровья профессионального генеза у работников длительное время накапливались. 2. Об уровне фактического апостериорного профессионального риска в сельском хозяйстве на современном этапе можно будет с достаточной степенью обоснованности судить лишь после относительной стабилизации профессиональной заболеваемости и существенного снижения доли случаев позднего
выявления профессиональных заболеваний, т.е. по результатам анализа нарушений здоровья работников, которые сформировались под влиянием существующих условий труда. 3. Решение проблем сохранения здоровья работников сельского хозяйства и продления их трудового долголетия в современных условиях возможно лишь на основе динамического анализа ситуации в совокупности со своевременными адресными мерами, направленными как на улучшение условий и охраны труда сельских тружеников, так и на полноту охвата их предварительными и периодическими осмотрами и раннее выявление профессиональных заболеваний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан: Стат. сб. Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). Уфа., 2008.
2. Валеева Э.Т., Гайнуллина М.К., Рафикова Л.М., Рыбаков ИД. / / Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва 25—27 ноября
2008 г. М.: ООО «Графикон», 2008. С. 83—85.
3. Новикова Т.А., Спирин В.Ф. // Материалы V Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» / Мо-
сква 30 октября—2 ноября 2006 г. М.: Изд-во «Дельта», 2006. С. 231—232.
4. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 г.: Гос. доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008.
5. О состоянии профессиональной заболеваемости в РФ в 2007 г. // Инф. сб. стат. и аналитических материалов / Под ред. М.В. Фокина. М.: ФГУЦФЦГиЭ Роспотребнадзора, 2007.
6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Руководство Р 2.2.2006—05. М.: Роспотребнадзор, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2005.
7. Сафин В.Ф., Бакиров А.Б., Гайнуллина М.К., Раф икова Л.М. // Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва 25—27 ноября 2008 г. М.: ООО «Графикон», 2008. С. 602—603.
8. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Республики Башкортостан: Стат. сб. Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). Уфа, 2008.
9. Спирин В.Ф., Новикова Т.А. // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей / Под ред. Г.Г. Онищенко и А.И. Потапова. М., 2007. С. 1278.
Поступила 25.05.09
УДК 616.71-007.234:613.644(1-31)
В.А. Кирьяков, М.А. Цветкова
ОЦЕНКА ОСТЕОПОРОТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ КОСТНОЙ ТКАНИ
У ЛИЦ ВИБРООПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФГУН Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, Москва
Выполнено комплексное клинико-лабораторное исследование у 140 работников горнодобывающих профессий в зависимости от климатогеографического расположения промышленных предприятий. Всем им проведены ультразвуковая денситометрия, рентгенографическое исследование костной ткани, оценивались маркеры костной резорбции и костеобразования. Во всех наблюдениях достоверно отражены проявления остеопенического синдрома.
Ключевые слова: остеопенический синдром, костная ткань, горнорудная промышленность, вибрация.
V.A. Kiryakov, MA. Tsvetkova. Evaluating osteoporosis in occupations with vibration jeopardy in connection with climate and geographic features. The article covers complex clinical and laboratory study in 140 workers with mining occupations in relation to climate and geographic location of the