Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ проблемы творчества в междисциплинарном контексте'

Ретроспективный анализ проблемы творчества в междисциплинарном контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / STUDENTS' CREATIVITY / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / THE PROCESS AND THE RESULT OF CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна

Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека. В статье анализируются различные подходы к понятию «творчество», рассматриваются процессуальные и сущностные аспекты творческой деятельности, раскрываются особенности «учебно-творческой деятельности» обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective analysis of creativity in the international context

Creativity is one of the most significant spheres of human activity. The article analyzes different approaches to the notion of «creativity», discusses the procedural and substantive aspects of the creative activities, analyses the features of students’ creativity.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ проблемы творчества в междисциплинарном контексте»

УДК 373.013.46 ББК 74.00

Останина Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Петрозаводская государственная консерватория (академия)

им. А.К. Глазунова г. Петрозаводск Ostanina Svetlana Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,

Assistance Professor Chair of Humanities and Socio-Economic Subjects Petrozavodsk state Conservatory (Academy) them. A.K. Glazunov Petrozavodsk ostaninasa@mail.ru Ретроспективный анализ проблемы творчества в междисциплинарном контексте Retrospective analysis of creativity in the international context Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека. В статье анализируются различные подходы к понятию «творчество», рассматриваются процессуальные и сущностные аспекты творческой деятельности, раскрываются особенности «учебно-творческой деятельности» обучающихся.

Creativity is one of the most significant spheres of human activity. The article analyzes different approaches to the notion of «creativity», discusses the procedural and substantive aspects of the creative activities, analyses the features of students’ creativity.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, процесс и результат творческой деятельности, «учебно-творческая деятельность».

Key words: creativity, creative activity, the process and the result of creative activity, students’ creativity.

Проблема творчества на протяжении многих столетий привлекает к себе

пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, психологии, культурологии, эстетики, искусствознания, педагогики. Это связано с постоянно возрастающими потребностями общества в творческой инициативе личности, способной нестандартно решать возникающие проблемы, постоянно совершенствовать накопленный обществом теоретический и практический опыт. Целью данной статьи является анализ различных подходов и взглядов на проблему творчества, определение

объективного и субъективного значения творческой деятельности в процессе развития и саморазвития личности, выявление особенностей учебно-творческой деятельности обучающихся.

Первое упоминание о природе творчества мы находим в трудах древних философов, которые рассматривали его как стремление к воссозданию совершенных образов. По мнению большинства древних мыслителей, творчество проявлялось в двух формах: божественной (акт рождения космоса) и человеческой (искусство, ремесло). Античная философия в человеческой сфере не отводила творчеству главенствующего значения. На первое место греческие философы разных направлений (Гераклит, Демокрит, Аристотель) выдвигали истинное знание, т.е. созерцание вечного и неизменного бытия.

Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой существовала как пантеистическая трактовка творчества (Фома Аквинский) в духе «совершеннейшей природы», так и теистическая (Августин Блаженный), согласно которой оно понималось как «воля Бога», божественный волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В эпоху Возрождения человек освобождается от Бога и начинает рассматривать себя как творца. Возникает огромный интерес, как к самому акту творчества, так и к личности художника. В этот период гениальность почиталась как прирождённый дар, а творчество осознавалось в первую очередь как художественное, сущностью которого являлось творческое созерцание.

Для ХУП-ХУШ веков также характерен высокий интерес к проблеме творческой деятельности; вся человеческая история начинает рассматриваться как продукт человеческого творчества, а гений как носитель творческого начала. В противоположность Возрождению в этот период творчество понималось не как творческое созерцание, а как действие. В ХУШ-Х1Х вв. проблема творческой деятельности получает развитие в немецкой классической философии. В этот период осмыслен творческий характер познавательной деятельности (И.Кант), обоснована культурно-историческая детерминация

творчества (Г.Гегель, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг), связь творчества с непосредственной жизнедеятельностью людей и их социальными отношениями (Л.Фейербах) [12, с.25].

На основании анализа научной литературы можно сделать вывод, что различные философские направления представляли своё собственное объяснение творческой деятельности. Так, идеалистическая философия (Г.В.Гегель, И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, А.Шопенгауэр и др.) рассматривала творчество как деятельность, присущую лишь избранным людям в противоположность механически-технической деятельности. В экзистенциализме (М.Бубер, Г.Марсель, М.Хайдеггер, К.Ясперс, и др.) творчество воспринималось как некоторое иррациональное начало свободы. В неореализме (С.Александер, Н.Гартман, Э.Гуссерль, У.П.Монтегю, Р.Б.Пери, и др.) основой творчества считалась не деятельность, а интеллектуальное созерцание, что восходило своими корнями к платонизму. К концу Х1Х века проблема творческой деятельности человека прочно заняла свои позиции в общественном сознании, однако анализ проблемы творчества на индивидуально-личностном уровне, вопрос о целенаправленном развитии творческих способностей в это время ещё не получил самостоятельного значения[13, с.30].

В философии ХХ века намечается реалистичный, рациональный подход в изучении творчества личности. Так, представители прагматизма, инструментализма (Дж.Дьюи, У.О.Куайн, Дж.Мид, Ч.Пирс, С.Хук, Ф.К.Шиллер и др.) объясняли творческий акт, прежде всего с позиций изобретательства, целью которого являлось решение задачи, поставленной определённой ситуацией [13, с.642].

На рубеже Х1Х-ХХ веков начинает складываться отдельная область исследований о творчестве - психология творчества. Если философия рассматривала вопрос о сущности творчества, то психология исследовала творческую деятельность и как психический процесс созидания нового, и как

совокупность свойств личности. До этого момента творческий процесс анализировался лишь самими творцами: учёными, писателями, художниками, музыкантами. Разные психологические школы (ассоцианизм, гештальтпсихология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.) объясняли творчество в системе присущих им концептуальных схем и понятий, предлагали собственные подходы к исследованию феномена творчества, творческого мышления и творческих способностей.

Так, представители гуманистической психологии (Ш.Бюлер, А.Маслоу, Р.Мэй, К.Роджерс, Н.Роджерс, В.Франкл) утверждали, что творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своём развитии. Ученые направления ассоцианизма (Д.Беркли, А.Бэн, В.Вундт, Т.Гоббс, Д.Юм и др.) рассматривали ассоциацию идей и образов как основной механизм интеллектуальной деятельности. Бихевиоризм (Б.Ф.Скиннер, Э.Толмен, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Халла) раскрывал интеллектуальные процессы, опираясь на теорию проб и ошибок (Э.Торндайк). Большой вклад в исследование творческого процесса внесло направление гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффков), в рамках которого впервые появилось понятие озарения или инсайта, впоследствии прочно укоренившееся в психологии творчества [8, с.12-13].

Вторая половина ХХ века знаменует собой новый этап в разработке проблемы о сущности творчества. Анализ литературы показал, что исследователи трактуют творчество с разных позиций. Так, финские учёные Й.Ниссинен и Э.Воутенайнен выделяют три основных компонента творческой деятельности: творческую позицию, творческое выражение и творческую продукцию[10, с.133-134]. А.Тэйлор квалифицирует творчество в зависимости от целей: а) экспрессивное творчество; б) продуктивное творчество;

в) инвентивное (изобретательское); г) инновационное творчество [12, с.26].

В.И.Андреев определяет следующие виды творческой деятельности в зависимости:

- от преобладания интуитивных или логических процедур деятельности: интуитивно-эвристическая творческая деятельность, нормативно-логическая творческая деятельность;

- от специфики содержания творческих задач: изобретательская,

исследовательская, художественное творчество (литературное, музыкальное, изобразительное), прикладное творчество;

- от соотношения эмпирической и теоретической процедур творческой деятельности: эмпирическая, теоретическая;

- от соотношения логических процедур деятельности: индуктивнотворческая, дедуктивно-творческая;

- от сферы деятельности: учебно-творческая, научная;

- от предметной области: математическая, литературная, музыкальная;

- от формы организации коммуникативных отношений: индивидуальная, групповая, коллективная;

- от профессии: педагогическая, инженерная и т.д. [1, с.51-53].

Большинство учёных, занимавшихся вопросами творчества, предложили

свои определения этой категории, в которых творчество рассматривается как вид человеческой деятельности, отличительными особенностями которого являются новизна и оригинальность. Рассмотрим некоторые из них.

С. Л. Рубинштейн под творческой деятельностью понимает «всякую деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что притом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства» [11, с.478]. Л. С. Выготский творческую деятельность определяет как «деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно - будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4, с.3]. Этой же точки зрения придерживаются В. И. Андреев, Н. С. Лейтес, К. Р. Роджерс, В. С. Шубинский и др. Таким образом, большинство авторов в определениях понятия «творчество», выделяют два взаимосвязанных

компонента: «деятельность» и создание «нечто нового» в результате этой деятельности. По мнению исследователей, как и любая деятельность человека, творческая деятельность включает в себя ряд последовательных и взаимосвязанных операций (действий), выполнение которых и приводит к созданию «произведений» творчества.

Для понимания сущности второго компонента творчества попытаемся выяснить, что подразумевается в творческой деятельности под смыслом «создание нечто нового». Так, в Большой Советской энциклопедии дано следующее определение: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [3, с.977]. Эту же позицию разделяют В. И. Андреев, Е. И. Николаенко, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. С. Шубинский и др.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что общим во многих концепциях является факт оценки результата («продукта») деятельности по абсолютной новизне и оригинальности, что долгое время рассматривалось исследователями в качестве главного критерия творчества. Однако, согласно другим утверждениям (Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, Е. И Николаева, К. Роджерс, Е. Л. Яковлева) под «новым» подразумевается то, чего ранее никогда не было, но не обязательно это новое должно стать общепризнанной ценностью.

В исследованиях С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова,

Д. Б. Богоявленской, И. П. Калошиной, А. И. Савенкова и др. также выделяются определённые критерии, по которым можно различать творческую и нетворческую деятельность. Так, И. П. Калошина предлагает в качестве критерия творческой деятельности определять «разработку субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для себя знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи» [6, с.3]. Д. Б. Богоявленская в качестве основной характеристики творчества выделяет интеллектуальную инициативу, которая предполагает продолжение познавательной

деятельности, не обусловленной практическими нуждами [2, с.70].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что если многими исследователями единодушно подчёркивается «деятельностный» характер творчества, то в определении порождения нового, как условия творческой деятельности, существуют различные трактовки. С одной стороны, «высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества», с другой, - творчество есть необходимое условие существования, и даже в обыденной повседневной жизни человек «воображает, комбинирует и создаёт нечто новое для себя, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [4, с.6-7].

В различных изданиях справочной литературы по культурологии, философии, эстетике, педагогике, психологии мы наблюдаем понимание творчества в узком (форма деятельности человека, создающая новые общественно-исторические ценности) и широком (всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые для субъекта деятельности результаты: знания, решения, способы действий, материальные продукты) смысле.

В ходе анализа феномена творчества, мы определили, что творческая деятельность включает в себя два аспекта: результативный (творчество как результат) и процессуальный (творчество как процесс). Обратимся к определению творчества с данных позиций. В большинстве определений акцент делается на результат творчества, который отличается новизной и оригинальностью, но при этом не все исследователи отмечают, что этими же качествами должен обладать и процесс творческой деятельности, чтобы привести к такому результату.

Для педагогической науки важным является определение, данное в Новой Иллюстрированной энциклопедии, которое демонстрирует комплексное понимание творческой деятельности: «Творчество - это деятельность,

порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью,

оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» [9, с.30]. Мы придерживаемся мнения исследователей Л. Б. Ермолаевой-Томиной, И. П. Калошиной, Е. И. Николаевой, А И. Савенкова, А. Г. Спиркина, Е. Л. Яковлевой, которые трактуют творчество как деятельность, процесс и результат которой обладают новизной, оригинальностью.

Проанализировав различные подходы к понятию «творчество», мы определяем творческую деятельность как процесс, для которого характерными являются: отказ от стереотипов, шаблонов, устоявшихся канонов, ориентация на поиск новых форм, путей, средств ее организации, и в результате которой возникает новый «продукт». Придерживаясь позиции В. Т. Кудрявцева, определяющего творческую деятельность не только как «открытия для других» (объективная новизна), но и как «открытие для себя» (субъективная новизна) [7, с.25], мы рассматриваем творчество как «деятельность избранных» (обозначим это условно творчество первого ранга) и «деятельность многих» (творчество второго ранга). Сущностные показатели творческой деятельности представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сущностные показатели творческой деятельности

Особой разновидностью творческой деятельности является учебнотворческая деятельность, которую мы относим ко второму рангу творчества и рассматриваем как «открытия для себя». В. И. Андреев определяет учебнотворческую деятельность как «один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, ориентированный на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности, особенно её творческих способностей» [1, с.51]. Учебно-творческая деятельность обучающихся имеет свои специфические особенности и предполагает:

1. Процесс деятельности, который характеризуется самостоятельным применением усвоенных ранее знаний, умений, навыков в нетрадиционных условиях; комбинированием известных способов деятельности или переносом их из одной области знаний в другие; созданием новых для обучающихся подходов или путей решения поставленной задачи.

2. Результат деятельности предполагает создание оригинального, субъективно нового продукта, который является итогом свершившегося процесса творческой деятельности [1, с.49].

В этой связи мы придерживаемся позиции В. Т. Кудрявцева, В. С. Ротенберга, М. К. Тутушкиной и других учёных, которые утверждают, что в рамках учебного творчества сам процесс творческой деятельности не менее (если не более) важен для творческого развития личности и может приносить гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат. Обучающиеся ещё только учатся быть творцами, находясь в постоянном поиске чего-то нового, своего, и этот поиск ценен уже сам по себе, вне зависимости от того, к какому результату он приведёт. Поэтому, критериями творчества обучающихся, на наш взгляд, должны являться не только качественные показатели результата творческой деятельности, но и сам процесс ее осуществления, активизирующий творческую продуктивность.

Подводя итоги вышеизложенному, подчеркнём, что проблемы, связанные с творческой деятельностью, были и остаются актуальными и лежат в сфере научных интересов представителей гуманитарных наук, в контексте

междисциплинарного подхода. Мы приходим к выводу о том, что границы творчества широки: от нестандартных решений простых задач до реализации уникального потенциала индивида в определённой области. Л. С. Выготский в этой связи отмечает: «Жизнь раскрывается как система творчества,

постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая мысль, каждое движение и переживание являются стремлением к созданию новой

действительности, порывом вперёд к чему-то новому» [5, с.316].

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. - 238 с.

2. Богоявленская, Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1976. -№4. - С.67-79.

3. Большая Советская энциклопедия: В 30т. 3-е изд. [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 25.- 600 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский.- СПб, 1997. - 92 с.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В.Давыдова. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 534 с.

6. Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Калошина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 431с.

7. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / В. Т. Кудрявцев - М.: Знание, 1991. - 80 с.

8. Морозов, А. В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие [Текст] / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.

9. Новая иллюстрированная энциклопедия: в 20 т. [Текст] / - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.- Т. 18. - 256 с. 2004. - Т. 10. - 256 с.

10. Практическая психология: учеб. для вузов [Текст] / под. ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Издательство «Дидактика плюс», 1998. - 334 с.

11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - С-Пб, 1999. - 712 с.

12. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе [Текст]: дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. И. Санникова. - Оренбург, 2002. - 386 с. -Библиогр.: С.368-386.

13. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Корабеловой, В. А. Лутченко. - М.: Инфра, 2006. - 576с.

Bibliography

1. Andreev, V. I. Dialectics of education and self-education of a creative personality [Text] / Century I. Andreev. - Kazan: Kazan University, 1988. - 238 p.

2. Bogoyavlenskaya, D. B. About one of the approaches to the study of intellectual creativity [Text] / D. B. Epiphany // Questions of psychology. - M: Pedagogy, 1976. - №4. - P.67-79.

3. Great Soviet Encyclopedia: In the 30t. 3rd ed. [Text] / Ch. Ed. AM Prokhorov. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1976. T. 25. - 600 p.

4. Vygotsky, LS Imagination and creativity in childhood [Text] / Vygotsky. - Saint Petersburg, 1997. - 92 p.

5. Vygotsky, HP Pedagogical psychology [Text] / Ed. Century В.Давыдова. - M: Pedagogics-press, 1999. - 534 p.

6. Kaloshina, I. P. Psychology of creative activity: textbook. manual for high schools [Text] / I. P. Kaloshin. - M: UNITY-DANA, 2003. - 431 p.

7. Kudryavtsev, V. I. Problem learning: the origins, nature, prospects [Text] / Century I. Kudryavtsev M: Znanie, 1991. - 80 p.

8. Morozov, AV, Chernilevsky, DV Creative pedagogy and psychology: studies. allowance [Text] / AV Morozov, DV Chernilevsky. - 2nd ed., Rev. and add. - M.: Academic Project, 2004. -560 p.

9. The new illustrated encyclopedia: 20 tons [Text] / - M: Scientific publishing house «the

Great Russian encyclopedia», 2005.- So 18. - 256 C. 2004. - 10. - 256 p.

10. Practical psychology: textbook. for high schools [Text] / ed. amended by M. K. Тутушкиной. SPb.: Publishing house «Didactics plus», 1998. - 334 p.

11. Rubinshtein, S. L. Fundamentals of General psychology [Text] / S. L. Rubinstein. -

Saint-Petersburg, 1999. - 712 p.

12. Sannikov, A. I. Development of creative potential of pupils in the educational process [Text]: Diss. Dr. PED. Sciences 13.00.01 / A. I. Sannikov. - Orenburg, 2002. - 386 P. - Bibliogr.: P.368-386.

13. Encyclopedic dictionary of philosophy [Text] / Ed. by E. F. Gubskiy, Century Корабеловой, V. A. Lutchenko. - M: Infra, 2006. - 576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.