Научная статья на тему 'Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников'

Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2731
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА / THINKING / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITIES / CREATIVE THINKING / PRESCHOOLER MINDSET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машковцева Лариса Михайловна

Понимание сущности творческого мышления неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных ученых. Проблема развития творческого мышления остается малоизученной, несмотря на то что многие психологи и педагоги исследовали и исследуют данный феномен с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе его происхождения, условиях и критериях развития. Процесс его формирования начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей человеческой жизни. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, мыслить творчески. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте происходит при непосредственном участии взрослого в процессе организации продуктивных видов деятельности и решении проблемных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological bases of the problem of the creative thinking development among preschoolers

The views on the nature of creative thinking remains controversial in the works of national and foreign scientists. The problem of the development of creative thinking stays insufficiently explored, despite the fact that many psychologists and educators have investigated the phenomenon from different angles, but there is still no consensus about the nature of its origin, the conditions and criteria of development. The process of its formation begins in the preschool years and continues throughout human life. For this it is necessary to develop creativity, to think creatively. Success in training is associated with the development of two contradictory processes: logical thinking component (the opportunity for algorithmic learning and phased training) and creative thinking component. The development of creative thinking in the preschool age occurs with the direct participation of an adult during the organization of productive activities and problem solving.

Текст научной работы на тему «Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников»

XIX - beginning of XX century)] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, philosophical, political and legal Sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice: in 3 pts. Pt. 2. 2011, № 7 (13), pp. 98-102; Horeva L. V., Sushchinskaya M.D. Istoriya blagotvoritel'nosti v Rossii: ucheb. posobie [History of philanthropy in Russia: textbook.]. SPb. Piter. 2009. 260 P.

УДК 159.922.75

Л. М. Машковцева

Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников

Понимание сущности творческого мышления неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных ученых. Проблема развития творческого мышления остается малоизученной, несмотря на то что многие психологи и педагоги исследовали и исследуют данный феномен с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе его происхождения, условиях и критериях развития.

Процесс его формирования начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей человеческой жизни. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, мыслить творчески. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте происходит при непосредственном участии взрослого в процессе организации продуктивных видов деятельности и решении проблемных ситуаций.

The views on the nature of creative thinking remains controversial in the works of national and foreign scientists. The problem of the development of creative thinking stays insufficiently explored, despite the fact that many psychologists and educators have investigated the phenomenon from different angles, but there is still no consensus about the nature of its origin, the conditions and criteria of development.

The process of its formation begins in the preschool years and continues throughout human life. For this it is necessary to develop creativity, to think creatively. Success in training is associated with the development of two contradictory processes: logical thinking component (the opportunity for algorithmic learning and phased training) and creative thinking component. The development of creative thinking in the preschool age occurs with the direct participation of an adult during the organization of productive activities and problem solving.

Ключевые слова: мышление, творчество, творческая деятельность, творческое мышление, мышление дошкольника.

Keywords: thinking, creativity, creative activities, creative thinking, preschooler mindset.

В связи с изменениями, происходящими в социальной ситуации развития современной России, повысились требования к таким качествам развивающейся личности, как творческое отношение к действительности, открытость новому опыту. Способность творчески мыслить развивается уже с дошкольного возраста и влияет на успешность обучения ребенка в школе.

Многие исследователи рассматривают феномен творческого мышления с разных сторон, однако нет единого мнения о природе его происхождения, условиях и критериях развития.

Существует большое количество определений понятий «мышление» и «творчество», отмечены типы построения теории творчества, а также выделены признаки творческой ситуации. Исследователи развития личности дошкольника (Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Э. Стоунс, Д. Б. Эльконин и др.), выявляя особенности мышления и творческой деятельности ребенка, обозначая средства и фазы обучения решению творческих проблем, а также изучая феномен творческого мышления ребенка подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

© Машковцева Л. М., 2014

Проведя теоретический анализ имеющихся исследований, стало очевидно, что мышление - понятие многогранное.

С точки зрения М. К. Мамардашвили, «мышление, мысль есть средство, единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся жизни. Причём этот акт необходимо повторять снова и снова» [1].

Данное определение подтверждает К. К. Платонов, выделяя семь этапов мыслительного действия.

Первый этап - задача, постановка проблемы.

Второй и третий этапы взаимозаменяемы - осознание вопроса и появление ассоциаций.

Четвёртый этап - появление предположения.

Пятый этап - проверка имеющегося предположения.

Шестой этап - подтверждение или не подтверждение предположения.

Седьмой этап - решение задачи. После решения задачи процесс повторяется и на смену решённой приходит новая задача.

Однако не существует единого, общепринятого, определения, раскрывающего всю его сущность и глубину. Скорее всего, как считает Б. Мещеряков, это объясняется тем, что мышление как психический процесс, основано на творчестве: если творчество - всегда тайна, проблема, вопрос, то продуктивное мышление, как синоним творческого мышления, «связано с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач» [2]. Чем раньше в процессе жизнедеятельности субъекта акцентировать внимание на развитии его творческого мышления, тем успешнее и продуктивнее станет его деятельность в будущем.

Мышление и творчество - два взаимозависимых понятия. Мышление проявляется в различных теориях творчества. С. О. Грузенберг и А. Ю. Козырева выделили три типа построения теории творчества: философский, психологический и интуитивный, каждый из которых имеет свои разновидности [3].

1. Философский тип:

1) гносеологическая разновидность предполагает познание мира в процессе художественной интуиции (А. Бергсон, Н. О. Лосский, Платон, А. Шопенгауэр);

2) метафизическая разновидность связана с раскрытием метафизической сущности в религиозно-этической интуиции (Августин, Ф. Аквинский, Сократ).

2. Психологический тип:

1) разновидность, сближенная с естествознанием, основана на изучении проблем творческого воображения, интуитивного мышления, творческого экстаза, вдохновения;

2) ответвление психопатологии, базирующееся на изучении гениальности, помешательства, суеверия, влияния наследственности на развитие мышления.

3. Интуитивный тип:

1) эстетическая разновидность предполагает раскрытие метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции;

2) историко-литературная разновидность занимается изучением народной поэзии, мифов, народных сказок, ритма в поэзии, литературной импровизации.

Творчество оправдывает само себя, оно само есть «оправдание собственного существования». Любому человеку присуще «выражать себя в творчестве жизни» [4].

Т. Вуджек называет творчество «неуправляемым порывом вдохновения» и формулирует три ключа к творчеству: новизна, ценность продуктов деятельности, внутренняя мотивация и желание [5].

Развитие мышления происходит в творческой ситуации. Я. Б. Частоколенко выделяет следующие её признаки:

- включение не требует интеллектуальной обработки,

- открытость по «вертикали» (индивидуально для каждого участника) и по «горизонтали» (для всего мира),

- наличие искренности между теми, кто вовлечён в творческую ситуацию,

- принятие участниками друг друга [6].

Творческое (продуктивное) мышление, по мнению Я. А. Пономарёва, - «решающее звено всякой мыслительной деятельности, ибо только оно непосредственно открывает новое».

В разнообразных формах репродуктивного мышления интеллектуальные операции осуществляются на основе уже достигнутого [7].

И. В. Угрюмова определяет творческое мышление как «способность придавать одному и тому же объекту множество разных значений по принципу дополнительности, понимать его по-разному, в то же время осознавая его целостность». Итогом работы творческого мышления является творческое решение - «принятие решения с позиции многозначного понимания». Многозначность определяется целостностью понимания объекта [8].

Сложность понимания мышления заключается и в том, что на каждом возрастном этапе развития человека мышление имеет свои особенности. Начало развития данного процесса начинается еще в дошкольные годы.

Так, Д. Б. Эльконин определил следующие особенности мышления детей-дошкольников:

1) зарождение и развитие наглядно-образного мышления (уровень конкретных операций);

2) феномен центрации, отсутствие понимания противоречий;

3) поисковая деятельность - основание мышления дошкольника;

4) произвольность, «наличие не столько цели, сколько средств и способов её осуществления»;

5) возникновение элементов самосознания;

6) непосредственность исчезает в период кризиса семи лет [9].

Ребёнок старшего дошкольного возраста отличается своей непосредственностью. Причина её, по мнению Л. С. Выготского, заключается в «недостаточной дифференцированности внутренней и внешней жизни» ребёнка, непроизвольности психических процессов [10].

Основой непроизвольной активности ребёнка является исследование и познание нового. Непроизвольная познавательная активность включена в процесс умственного развития ребёнка, она составляет базу его возможностей [11].

Дж. Баттерворт и М. Харрис отмечают, что в игровой и изобразительной деятельности ребёнка проявляется символическая репрезентация, т. е. символическое обозначение деятельности. Одной из разновидностей символической репрезентации является анимизм [12].

Именно анимизм является основной особенностью творческого мышления ребёнка старшего дошкольного возраста. Анимизм - «сказочность» мышления, проявляющаяся в наделении неживых предметов духовностью, способностью понимания [13].

Э. Стоунс связывает творчество с дивергентным мышлением, которое он называет «абстрактным понятием», и утверждает, что «не существует единого мнения о том, что дивергентное мышление и творчество есть два названия одного и того же явления, или даже, что дивергентное мышление является основным элементом творчества» [14].

Собственно творчеством Э. Стоунс называет «самостоятельное решение проблемы», при котором ребёнок не получает помощи со стороны взрослого.

А. Ю. Козырева считает, что дивергентное мышление - это «единство логического и интуитивного», обладающее следующими качествами: быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью [15].

А, по мнению Э. Стоунса, дивергентное мышление предполагает нахождение «необычных способов решения проблем» и состоит из оригинальности, гибкости и продуктивности. Оригинальность проявляется в умении давать необычные заголовки коротким историям, «играть словами». Гибкость выявляется, когда ребёнок рассказывает, каким образом можно использовать самые обычные предметы. Продуктивность мышления определяется количеством идей, выдвинутых при ответе на данный вопрос, и включает в себя быстроту и точность [16].

Э. Стоунс говорит о необходимости «активно строить у детей новые способы мышления, а не довольствоваться теми, которые у них сложились» [17]. Решение проблемы совместно с ребёнком подобно «посвящению в тайну» [18]. Обучение детей решению проблем, с точки зрения Э. Стоунса, осуществляется по графику, который основан на трёх фазах.

1. Предактивная фаза:

• Выяснение характера решаемой проблемы.

• Определение умений, необходимых при решении проблемы.

2. Фаза взаимодействия:

• Поощрение широкого охвата методов решения проблемы.

• Напоминание о свойствах, составляющих проблему.

• Поощрение к проведению анализа проблемы.

• Подсказывание в разумных пределах, не решая проблему за ребёнка.

• Обеспечение в ключевых моментах решения проблемы обратной связи.

• При объяснении методов решения проблемы поощрение самостоятельных способов решения.

3. Оценка:

• Предъявление ребёнку новых проблем подобного типа [19].

Э. Стоунс также выделяет алгоритмические и эвристические средства решения проблем. Алгоритмические средства являются «детерминированными, предсказуемыми», а эвристические средства сообразуются «с неоднозначными результатами и способами их получения» (см. таблицу).

Сравнение эвристических и алгоритмических средств решения проблем (по Э. Стоунсу)

Параметры сравнения Средства решения проблем

Алгоритмические Эвристические

1. Проблемы Разнообразие решаемых проблем

2. Термины Ясные, однозначные Неоднозначные, не всегда ясные

3. Описание решения Подробное Не всегда развёрнутое

4. Результаты Совпадают Разнообразны

5.Сфера применения Широкая Узкая (частная)

Исходя из мнения Э. Стоунса, алгоритмические и эвристические средства направлены на решение разнообразных проблем. При этом алгоритмические средства предполагают использование ясных, однозначных терминов, подробное описание всего процесса решения проблемы, совпадение результатов решения одной и той же проблемы у разных людей. А эвристические средства основаны на использовании не всегда однозначных и ясных терминов. Описание решения проблемы в процессе использования эвристических средств не всегда может быть развёрнутым, они носят частный характер и применяются специализированно [20].

Деятельность человека, в том числе и мыслительная, по своей природе результативна, т. е. её результатом является определённый продукт. Презентация продуктов деятельности осуществляется, как считает Дж. Брунер, постадийно и отражает в обобщённой форме этапы развития творческого мышления: первая стадия - конкретные действия; вторая стадия -создание картины, образа; третья стадия - использование символического средства для передачи образа [21].

Данные стадии соответствуют основным видам мышления человека: действенному, образному, словесно-логическому. Следовательно, творческое мышление можно рассматривать как комплексное, многоаспектное понятие.

Опираясь на характеристики видов мышления и сравнивая детское творческое мышление со взрослым, Е. С. Белова и Е. И. Щебланова выделяют следующие особенности творческой деятельности ребёнка-дошкольника: синкретизм (слитность различных видов творческой деятельности); динамичность; эмоциональная окрашенность; связь с игрой [22]. При этом одним из ведущих факторов, влияющих на мыслительный процесс ребенка, является речь.

С. Л. Рубинштейн выделил следующие функции слов в мышлении дошкольника: превращение собственного имени в нарицательное и наоборот, так как ребёнку сложно оперировать отвлечённой системой отношений; буквальное понимание метафор и переносных значений слов [23].

В 6-7 лет ребёнок начинает оперировать отвлечённой системой отношений и верно понимать метафоры. Всё это помогает ему создавать при помощи и участии взрослого оригинальные продукты словесного творчества. Процесс развития творческого мышления подчиняется трём принципам причинности: активности, саморазвития, иерархичности. Исходя из принципа активности, творческое мышление активизируется благодаря внутреннему потенциалу ребёнка и проявляется в продуктах его деятельности. Следуя принципу саморазвития, творческое мышление совершенствуется, решая проблемы, затруднения, задачи. Иерархичность предполагает приоритет, определяющее влияние мотивации над творческим мышлением дошкольника [24].

Творческое мышление, как выяснилось, имеет неоднозначное толкование: с одной стороны, данный психический процесс основывается на решении противоречий, проблем, возникающих перед ребенком в процессе его деятельности, а с другой - понятие «мышление» является синонимом творческому мышлению, так как мышление основано на решении трудностей. В первом случае речь идёт о более узком толковании творческого мышления, а во втором - о более широком. В узком смысле под творческим мышлением понимается психический процесс, основанный на выделении из общего потока информации общих идей и конструктивном их использовании индивидом в своей деятельности.

Кроме того, термином «творческое мышление» можно обозначить высшую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывает «принципиально новые для человечества знания, создает нечто оригинальное, не имеющее себе аналога» [25].

В результате творческого мышления у ребенка происходит образование новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует определенный сдвиг в умственном развитии.

Исходя из приведенных суждений, рассмотрев этапы мыслительной деятельности, обозначив признаки творческой ситуации и особенности творческой деятельности ребенка, приходим к выводу:

- творческое мышление ребенка характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения;

- творческое мышление существенно влияет на умственное развитие и успешность в обучения в целом;

- творческое мышление является решающим звеном в умственной деятельности ребенка, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям;

- способность творчески мыслить должна целенаправленно формироваться в процессе всего психического развития человека при непосредственном участии взрослого.

Примечания

1. Мещеряков Б. Мышление. Психология: полный энцикл. справочник / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 403.

2. Там же. С. 412.

3. Козырева А. Ю. Педагогика психологии творчества. М., 1992. С. 124.

4. Низовских Н. А. О самовыражении и творчестве в деятельности человека // Психология творческого самовыражения: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вуджек Т. Как создать идею. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 12.

6. Частоколенко Я. Б. Актуализация первичной креативности // Психология творческого самовыражения: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 78-86.

7. Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 4.

8. Мухина В. С. Развитие мышления дошкольника // Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. С. 202; Угрюмова И. В. Понимание текста и творческое мышление. URL: http://psi.lib.ru.

9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. С. 232.

10. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Кризис 7 лет // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 377.

11. Бачерикова А. А. Формирование творческой активности у детей 5-6 лет в процессе стихосложения // 60-я научная сессия ВятГГУ: материалы межвуз. науч.-теор. конф. (23 апреля 2008 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 91.

12. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. С. 213.

13. Бакулина Г. А. Субъективизация и интеллект: основы взаимосвязи // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования и подготовки специалистов: материалы Всерос. заоч. пед. конф. Вып. 3. / сост. Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова. Киров, 2008. С. 24-25.

14. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. С. 275.

15. Козырева А. Ю. Педагогика психологии творчества. М., 1992; Креативность // Одарённые дети / общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. С. 351-367.

16. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. С. 272.

17. Там же. С. 10.

18. Там же. С. 258.

19. Там же. С. 272.

20. Там же. С. 259.

21. Брунер Дж. С. О познавательном развитии // Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971. С. 31.

22. Белова Е. С. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5-6 лет // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 1. С. 8.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. С. 334.

24. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во Ин-та психологии, 1996. С. 23.

25. Стьюер Ш. Креативное мышление в Photoshop. НТ Пресс, 2005.

Notes

1. Meshcheryakov B. Myshlenie. Psihologiya: polnyj ehncikl. spravochnik [Thinking. Psychology: full handbook] / comp. and general ed. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb. Praim-EVROZNAK. 2007. P. 403.

2. Ibid. P. 412.

3. Kozyreva A. Y. Pedagogika psihologii tvorchestva [Pedagogy of psychology of creativity]. Moscow. 1992. P. 124.

4. Nizovskykh N. A. O samovyrazhenii i tvorchestve v deyatel'nosti cheloveka [About self-expression and creativity in man] // Psihologiya tvorcheskogo samovyrazheniya: materialy mezhregion. nauch. prakt. konf. -Psychology of creative expression: materials of Interregional scient.-practical conf. / ed. by N. A. Nizovskykh. Kirov. VyatSHU Publ. 2004. P. 131.

5. Wudjek T. Kaksozdat'ideyu [How to create the idea]. SPb. Piter Press. 1997. P. 12.

6. Chastokolenko Y. B. Aktualizaciya pervichnoj kreativnosti [Updating of primary creativity] // Psihologiya tvorcheskogo samovyrazheniya: materialy mezhregion. nauch. prakt. konf. - Psychology of creative expression: materials of Interregional scient.-practical conf. / ed. by N. A. Nizovskykh. Kirov. VyatSHU Publ. 2004. Pp. 78-86.

7. Ponomarev Y. A. Psihologiya tvorcheskogo myshleniya [Psychology of creative thinking]. Moscow. Publishing house of APN RSFSR. 1960. P. 4.

8. Mukhina V.S. Razvitie myshleniya doshkol'nika [Development of thinking of preschooler] // Psihologiya doshkol'nika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in tov i uchashchihsya ped. uchilishch - Psychology of the preschool child: tutorial for students of ped. institutes and ped. schools] / edited by L. A. Wenger. Moscow. Prosveshcheniye. 1975. P. 202; Ugryumova I. V. Ponimanie teksta i tvorcheskoe myshlenie [Comprehension of text and creative thinking]. Available at: http://psi.lib.ru. (in Russ.)

9. Elkonin D. B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah [Mental development in children ages]. Moscow. Publishing house of Institute of practical. psychology]. Voronezh. NGO MODAK. 1997. P. 232.

10. Vygotsky L. S. Voprosy detskoj (vozrastnoj) psihologii. Krizis 7 let [Issues in pediatric (age) psychology. Crisis of 7 years] // Col. of works: in 6 Vol. Vol. 4. Detskaya psihologiya - Child psychology / ed. by D. B. Elkonin. Moscow. Pedagogika. 1984. P. 377.

11. Bacherikova A. A. Formirovanie tvorcheskoj aktivnosti u detej 5-6 let v processe stihoslozheniya [Formation of creative activity of children 5-6 years in the process of versification] // 60ya nauchnaya sessiya VyatGGU: materialy mezhvuz. nauch. teor. konf.- 60th scientific session of VyatSHU: materials of interinstitut. scient.-theor. conf. (23 April 2008). Kirov. VyatSHU Puibl. 2009. P. 91.

12. Butterworth J. Principy psihologii razvitiya [Principles of developmental psychology]. Moscow. Cogito-Centre. 2000. P. 213.

13. Bakulina G. A. Sub"ektivizaciya i intellekt: osnovy vzaimosvyazi [Subjectivization and intelligence: foundations relations] // Aktual'nye problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya i podgotovki specialistov: materialy Vseros. zaoch. ped. konf - Actual problems of preschool and primary education and training: materials of all-Russian absent ped. conf. Is. 3. / comp. L. N. Vakhrusheva, S. V. Savinova. Kirov. 2008. Pp. 24-25.

14. Stones E. Psihopedagogika: Psihologicheskaya teoriya i praktika obucheniya [Psychopedagogy: Psychological theory and practice of teaching]. Moscow. Pedagogika. 1984. P. 275.

15. Kozyreva A. Y. Pedagogika psihologii tvorchestva [Pedagogy of psychology of creativity]. Moscow. 1992; Kreativnost' // Odaryonnye deti [Creativity /Gifted children] / general ed. G.V. Burmenskaya, V. M. Slutsky. Moscow. Progress. 1991. Pp. 351-367.

16. Stones E. Psihopedagogika: Psihologicheskaya teoriya i praktika obucheniya [Psychopedagogy: Psychological theory and practice of teaching]. Moscow. Pedagogika. 1984. P. 272.

17. Ibid. P. 10.

18. Ibid. P. 258.

19. Ibid. P. 272.

20. Ibid. P. 259.

21. Bruner J. S. O poznavatel'nom razvitii [About cognitive development] // Issledovanie razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti - Study of the development of cognitive activity / ed. J. Bruner, R. Olver, P. Greenfield. Moscow. Pedagogika. 1971. P. 31.

22. Belova E. S. Issledovanie osobennostej razvitiya tvorcheskogo myshleniya u detej 5-6 let [Study of peculiarities of development of creative thinking in children 5-6 years] // SHkola zdorov'ya - School of health. 2000, So 7, No. 1, p. 8.

23. Rubinstein S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. SPb. ZAO Publishing house "Piter". 1999. P. 334.

24. Kolesnikov V. N. Lekcii po psihologii individual'nosti [Lectures on the psychology of personality]. Moscow. Publishing house of Institute of psychology. 1996. P. 23.

25. Steuer W. Kreativnoe myshlenie v Photoshop [Creative thinking in Photoshop]. HT Press. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.