Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов'

О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
14573
1521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / CREATIVE IMAGINATION / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна

В данной статье рассмотрены понятия креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление, проведен анализ соотношения данных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE RATIO OF CONCEPTS “CREATIVITY”, “CREATIVE ABILITIES”, “CREATIVE IMAGINATION”, “CREATIVE THINKING”

In this article concepts “creativity”, “creative abilities”, “creative imagination” and “creative thinking” are considered, the analysis of a ratio of these concepts is carried out.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов»

УДК 159.95

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КРЕАТИВНОСТЬ», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ», «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ», «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

© 2014 Ю.В.Величко

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 11.04.2014

В данной статье рассмотрены понятия креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление, проведен анализ соотношения данных понятий.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, творческое воображение, творческое мышление.

С появлением в психологии понятий креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление встал вопрос о соотношении этих понятий, тождественны ли творческие способности и креативность, являются ли творческое воображение и творческое мышление проявлениями творческих способностей и креативности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность(от лат. Creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, П.С.Гуревич определяете креативность, как творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность1. С точки зрения Р.Стернберга креативность это способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределённости, готовность противостоять мнению окружающих2.

В исследованиях К.Роджерса под креативностью понимается способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения3. М.А.Холодная уточняет, что креативность рассматривается в узком и широком значении. В узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж.Гилфорду), отличительной особенностью, которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того

° Величко Юлия Викторовна, аспирант кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования. E-mail: velichkojulia&mail. ru

1 Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С.Гуревича - М.: 2007. - С. 317.

2 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб.: 2007. - С. 199.

3 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности,

одаренности. - СПб.: 2009. - С. 157.

же объекта4. Под креативностью в широком смысле слова Ф.Баррон понимает творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт. Согласно М.Воллаху, креативность - это способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем. Е.Торренс определяет креативность как способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации. Дж.Гилфорд под креативностью понимает способность отказываться от стереотипных способов мышления5. Зарубежными психологами выделены четыре аспекта понимания креативности: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под креативной средой понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества. С.Медник в своей психологической концепции ядром креативности считает ассоциации. По его мнению-делениепознавательного акта на конвергентную и дивергентную составляющие представляет творческий процесс неадекватно. Креативность - способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Творческий процесс рассматривается как переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации. Творческое решение отклоняется от стереотипного. Критерием креативности решений становится величина отклонения от стереотипа.

В исследованиях В.Н.Козленко креативность понимается как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме

4 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-ое изд, перераб. и доп. - СПб.: 2002. - С. 171.

5 Ильин Е.П. Психология творчества .... - С. 158.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014

рефлекса. У В.Н.Дружинина креативность рассматривается как относительно независимый фактор одаренности6. В работах С.И.Мак-шанова и Н.Ю.Хрящевой креативность определяется «как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе». В.Г.Каменская и И.Е.Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов7.

Креативность - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т.д.8. Анализ исследований психологов по проблеме креативности позволяет утверждать что «креативность», с одной стороны - психический процесс, с другой стороны творческое отношение к жизни. Креативность определяется как системное (многомерное, многоуровневое) психическое образование. Креативность проявляется в инновационных преобразованиях во всех (или отдельных) сферах жизни человека (познании, мышлении, общении, профессиональной деятельности, в самосовершенствовании и т.д.). Согласно Е.П.Ильину, креативность функционирует как единая целостная система. Развитиекреативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативно-сти,в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов9. В настоящее время существует несколько направлений в определении творческих способностей. В одном из них творческие способности определяются уровнем интеллектуального развития (Н.С.Лейтес, Н.Н.Под-дьяков, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев, О.К.Тихомиров, П.Е.Веракса).

Н.Н.Поддьяков, исследуя творческие способности, выделяет в качестве основного их структурного компонента проблемность мышления, которая выражается в открытости ребёнка новому, в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке вопросов и проблем10. Методами исследования творческих способностей являются проблемные ситуации. Во втором направлении творческие способности понимаются как креативность,как обнаружение нового в постановке и решении проблем». Эта позиция имеет отношение к ранее изложенным подходам Дж.Гилфорда, Е.П.Торренса (А.М.Матюшкин, Е.И.Щебланова). В третьем направлении творческие способности определяются как общие способности по преобразованию прежнего опыта. В данном направлении творчество противопоставляется деятельности, и особый акцент ставится на активности бессознательного. Я.А.Пономарев определяет механизм творчества как взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным, субдоминантным сознанием. В четвертом направлении творческие способности понимаются как интегральное качестволичности, объединяющее интеллектуальный и личностный компоненты (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков). Концепцию Д.Б.Богоявленской отличает понимание творческих способностей как способности к развитию деятельности по инициативе субъекта. Она выделяет единицу творчества «интеллектуальную активность» (интеллектуальную инициативу). Творческие способности оцениваются по способности ребёнка «выходить за рамки требуемого», по проявлению интеллектуальной активности в деятельности.

Проанализировав различные подходы к пониманию креативности и творческих способностей, креативность может рассматриваться как, творческаяспособность проявляющаяся в разных видах деятельности человека.

Рассмотрим, каково соотношение творческих способностей и творческого воображения и творческого мышления. Вопрос о взаимосвязи творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением остается до сих пор открытым. С.Л.Рубинштейн отмечал11, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность выс-

6 Дружинин В.Н. Психология общих.... - С. 210.

7 Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности / под ред. Н.Ю.Хрящевой. - СПб.: 2006. - С. 99.

8 Ильин Е.П. Психология творчества .... - С. 159.

9 Ильин Е.П. Психология творчества ... - С. 160.

10 Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: 1995. - С. 11.

11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: 2007. - С. 300.

шего уровня - творческого воображения. Творческое воображение, по мнению О.М.Дьяченко является одним из компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового. Творческое воображение - это создание новых образов, представлений, воплощающихся впоследствии в произведения. «Воображение - основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности»12. Таким образом, творческое воображение является основным компонентом творческих способностей. Одновременно творческое воображение, по мнению А.В.Петровского предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности13.

Переходя к рассмотрению творческого мышления обратимся к исследованиям Дж.Гил-форда, который рассматривает творческое мышление, как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов14. Творческое мышление - продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач. Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры. В большинстве случаев мышление творческое связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений15. Представляет интерес включение Е.Е.Туник дивергентного мышления как

одного из критериев креативности: чувствительность к проблеме; способность к синтезу; способность к выделению сходства и различия; способность к воссозданию недостающих деталей; способность к прогнозированию; дивергентное мышление16.

Воображение заметим, что так же, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика17.

Рассмотрев разные точки зрения по данному вопросу о соотношении творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением можно утверждать, что творческое воображение и творческое мышление являются обязательными компонентами творческих способностей. На наш взгляд, подобный анализ понятий важен для проектирования, содержательной разработки и организации эмпирического исследования развития творческого компонента личности на разных возрастных этапах.

12 Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М.: 2008. - С. 10.

13 Введение в психологию / под общ. ред. проф.

A.В. Петровского. - М.: 1996. - С. 225.

14 Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под. общ. ред.

B.Б.Шапаря. - изд. 2-е - Ростов н/Д.: 2006. - С. 297.

15 Еникеев М.Н. Психологический энциклопедический словарь. - М.: 2009. - С. 258.

16 Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. - СПб.: 1992. - С. 7.

17 Введение в психологию .. - С. 224.

ABOUT THE RATIO OF CONCEPTS "CREATIVITY", "CREATIVE ABILITIES", "CREATIVE IMAGINATION", "CREATIVE THINKING"

© 2014 Yu.V.Velichko°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In this article concepts "creativity", "creative abilities", "creative imagination" and "creative thinking" are

considered, the analysis of a ratio of these concepts is carried out.

Key words: creativity, creative abilities, creative imagination, creative thinking.

Yulia Victorovna Velichko, Postgraduate student of department of social pedagogics, psychology and pedagogics of primary education. E-mail: velichkojulia@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.