УДК 159.95
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КРЕАТИВНОСТЬ», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ», «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ», «ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
© 2014 Ю.В.Величко
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 11.04.2014
В данной статье рассмотрены понятия креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление, проведен анализ соотношения данных понятий.
Ключевые слова: креативность, творческие способности, творческое воображение, творческое мышление.
С появлением в психологии понятий креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление встал вопрос о соотношении этих понятий, тождественны ли творческие способности и креативность, являются ли творческое воображение и творческое мышление проявлениями творческих способностей и креативности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность(от лат. Creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, П.С.Гуревич определяете креативность, как творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность1. С точки зрения Р.Стернберга креативность это способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределённости, готовность противостоять мнению окружающих2.
В исследованиях К.Роджерса под креативностью понимается способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения3. М.А.Холодная уточняет, что креативность рассматривается в узком и широком значении. В узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж.Гилфорду), отличительной особенностью, которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того
° Величко Юлия Викторовна, аспирант кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования. E-mail: velichkojulia&mail. ru
1 Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С.Гуревича - М.: 2007. - С. 317.
2 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб.: 2007. - С. 199.
3 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности,
одаренности. - СПб.: 2009. - С. 157.
же объекта4. Под креативностью в широком смысле слова Ф.Баррон понимает творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт. Согласно М.Воллаху, креативность - это способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем. Е.Торренс определяет креативность как способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации. Дж.Гилфорд под креативностью понимает способность отказываться от стереотипных способов мышления5. Зарубежными психологами выделены четыре аспекта понимания креативности: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под креативной средой понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества. С.Медник в своей психологической концепции ядром креативности считает ассоциации. По его мнению-делениепознавательного акта на конвергентную и дивергентную составляющие представляет творческий процесс неадекватно. Креативность - способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Творческий процесс рассматривается как переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации. Творческое решение отклоняется от стереотипного. Критерием креативности решений становится величина отклонения от стереотипа.
В исследованиях В.Н.Козленко креативность понимается как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме
4 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-ое изд, перераб. и доп. - СПб.: 2002. - С. 171.
5 Ильин Е.П. Психология творчества .... - С. 158.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014
рефлекса. У В.Н.Дружинина креативность рассматривается как относительно независимый фактор одаренности6. В работах С.И.Мак-шанова и Н.Ю.Хрящевой креативность определяется «как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе». В.Г.Каменская и И.Е.Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов7.
Креативность - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т.д.8. Анализ исследований психологов по проблеме креативности позволяет утверждать что «креативность», с одной стороны - психический процесс, с другой стороны творческое отношение к жизни. Креативность определяется как системное (многомерное, многоуровневое) психическое образование. Креативность проявляется в инновационных преобразованиях во всех (или отдельных) сферах жизни человека (познании, мышлении, общении, профессиональной деятельности, в самосовершенствовании и т.д.). Согласно Е.П.Ильину, креативность функционирует как единая целостная система. Развитиекреативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативно-сти,в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов9. В настоящее время существует несколько направлений в определении творческих способностей. В одном из них творческие способности определяются уровнем интеллектуального развития (Н.С.Лейтес, Н.Н.Под-дьяков, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев, О.К.Тихомиров, П.Е.Веракса).
Н.Н.Поддьяков, исследуя творческие способности, выделяет в качестве основного их структурного компонента проблемность мышления, которая выражается в открытости ребёнка новому, в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке вопросов и проблем10. Методами исследования творческих способностей являются проблемные ситуации. Во втором направлении творческие способности понимаются как креативность,как обнаружение нового в постановке и решении проблем». Эта позиция имеет отношение к ранее изложенным подходам Дж.Гилфорда, Е.П.Торренса (А.М.Матюшкин, Е.И.Щебланова). В третьем направлении творческие способности определяются как общие способности по преобразованию прежнего опыта. В данном направлении творчество противопоставляется деятельности, и особый акцент ставится на активности бессознательного. Я.А.Пономарев определяет механизм творчества как взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным, субдоминантным сознанием. В четвертом направлении творческие способности понимаются как интегральное качестволичности, объединяющее интеллектуальный и личностный компоненты (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков). Концепцию Д.Б.Богоявленской отличает понимание творческих способностей как способности к развитию деятельности по инициативе субъекта. Она выделяет единицу творчества «интеллектуальную активность» (интеллектуальную инициативу). Творческие способности оцениваются по способности ребёнка «выходить за рамки требуемого», по проявлению интеллектуальной активности в деятельности.
Проанализировав различные подходы к пониманию креативности и творческих способностей, креативность может рассматриваться как, творческаяспособность проявляющаяся в разных видах деятельности человека.
Рассмотрим, каково соотношение творческих способностей и творческого воображения и творческого мышления. Вопрос о взаимосвязи творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением остается до сих пор открытым. С.Л.Рубинштейн отмечал11, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность выс-
6 Дружинин В.Н. Психология общих.... - С. 210.
7 Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности / под ред. Н.Ю.Хрящевой. - СПб.: 2006. - С. 99.
8 Ильин Е.П. Психология творчества .... - С. 159.
9 Ильин Е.П. Психология творчества ... - С. 160.
10 Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: 1995. - С. 11.
11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: 2007. - С. 300.
шего уровня - творческого воображения. Творческое воображение, по мнению О.М.Дьяченко является одним из компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового. Творческое воображение - это создание новых образов, представлений, воплощающихся впоследствии в произведения. «Воображение - основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности»12. Таким образом, творческое воображение является основным компонентом творческих способностей. Одновременно творческое воображение, по мнению А.В.Петровского предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности13.
Переходя к рассмотрению творческого мышления обратимся к исследованиям Дж.Гил-форда, который рассматривает творческое мышление, как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов14. Творческое мышление - продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач. Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры. В большинстве случаев мышление творческое связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений15. Представляет интерес включение Е.Е.Туник дивергентного мышления как
одного из критериев креативности: чувствительность к проблеме; способность к синтезу; способность к выделению сходства и различия; способность к воссозданию недостающих деталей; способность к прогнозированию; дивергентное мышление16.
Воображение заметим, что так же, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика17.
Рассмотрев разные точки зрения по данному вопросу о соотношении творческих способностей с творческим воображением и творческим мышлением можно утверждать, что творческое воображение и творческое мышление являются обязательными компонентами творческих способностей. На наш взгляд, подобный анализ понятий важен для проектирования, содержательной разработки и организации эмпирического исследования развития творческого компонента личности на разных возрастных этапах.
12 Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М.: 2008. - С. 10.
13 Введение в психологию / под общ. ред. проф.
A.В. Петровского. - М.: 1996. - С. 225.
14 Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под. общ. ред.
B.Б.Шапаря. - изд. 2-е - Ростов н/Д.: 2006. - С. 297.
15 Еникеев М.Н. Психологический энциклопедический словарь. - М.: 2009. - С. 258.
16 Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. - СПб.: 1992. - С. 7.
17 Введение в психологию .. - С. 224.
ABOUT THE RATIO OF CONCEPTS "CREATIVITY", "CREATIVE ABILITIES", "CREATIVE IMAGINATION", "CREATIVE THINKING"
© 2014 Yu.V.Velichko°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
In this article concepts "creativity", "creative abilities", "creative imagination" and "creative thinking" are
considered, the analysis of a ratio of these concepts is carried out.
Key words: creativity, creative abilities, creative imagination, creative thinking.
Yulia Victorovna Velichko, Postgraduate student of department of social pedagogics, psychology and pedagogics of primary education. E-mail: velichkojulia@mail. ru