Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированные ситуации как фактор активизации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы'

Профессионально-ориентированные ситуации как фактор активизации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уваров Игорь Александрович

Рассматривается возможность организации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы, актуализации в образовательном процессе системы профессионально-ориентированных ситуаций. Анализируется содержание понятий «профессиональное творчество», «учебно-творческая задача». Представлена технология учебного ролевого взаимодействия, ее этапы в процессе реализации профессионально-ориентированных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уваров Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally Oriented Situations As Activating Factor of Training-and-Creative Activity of Future Fire Service Experts

The article considers the possibility of organizing training-and-creative activity of future fire service experts, as well as using professionally oriented situations in the educational process. It gives the analysis of such concepts as "professional work", "training-and-creative task"; presents the technology of educational role interaction, its stages while implementing professionally oriented situations.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированные ситуации как фактор активизации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы»

УДК 371.12 ББК 847

Уваров Игорь Александрович

старший научный сотрудник

Академии Государственной противопожарной службы МЧС России

г.Москва Uvarov Igor Alexandrovich Senior Research Officer The Academy of the State Fire Service The Russian Federation Ministry of Emergencies

Moscow

Профессионально-ориентированные ситуации как фактор активизации учебно-творческой деятельности будущих специалистов

противопожарной службы Professionally Oriented Situations As Activating Factor of Training-and-Creative Activity of Future Fire Service Experts

Рассматривается возможность организации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы, актуализации в образовательном процессе системы профессионально-ориентированных

ситуаций. Анализируется содержание понятий «профессиональное творчество», «учебно-творческая задача». Представлена технология учебного ролевого взаимодействия, ее этапы в процессе реализации профессиональноориентированных ситуаций.

The article considers the possibility of organizing training-and-creative activity of future fire service experts, as well as using professionally oriented situations in the educational process. It gives the analysis of such concepts as "professional work", "training-and-creative task"; presents the technology of educational role interaction, its stages while implementing professionally oriented situations.

Ключевые слова: учебно-творческая деятельность, профессиональное

творчество, учебно-творческая задача, профессионально-ориентированные

ситуации, технология ролевого взаимодействия.

Key words: training-and-creative activity, professional creativity, training-and-creative task, professionally oriented situations, technology of role interaction.

Процесс непрерывного совершенствования и обновления российского образования в современных экономических условиях актуализирует проблему научного сопровождения креативной, творческой составляющей подготовки будущих специалистов противопожарной службы.

Понятию «творчество» посвящены исследования многих педагогов, психологов, философов (Д.Б. Богоявленская, В.В. Краевский, С. А. Новоселов, Я.А. Пономарев, Ю.Г. Фокин, и др.) Я.А. Пономарев трактует творчество в широком смысле и связывает его с понятием «развитие»: «... это механизм

развития, атрибут материи, источник движения, взаимодействия, ведущего к развитию» [9, с.72]. В работах С. Л .Рубинштейна это создание новых, оригинальных ценностей имеющих общественную значимость. В работах Л.С. Выготского это создание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта. К.К. Платонов рассматривает творчество, как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами [7].

При анализе творчества, как специфического вида человеческой деятельности, авторы определяют эту деятельность через выделение таких признаков как «новизна» и «общественная значимость» по «созданию чего-либо нового, особо ценного, обогащению культуры» [1, 4, 6, 9], при этом отмечая важнейшие аспекты (признаками) связанными с «самореализацией личности», «ее предметным утверждение в мире» [1, 2, 4, 6].

Обобщая подходы к понятию «творчество», мы отмечаем важный для исследования аспект, что творчество - это целенаправленная деятельность, посредством которой осуществляется самореализация, самоутверждение человеческой личности, человеческой культуры и общества.

То, что творчество является естественной потребностью человека, высшей формой его поисковой активности отмечают многие исследователи этого феномена. Д.Б. Богоявленская уточняет, что творчество это высшая форма активности, проявление интеллектуальной активности человека, где умственные способности составляют фундамент и определяют широту и глубину познавательного интереса, но проявляются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через структуру личности [2].

Нам близки подходы Д.В.Колесова, который рассматривает творчество как постоянное преобразование содержания внутреннего мира, постоянное осознание возникающего во внутреннем мире нового. «Творческий человек отличается от нетворческого именно повышенным интересом к новому в своем внутреннем мире - к новым образам, новыми мыслям, более того, ему становится просто интересно, что еще он может из этого внутреннего мира «извлечь», на что он способен. Поэтому настоящее творчество- это и познание

собственных возможностей: человеку интересно, что и как у него получится» [3, с.259].

В.И. Андреев при анализе творчества, как специфического вида человеческой деятельности, выделяет существенные характеристики, которые проявляются в их целостном единстве: наличие противоречия проблемной

ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость, прогрессивность в развитии личности и общества; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса и результата [1, с. 49].

Обобщая подходы, изложенные в психолого-педагогической литературе, мы рассматриваем процесс развития творчества, как вид активной деятельности человека и определяем творчество, как деятельность человека, включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание в соответствии с потребностями человека и человечества материальных и духовных объектов, обладающих новизной, полезностью и социальной значимостью.

Содержание понятия «профессиональное творчество» можно рассмотреть как процесс формирования и развития творческого потенциала человека в ходе его профессионального становления, как вид творчества, направленный на совершенствование и разработку новых технических и технологических решений в сфере профессиональной деятельности. При этом под профессиональным творчеством понимается не любая и не вся профессиональную деятельность, а только та ее часть, которая характеризуется направленностью на поиск и разработку новых оригинальных творческих решений профессиональных задач - как вновь возникающих, нестандартных, так и типичных, но решаемых в новых условиях.

Современный процесс учебно-творческой деятельности характеризуется многоаспектностью и способностью приобретать специфические черты в зависимости от сферы профессиональной деятельности, к которой готовятся будущие специалисты. Основой организации учебно-творческой деятельности

обучающихся является процесс решения учебно-творческих задач, который может быть реализован либо в форме самостоятельной работы при изучении учебных, прежде всего специальных, дисциплин с использованием эвристических методов и элементов деловой игры, либо в форме внеурочной самостоятельной деятельности, а также посредством комбинации этих форм.

Многочисленные трактовки понятия «учебно-творческая задача» удалось обобщить в следующем определении: это задача, в которой описана ситуация нового для обучающихся вида и поставлена цель, достижение которой затруднено невозможностью или ограниченностью использования имеющегося опыта мыслительной или практической деятельности, необходимого для решения задачи. При этом новизна ситуации требует от них самостоятельной познавательной деятельности и одновременно поиска новых способов организации практической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В процессе решения учебно-творческой задачи происходит овладение умениями и навыками творчества, развиваются творческие способности. Таким образом, учебно-творческая задача рассматривается в качестве основного объекта учебно-творческой деятельности будущих специалистов.

Исходя из этого, учебно-творческая деятельность в современных экономических условиях функционирования образовательного учреждения определяется нами как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, причем результат этой деятельности характеризуется субъективной новизной и значимостью.

К основным способам организации учебно-творческой деятельности, к эффективно применяемым в ней методам обучения большинство исследователей относят такие методы как: игровые, эвристические, метод проблемного изложения, исследовательский и частично поисковый (А.А. Вербицкий, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Н.Ю. Посталюк, А.В. Хуторской, В.В. Шапкин и др.).

Особенностью организации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы является то, что, исходя из целей

профессионального образования, необходимо не только развивать творческие способности обучающихся, но и научить их тому, как подготовиться к творческому решению нестандартных ситуаций в своей будущей профессиональной деятельности.

Как показали результаты опытно-поисковой работы, проведенной на базе Академии государственной противопожарной службы МЧС России, эффективность организации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы во многом зависело от выбора технологий профессионального образования. Так, в учебно-воспитательном процессе были использованы профессионально-ориентированные ситуации, разработка и реализация которых основывалась на технологии ролевого взаимодействия [5]. Усвоенные в процессе профессиональной подготовки знания, а также умения и навыки выступали в деятельности уже не в качестве того предмета, на который направлена активность слушателей, а в качестве средства решения профессиональных задач в деятельности будущего специалиста.

Организация ролевого взаимодействия была направлена на подготовку специалистов противопожарной службы к переходу от учебного типа деятельности к профессионально-ориентированному. В учебном ролевом взаимодействии воссоздавалось предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Основу технологии учебного ролевого взаимодействия составляло создание в образовательном процессе профессионально-ориентированных ситуаций, дающих возможность каждому слушателю «прожить» роли разных участников профессионального процесса и принять решение, максимально учитывая интересы всех взаимодействующих сторон. Умение рассматривать ситуацию с разных позиций способствовало успешной деятельности будущего специалиста в области профессиональной практики. В ходе учебного ролевого взаимодействия каждый обучающийся принимал решения, целенаправленно приобретая опыт, оценивая себя и своих коллег в новом качестве, в определенной профессиональной ситуации. Студенты включались в ролевое взаимодействие в ситуациях, имитирующих

реальный процесс профессиональной деятельности. При этом они должны были понять, насколько предложенные ситуации являются типичными для современной профессиональной деятельности, рассмотреть множество возможных вариантов их решения, выбрать оптимальный, характерный для индивидуального стиля деятельности. Такая технология обучения способствовала подготовке конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.

Технология учебного ролевого взаимодействия воплощает принцип последовательного моделирования в учебной деятельности будущих специалистов целостного содержания и условий профессиональной деятельности.

Профессионально-ориентированные ситуации были направлены на решение следующих задач:

• конкретно-познавательной: формирование у будущих специалистов противопожарной службы готовности находить возможные пути решения разнообразных профессиональных проблем и выбирать из них оптимальный;

• коммуникативно-развивающей: формирование умения анализировать ситуацию с позиций различных участников, придавать взаимодействию конструктивный характер, находить пути гармонизации конфликтных состояний;

• социально-ориентационной: формирование у обучающихся

социально-профессиональной позиции.

В социально ориентированных ситуациях были использованы интерактивные методы обучения: анализ социально-экономических ситуаций, дискуссия, деловая игра по созданию профессиональных ситуаций, решение профессионально-педагогических задач.

Таким образом, технологическим механизмом в системе

профессионально-ориентированных ситуаций выступает цепочка следующих действий:

• Первый этап, оценочно-деятельностный, - включение будущих специалистов противопожарной службы во взаимодействие с исполнением социально-профессиональных ролей с целью формирования готовности и умения оценивать профессиональную ситуацию с разных социальных позиций.

• Второй этап, диагностически-коррекционный, - выявление

предпочитаемого стиля взаимодействия, включение обучающихся во взаимодействие с исполнением динамических ролей (инициатор, критик, соглашатель, организатор, секретарь, бодрила; в дискуссии -инициатор, спорщик, соглашатель, оригинал, организатор, молчун, деструктор) с целью коррекции стиля взаимодействия.

• Третий этап, продуктивно-деятельностный, - включение во

взаимодействие с исполнением константных ролей на новом качественном уровне с целью формирования умений организации конструктивного взаимодействия, нахождения путей решения профессиональных проблем в условиях современной социальноэкономической ситуации.

Каждое занятие содержало следующие структурные компоненты: постановку профессиональной проблемы, распределение слушателями ролей в группе, обсуждение и решение проблемы, презентацию решения.

Анализ данных, полученных в результате исследования, подтвердил результативность организации учебно-творческой деятельности будущих специалистов противопожарной службы, актуализации в образовательном процессе системы профессионально-ориентированных ситуаций. Данные ситуации были представлены и использованы как средство обучения, направленное на активизацию учебно-творческого процесса, как инструмент для самостоятельной работы по освоению знаний, организации и поиска информации, как источник получения и обработки информации, как фактор развития инновационных методов подготовки будущих специалистов противопожарной службы. Результаты исследования показали, что у большинства обучающихся появилось стремление к проявлению активной

жизненной позиции, готовности и способности мобильно решать выявленные профессиональные проблемы, возникла потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. У выпускников академии наблюдались такие черты поведения, которые свидетельствовали об осознании своего социального статуса и связанного с ним поведения как формы реализации профессиональной деятельности; быстрое реагирование на изменения, происходящие в различных ситуациях жизнедеятельности современного социума; готовность профессионально действовать в сложившихся экономических условиях; проявление высокой степени мобильности и ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. - 568 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 320с.

3. Коселов, Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма [Текст] / Д.В.Колесов.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 400 с.

4. Комский, Д.М. Основы теории творчества [Текст]:пособие для студентов и учителей / Д.М. Комский.- Екатеринбург: Уральский государственный педагогический институт,1993.- 78 с.

5. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий [Текст] / Е.В. Коротаева / Урал. гос. пед. унт. - Екатеринбург, 2007. - 143 с.

6. Новоселов, С. А. Развитие технического творчества в учреждениях

профессионального образования: системный подход [Текст] / С.А. Новоселов. -

Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 371 с.

7. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов.- М.: Высш. шк., 1984.-174 с.

8. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976. - 280 с.

9. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.Г. Фокин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.224 с.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Dialectics of Education and Self-education of a Creative Person [Text] / V.I. Andreev. - Kazan: Kazan University Publishing House, 2001. - 568 p.

2. Bogoyavlenskaya, D.B. The Psychology of Creative Abilities [Text]: Manual for Higher School Students / D. B. Bogoyavlenskaya. - M.: «Academia» Publishing Centre, 2002. - 320 p.

3. Fokin, Yu.G. Teaching and Education in Higher School [Text]:Maonual for Students of Higher Educational Establishments / U.G. Fokin.- M.: «Academia» Publishing Centre, 2002.- 224 p.

4. Koselov, D.V. Evolution of Psyche and the Nature of Narcotism [Text] / D.V.Koselov. -M.: Moscow Psychological-and-Social Institute; Voronezh: Publishing House of the SPS «MODEK», 2000. - 400 p.

5. Komsky, D.M. Fundamentals of the Creativity Theory [Text]: Handbook for Students and Teachers / D.M. Komsky. - Yekaterinburg: The Ural State Pedagogical Institute,1993.- 78 p.

6. Korotayeva, E. V. Pedagogy of Interactions [Text] / E.V.Korotayeva / The Ural Federal Pedagogical University. - Yekaterinburg, 2007. - 143 p.

7. Novoselov, S.A. Development of Technical Creativity in Professional Education Establishments: System Approach [Text] / S.A. Novoselov. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Professional-Pedagogical University, 1997. - 371 p.

8. Platonov, K.K. The Brief Dictionary of the System of Psychological Concepts [Text]: Manual for Educational Institutions of Professional Education / K.K. Platonov. - M.: Higher School, 1984. - 174 p.

9. Ponomarev, Ya.A. The Psychology of Creativity and Education [Text] / Ya. A. Ponomarev. - M.: Nauka, 1976. - 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.