ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
В.И. Казаренков
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
А.М. Романова
Кафедра иностранных языков Белорусский государственный технологический университет ул. Свердлова, 13а, Минск, Беларусь, 220050
Р.С. Пионова
Кафедра педагогики Минский государственный лингвистический университет ул. Захарова, 21, Минск, Беларусь, 220088
Статья посвящена проблеме формирования профессионально-творческой направленности студентов технологических университетов как компонента их профессионального становления. Представлены результаты теоретического анализа с целью постановки проблемы.
Ключевые слова: профессионально-творческая направленность, творческая деятельность, профессиональное искусство, рефлексивные способности, творческая самореализация.
Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество определяется личностной и процессуальной составляющими. Оно предполагает наличие определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок.
В качестве рабочего определения мы опирались на определение творческой личности по В.Д. Шадрикову: «Творческая личность — это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достигнуть прогрессивных, социально и личностно значимых творческих результатов деятельности» [14].
На основе исследований [1; 2; 4; 6] по рассматриваемой проблеме мы выделили основные факторы, которые стимулируют творческую деятельность: внутренние мотивы (стремление к самовыражению, самореализации), внешние мотивы (положительная мотивация изучения иностранного языка и потребности выражения приобретаемых профессиональных знаний на нем; стремление к самоутверждению в профессии), индивидуальные состояния личности (удовлетворение, удовольствие, удивление, сочувствие, желание прийти на помощь; настойчивость, целеустремленность, организованность), социально-психологические факторы (положительное отношение к творчеству; доброжелательность окружающих, под-
держка со стороны руководства, создание условий для творчества, помощь и понимание близких людей).
Процесс формирования профессионально-творческой направленности обучаемых основывается на принципах системности, проблемности, приоритета учебно-поисковой деятельности, индивидуализации учебной деятельности; важную роль здесь играют такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения, а также интеграционные механизмы — анексимация, перенос, эмерджентность.
Признаком творческой деятельности является появление в результате ее осуществления психических новообразований у обучаемых: способность открытия нового знания [6]; порождение новых целей и смыслов [13]; новых способов решения задач [9]; знаний, которые выступают в качестве ориентировочной основы деятельности [8]; импровизационности [5]; расширения поля интеллектуальной активности [4]. Перечень психических новообразований может быть дополнен порождаемыми учебно-творческой деятельностью и активно формируемыми в процессе ее осуществления творческими способностями личности (интеллектуально-логические, эмоционально-волевые, нравственно-эстетические, коммуникативные), направленностью личности в таких ее компонентах, как мотивационный, рефлексивный. Субъективное творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладения новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижением новых смыслов в прежней деятельности [10]. В педагогическом дискурсе уровень субъектного творчества представлен понятиями «самотворчества», «саморазвития», «самореализации».
Анализ психологических концепций творчества, творческой личности и педагогических подходов к ее формированию позволил сделать вывод о том, что направленность личности является системообразующим элементом проявления ее творчества в различных аспектах жизнедеятельности.
Основным путем формирования направленности личности является учебнопознавательная деятельность [7; 12]. Направленность проявляется в целях деятельности, потребностях, интересах, убеждениях, установках обучаемого [10; 15].
В основе процесса формирования направленности личности лежат ее потребности и цели. Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые побуждают студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений) и неосознанными или осознанными лишь частично, смутно (влечения); это стремление освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным специалистом и т.п.
Сущность творческой направленности личности вслед за Е.Л. Яковлевой [14] мы определяем как совокупность креативных проявлений и представлений человека о себе, как индивидуальную систему личностных черт (активно-преобразовательное отношение к миру, чувствительность к проблеме, чувство новизны, жажда познания, способность разрешать противоречия по принципу оптимальности, целесообразности), определяющих относительно устойчивое поведение в разнообразных жизненных ситуациях.
Формирование творческой направленности будущих инженеров происходит совокупно с формированием их профессиональной направленности, основу которой составляет интерес к будущей профессии и стремление реализации в ней полученных умений и навыков [11]. Он проявляется в положительном, эмоциональном отношении к профессиональной деятельности в целом, к конкретным ее видам, в стремлении к овладению необходимыми для этого знаниями и умениями. Процесс формирования профессиональной направленности студентов — это укрепление положительного отношения к профессии через развитие способностей, потребностей, стремления совершенствовать свою квалификацию после окончания вуза.
Мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане исследователями правомерно выделяются следующие группы мотивов: ведущие мотивы (выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии), мотивы самораскрытия (выражающие ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией) и самоутверждения (выражающие удовлетворяемые в процессе профессионального труда основные материальные и духовные потребности) [3].
Обучение в вузе профессионально ориентировано, поэтому творческая направленность студентов нами рассматривается в контексте профессии, т.е. формирования ведущих мотивов деятельности. Исходя из этого у студентов технического вуза актуально формирование именно профессионально-творческой направленности, которую мы определяем как совокупность ведущих мотивов профессиональной деятельности (побуждающих к достижению максимально высоких результатов в процессе ее осуществления, формированию системы ценностей), рефлексивных навыков, творческой активности, способствующих творческой самореализации личности в профессии. Целью формирования данной направленности выступает потребность обучаемых в творческой самореализации, творческом самовыражении и самоутверждении.
Мы рассматриваем интеллектуальную и практически действенную инициативу студентов (критерий творческой самореализации) как устойчивое и в то же время динамичное интегративное качество личности, в основе которого лежит готовность выйти за пределы заданного и развивать не стимулированную извне деятельность для получения качественного учебного продукта. Условиями формирования интеллектуальной и практически действенной инициативы являются: доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности — субъекта образования; творческий характер учебно-исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.
[2] Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновац.-прогност. курс: Учеб. пособие. — Казань: Центр инновац. технологий, 2005.
[3] Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательной подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.
Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. — 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 49—57.
Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: психология творч. обучения. — Минск: Нац. ин-т образования Респ. Беларусь, 1995.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С. Гольдентрихта, А.М. Коршунова. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
Пономарев Л.Н. Исследование творческого потенциала человека // Психол. журн. — 1991. — Т. 12. — № 1. — С. 3—11.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997.
Словарь-справочник по педагогике / Автор-составитель В.А. Мижериков / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Сфера, 2004.
УшачёвВ.П. Творчество в системе образования. — М.: Прометей, 1995.
Шадриков В.Д. Способности человека. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Мо-дэк, 1997.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Флинта, 1997.
[
[
[
[
[
[
IS PROFESSIONAL-CREATIVE ORIENTATION OF STUDENTS AS THE COMPONENT OF THEIR PROFESSIONAL FORMATION
V.I. Kazarenkov
Department of Social and Differential psychology Russian People's Friendship University
Mikluho-Maklaya, 6, Moscow, Russia, 117198
A.M. Romanov
Department of foreign languages Belarus State Technological University
Sverdlova str., 13a, Minsk, Belarus, 220050
R.S. Pionova
Department of Pedagogic The Minsk state linguistic university
Zaharova str., 21, Minsk, Belarus, 220088
This article is dedicated to the problem of creating engineers personality through the processes of developing profession-artistic directivity of students of technological universities.
Key words: profession-creative directivity, creative activity, professional art, motivation, reflec-sive abilities, and creative self-realization.