Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА»'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ФУНКЦИОНАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова О. И.

Представлен анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» в педагогических и психологических исследованиях разных исторических периодов развития отечественного образования. Определены ретроспективные требования общества и государства к качеству личности учителя - профессиональной мобильности, рассмотрены основные направления профессиональной деятельности педагога советского периода и настоящего времени. Представлены результаты опроса, проведенного с целью определения спектра профессиональных перемен, с которыми сталкивается современный педагогический работник. Материал позволит взглянуть на личность и профессиональную деятельность учителя в прошлом, настоящем и рефлексивно отобразить историческую перспективу требований социума к профессиональной мобильности педагога будущего. Проведенный анализ может быть полезен широкой педагогической общественности для понимания изменений, происходящих в профессиональной деятельности педагогических работников общего образования на протяжении последних 50 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE CONCEPT OF “PROFESSIONAL MOBILITY OF A TEACHER”

The article analyses the concept of «professional mobility of a teacher» in pedagogical and psychological studies of different historical periods of education in Russia. The article determines the retrospective requirements of society and the state to the quality of the teacher's personality - professional mobility. The main directions of professional activity of a Soviet teacher and a modern teacher are considered. The results of the survey are presented in order to determine the range of professional changes that a modern pedagogical employee may face. The material provides an opportunity to look at the personality and professional activity of a teacher in the past, present and reflect the historical perspective of society's requirements for the professional mobility of the teacher of the future. The conducted analysis can be useful for the general pedagogical community to understand the changes taking place in the professional activities of general education teachers over the past 50 years.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА»»

Раздел 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Научная статья

УДК 371.12.011.3-051:316.444.5 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-5-7-16

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА»

Оксана Игоревна Идрисова

ассистент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

Уральский государственный педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

oxana.knyazeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3062-4717

Аннотация. Представлен анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» в педагогических и психологических исследованиях разных исторических периодов развития отечественного образования. Определены ретроспективные требования общества и государства к качеству личности учителя - профессиональной мобильности, рассмотрены основные направления профессиональной деятельности педагога советского периода и настоящего времени. Представлены результаты опроса, проведенного с целью определения спектра профессиональных перемен, с которыми сталкивается современный педагогический работник. Материал позволит взглянуть на личность и профессиональную деятельность учителя в прошлом, настоящем и рефлексивно отобразить историческую перспективу требований социума к профессиональной мобильности педагога будущего. Проведенный анализ может быть полезен широкой педагогической общественности для понимания изменений, происходящих в профессиональной деятельности педагогических работников общего образования на протяжении последних 50 лет.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, педагогический работник, функционал, образование, направления профессиональной деятельности педагога

Для цитирования: Идрисова О. И. Ретроспективный анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 7-16. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-7-16.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90029.

©(Идрисова О. И., 2021 INSIGHT. 2021. № 5 (8)

7

Section 1. PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION: METHODOLOGY AND DEVELOPMENT TRENDS

Original article

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "PROFESSIONAL MOBILITY OF A TEACHER"

Oksana I. Idrisova

assistant of the Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies

Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

oxana.knyazeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3062-4717

Abstract. The article analyses the concept of «professional mobility of a teacher» in pedagogical and psychological studies of different historical periods of education in Russia. The article determines the retrospective requirements of society and the state to the quality of the teacher's personality - professional mobility. The main directions of professional activity of a Soviet teacher and a modern teacher are considered. The results of the survey are presented in order to determine the range of professional changes that a modern pedagogical employee may face. The material provides an opportunity to look at the personality and professional activity of a teacher in the past, present and reflect the historical perspective of society's requirements for the professional mobility of the teacher of the future. The conducted analysis can be useful for the general pedagogical community to understand the changes taking place in the professional activities of general education teachers over the past 50 years.

Keywords: professional mobility, pedagogical employee, job function, education, directions of professional teaching activity

For citation: Idrisova O. I. Retrospective analysis of the concept of "professional mobility of a teacher" // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 7-16. (In Russ.). https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-7-16.

В советское время студенты, получив профессию педагога, могли планировать свою профессиональную деятельность и были уверены, что в ближайшие годы в ней не произойдет никаких изменений. Такое убеждение объяснялось рядом факторов: во-первых, техническое и экономическое развитие страны было постепенным и равномерным, мировая экономика отличалась стабильностью, во-вторых,

8

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

содержание профессиональной деятельности учителя носило постоянный характер, не менялось под воздействием преобразований в социально-профессиональной структуре общества (потребности личности, уровень развития науки, основные тенденции социума) и диверсификации системы образования, и наконец, в-третьих, учителя представляли собой многочисленную группу советской интеллигенции, что, несомненно, придавало статус профессии. Отсутствие значительных перемен в советском пространстве в конечном итоге приводило к неизменности профессиональной деятельности учителя.

Уже в начале 1980-х гг. от системы образования потребовался решительный поворот к практическим задачам, стоящим перед страной. Именно в эти годы со стороны советского общества и государства была выдвинута задача улучшения подготовки педагогических кадров, для чего признавались необходимыми переработка программ педагогического образования, «приближение их к жизни», в частности изучение будущими преподавателями методов современного производства. Повышение уровня подготовки педагогов предполагало тщательный отбор молодежи в педагогические учебные заведения, а также усиление внимания к систематическому повышению квалификации учителей [1]. Содержание профессиональной деятельности педагога начинает меняться.

Именно в это время в отечественной педагогической и психологической литературе появляется понятие «профессиональная мобильность». Первоначально оно означало способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой (технологией), приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности [2]. В психологической литературе профессиональная мобильность рассматривалась как некий личностный ресурс готовности к профессиональным переменам, в том числе к профессиональному росту. По мнению психологов, данный ресурс способствует развитию творческого отношения к профессиональной деятельности, саморазвитию, эффективному решению профессиональных и жизненных проблем с многоаспектными факторами выбора [3, 4, 5].

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

9

В начале 90-х гг. XX в. наряду с техническими и экономическими изменениями в стране произошли кардинальные преобразования в социально-профессиональной структуре общества. Это коснулось социальной формы профессионального разделения труда, условий профессиональной деятельности людей, требований к ним со стороны общества, производства, работодателей, общественных ценностей, представлений, касающихся карьерного роста, престижности тех или иных профессий. В результате этих изменений огромное число людей оказались перед необходимостью смены вида профессиональной деятельности. Государству и обществу стали нужны специалисты, способные быстро обучаться новому, повышать или менять свою квалификацию [6, 7].

Новая реальность повлекла за собой непрерывное совершенствование и последовательную модернизацию всей системы образования. Современные реалии обусловили расширение сферы профессиональной деятельности учителя и, как следствие, его трудовых функций, которые раньше ограничивались рамками только двух профессиональных направлений - образовательного и воспитательного.

В профессиональной педагогике профессиональную мобильность начали определять как поведенческую характеристику, выражающую готовность специалиста к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и специальностей в области одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые виды профессиональной деятельности, адаптироваться к происходящим изменениям [8, 9, 10].

В наши дни педагогические работники - одна из самых многочисленных социально-профессиональных групп, которая реализует функции трансляции и воспроизводства культуры, играет ключевую роль в осуществлении стратегических целей модернизации системы образования, является своеобразным «посредником» между прошлым и будущим, принимая непосредственное участие в обучении, воспитании, развитии и социализации молодого поколения.

10

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

В настоящее время профессиональная мобильность как профессионально-личностное качество перешло из разряда желательных в разряд обязательных качеств педагога. Современные российские и зарубежные исследователи определяют данное понятие следующим образом:

• Т. Б. Сергеева отмечает, что «профессиональная мобильность -это стратегия адаптации личности к меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности и частный случай общей жизненной стратегии субъекта» [11, с. 89];

• Т. О. РгокЬогепко выделяет главные характеристики профессиональной мобильности - внутреннюю свободу личности, ее умение отступать от сложившихся стереотипов и смотреть на жизненную и профессиональную ситуацию по-новому, нестандартно, иногда выходя за пределы обыденности («профессиональная мобильность - это системное качество личности специалиста, которое включает в себя набор знаний, умений, способностей, личных качеств, ценностных ориентаций» [12, с. 170]);

• «способность и готовность личности к смене профессии или вида профессиональной деятельности в условиях высокого динамизма социальных отношений... ценностно-смысловой конструкт или тип реакции личности на ситуацию при изменении условий жизнедеятельности - так определяют профессиональную мобильность исследователи О. ЬшаПоуа, А. Машапоуа, О. Луроуа, N. Бе§аНуеуа, Б. Ко-пугЬауеуа, М. БикапЬек [13, с. 43] и др.

Обобщив точки зрения исследователей, отметим, что при наличии множества вариантов определения рассматриваемого понятия его формулировка сводится к следующему: профессиональная мобильность является неким качеством личности, которое выражает ее готовность и способность к профессиональным переменам.

С целью определения спектра профессиональных изменений, с которыми сталкивается современный педагогический работник, и их корреляции с положениями профессиональных стандартов, был проведен опрос среди 138 педагогов общего образования Свердловской области со стажем работы более 10 лет.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

11

В начале исследования респондентам было предложено перечислить те направления профессиональной деятельности, которые не являются для них привычными, но профессиональные задачи которых им за последние три года все чаще приходится решать.

Так, для 58 % опрошенных (80 чел.) это педагогическое сопровождение обучающихся, 21 % (29 чел.) отметили проектную деятельность, а оставшиеся 21 % (29 чел.) назвали составляющие воспитательной, организационно-управленческой или методической деятельности (рисунок).

Направления профессиональной деятельности педагогического работника общего образования, %: 0 - педагогическое сопровождение обучающихся; Щ - проектная деятельность;

0 - воспитательная деятельность; 0 - методическая деятельность; □ - организационно-управленческая деятельность

Таким образом, деятельность педагога, направленная на оказание помощи в достижении цели по самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации личности ученика в процессе межличностного взаимодействия, является для педагогических работников малоизвестной, но самой востребованной, что, может быть, обусловлено изменившимися характерными особенностями обучающихся разных возрастных категорий.

12

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

Современные школьники отличаются от сверстников 60-90-х гг. XX в.: они предпочитают онлайн-курсы традиционному обучению, общение в социальных сетях личным встречам с друзьями, многозадачность кропотливой работе. Обучающиеся хотят видеть себя субъектом образовательного процесса, а учителя тьютором, сопровождающим их обучение, воспитание и развитие. Результаты опроса свидетельствуют о наличии новой роли, которую педагог выполняет в образовательном процессе, - это тьютор.

Стоит отметить, что все заявленные трудовые функции, которые выполняет педагогический работник на уровне общего образования, описаны во введенном в действие профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [14].

Следующий вопрос, на который было предложено ответить респондентам, заключался в необходимости указать ключевые изменения, произошедшие в сфере образования за последние три года. Так, абсолютное большинство педагогических работников - 74 % (102 чел.) -знаковым преобразованием назвали цифровизацию.

Стоит отметить, что термин «цифровизация» не является для российского образования новым, до массового перехода обучения в дистанционный формат о нем много писали и говорили, но в настоящее время для всех субъектов образовательного процесса цифровые технологии стали новой реальностью.

Таким образом, современным педагогическим работникам необходимо оперативно перестроиться под новые условия и так организовать образовательный процесс, чтобы все субъекты были включены в него в том же объеме, что и при традиционной форме обучения, достигали необходимых результатов.

Отметим полярность ответов респондентов на задание «Перечислите возможности, которые появились перед педагогическими работниками благодаря изменениям, произошедшим в сфере образования»: полученные результаты имеют либо положительную, либо отрицательную окраску.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

13

Часть педагогических работников уверены, что новации в системе образования ресурснозатратны для них, объем работы увеличивается, чувства неуверенности в себе и неопределенности в будущем растут. Эти педагоги часто испытывают стресс, поскольку происходящие изменения все сложнее контролировать, отсутствует информация для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий.

Часть респондентов рассматривают преобразования как точки роста, такие педагоги оперативно приспосабливаются к переменам, совершенствуют свое профессиональное мастерство в настоящем для работы в будущем.

Обобщая все вышеизложенное, можно резюмировать, что термин «профессиональная мобильность», первоначально подразумевавший смену различных видов занятий или профессий, относящихся к основным видам труда, в последние десятилетия укоренился в научной литературе, приобрел статус самостоятельного предмета исследования и трактуется как качество личности, которое проявляется в практической деятельности через готовность и способность решать профессиональные задачи, осваивать смежные направления профессиональной деятельности с учетом имеющегося профессионального статуса.

Следовательно, как утверждают Б. М. Игошев, Л. И. Миронова и Т. Н. Шамало, чтобы добиться успеха и востребованности в современном мире, специалист должен быть подвижным, готовым к любым изменениям, не бояться их, быстро и эффективно приспосабливаться к разным профессиональным условиям, т. е. быть мобильным [6].

Согласимся с M. Schneider, J. Klor de Alva, R. A. Valeeva и L. A. Ami-rova: от готовности профессиональных кадров к работе в непрерывном инновационном режиме, гибкому, оперативному, мобильному реагированию на изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности, развивающиеся технологии и непрерывно обновляющуюся информационную среду во многом определяется успешность развития современного образования [14, 15].

Таким образом, проведенный ретроспективный анализ понятия «профессиональная мобильность» позволяет взглянуть на личность и профессиональную деятельность педагогического работника общего образования в прошлом, настоящем и рефлексивно отобразить историческую перспективу требований социума к педагогу будущего.

14

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

Список источников

1. Половецкий С. Д., Овчинников А. В., Милованов К. Ю. Реализация идеологии великих реформ в народном просвещении России // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2021. № 2 (71). С. 7-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46262515.

2. Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. URL: http://www.rusnauka.com/ Pedagog/185.html.

3. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 427 с.

4. Никитина Е. А. Содержание и организация процесса формирования мобильности будущих педагогов // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2018. С. 680-684. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=37240850.

5. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2007. 45 с.

6. Миронова Л. И., Игошев Б. М., Шамало Т. Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 142-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41538706.

7. Исхаков Р. Х. Профессиональная мобильность педагога как основа успешного решения социально-педагогических проблем // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1469-1475. URL: https://sibran.ru/journals/issue.php?ID=172567& ARTICLE_ID=172585.

8. Колесов А. Ю. Проблема соотношения понятий «профессиональная мобильность» и «профессиональная компетентность» // Современные проблемы инновационного развития науки: сб. ст. между-нар. науч.-практ. конф. Уфа: Омега сайнс, 2016. С. 118-123. URL: hhttps://elibrary.ru/item.asp?id=27272306.

9. Луданова Т. В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 254 с.

INSIGHT. 2021. № 5 (8)

15

10. Новолодская С. Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 204 с.

11. Сергеева Т. Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 81-96.

12. Prokhorenko T. G. Професшна мобшьнють як фактор професшно! устшносп // Вюник нащонального ушверситету «Юридична академiя Украши iменi Ярослава Мудрого». Сер.: Фiлософiя, фiлософiя права, пол^олопя, соцiологiя. 2017. № 4 (35). С. 167-174. https://doi.org/ 10.21564/2075-7190.35.11654.

13. Ismailova G., Mamanova A., Aypova G., Begaliyeva N., Konyr-bayeva S., Sultanbek M. Determining Professional Mobility Levels of Secondary School Teachers // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8, is. 3. P. 39-45. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2020-8-3-39-45.

14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н. URL: base.garant.ru/70535556/.

15. Schneider M., Klor de Alva Jo. The Master's as the New Bachelor's Degree: In Search of the Labor Market Payoff. Washington, D. C.: American Enterprise Institute, 2018. 217 p. URL: https://www.aei.org/ research-products/report/the-masters-as-the-new-bachelors-degree-in-search-of-the-labor-market-payoff/.

16. Valeeva R. A., Amirova L. A. The Development of Professional Mobility of Teachers in Supplemental Education System // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 9. P. 2265-2274. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114690.pdf.

Статья поступила в редакцию 01.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 01.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

16

ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.