Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ К НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫМ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ К НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫМ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫЕ ЛИЦА / ОСУЖДЕННЫЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гачава Мария Леонтьевна, Денисов Алексей Дмитриевич, Мазалева Людмила Валерьевна

В представленной работе проведен анализ отечественного опыта по ресоциализации осужденных. В результате авторы приходят к выводу о возможности использования его отдельных положений в отношении неоднократно судимых лиц, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE DOMESTIC EXPERIENCE ON THE RESOCIALIZATION OF CONVICTS FROM THE POINT OF VIEW OF THE POSSIBLE APPLICATION OF ITS INDIVIDUAL PROVISIONS TO REPEATEDLY CONVICTED PERSONS WHO ARE IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

In the presented work, the analysis of domestic experience on the resocialization of convicts is carried out. As a result, the authors come to the conclusion about the possibility of using its separate provisions in relation to repeatedly convicted persons serving criminal sentences in correctional institutions of the penal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ К НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫМ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_247 УДК 343.8

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ К НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫМ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DOMESTIC EXPERIENCE ON THE RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS FROM THE POINT OF VIEW OF THE POSSIBLE

THE APPLICATION OF ITS INDIVIDUAL PROVISIONS TO REPEATEDLY CONVICTED PERSONS WHO ARE IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

ГАЧАВА Мария Леонтьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столевых. 600000, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Горького, 87. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич,

научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

МАЗАЛЕВА Людмила Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедра организации режима и надзора ФКУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России». 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

GACHAVA Maria Leontievna,

Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the Law Institute of the Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stolev, Candidate of Law. 600000, Russia, Vladimir region, Vladimir, Gorky str., 87. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

DENISOV Alexey Dmitrievich,

Researcher at SIC-1 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru .

MAZALEVA Lyudmila Valeryevna,

Associate Professor of the Department of Regime Organization and Supervision

of the FKU IN the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Law. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: denisovalexey@ya.ru

Краткая аннотация: в представленной работе проведен анализ отечественного опыта по ресоциализации осужденных. В результате авторы приходят к выводу о возможности использования его отдельных положений в отношении неоднократно судимых лиц, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Abstract: in the presented work, the analysis of domestic experience on the resocialization of convicts is carried out. As a result, the authors come to the conclusion about the possibility of using its separate provisions in relation to repeatedly convicted persons serving criminal sentences in correctional institutions of the penal system of the Russian Federation.

Ключевые слова: исправительно-трудовые учреждения, неоднократно судимые лица, осужденные, ресоциализация, осужденные.

Keywords: correctional labor institutions, repeatedly convicted persons, convicts, resocialization, convicts.

Дата направления статьи в редакцию: 14.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Февральская революция 1917 года, вызвавшая значительные потрясения в обществе, не могла не отразиться на восприятии проблем ресоциализации преступников. Так, в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. по Главному тюремному управлению было подчеркнуто, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, «имевшего несчастие впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств» [1]. При этом, как отмечалось в приказе № 2 от 17 марта 1917 г. по Главному тюремному управлению, имеющийся тюремный персонал, «воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя», был признан малопригодным для осуществления новых задач. Очевидно, что подобная оценка деятельности весьма критически была воспринята на местах.

Целям ресоциализации должно было служить привлечение заключенных к работам, способным давать им «знания, с которыми они по выходе на свободу могут найти себе подходящие занятия» [2], однако необходимых условий для реализации этих идей не было.

В целом мы разделяем подобную идею, при этом отметим, что в отдельных территориальных органах ФСИН России ситуацию с отсутствием необходимых условий, создающих предпосылки для успешной ресоциализации можно последить и сегодня. Здесь мы имеем в виду от-

сутствие необходимой учебной (производственной) базы для обучения профессиям востребованным на современном рынке труда.

В целях постпенитенциарной ресоциализации предполагалось развивать сеть обществ покровительства лицам, отбывшим уголовное наказание, обществ патронажа, с учетом опыта уже существующих организаций, созданных до революции. Новым было предложение о привлечении широких слоев населения к работе обществ патронажа. Одновременно был поднят вопрос о необходимости внедрения общественных начал в организации контроля за некоторыми категориями освобожденных (в частности, бывших каторжников), альтернативой которого признавался административный надзор.

Иными словами, первопричиной создания и содержания Обществ, о которых идёт речь, было не предупреждение преступлений, а возвращение человека, отбывшего наказание, в социум, его интеграцию в социально активную и полезную жизнь на основе законопослушного поведения. Следует отметить одно очень важное обстоятельство: эта деятельность не носила принудительный характер для всех эксзаключенных. Помощь оказывалась только тем из них, кто подавал надежду на исправление и сам стремился к этому, искренне желая порвать связь с преступным миром. Для остальных, не стремившихся к этой цели, предусматривались другие меры, связанные с деятельностью органов полицейского надзора и др. [3. С.10].

На смену Обществу попечительному о тюрьмах и подобных ему организаций пришла Тюремная коллегия, созданная при Наркомюсте РСФСР 12 января 1918 г. и уполномоченная создавать в отдельных случаях специальные комиссии по различным тюремным вопросам (распределительные и наблюдательные), в частности, организации «комиссии по общественному содействию освобождаемых» (реформа бывшего патронажа [4]. Распределительные комиссии обеспечивали разделение осужденных, одну из категорий которых составляли рецидивисты, по разрядам (разряд испытуемых, штрафной разряд, разряд исправляющихся, образцовый разряд), отличающимся различными условиями содержания, а также решение вопроса о переводе из одного разряда в другой. Особой формой поощрения [5] для образцовых и исправляющихся заключенных был отпуск, а также возможность условно-досрочного освобождения. Однако основным средством исправления признавался труд. Как отмечалось в § 111 Положения об общих местах заключения РСФСР., утвержденного Постановлением Наркомюста РСФСР от 15 ноября 19 20 года, «занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение, ставя своей целью приучить и приохотить к труду заключенных, дать им возможность, по выходе из места заключения, жить трудовой жизнью». При этом провозглашалась обязательность труда, как и для всех граждан РСФСР, а также вводился принцип самоокупаемости, что во многом нивелировало официально озвученные цели трудотерапии, хотя и оговаривалось, что при выборе труда заключенных администрация места заключения должна помимо прочего руководствоваться возможностью применить по выходе из места заключения приобретенные знания (§ 136). Значительное внимание в нем уделялось и учебно-воспитательному делу, реализация которого требовала создания условия для обучения заключенных, включая функционирование библиотеки. При этом ставились задачи не только ликвидации безграмотности, но и дальнейшего интеллектуального и нравственного развития заключенных.

До 1928 года развитие законодательства шло в том же направлении. Так, исправительно-трудовой кодекс (далее - ИТК) РСФСР 1924 г. [6] достаточно четко указал на необходимость оказывать целесообразное влияние на заключенного и укрепление тех черт его характера и навыков, которые могут удерживать от дальнейших преступлений (ст. 6), указав при этом приемлемые средства воздействия на него, включая применение мер социальной защиты организуемых по прогрессивной системе, развитие самодеятельности заключенных, «направленной к приобретению свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе» (ст. 7, 8). ИТК РСФСР в целях воспитательно-исправительного воздействия на заключенных предусматривал проведение культурно-просветительной работы, задачи которой состояли в поднятии их интеллектуального уровня и гражданского развития (ст. 83, 84). Предполагалось активное вовлечение в эту деятельность самих заключенных. Особо оговаривалось, что для наиболее успешной борьбы с преступностью и предупреждения развития рецидива, исправительно-трудовую систему дополняют учреждения, оказывающие различные виды помощи освобождаемым из мест заключения (ст. 10). Организация этой деятельности возлагалась на Главное Управление местами заключения РСФСР. и его местные органы при участии советских, профессиональных и партийных органов. Соответственно Главным управлением мест заключения НКВД РСФСР 24 января 1925 г. было утверждено Положение о Всероссийском и губернских (областных), краевых комитетах помощи содержащимся в местах заключения и освобождаемым из них [7. С.31-33], с целью организации помощи освобожденным из мест заключения, а также содержащимся в них неимущим заключенным «путем объединения государственных, профессиональных, кооперативных и политических учреждений и отдельных деятелей, желающих бороться с нуждой, ведущей к повторной преступности». Для этого комитеты помощи должны были: 1) образовывать денежный и материальный фонд за счет отчислений от чистой прибыли мест заключения, субсидий правительственных и общественных учреждений, пожертвований и отчислений отдельных граждан, доходов собственных предприятий, учреждений, а также специальных мероприятий; 2) оказывать помощь для поездок на родину или на место службы; 3) устраивать общежития, столовые и ремесленно-производственные предприятия; 4) объединять освобожденных в артели, кооперативы и т.п.; 5) оказывать содействие в организации амбулаторий, лечебниц, санаториев и т.п. учреждений; 6) содействовать обзаведению на льготных условиях рабочим инструментом и предметами домашнего обихода; 7) организовывать профессиональные и общеобразовательные школы и курсы; 8) учреждать библиотеки, клубы, выставки, проводить лекции, устраивать спектакли, концерты и т.п. Результаты проведенного анализа показали, что несмотря на прогрессивность заложенных в Положении идей, подобные комитеты помощи широкого распространения не получили ввиду сложного социально-экономического положения в стране и неразвитости хозяйственной деятельности ИУ в тот период.

Как следует из ст. 227 ИТК 1924 г. организация помощи освобождаемым из мест заключения имела целью: а) оказание материальной помощи неимущим заключенным; б) оказание необходимой поддержки при возвращении их на родину или на место постоянного жительства по

освобождении из места заключения; в) предоставление по освобождении из места заключения на первое время помещения и питания на льготных условиях; г) предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода; д) устройство мастерских и предприятий для применения труда бывших заключенных; е) подыскание им занятий; ж) оказание юридической и медицинской помощи; з) их профессиональное и общеобразовательное развитие. Все это в комплексе призвано было обеспечить ресоциализацию осужденных, хотя эффективность провозглашенных мер в значительной мере снижалась отсутствием условий для их полноценной реализации.

Отметим, что сложившаяся к 1930 г. ситуация в сфере ресоциализации осужденных весьма похожа на события происходящие в стране сегодня. При всеобщей декларации необходимости осуществления данного процесса, можем констатировать его фактическое отсутствие, которое, прежде всего, выражается в несогласованности действий, участвующих в нем субъектов, а также отсутствием четкого алгоритма его осуществления. С принятием в 1930 г. Положения об исправительно-трудовых лагерях, утвержденного СНК СССР 07 апреля 1930 г. [8], ситуация в сфере ресоциализации изменилась. Если нормы ИТК 1924 г. свидетельствовали об относительно сбалансированном соединении весьма разнообразной культурно-просветительной работы с мерами исправительно-трудового воздействия, то ИТК 1933 г. (в основу которого легло Положения об исправительно-трудовых лагерях, утвержденного СНК СССР 07 апреля 1930 г.) в качестве цели исправительно-трудовой политики закрепляет перевоспитание и приспособление осужденных к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели и организации этого труда на началах постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соцсоревнования и ударничества (ст. 2), дополняя требованием обязательного проведения политико-воспитательной работы. Очевидно, что изменение терминологии, равно как и расстановка приоритетов, здесь были не случайны [9]. Показательно и то, что ИТК 1933 г. не содержал норм, регламентирующих помощь освобождаемым из мест заключения.

Возвращение к пенитенциарной составляющей ресоциализации исполнения наказания началось с конца 50-х годов. В 1958 году на наблюдательные комиссии, создаваемые в целях усиления общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений (далее - ИТУ) при исполкомах районных и городских Советов депутатов, на территории которых имеются ИТУ, были возложены задачи привлечения общественности к участию в перевоспитании заключенных, а также содействие в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест заключения [10]. Их функции были существенно расширены уже в 1965 г. [11]. Наряду с осуществлением общественного контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, в части соблюдения ими режима и условий содержания осужденных, правильности их трудового использования, организации их труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки, проведения воспитательной работы, на них возлагалось: оказание помощи этим учреждениям и органам в проведении указанной работы, в том числе путем привлечения к ней общественности; учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на производстве неоднократно судимых лиц по отбытии ими наказания; оказание помощи общественным организациям и трудовым коллективам в перевоспитании и исправлении лиц, в том числе отбывших наказание или условно-досрочно освобожденных от него; оказание необходимой помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным от отбывания наказания.

ИТК РСФСР 1970 г. [12] возродил идею исправления и перевоспитания осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития. Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных признавались: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. При этом ИТК РСФСР 1970 г. включал отдельную главу, посвященную оказанию помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания (гл. 18), которая предусматривала оказание материальной помощи лицам, освобождаемым из мест лишения свободы (ст. 103), а также трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных от отбывания наказания (ст. 104).

В дальнейшем работа в этом направлении была продолжена, в том числе в рамках отдельных экспериментов по применению новых форм и методов исправления осужденных, их адаптации к условиям жизни на свободе. Так, в ходе проведения эксперимента [13] в ИТУ Управления внутренних дел (далее - УВД) исполкома Чимкентского областного Совета народных депутатов, осужденным, содержащимся в ИТК, разрешалось получать посылки и передачи независимо от отбытого срока наказания (при этом их количество варьировалось от этапа отбывания наказания), а также получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества. На завершающем четвертом этапе осужденные проживали в общежитиях, расположенных за пределами территории колонии, пользуясь правами и неся обязанности, установленные для лиц, условно осужденных и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Надзор и контроль за ними осуществляются администрацией колонии. Осужденные на этом этапе трудоустраивались по месту прежней работы, на объектах областного УВД, а также на других предприятиях, расстояние до которых позволяет им возвращаться ежедневно к месту проживания. За год до освобождения осужденного с администрацией предприятия, на котором он работал до осуждения, либо другого предприятия решался вопрос о его трудовом и бытовом устройстве, а также профессиональной подготовке по специальности.

В период существования СССР, ресоциализации неоднократно судимых лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишение свободы, было уделено пристальное внимание. Тогда действовали различного рода ведомственные инструкции [14. С.138], регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, не вставших на путь исправления, определялся порядок взаимодействия оперативных подразделений ИТУ и милиции, на основании этих документов разрабатывались комплексные планы по борьбе с рецидивной преступностью. Более того, в стране существовала система специального учета лиц, совершивших постпенитенциарный рецидив, одной из целей которой было возращение обществу правопослушных граждан.

Вышеизложенное позволяет нам прийти к выводу, что в советский период политика государства по вопросу о ресоциализации пре-

ступников неоднократно менялась. В первые годы советской власти предпринимались попытки внедрить существующий передовой опыт ресоци-ализации, чему в немалой степени препятствовала сложная социально-экономическая обстановка. Создание исправительно-трудовых лагерей ознаменовало практически полный отказ от работы в данном направлении. Возрождение этой практики пришлось на конец 50-х - начало 60-х годов и было подтверждено законодательным закреплением в ИТК 1970 г. положений об оказании помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания. Полагаем, что опыт отдельных союзных республик по ресоциализации осужденных (Чимкентской области Казахской ССР) может быть вполне применим в отношении неоднократно судимых лиц, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в части расширения возможностей прогрессивной системы исполнения наказаний. Считаем, что разделение процесса отбывания наказания на несколько этапов позволит выработать у данной категории осужденных необходимые для жизни на свободе навыки, а также позволит обеспечить постепенный контакт с внешним миром, который позволит восстановить утраченные социально полезных связей.

Библиогра фия:

1. ФКУ Государственный архив Российской Федерации. Ф. 7420. Оп. 1. Д. 122. Л. 61.

2. Циркуляр Главного управления местами заключения № 62 от 18 июля 1917 г // ГАРФ. Ф. 7420. Оп. 1. Д. 122. Л. 25.

3. Абуталипов А.Р. Исторический опыт пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации осужденных в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2019. № 1.

4. Об учреждении тюремной коллегии при народном Комиссариате юстиции: Постановление Наркомюста РСФСР от 06 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №

15. Ст. 223.

5. О досрочном освобождении (Инструкция): Постановление Наркомюста РСФСР от 25 ноября 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 85. Ст. 890; О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных: Декрет СНК РСФСР от 21 марта 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 22. Ст. 138.

6. Исправительно-Трудовой Кодекс: утв. Постановлением ВЦИК от 16 октября 1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

7. Бюллетень НКВД РСФСР. 1925. 4 февраля.

8. Собрание законодательства СССР. 1930. № 22. Ст. 248.

9. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: Постановление от 1 августа 1933 г. СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.

10. Положение о наблюдательных комиссиях при исполнительных комитетах районных и городских Советов депутатов трудящихся: Постановление Совмина РСФСР от 24 мая 1957 г. № 349. СП РСФСР. 1958. № 3. Ст. 22.

11. Положение о наблюдательных комиссиях: утв. Указом Президиума ВС РСФСР от 30 сентября 1965 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1965. № 40. Ст. 990.

12. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 18 декабря 1970 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.

13. О проведении эксперимента по применению новых форм исправления и адаптации осужденных, совершенствованию управления исправительно-трудовыми учреждениями: Постановление ВС СССР от 02 июля 1991 г. № 2283-1 // Ведомости ВС СССР. 1991. № 28. Ст. 808.

14. Злотников С.А. Правовое регулирование и оперативно-розыскное обеспечение подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

References (transliterated):

1. FKU Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. 7420. Op. 1. D. 122. L. 61.

2. Cirkulyar Glavnogo upravleniya mestami zaklyucheniya № 62 ot 18 iyulya 1917 g. // GARF. F. 7420. Op. 1. D. 122. L. 25.

3. Abutalipov A.R. Istoricheskij opyt penitenciarnoj i postpenitenciarnoj resocializacii osuzhdennyh v Rossii // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestven-nye nauki. Seriya: Istoricheskie nauki. Kul'turologiya. Politicheskie nauki. 2019. № 1.

4. Ob uchrezhdenii tyuremnoj kollegii pri narodnom Komissariate yusticii: Postanovlenie Narkomyusta RSFSR ot 06 yanvarya 1918 g. // SU RSFSR. 1918. № 15. St.

223.

5. O dosrochnom osvobozhdenii (Instrukciya): Postanovlenie Narkomyusta RSFSR ot 25 noyabrya 1918 g. // SU RSFSR. 1918. № 85. St. 890; O lishenii svobody i o poryadke uslovno-dosrochnogo osvobozhdeniya zaklyuchennyh: Dekret SNK RSFSR ot 21 marta 1921 g. // SU RSFSR. 1921. № 22. St. 138.

6. Ispravitel'no-Trudovoj Kodeks: utv. Postanovleniem VCIK ot 16 oktyabrya 1924 g. // SU RSFSR. 1924. № 86. St. 870.

7. Byulleten' NKVD RSFSR. 1925. 4 fevralya.

8. Sobranie zakonodatel'stva SSSR. 1930. № 22. St. 248.

9. Ispravitel'no-trudovoj kodeks RSFSR: Postanovlenie ot 1 avgusta 1933 g. SNK RSFSR // SU RSFSR. 1933. № 48. St. 208.

10. Polozhenie o nablyudatel'nyh komissiyah pri ispolnitel'nyh komitetah rajonnyh i gorodskih Sovetov deputatov trudyashchihsya: Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 24 maya 1957 g. № 349. SP RSFSR. 1958. № 3. St. 22.

11. Polozhenie o nablyudatel'nyh komissiyah: utv. Ukazom Prezidiuma VS RSFSR ot 30 sentyabrya 1965 g. // Vedomosti VS RSFSR. 1965. № 40. St. 990.

12. Ispravitel'no-trudovoj kodeks RSFSR: utv. VS RSFSR 18 dekabrya 1970 g. // Vedomosti VS RSFSR. 1970. № 51. St. 1220.

13. O provedenii eksperimenta po primeneniyu novyh form ispravleniya i adaptacii osuzhdennyh, sovershenstvovaniyu upravleniya ispravitel'no-trudovymi uchrezhdeni-yami: Postanovlenie VS SSSR ot 02 iyulya 1991 g. № 2283-1 // Vedomosti VS SSSR. 1991. № 28. St. 808.

14. Zlotnikov S.A. Pravovoe regulirovanie i operativno-rozysknoe obespechenie podgotovki osuzhdennyh, otbyvayushchih lishenie svobody, k osvobozhdeniyu Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.