Научная статья на тему 'Служба постпенитенциарного патроната в России: прошлое, настоящее и будущее'

Служба постпенитенциарного патроната в России: прошлое, настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ПАТРОНАТ / КОНТРОЛЬ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АДАПТАЦИЯ / CONDITIONALLY EARLY RELEASE / PATRONAGE / CONTROL / POST-PENITENTIARY ADAPTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плющева Евгения Леонидовна

в статье проведен анализ осуществления функций контроля за освобожденными из исправительных учреждений, которые возлагались наобщества патроната в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE FOR POST-PENITENTIARY PATRONAGE IN RUSSIA: HISTORY, PRESENT BEING AND FUTURE DEVELOPMENT (IN THE PAST, AT PRESENT AND IN THE FUTURE)

in the article the author analyses the implementation of control functions over the persons released from correctional establishments. These functions were assigned to patronage Society in pre-revolutionary Russia.

Текст научной работы на тему «Служба постпенитенциарного патроната в России: прошлое, настоящее и будущее»

УДК 343.8 ББК 67.409.11 П40

E.L. PLYUSHCHEVA*

SERVICE FOR POST-PENITENTIARY PATRONAGE IN RUSSIA: HISTORY, PRESENT BEING AND FUTURE DEVELOPMENT (IN THE PAST, AT PRESENT AND IN THE FUTURE)

Аннотация: в статье проведен анализ осуществления функций контроля за освобожденными из исправительных учреждений, которые возлагались на общества патроната в дореволюционнойРоссии.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, патронат, контроль, постпенитенциарная адаптация.

ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВНА ПЛЮЩЕВА*

СЛУЖБА ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПАТРОНАТАВ РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

* Старший научный сотрудник (Научно-исследовательскийинститут ФСИН России) Е-mail: elp1303@ mail.ru.

Annotation: in the article the author analyses the implementation of control functions over the persons released from correctional establishments. These functions were assigned to patronage Society in pre-revolu-tionary Russia.

Key words: conditionally early release, patronage, control, post-penitentiary adaptation.

Реформа уголовно-исполнительной системы, которая проводится в соответствии с Концепцией развития угловно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, вступила во второй этап. Реформа подразумевает прежде всего финансирование на всех этапах ее проведения, а также обеспечениеуспешного функционирования уголовно-исполнительной системы. С самого начала реформирования намечено создание соответствующихорганизаций (государственных, общественных, социальных, различных фондов и т. п.) для работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, которыебу-дут оказывать им помощь в адаптации к жизни на свободе, ресоциализации, обеспечениижильем, трудоустройстве, получении образования и т. д.

Российская уголовно-исполнительная система имеет весьма неоднозначную историю. Ее правовая база, равно как и практика исправительных учреждений, развивается довольно противоречиво, при отсутствии единообразия, общего подхода, разночтении норм.

Первые шаги по упорядочению и централизации руководства тюремной системой были предприняты императором Александром I в его указе от 25 июня 1811 г. «Учреждение Министерства полиции». В составе Министерства полиции образуются Общая и Особенная канцелярии и три департамента: полиции исполнительной, полиции хозяйственной и медицинский. С упразднением в 1819 г. Министерства полиции его департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел. В том же году по образу и подобию Британского библейского общества учреждается Попечитель-

г §

о

со

Ï -

с

о §

Ï

с §

0" Ï о

(D

ш со о

О

CD

ГО &

Ф

0

1 «Q

5 §

с

0

6

1

00

о §

ное о тюрьмах общество, в создании которого несомненная заслуга принадлежит князю А.Н. Голицыну1. Александр I , подписавший устав Общества, стал его покровителем, а в его состав вошли общественные, государственные и религиозные деятели, представители науки и культуры.

Одним из наиболее важных направлений деятельности Общества стало исправление осужденных, а также попечение о лицах, которые освобождались из исправительных учреждений. Исправление осужденных достигалось следующими средствами: постоянный контроль, наставление в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, занятие их приличными упражнениями, заключение провинившихся в уединенное место2.

До принятия Закона «Об условно-досрочном освобождении», одобренного на заседании Государственного совета 12 июня 1909 г. и 22 июня того же года удостоенного Высочайшего утверждения, Министерством юстиции был издан примерный устав обществ покровительства лицам, освобожденным из мест заключения, или патроната.

Согласно Закону 1909 г. вопрос об условно-досрочном освобождении вносился на обсуждение Особого совещания, состоявшегоиз лиц прокурорского надзора, губернскоготюремного инспектора или его помощника, полицмейстера, начальника места заключения, представителей Попечительного о тюрьмах общества, а в Санкт-Петербурге и Москве - двух директоров, избираемых правлением благотворительно-тюремных комитетов, а также двух членов Общества, избираемых членами правления таких обществ3.

К 1912 г. основной мерой помощи освобожденным по-прежнему оставалась деятельность попечительных комитетов, которые выполняли функции патроната. В 1913 г. в России насчитывалось уже 117 обществ попечения. Именно в этот период получила широкое развитие благотворительная деятельность.

В августе 1917 г. Временное правительство приняло Постановление № 1326 «Об условно-досрочном освобождении», которое в основном повторяло отдельные положения ранее принятого Устава о содержащихся под стражей. Так, устанавливался единый срок, который составлял не менее половины назначенного срока наказания, по отбытии которого приговоренные к лишению свободы на определенный срок могли освобождаться условно-досрочно. Исключение составляли приговоренные к бессрочному лишению свободы, досрочное освобождение которых могло последовать по истечении не менее 12 лет. Такое освобождение допуска-

лось при том условии, что условно-досрочно освобожденный будет вести порядочный образ жизни и на неотбытую часть срока будет передаваться под наблюдение и на попечение местного общества патроната.

Были предусмотрены и другие условия пребывания освобожденных условно-досрочно на свободе. Это, в частности, «воздержание от учинения новых преступных деяний, от порочного поведения, угрожающего общественной безопасности или порядку (как-то: пьянство, тунеядство, общение с порочными людьми и т. д.), и подчинение лица таким мерам, которые вызываются необходимостью правильного устройства попечения и наблюдения за ним». Без уведомления местного общества патроната освобожденный не мог отлучаться с места жительства. В случаях, когда в течение неотбытой части наказания условно-досрочно освобожденный совершал новое преступление или самовольно отлучался с места жительства, а также нарушения им определенных условий испытания, условно-досрочное освобождение могло быть отменено4.

Однако общества патроната, на которые возлагался контроль за лицами, освобождавшимися из исправительных учреждений (в том числе условно-досрочно), не получили распространения.

После 1917 г. Попечительное о тюрьмах общество было распущено, хотя в первые годы советской власти соответствующие комитеты работали при тюрьмах. Основным видом защиты и помощи лицам, освобождавшимся из мест лишения свободы, был патронат. Он предназначался для оказания материальной и моральной помощи лицам, освободившимся из исправительных учреждений. Предполагалось также обеспечение освободившимся условий для адапта -ции в обществе, включения их в социальную жизнь. Наиболее успешно функционировали общества патроната в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Киеве5.

В отчете Наркомюста РСФСР VII съезду Советов об исправительно-трудовой политике Советского государства за период 1917-1919 гг. отмечалось, что «органы Советского патроната, оказывая нравственную и материальную поддержку освобожденным из мест заключения, будут тем самым завершать начатое еще в местах заключения перевоспитание личности преступника»6.

16 октября 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, в ст. 4, 5 которого отмечалось, что исправительно-трудовое воз-

действие должно проводиться путем дальнейшего развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов. При этом все места заключения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламентируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, которая предусматривала изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зависимости от конкретных результатовисправи-тельно-трудовоговоздействия (ст. 100-107 и др.).

В дальнейшем, по мере развития системы органов, исполняющих наказания, вопросы оказания помощи освобождаемым были в поле зрения законодательного регулирования. В этот период формируется новое отношение к преступнику. В УК РСФСР 1926 г. термин «наказание» заменен понятием «мера социальной защиты» и о карательной сущности наказания не упоминается7.

В 1928 г. организация помощи освобожденным из мест заключения была передана в ведение краевых (областных), окружных и районных съездов Советов и их исполнительных комитетов В ст. 111 Положения о краевых (областных), окружных съездах Советов и их исполнительных комитетов было зафиксировано, что «в области исправительно-трудового дела на окружной исполнительный комитет возлагается ... организация помощи освобожденным из мест заключения»8.

Однако в 1930-1950 гг. фактически прекратил свое функционирование институт помощи лицам, освобожденным из исправительных учреждений. Перестали также действовать добровольные общества оказания поддержки осужденных к лишению свободы.

В 1960-1970 гг. были предприняты попытки возложить контроль за освобожденными из исправительных учреждений на общественность и отдельных граждан. Институт оказания помощи проявлялся в виде шефства закрепленных за ИТУ местных Советов предприятий, учреждений.

Кроме того, существовал фонд материальной помощи лицам, освобождаемым из исправительно-трудовых учреждений. Однако нельзя не отметить, что помощь оказывалась (на усмотрение администрации ИТУ) в момент освобождения, хотя необходимость в этой поддер-

жке многие освобожденные испытывали по прибытии непосредственно к месту жительства.

ИТК РСФСР 1970 г. возложил функции опеки и профилактики повторных преступлений на инспекции исправительных работ, которые обязаны были трудоустроитьосужденных. Однако сотрудники органов внутренних дел действовали без участия местных органов власти, трудовых коллективов, органов здравоохранения, народного образования и общественных организаций.

В уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, как в теории, так и практике, несомненно, прослеживается заимствование законодательных норм исполнения наказаний. Анализ формирования пенитенциарной системы в начальный и более поздний периоды, а также практика исполнения наказаний показывают, что, несмотря на разный политический строй, идеологические доктрины в сфере исполнения наказаний, традиционными остаются гуманизация законодательства и отношения общества к лицам, нарушившим закон.

Итак, можно сделать следующие выводы.

В целях повышения эффективности действующего в РФ института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания было бы целесообразно восстановить пенитенциарный и постпенитенциарный институт патроната для осуществления успешной адаптации и ресоциализа-ции лиц, освободившихся условно-досрочно.

О том, что модель контроля становится доминирующей, свидетельствуетпрежде всего принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Рядом отечественных юристов активно поддерживаются идеи зарубежных ученых о важности ситуационного подхода к предупреждению преступности, в том числе с использованием аудиовизуальных электронных и иных технических средств надзора и контроля. С учетом того что в последнее десятилетие в России при среднегодовомприросте преступлений на уровне 4,5 % среди осужденных наблюдается рост числа ранее судимых в среднем на 12,4 % ежегодно, юристами обосновывается необходимость более действенной системы предупреждения постпенитенциарного рецидива, в том числе через создание новой федеральной службы, а также путем принятия федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы»9.

Таким образом, желательно прежде всего изучить отечественный опыт и в дальнейшем учитывать национальные особенности

г §

0

со

1 -

с

0 §

1

с §

0" I

о

(D

ш со о

формирования единого органа по ресоциали- вобожденных из исправительных учрежде-

зации осужденных в пенитенциарный и по- ний, в том числе условно-досрочно, необхо-

стпенитенциарный периоды. Для того что- димо также организовать широкую сеть об-

бы успешно решать вопросы устройства ос- ществ патроната.

1 См.: Уголовно-исполнительнаясистема 130 лет / М.Г. Детков [и др.]. М., 2009. С. 8.

2 См.: Правовое регулирование и организация социальной работы с осужденными к лишению свободы: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Багреева [и др.]. М., 2006. С. 6.

3 См.: ДурушевЮ.А. Генезис института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. М., 2011. С. 15.

4 См.: Бабаян С.Л. Поощрительные институтыуголовно-исполнительногоправа: учеб. пособие. М., 2011. С. 37.

5 См.: БашкатовИ. Знать и уметь// Преступлениеи наказание. 1997. № 8. С. 57.

6 Из истории исправительно-трудовыхучрежденийРСФСР (октябрь 1917-1920 гг.): сб. док. М., 1960. С. 103.

7 См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовомуправу (1917-1959 гг.). История законодательства М., 1959.

8 Постановление ВЦИК от 6 апреля 1928 г. // Сб. нормат. актов по сов. Исправительно-трудовомукодексу М., 1979. С. 45-46.

9 См.: ПоздняковВ.М. Задачи пенитенциарных психологовпри современной реформе уголовно-исполнительной системы России // Психологияи право. 2012. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.