УДК 343.8 ББК 67.409.11 П40
E.L. PLYUSHCHEVA*
SERVICE FOR POST-PENITENTIARY PATRONAGE IN RUSSIA: HISTORY, PRESENT BEING AND FUTURE DEVELOPMENT (IN THE PAST, AT PRESENT AND IN THE FUTURE)
Аннотация: в статье проведен анализ осуществления функций контроля за освобожденными из исправительных учреждений, которые возлагались на общества патроната в дореволюционнойРоссии.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, патронат, контроль, постпенитенциарная адаптация.
ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВНА ПЛЮЩЕВА*
СЛУЖБА ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПАТРОНАТАВ РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
* Старший научный сотрудник (Научно-исследовательскийинститут ФСИН России) Е-mail: elp1303@ mail.ru.
Annotation: in the article the author analyses the implementation of control functions over the persons released from correctional establishments. These functions were assigned to patronage Society in pre-revolu-tionary Russia.
Key words: conditionally early release, patronage, control, post-penitentiary adaptation.
Реформа уголовно-исполнительной системы, которая проводится в соответствии с Концепцией развития угловно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, вступила во второй этап. Реформа подразумевает прежде всего финансирование на всех этапах ее проведения, а также обеспечениеуспешного функционирования уголовно-исполнительной системы. С самого начала реформирования намечено создание соответствующихорганизаций (государственных, общественных, социальных, различных фондов и т. п.) для работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, которыебу-дут оказывать им помощь в адаптации к жизни на свободе, ресоциализации, обеспечениижильем, трудоустройстве, получении образования и т. д.
Российская уголовно-исполнительная система имеет весьма неоднозначную историю. Ее правовая база, равно как и практика исправительных учреждений, развивается довольно противоречиво, при отсутствии единообразия, общего подхода, разночтении норм.
Первые шаги по упорядочению и централизации руководства тюремной системой были предприняты императором Александром I в его указе от 25 июня 1811 г. «Учреждение Министерства полиции». В составе Министерства полиции образуются Общая и Особенная канцелярии и три департамента: полиции исполнительной, полиции хозяйственной и медицинский. С упразднением в 1819 г. Министерства полиции его департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел. В том же году по образу и подобию Британского библейского общества учреждается Попечитель-
г §
о
со
Ï -
с
о §
Ï
с §
0" Ï о
(D
ш со о
О
CD
ГО &
Ф
0
1 «Q
5 §
с
0
6
1
00
о §
ное о тюрьмах общество, в создании которого несомненная заслуга принадлежит князю А.Н. Голицыну1. Александр I , подписавший устав Общества, стал его покровителем, а в его состав вошли общественные, государственные и религиозные деятели, представители науки и культуры.
Одним из наиболее важных направлений деятельности Общества стало исправление осужденных, а также попечение о лицах, которые освобождались из исправительных учреждений. Исправление осужденных достигалось следующими средствами: постоянный контроль, наставление в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, занятие их приличными упражнениями, заключение провинившихся в уединенное место2.
До принятия Закона «Об условно-досрочном освобождении», одобренного на заседании Государственного совета 12 июня 1909 г. и 22 июня того же года удостоенного Высочайшего утверждения, Министерством юстиции был издан примерный устав обществ покровительства лицам, освобожденным из мест заключения, или патроната.
Согласно Закону 1909 г. вопрос об условно-досрочном освобождении вносился на обсуждение Особого совещания, состоявшегоиз лиц прокурорского надзора, губернскоготюремного инспектора или его помощника, полицмейстера, начальника места заключения, представителей Попечительного о тюрьмах общества, а в Санкт-Петербурге и Москве - двух директоров, избираемых правлением благотворительно-тюремных комитетов, а также двух членов Общества, избираемых членами правления таких обществ3.
К 1912 г. основной мерой помощи освобожденным по-прежнему оставалась деятельность попечительных комитетов, которые выполняли функции патроната. В 1913 г. в России насчитывалось уже 117 обществ попечения. Именно в этот период получила широкое развитие благотворительная деятельность.
В августе 1917 г. Временное правительство приняло Постановление № 1326 «Об условно-досрочном освобождении», которое в основном повторяло отдельные положения ранее принятого Устава о содержащихся под стражей. Так, устанавливался единый срок, который составлял не менее половины назначенного срока наказания, по отбытии которого приговоренные к лишению свободы на определенный срок могли освобождаться условно-досрочно. Исключение составляли приговоренные к бессрочному лишению свободы, досрочное освобождение которых могло последовать по истечении не менее 12 лет. Такое освобождение допуска-
лось при том условии, что условно-досрочно освобожденный будет вести порядочный образ жизни и на неотбытую часть срока будет передаваться под наблюдение и на попечение местного общества патроната.
Были предусмотрены и другие условия пребывания освобожденных условно-досрочно на свободе. Это, в частности, «воздержание от учинения новых преступных деяний, от порочного поведения, угрожающего общественной безопасности или порядку (как-то: пьянство, тунеядство, общение с порочными людьми и т. д.), и подчинение лица таким мерам, которые вызываются необходимостью правильного устройства попечения и наблюдения за ним». Без уведомления местного общества патроната освобожденный не мог отлучаться с места жительства. В случаях, когда в течение неотбытой части наказания условно-досрочно освобожденный совершал новое преступление или самовольно отлучался с места жительства, а также нарушения им определенных условий испытания, условно-досрочное освобождение могло быть отменено4.
Однако общества патроната, на которые возлагался контроль за лицами, освобождавшимися из исправительных учреждений (в том числе условно-досрочно), не получили распространения.
После 1917 г. Попечительное о тюрьмах общество было распущено, хотя в первые годы советской власти соответствующие комитеты работали при тюрьмах. Основным видом защиты и помощи лицам, освобождавшимся из мест лишения свободы, был патронат. Он предназначался для оказания материальной и моральной помощи лицам, освободившимся из исправительных учреждений. Предполагалось также обеспечение освободившимся условий для адапта -ции в обществе, включения их в социальную жизнь. Наиболее успешно функционировали общества патроната в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Киеве5.
В отчете Наркомюста РСФСР VII съезду Советов об исправительно-трудовой политике Советского государства за период 1917-1919 гг. отмечалось, что «органы Советского патроната, оказывая нравственную и материальную поддержку освобожденным из мест заключения, будут тем самым завершать начатое еще в местах заключения перевоспитание личности преступника»6.
16 октября 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, в ст. 4, 5 которого отмечалось, что исправительно-трудовое воз-
действие должно проводиться путем дальнейшего развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов. При этом все места заключения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламентируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, которая предусматривала изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зависимости от конкретных результатовисправи-тельно-трудовоговоздействия (ст. 100-107 и др.).
В дальнейшем, по мере развития системы органов, исполняющих наказания, вопросы оказания помощи освобождаемым были в поле зрения законодательного регулирования. В этот период формируется новое отношение к преступнику. В УК РСФСР 1926 г. термин «наказание» заменен понятием «мера социальной защиты» и о карательной сущности наказания не упоминается7.
В 1928 г. организация помощи освобожденным из мест заключения была передана в ведение краевых (областных), окружных и районных съездов Советов и их исполнительных комитетов В ст. 111 Положения о краевых (областных), окружных съездах Советов и их исполнительных комитетов было зафиксировано, что «в области исправительно-трудового дела на окружной исполнительный комитет возлагается ... организация помощи освобожденным из мест заключения»8.
Однако в 1930-1950 гг. фактически прекратил свое функционирование институт помощи лицам, освобожденным из исправительных учреждений. Перестали также действовать добровольные общества оказания поддержки осужденных к лишению свободы.
В 1960-1970 гг. были предприняты попытки возложить контроль за освобожденными из исправительных учреждений на общественность и отдельных граждан. Институт оказания помощи проявлялся в виде шефства закрепленных за ИТУ местных Советов предприятий, учреждений.
Кроме того, существовал фонд материальной помощи лицам, освобождаемым из исправительно-трудовых учреждений. Однако нельзя не отметить, что помощь оказывалась (на усмотрение администрации ИТУ) в момент освобождения, хотя необходимость в этой поддер-
жке многие освобожденные испытывали по прибытии непосредственно к месту жительства.
ИТК РСФСР 1970 г. возложил функции опеки и профилактики повторных преступлений на инспекции исправительных работ, которые обязаны были трудоустроитьосужденных. Однако сотрудники органов внутренних дел действовали без участия местных органов власти, трудовых коллективов, органов здравоохранения, народного образования и общественных организаций.
В уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, как в теории, так и практике, несомненно, прослеживается заимствование законодательных норм исполнения наказаний. Анализ формирования пенитенциарной системы в начальный и более поздний периоды, а также практика исполнения наказаний показывают, что, несмотря на разный политический строй, идеологические доктрины в сфере исполнения наказаний, традиционными остаются гуманизация законодательства и отношения общества к лицам, нарушившим закон.
Итак, можно сделать следующие выводы.
В целях повышения эффективности действующего в РФ института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания было бы целесообразно восстановить пенитенциарный и постпенитенциарный институт патроната для осуществления успешной адаптации и ресоциализа-ции лиц, освободившихся условно-досрочно.
О том, что модель контроля становится доминирующей, свидетельствуетпрежде всего принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Рядом отечественных юристов активно поддерживаются идеи зарубежных ученых о важности ситуационного подхода к предупреждению преступности, в том числе с использованием аудиовизуальных электронных и иных технических средств надзора и контроля. С учетом того что в последнее десятилетие в России при среднегодовомприросте преступлений на уровне 4,5 % среди осужденных наблюдается рост числа ранее судимых в среднем на 12,4 % ежегодно, юристами обосновывается необходимость более действенной системы предупреждения постпенитенциарного рецидива, в том числе через создание новой федеральной службы, а также путем принятия федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы»9.
Таким образом, желательно прежде всего изучить отечественный опыт и в дальнейшем учитывать национальные особенности
г §
0
со
1 -
с
0 §
1
с §
0" I
о
(D
ш со о
формирования единого органа по ресоциали- вобожденных из исправительных учрежде-
зации осужденных в пенитенциарный и по- ний, в том числе условно-досрочно, необхо-
стпенитенциарный периоды. Для того что- димо также организовать широкую сеть об-
бы успешно решать вопросы устройства ос- ществ патроната.
1 См.: Уголовно-исполнительнаясистема 130 лет / М.Г. Детков [и др.]. М., 2009. С. 8.
2 См.: Правовое регулирование и организация социальной работы с осужденными к лишению свободы: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Багреева [и др.]. М., 2006. С. 6.
3 См.: ДурушевЮ.А. Генезис института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. М., 2011. С. 15.
4 См.: Бабаян С.Л. Поощрительные институтыуголовно-исполнительногоправа: учеб. пособие. М., 2011. С. 37.
5 См.: БашкатовИ. Знать и уметь// Преступлениеи наказание. 1997. № 8. С. 57.
6 Из истории исправительно-трудовыхучрежденийРСФСР (октябрь 1917-1920 гг.): сб. док. М., 1960. С. 103.
7 См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовомуправу (1917-1959 гг.). История законодательства М., 1959.
8 Постановление ВЦИК от 6 апреля 1928 г. // Сб. нормат. актов по сов. Исправительно-трудовомукодексу М., 1979. С. 45-46.
9 См.: ПоздняковВ.М. Задачи пенитенциарных психологовпри современной реформе уголовно-исполнительной системы России // Психологияи право. 2012. № 3.