Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза'

Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ / ЭМОЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ / ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / RETROSPECTIVE ANALYSIS OF SCHOOL EXPERIENCES / EMOTIONS / PRIMARY SCHOOL AGE / STUDENT-TEACHER RELATIONSHIP / PROBLEM OF SCHOOL SUCCESS / DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL REflECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминова Алла Николаевна, Маясова Татьяна Викторовна

В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода. Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоциогенные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса. В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками. Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты), а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие). Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жиз ни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с соб ственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка. Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ре троспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает буду щим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фоминова Алла Николаевна, Маясова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF EMOTIONAL EXPERIENCES IN PRIMARY SCHOOL BY STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article presents results of study by students of pedagogical university of their own experiences in primary school. The relevance of this topic is connected with the study of most significant emotional experiences of school children that come to be fixed in memory. The goal of the study was to identify and give a psychological analysis of emotion-generating situations of school life in memories of students in the course of study of psychology of early school age. In the study, 156 students of the 2nd and 3rd years of pedagogical universities of Moscow and Nizhny Novgorod took part. This research combined a study and psychotherapeutic practice with students aimed at overcoming negative experiences related to their school life in childhood. Students analysed their own emotion-generating school situations according to a scheme based on the stages in rational and emotive counselling by A. Ellis. As a result, the following situations causing emotional tension in school life have been identifi ed: public negative assessment of the student; getting a bad mark; quarrels with classmates. Positive emotional memories of students are related to the situation of success, external encouragement of success (marks, diplomas), situations of social interest (feelings of friendship, emotional support, personal empathy). The activation by students of their own childhood memories helps them thoroughly feel the child’s susceptibility to uneasy situations in school life. It is important for the teacher not to lose the bond with his own childhood and perceive well various specific features in children’s behaviour. As this study has shown, the process of work with students itself, the retrospective analysis of emotional experiences at school help prospective educators to realise the direction of solution to their own emotional problems and to comprehend the directions in helping children to develop skills of coping with school problems.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2019. Вып. 52. С. 137-147 ОСИ: 10.15382/81Ш^201952.137-147

психологическои антропологии Московского педагогического государственного университета

Фоминова Алла Николаевна,

канд. психол. наук, профессор кафедры

Российская Федерация, 119571,

г. Москва пр. Вернадского д. 88

afominova@list.ru

СКСЮ: 0000-0002-8158-1008

Маясова Татьяна Викторовна, канд. биолог. наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 vip.mayasova@mail.ru

СКСЮ: 0000-0002-6292-0545

Ретроспективный анализ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода.

Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоцио-генные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса.

В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками.

Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты),

А. Н. Фоминова, Т. В. Маясова

а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие).

Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жизни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка.

Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.

Преподавание психологических дисциплин в педагогическом вузе связано не только с получением необходимых знаний, использованием этих знаний в процессе профессиональной деятельности, но и с включенностью в анализ собственных психологических проблем, ретроспективным анализом пройденного жизненного пути. Обращение студентов к воспоминаниям о школьном детстве помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности в поведении ребенка, относится к педагогической деятельности как к творчеству, проявляет педагогическую восприимчивость и интуицию.

В работах отечественных психологов обосновывается творчество жизни как способность личности к рефлексии, к размышлению над своей жизнью, к творческому ее конструированию (С. Л. Рубинштейн); важность разработок стратегии своей жизни, построения и реализации программы жизни (К. А. Абульханова-Славская)1.

В исследованиях Н. В. Кузьминой было выявлено, что развитые перцептивно-рефлексивные способности педагога обеспечивают три вида чувствительности: чувство объекта-субъекта (ученика); чувство меры или такта; чувство причастности. От уровня сформированности перцептивно-рефлексивных способностей учителя зависит развитие педагогической интуиции, которая может быть как продуктивной, так и негативной, подсказывающей неверные решения2.

Актуальность данного исследования связана, с одной стороны, с увеличением количества школьников, испытывающих эмоциональное неблагополучие в процессе учебы, с другой стороны, с необходимостью и значимостью личностного развития студентов как будущих педагогов.

Несмотря на видимое понимание проблемы воспитания здоровой в физическом и психологическом смысле молодежи, показатели психологического здоровья этой группы населения имеют тенденцию к ухудшению.

1 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

2 Кузьмина Н. Ф. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциоген-ных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) теоретический анализ значимости ретроспективного осмысления студентами эмоциогенных школьных ситуаций для оптимального педагогического взаимодействия;

2) классификация и анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогического вуза.

В исследовании участвовали 156 студентов 2-го и 3-го курсов факультетов иностранных языков, математического и психологического факультетов МПГУ (Москва) и НГПУ (Нижний Новгород), из них 24 юноши и 132 девушки.

Студентам было предложено вспомнить ситуации школьной жизни в младших классах, которые были связаны с сильными эмоциональными переживаниями — как положительными, так и отрицательными.

Данное исследование включало не только исследовательскую, но и психотерапевтическую работу со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с учебной деятельностью в детстве.

Структура анализа ситуаций была выработана на основе схемы рационально-эмотивного подхода в психологическом консультировании А. Эллиса3:

1) описать ситуации, которые вызвали сильные эмоции (положительные или отрицательные);

2) конкретизировать пережитые эмоции;

3) вспомнить, какие мысли возникали в данной ситуации;

4) описать поведение, которое осуществлялось в ответ на данную ситуацию.

Мы добавили пункт, связанный с внешней поддержкой ребенка в ситуации

негативных переживаний:

5) кто помог справиться с эмоциями и с ситуацией (если эмоция была отрицательная, а ситуация трудная).

В процессе анализа работ студентов было отмечено, что основные воспоминания связаны с негативными ситуациями, в которых возникают отрицательные эмоции (78%).

Ситуации, в которые нынешние студенты, будучи учениками начальных классов, испытывали негативные переживания, были объединены в следующие группы:

1) ситуация публичного негативного оценивания;

2) ситуация получения «плохой» отметки;

3) ссоры с одноклассниками.

Полученные результаты приведены в табл. 1.

3 Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М., 2002.

Таблица 1

Ретроспективный анализ студентами трудных ситуаций учебной деятельности

в начальной школе

Описание Кто помогал

ситуации, Какое справиться

№ Кол-во в которой Какие эмоции Какие мысли поведение с негативными

чел. % появлялось эмоциональное переживание возникали появлялись осуществлялось ситуациями и отрицательными эмоциями

1 12 Ситуации, Обида Несправед- Плач Поддержка

(37,5) когда учи- Печаль ливость Подавлен- мамы;

тель при всем Отвращение Сомнения ность Собственные

классе жестко Стыд в себе Постаралась усилия;

отрицательно Попытка забыть «отпускание

оценивает ра- самоанализа Большие ситуации»

боту ученика усилия в

(18,75%), его учебе

поведение

(12,5%)

2 9 (28) Первая Страх Будут ругать Плач; Учитель по-

плохая отметка Стыд дома; отказ мог исправить

в тетради или Обида, хуже всех от работы отметку; мама

дневнике злость в классе на уроке успокоила

Разочарова- Это большая Уничтоже- и объяснила

ние в себе трагедия ние тетради Репетиция ответов вслух Помощь одноклассников; Сам ребенок поговорил с учителем

3 4 Ссоры с одно- Разочарова- Непонима- Желание Самостоятель-

(12,5) классниками ние, злость; ние; что даль- помириться ное примире-

пустота; ше будет (как Перешла ние, рассказ

одиночество; поведут себя в другую учителю

страх классная руководители, родители) школу

4 25 Вспомнили Стенические Мысли Поведение Помощь взрос-

(78) неприятные и астениче- о реакции эмоцио- лых — упомина-

ситуации ские эмоции других людей и попытки понять себя нального отреагиро-вания (плач, отказ); конструктивное поведение (активизация деятельности) ются учителя и мамы. Помощь одноклассников. Самопомощь или отпускание ситуации

На первое место по количеству эмоциональных воспоминаний вышли ситуации с публичной негативной оценкой учителем результатов деятельности или поведения ребенка (плохой результат контрольной работы, недисциплинированное поведение и т. д.). Эти ситуации связаны с астеническими эмоциями — обидой, стыдом, печалью. Формируются такие значимые социальные чувства, как справедливость/несправедливость обвинения, стыд и чувство вины.

В процессе общения учителя и ученика в ходе учебной деятельности эмоциональный компонент их общения часто становится ведущим и определяет эффективность обучения ребенка, а также оптимальность его школьного поведения.

Проблема отношения учителя к ученику, его личностная направленность на ребенка, его эмоциональная саморегуляция определяют особенности его реакций в трудных для ребенка ситуациях. В данном исследовании получается, что именно переживания отношений с учителем являются наиболее стрессогенны-ми ситуациями в воспоминаниях студентами своего обучения в младшей школе.

В наших прежних исследованиях отношений учитель—ученик учителям начальных классов предлагалось составить список качеств учащегося, которые их радуют в ребенке, и список качеств, которые огорчают и делают ребенка «трудным учеником». Так, среди предпочитаемых качеств на первые места вышли — внимательный, трудолюбивый, любознательный, аккуратный, дисциплинированный. Эти качества связаны прежде всего с учебной деятельностью ребенка.

К сожалению, следующие высказывания о чертах характера детей, радующие учителей, были единичными: способность любить других, умение прощать, творчески работать, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения, придумывать, желание не только учиться, но и играть.

В перечисленных качествах ученика, которые вызывают эмоциональное неприятие, лидируют агрессивность, лень, невнимательность. Каждое из этих качеств имеет сложную, различную в каждом отдельном случае детерминацию своего проявления — от несформированности средств общения и организации деятельности до сложных защитных реакций. Столкновение ребенка с непосильными для него заданиями может приводить к серьезным отрицательным последствиям4.

Эти поведенческие особенности младших школьников, часто лежащие в основе их эмоционального неблагополучия, и анализировались студентами.

При этом важно учитывать, что такой сложный мыслительный процесс, как самоанализ, возникает у детей в начальной школе. Часто самоанализ запускается с помощью взрослого (учителя, родителя), который задает ребенку вопросы о какой-то ситуации, просит оценить свои усилия, свое поведение, свои результаты. Как показывают данные исследования, с непростыми ситуациями публичного негативного оценивания дети, как правило, справляются с помощью поддержки значимого взрослого.

Приводим полностью расписанный по этапам анализа ситуации рассказ студентки: «В начальной школе я очень любила рисовать. После школы меня

4 Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе (Библиотека журнала «Директор школы». № 1). М., 2014.

и несколько одноклассников забирал автобус. В дороге мне очень захотелось порисовать. Я не нашла чистого листка и стала рисовать на оборотной стороне тетради. Когда на следующий день учительница увидела рисунок, она при всем классе разорвала тетрадь. Я просила не рвать тетрадь, но учительница это сделала и тетрадь выбросила. Мне было грустно и обидно. И жалко свой рисунок, он получился очень красивым. Я пожаловалась друзьям, они меня утешали. Потом рассказала маме, она меня тоже поддержала, поэтому я долго не переживала эту ситуацию».

В этой ситуации девочка оптимально использовала свои возможности решить трудную для себя ситуацию — обращение к учителю (к сожалению, безрезультатное), эмоциональное обсуждение с друзьями и мамой. И как важно найти поддержку ребенку в этой очень непростой ситуации, когда действительно трудно объяснить столь крайнее поведение профессионала даже взрослому человеку.

Желание учителя побыстрее обнаружить в ученике черты «взрослого» — трудолюбие, аккуратность — может приводить к недооценке в ученике и в себе самом «ребенка», творческого, желающего учиться, обладающего возможностями.

Иногда детьми используется такая «философская» тактика — отпустить ситуацию и продолжать учиться, однако, по воспоминаниям наших студентов, такая тактика была отмечена лишь у одного человека. В первой ситуации студенты отмечали именно собственные усилия по переживанию унижения в результате негативного оценивания перед всем классом.

Вторая трудная ситуация — первая плохая отметка — двойка или тройка, как правило, выставленная в тетради или дневнике. И реакция ребенка — «я долго смотрела на эту тройку». Эта ситуация часто продуцирует эмоцию, которая запускает невротическое развитие маленького школьника, — страх. О своих ощущениях безысходности, о возникшем чувстве трагедии вспоминают до трети опрошенных студентов.

В единичных случаях студентами отмечается позитивная тактика преодоления этой ситуации — повышение собственной активности при приготовлении домашних заданий, репетиция ответов. Однако эти единичные ответы связаны с ситуациями, когда ребенок очень четко понял, за что была поставлена плохая отметка. Например: «Я очень медленно говорила, хотя все выучила» — «стала репетировать дома ответы, старалась быстро проговаривать ответы на вопросы». Позитивным решением данных ситуаций является обращение за помощью к учителю или однокласснику.

Важно отметить, что учитель способен эффективно помочь ребенку при наличии связи со своими собственными детскими чувствами.

Проникновенно чувствующая боль Марина Цветаева посвятила одно из стихотворений описанию переживаний и даже физических ощущений, охвативших ребенка при получении единицы.

Скомкали фартук холодные ручки, Вся побледнела, дрожит баловница. Бабушка будет печальна: у внучки Вдруг — единица!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смотрит учитель, как будто не веря Этим слезам в опустившемся взоре. Ах, единица большая потеря! Первое горе!

Слёзка за слёзкой упали, сверкая, В белых кругах уплывает страница... Разве учитель узнает, какая Боль — единица?

По мнению многих школьных психологов, важнейшим фактором готовности ребенка к школе является его эмоциональная устойчивость к возможным неуспехам в игровой и/или учебной деятельности. Однако в силу особенностей развития когнитивной сферы, а также внешних требований успеха, часто исходящих от родителей, ребенок приходит в школу с сильной зависимостью собственной самооценки и эмоционального благополучия от результата деятельности, а главное, от мнения значимых взрослых.

На третье место вышли ситуации негативного общения с одноклассниками: случайные физические столкновения — «не заметил, толкнул, повели к директору», противостояние группе — «бывшие подруги все время меня обсуждали, задевали». Эти ситуации связаны с такими глубокими «недетскими» переживаниями, как одиночество, отверженность, непонимание.

Мы обсуждаем со студентами возможности ребенка начальных классов решить самостоятельно ситуацию, его способность обратиться за помощью. Именно отсутствие оптимальных стратегий решения трудных ситуаций в учебе приводит к возникновению психологического свойства «выученной беспомощности». Поэтому существует необходимость самому учителю показать, как надо ребенку справляться с ситуацией негативного оценивания, с ситуацией получения плохой отметки.

Таким образом, 78% студентов вспомнили именно ярко эмоционально окрашенные трудные ситуации в своей жизни младшего школьника.

«Отрицательные эмоции обладают большей интенсивностью, чем положительные, они направлены по преимуществу вовнутрь, и часто не имеют внешнего выражения» (Л. М. Веккер).

Студенты вспоминали, что переживали целую гамму чувств — от гнева и злости до страха, отчаяния и чувства одиночества. При этом часто думали и переживали о последствиях ситуации, о реакции взрослых людей на нее. Но именно взрослые помогали преодолеть трудности, внушая уверенность, вступая в переговоры, утешая, объясняя непонятное. Таким поведением взрослые помогали преодолеть трудности и с детских реакций — плач, отказ от деятельности — перейти к ответственному поведению — самоанализу, активизации в учебной работе.

Важно отметить, что описанные студентами хронически действующие пси-хотравмирующие ситуации, а также способы совладания с ними оказывают существенное влияние на весь ход развития психики ребенка.

Непростые для ребенка ситуации — это норма школьной жизни, ребенок вписывается в определенные правила жизни, осваивает школьные предметы в

силу своих способностей и личностных качеств. И чтобы школьный стресс «не приносил горя», по словам Г. Селье, важно, чтобы маленький ученик не только понимал, что он может справиться с любой сложной школьной ситуацией, но и знал способы, как с ней справиться. К этому пришли студенты, анализируя свои детские переживания. Способы совладания с трудными ситуациями проанализированы психологами отечественных школ и зарубежными исследователями-психологами. В чем совпадают взгляды различных представителей психологических школ, так в том, что поведение ребенка должно быть активным и направленным на преодоление этого состояния, а также может обусловливаться ожиданием помощи извне (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, К. Хорни, А. Адлер).

Позитивные эмоциональные ситуации в воспоминаниях студентов, несмотря на малочисленность этих воспоминаний, также играют важную роль в анализе эмоциональной жизни ученика младших классов.

Итак, о чем позитивном вспоминали студенты?

На первое место вышли воспоминания об успешности в учебе — «получила похвальный лист», «поставили мой макет на выставку», «получила пятерку», «радость победы в конкурсе». В данную группу объединены ситуации, связанные с позитивным подкреплением (пятерки), а также ситуации достижения (победа в конкурсе). Эти ситуации помогают ребенку данного возраста развивать «трудолюбие» в противовес «чувству неполноценности», что, по мнению Э. Эриксона, является наиболее значимым вопросом развития младшего школьника.

И на втором месте — ситуации социально приятные — «доверили нести колокольчик на последнем звонке старшеклассников», «посадили за одну парту с подругой», «подруга выступила неожиданно для меня на концерте со стихотворением». Важно отметить, что эмоционально позитивные ситуации вызывают такие чувства, как гордость, радость, восторг. Эти чувства развиваются в общении ребенка — «хочется поделиться радостью», «рассказать», «обсудить». Эти ситуации побуждают желание «делать что-то еще лучше», «стараться». Данные ситуации связаны с развитием «социального интереса» (А. Адлер), который приобретает в жизни растущего ребенка все большую мотивирующую силу.

Анализ воспоминаний студентов о ситуациях в младшей школе, которые вызывали у них запомнившиеся на долгие годы эмоциональные состояния, обратил нас к значимой сфере наших эмоциональных состояний — сфере межличностных отношений. Работы выдающегося отечественного психолога Владимира Николаевича Мясищева обосновывают тесную взаимосвязь отношения к человеку, общения с ним и, как результат, влияние общения на психическое состояние человека, развитие его личности5.

Выявлено, что развитие коммуникативных навыков младшего школьника во многом зависит от отношений, которые складываются у него с учителем. При благоприятных взаимоотношениях ребенок разворачивает навстречу учителю все способы взаимодействия: внимательно слушает, позитивно воспринимает образ учителя и старательно выполняет роль ученика.

«Ожидая оценки, младший школьник ждет, прежде всего, от взрослого эмоционально-личностного отношения к себе, а не только к вчерашнему диктанту.

5 Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011.

Ученик может научиться вполне объективно оценивать свой труд, свои личные качества, но все равно будет нуждаться в оценочных отношениях со стороны взрослого, черпая в оценках своей деятельности гарантии душевного комфорта», — отмечает Г. А. Цукерман6.

В начальной школе оптимальное личностное, познавательное развитие ребенка связано не столько с самой учебной деятельностью, сколько с эмоционально-позитивным общением с учителем в процессе этой деятельности.

Поэтому вопрос отношений ученика и учителя, вопрос эмоциональности в процессе общения в младшей школе становится ведущим, когда мы заводим разговор об оптимальном обучении коммуникации ребенка с учителем и со сверстниками.

Как интегральная характеристика коммуникативного поведения, успешность общения развивается с возрастом, по мере приобретения и расширения круга социальных умений, роста доверия к себе и своим возможностям. Но фактор отношения является важнейшим для развития всех личностных особенностей учащегося.

В нашем исследовании отмечается, что, несмотря на понимание и осознание определенной эмоциональной нейтральности некоторых школьных ситуаций, студенты еще не всегда могут оптимально пережить эмоциональные проблемы детства, и отголоски этих проблем присутствуют в сегодняшних учебных переживаниях: страх неуспеха сдачи экзаменов; тревога в отношении взаимодействия с преподавателями.

Если учесть значимость личностного потенциала педагога в его профессиональной деятельности, то возникает актуальный вопрос не только о психологической проработке студентами педагогических вузов собственных переживаний, но и о понимании психологических основ психотерапевтического (имеется в виду психолого-педагогический аспект данного термина) взаимодействия с другими людьми.

Включение студентов в анализ своих собственных школьных переживаний является значимой практикой для понимания переживаний детей, с которыми им предстоит встретиться в своей педагогической деятельности. Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы и пути их разрешения, а также помогать учащимся при возникновении трудностей в учебе.

Ключевые слова: ретроспективный анализ школьных переживаний, эмоции, младший школьный возраст, отношения ученик-учитель, проблема успешности, развитие педагогической рефлексии.

6 Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61—73.

Список литературы

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011.

Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе (Библиотека журнала «Директор школы». № 1). М., 2014.

Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61—73.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М., 2002.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2019. Vol. 52. P 137-147

DOI: 10.15382/sturIV201952.137-147

Alia Fominova, Candidate of Sciences in Psychology, Professor,

Department of Psychological Anthropology, Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadskogo Prospect, Moscow, 119571, Russian Federation afominova@list.ru

ORCID: 0000-0002-8158-1008

Tatiana Mayasova, Candidate of Sciences in Bilology, Assiciate Professor, Department of Physiology and Health and Safety, Nizhny Novgorod State Pedagigucal University, 1 Ulyanova Str., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation vip.mayasova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-6292-0545

Retrospective Analysis of Emotional Experiences in Primary School by Students of a Pedagogical University

A. Fominova, T. Mayasova

Abstract: This article presents results of study by students of pedagogical university of their own experiences in primary school. The relevance of this topic is connected with the study of most significant emotional experiences of school children that come to be fixed in memory. The goal of the study was to identify and give a psychological analysis of emotion-generating situations of school life in memories of students in the course of study of psychology of early school age. In the study, 156 students of the 2nd and 3rd years of pedagogical universities of Moscow and Nizhny Novgorod took

part. This research combined a study and psychotherapeutic practice with students aimed at overcoming negative experiences related to their school life in childhood. Students analysed their own emotion-generating school situations according to a scheme based on the stages in rational and emotive counselling by A. Ellis. As a result, the following situations causing emotional tension in school life have been identified: public negative assessment of the student; getting a bad mark; quarrels with classmates. Positive emotional memories of students are related to the situation of success, external encouragement of success (marks, diplomas), situations of social interest (feelings of friendship, emotional support, personal empathy). The activation by students of their own childhood memories helps them thoroughly feel the child's susceptibility to uneasy situations in school life. It is important for the teacher not to lose the bond with his own childhood and perceive well various specific features in children's behaviour. As this study has shown, the process of work with students itself, the retrospective analysis of emotional experiences at school help prospective educators to realise the direction of solution to their own emotional problems and to comprehend the directions in helping children to develop skills of coping with school problems.

Keywords: retrospective analysis of school experiences, emotions, primary school age, student-teacher relationship, problem of school success, development of pedagogical reflection.

References

Abul'khanova-Slavskaia K. (1991) Strategiia zhizni [Strategy of Life]. Moscow (in Russian).

Ellis A. (2002) Gumanisticheskaiapsikhoterapiia: Ratsional'no-emotsional'nyipodkhod [Humanist Psychotherapy: Rational and Emotional Approach]. St. Petersburg; Moscow (in Russian).

Fominova A. (2014) Razvitie zhiznestoikosti uchashchegosia v shkole [Developing Tenacity in Life in School Students]. Moscow (in Russian).

Kuz'mina N. (1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelia i masteraproizvodstvennogo obucheniia [Professionalism in Personality of the Teacher and Instructor in Vocational Training]. Moscow (in Russian).

Miasishchev V. (2011) Psikhologiia otnoshenii [Psychology of Relations]. Moscow (in Russian).

Tsukerman G. (2006) "Vzaimodeistvie rebenka i vzroslogo, tvoriashchee zonu blizhaishego razvitiia" [Interaction of the Adult and Child Which Creates a Zone of Nearest Development]. Kul'turno-istoricheskaiapsikhologiia, № 4, pp. 61—73 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.