Научная статья на тему 'Показатели школьной тревожности как маркеры психологических проблем учащихся начальной школы'

Показатели школьной тревожности как маркеры психологических проблем учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
565
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРАХИ / PRIMARY SCHOOL AGE / SCHOOL ANXIETY / LEARNING ACTIVITIES / EMOTIONAL INSTABILITY AND FEARS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павловец Г.Г., Чаваев Р.Ш.

В статье рассматривается ситуация эмоционального переживания процесса обучения младшими школьниками в современной школе, роль диагностики уровня школьной тревожности в своевременной коррекции эмоционального неблагополучия ребенка и позитивного отношения к школе, к процессу обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павловец Г.Г., Чаваев Р.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели школьной тревожности как маркеры психологических проблем учащихся начальной школы»

Павловец Г.Г.1, Чаваев Р.Ш.2 ©

'Доцент; 2магистрант, кафедра психологии развития,

Северо-Осетинский государственный педагогический институт

ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ КАК МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассматривается ситуация эмоционального переживания процесса обучения младшими школьниками в современной школе, роль диагностики уровня школьной тревожности в своевременной коррекции эмоционального неблагополучия ребенка и позитивного отношения к школе, к процессу обучения в школе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, школьная тревожность, учебная деятельность, эмоциональная неустойчивость, страхи.

Keywords: primary school age, school anxiety, learning activities, emotional instability and fears.

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном обществе наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей. Более того, меняется «качество» и разновидности тревожности: она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени поддающейся преодолению.

Одним из специфических видов тревожности, возникающей в период школьного обучения, является школьная тревожность. Меняются времена, изменяются подходы к школьному образованию, постоянно происходит модернизация российского образования, но проблема школьной тревожности остается актуальной. Актуальность данной темы обуславливается тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной

неустойчивостью. Тревожные дети отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивость, наличием различных страхов.

В отечественной и зарубежной литературе много исследовательских работ, посвященных проблеме школьной тревожности. Это работы В.К. Вилюнас, К.Э. Изарда, Н.Д. Левитова, Ч.Д. Спилбергера и других авторов. Отношение к проблеме тревожности диаметрально противоположно: одни авторы считают, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека (Е.Л. Калинин, Ю.Л. Ханин и другие). Другие авторы (А.И. Захаров, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и другие) отмечают, что

постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием - тревожностью.

Проблема школьной тревожности заинтересовала нас после проведенной диагностики учащихся 3-4-х классов начальной школы одной из общеобразовательных школ города Владикавказа. Диагностика проводилась с помощью опросника школьной тревожности Филлипса. В исследовании приняло участие 104 ученика в возрасте от 9 до 11 лет, среди них -56 девочек и 48 мальчиков. Оказалось, что абсолютно у всех учеников в той или иной степени выражена школьная тревожность (норма, повышенная тревожность, высокая тревожность) по 8 различным факторам.

Таблица 1

Данные по уровням тревожности по 8 факторам по всей группе испытуемых

№Название

фактора Высокая тревожность

Повышенная тревожность

© Павловец Г.Г., Чаваев Р.Ш., 2014 г.

№ (синдрома) Кол-во, чел % Кол-во, чел %

1 1 Общая тревожность 9 8,7 28 26,9

2 2 Переживание социального стресса - 0 25 24,0

3 3 Фрустрация потребности в достижении успеха - о 24 23,0

4 4 Страх самовыражения 12 11,5 64 61,5

5 5 Страх ситуации проверки знаний 18 17,3 36 34,6

6 6 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 14 13,5 32 31,0

7 7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 6 5,8 16 15,5

8 8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 3 2,8 34 32,7

Анализ полученных результатов, представленных в таблице 1 показал, что по уровню высокой тревожности самый большой процент у учащихся был выявлен по фактору «Страх ситуации проверки знаний» - 17,3%, на втором месте - по фактору - «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» - 13,5%, на третьем месте - «Страх самовыражения» - 11,5%.

По уровню выраженности «повышенная тревожность» самый большой процент был выявлен по фактору «Страх самовыражения» - 61,5%, на втором месте - «Страх ситуации проверки знаний» - 34,6%, на третьем месте - «Проблемы и страхи в отношениях с

учителями» - 32,7%.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- в той или иной степени у учащихся присутствуют страхи, связанные со школой: «Страх ситуации проверки знаний», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями»;

- в той или иной степени у учащихся присутствуют страхи, связанные с близким окружением: «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих», «Страх самовыражения».

Желая выявить основные представления учащихся о компонентах образовательной среды и эмоциональное отношения к ним, мы использовали также «Метод незаконченных предложений» включающий следующие предложения:

1. Когда я иду в школу...

2. На контрольной...

3. Наверно, на экзамене ...

4. Когда я отвечаю у доски...

5. Если я получу «двойку»...

6. Когда учитель задает вопрос, я...

7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

9. Когда я думаю о школе...

При обработке результатов мы оценивали «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка, включающее позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, рассматривались как «эмоционально неблагополучные».

Таблица 2

Данные по количеству позитивных, нейтральных и негативных ответов учащихся

№ вопроса «+» «0» «-»

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 26 65 7 17,5 7 17,5

2 25 62,5 8 20 7 17,5

3 30 75 5 12,5 5 12,5

4 30 75 2 5 8 20

5 31 77,5 2 5 7 17,5

6 26 65 3 7,5 11 27,5

7 33 82,5 2 5 5 12,5

8 25 62,5 6 15 9 22,5

9 25 62,5 12 30 3 7,5

I 251 69,7 62 17,2 47 13,1

Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы:

Большинство ответов учеников можно отнести к «эмоционально благополучным» ответам, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям.

Например:

- когда я иду в школу, я думаю о смысле жизни;

- когда я думаю о школе, я хочу радоваться;

- когда я иду в школу то чувствую радость, что научусь чему-то новому;

- когда я отвечаю у доски, я отвечаю уверенно;

-наверное, на экзамене мне будет интересно;

- когда я жду родителей с родительского собрания, я их спрашиваю «что сказала наша учительница.»?

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно сделать вывод, что наиболее позитивным моментом для учеников является встреча с одноклассниками после каникул (82,5%).

Наибольшее переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, вызывает ситуация когда учитель задает вопрос (27,5 %).

К примерам отрицательных ответам можно отнести такие ответы учеников, как:

- наверное, на экзамене мне будет трудно;

- если я получу двойку, то мне кранты;

- когда я жду родителей с родительского собрания, я думаю, что меня поругают;

- когда я думаю о школе - я боюсь ее.

Таким образом, очевидно, что проблема школьной тревожности актуальна в современной школе. Исследователи этой проблемы часто связывают показатели школьной тревожности с эффективностью обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако, как показывает практика, тревожность может выступать и как активатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).

Причинами школьной неуспеваемости могут быть социально-психологические, психофизиологические причины:

неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность;

соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период;

дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха;

умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Таким образом, мы можем констатировать, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога выступает фактором мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень

тревожности превышает оптимальный предел, ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой учебной деятельности. Выявление группы учащихся начальной школы, переживающих повышенный и высокий уровни тревожности, связанных с процессом обучения в школе, на наш взгляд, является одной из основных задач современного психолога образования. Своевременное выявление проблем и проведение коррекционных занятий позволят избежать многих психологических проблем учащихся.

Литература

1. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников / Избр. Психол. Произв. -М., 1989. - 365 с.

2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь.- 2004. — 248 с.

3. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. - СПб.- 2001. - С. 143-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.