Научная статья на тему 'Ретроспектива российской государственной политики: движение на восток'

Ретроспектива российской государственной политики: движение на восток Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимошенко А.И.

В российской государственной политике постоянно подчеркивается высокая значимость восточных районов, их природных ресурсов и экономико-географического положения для будущего развития страны. Поэтому именно государству должна принадлежать роль главного координатора интересов отдельных компаний и фирм для достижения общенациональных целей. Хочется надеяться, что исторический опыт, уже наработанный российским государством, будет востребован и учтен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива российской государственной политики: движение на восток»

В российской государственной политике постоянно подчеркивается высокая значимость восточных районов, их природных ресурсов и экономико-географического положения для будущего развития страны. Поэтому именно государству должна принадлежать роль главного координатора интересов отдельных компаний и фирм для достижения общенациональных целей. Хочется надеяться, что исторический опыт, уже наработанный российским государством, будет востребован и учтен.

Ретроспектива российской государственной политики: движение на восток*

А. И. ТИМОШЕНКО,

кандидат исторических наук, Институт истории СО РАН, Новосибирск E-mail:bss@history.nsc.ru

* Статья подготовлена при поддержке Российского государственного научного фонда, проект № 08-01-00508а.

© ЭКО 2008 г.

172

ЭКО

|_

ЕЭ

Присоединение и исследование восточных территорий

Первые государственные решения и мероприятия, повлекшие за собой присоединение к Московскому государству и освоение огромных территорий к востоку от Урала, связаны с именем Ивана IV (Грозного). Более 400 лет назад он дал жалованные грамоты уральским солепромышленникам Строгановым на владение и защиту земель, находящихся по рекам Каме и Чусовой в Пермском крае, Ишиму, Тоболу и Оби в Сибири. В 1560-1570 гг. им разрешалось строить на вверенных территориях укрепленные пункты, нанимать и вооружать казаков и воевать с «сибирцами» (сибирскими татарами)1. По приглашению Строгановых появился легендарный атаман Ермак со своими казаками, рассчитывавшими на богатую добычу в Сибири.

В результате менее чем за сто лет была захвачена и присоединена огромная территория, в несколько раз превышающая размеры Московского государства: Западная и Восточная Сибирь, земли Забайкалья и Приамурья. В 1650-1660-х годах русские пашни существовали уже в бассейнах рек Шил-ки и Нерчи, в районе Албазина. В 1701 г. в Восточной Сибири насчитывалось до 7 тыс. русских семей, в Западной -около 18тыс. (всего 80-100тыс. мужчин). В 1710г. в пределах региона числилось уже около 313 тыс. чел. (157 тыс. мужчин и 156 тыс. женщин)2.

В азиатских владениях русского царя уже в конце XVI -начале XVII века наблюдался стабильный рост русского населения. К 1610 г. почти вся территория Западной Сибири от Обской губы на севере до Тары и Кузнецка на юге стала российской. Возникали и укреплялись административные центры, города и остроги: Верхотурье, Туринск и Тюмень на берегах рек Тура, Пелым, Тавда; Тара и Тобольск - на р. Иртыш; Бере-зов, Сургут и Нарым - на р. Кеть; Томск и Кузнецк - на р. Томь.

Присоединение и освоение Восточной Сибири начиналось с северных и северо-западных территорий, богатых пушниной.

1 Зуев А. С. Сибирь: вехи истории. Новосибирск, 1998. С.21.

2 История Сибири. Т. 2. Ленинград, 1968. С.54-55.

В первой половине XVII века здесь возникли и успешно формировались крупные административные центры - Енисейский и Красноярский остроги. Русские промышленники и служилые люди поселились в бассейнах рек Енисея и Лены, отдельные их представители выходили на Колыму и Охотское побережье. К началу XVIII века практически вся Северная Азия до маньчжурских степей оказалась в составе российского государства. Шло не только промысловое, но и хозяйственное освоение территории, формировалась структура государственного управления.

Петр I придал освоению новых земель научную основу. По его инициативе было начато экспедиционное исследование азиатских владений с целью получения наиболее полных достоверных сведений и определения государственных границ империи. В начале XVIII века состоялся целый ряд масштабных научных экспедиций, охвативших территорию от Сибири до Тихоокеанского побережья и собравших огромное количество сведений самого различного характера: географических, этнографических, исторических и т. д.

Получила развитие картографическая деятельность: первые карты и чертежи были составлены по личному распоряжению Петра I уже в конце XVII века С. У. Ремезовым. Позже им были подготовлены чертежи восточных и северовосточных территорий Сибири и Камчатки, практически всех сибирских городов с уездами, достаточно точно указаны русла большинства крупных сибирских рек. Ремезовскими картами и чертежами, добавляя новые сведения, пользовались в экспедициях Д. Г. Мессершмидта, В. И. Беринга, Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова и др.

Изучение азиатской части России в XVIII веке стало важнейшей составляющей государственной политики. Материалы исследований были использованы при подготовке первой Генеральной карты Российской империи в 1780-х годах, содержащей сведения о Тобольском и Иркутском наместниче-ствах, в том числе о природе, ландшафте, численности и составе народонаселения, нравах и обычаях, состоянии торговли, ремесел и промышленности3.

3 История Сибири. Т. II. С. 352.

Формирование системы управления

Полноценное освоение Сибири не могло проходить без формирования системы административно-территориального управления. По мере присоединения сибирские территории включались в систему управления Московского государства. На первых порах ими занимался Посольский приказ, ведавший внешней политикой. В 1599 г. управление присоединенными районами было сосредоточено в Казанском дворце, занимавшемся восточными территориями - Поволжьем и Уралом. С расширением восточных территорий в 1637 г. из него выделился Сибирский приказ, упраздненный только в конце XVIII века.

Начало петровских административных преобразований лишь поверхностно коснулось Сибири. В ходе первой губернской реформы 1708 г. край был объединен в Сибирскую губернию с центром в Тобольске. Функции Сибирского приказа перешли сибирскому губернатору, воеводы сибирских уездов были переименованы в комендантов. Вторая губернская реформа 1719-1724 гг. была более кардинальной. В Сибири, как и на всей территории России, вводилось четырехстепен-ное административно-территориальное деление. Сибирская губерния разделилась на Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую провинции во главе с вице-губернаторами. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Однако в конце 1720-х годов на большей части территории Сибири вернулись к старой системе местного управления: уездам во главе с воеводами. Низшей территориальной единицей являлась русская или инородческая волость. В 1730 г. был восстановлен Сибирский приказ, правда, с существенно урезанными правами: из его ведения были изъяты дипломатические отношения, управление промышленностью, воинскими командами и ямской службой4.

Наиболее крупные преобразования в системе управления азиатской частью России произошли в конце XVIII - начале XIX века. Правда, в отдельных районах Сибири и в начале ХХ столетия сохранялись особые функции органов государственной

4 Зуев А. С. Указ. соч. С. 75-76, 169-172.

власти, обладавших фактически неограниченной компетенцией, осуществляя одновременно административный, финансовый, хозяйственный, полицейский и судебный надзоры. Местные администрации отвечали, как правило, за состояние земледелия, промыслов, ремесел, торговли и путей сообщения. Губернаторы участвовали в дипломатических переговорах с соседними государствами.

Сибирская администрация всегда сохраняла особое положение во властной иерархии России и стремилась к определенной независимости. В то же время центральная власть старалась не упустить своего влияния на Сибирь. В первой половине XIX века шла борьба между двумя тенденциями: полностью унифицировать сибирское управление на общеимперских началах или же предоставить Сибири некоторую административную автономию. Столкновение мнений порождало массу разнообразных и зачастую противоречащих друг другу проектов по реорганизации сибирского управления5.

Поиск оптимальной модели управления продолжался и во второй половине XIX века. В Сибири в этот период активно развивалось областничество - общественно-политическое движение, отстаивавшее идеи самоуправления и автономизации. В то же время у государственной власти укреплялось стремление централизировать управление Сибирью, неукоснительно соблюдая общероссийскую законность и правопорядок. В конце XIX века Сибирь всё в большей степени стала рассматриваться в качестве перспективной резервной территории Российского государства в целях её заселения и хозяйственного освоения.

Освоение и социально-экономические развитие

Весьма важную роль в конце XIX века имело государственное решение о строительстве Сибирской железнодорожной магистрали и учреждении Комитета Сибирской железной дороги. Это уникальное для самодержавной России учреждение объединило в себе компетенцию сразу нескольких ведомств,

5 Ремнее А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX века. Омск, 1995. С. 33-236.

решая вопросы не только организации и финансирования дорожного строительства, но и социально-экономического и демографического развития территорий, по которым должна была проходить железнодорожная магистраль. Возглавляемый наследником престола, а затем императором Николаем II, он имел реальные рычаги власти и обладал правом готовить представления прямо в Государственный совет и императору. Комитет сыграл значительную роль в социально-экономическом развитии Сибири и азиатской части страны, способствуя транспортному строительству, земледельческому и промышленному развитию Сибири, росту ее народонаселения.

С началом строительства в регионе стали систематически проводиться геологические изыскания силами особых горных партий Всероссийского геологического комитета, в которых работали известные геологи К. И. Богданович, А. А. Иностранцев, А. А. Краснопольский, Н. К. Яворский, Л. Я. Ячевский, В. А. Обручев и др. В картах, представленных в январе 1919 г., район железной дороги выглядел самым изученным, несмотря на неполноту исследований. Более тщательным маршрутным обследованиям подверглись участки в Западной Сибири.

С окончанием строительства железной дороги исследования были прекращены. Тем не менее была составлена первая геологическая карта Сибири в масштабе 100 верст в 1 дюйме, обнаружены месторождения бурых и каменных углей, железных руд, строительных минералов6. Впервые осуществлены значительные гидрографические исследования сибирских рек, озера Байкал, Карского моря, началась организация метеорологических станций и систематических метеорологических наблюдений в Сибири. Эти знания пригодились впоследствии при составлении планов индустриализации региона.

Политика переселения

Железнодорожное строительство сопровождалось усовершенствованием организации переселения из европейских районов страны. Значительные льготы и преимущества получили

6 Завалишин В. В. Рождение геологической службы Сибири (1917-1922 гг.)// Вопросы истории науки и профессионального образования в Сибири. Новосибирск, 1969. С. 52.

крестьяне, за счет которых правительство стремилось пополнить земледельческое население Сибири. С 1894 г. правительством принимается ряд решений по наиболее эффективной организации переселений. Благодаря ассигнованиям из фонда Сибирской железной дороги переселенцам увеличивалась выдача путевых пособий, создавались врачебно-продовольственные пункты, образовывались поземельно-устроительные и межевые партии для заготовки участков.

В 1896 г. было принято несколько законодательных и инструктивных актов, сыгравших значительную роль в упорядочении и облегчении процедуры переселения. Разрабатывались нормативы сибирского землеустройства, проводилось поземельное устройство на территории Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний. Решением комитета Сибирской дороги от 27 апреля 1896 г. в таежных районах сибирских губерний переселенцам предоставлялись особо льготные условия. Крестьянам разрешалось селиться по собственному выбору, они освобождались от воинской повинности на срок до четырех лет и от уплаты казенных податей - на десять лет.

В конце года было создано специальное Переселенческое управление при Министерстве внутренних дел, циркуляр которого разъяснял правительственную политику. Губернаторам было разослано специальное справочное издание «Сибирь», с 1 марта 1898 г. введен льготный переселенческий тариф. В результате поток переселенцев усилился, сократилось число самовольных переселенцев и возвращавшихся. По данным Министерства внутренних дел, в 1896 г. самовольное переселение составляло 90%, в 1897 г. - 43, а в 1898 г. - 11%7. Росла государственная поддержка переселенцев: увеличивалось финансирование для обустройства на новых местах, расширялась землеустроительная и землеот-водная деятельность.

Ещё большие масштабы переселение приобрело после 1906г. по инициативе председателя Совета министров П. А. Столыпина в связи с аграрной реформой. Правительство добилось выделения значительных средств на его проведение

7 Кризис самодержавия в России. 1895-1917. Л., 1984. С. 48.

и создало целый ряд новых учреждений, Переселенческое управление получило дополнительное финансирование и пополнило свой штат необходимыми специалистами. В Сибири и на Дальнем Востоке выделялись целые районы (Тобольский, Акмолинский, Томский, Енисейский, Иркутский, Забайкальский, Амурский и Приморский), в которых нарезались участки для переселенцев, организовывалась производственная и социально-бытовая жизнедеятельность. Создавалась сеть специальных организаций, имевших в своем составе землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельхозмашин, агрономические отделы, школы и больницы. На Сибирской магистрали было выделено два района по организации передвижения переселенцев (Западный и Восточный) со своими пунктами на крупных станциях.

В результате переселение крестьян стало более организованным, охватывая в основном южные районы Сибирской железнодорожной магистрали. Теперь приезжающих старались селить на новых участках казенных и залежных земель. Районы старожилов под переселения отводились только при наличии множества свободных неосвоенных участков, удобных для земледелия (свыше 15 десятин на душу мужского пола)8.

Такая политика способствовала более быстрому социально-экономическому развитию ранее безлюдных территорий. За счет казны строились школы, больницы и церкви, проводились мелиоративные и гидротехнические работы. В 18961905 гг. в азиатской части России было построено 1349 колодцев и 24 водохранилища, в 1906-1915 гг. - 13771 и 161 соответственно; в Барабинской степи сооружено 915 верст водоотводных каналов и канав. Значительно выросла земле-отводная деятельность Переселенческого управления: в 18931905 гг. в среднем за год отводилось около 960 тыс. десятин удобных для сельскохозяйственного производства земель, а в 1906-1911 гг. - 5 млн9.

Политика переселения вызвала крупные сдвиги в развитии производительных сил в Сибири, наблюдался значительный экономический рост. В несколько раз увеличились площади

8 История Сибири. Т. III. С. 303.

9 Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. Петроград, 1922. С. 96.

обрабатываемых земель и производство зерновых. Переселенцы способствовали распространению севооборотов, новых сортов, культур и сельхозорудий - российского плуга, молотилок, веялок. Несмотря на ограничительные транспортные тарифы, рос вывоз зерна: в 1900-1904 гг. в среднем в год вывозилось 15 млн пудов хлеба, в 1905-1914 гг. - около 47 млн пудов. Скрещивание завезенного племенного украинского скота с местными породами приводило к росту продуктивности животноводства. Переселенцы содействовали распространению тонкорунного овцеводства и птицеводства. Сибирское мясо на столичных рынках в 1909-1914 гг. составляло 45-50%, тогда как в 1903-1907 гг. - 10-12%10.

Значительную роль переселенцы сыграли в развитии товарного маслоделия, которое приобрело всемирную известность. В 1896 г. сибирское масло составляло 8,7% экспорта масла из России, а в начале ХХ века - уже 93,8%. В 1897 г. только в Западной Сибири был 51 маслодельный завод, а в 1900 г. - 27511. Накануне первой мировой войны в среднем из Сибири вывозилось около 500 тыс. пудов сливочного масла в год - примерно столько же Россия вывозила за границу, успешно конкурируя с Данией, занимавшей первое место по производству масла в мире.

Благодаря государственной организации переселения не только расширился общий российский земельный фонд, но и укрепились экономическая мощь страны, ее стратегическое положение на восточных рубежах. В 1897-1911 гг. население Азиатской России увеличилось на 45%, в том числе инородческое местное - на 17%, русское - на 83%. В некоторых губерниях наблюдалось абсолютное преобладание русского населения: в Томской губернии в 1911 г. зафиксировано 94,1% русских, в Тобольской - 92,6; Енисейской -90,5; Амурской - 84,6; Иркутской - 78,4; Приморской и Забайкальской - 68,0%12.

10 История Сибири. Т. III. С. 314; Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. С. 110.

11 История Сибири. Т. III. С. 211.

12 Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. С. 96.

Советский период

До 1917-1918 гг. освоение новых земель в азиатской части России носило главным образом земледельческий характер, проекты промышленного развития стали рассматриваться с началом первой мировой войны. Ими всерьез заинтересовалось советское правительство после заключения Брестского мира и в связи с разработкой планов ГОЭЛРО. В дальнейшем идеи индустриализации стали иметь ключевое значение в определении стратегических основ социально-экономической политики советского правительства по отношению к Сибири и всей азиатской части страны вплоть до конца ХХ века.

Районирование. Значительную роль в хозяйственном освоении Сибири и других восточных районов страны сыграли подготовка и проведение советской властью экономического районирования. Созданной в феврале 1921 г. Государственной плановой комиссии (Госплан) СССР его проведение было вменено в основную управленческую обязанность. В 1921-1922 гг. при ВЦИКе СССР действовала административная комиссия под председательством М. И. Калинина, занимавшаяся вопросами территориального устройства страны в новых экономических условиях.

Секцию районирования в Госплане возглавил профессор И. Г. Александров, один из ведущих разработчиков плана ГОЭЛРО. В основу экономического, а затем и административно-территориального деления страны был положен не только количественный состав населения, как в дореволюционной России, но и потенциальные возможности развития производительных сил, главным образом наличие энергетических ресурсов, той или иной территории13.

Работу по районированию предполагалось вести в двух направлениях: Госплан определяет примерную схему производственно-энергетических комплексов без обозначения четких границ, а местные органы осуществляют «низовое районирование» - создают «волость», полностью обслуживающую гражданские потребности населения и являющуюся проводником

13 Плановое хозяйство.1925. № 11. С. 30.

политических идей и производственной культуры. Новое базовое территориальное подразделение, обладая самостоятельным бюджетом и административно-хозяйственным управлением, подчинялось вышестоящей организации. Для каждого района намечалась разработка перспективных хозяйственных планов, в сумме составляющих хозяйственный план страны. Реформа не осуществилась в полном объеме, но оказала значительное влияние на дальнейшее освоение земель в азиатской части России.

Подготовкой теоретико-организационных основ экономического районирования Сибири и его непосредственным проведением занималось особое Сибирское бюро Госплана с помощью плановых и других управленческих организаций. В октябре 1922 г. им была представлена разработанная схема перспективного развития производительных сил Сибири. Выделялось пять экономических областей, граничащих с Дальневосточной республикой: Западно-Сибирская (центр -г. Омск), Кузнецко-Алтайская (г. Томск), Енисейская (г. Красноярск), Ленско-Ангарская (г. Иркутск) и Якутская (г. Якутск). С учетом специализации (в зависимости от природных и сложившихся хозяйственных возможностей) для каждой намечались оригинальные модели социально-экономического развития на ближайшие 15 лет.

Специалисты считали, что этого срока будет достаточно для выведения сибирской экономики на мировой уровень. Намечались следующие этапы: 1921-1925 гг. - упорядочение и организация сибирского хозяйства без особых капитальных затрат; 1926-1930 гг. - реконструкция и техническое перевооружение предприятий; 1931-1935 гг. - полное развертывание хозяйства (развитие в основном индустриальных производств).

В процессе подготовки реформы был произведен своеобразный учет социально-экономического потенциала Сибири, рассмотрены возможности развития её производительных сил, намечены планы освоения природных богатств и долгосрочного обживания практически всех районов, включая северные малозаселенные. Собранные сведения активно использовались в подготовке пятилетних и перспективных планов. В рамках намеченной стратегии происходило строительство крупнейших

в мире индустриальных предприятий и комплексов производств, ставших визитной карточкой социально-экономического развития Сибири и всей азиатской части России в ХХ веке.

Несмотря на существование целого ряда проектов развития угольной и металлургической промышленности в восточных районах страны, реальных действий по их претворению в жизнь не предпринималось до конца 1920-х годов. Постановление ЦК ВКП(б) «О работе Уралмета» от 15 мая 1930 г. определило государственный статус так называемой Урало-Кузнецкой проблемы, всесторонне изучавшейся уже несколько десятилетий, ускорив создание второй после Донбасса угольно-металлургической базы СССР. Намечались масштабные мероприятия по форсированию строительства заводов, транспортных коммуникаций, энергетических объектов, планировалось соответствующее времени социальное обеспечение строительства.

В результате в восточных районах страны в исторически короткие сроки была создана крупнейшая база промышленности, ставшая основой для дальнейшего индустриального развития Урала, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока, сыгравшая впоследствии решающую роль в обеспечении победы СССР во Второй мировой войне.

В освоении северных арктических территорий Сибири большую роль сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 июля 1934 г. «О мероприятиях по развитию Северного морского пути и северного хозяйства», намечавшее к реализации обширную программу хозяйственного и социального развития северных районов. Данная программа содержала комплекс мер по обеспечению Севера транспортными коммуникациями и современными средствами связи, была нацелена на всемерное его экономическое освоение, улучшение жизнеобеспечения коренных северян и приезжих.

Главное управление Северного морского пути (Главсевмор-путь), учрежденное 17 декабря 1932 г. при правительстве СССР, наделялось широкими полномочиями для решения хозяйственных, транспортных и научных задач по развитию Северного морского пути и значительной территории Сибири севернее 62-й параллели (параллель Якутска). В задачу Глав-

севморпути также входили обязанности проведения геологопоисковых и прочих изыскательских работ, решение социальных вопросов, обеспечение кадрами и т. п.

Реализация данного постановления дала в короткие сроки значительные результаты. В годы Великой Отечественной войны начал свою работу Норильский никелевый комбинат. По Северному морскому пути осуществлялась эвакуация на восток промышленных предприятий из европейской части СССР, поставка вооружения и других грузов для фронта, проводка военных кораблей с востока на запад. Объемы перевозки грузов по Северному морскому пути возросли в четыре раза, в Якутию - в 10 раз14.

Оборонная направленность. В 1930-е годы индустриальное развитие азиатской части СССР приобрело ярко выраженную военно-оборонную направленность. В решениях XVII съезда ВКП(б) в 1934 г. отмечалось большое значение развития на Урале и в Сибири базовых отраслей индустрии: угольной, металлургической, тяжелого машиностроения. Планировалось, что только Урало-Кузнецкий комбинат к 1937 г. должен дать 1/3 продукции черной металлургии в стране, более 1/4 угледобычи, 1/6 производства электроэнергии и 10% продукции машиностроения15.

31 января 1938 г. при Комитете обороны СССР была создана военно-промышленная комиссия, в задачу которой входила мобилизация всей промышленности для производства новейших средств вооружения и обеспечения армии. Одним из направлений ее работы стала организация предприятий-дублеров европейской промышленности в восточных районах страны. Идеи создания на востоке тыловых укрепленных районов с мощными комплексами военно-оборонных производств вынашивались ещё в начале ХХ века царским правительством. Решение Урало-Кузнецкой проблемы позволяло приступить к их реализации.

С началом Второй мировой войны форсированное строительство авиационных и танковых заводов, предприятий по производству боеприпасов, артиллерийского оборудования

14 Проблемы Северного морского пути. М., 2006. С. 14.

15 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. 1933-1977. М., 1985. С. 118.

развернулось на Урале и в Западной Сибири. Отдельные предприятия создавались в Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке. Последующие события показали, что создание мощной оборонной промышленности в азиатской части страны было стратегически верным, хотя и несколько запоздалым - военно-оборонный потенциал СССР значительно вырос, но не все проекты удалось реализовать к началу войны. В 1939-1941 гг. расходы государственного бюджета на оборону увеличились с 18,6% до 32,6%16.

Особый интерес советского правительства в предвоенные годы вызывала Западная Сибирь, к концу 1930-х годов уже имевшая развитую транспортную и промышленную инфраструктуру, необходимые природные, социальные и экономические ресурсы для создания военно-оборонных производств. С первых дней Великой Отечественной войны началась перестройка всех сибирских предприятий на выпуск военной продукции.

Одной из главных задач Государственного комитета обороны (ГКО) стала организация крепкого тыла в восточных районах страны. Тыловыми районами были обозначены Поволжье, Казахстан, Средняя Азия, Урал, Западная Сибирь и Красноярский край. Уже в августе 1941 г. был разработан военный народно-хозяйственный план, в котором определялись основные направления перестройки и развития экономики, был намечен курс на превращение восточных районов в основную военно-экономическую базу. Сюда эвакуировались крупнейшие оборонные заводы, предусматривались неотложные меры по развитию отраслей тяжелой и оборонной промышленности.

Для усиления пропускной способности железных дорог были расширены ряд узлов и станций, реконструированы существующие и проложены вторые пути на направлении Киров - Пермь - Свердловск - Тюмень - Омск. В важнейшие экономические районы Сибири были направлены уполномоченные ГКО и Госплана СССР17. В пользу военной

16 Савицкий И. М. Развитие оборонной промышленности в Сибири (19411960-е годы) //Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Новосибирск, 1998. С. 103.

17 Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1984. С.59.

промышленности перераспределялись все финансовые, трудовые и прочие материальные ресурсы.

К осени 1942 г. на Урал прибыло 830 предприятий, в Сибирь - более 400. С одной стороны, они увеличили промышленный потенциал региона, с другой - превратили его в кузницу оружия, что затормозило прогрессивное социально-экономическое развитие. Промышленные предприятия были вынуждены работать в условиях сокращения капиталовложений, материально-технических ресурсов, численности рабочих и служащих. Вместе с тем неуклонно рос выпуск военной продукции. В структуре промышленного производства приоритетные позиции заняли отрасли, работавшие на оборону. В 1942 г. Сибирь давала около 1/3 общесоюзного производства чугуна, свыше 1/4 стали и проката, почти 1/2 кокса и 1/3 марганца. Благодаря Урало-Кузнецкому комбинату СССР к 1943 г. превзошел Германию по производству качественного металла, что послужило залогом победы в войне. Сибирь в большом количестве поставляла не только черные, но и цветные металлы, особенно после пуска Норильского промышленного комплекса, Новокузнецкого алюминиевого и ферросплавного заводов.

Восточные районы страны превратились в крупнейший арсенал, который получил свое дальнейшее развитие и в послевоенные годы. В условиях «холодной войны» руководство СССР приняло решение о необходимости создания здесь атомной, ракетно-космической, электронной отраслей, производящих новейшие виды вооружения, в том числе реактивную и ракетную технику.

Дальнейшая индустриализация. В послевоенные годы наибольший акцент был сделан на развитие гидро- и тепловой электроэнергетики, на базе которой планировалось формирование комплексов энергоемких производств. Главные государственные организационные решения в этом направлении были приняты в 1950-е годы. Решения ХХ съезда КПСС определяли в ближайшем времени развернуть строительство крупнейших тепло- и гидроэлектростанций: ввести в действие Иркутскую ГЭС на р. Ангара (мощность - 660 тыс. кВт), первую очередь Братской ГЭС (полная мощность - 3,2 млн кВт),

Новосибирскую (400 тыс. кВт) и Каменскую (500 тыс. кВт) ГЭС на р. Обь, Красноярскую ГЭС на р. Енисей (3,2 млн кВт)18. Практически все указанные решения были претворены в жизнь.

Активное энергетическое строительство в Сибири сопровождалось созданием новых энергоемких производств и целых территориально-производственных комплексов и объединений, что отражалось в реализации государственных программ экономического развития, модернизировавшихся в связи с новыми знаниями и обстоятельствами. Так, в 19601970-е годы после открытия крупнейших в мире нефтегазовых месторождений на севере Западной Сибири началось «незапланированное» создание нефтегазового комплекса.

В 1970-х годах советское правительство, вынуждаемое политической обстановкой на восточных рубежах, приняло решение о форсировании строительства Байкало-Амурской магистрали и хозяйственном освоении её придорожной зоны. В силу суровых природных и климатических условий там располагались не охваченные промышленным развитием и ещё не обжитые участки, имеющие огромное геополитическое и военно-стратегическое значение для всей страны.

С конца 1960-х годов начала увеличиваться роль научных учреждений (в первую очередь, сибирских академических) в социально-экономическом управлении азиатской частью страны. С этого момента практически ни одно из хозяйственных решений правительства не обходилось без проведения достаточно обширных научных исследований.

В целом в советский период в обживании и хозяйственном освоении азиатской части России получены значительные результаты. Только за 1939-1989 гг. население Сибири и Дальнего Востока увеличилось с 15,6 до 32,1 млн чел. Почти в пять раз выросло число городских жителей. В совершенно необжитых районах построены новые современные города. В конце 1980-х годов доля горожан в регионе составляла более 70%, что выше средних общероссийских показателей. Сибирь обеспечивала практически весь прирост

18 ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. М., 1956. С. 443.

в добыче нефи, газа и угля в стране, производила значительную долю продукции черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, глубокой переработки древесины.

Несмотря на значительный спад производства в 1990-е годы, в Сибири сохранялись высокие темпы работы основных промышленных отраслей, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов. Так, в 1993 г. Сибирь обеспечивала 25% первичного производства золота в стране, Республика Саха (Якутия) добывала до 90% алмазов (11-13% мировой добычи). На Сибирский регион приходилось 99% российского экспорта газа, 98 - нефти, 85 - алюминия, 73 - меди, 45 -никеля, 34 - древесины, 32% - целлюлозы, что обеспечивало более 50% валютной выручки России19. Можно сказать, что за счет Сибири в 1990-е годы решались многие общероссийские проблемы переходного периода.

Вместе с тем с распадом СССР и переходом России к рыночной экономике в значительной степени ослабло государственное влияние в социальном и хозяйственном развитии страны. Особенно остро его стало не хватать в управлении азиатскими территориями. Многовековой опыт развития азиатской части России свидетельствует, что в обживании и хозяйственном освоении новых районов активное государственное участие имело определяющее значение.

В последние годы предпринимаются попытки вернуть былое влияние государства, хотя и с корректировкой в связи с новыми условиями. Президентские и региональные администрации, Министерство экономического развития РФ с помощью ученых разрабатывают различные стратегии социально-экономического развития азиатской части страны как применительно к отдельным ее районам, так и в рамках федеративных программ общенационального значения.

19 Сибирь в геополитическом пространстве ХХ! века. Новосибирск, 1998. С.137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.