Научная статья на тему 'Ретроспектива освоения и прогнозирования резервов качества на предприятиях'

Ретроспектива освоения и прогнозирования резервов качества на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / РЕЗЕРВ КАЧЕСТВА / СЛУЖБА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕХАНИЗМ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА / НЕСООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА / ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗЕРВ КАЧЕСТВА / ПРЕДПОСЫЛКА РЕЗЕРВА КАЧЕСТВА / QUALITY / QUALITY POTENTIAL / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / SEARCHING FOR PROVISION OF QUALITY / LACK OF QUALITY / EXPECTED QUALITY / PREMISE OF THE QUALITY RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золенко Галина Владимировна

Заметное отставание отечественных производителей по качеству производимой продукции от зарубежных аналогов свидетельствует о неэффективной деятельности системы менеджмента качества предприятий и об отсутствии на них действующего механизма освоения резервов качества. Это в немалой степени вызвано научной непроработанностью методов практического построения механизма освоения резервов качества. Цель данного исследования создание эффективного механизма освоения резервов качества. Разрабатываемый механизм должен решать следующие задачи: выявление всех резервов качества; отбор наиболее пригодных для реализации; реализация отобранных резервов качества. Автор полагает, что любой резерв качества это ответная реакция на факт несоответствия качества продукции. И процесс освоения резервов качества это процесс устранения этих несоответствий. В результате исследования автором выявлено, что в современных условиях вся работа по освоению резервов качества организуется, как правило, методом прямого переноса на предприятие наработанного ранее практического опыта освоения подобных резервов качества, имевших место на других, аналогичных предприятиях. Сделан вывод, что по конкретной истории происхождения резервов качества можно определить их физические признаки, организовать поиск, осуществить прогнозирование. Автор акцентирует внимание на том, что механизм освоения резервов качества позволит предотвратить сбои основного производственного процесса предприятий, минимизировать потери невыявленных резервов качества, предоставит широкие возможности для планирования процесса освоения резервов качества. Полученные в результате исследования выводы позволяют утверждать, что восприятие резервов качества как уникальных, неординарных событий не располагает к организации постоянной, систематической работы над ними, тем более в комплексном режиме, при полном охвате всей сферы деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT AND FORECASTING OF QUALITY RESERVES AT ENTERPRISES

The paper states that the fact that Russian companies significantly lag behind their foreign counterparts in quality indicates the inefficiency of quality management systems at the Russian enterprises and the lack of a mechanism for the development of the quality potential. This is in no small part due to the lack of scientific methods of developing the mechanism for quality potential utilization. The current study aims to create an effective mechanism for the development of quality provision. The mechanism must perform the following functions: identify all the reserves of quality, select the most suitable reserves for implementation, implement the selected provisions of quality. The author believes that any provision of quality is a response to the lack of inconsistency in product quality, the process of utilizing the reserves of quality is a process of elimination of these inconsistencies. The author reveals that in the present conditions all work on the development of quality potential is organized usually by direct transfer of the previously accumulated practical experience of the development of such reserves at similar companies to other companies. It is concluded that the specific origin of quality reserves can determine their physical attributes and help organize their search and forecasting. The author focuses on the fact that the mechanism of the development of the quality reserves will help prevent disruptions of the production process, minimize the loss of undetected reserves of quality, and provide opportunities for planning reserves utilization. The results of the research suggest that the perception of quality reserves as unique and extraordinary events does not facilitate the organization of a systematic comprehensive work.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива освоения и прогнозирования резервов качества на предприятиях»

удк658.5 Галина Владимировна Золенко,

аспирантка кафедры менеджмента, ilfiSy zolenko7galina@mail.ru СГСЭУ

РЕТРОСПЕКТИВА ОСВОЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Заметное отставание отечественных производителей по качеству производимой продукции от зарубежных аналогов свидетельствует о неэффективной деятельности системы менеджмента качества предприятий и об отсутствии на них действующего механизма освоения резервов качества. Это в немалой степени вызвано научной непроработанностью методов практического построения механизма освоения резервов качества. Цель данного исследования - создание эффективного механизма освоения резервов качества. Разрабатываемый механизм должен решать следующие задачи: выявление всех резервов качества; отбор наиболее пригодных для реализации; реализация отобранных резервов качества. Автор полагает, что любой резерв качества - это ответная реакция на факт несоответствия качества продукции. И процесс освоения резервов качества - это процесс устранения этих несоответствий. В результате исследования автором выявлено, что в современных условиях вся работа по освоению резервов качества организуется, как правило, методом прямого переноса на предприятие наработанного ранее практического опыта освоения подобных резервов качества, имевших место на других, аналогичных предприятиях. Сделан вывод, что по конкретной истории происхождения резервов качества можно определить их физические признаки, организовать поиск, осуществить прогнозирование. Автор акцентирует внимание на том, что механизм освоения резервов качества позволит предотвратить сбои основного производственного процесса предприятий, минимизировать потери невыявленных резервов качества, предоставит широкие возможности для планирования процесса освоения резервов качества. Полученные в результате исследования выводы позволяют утверждать, что восприятие резервов качества как уникальных, неординарных событий не располагает к организации постоянной, систематической работы над ними, тем более в комплексном режиме, при полном охвате всей сферы деятельности предприятия.

Ключевые слова: качество, резерв качества, служба менеджмента качества, механизм поиска резервов качества, несоответствие качества, ожидаемый резерв качества, предпосылка резерва качества.

G.V. Zolenko

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT AND FORECASTING OF QUALITY RESERVES AT ENTERPRISES

The paper states that the fact that Russian companies significantly lag behind their foreign counterparts in quality indicates the inefficiency of quality management systems at the Russian enterprises and the lack of a mechanism for the development of the quality potential. This is in no small part due to the lack of scientific methods of developing the mechanism for quality potential utilization. The current study aims to create an effective mechanism for the development of quality provision. The mechanism must perform the following functions: identify all the reserves of quality, select the most suitable reserves for implementation, implement the selected provisions of quality. The author believes that any provision of quality is a response to the lack of inconsistency in product quality, the process of utilizing the reserves of quality is a process of elimination of these inconsistencies. The author reveals that in the present conditions all work on the development of quality potential is organized usually by direct transfer of the previously accumulated practical experience of the development of such reserves at similar companies to other companies. It is concluded that the specific origin of quality reserves can determine their physical attributes and help organize their search and forecasting. The author focuses on the fact that the mechanism of the development of the quality reserves will help prevent disruptions of the production process, minimize the loss of undetected reserves of quality, and provide opportunities for planning reserves utilization. The results of the research suggest that the perception of quality reserves as unique and extraordinary events does not facilitate the organization of a systematic comprehensive work.

Keywords: quality, quality potential, quality management system, searching for provision of quality, lack of quality, expected quality, premise of the quality reserve.

Деятельность любого предприятия сопряжена с постоянным решением различных проблем, количество которых напрямую зависит от динамичности современных процессов, связанных с обострением конкуренции и непрерывным возрастанием потребительских требований [3, с. 36]. Для современных предприятий важнейшими и одновременно наиболее сложными являются проблемы качества продукции, так как преодоление их равнозначно процессу выживания и развитию предпри-

ятий [1, с. 63]. Сам процесс преодоления такого рода проблем есть не что иное, как процесс освоения резервов качества, поэтому если предприятие эффективно осваивает резервы качества, то оно будет и успешно развиваться. При этом необходимым условием является продуктивная деятельность системы менеджмента качества, которая, собственно, и осуществляет этот процесс освоения резервов качества. Эффективность данной деятельности может быть достигнута только при

наличии на предприятии реально действующего механизма освоения резервов качества, специально построенного для этих целей, на основе объективной методологии.

Заметное отставание наших отечественных производителей по качеству продукции от зарубежных аналогов свидетельствует о неэффективной деятельности системы менеджмента качества наших предприятий и об отсутствии на них действующего механизма освоения резервов качества [2, с. 59]. А это, в свою очередь, вызвано научной непроработанностью методов практического построения такого механизма.

Построение любого механизма начинается с постановки функциональных задач. В нашем случае, по мнению автора, задачами, которые могут обеспечить эффективность освоения резервов качества, являются:

1) выявление в полном объеме всех резервов качества, постоянно возникающих во всех сферах деятельности предприятия, с минимальными потерями;

2) правильный отбор из всего количества выявленных резервов качества наиболее пригодных для реализации, исходя из степени их полезности и реальных возможностей предприятия;

3) организация на предприятии систематической реализации максимально возможного количества отобранных для этого резервов качества.

Решение этих задач и должен осуществлять на систематической основе разрабатываемый механизм. Однако создание такого механизма усложняется самой спецификой резервов качества. Являясь по своей сути возможностью улучшения качества, резервы качества не материальны, их нельзя непосредственно увидеть или потрогать, их можно воспринимать только умственно. Этим обусловлена сложность решаемых задач.

Принято считать, что любой резерв качества есть возможность улучшить качество чего-либо, например изделия, процесса [4, с. 47]. Поскольку нас интересуют резервы качества предприятий, а деятельность последних осуществляется ради производства качественной продукции, то применительно к ним резервами качества следует считать любые возможности улучшения качества производимой ими продукции [5, с. 50]. К сожалению, до сих пор в науке не принято единого определения резервов качества, что существенно препятствует ее развитию. Как следствие, нет и единого установленного подхода к пониманию сущности и содержания резервов качества.

Сложившееся на сегодня в научных изысканиях восприятие резервов качества как свершившихся фактов - фактов единичных, уникальных, - по мнению автора, совершенно ошибочно. Такое восприятие резервов качества изначально не располагает к организации постоянной, систематической работы над ними, тем более в комплексном режиме, при полном охвате всей сферы деятельности предприятия. Поэтому в современных научных исследованиях, ориентированных на подобное восприятие, вся работа по освоению резервов качества строится индивидуально, отдельно для каждого резерва качества предприятия. Организуется она методом прямого переноса на предприятие наработанного ранее практического опыта освоения подобных резервов качества, имевших место на других, аналогичных предприятиях. При этом не учитывается даже то обстоятельство,

что на аналогичных предприятиях в принципе не могут существовать совершенно одинаковые резервы качества. Возможно лишь их некоторое сходство, которое еще более минимизируется из-за неповторимости процессов, сложившихся на каждом конкретном, отдельном предприятии.

Автор предлагает к любому резерву качества подходить прежде всего как к результату последовательного взаимодействия целого комплекса процессов. При таком подходе принцип работы механизма по освоению резервов качества должен строиться на основе воздействия на эти процессы, что совершенно отличается от применяемых принципов, рассмотренных выше. Такой подход к восприятию резервов качества обоснован самой сущностью резервов качества как возможностью улучшения качества, ибо если есть возможность улучшения качества, то, значит, в обязательном порядке должно иметь место и несоответствие этому качеству. Иначе говоря, любой резерв качества есть не что иное, как ответная реакция на какой-либо факт несоответствия качества продукции. Отсюда следует, что если бы продукция полностью соответствовала абсолютно всем требованиям качества, то и резервов качества не было бы в реальности, что, впрочем, исключено хотя бы потому, что в соответствии с законами развития, эволюционный процесс постоянно обновляет требования к качеству. При таком восприятии сам процесс освоения резервов качества есть процесс устранения этих несоответствий качества продукции.

Жизнедеятельность любого предприятия соткана из множества процессов взаимодействия большого числа одушевленных субъектов и неодушевленных объектов, не только входящих в состав предприятия, но и косвенно затрагивающих сферу деятельности предприятия. Причем в данном случае к субъектам и объектам помимо всех работников предприятия и его объектов со всей его инфраструктурой следует также относить потребителя с его возрастающими потребностями, и рынок с его конкуренцией, и конкурентов с их новациями, и государство с его законодательными актами, и окружающую среду с ее экологией. При этом необходимо выделить основной производственный процесс, осуществляющий непосредственное изготовление продукции. Нормальный ход этого процесса, обеспечивающий производство качественной продукции, достигается не только за счет правильного взаимодействия непосредственно занятых в нем субъектов и объектов, но и взаимодействием множества других субъектов и объектов, осуществляющих так называемые вспомогательные и сопутствующие процессы. Если у какого-либо из этих процессов произойдет сбой, то это может повлиять на нормальный ход основного производственного процесса, приводя к ухудшению качества производимой продукции. Но не любой сбой и не любого из этих вспомогательных и сопутствующих процессов способен изменить ход основного процесса. Сбои многих из них лишь создают негативный потенциал по отношению к основному производственному процессу, трансформируя его впоследствии, в результате взаимодействия, в другие вспомогательные или сопутствующие процессы. При такой трансформации происходит усиление их негативного потенциала. В результате наступает критический момент, когда один из этих процессов, получая большой

заряд негативного потенциала, приобретает способность напрямую отрицательно влиять на основной производственный процесс, вызывая тем самым ухудшение качества продукции, что, в свою очередь, приводит к возникновению соответствующего резерва качества. При этом необходимо понимать, что и любое несоответствие продукции новым, возросшим требованиям потребителя или каким-либо новациям также следует считать фактом сбоя основного производственного процесса, поскольку нормальный его ход подразумевает полное соответствие всем его требованиям, в том числе и вновь возникающим. Такое видение ретроспективы применимо для любого резерва качества, возникающего на любом предприятии, поэтому, преследуя цель разработки универсального механизма освоения резервов качества, пригодного для работы во всех сферах деятельности предприятия и для всех предприятий, автор считает допустимым использование ее при его разработке. Один из принципов действия этого механизма должен быть основан на использовании аналогии истоков происхождения всех резервов качества. Так, по конкретной истории происхождения резервов качества можно определить их физические признаки, а значит, организовать поиск и даже осуществить их прогнозирование.

С целью упорядочения и упрощения процесса построения разрабатываемого механизма назовем любой факт несоответствия качества продукции причиной возникновения резерва качества. По существу, причины, как факты несоответствия качества, являются нежелательными для предприятий, в отличие от резервов качества, которые для них желательны, так как представляют собой возможности для улучшения качества. Являясь одновременно и источником возникновения резервов качества, и фактом несоответствия качества, причины зарождаются в результате неправильного взаимодействия субъектов и объектов основного производственного процесса, на которые, в свою очередь, могут влиять и сбои других, вспомогательных и сопутствующих процессов. С целью упорядочения и упрощения все процессы, несущие в себе негативный потенциал по отношению к функциональным способностям субъектов и объектов предприятия, назовем предпосылками. При этом в результате взаимодействия процессов предпосылки трансформируются из одной стадии в другую, усиливая тем самым свой негативный потенциал.

Предлагаемая история происхождения резервов качества на основе авторского их восприятия как результата негативного влияния процессов взаимодействия субъектов и объектов на основной производственный

процесс и принцип освоения резервов качества схематично представлены на рис. 1.

Следует отметить, что сценарий прохождения процессов, представленный на рис. 1, вполне можно изменить, если заблаговременно устранить предпосылку, не дожидаясь ее трансформации в причину возникновения резерва качества, как показано на рис. 2. В этом случае резерв качества фактически не возникает, так как не допускается зарождения его причины. Но система менеджмента качества предприятия и в этом случае предпринимает действия по устранению негативной предпосылки. Поэтому с целью упорядочения организации работы процесс устранения предпосылки следует также считать процессом реализации резерва качества, но уже не фактического, а ожидаемого, поскольку если бы предпосылка не была устранена, то впоследствии зародилась бы причина и возникла необходимость устранения ее путем реализации, но уже фактического резерва качества.

С введением понятия «ожидаемый резерв качества» появляется возможность прогнозирования резервов качества, сущность которого заключается в том, что если располагать информацией о наличии каких-либо предпосылок, то с достаточной достоверностью можно прогнозировать соответствующие им ожидаемые резервы качества.

Разрабатываемый механизм освоения резервов качества должен иметь возможность работать в двух режимах: и с ожидаемыми, и с фактическими резервами качества. Но на практике предпочтение должно отдаваться режиму освоения ожидаемых резервов качества, поскольку в этом случае предотвращаются факты сбоя основного производственного процесса предприятия, минимизируются потери невыявленных резервов каче-

Рис. 1. Схема истории происхождения и освоения фактических резервов качества

на предприятиях

1 - основной производственный процесс изготовления продукции предприятия;

2 - отклонения от нормального хода основного производственного процесса.

I_________________________________________________________________________________________________

Рис. 2. Схема истории происхождения и освоения ожидаемых резервов качества

на предприятиях

1 - основной производственный процесс изготовления продукции предприятия

ства, а также возникают широкие возможности для планирования самого процесса освоения резервов качества. Любую «болезнь» легче лечить на ранней стадии, чем в запущенном состоянии.

1. Гугелев А.В., Терёхин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32). С. 63 - 65.

2. Гугелев А.В., Терёхин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, устанавливаемых стандартами России и НАТО // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41). С. 58 - 61.

3. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7. С. 36 - 41.

4. Лапина Н.В. Объективная обусловленность улучшения качества продукции // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7. С. 47 - 52.

5. Лапина Н.В. Резервы качества на стадии производства машиностроительной продукции // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10. С. 47 - 52.

удк 338.24 Иван Михайлович Кузьмичёв,

# аспирант кафедры менеджмента,

Kafedra_menegement@ssea.runnet.ru СГСЭУ

МЕТОДИКА МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

В статье предлагается метод решения проблем материального стимулирования управленческих процессов, когда приоритетным является повышение в общей системе менеджмента компании такого фактора мотивации, как правильная оценка деятельности специалистов и менеджмента. Развитие современного материального стимулирования управленческих процессов осуществляется в содержательном и процессуальном направлениях, позволяющих представить структуру истоков и условий активности человека в производственной деятельности. Для обеспечения материального стимулирования управленческих процессов целесообразно использовать на предприятии схему поуровневого структурирования мотивации управленцев. В соответствии с содержательной концепцией предлагается использовать такой эффективный рычаг управленческого воздействия, как конкурентоспособность персонала в качестве обобщающего критерия. Чтобы работники в полной мере соответствовали необходимым характеристикам, организация должна осуществлять деятельность по направлениям материального стимулирования управленческих процессов.

Ключевые слова: материальное стимулирование, управленческие процессы, мотивация, административная эффективность.

I.M. Kuzmichev

METHODS OF FINANCIAL STIMULATION OF MANAGEMENT PROCESSES

The paper suggests a method of solving the problem of financial stimulation of management process when the priority is to improve the assessment of the individual performance in the general system of management. The development of the incentive system in the management processes is carried in structural as well as procedural direction that enables analyz-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.