Научная статья на тему 'Развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации'

Развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / SYNERGETIC RESERVES / PRODUCTION QUALITY / DEVELOPMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараев С. С.

В работе представлена методика развития синергетических резервов повышения качества продукции, процесс постоянного совершенствования как основа для развития синергетических резервов. Разработана модель мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции, карта рисков развития синергетических резервов, матрица решений по воздействию на уровень риска и индикаторы развития синергетических резервов повышения качества продукции организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сараев С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SYNERGETIC RESERVES OF PRODUCTION QUALITY RISE OF ORGANIZATION

In this article, the methodology of development the synergetic reserves of production quality rise and the constant improvement as a base for synergetic reserves development are considered. The monitoring model of synergetic reserves development of production quality rise, the risk map of synergetic reserves development, the decision matrix for influence on risk level and the indicators of synergetic reserves development of production quality rise of the organization are created.

Текст научной работы на тему «Развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации»

РАЗВИТИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

С. С. САРАЕВ

В работе представлена методика развития синергетических резервов повышения качества продукции, процесс постоянного совершенствования как основа для развития синергетических резервов. Разработана модель мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции, карта рисков развития синергетических резервов, матрица решений по воздействию на уровень риска и индикаторы развития синергетических резервов повышения качества продукции организации.

Ключевые слова: синергетические резервы, качество продукции, развитие, мониторинг.

Настоящее время - время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий внешней среды, широкого применения системного подхода в управлении - ставит перед менеджментом новые задачи.

В процессе своего развития организация сталкивается с так называемыми проблемами роста. Симптомами проблем этого уровня могут быть следующие: усложнение информационных, материальных и иных потоков в организации, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности (повышение уровня энтропии предприятия как системы), сбои в основных бизнес-процессах организации и многое другое. Возникает задача, а вместе с ней очередная характеристика состояния организации - управляемость развитием бизнеса.

Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и российскими консультационными компаниями, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблемам. При этом возникает необходимость согласования и организации интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных в организации, а также создания и ведения в организации библиотеки или хранилища оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений. Такая библиотека должна стать своего рода «генетической памятью» организации.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждой организации. Причем зачастую привлекаются деньги не только российских акционеров и инвесторов, но средства, мобилизуемые на западных рынках капитала. Поэтому организации постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности - седьмой ключевой характеристики состояния организации. Обеспечение инвестиционной привлекательности - важная задача как для организации, акции которых котируются на фондовом рынке, так и для закрытых компаний. Решение ее позволит организации увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками [3; 4].

Методика развития синергетических резервов повышения качества продукции организации представляют основу обоснования инструментария развития синергетических резервов повышения качества продукции.

Методика состоит в следующем:

1. Определение проблемы (постановка задачи);

2. Анализ причин проблемы;

3. Формирование (генерирование) возможных решений (идентификация организационных резервов);

4. Планирование и осуществление решения (использование резерва);

5. Измерения с целью проверить - работает ли на самом деле это решение;

6. Стандартизация достигнутого улучшения.

На рисунке 1 представлена графическая интерпретация методики развития синергетических резервов повышения качества продукции.

Рис. 1. Методика развития синергетических резервов повышения качества продукции

Прежде всего, необходимо организовать (учредить) команду для развития синергетических резервов повышения качества продукции и, уже в процессе работы этой команды, определить проблему (постановку задачи). Аккуратное и точное определение проблемы весьма важно для поиска

истинных причин, которые позволят выработать эффективное решение.

Для ясного описания проблемы команда должна знать:

- какие вопросы и задачи должны быть решены;

- где эти вопросы и задачи возникают или имеют место;

- какие аспекты при этом играют существенную роль.

Поэтому необходимо обратиться и получить информацию изо всех возможных источников по рассматриваемой теме, например, из отчетов:

- о рекламациях и жалобах заказчиков;

- об исследовании запросов и ожиданий потребителей;

- об осуществлении процессов;

- о семинарах, конференциях и встречах с потребителями.

Хорошая, полезная и правильная постановка проблемы:

- дает определение этой проблемы, в том числе очерчивает свойства и специфику проблемы;

- идентифицирует (устанавливает) следствия и результаты, а не причины;

- концентрируется на различии между тем, как это делается сейчас и как это должно быть;

- включает в себя всестороннее измерение (исследование) проблемы: Что происходит? Как часто? Как много? Когда? В каких случаях?

Для правильного и точного определения постановки проблемы необходимо знать, как процесс проводится в настоящее время. Поэтому процесс необходимо наглядно представить в виде карты процесса (схемы последовательности операций), посредством которой проиллюстрировать все стадии процесса от входа до выхода. Следовательно, члены команды, созданной для решения проблемы, должны консультироваться у работников, непосредственно вовлеченных в процесс. Важно при этом знать, приводят ли к улучшению предпринимаемые меры. Это потребует измерений в различных точках процесса (которые также указывают на карте процесса), например, путем ежедневной регистрации несоответствий, рекламаций и жалоб. Необходимо понять и истолковать детали проблемы и перевести нужды и запросы потребителей в измеримые и конкретные технические условия (требования).

Мозговая атака часто используется при определении постановки задачи (проблемы).

В качестве мнемонического приема, гарантирующего, что все относящиеся к делу уместные вопросы заданы, можно использовать следующие

вопросительные слова: кто? что? как? где? когда? почему? с кем? зачем? Такие вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

- Когда случается (имеет место) проблема?

- Как мы узнаем, что проблема случилась?

- Как начинается проявление проблемы?

- Почему эта проблема является существенной?

- Где случается (имеет место) проблема?

- Что это за проблема?

- Что является причинами проблем?

- С кем взаимодействует владелец процесса, в котором существует проблема?

- Каковы последствия?

- Зачем осуществляется каждая операция?

- Где имеют место ограничения и узкие места?

- Что является их причиной?

- Чья эта проблема?

- Почему это случается?

Этап анализа причин проблемы имеет целью вычерчивание диаграмм (например, диаграммы Исикавы), отображающих множество причин проблемы и выбор наиболее логичной, корневой (главной) из этого множества. Следует обеспечить систематический и полный сбор данных во всех корневых точках процесса. Используя мозговую атаку, постарайтесь рассмотреть (определить) как можно больше потенциальных причин. В качестве мнемонического приема при этом используйте вопросительные слова: кто? что? как? с кем? где? когда? зачем? и почему? При этом вопрос «почему?» следует задавать не менее 5 раз. Затем определите наиболее логичные причины для использования их в дальнейшем анализе. Этот этап предусматривает постепенный сбор и анализ данных с помощью иллюстративных методов, например, в виде графиков, диаграмм Парето, контрольных карт, позволяющих идентифицировать имеющие место тренды, или, с помощью диаграмм разброса, проиллюстрировать имеющиеся взаимозависимости.

На этапе генерирования множества возможных решений проблемы (организационных резервов) и их оценки используется информация и данные, накопленные на предыдущих шагах, и, с применением мозговой атаки, составляется обширный список возможных решений проблемы (организационных резервов). Оцениваются эти решения (резервы), а затем выбирается одно из них с наибольшими шансами на успех и самое подходящее для разрешения проблемы [].

На следующем этапе планирование и осуществление решения производится тщательное пла-

нирование предложенного усовершенствования, с учетом возможных последствий, а затем на осуществление запланированного решения в малом масштабе.

На этом этапе важно:

- установить связь со всеми владельцами информации, относящейся к предлагаемому решению;

- сформулировать ясные планы действий;

- спроектировать процедуры (методики) проведения работ;

- идентифицировать потенциальные барьеры (препятствия);

- предусмотреть все необходимые ресурсы;

- идентифицировать потребности в обучении и тренинге персонала.

После тщательного планирования и всесторонней подготовки следует осуществить запланированное решение (усовершенствование) первоначально в небольшом масштабе.

Измерения выполняются, чтобы увидеть -разрешило ли осуществленное решение рассматриваемую проблему полностью или только частично. В том числе проверяют, выполнены ли требования и ожидания потребителя.

В случае, когда требования потребителей еще не выполнены, то возможно, что:

- предложенное решение является неправильным;

- проблема была неверно определена;

- были рассмотрены ошибочные причины.

Для измерения эффективности осуществленного решения можно использовать разные методики и инструменты

Если выполненные измерения показали, что рассматриваемая проблема полностью решена, то переходят к следующему шестому этапу. В противном случае следует вернуться к начальным этапам методологии решения проблем качества.

Процесс постоянного совершенствования (развития) синергетических резервов повышения качества продукции включает в себя следующие шаги:

1) выбрать процесс для совершенствования и установить цели совершенствования;

2) изучить и документировать текущий процесс;

3) найти организационные резервы для совершенствования этого процесса;

4) разработать усовершенствованный процесс;

5) внедрить усовершенствованную систему;

6) оценить ее работу;

7) документально зафиксировать новшество, довести его до всех заинтересованных лиц, провести соответствующую подготовку.

Шаги 4-6 могут повторяться по необходимости, пока не будут достигнуты удовлетворительные результаты. На рисунке 2 наглядно представлен весь процесс совершенствования [101], который применим для развития синергетических резервов повышения качества продукции организации.

окументіи

ровать

процесс

• Выбрать процесс

Оценить

Г

Изучить/

документи

ровать

процесс

Внедрить

усовершен

ствованый

процесс

J

Найти организационные резервы

Разработать усовершенствованный процесс

Рис. 2. Процесс постоянного совершенствования

Ряд ключевых элементов в цикле совершенствования иллюстрирует природу входящих в него видов деятельности [5]. Сюда относится:

1. Стандартизация (документация).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Цикл «план - исполнение - проверка - работа».

3. Используемые методы и приемы для идентификации синергетических резервов.

Стандартизация - это процесс тщательного документирования оптимального способа осуществления операции. Он осуществляется двумя этапами. Первый имеет место перед тем, как предпринимаются усилия по совершенствованию процесса. Он включает определение лучшего текущего метода осуществления соответствующей операции и документирование этого метода. Это дает не только лучшее понимание соответствующей операции, но и обеспечивает основу для сравнения исходного процесса с усовершенствованным.

Второй этап стандартизации имеет место после совершенствования процесса. Новый метод работы документируется таким образом, чтобы он стал новым стандартом осуществления данной операции. Документальные материалы будут полезны для подготовки персонала, для сходных процессов, и для дальнейшего совершенствования данной операции.

Стандартизация иллюстрирует упорядоченный подход, который часто используется в деятельности по совершенствованию производства. Важно тщательно зафиксировать новшества; этого правила иногда бывает сложно придерживаться, особенно когда радуешься частым успехам.

Цикл «план - исполнение - проверка - работа» - основа деятельности по совершенствованию.

Для использования методики развития синергетических резервов повышения качества продукции необходимо использовать определенные системы, инструменты и методы улучшения качества. В ваших усилиях по непрерывному улучшению синергетических резервов повышения качества продукции будут полезны следующие инструменты [2].

Семь основных инструментов контроля, анализа и управления качеством:

- Контрольный листок;

- Гистограмма;

- Метод расслаивания (стратификации);

- Диаграмма Исикавы и мозговая атака;

- Диаграмма Парето;

- Диаграмма разброса (рассеивания);

- Контрольные карты Шухарта.

Новые инструменты контроля управления качеством:

- Диаграмма сродства;

- Диаграмма (график) связи;

- Древовидная диаграмма;

- Матричная диаграмма или таблица качества;

- Стрелочная диаграмма;

- Диаграмма процесса осуществления программы;

- Матрица приоритетов (анализ матричных данных).

Новейшие инструменты контроля и управления качеством:

- Развертывание функций качества (QFD-методология, «дом качества»);

- Бенчмаркинг;

- Анализ форм, последствий и критичности отказов (FMEA-методология);

- Анализ задач подразделений;

- Ноль дефектов (Zero Defect, ZD-методология);

- Точное соблюдение сроков (Just-in-Time, JIT-методология);

- Функционально-стоимостной (техникоэкономический) анализ (ФСА-методология).

Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы процесса, обеспечивая достижение и

поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

- экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы организаций, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

- методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от ее ненадлежащего качества;

- организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;

- воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

Выбор методов идентификации синергетических резервов повышения качества продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания свидетельствуют о следующем:

1. Развитие синергетических резервов повышения качества продукции теоретически допустимо, а практически целесообразно и эффективно строить не на всеобщем глобальном контроле, а на принципах общей теории управления на основе схем механизмов управления качеством продукции.

2. Развитие синергетических резервов повышения качества должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы,

обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.

3. Развитие синергетических резервов повышения качества, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.

Таким образом, владея информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности организации - отслеживание протекающих в организации процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы организации за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делаются выводы о сильных и слабых сторонах организации, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых организации приходится работать. Изменение условий внешней и внутренней сред организаций влечет за собой пересмотр целевых параметров: необходимо проверить, насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли организация в виду произошедших изменений добиться поставленных целей. На основании изменения целевых параметров, а также прогноза изменений сильных и слабых сторон организации корректируется план действий по достижению целей, и уже этот новый, пересмотренный план воплощается в жизнь (рис. 3).

Мониторинг развития синергетических резервов повышения качества продукции организации позволит изучить и адекватно отразить объективные свойства системы менеджмента качества, выработать методический инструментарий оценки показателей развития синергетических резервов повышения качества продукции и на этой основе сформировать систему, позволяющую поддерживать локальные и интегральные показатели развития резервов в диапазоне установленных значений.

Для достижения целей исследования автором предложена классификация видов мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции.

Сравнение текущих результатов с целевыми

Оперативное отслеживание текущих результатов

Выводы по результатам сравнения Слабые и сильные стороны предприятия Возможности и опасности извне

I

1

Прогноз изменения потенциала предприятия Прогноз изменений во внешней среде

і

і

Действия

Контроль целей предприятия и оценка возможности их достижения: прогрессивность, оптимальность, выполнимость

Корректировка плана мероприятий по достижению целей предприятия

Рис. 3. Модель мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции организации

Разработанная методика мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции была использована в практической деятельности филиала ОАО «Курскэнерго» головной интегрированной распределительной компании ОАО «МРСК Центра», г. Курск.

В таблице наглядно представлена применимость видов мониторинга по функциям, которая может быть использована для построения целостной системы мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции, как обеспечивающего процесса любой организации. В то же время обращает на себя внимание наибольшая применимость видов мониторинга на такие процессы, как «Внутренние проверки» и «Контроль процессов, переданных сторонним организациям (аутсорсинг)». Это обстоятельство обуславливает наибольшую важность данных направлений, особенно для современного состояния

отечественного производства, характеризующегося глубокой субконтрактацией и реинжинирингом бизнес-процессов.

Анализ качества предоставляемых услуг, функционирования, ситуаций риска и влияние конкурентов на деятельность филиала ОАО «Кур-скэнерго» показал, что для развития синергетических резервов повышения качества продукции необходим постоянный контроль системы менеджмента качества (СМК).

Анализ информации позволяет оценить картину уязвимости, т. е. выявить все риски, которые блокируют развитие синергетических резервов. Выявленные риски ранжируются, оценивается их вероятность и возможный ущерб. Данные по каждому риску заносятся в таблицу 1 с присвоением идентификационного номера необходимого для наглядности при дальнейшем построении карты рисков.

Карта рисков развития синергетических резервов

Таблица 1

К

М

С

а

к

с

и

р

ь

тс

о

н

т

я

о

р

ре

В

5. Очень высокая

4. Высокая 4

-д ея Сн СО 1; 8; 21; 24

-з ия К 3 с4 5; 19; 23 2; 3; 13; 14; 16; 18; 20 6; 25 12; 22

1. Очень низкая 9; 11 7 15; 17 10

1. Очень низкая 2. Низкая 3. Средняя 4. Высокая 5. Очень высокая

Величина потерь (затрат на качество)

Проведенный анализ рисков позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, негативно влияющие на развитие синергетических резервов повышения качества продукции.

Данное обстоятельство позволило разработать методический подход к выбору способов воздействия на риск СМК (табл. 2).

Из таблицы видно, что при минимальном риске, независимо от вероятности потерь, рекомендуется принятие риска.

При малом, среднем и высоком риске в случае низкой вероятности потерь целесообразно применять в совокупности методы лимитирования, резервирования и девирсификации, а в случае большой вероятности потерь страхование и хеджирование риска. При дальнейшем увеличении риска вне зависимости от вероятности потерь

рекомендуется применение страхования риска, а при критическом уровне риске - избежание.

Разработанная методика мониторинга развития синергетических резервов повышения качества продукции использовалась в практической деятельности конкретной интегрированной организации.

Проведенный мониторинг развития синергетических резервов повышения качества продукции организации ОАО «Курскэнерго» позволил предложить систему индикаторов развития синергетических резервов по циклам (табл. 3).

Анализ данной информации позволяет оценить картину уязвимости и выявить все угрозы непрерывности работы энергетической организации. Выявленные риски с помощью ранжирования размещаются на карте рисков в зависимости от вероятности возникновения и величины потерь.

Таблица 2

Решения по воздействию на уровень риска

" Вероятность риска Уровень риска Слабовероятная 0,0 < V< 0,1 Маловероятная 0,1 < V< 0,4 Вероятные 0,4 < V < 0,6 Почти возможные 0,6 < V < 0,9 Возможные 0,9 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минимальный 0,0 <Р< 0,1 (система менеджмента является результатом синергетического взаимодействия различных подсистем в зависимости от целевой направленности: стратегический менеджмент, менеджмент знаний, менеджмент социальной ответственности и др.) принятие риска (разработка и применение процедур для постоянного улучшения всех процессов и СМК в целом)

Малый 0,1 <Р< 0,2 (развиты функции планирования, организации и контроля, ориентация на потребителя через мониторинг, описание процессов) лимитирование, резервирование, диверсификация (установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон) Страхование (разработка политики и целей организации в области качества)

Средний 0,2 <Р< 0,3 (работа по улучшению качества носит системный характер. Частично сформулированы функции прогнозирования) лимитирование, резервирование, диверсификация страхование, хеджирование

(выбор индикаторов (показателей) и разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса

Высокий 0,3 <Р< 0,5 (система управления не адаптирована к требованиям внешней среды) лимитирование, резервирование, диверсификация страхование, хеджирование

(установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества)

Максимальный 0,5 <Р< 0,8 (системного подхода к управлению качеством нет) Страхование (установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества)

Критический 0,8 <Р< 1,0 (работа по совершенствованию качества не планируется) избежание риска (определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин)

Таблица 3

Индикаторы развития синергетических резервов повышения качества продукции организации

Наименование цикла Показатели, характеризующие циклы

1. Планирование - определение предполагаемых потребностей потребителей (планирование развития качества) 1. Назначение (полезный эффект, производительность). 2. Надежность (безотказность, долговечность, сохраняемость)

2. Управление - цикл управления развитием качества 1. Объем продаж. 2. Затраты на выпуск и реализацию. 3. Рентабельность основной деятельности. 4. Вариабельность. 5. Воспроизводимость

3. Обеспечение - производственный цикл (обеспечение развития качества) 1. Типизация (унификация, стандартизация и совместимость). 2. Технологичность (трудоемкость, материало-и энергоемкость, возможность автоматизации). 3. Безопасность. 4. Патентно-правовая чистота

4. Измерения и анализ - цикл мониторинга: измерение и анализ процессов (развитие качества) 1. Результативность. 2. Эффективность. 3. Экологичность

Построение карты рисков является наглядным инструментом и позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, позволяют контролировать развитие синергетических резервов повышения качества продукции и оперативно реагировать на выявленный уровень риска.

Литература

1. Сараев С. С. Синергетические резервы повышения качества продукции на основе разделения // Сб. научных трудов кафедры Экономической теории и истории ТГУ им. Г. Р. Державина. Вып. 4. Тамбов, 2009.

2. Сараев С. С. Синергетические резервы повышения конкурентоспособности продукции корпоративной организации // Проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики региона: междунар. на-уч.-практ. конф. Тамбов, 2010.

3. Сараев С. С., Нагамова М. С. Синергетические резервы повышения качества продукции корпоративной организации // Вестн. Тамб. ун-та. Вып. 1 (81). Тамбов, 2010.

4. Сараев С. С., Толстых Т. Н. Методическое обоснование формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции корпо-

ративной организации // Вестн. Тамб. ун-та. Вып. 2 (82). Тамбов, 2010.

5. Сараев С. С., Толстых Т. Н. Синергетические резервы повышения качества продукции // Сб. научных трудов кафедры Экономической теории и истории ТГУ им. Г. Р. Державина. Вып. 4. Тамбов, 2009.

* * *

DEVELOPMENT OF SYNERGETIC RESERVES OF PRODUCTION QUALITY RISE OF ORGANIZATION

S. S. Sarayev

In this article, the methodology of development the synergetic reserves of production quality rise and the constant improvement as a base for synergetic reserves development are considered. The monitoring model of synergetic reserves development of production quality rise, the risk map of synergetic reserves development, the decision matrix for influence on risk level and the indicators of synergetic reserves development of production quality rise of the organization are created.

Key words: synergetic reserves, production quality, development, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.