РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
Живайкин С.Н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье предлагается методический инструментарий выявления и оценки показателей развития инновационных резервов, обеспечивающих повышение качества предоставления автотранспортных услуг в регионе.
Ключевые слова: качество, автотранспортные услуги, инновации, алгоритм, методика, регион.
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IMPROVE QUALITY OF MOTORSERVICES IN THE REGION
Zshivaykin S., the applicant at FGUP «STANDARTINFORM»
The article suggests methodological tools to identify and assess the development of innovative performance reserves that enhance the quality of road transport services in the region.
Keywords: quality, transport services, innovation, ability, technique, region.
Изучение качества автотранспортных услуг возможно с использованием различных подходов, например, как с позиций процесса оказания автотранспортной услуги, так и с позиции сферы потребления автотранспортной услуги. В самом деле, если автотранспортную услугу оказывают квалифицированные предприятия в условиях, отвечающих всем требованиям научно-технического прогресса, то, при прочих равных условиях и результат будет наилучшим,
а, следовательно, уровень качества будет наивысшим. Такой взгляд учитывает три компонента качества автотранспортных услуг:
- качество структуры (организационно-техническое качество ресурсов: материально-техническая база, обеспеченность кадрами и т. д.);
- качество процесса (своевременность доставки грузов и пассажиров, выбор адекватной стратегии технологии предоставления услуг, соблюдение норм и стандартов и др.);
- качество результата (социально-экономический эффект в регионе от проведенных мероприятий).
Практически все разработки в области оценки и обеспечения качества автотранспортных услуг, так или иначе, связаны с использованием таких подходов, как структурный, процессный и результативный.
Важно также отметить, что категории «цена» и «качество» находятся в тесной взаимосвязи, однако качество является одним из определяющих факторов в конкурентной борьбе автотранспортных предприятий за потребителя услуг.
Оценка - это финальная часть управления качеством, которая подразумевает анализ экономической и социальной эффективности оказанных автотранспортных услуг. Социальная эффективность имеет более широкий смысл. Критериями социальной эффективности являются показатели развития региона и удовлетворенности населения от полученных автотранспортных услуг. Экономическая эффективность определяется соотношением эффекта (результата) и затрат. Анализ экономической эффективности необходим для повышения качества услуг, когда важнейшей проблемой становится достижение максимального результата при ограниченных затратах.
Однако как показывает анализ действующего механизма управления качеством оказания автотранспортных услуг, количественные и качественные показатели создают одновременно противоречивые ситуации. Это заключается в том, что автотранспортные предприятие стремятся, в первую очередь, увеличить объем оказания услуг, а вопросы качества уходят на второй план. Более того, возможны случаи оказания недостаточно качественных услуг, т.е. не соответствующих установленным стандартам и нормативам.
Все это свидетельствует о том, что экономические цели автотранспортных предприятий и их потребителей не совпадают, что приводит к снижению эффективности функционирования процессов производства автотранспортных услуг. В связи с этим возникает необходимость развития инновационных технологий повышения качества оказания автотранспортных услуг в регионе, которые позволят обеспечить максимальное согласования интересов между предприятием и потребителем услуг по уровню качества и повысить конкурентоспособность и эффективность функционирования автотранспортного предприятия.
Именно поэтому любое автотранспортное предприятие долж-
но развивать и совершенствовать технологии выполняемых работ и разновидность оказываемых услуг посредством реализации перспективных инновационных разработок. Только в этом случае оно будет обладать действенным конкурентным преимуществом на рынке автотранспортных услуг. Такие нововведения (инновации) должны распространяться на новые услуги, способы их производства, а также новшества в организационной и финансовой сфере, приносящие положительный результат [6].
Под инновациями в сфере автотранспортных услуг следует понимать использование научных достижений в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера с целью получения экономического, социального или экологического эффекта. При этом инновационная деятельность автотранспортной организации направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг) [2].
Важнейшие направления инновационной деятельности на автомобильном транспорте в первую очередь связаны с использованием современных технологий для организации перевозок грузов и пассажиров, автоматизации и информатизации всех звеньев транспортной цепи (в первую очередь процессов обслуживания клиентов) [1]. Первостепенными критериями оценки эффективности использования инноваций в сфере автотранспортных услуг становятся: динамика использования энергосберегающих технологий; степень автоматизации систем управления; экономия времени и минимизация стоимости доставки грузов и пассажиров при высокой надежности их транспортировки и др.
Переход автотранспортного комплекса на инновационный путь развития потребовал масштабного внедрения новых технологий. В настоящее время в сфере автотранспортных услуг уже используются такие инновационные технологии, как контроль местоположения автомобильного транспорта, электронная оплата проезда, оперативный учет топлива, мобильная видеорегистрация и др. [8]. Соответственно, рассмотрим наиболее распространенные из них.
В настоящее время задачи определения местонахождения автотранспортных средств, ценных грузов и т.п. крайне актуальны как для государственных правоохранительных органов, так и для частных структур. Как правило, такие задачи решаются в процессе контроля перемещения подвижных объектов, обеспечения безопасности автотранспорта и их поиска в случае угона, а также в процессе сопровождения транспортных средств и ценных грузов и др. Тем не менее, наиболее актуальными по-прежнему остаются задачи автоматизированного определения местоположения автотранспортных средств в составе систем комплексного обеспечения качества услуг.
Потребителями таких систем очень часто выступают юридические и физические лица. Среди юридических лиц следует выделить следующих: пассажиро- и грузоперевозчики (прежде всего, перевозчики особо ценных и опасных грузов); организации, связанные с арендой автомобилей; таксопарки; автобусные парки и др.; инкассаторы; автомобильный транспорт по обслуживанию негабаритных грузов; горно-обогатительные и металлургические комбинаты и другие компании, в которых получение оперативной и достоверной информации о местоположении и состоянии автотранс-
портных средств и перевозимых грузов, возможность оперативного управления этими объектами имеют важное значение [7].
Ко второй категории следует отнести частных автовладельцев и индивидуальных пользователей автотранспортных средств. Среди других областей применения систем определения местонахождения автотранспортных средств можно выделить службы быстрого реагирования МЧС, полицию, скорую помощь и др.
Важное значение здесь имеют повышение безопасности перевозок и сохранности груза, оптимизация транспортных маршрутов. Следовательно, это приводит к сокращению расходов и повышению качества предоставления автотранспортных услуг. При этом, кроме основной задачи подобных мобильных навигационных комплексов - контроль за местоположением и состоянием подвижных объектов, они позволяют решать целый ряд специфических задач, обеспечивающих повышения качества услуг:
• получение оперативной информации о местоположении и состоянии автотранспортных средств и отображение их движения на электронных картах в режиме реального времени;
• автоматизация контроля за движением автомобильного транспорта и действиями водителя;
• обеспечение безопасности перевозок и водителя;
• оптимизация транспортных маршрутов;
• противодействие угонам автотранспортных средств и др.
В качестве доступных средств мониторинга автотранспортных
средств можно выделить следующие [4].
1. GPS ( Global Positioning System) [9]. Эта спутниковая система навигации позволяет в любом месте Земли (не включая приполярные области), практически при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов (рис. 1).
Потребителям этой системы предлагаются различные устройства и программные продукты, которые позволяют: увидеть свое местонахождение на электронной карте; прокладывать маршруты с учетом существующих дорожных знаков; обеспечить поиск на карте конкретные дома, улицы и прочие объекты инфраструктуры.
При этом спутниковый мониторинг автомобильного транспорт с помощью GPS ведется за местоположением, скоростью автомобилей, что позволяет контролировать их движение.
2. Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС)
- российская спутниковая система навигации, которая предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Причем доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара на основании Указа Президента Российской Федерации предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 365 от 9 июня 2005 г. «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» аппаратура ГЛОНАСС должна устанавливаться на железнодорожные и автомобильные транспортные средства (ТС), использоваться для перевозки пассажиров, а также специальных и опасных грузов.
Рис. 1. Отслеживание транспортных средств при помощи strong GPS/strong [10]
3. Системы видеонаблюдения. С появлением таких устройств для видеонаблюдения на рынке стало возможным создавать комплексные системы видеонаблюдения, комбинировать их с компьютерными технологиями, что значительно расширило возможности таких комплексов.
Предлагаемые современные системы мониторинга удовлетворяют в общем случае следующим возможностям [11]:
- обеспечение двусторонней цифровой и голосовой связи между автотранспортными средствами и диспетчерским пунктом;
- определение состояния безопасности автотранспортного средства и груза (сохранность замков, температура внутри рефрижератора и т.п.) и текущего местоположения;
- оперативное отображение на экране монитора географической карты района с обстановкой и отметками текущего местоположения автотранспортного средства;
- оповещение о «нештатной ситуации» с контролируемым автотранспортным средством посредством сигнала кнопки экстренного вызова, срабатывания различных бортовых датчиков и т.д. с указанием его точных координат;
- управление различными исполнительными устройствами на автотранспортных средствах (блокировка дверей, двигателя и т.п.) по определенным командам;
- обеспечение контроля за прохождением установленного маршрута и соблюдением графика движения с указанием времени отставания или опережения;
- документирование, хранение данных, поступающих от контролируемых автотранспортных средствах для последующего анализа;
- автоматизированный контроль автотранспортных средствах и груза на специально оборудованных стоянках и др.
Внедрение таких систем позволяет повысить качество предоставляемых услуг за счет обеспечения сохранности груза, оптимизации использования автомобильного транспорта, оперативного руководства им, усилением контроля за его эксплуатацией и дисциплиной обслуживающего персонала, сокращением эксплуатационных расходы.
Автоматизированная электронная оплата проезда позволяет реализовать достаточно широкий спектр услуг (прежде всего для пассажиров общественного транспорта) и обеспечивает вполне прозрачный финансовый контроль. При этом сбор платы за проезд осуществляется с использованием бумажных билетов и бесконтактных смарт-карт. Эта система оплаты проезда непосредственно связана с информационной системой в транспортных средствах, в автопарках или в диспетчерских центрах. Причем пассажиры информируются о расписании автотранспорта, а с диспетчерского пункта можно осуществлять дистанционный мониторинг транспортной ситуации в регионе.
Все существующее оборудование и автоматизированные рабочие места, которые имеют отношение к электронной системе оплаты проезда, должны соединяться с центральной базой данных. Причем автоматическая обработка данных и наглядное представление информации в виде графиков и таблиц становится мощным инструментом принятия оптимальных управленческих решений. В конечном итоге использование такой системы позволяет перевозчику повысить привлекательность, эффективность и качество предоставления услуг.
Учет расхода топлива. В автомобильном транспорте расход топлива является одним из самых больших статей затрат транспортной компании. Учет расхода топлива одновременно может быть как объективным (собственнику понятно, как и на что оно тратится), так и субъективным (неправильная эксплуатация автотранспорта, недобросовестность персонала и др.). Поэтому в последнее время широкое распространение получили системы автоматического учета расхода топлива и режимов работы автотранспортных средств. Эти системы предназначены для непрерывного контроля за расходом топлива (в реальном режиме времени) с сохранением данных в памяти прибора, более точного учёта расхода топлива, анализа комплексной работы автомобиля в любой период времени, оптимизации затраты на эксплуатацию.
Расширение возможностей мультимодальных логистических услуг. Это инновационное направление создает предпосылки для роста выпуска региональной продукции там, где будет располагаться транспортная инфраструктура, осуществляющая управление цепями поставок (таблица 1) [5].
Применение мультимодальных логистических услуг означает
Таблица 1. Особенности логистики и управление цепями поставок
Параметры управления Классическая логистика Управление цепями поставок
Модель распределения Push (нажимательный)
Клиент Стратегические клиенты Широкая группа клиентов
Спрос Предсказуемый Разбросанный
Цикл Недели, месяцы Ежедневный, ежечасный
Отправление Большие партии Малые партии
Поставка Сосредоточенная Разбросанная, большие расстояния
Пополнение запасов По плану В режиме реального времени
Ответственность Один элемент Через целую цепочку
Обслуживание клиентов По стандартам Элластичное
планирование и управление деятельностью автотранспортных предприятий, связанное со всеми видами деятельности по управлению логистикой, а также координацию работы и сотрудничество с партнерами (поставщиками, посредниками, провайдерами услуг), а также с заказчиками. То есть эта система интегрирует процесс управления предложением и спросом внутри региона на рынке автотранспортных услуг.
Другим нововведением, повышающим качество автотранспортных услуг, может стать «виртуальный» терминал. Эта система нацелена на усиление привлекательности, увеличение количества пассажиров, повышение доступности услуг. С этой целью целесообразно объединить раздробленную сеть перевозок и создать общую сеть для реализации билетов и информирования пассажиров для отдельного региона. Это приведет к появлению «виртуального» терминала на базе использования современных информационных технологий и общих технических стандартов, образовав, таким образом, общую информационную систему для пассажиров и базу для пассажирского логистического центра (рис. 2) [3].
Таким образом, инновационная деятельность в сфере автотранспортных услуг должна быть связана с прогнозируемым результатом, который приводит к изменениям как внутри организации, так и во внешней среде, поскольку расширение потребностей в этом виде услуг обусловливает трансформации в производственном процессе товаропроизводителей и в информационных системах отдельного взятого региона.
При этом развитие сферы автотранспортных услуг формирует принципиально новую конкурентную среду, обеспечивая более качественно новые потребности в товарах и услугах. Инновационная деятельность в сфере автотранспортных услуг является неотъемлемой частью эффективной производственно-рыночной деятельности, поскольку именно она обеспечивает стратегическую устойчивость компаний в условиях быстро развивающегося рынка услуг.
Становится все очевиднее, что сектор автотранспортных услуг может обеспечить значительный прирост занятости как сегодня, так и в будущем, стать одним из «локомотивов» экономического роста. При этом возникает необходимость согласования и организация интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных в организации, а также создания и ведения в организации картотеки или хранилища оптимальных управленческих решений, различных экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений в области обеспечения качества предоставляемых услуг.
Выполнение этих условий должно запустить достаточно сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в изменяю-
щихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие проявления синергетического эффекта и повысить уровень управляемости, конкурентоспособности предприятия и качества предоставляемых услуг [12]. Такая задача подразумевает разработку алгоритма методики внедрения инноваций, обеспечивающих повышение качества автотранспортных услуг в регионе (рис. 3).
В качестве критерия оптимальности использования инновационной технологии, обеспечивающей повышение качества оказания автотранспортных услуг в регионе, предлагается использовать обобщенный показатель качества Q, который представляет из себя функциональную зависимость от частных показателей Кг:
Q = ^ (Жг Кг), I = 1 ... М, (1)
где М - число частных показателей;
Ж1 - весовые коэффициенты, учитывающие важность отдельных показателей качества в общей оценке эффективности.
Весовые коэффициенты принимают значения от максимального (очень важный параметр) до нуля (параметр не учитывается). Выбор значений Жг зависит от назначения инновационной технологии.
Предлагаемый алгоритм состоит из следующих этапов.
1. Определение проблемы (постановка задачи). На этом этапе, во-первых, необходимо сформировать команду для развития инновационных резервов повышения качества услуг и, уже, во-вторых, в процессе работы этой команды, определить непосредственно саму проблему (или постановку задачи). Для ясного описания проблемы эта команда должна выяснить, какие вопросы и задачи необходимо решить, где эти вопросы и задачи проявляются, и какие факторы при этом играют существенную роль. С этой целью необходимо воспользоваться информацией изо всех возможных источников (рекламации и жалобы заказчиков, исследования запросов и ожиданий потребителей и др.). При этом грамотная постановка проблемы очерчивает её свойства и специфику, измерение, идентифицирует следствия и результаты, а не причины.
2. Второй этап (анализ причин и проблем снижения качества предоставления автотранспортных услуг) представляется в виде карты процесса (схемы последовательности операций), посредством которой отражаются все стадии от входа до выхода. На этом этапе члены команды, созданной для решения проблемы, консультируются у работников, непосредственно вовлеченных в процесс, и уточняют - приводят ли к повышению качества предпринимаемые меры. Кроме этого осуществляется ежедневная регистрация несоответствий, рекламаций и жалоб от потребителей автотранспортных услуг. При этом необходимо выяснить детали проблемы и перевести
ОБЩЕСТВЕННЫИ ТРАНСПОРТ
Рис. 2. Общая схема «виртуального» терминала
Начало
7
1-й этап - определение проблемы (постановка задачи).
Формирование команды для развития инновационных резервов повышения качества услуг Выявление проблемы (постановка задачи)
I
2- й этап - анализ причин и проблем снижения качества предоставления автотранспортных услуг в регионе
Формирование Консультации у Регистрация Выяснение нужд Формирование
карты процесса работников, несоответствии, и запросов технических
(схемы вовлеченных в рекламаций и жалоб потребителей условии и
последовательное процесс от потребителей автотранспортн требований
ти операций) предоставления автотранспортных ых услуг
услуг услуг
Рекомендуемые методы - мозговая атака (постановки задачи), вычерчивание диаграмм (Исика-вы, Парето), графиков, контрольные карты и др.
I
3- й этап - Идентификация инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества оказания автотранспортных услуг в регионе и их оценка
Контроль местоположения автомобильного транспорта Электронна я оплата проезда Оперативный учет топлива Мобильная видеорегист- рация Расширение мультимодальных логистических услуг «Виртуальный» терминал
т
4-й этап - Планирование и внедрение инновационных технологий
Установление Формирование Разработка Идентификация Оценка
взаимосвязи с планов по процедур (методик) потенциальных необходимых
владельцами внедрению по внедрению барьеров ресурсов и
информации инновационных инновационных (рисков) потребности в
технологий технологий обучении персонала
Внедрение инновационных технологий
5- й этап - Измерение и оценка результатов внедрения инновации
Т
6- й этап - Стандартизация инновационных технологий оказания автотранспортных услуг в регионе
~Г~
Конец
Рис. 3. Алгоритм методики внедрения инноваций, обеспечивающих повышение качества автотранспортных услуг в регионе
нужды и запросы потребителей услуг в измеримые и конкретные технические условия или требования. В качестве рекомендуемых методов целесообразно использовать мозговую атаку (при определении постановки задачи), а при анализе причин проблемы - вычерчивание диаграмм (например, диаграммы Исикавы, Парето), графиков, контрольных карт, позволяющих идентифицировать имеющие место тренды, выявить имеющиеся взаимозависимости.
3. Третий этап «Идентификация инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества оказания автотранспортных услуг в регионе и их оценка». На этом этапе используется информация и данные, которые накоплены на предыдущих шагах, формируется перечень инновационных технологий, обеспечивающих повышение качества оказания автотранспортных услуг в регионе. Впоследствии оцениваются инновационные технологии и выбирается одна из них, которая максимально обеспечивает повышение качества автотранспортных услуг в регионе.
4. На следующем этапе (четвертый этап) осуществляется планирование и внедрение инновационных технологий, устанавливается связь со всеми владельцами информации, относящейся к предлагаемому решению, формулируются четкие планы действий, проектируются процедуры (методики) проведения работ, идентифицируются потенциальные барьеры (риски), оцениваются необходимые ресурсы и потребность в обучении персонала.
5. Пятый этап подразумевает измерение и оценку результатов осуществления внедрения инновации. Измерения выполняются для того, чтобы выяснить - повысило ли осуществленное инно-
вационное решение качество предоставления автотранспортных услуг полностью или только частично? На этом этапе проверяют -выполнены ли требования и ожидания потребителя. В случае, когда эти требования по обеспечению качества не выполнены, то, возможно, ?инновационное решение является неэффективным или изначально в идентификации проблемы заложена ошибка. Для измерения эффективности осуществленного инновационного решения целесообразно использовать разные методики и инструменты. Если проведенные расчеты показали, что рассматриваемая проблема полностью решена, то необходимо перейти к следующему шестому этапу. В противном случае следует необходимо вернуться к начальным этапам решения проблем повышения качества.
6. Шестой этап - стандартизация инновационных технологий оказания автотранспортных услуг в регионе включает в себя следующие шаги.
- выбор процесса для повышения качества предоставления автотранспортной услуги;
- изучение и документирование текущих процессов предоставления автотранспортной услуги с использованием инновационной технологии;
- разработка усовершенствованного процесса предоставления автотранспортной услуги;
- внедрение усовершенствованной системы, обеспечивающей повышение качества предоставления автотранспортной услуги;
- непосредственная оценка работоспособности инновации.
Следовательно, стандартизация - это процесс тщательного до-
кументирования оптимального способа осуществления операции. Примирительно к внедрению инноваций, обеспечивающих повышение качества автотранспортных услуг, стандартизация иллюстрирует упорядоченный подход, который часто используется в деятельности по совершенствованию производства. При этом очень важно тщательно зафиксировать предлагаемые новшества, поскольку новых правил достаточно сложно придерживаться.
Таким образом, вектор развития инновационных технологий направлен в сторону осуществления мониторинга на выявление синергетических резервов повышения качества оказания автотранспортных услуг в регионе. Предлагаемый авторский алгоритм позволит изучить и адекватно отразить объективные свойства системы менеджмента качества, выработать методический инструментарий оценки показателей развития инновационных резервов, обеспечивающих повышение качество автотранспортных услуг и на этой основе сформировать систему, позволяющую поддерживать локальные и интегральные показатели качества в диапазоне установленных значений.
Литература:
1. Асаул Н.А. Инновационный сценарий развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение России, 2009. - № 4(18). - С. 12-79.
2. Асаул А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев // Современные наукоемкие технологии, 2010. - № 2. - С. 140-141.
3. Громуле В. Система мониторинга качества услуг автовокзала для реализации концепции пассажирского логистического цен-
тра в мультимодальной транспортной системе: Автореф. диссертационной работы. - Рига: Институт транспорта и связи, 2010. - 50 с.
4. Гудима Г.Я., Алецкий С.Н. Использование систем Глонасс, GPS и видеонаблюдения для мониторинга и управления дорожнотранспортными потоками // Вестник Камчатского государственного технического университета, 2011. - № 17. - С. 40-43.
5. Зохидов А.А. Современные логистические центры: сущность, особенности и тенденции развития // Экономическое возрождение России, 2012. - Т. 31. - № 1. - С. 214-220.
6. Лавриков И.Н. Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Минакова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 116 с.
7. Омарова Г.А. Моделирование систем поиска и слежения за движущимися объектами с помощью радиодоступа услуг: Автореф. дисс. канд. физ-мат. наук. - Новосибирск, 2007. - 14 с.
8. Руцик Ю.О. Инновации в сфере транспортных услуг // Экономическое возрождение России, 2011. - Т. 30. - № 4. - С. 192-197.
9. GPS [Электронный ресурс] // Википедия: всемирная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/GPS
10. Слежка за местонахождением пользователей должна осуществляться только с разрешения суда / [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// SecurityLab.ru (дата обращения 27.02.2012).
11. Солодовниченко М.Б., Томсон В.П. Оценка эффективности систем мониторинга транспортных средств // Эксплуатация морского транспорта, 2006. - № 2. - С. 13-16.
12. Сараев С.С., Нагамова М.С. Синергетические резервы повышения качества продукции корпоративной организации // Вестн. Тамб. ун-та. - Тамбов, 2010. - Вып. 1(81).
КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ
Бурый А.С., д.т.н., профессор Полоус А.И., к.т.н., доцент
В статье рассматриваются виды информации, циркулирующей в организационных системах, понятия «коэффициента полезного действия» информации, качества информации и ее ценности, выделяются типы моделей для оценки подобных систем.
Ключевые слова: информация, качество информации, семантическая, прагматическая информация, ценность информации, решетка качества информации.
QUALITY INFORMATION IN ORGANIZATIONAL AND TECHNICAL CONTROL SYSTEMS
Bury A., doctor of technical sciences, professor Polous A., candidate of technical sciences, associate professor
The article discusses the types of information circulating in the organizational system themes, the notion of «efficiency» of information, quality information and its value, are allocated to evaluate the types of models of such systems.
Keywords: information, information quality, semantic, pragmatic information, the value of information, the lattice quality of the information.
Функционирование организационно-технических систем управления (ОТСУ) связано с процессами переработки информации в ходе ее передачи, хранения, обработки, воспроизведения. Управление - это процесс упорядочения управляемых объектов, а информирование в организационной системе это процесс упорядочения отражения знаний. Знания каждого специалиста по управлению являются одним из видов отражения ситуации, сложившейся в процессе управления процессом. Поэтому информацию, применяемую в ОТСУ, можно рассматривать как приращение знаний у наблюдателя (лица, принимающего решение (ЛПР)) относительно объекта управления (технологического процесса). Действительно, центральным моментом в процессе управления (на любом уровне) является акт выбора ЛПР действия из некоторого множества возможных вариантов с их специфическими исходами. Сущность выбора заключается в том, что он ограничивает неопределенность поведения исполнителя (ЛПР, являющегося активным элементом ОТСУ), то есть выбор обусловлен появлением информации. Вырабатывая информацию, ОТСУ противостоит тенденции к возрастанию энтропии. Поскольку управление является целенаправленным действием, направленным, например, на поддержание определенного технического состояния ОТСУ по результатам принятия решения.
Совершенствование технологий управления в организационных системах приводит к необходимости совершенствования механизмов передачи информации. Постоянное увеличение объемов информации, передаваемой по каналам управления, не приводит к такому же росту качества управления, а зачастую приводит к его снижению. Это объясняется невыполнением двух условий. во-первых, мотивации восприятия информации приемником или исполнителем (необходимое условие); во-вторых, сходства (в пределе, совпадения) целей источника информации (руководителя) и приемника (достаточное условие). Таким образом, возникает проблема единства понимания сигналов управления источником и приемником на уровне символов.
Преобразование исходной информации, полученной по сигналам управления, в управляющие решения и составляет содержание процесса управления. Поэтому необходимо рассмотреть основные особенности информации при передаче в ОТСУ.
1. Соотношение количества информации в основных ее аспектах. Отметим, что с философской точки зрения информация есть