Научная статья на тему 'Затраты на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации'

Затраты на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / SYNERGETIC RESERVES / PRODUCTION QUALITY / FORMING AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараев С. С., Толстых Т. Н.

Рассмотрен состав затрат на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации. Приведена цепочка затрат и алгоритм формирования затрат на развитие синергетических резервов повышения качества продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сараев С. С., Толстых Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSTS ON FORMING AND DEVELOPMENT OF SYNERGETIC RESERVES OF PRODUCTION QUALITY RISE OF ORGANIZATION

The composition of costs on forming and development of synergetic reserves of production quality rise of the organization is considered. The string of costs and algorithm of costs forming on development of synergetic reserves of production quality rise are reported.

Текст научной работы на тему «Затраты на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации»

ЗАТРАТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

С. С. САРАЕВ, Т. Н. ТОЛСТЫХ

Рассмотрен состав затрат на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации. Приведена цепочка затрат и алгоритм формирования затрат на развитие синергетических резервов повышения качества продукции

Ключевые слова: синергетические резервы, качество продукции, формирование и развитие.

Качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и ее объектов. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителей. Наказанный потребителем производитель будет разбираться в том, качество каких товаров и в какой степени необходимо улучшить. Наглядно представить последствия дефектности изготовляемой продукции и связанные с ней расходы можно в виде схемы. На рисунке 1 представлены потери, вызванные выпуском недоброкачественной продукции организации.

Прямые расходы, возникающие в производстве и реализации, увеличивают затраты на про-

дукцию и ведут к снижению прибыли, а следовательно и эффективности производства.

Косвенные (дополнительные) возникают под действием эффекта «молчаливого» покупателя, антирекламы и контрактных осложнений. В связи с этим можно сказать о возрастании роли, значения и усложнения понятия категории качества.

Обзор отечественной литературы показывает, что несмотря на то, что работы по классификации затрат на качество ведутся достаточно давно, они носят разрозненный несогласованный характер, нет обобщающего анализа с целью создания единой общеупотребительной классификации затрат на качество.

РАСХОДЫ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕФЕКТНОСТИ

КС Е Ы В С

Потеря производителя от эффекта «молчаливого» покупателя Потеря производи-1 теля от 1 «антирек- 1 ламы» 1 Издержки от контактных осложнений

и Л н е м ение доли рынка

ПРЯМЫЕ

В произ водстве В реализации

На переделку На неисправимый брак Штрафы, санкции, гарантийный ремонт

Снижение объемов реализации

Снижение объемов реализации

Снижение прибыли

Снижение прибыли

РОСТ СОВОКУПНЫХ ИЗДЕРЖЕК

Рис. 1. Потери, вызванные выпуском недоброкачественной продукции организации

Анализ основных классификационных направлений затрат на качество и целевого содержания затрат по этим направлениям, приведенный в публикациях зарубежных авторов, позволяет сделать вывод о том, что в США, Европе и Японии специалисты считают возможным в практической деятельности в основном использовать классификацию, предложенную А. Фейгенбау-мом. При этом необходимо отметить, что какая -либо единая, то есть общепринятая классификация затрат на качество отсутствует и за рубежом, поэтому все документы по вопросам качества, используя данный метод, отмечают, что он оказался весьма полезным в практических работах, но не исключено применение других методов или их усовершенствование или сочетание.

Классификация затрат на обеспечение качества, предложенная А. Фейгенбаумом и Дж. Джу-раном. Согласно мнению А. Фейгенбаума, неправильно и ошибочно считать, что производство продукции высокого качества требует значительного увеличения затрат. К сожалению, даже сегодня очевидность такого подхода отвергается руководителями и специалистами российских предприятий, которые считают, что производство продукции повышенного качества автоматически приводит к увеличению затрат.

Эта позиция в свое время нашла отражение в оценках эффективности систем управления качеством, в частности, в комплексной системе управления качеством предприятия (КС УКП). Здесь превалирует прагматическое понимание проблемы: если система не обеспечивает уменьшения затрат, в частности потерь от брака, то значит, она неэффективна, а затраты на ее разработку и обеспечение функционирования не оправданы. Данная позиция обусловлена непониманием целей системы качества, по мнению Л. Е. Скрипко, с которым нельзя не согласиться.

Одна из главных целей системы качества -способность предупреждать возможные дефекты и отклонения от установленных требований. Если эта цель достигается, то следствием будет снижение затрат на качество и уменьшение других производственных затрат и издержек.

Принцип классификации затрат на качество, преложенный А. Фейгенбаумом, получил широкое распространение.

Затраты на качество у А. Фейгенбаума фактически отождествлены с потерями от брака, с чем трудно согласиться и на наш взгляд неправильно.

Основываясь на историческом анализе возникновения понятий «стоимость качества» и «за-

траты на качество», включение убытков от брака в затраты на качество следует считать неправомерными. Следовательно, говорить об определении затрат на качество с целью уменьшения потерь от брака невозможно, поскольку последние вообще не относятся к затратам на качество.

Таким образом, определять состав затрат на качество, основываясь на классификации А. Фей-генбаума будет ошибочным.

Так как затраты, необходимые для обеспечения качества, приравниваются к убыткам, что также не может быть правильным. Помимо того, при таком подходе невозможно оценить экономическую эффективность затрат, которая основана на сравнении затрат и потерь.

Японские специалисты предлагают в основу классификации положить концепцию полезности затрат для управленческой деятельности, разделив их на две категории: расходы на проведение работ по обеспечению качества и расходы, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества.

В том случае полезными будут считаться все затраты на качество, направленные на предупреждение возникновения дефектов и несоответствий, а все оставшиеся затраты должны быть классифицированы, как бесполезные.

Следует отметить, что японская модель кардинально отличается от американского подхода. Ее преимуществом является то, что японский подход, который можно назвать «управленческим», позволяет решить «тупиковую» ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество. Суть ее сводится к следующему: если есть затраты на качество продукции, то есть и затраты на количество; чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество, какую долю в себестоимости занимают затраты на качество и так далее. Практической ценностью является и то, что японская модель согласуется с содержанием ИСО серии 9000.

Однако, убытки, вызванные браком, не входят в затраты на качество, а являются составной частью стоимости качества. Следовательно, «управленческий» подход к определению затрат качества нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

На основе изучения и анализа различных классификаций Л. Е. Скрипко предлагает усовершенствованную японскую классификацию, в которой бесполезные затраты делятся на две группы: затраты, собственно бесполезные и затраты бесполезные необходимые, одна из которых войдет в затраты на качество, а другая будет выделе-

на в самостоятельную группу, входящую в стоимость качества.

К бесполезным необходимым будут отнесены затраты бесполезные по сути, то есть затраты, которые не направлены на предупреждение возникновения дефектов и несоответствий, но необходимые в данный момент времени для выявления уже возникших дефектов и несоответствий. Чем меньше будет возникать несоответствий, тем меньше будет необходимость в деятельности, соответствующей этим затратам, а в идеальной ситуации, когда несоответствий не будет вообще, эти затраты станут собственно бесполезными.

Таким образом, основополагающим принципом, на основе которого в дальнейшем будут классифицироваться затраты на качество, является принцип полезности затрат. Поскольку только затраты на качество могут быть классифицированы таким образом, такой подход учитывает особенности затрат на качество.

Предложенный принцип характерен исключительно для затрат на качество, поэтому возможно предположить, что классификация, построенная на его основе будет учитывать особенности именно затрат на качество.

Целью построения классификации является получение с ее помощью наиболее полной картины затрат на качество, кроме того, подразделение затрат на полезные и бесполезные позволит подойти к решению проблемы оптимизации затрат на качество.

С появлением стандартов ИСО серии 9000, состав затрат на качество был окончательно доработан. Рассмотрим затраты на создание качественного проекта (синергетических резервов), включающие затраты на исследование рынка и выявление потребностей потребителей, патентноинформационный поиск, фундаментальные и прикладные исследования, экономическое обоснование, разработку технологической документации, доработку технологической документации по результатам испытаний и материальное стимулирование за создание качественного проекта, определяемые по формуле:

Зр =-

З.

I П

1=1

где Зр.у. - затраты на создание качественной продукции, ден. ед.;

Зк.р.у.- суммарные затраты на создание качественной продукции, ден. ед.;

/ - срок реализации продукции, мес., лет; п] - реализация продукции в /-ом году, месяце.

Структура затрат на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации составляется по трем признакам:

1. Затраты на обеспечение качества - затраты на все планируемые виды деятельности в рамках системы менеджмента качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству: затраты на маркетинговую деятельность по улучшению качества, затраты на научно-исследовательские работы, затраты на технологическую подготовку рекреационного производства, затраты на метрологическое обеспечение, затраты на подготовку и организацию туристско-рекреационного производства, затраты на работу с кадрами, затраты на оценку расходов по улучшению качества услуг.

2. Затраты на управление качеством - затраты на виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения установленных требований к качеству: затраты на связи с потребителем (службы маркетинга), затраты на учет, оценку, анализ на обеспечение качества.

3. Затраты на улучшение качества - затраты на мероприятия, предпринимаемые для повышения эффективности деятельности и процессов: затраты на правовое обеспечение в области качества, затраты на качество информационного обеспечения, затраты на обеспечение качества при реализации, затраты на обучение и подготовку кадров.

Эти затраты реализуются с помощью проведения соответствующих видов деятельности:

- деятельность по правовому обеспечению в области качества услуг призвана обеспечить законность проводимых мероприятий с целью снижения риска ответственности за качество;

- деятельность по информационному обеспечению, проводится с целью обеспечить все подразделения рекреационных предприятий набором необходимой информации в области качества;

- деятельность по обеспечению качества услуг при предоставлении услуг направлена на достижение заданного уровня качества;

- деятельность по связям с потребителями (в том числе и маркетинговая деятельность) призвана обеспечить сбор, анализ, хранение, предоставление всей необходимой информации о потребителях, а также поддерживать непосредственно контакты с потребителями;

- научно-исследовательская деятельность направлена на разработку новых видов продукции с целью улучшения качества;

- деятельность по проектированию направлена на создание качественного проекта;

- деятельность, связанная с технической подготовкой производства, метрологическим обеспечением, подготовкой и организацией производства, производится с целью обеспечения качества соответствующих процессов, что в последствии должно обеспечить нормальную работу ПО;

- деятельность по учету, оценке и анализу затрат на качество услуг проводится с целью снижения затрат на качество.

Основной принцип формирования затратных показателей в интегрированных синергетических системах качества организации - предоставление каждому информации по затратам на качество в той форме, которая была бы наиболее полезна и наиболее удобна в использовании. Эта информация позволит: сравнить текущий уровень достижений с уровнем прошлого периода, то есть выявить тенденции и наметить возможные направления деятельности; сравнить текущий уровень с поставленными целями; выявить наиболее значительные области затрат; выбрать области для улучшения; оценить эффективность программ по улучшению.

Поэтому важным документом интегрированных систем качества организации является отчет об удовлетворенности потребителей, который должен содержать результаты мониторинга, использованные источники и методы сбора информации, а также оценку факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей. В отчете должно быть дано сравнение с прежними результатами, тенденциями или информацией о конкурентах.

Другим немаловажным моментом является такое формирование затратных показателей в системе качества организации, которое бы позволило решать возникающие при проектировании проблемы.

Совокупность проблем, с которыми сегодня сталкиваются отечественные производители, можно с определенной степенью условности свести к нескольким укрупненным проблемам: постоянная нехватка оборотных средств; медленно обновляемый ассортимент предоставляемых услуг; отсутствие достаточной информации о динамике потребностей на рынках (фактических и потенциальных) сбыта; отсутствие разработанной маркетинговой стратегии; несоответствие цен на предоставляемые услуги и реальные издержки производства; неэффективность функционирования организационной структуры; отсутствие опыта в подборе партнеров, потребителей и установление с ними делового сотрудничества. Также от-

сутствие системы, позволяющей укреплять взаимосвязь между предприятием-производителем и потребителем продукции.

Для решения обозначенных проблем, принимая в качестве целеполагающих факторов повышения качества продукции: рост, развитие и прибыль, необходимо проанализировать взаимовлияние внешних и внутренних структур.

К внешним структурам можно отнести:

1) появление новых конкурентов, что является препятствием на пути проникновения на рынок;

2) сила поставщиков, что является препятствием при снижении издержек;

3) сила потребителей, что является препятствием при увеличении прибыли;

4) опасность появления более дешевых рекреационных услуг (при этом с тем же уровнем качества) является препятствием к развитию и росту рекреационных предприятий;

5) интенсивность соперничества в отрасли, что является препятствием при увеличении прибыли.

К внутренним структурам относится финансово-хозяйственная деятельность организации.

Организации необходимо уметь качественно и количественно оценивать выделенные элементы и по возможности прогнозировать их поведение. Таким образом, организация должна, с одной стороны, иметь эффективный инструмент управления производственно-хозяйственной деятельностью на основе прогнозирования поведения внешних структур, и, с другой стороны, контролировать затраты по всей траектории движения материальных потоков с целью минимизации общих затрат. Управление и минимизация затрат связаны с внедрением в практику планирования и управления производственно-хозяйственной деятельности организациии, принципов и методов логистики и контроллинга.

Таким образом, затраты на формирование и развитие синергетических резервов повышения качества продукции организации аккумулируются в ходе жизненного цикла продукции или по материалопроводящей цепи до момента продажи продукции конечному потребителю.

Так как усилия всех участников цепочки производства или материалопроводящей цепи имеют в условиях рыночной экономики одну цель -удовлетворение конечного потребителя, то всех участников данной системы (разработчиков, изготовителей и организации сферы обращения) можно объединить под одним наименованием «производитель».

При этом затраты на качество можно разде- ка, затраты на качество производителя и затраты

лить на категории: затраты на качество поставщи- на качество потребителя (рис. 2).

атраты на качество' оизводител

Рис. 2. Цепочка затрат на формирование и развитие синергетических резервов по отношению к субъектам рынка

Так как в процессе производства принимает участие не один производитель, а группа организаций, связанных между собой отношениями «поставщик - потребитель», то понятие производителя при переходе к анализу затрат на конкретном этапе производства можно разделить на понятие поставщика и изготовителя.

Затраты на качество изготовителя подробно рассмотрены выше. Не относящиеся к затратам изготовителя затраты на качество на отдельном этапе производства можно объединить в группу прочих затрат [3].

Прочие затраты на качество - затраты, которые непосредственно не несет изготовитель, но которые влияют на его решения и конечный успех на рынке. К прочим затратам на качество относятся затраты, связанные с качеством, у потребителя и поставщика.

Значительная часть затрат, связанных с качеством поставщика входит в себестоимость продукции поставщика [2], поэтому, чем больше затраты на качество, тем выше себестоимость продукции поставщика. Производитель, таким образом, заинтересован в снижении затрат на качество своих поставщиков и субпоставщиков. Затраты на качество поставщика можно классифицировать так же, как и затраты изготовителя. Необходимо учитывать то, что часть затрат производителя, возникших по вине поставщика, может быть пе-

ренесена на поставщика в группу затрат на внешние отказы [1].

Затраты, связанные с качеством потребителя, возникают в связи с эксплуатацией некачественной продукции. Данные затраты в соответствии с законодательством в области защиты прав потребителя частично могут быть перенесены на затраты производителя, т. е. стать частью его затрат на внешние отказы. Высокие затраты на качество у потребителя снижают прибыль производителя и способствуют уменьшению интереса потребителя к продукции. Поэтому предприятие должно подключать данные о затратах, связанных с качеством в эксплуатации, к анализу собственных затрат на качество.

После того как определены характеристики процессов и построена синергетическая модель системы качества организации, необходимо идентифицировать и классифицировать затраты на процесс синергии. На рисунке 3 представлен алгоритм формирования затрат на развитие синергетических резервов повышения качества продукции.

Приведенная классификация затрат на качество позволяет выявлять характер взаимосвязи групп затрат и их составляющие и благодаря этому воздействовать на определенные статьи затрат для достижения намеченных целей в области качества и управления затратами.

Улучшение процесса

Рис. 3. Алгоритм формирования затрат на развитие синергетических резервов повышения качества продукции

Литература

1. Сараев С. С. Синергетические резервы повышения качества продукции на основе разделения // Сб. научных трудов кафедры Экономической теории и истории ТГУ им. Г. Р. Державина. Вып. 4. Тамбов, 2009.

2. Сараев С. С., Нагамова М. С. Синергетические резервы повышения качества продукции корпоративной организации // Вестн. Тамб. ун-та. Вып. 1 (81). Тамбов, 2010.

3. Сараев С. С., Толстых Т. Н. Методическое обоснование формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции корпоративной организации // Вестн. Тамб. ун-та. Вып. 2 (82). Тамбов, 2010.

* * *

COSTS ON FORMING AND DEVELOPMENT OF SYNERGETIC RESERVES OF PRODUCTION QUALITY RISE OF ORGANIZATION

S. S. Sarayev, T. N. Tolstykh

The composition of costs on forming and development of synergetic reserves of production quality rise of the organization is considered. The string of costs and algorithm of costs forming on development of synergetic reserves of production quality rise are reported.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: synergetic reserves, production quality, forming and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.