удк 658.5 Галина Владимировна Золенко,
аспирантка кафедры менеджмента, [email protected] СГСЭУ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА ОСВОЕНИЯ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
В статье выявляются проблемы создания эффективного механизма освоения резервов качества, которые обусловлены наличием двух проблем. Первая - проблема нематериальности резервов качества, выражающаяся в том, что резервы качества можно воспринимать только умственно, что создает возможность инвариантного подхода к выбору способа их восприятия. Второй проблемой методологического характера является проблема уникальности резервов качества, выраженная в том, что каждый резерв качества индивидуален и не существует двух совершенно одинаковых резервов качества, возможно лишь некоторое относительное их сходство.
Цель данной статьи - обоснование идеи о том, что при выполнении работы по освоению резервов качества необходимо рассматривать их физическое состояние - место, время их проявления, а также длительность существования. Параметры этих трех физических признаков можно использовать на протяжении всего периода освоения резервов качества: и на стадии поиска, и на стадии отбора, и на стадии реализации. Кроме того, в современных условиях рыночной экономики важнейшими критериями успешности любого предприятия являются его экономические показатели, поэтому оценивать полезность того или иного резерва качества по отношению к предприятию предлагается и по его экономическим признакам.
Делается вывод, что по конкретной истории происхождения резервов качества можно определить их физические признаки, организовать поиск, осуществить прогнозирование. Автор акцентирует внимание на том, что механизм освоения резервов качества позволит предотвратить сбои основного производственного процесса предприятий, минимизировать потери невыявленных резервов качества, предоставит широкие возможности для планирования процесса освоения резервов качества. Полученные в результате исследования выводы позволяют говорить о том, что резервы качества предполагают организацию постоянной, систематической работы над ними в комплексном режиме.
Ключевые слова: качество, резервы качества, служба менеджмента качества, механизм поиска резервов качества, освоение резервов качества, несоответствие качества, ожидаемый резерв качества.
G.V. Zolenko
BASIC PRINCIPLES AND METHODS OF EFFICIENT MECHANISM FOR QUALITY RESERVE DEVELOPMENT
The paper discusses establishing of an efficient mechanism for quality reserves development which is hindered by two problems. The first challenge is an intangible nature of quality reserve which is manifested by the fact that quality reserves can be perceived only mentally which creates the possibility of an invariant approach to their perception. The second challenge is of a methodological nature and is expressed in unique character of quality reserves that is each quality reserve is unique and there are no two exactly the same quality reserves, only some relative similarity is possible.
The paper aims to prove that developing quality reserves requires examining their physical condition - location, time, and duration. The parameters of these three physical features can be used throughout the period of development of quality reserves: at the search stage, at the selection stage and at the stage of implementation. Furthermore, in modern market economy the most important criteria of success of any enterprise are its economic performance indicators, so in order to evaluate the usefulness of a particular quality reserve it is necessary to study its economic characteristics.
It is concluded that the specific history of the origin of quality reserves can determine their physical features and help organize search and forecasting. The author highlights that the mechanisms for quality reserves development can help prevent production failures, minimize losses due to undetected reserves of quality, provide ample opportunities for planning quality reserves development. The results of the research suggest that quality reserves development requires comprehensive, constant, and systematic effort.
Keywords: quality, quality reserve, quality management service, quality reserve search mechanism, quality reserves development, lack of quality, expected quality reserve.
В современных условиях успешное развитие любого предприятия возможно только при условии, когда генеральной стратегией его деятельности является систематическая работа над качеством производимой продукции [1, с. 37], подразумевающая постоянную деятельность как по поддержанию достигнутого уровня качества
продукции, так и по ее улучшению с целью приведения в соответствие с новейшими достижениями научно-технического прогресса и постоянно растущими требованиями потребителя [2, с. 63]. Понятно, что такая деятельность может осуществляться только при условии наличия на предприятии эффективно действующей системы
менеджмента качества, которая систематически осваивает постоянно возникающие резервы качества [4, с. 20].
Но способностью систематически осваивать резервы качества система менеджмента качества будет обладать, если будет отлажено эффективное взаимодействие между всеми ее звеньями [3, с. 47]. Именно для этой цели на основе научно-методологических разработок на каждом предприятии должен быть создан механизм освоения резервов качества, который, по сути, представляет собой именно тот комплекс связей, который должен обеспечить эффективное взаимодействие всех звеньев системы менеджмента качества предприятия. Исходя из предназначения, этот механизм должен обеспечивать эффективное решение следующих задач:
1) осуществлять выявление в полном объеме всех резервов качества, постоянно возникающих во всех сферах деятельности предприятия, обеспечивая при этом минимальность их потерь;
2) выполнять правильный отбор из всего количества выявленных резервов качества наиболее пригодные для реализации, исходя одновременно из степени их полезности и реальных возможностей предприятия;
3) организовать на предприятии систематическую реализацию максимально возможного количества отобранных для этого резервов качества.
Совершенно ясно, что этот механизм сможет успешно решать вышеназванные задачи только при условии, что он будет универсальным, единым для всех резервов качества, и комплексным, охватывающим все сферы деятельности предприятия.
Как показали результаты исследований, ранее проведенных автором, на отечественных предприятиях такой механизм до сих пор не создан, что и является главной причиной заметного отставания по качеству продукции, созданной нашими производителями, от зарубежных аналогов. При этом выявлено, что основной причиной отсутствия на предприятиях такого механизма является его научно-методологическая непроработанность.
Автор считает, что само существование методологической проблемы создания эффективного механизма освоения резервов качества вызвана прежде всего двумя проблемами. Первая - проблема нематериальности резервов качества, выражающаяся в том, что резервы качества, которые являются по своей сути возможностью улучшения качества, нельзя непосредственно увидеть и потрогать - их можно только умственно воспринимать, что создает возможность инвариантного подхода к выбору способа их восприятия. Возникает проблема правильного выбора способа восприятия резервов качества, правильного подхода к пониманию их сущности и содержания. От варианта решения этой проблемы целиком зависит и вся методология построения механизма освоения резервов качества, выбор принципов его разработки.
Второй проблемой методологического характера является так называемая проблема уникальности резервов качества, выраженная в том, что каждый резерв качества индивидуален, отличается от всех других резервов качества и не существует двух совершенно одинаковых резервов качества - возможно лишь некоторое относительное их сходство. Сама по себе уникальность, индивидуальность резервов качества уже изначально не располагает к организации систематической
работы по их освоению, исключает возможность постановки этой работы на поток. Это не только порождает проблему перевода процесса освоения резервов качества в систематическое, постоянное русло, но и приводит к необходимости создания универсального, единого механизма освоения для всех резервов качества. Создание же на каждом предприятии большого количества индивидуальных механизмов освоения отдельно для каждого резерва качества или для каждой их группы, образованной по какому-либо признаку, как это предлагается в современных научных изысканиях, не способно наладить действительно эффективный процесс освоения резервов качества, что подтверждено и практикой, и проведенными ранее авторскими исследованиями. К тому же совершенно ясно, что очень сложно и создавать, и затем эффективно управлять всем этим множеством механизмов, обеспечивая при этом для целостного организма предприятия и синхронность их действия, и охват всех сфер деятельности предприятия. Само же группирование резервов качества по какому-либо одному из признаков совершенно не означает их идентичности по всем остальным признакам, а следовательно, не означает и адекватности результатов их освоения. Поэтому разработка индивидуальных механизмов освоения для таких групп резервов качества является, на наш взгляд, всего лишь неудавшейся попыткой обойти проблему уникальности резервов качества.
По нашему мнению, именно преодоление этих двух проблем, связанных с нематериальностью и уникальностью резервов качества, позволит открыть путь к созданию эффективного механизма освоения резервов качества, способного решать все три основные задачи. Но решение и той, и другой проблемы напрямую зависит от правильного выбора способа восприятия резервов качества, т.е. от подхода к пониманию их сущности и содержания. В связи с этим предлагаем свой вариант решения этой проблемы.
Необходимо изменить восприятие самой сущности резервов качества, поскольку, как уже отмечалось, установившийся сегодня в научных изысканиях взгляд препятствует созданию универсального, комплексного механизма освоения резервов качества. К любому резерву качества следует подходить не как к свершившемуся факту, уже возникшей возможности улучшения качества, а прежде всего как к последствию взаимодействия определенной совокупности процессов. Логика такого подхода объясняется тем, что если имеется какая-либо возможность улучшения качества продукции, называемая резервом качества, то, значит, есть и факт соответствующего нарушения основного процесса производства этой продукции, который назовем причиной возникновения этого резерва качества. При этом с целью полного охвата всех резервов качества под причиной, т.е. нарушением основного производственного процесса, следует понимать не только результаты сбоев этого процесса, которые вызывают прямое ухудшение качества продукции, но и все другие его несоответствия, которые приводят к производству продукции, отстающей по качеству и от инновационных достижений, и от возросших требований потребителя. Таким образом, резервы качества, по своей сущности, есть не что иное, как ответная реакция на результат какого-либо сбоя, несоответствия основного производственного процесса. При этом резервы качества, как возможности улучшения
качества, являются желательными для предприятия, в отличие от их причин, как фактов несоответствия, которые для него нежелательны. Сам же процесс реализации резервов качества, по сути, есть процесс устранения результатов этих сбоев, несоответствий. Такое противоречие между резервами качества и их причинами соответствуют нашему мирозданию, развитие которого, собственно, и осуществляется за счет таких взаимоисключающих противоречий. В свою очередь, причины сами по себе не появляются - их зарождению способствует целый ряд так называемых предпосылок, возникающих в результате сбоя каких-либо процессов, происходящих в сфере деятельности предприятия, но не относящихся к основному производственному процессу, сбой которого, как указывалось выше, является уже причиной возникновения резерва качества. Если бы все процессы, связанные с деятельностью предприятия, проходили абсолютно идеально, без сбоев, чего практически невозможно добиться в реальности, то и резервов качества с их причинами и предпосылками не было бы как таковых.
Необходимо отметить, что предлагаемое восприятие резервов качества как результатов сбоя в ходе какого-либо из процессов предполагает изучение истории их происхождения. На обработке информации по истории происхождения резервов качества, их причин и предпосылок предполагается в дальнейшем построить один из основных принципов действия нашего механизма в части организации эффективного поиска резервов качества. Кроме того, именно на основе этой истории планируется разработать и метод прогнозирования резервов качества.
Для разработки эффективного механизма освоения резервов качества считаем необходимым разобраться также и с содержанием резервов качества. Для организации работы по освоению резервов качества достаточно изучить только наиболее важные их признаки. Но чтобы при всем многообразии резервов качества иметь возможность создания универсального механизма их освоения, по нашему мнению, необходимо использовать только такие их признаки, которые присущи исключительно всем резервам качества, отличающимся только параметрами. Только в этом случае разрабатываемый механизм будет универсальным, пригодным для освоения любых резервов качества.
При выполнении работы по освоению резервов качества интерес вызывает прежде всего их физическое состояние, т.е. место и время их проявления, а также длительность их существования. Причем параметры этих трех физических признаков приходится использовать на протяжении всего периода освоения резервов качества: и на стадии поиска, и на стадии отбора, и на стадии реализации. Кроме того, в современных условиях рыночной экономики важнейшими критериями успешности любого предприятия, безусловно, являются его экономические показатели. Поэтому оценивать полезность того или иного резерва качества по отношению к предприятию также следует по его экономическим признакам, таким как его экономический потенциал, капиталоемкость,
экономическая эффективность. Параметры экономических признаков резервов качества используются на стадии отбора из общего числа выявленных резервов качества наиболее полезных для предприятия. Для того чтобы обеспечить выполнение механизмом всех трех задач, указанных выше, любому предприятию вполне достаточно иметь информацию о параметрах только вышеперечисленных физических и экономических признаков резервов качества с учетом того, что расширение этого круга признаков приведет к неоправданному усложнению самого процесса освоения резервов качества. Следовательно, разрабатываемый механизм должен уметь работать с параметрами вышеназванных трех физических и трех экономических признаков.
Для организации работы с физическими признаками предлагаем применить схему, представленную на рис. 1, названную вилкой поиска, которая основана на использовании информации об истории происхождения резервов качества. Эта схема, являющаяся, по существу, принципиальной схемой поиска любых фактических резервов качества для разрабатываемого механизма, действует достаточно просто: по информации о месте и времени возникновения какого-либо сбоя основного производственного процесса, означающего зарождение причины возникновения резерва качества, определяются место и время ее резерва качества. Учитывая отсутствие строго регламента по определению длительности существования резервов, последняя определяется предположительно, аналитическим путем. Следует отметить, что предлагаемая схема будет работать эффективно только при условии получения постоянной, оперативной и достоверной информации обо всех несоответствиях основного производственного процесса предприятия, что возможно только при условии организации постоянного контроля за ходом этого процесса.
С целью обеспечения возможности осуществления реализации максимально возможного количества отобранных для этого резервов качества разрабатываемый механизм должен уметь планировать их реализацию, обеспечивая при этом возможность растягивания по времени сроков их реализации, поскольку возможности для единовременной реализации у предприятий весьма ограниченны. Но эффективно планировать реализацию резервов качества, естественно, можно будет только в том случае, если механизм будет осуществлять преимущественно поиск не фактических, уже состоявшихся резервов качества, а ожидаемых, выявленных методом
Время возникновения резерва качества
Причина возникновения фактического резерва качества /
Предпосылки Место возникновения резерва качества
Предполагаемая длительность существования резерва качества
Рис. 1. Вилка поиска фактических резервов качества
прогноза, не исключая при этом и возможности выявления фактических резервов качества. Следует отметить, что вилка поиска для ожидаемых резервов качества, представленная на рис. 2, имеет несколько иной вид, так как в этом случае упреждается зарождение причин возникновения резервов качества и работа по освоению резервов качества сводится к устранению не причин, а их предпосылок. Это гораздо эффективнее для предприятия не только с точки зрения приобретения возможности планирования, но и из-за того, что в этом случае не допускаются факты сбоев основного производственного процесса. К тому же нельзя отвергать и тот факт, что лечение любой болезни на ранней стадии происходит гораздо легче, чем в запущенном состоянии.
Рис. 2. Вилка поиска ожидаемых резервов качества
Принцип действия разрабатываемого механизма при отборе наиболее полезных для предприятия резервов качества должен осуществляться аналитическим методом, с помощью специально разработанных для этого эмпирических формул. Принцип планирования отобранных для реализации резервов качества должен осуществляться методом ранжирования, на основе сопоставления степени полезности и длительности существования
резервов качества с текущими и перспективными возможностями предприятия. Для обеспечения эффективной работы разрабатываемого механизма требуется четкая ориентация в общей массе не только резервов качества, но и всех процессов, приводящих к возникновению резервов качества. Поэтому необходимо провести также и систематизацию резервов качества, причин их возникновения и предпосылок.
В заключение следует отметить, что в соответствии с основными задачами разрабатываемого эффективного универсального механизма, предназначенного для систематического освоения резервов качества, при комплексном их охвате в пределах всех сфер деятельности предприятия можно выделить следующие принципы.
1. Принцип универсальности, заключающийся в способности механизма осваивать любые резервы качества, возникающие на любых предприятиях, и основанный на авторском подходе к восприятию резервов качества, пониманию их сущности и содержания.
2. Принцип комплексности, означающий способность механизма охватывать при поиске все возникающие на предприятии резервы качества на основе организации тотального контроля за всем комплексом процессов, связанных с деятельностью предприятия, за счет активного вовлечения в процесс поиска всех звеньев системы менеджмента качества предприятия.
3. Принцип планомерности работы, состоящий в способности механизма осуществлять планомерное освоение резервов качества за счет прогнозирования их в процессе поиска.
1. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7.
2. Гугелев А.В., Терёхин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32).
3. Лапина Н.В. Резервы качества на стадии производства машиностроительной продукции // Вестник СГСЭУ. 2005. № 10.
4. Лапина Н.В., Кретов Д.Ф. Резервы повышения эффективности систем управления качеством промышленной продукции // Вестник СГСЭУ. 2003. № 6.
Марина Андреевна Каткова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики, проректор по воспитательной и социальной работе,
СГСЭУ
Николай Петрович Колядин,
доктор экономических наук, профессор кафедры институциональной экономики, декан факультета экономики и сервиса
СГСЭУ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье проведен анализ наиболее важных методологических аспектов разработки долгосрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Особое внимание уделено алгоритму разработ-
УДК352
йш коНа<Нп@ ssea.runnet.ru