Научная статья на тему 'Ресурсы совладающего поведения в юношеском возрасте'

Ресурсы совладающего поведения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Е. А.

В тезисах раскрывается актуальность проблемы исследования ресурсов совладающего поведения, которые анализируются в контексте ценностей личности. Приводятся результаты эмпирического исследования ресурсов совладания в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсы совладающего поведения в юношеском возрасте»

Результаты 2008 г. выдвинули на первое место воспитанность (хорошие манеры, вежливость), т.е. ее внешние проявления, при этом образованность (широта знаний, общая высокая культура) имеет только 8 ранг, чуткость и заботливость - 10. Скорее всего, это объясняется открывшимися возможностями получения среднего и высшего профессионального образования вне зависимости от результатов предыдущего образования, в связи с чем ценность - образованность стала формальной, - сузилась в сознании молодежи до получения диплома.

Ценность самоконтроля (сдержанность, самодисциплина) изменила ранг с 7 на 13, а широты взглядов (умение понять чужую точку зрения) - с 7 ранга на 17. Также значительно изменились ранги следующих ценностей: чуткость, заботливость - со 2 ранга на 10, терпимость к взглядам и мнениям других - с 7 на 14,5. При этом повысилось значение высоких запросов (высоких притязаний) - с 18 на 4,5. В общественном сознании успешная личность является носителем таких черт как конкурентность, твердость, личная независимость от других людей и общества в целом. При достижении материальных благ, высокого положения хороши все средства, а высокие запросы и притязания связаны именно с ними.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: изменения в общественном сознании, связанные с изменениями социально-экономической обстановки в стране, привели и к изменениям ценностных предпочтений молодежи.

Список литературы:

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2003. - 666 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 732 с.

3. Югова Е.А. Ценностно-мотивационная деятельность студентов факультетов физической культуры по формированию собственного здоровья // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 49-51.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. - М.: Бахрах-М., 2005. - 700 с.

РЕСУРСЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ1

© Петрова Е.А.*

Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова,

г. Кострома

В тезисах раскрывается актуальность проблемы исследования ресурсов совпадающего поведения, которые анализируются в контексте

1 Исследование проводится при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук МК-601.2010.6.

* Старший преподаватель кафедры Социальной психологии, кандидат психологических наук.

ценностей личности. Приводятся результаты эмпирического исследования ресурсов совладанияв юношеском возрасте.

Проблема стресса и совпадающего поведения сегодня весьма активно разрабатывается в современной науке. Это связано с реальной практико-исихологической значимостью этих разработок, довольно выраженной стрессогенностью современной жизни, тесной связью изучаемой проблемы в целом с вопросами адаптации и саморегуляции субъекта.

По данным исследований (Т.Л. Крюкова, 2003) «становление» совла-дающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте. Юношеский возраст характеризуется формированием большей финансовой, психологической и социальной самостоятельности личности, активным поиском себя, начинающейся профессиональной самореализацией.

С другой стороны, все активнее психологи обращаются не к трудностям совладающего поведения (недостатку личностных качеств, необходимых для продуктивного совладания, негативным последствиям несовлада-ния), а к позитивным его сторонам, в том числе к исследованию ресурсов совладающего поведения.

Придерживаясь понимания совладающего поведения костромской школы психологов (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова, Е.В. Куф-тяк и др.), ресурс совладающего поведения мы определяем как совокупность (систему) личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией.

С точки зрения ресурсного подхода в психологии стресса и совладания, основателем которого является С.Е. Хобфолл, люди постоянно стараются сохранить, защитить и выстроить, пополнить копинг-ресурсы. Ощущение же угрозы напрямую связано в первую очередь с ощущением реальной или потенциальной утраты ресурсов или сложностями их восстановления. С этих позиций, копинг ресурсы анализируются как ценности личности. Так, Л.А. Александрова рассматривает ресурсы как жизненные ценности, которые в свою очередь могут быть осязаемыми и символическими, материальными и моральными.

Реализация эмпирического исследования ресурсов совладания затруднена, вследствие отсутствия в отечественной психологии проверенных и надежных инструментов для их изучения. Зарубежные психологи для этих целей активно используют методику Coping Resource Inventory for Stress («Опросник копинг-ресурсов при стрессе») американских авторов K.B. Mat-heny, D.W. Aycock, W.L. Curlette, GN. Junker (2003) и его короткую форму - CRIS-SF. Короткий вариант методики представляет собой опросник, включающий 70 вопросов, направленных на измерение шести основных шкал измерения ресурсов: уверенности (включая субшкалы ситуационно-

го и эмоционального контроля), социальной поддержки (семьи и друзей), контроля напряжения (физического и психологического), когнитивного структурирования (создания и выполнения планов), физического здоровья (самочувствия и энергии), направленности на себя (ассертативности и веры в себя). С согласия авторов мы с коллективом коллег (A.B. Махнач, С. А. Осипова) проводим адаптацию этой методики на русскоговорящей выборке. Результаты уже позволяют говорить о некоторых эмпирических тенденциях, которые будут представлены ниже.

Кроме этого, исследуя феномен ресурсности, на наш взгляд, необходимо использовать качественные методы исследования, такие как феноменологическое интервью, сочинения и другие, что позволит не только понять специфику системы ресурсов русских респондентов, но и глубже понять сам феномен ресурса. В своем исследовании мы использовали авторское полуструктурированное интервью, состоящее из 11 вопросов имеющее целью определение актуальных для них ресурсов и степени их значимости.

В исследовании прияли участие студенты университета и техникума в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст 18,2), взрослые люди 21-40 лет (средний возраст 31,1) и 41-60 лет (средний возраст 48,7). Общее количество испытуемых составило 398 человек.

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о выражен -ной связи возраста и некоторых ресурсов совладания. Так оказалось, что с возрастом происходят изменения в системе ресурсов. А именно снижается активность использования ресурса социальной поддержки (R = - 0,22, при р = 0,00) в целом, а также поддержки со стороны семьи (R = - 0,17, при р = 0,00) и друзей (R = - 0,18, прир = 0,00) в частности. Другими словами, испытуемые отмечают сужение круга лиц, способных оказывать значимую социальную поддержку. Кроме этого, с возрастом снижается ресурс физического здоровья (R = - 0,13, прир = - 0,01), включая самочувствие (R = - 0,11, прир = 0,02) и энергию (R = - 0,15, прир = 0,00), что выражается в оценке своего здоровья как не влияющего на повседневную активность, не связанного с болями и страданиями, не являющегося источником беспокойства. Сходные тенденции наблюдаются при анализе данных по шкале Направленности на себя (R = - 0,15, при р = 0,00) и субшкале Ассертативности (R = - 0,19, прир = 0,00). Другими словами, с возрастом снижается готовность быть уверенным в себе в межличностных отношениях, прямо выражать свои мнения, чувства и желания по отношению к другим. Таким образом, юношескому возрасту в большей степени, чем представителям более старших поколений, свойственно активно использовать социальную поддержку, оценивать физическое здоровье, запас энергии и самочувствие как ресурсы совладания, а так же в большей степени ориентироваться на собственные знания и решения в поведении. Это связано с большей активностью в сфере установления контактов, зачастую свойственной возрасту

недооценкой здоровья и факторов на него влияющих, а также активным поиском себя и все возрастающей самостоятельностью. В юношеской группе больше других получились результаты по шкалам социальной поддержки, физического здоровья, направленности на себя, что еще раз подтверждает вышеописанные результаты.

Контент-анализ ответов интервью испытуемых позволил выделить среди всех полученных 148 вариантов ответов, 5 категорий ресурсов, которые можно объединить в два больших класса: индивидуальные ресурсы (личностные, когнитивные и физические) и средовые ресурсы (физической и социальной среды). При этом в данной возрастной группе существует некоторый баланс между личностными (346 ответов - 51 %) и средовы-ми (326 ответов - 48 %) ресурсами. В группе индивидуальных подавляющее большинство ответов относятся к категории личностных ресурсов (313 ответов), которые включают различные личностные характеристики и качества (характер, стойкость, целеустремленность, вера в себя и свои силы, позитивный настрой и оптимизм, и другие), а также увлечения, хобби (музыкальные, спортивные, телевизионные и другие). Выбор индивидуальных физических (здоровье, самочувствие, внешность и другие) и когнитивных (способности, интеллект, воспоминания и другие) ресурсов представлен значительно меньше (в сумме 33 ответа).

В числе ресурсов среды чаще называются социальные (209 ответов -64 %). В их числе наиболее часто выбираемыми являются: семья (61 выбор), отношения с обществом в целом и окружающими людьми (51 выбор), друзья и сверстники (40 выборов). Реже указываются личные отношения (20 выборов), деньги (19 выборов), учебно-профессиональная сфера (18 выборов). Для современной молодежи все же наиболее важной и ресурсной остается семья и отношения с ее членами, что свидетельствует о близости внутрисемейных отношений жителей провинциальных городов России, психологической зависимости молодежи от семьи. Значительно реже в качестве ресурсных указываются отношения со сверстниками и друзьями.

Ресурсы физической среды, однако, также довольно часто называются (117 ответов) и включают в себя природу, свежий воздух, вкусную еду и процесс ее приготовления, сладкое, хорошую погоду, водные процедуры и другие менее часто называемые.

Таким образом, совокупность актуальных в юношеском возрасте ре -сурсов совладающего поведения включает в себя довольно равновесное сочетание как индивидуальных, так и средовых ресурсов. Наиболее важными остаются личностные (характеристики и черты, увлечения и хобби) и социальные ресурсы, причем в большей степени семейные. Немаловажными остаются ресурсы физической среды (условия проживания, предметы, еда и прочее), однако их значение не так велико. Значимо реже в качестве ресурса называются физические и когнитивные особенности челове-

ка, что, по-видимому, говорит об их меньшей ценности для молодежи в этом возрасте, в том числе, особенностей здоровья в первую очередь.

Список литературы:

1. Hobfoll S.E. Conservation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress // American Psychologist. - 1989. - Vol. 44. - № 3. - P. 513-524.

2. Matheny K.B., Aycock D.W., Curlette W.L., Junker GN. The Coping Re-cources Inventory for Stress: A Measure of Perceived Resourcefulness // Journal of Clinical Psychology. - 2003. -Vol. 59 (12).

3. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 2. - С 88-95.

4. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2005.

5. Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: автореф. дис... канд. психол. наук. - М.: ИПРАН, 2008.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВЫБОРА РОДОВСПОМОЖЕНИЯ ПУТЕМ ОПЕРАЦИИ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ

© Рабовалюк Л.Н.*

Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского,

г. Владивосток

Рассмотрены основные психологические корреляты выбора родовспоможения путем операции кесарева сечения. Проведен обзор научно-исследовательских работ зарубежных психологов, посвященных изучению психологии выбора родовспоможения путем операции кесарева сечения.

Одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека является материнство, которое последнее время является объектом пристального внимания и изучения многих наук: психологии, медицины, социологии, этнографии, культурологи, философии. В России социально-политическое, научно-техническое развитие привели к повышению профессионального и образовательного уровня женщины, возрастанию ее роли во всех сферах жизни и одновременно способствовали возникновению таких явлений как кризис семьи, девальвация материнства на индивидуальном и социальном уровнях. Возрастание теоретического интереса к феномену материнства определяется еще и тем, что утрачена смысловая глуби-

* Аспирант кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.