УДК 165.0:303.01:330.101
О.С. Гришанова РЕСУРСЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Выявлены ресурсы общеобразовательных учреждений при осуществлении приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации в Саратовской области. Проанализированы причины актуализации проблемы и соответствующего дискурса.
Социальная политика, образовательная политика, ресурсы, здоровый образ жизни
O.S. Grishanova
RESOURCES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AT REALISATION
OF PRIORITY DIRECTIONS OF SOCIAL POLICY OF RUSSIA:
REGIONAL ASPECT
This article is the attempt to reveal the resources of the institutions of general education in time of realization the superior trends of social policy in Russian Federation, in Saratov region. The causes of the problem's actualization and corresponding discourse are analyzed.
Social policy, educational policy, resources, the health mode of life
Г осударственная политика страны включает один из наиболее важных компонентов -социальную политику. Конституцией Российской Федерации ст. 9 декларируется, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Таким образом, государственная социальная политика представляет собой действия государства, осуществляемые в социальной сфере с определенными целями, которые соотносятся с конкретно-историческими обстоятельствами, а также подкрепляются необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, а также финансовыми ресурсами и рассчитанными на определенные этапные социальные результаты [2].
Социальная политика, по мнению Т. Сидориной, - «сложный системный объект, система мер и механизмов, поддерживаемая необходимым законодательным оформлением, которая обеспечивает решения на рынке труда, в области здравоохранения, образования, пенсионном обеспечении и других сферах, представляющих социальные потребности общества и его слоев». Тем самым в новом столетии социальная политика «сформировалась как область научных исследований, направление внутриполитической деятельности государства -государственная социальная доктрина, определяющая стратегию и цели развития общества; а также сфера деятельности различных негосударственных институтов» [3].
В современном обществе, подчеркивает И. Г ригорьева, «существует множество причин актуализации проблем социальной политики и соответствующего дискурса. Во-первых, давно и основательно обсуждается кризис идеи и практик современных социальных государств и через механизмы социальной политики ищутся выходы из кризиса. Во-вторых, в развитых социальных государствах происходит стабилизация экономического роста, однако нет ни одной страны, где бы проблемы чрезмерной дифференциации уровня жизни, а иногда и бедности перестали существовать» [4].
Важными приоритетными направлениями социальной политики, считает И. Григорьева, на сегодняшний день, являются здоровье и образование человека, как непосредственные составляющие его развития. Особенно эти направления значимы с тем ростом благосостояния, пределы которого обнаруживают себя на разнообразных уровнях. Однако, «эти задачи не могут быть решены средствами социальной политики, рассматривающей человека как свой объект, они требуют активного отношения людей к своему здоровью (здоровому образу жизни) и социально-профессиональному статусу. Люди и социальные группы должны быть включены в социальную политику в качестве равноправных акторов - партнеров государства. Здесь также возникает новая задача - согласование взаимодействий и интересов множества субъектов, складывающихся в формирующееся в России гражданское общество с его механизмами самоорганизации и самоуправления, и традиционных управленческих воздействий государства и экономики» [5].
По мнению Ф. Зиятдиновой, «сегодня усиливается значение образовательной политики, осуществляемой государством, которая в социологии рассматривается как часть социальной политики. Образовательная политика включает в себя стратегию и тактику деятельности в сфере образования, средства, формы и методы достижения образовательных целей и задач. Эта политика, как лакмусовая бумага, проявляет отношение государства к образованию как социальному институту, влияющему на интересы больших масс людей, практически каждого члена общества. Являясь инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, условием обеспечения социально-экономического, научно-технического, культурного развития общества, образовательная политика государства проецирует и формирует облик общества завтрашнего дня» [6].
Как полагает А. Овсянников, образование с точки зрения системы функционирует в обществе с двойственной позиции. «С одной стороны, она предназначена для удовлетворения потребностей населения в образовании и воспитании. Она развивает способности личности. При исполнении этой роли, естественно, главным субъектом деятельности является
школьник, воспитанник, студент, аспирант, слушатель - потребители услуг системы образования. Эффективность исполнения этой деятельности оценивается способностью системы удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей их жизни (непрерывность образования), развивать понимающую, знающую, умеющую и духовную личность, обучать людей жизни в условиях тотальной неопределённости и вариативности. С другой стороны, система образования предназначена для удовлетворения потребностей общества в социализации молодых людей, освоении ими социально-одобряемых образцов поведения, людьми определённой институционализированной системы ценностей. Профессиональная система образования предназначена для удовлетворения потребностей многообразных деятелей рынка в специалистах. Она готовит профессионалов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, способных к решению актуальных задач воспроизводства товаров, услуг, знаний, образцов поведения, ценностей духовной жизни. При таком подходе к системе образования потребителями её услуг являются государство и экономические деятели рынка (работодатели). Соответственно, и эффективность исполнения этой роли оценивается её способностью удовлетворить спрос на специалистов, потребности в социальном человеке, гражданине. Такое двойственное положение ставит перед системой образования крайне важную задачу поиска оптимального решения в системе двух критериев оценки системы образования» [7].
Выделение образования в качестве приоритетного направления социальной политики и вливание в эту сферу достаточно больших финансовых средств диктуется целым рядом обстоятельств. Во-первых, образование является всеобщим и обязательным для каждого гражданина. Во-вторых, в системе образования личность формируется в среднем 20 лет, в течение которых при правильно организованном с точки зрения государственных интересов, процессе воспитания можно подготовить удобного гражданина, который относится к своему здоровью как к ценности и ведет здоровый образ жизни.
Как подчеркивает А. Левитская, «сохранение и укрепление здоровья учащихся, их физическое, психическое развитие, здоровое питание принадлежат к приоритетным направлениям государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране». В Послании к Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул важность школьного образования в формировании здоровья человека на всю последующую жизнь [8].
В современных условиях отечественного государства процесс трансформации социального развития общества и система образования носят противоречивый характер. С одной стороны, система образования должна предоставлять учащимся новые образовательные возможности, реализация которых сопровождается интенсификацией процесса образования, что тем самым, определяется многими учеными и исследователями, одним из факторов ухудшения здоровья подрастающего поколения. Так, по мнению М. Безруких, «сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширных теоретических знаний разных наук, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными условиями организации учебного процесса не могут способствовать сохранению и укреплению здоровья. А если приплюсовать к этим факторам высокую степень различных стрессовых воздействий, связанных с недостаточным знанием педагогов возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, отсутствие системной физкультурно-оздоровительной работы и низкий уровень общей культуры здоровья в обществе и в семье, то удивляться цифрам плохого здоровья не приходится» [9].
С другой стороны, информатизация современного общества, те возможности, которые сейчас есть у детей и подростков в плане досуговых практик, влекут за собой негативные тенденции в развитии социальных характеристик здоровья, распространение среди молодежи вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья. Проведенное нами исследование в 2006-2008 гг., включающее анкетный опрос 1200 учащихся 9-х классов о влиянии школы на здоровье детей, по отношению школьников к своему здоровью и здоровому образу жизни,
анализу распространения среди учащихся вредных привычек, организации профилактической работы в общеобразовательных учреждениях, показало следующую картину. При ответе на вопрос: «Как влияет школа на здоровье учащихся?» ответы распределились таким образом. Почти 35% респондентов отметили, что школа влияет на здоровье детей позитивно. Для 20% влияние на здоровье школа почти не оказывает. 23% респондентов затруднились с выбором ответа. Однако 22% опрошенных считают влияние школы на здоровье учащихся негативным. Различий при ответах на данный вопрос по гендерному признаку не наблюдается.
Признание негативного влияния общеобразовательного учреждения на здоровье учащихся связано с тем, насколько в данном учреждении развит здоровьесберегающий подход и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессе. В тех учреждениях, где администрация и сами педагоги признают важность и серьезность сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также проводят системную комплексную работу респондентами по снижению негативного действия школьных факторов риска на здоровье детей, отмечается позитивное влияние на здоровье подрастающего поколения.
В контексте темы диссертационного исследования в 2006-2008 гг. нами было проведено эмпирическое исследование более 600 педагогов общеобразовательных учреждений Саратовской области с различным стажем и квалификационной категорией с целью выявления готовности работы по организации здоровьесберегающего пространства в общеобразовательном учреждении. Анализ ответов респондентов показал следующее. Значимость цели формирования здорового образа жизни в общеобразовательном учреждении характерна лишь для 17% респондентов, у 14% опрошенных такая цель не сформирована вовсе, а у 15% она не приоритетна в образовательной деятельности. Мотив организации здоровьесбере-гатющего пространства в педагогической деятельности присутствует у 29% педагогов, но в то же время 29% педагогов испытывают максимальные трудности при работе в этом направлении. Обращает на себя внимание тенденция снижения личностной инициативы педагога в решении данных проблем с возрастанием стажа педагогической деятельности. Таким образом, можно сделать предварительные выводы о неготовности педагогических кадров к осмыслению целей стоящих перед современным образованием и деятельности по созданию здоровьесберегающей седы образовательного учреждения.
В интервью с педагогом одного из общеобразовательных учреждений Саратовской области, комментирующей здоровьесберегающую деятельность учреждения и применение здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессе, прозвучала следующая реплика: «Здоровьем мы в школе занимаемся, конечно. Но много есть таких учителей, которые делают это от раза к разу. Либо, чтобы аттестовали, или же в портфолио на стимулирующую больше баллов набрать. Как-то это все бессистемно проводится и толку мало. Вот если бы система была...». Отметим, что Саратовская область является одним из немногочисленных регионов, в потенциале которого существуют ресурсы для обеспечения должного внимания к вопросам здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения. С 1995 г. в общеобразовательных учреждениях экспериментальных районов области начала реализовываться региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» и по приказу министерства образования Саратовской области №684 от 03.08.01 «О введении региональной программы «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ с 2000-2001 учебного года введено преподавание региональной программы «Основы здорового образа жизни». По решению коллегии министерства образования области со второго полугодия 2001-2002 учебного года программа введена в 5-7-х классах общеобразовательных школ. По приказу министерства образования Саратовской области №54 от 24.08.2002 г. Программа «Основы здорового образа жизни» введена в 8-9 х классах общеобразовательных учреждениях области с 2002-2003 учебного года.
Программа «Основы здорового образа жизни» является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 3 до 17 лет и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений. Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения [10].
Кроме того, с 2008 г. в Саратовской области в рамках комплексного проекта модернизации образования начались системные изменения в сере региональной образовательной политики и экономического развития области в целом. Также Саратовская область включена в пилотные федеральные проекты кластерного управления развитием региона, разработки и апробации региональной стратегии здорового образа жизни. Таким образом, следует отметить, что, на сегодняшний день столь масштабная деятельность Саратовского региона по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения принесет желаемые результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
2. Волгин Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. М., 2002.
3. Сидорина Т.Ю. Структура российского общества: основные понятия / Т.Ю. Сидо-рина // Мир России. 2005. № 4. С. 49-63.
4. Григорьева И. А. Социальная политика: основные понятия / И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т.1. № 1. С. 29-44.
5. Григорьева И. А. Человек в социальном государстве: согласование интересов / И. А. Григорьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
6. Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта [Текст] / Ф.Г. Зиятдинова // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 51-58.
7. Овсянников А.А. система образования в России и образование России / А.А. Овсянников // Мир России. 1999. 3. С. 73-132.
8. Левитская А.А. о мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях / А.А. Левитская // Здоровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 6-11.
9. Безруких М.М. В школу с букетом болезней / М.М. Безруких / М.М. Безруких // Российская газета. Федеральный выпуск № 4309. 2007. 6 марта.
10. Павлова М. А. Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни / М. А. Павлова. Саратов: ЗАО «Сигма-плюс», 2002. 244 с.
Гришанова Оксана Сергеевна -
аспирант кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09