Подводя итог, обозначим возможные пути преодоления выявленных противоречий. Во-первых, необходим постоянный мониторинг процесса формирования правосознания курсантов, своевременный анализ его результатов и, в случае необходимости, оперативное принятие решений по коррекции данного процесса. Во-вторых, необходима четкая организация педагогического взаимодействия между преподавателями и курсантами в ходе данного процесса на всем его протяжении. В-третьих, необходима разработка комплекса мер педагогического воздействия на курсантов, позволяющего оптимизировать процесс формирования правового сознания курсантов с учетом особенностей организационно-педагогической структуры военного вуза.
Библиографический список
1. Инструкция о правовом обучении в ВС РФ: утв. приказом Министра Обороны РФ от 29 мая 1999 г. № 333 // Правовые основы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: юрид. справ. М., 2005.
2. Концепция правового воспитания личного состава ВС РФ: утв. приказом Министра Обороны РФ от 15 апреля 1998 г. // Правовые основы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: юрид. справ. М., 2005.
3. Справочник офицера-воспитателя. М., 2003. Вып. 35. Сер.: Право в Вооруженных Силах -консультант.
4. Психология и педагогика высшей военной школы: учеб. пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1989.
5. Пепеляев A.B. Правовое воспитание военнослужащих. Новосибирск, 2007.
6. Сливин Т.С. Концептуальные основы правовой подготовки офицерских кадров в военных вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008.
O.S. Grishanova Children’s Health as a Priority of Modern Education Policy in Russia: Regional Aspect
Issues of maintaining health of children in the context of the implementation of the modern educational policy of Russia in the Saratov region are considered. Reasons of the actualization of the problem and the scientific discourse are analyzed.
Key words and word-combinations: social policy, education, educational institution, child health, healthy lifestyle.
Рассмотрены вопросы сохранения здоровья детей в контексте осуществления современной образовательной политики государства в Саратовской области. Проанализированы причины актуализации проблемы и соответствующего дискурса в научном сообществе.
Ключевые слова и словосочетания: социальная политика, образование, образовательное учреждение, здоровье детей, здоровый образ жизни.
УДК 316.3/4 ББК 60.56
О.С. Гришанова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
КАК ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
современном мире для достижения высоких показателей в экономическом и социальном развитии необходимым условием становится приоритетное внимание государства и общества к сфере образова-
ния. Интенсивное развитие процессов глобализации и информатизации современного общества обусловило переосмысление целей и содержания образования, следствием чего стало изменение государственной образовательной политики России.
Несмотря на экономические сложности, Российская Федерация ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство [1, с. 51]. Направления реформирования образования в России свидетельствуют об увеличении внимания государства к ресурсам повышения эффективности и качества образовательных услуг.
Помимо традиционной функции передачи знаний, что было характерной чертой образования в постперестроечной России, в настоящее время на государственном уровне актуализируется усиление социальной направленности образовательной политики, которая выражена в принятии комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. Первостепенное значение при этом занимает деятельность по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию у него ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Этому объективно способствует то, что сфера образования тесно смыкается с другими направлениями социальной политики, наиболее значимыми из которых являются здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное обеспечение. Все они в значительной степени выполняют задачу формирования социально значимых ценностей и влияют на физическое и социальное благополучие граждан. Поскольку наиболее благоприятным периодом формирования норм и ценностей является детство, то система обязательного школьного образования становится ареной, где указанные задачи могут реализоваться наиболее эффективно.
Школа в современных условиях рассматривается как в контексте формирования у ребенка социального здоровья (привитие общественно значимых норм и ценностей, социального одобряемого поведения), так и в контексте вклада в формирование и сохранение физического здоровья детей и молодежи.
В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, из 13,4 млн детей школьного возраста 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания и только 10% выпускников школ можно отнести к категории здоровых. Статистика отмечает и факторы социального неблагополучия в среде молодежи. Так, в среднем по России регулярно курят 31,9% учащихся городских общеобразовательных учреждений обоего пола и 49,2% сельских школьников; в последние годы увеличился процент подростков с диагнозом «алкоголизм» - до 20%, причем возраст, в котором они впервые попробовали алкогольные напитки, составляет 8-9 лет. К тому же, по экспертным оценкам Министерства внутренних дел РФ, более трех миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет.
Несомненно, что формирование здоровья человека происходит именно в период обучения в школе. Сохранение и укрепление здоровья учащихся, их физическое, психическое развитие, формирование здоровых привычек относится к приоритетным направлениям государственной политики и рассматривается в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических
реформ, проводимых в нашей стране [2]. Таким образом, возникает необходимость научного осмысления способов трансляции социально-политических интересов государства через систему школьного образования.
По мнению большинства специалистов, организация обучения в отечественной школе традиционно ориентирована на получение большого количества информации и обширных теоретических знаний разных наук. Это обусловливает интенсификацию темпов образования зачастую в неблагоприятных условиях реализации учебного процесса. К сожалению, модернизация образования идет преимущественно по пути увеличения объема информации для школьников, что в определенной степени противоречит программным заявлениям реформаторов о необходимости создания здоровой во всех смыслах школьной среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов, фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, гимназических классах, классах с углубленным изучением ряда предметов, в среднем приравнивается к нормам дневного рабочего времени взрослого человека, а где-то и превышает эти нормы [3]. В целом по России масштабные научные исследования качества школьной среды и удовлетворения ее интересам всех участников образовательного процесса не проводились более десяти лет. Как показывает анализ разрозненных исследований и высказываний ученых и общественных деятелей по этому вопросу, все они сводятся по большому счету к общим фразам о школе, ухудшающей здоровье детей и не имеющей достаточной материально-технической базы.
Свидетельства интенсификации учебного процесса в школах Саратовской области получены нами в ходе проведенного социологического исследования. В своих комментариях педагоги отмечали: «Каким бы раньше образование ни было, плохим или хорошим, сейчас уж все стали только плохое видеть, а ведь раньше такой загрузки у детей не было, думали раньше о детях и их здоровье, а теперь только о деньгах - кто больше денег за свои учебники получит! Ведь это невозможно! Химия - такой сложный предмет, а с ним играют как хотят, то 2 часа дадут, то 1 час! Какие здесь будут знания у детей, да и здоровья нет, потому что ребенок от такого обучения только стресс получает! Они там во власти решают, а виноват кто? Конечно учитель! Ведь дети и родители всей ситуации не знают, им это и не важно, а важно что? Чтобы твой ребенок был здоров и хорошо учился». Тем самым отмечается, что имеющиеся в школьном образовании тенденции не способствуют сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи.
Результаты нашего исследования подтверждают существование тесной взаимосвязи организации образовательного и воспитательного процесса, необходимости применения здоровьесберегающего подхода, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Социальная и воспитательная составляющая школьного образования в настоящее время возрождается. Так, в интервью с заместителем директора по воспитательной работе одной из отдаленных сельских школ Саратовской области прозвучала реплика о передаче школе воспитательной функции, которая традиционно была у семьи: «Получается, что стали платить учителям больше денег и думают, купили себе тех,
кто будет все эти проблемы решать! Ведь у нас очень много неблагополучных семей, с которыми порой и говорить-то страшно о воспитании детей, их здоровье; социального педагога и педагога-психолога в школе нет, школа-то сельская, девятилетка, маленькая, да и от районного центра далеко и дороги нет, вот и варимся в своей каше! Закрыть нас не закроют, но и работать не дают спокойно, все отчеты да анализ, а как с таким контингентом работать? Таких родителей сначала самих надо воспитывать, а уж потом детей их, ведь дети после школы домой идут, в семью». Так респондент обозначил необходимость для школы, наряду с детьми, воспитывать и родителей.
В региональных учреждениях образования, где все специалисты признают важность и серьезность сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также проводят системную комплексную работу по снижению негативного действия школьных факторов риска на здоровье детей, информантами отмечается положительное влияние деятельности образовательного учреждения на формирование ценности собственного здоровья и активной жизненной позиции у детей и молодежи: «Вот, например, в гимназии, где учится мой ребенок, очень хорошо вопросы здоровья поставлены. Они и на уроках о здоровье говорят, и в конкурсах участвуют, кружки тоже спортивные функционируют. Я вам больше скажу, ведь и нас, родителей, педагоги здоровью и здоровому образу жизни на собраниях обучают. Я поэтому спокойна за своего ребенка, он попал в хорошие руки, где я что-то не расскажу, учитель сделает. А вот у родственников дочка в обычной школе учится, там у них ничего этого нет. Мало того, и толком здание не обустроено. Окно разбили дети в коридоре, администрация три дня новое вставляла, как такая халатность по отношению к детям может быть?».
Исследование показало существование в образовательных учреждениях Саратовской области тенденции снижения личностной инициативы педагога в решении проблем по организации здоровьесберегающего пространства с возрастанием стажа педагогической деятельности. Поэтому можно сделать предварительные выводы о неготовности педагогических кадров к осмыслению целей, стоящих перед современным образованием, и к деятельности по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. В интервью с педагогом одного из общеобразовательных учреждений Саратовской области на тему здоровьесберегающей деятельности и применения здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессе прозвучала реплика о мотивах, которые побуждают заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья детей: «Здоровьем мы в школе занимаемся, конечно. Но много есть таких учителей, которые делают это от раза к разу - либо чтобы аттестовали, либо чтобы в портфолио на стимулирующую больше баллов набрать. Как-то это все бессистемно проводится и толку мало. Вот если бы система была...».
Процессы социальной трансформации меняют структуру повседневности школьников, при этом возможности разнообразных форм досуга увеличивают, как ни странно, физическую и психическую нагрузку на детей. Более того, многие современные виды досуга, самыми распространенными и доступными формами которых являются ночные клубы, пивные бары, Интернет-кафе, компьютерные и азартные игры, экстремальные виды спорта, несут угрозу здоровью.
В интервью с заместителем директора по воспитательной работе одного из общеобразовательных учреждений Саратова отмечалось негативное влияние на личность ребенка современных форм досуга: «Как в нашем обществе дети наркоманами не будут или алкоголиками, если куда ни взгляни, везде одна реклама, картинки красивые да клубы ночные, Интернет-кафе! Был у нас в школе случай. Ушел ребенок из дома вечером гулять, а родителям и дела нет, деньги зарабатывают, в школу утром не пришел, классный руководитель искать начала, родителям звонить, а они тоже ничего не знают о своем ребенке, нашли в Интернет-кафе рядом с домом, заигрался, говорит, в компьютерную игру и про время забыл. Как так можно! Они с этими компьютерными играми уже в зомби превращаются».
В последние годы расширяется дискуссия об ответственном отношении к собственному здоровью, обсуждаются технологии формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, особенно среди детей и подростков. Поиск путей распространения здоровьесберегающих технологий оправдан: по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, наблюдается неуклонный рост числа детей, как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотические вещества. Так, среди детей до 14 лет за пятилетний период частота впервые выявленной наркомании возросла в 20 раз, токсикомании -в 15, а также алкоголизация, игровая зависимость, травматизм [4, с. 15].
В нашей стране за последние годы сформировалась тенденция к росту заболеваемости, снижению основных показателей здоровья, распространению среди молодежи вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья, что расценивается обществом как результат недостаточной деятельности государственных агентов по формированию ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а также сопровождается субъективными оценками молодых людей своего места в социальном пространстве. Вследствие алкоголизации, табакокурения, возможности получения доступа к наркотикам возрастает риск совершения молодыми людьми правонарушений и преступлений.
Важным для решения этих проблем является поиск ресурсов и разработка эффективной стратегии формирования ответственного отношения граждан к собственному здоровью и воспитанию. На наш взгляд, именно школьное образование представляет для этого наибольшую ресурсную базу, поскольку более 90% населения страны включены в эту сферу.
Несмотря на указанные проблемы, основные направления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Саратовской области к настоящему времени обозначились довольно отчетливо. К таким направлениям можно отнести: обеспечение оздоровительной инфраструктуры школы; активизацию учебного процесса; обеспечение безопасности жизнедеятельности в школе; сохранение природного зрения детей; организацию обучения на основе двигательной активности; непрерывное образование педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, а также собственного здоровья.
Следует выразить уверенность в том, что системная деятельность школ Саратовской области по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения поможет решить проблему ухудшения здоровья школьников и сформировать у них ценностное отношение к своему здоровью. Об этом свидетельствуют и данные нашего исследования.
Д.В. Лебедев
Библиографический список
1. Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 51-58.
2. Левитская A.A. О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях // Здоровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 6-11.
3. Безруких М. М. В школу с букетом болезней // Рос. газ.: федер. вып. № 4309. 2007. 6 марта.
4. Программа общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования // Здоровьесберегающее образование. 2009. № 1. С. 14-23.
D.V. Lebedev
The Influence of Mass Media on Formation of Value Attitudes of Youth towards Health
Issues of change of the culture and life-style of young people in conditions of the “information epoch” are analyzed. The potential of the mass-media influence on attitudes towards health and promoting healthy lifestyle is estimated.
Key words and word-combinations: social health, mass-media, healthy lifestyle, the state youth policy.
Анализируются проблемы изменения культуры и образа жизни молодежи в условиях информационной эпохи. Оценивается потенциал влияния масс-медиа на отношение к здоровью и формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова и словосочетания: социальное здоровье, масс-медиа, здоровый образ жизни, государственная молодежная политика.
УДК 070.1 1:316.34/.35 ББК 76.01:60.54
Д.В. Лебедев
ВЛИЯНИЕ МАСС-МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
условиях формирования информационного общества, наряду с политическими, экономическими изменениями, особое значение приобретает социокоммуникатив-ная трансформация современного российского общества. Новые информационнокоммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и трансформировали модели социального взаимодействия.
Развитие информационного общества обусловливает изменение регулятивной функции социальных норм: прежние уже не способны эффективно действовать в сложившихся условиях, а новые либо еще не сформировались, либо не усвоены большинством членов общества. Особое значение приобретают нормы и ценности, ориентированные на здоро-вьесбережение, особенно молодого поколения.