Научная статья на тему 'Ресурсы многофункциональной аграрной сферы для выхода из кризиса и развития'

Ресурсы многофункциональной аграрной сферы для выхода из кризиса и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсы многофункциональной аграрной сферы для выхода из кризиса и развития»

веществ в организме человека, повышая риск заболевания и снижая иммунитет каждого конкретного человека, что отрицательно скажется на демографической ситуации.

В 2007 г. на территорию страны было ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму 27,6 млрд долл. США, что составляет 13,8% товарной структуры импорта [7]. Быстрое импортзамещение на продовольственном рынке при текущем уровне развития сельскохозяйственного производства выглядит маловероятным, так как требует достаточно высокого уровня продовольственной независимости страны. Для ее обеспечения потребуется проведение целенаправленной системной сельскохозяйственной политики, которая должна быть направлена на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и расширение объемов производимой продукции в рамках поэтапной программы импортзамещения, что в условиях нарастающего кризиса является залогом социальной стабильности в обществе.

Приоритетными направлениями политики импортзамещения являются отрасли сельского хозяйства, которые могут оказать мультипликативный эффект. К ним относятся, прежде всего, мясное и молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. К тому же уровень зависимости от ввоза мяса и мясопродуктов составляет 36%, молока и молокопродуктов - 18%, поэтому повышение уровня производства в данных отраслях носит стратегический характер. Потенциал роста производства можно оценить в натуральном выражении соответственно на 3,177 и 7,134 млн т в год при прочих равных условиях [8]. Согласно закону рыночной экономики о том, что спрос рождает предложение, рост спроса на кормовую продукцию будет стимулировать рост производства в этой отрасли растениеводства и, главным образом, явится толчком к развитию комбикормового производства. Потребность в племенных сельскохозяйственных животных потребует развития племенного скотоводства и свиноводства. Также указанные отрасли сельского хозяйства явятся крупными потребителями зерна, трудности, со сбытом которого наблюдались в течение 2008 г., что положительно скажется на зерновом хозяйстве страны. Одновременно это приведет к расширению потребности в сельскохозяйственной технике, что явится толчком к развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Выбор конкретных регионов и предприятий, на базе которых целесообразно раскручивать спираль развития сельского хозяйства, экономически оправданно осуществлять посредством построения рейтинговой модели регионов и предприятий и кар-

ты рисков регионов и предприятий. Основной целью этого является определение регионов, интенсификация развития сельского хозяйства в которых при учете всех факторов риска, позволит дать максимальный эффект на состояние не только отрасли, но и всего народного хозяйства. Ключевыми параметрами рейтинговой модели должны быть бонитет почв, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных, обеспеченность основными средствами на 1 га посевных площадей и на 1 голову скота и птицы приведенные к условной единице измерения, коэффициент отклонения текущего уровня развития предприятия от оптимального. Расширение модели возможно и другими натуральными и стоимостными показателями, отражающими уровень развития сельского хозяйства региона, растениеводства или животноводства.

Разматывая клубок своих потребностей, отрасли сельского хозяйства могут влиять на процессы диверсификации экономики страны, выступая в роли катализатора экономического развития. Кризис еще раз наглядно продемонстрировал и обосновал необходимость ускоренного развития отечественного сельского хозяйства для преодоления зависимости от импорта продовольствия. Показал, что основной долгосрочной стратегической целью развития сельского хозяйства должен являться переход не столько от экстенсивной к интенсивной технологии производства, от механизации к автоматизации технологических процессов, но и от импортзамещения к экспортно-ориентированному сельскому хозяйству. На наш взгляд, это принципиально важное понимание перспективы функционирования отрасли, отражающее реальные потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, общества, государства и именно в условиях разразившегося кризиса он носит не рекомендательный, а обязательный характер.

Источники

1. Российский статистический ежегодник 2008: Стат. сб./Росстат. - Р76-М., 2008. - С. 768.

2. Там же. С. 821.

3. The Global Competitiveness Report 2008-2009 is published by the World Economic Forum. - Geneva, 2008. - P. 288, 340.

4. Данные официального сайта Центрального банка РФ http://www.cbr.ru/

5. Российский статистический ежегодник 2008: Стат. сб./Росстат. - Р76-М., 2008. - С. 444.

6. http://www.rg.ru/2009/04/06/inflyacia-anons.html

7. Расчеты произведены на основании данных Российского статистического ежегодника 2008: Стат.

сб./Росстат. - Р76-М., 2008. - С. 464-465.

8. Российский статистический ежегодник 2008: Стат. сб./Росстат. - Р76-М., 2008. - С. 444.

РЕСУРСЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА И РАЗВИТИЯ

С.К. Орловская, к.э.н., ведущий науч. сотр., дейст. член РАЕН Института экономики РАН

Ресурсный потенциал многофункциональной аграрной сферы России еще недостаточно оценен и используется крайне нерационально и малоэффективно. Располагая примерно в 3 раза большими площадями на душу населения, пригодными для сельского хозяйства, чем в среднем в мире, наша страна значительную часть потребностей собственного населения в продовольствии покрывает за счет импорта1.

Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) определяет Российскую Федерацию как ключевого импортера масла, на ее долю приходится 20% мирового экспор-

Процесс урбанизации хотя и затронул Россию в XX в., но темпы его развития были ниже, чем во многих странах Европы. Количество россиян, проживающих на селе и осуществляющих деятельность, непосредственно связанную с сельскохозяйственной обработкой земли и использованием др.

та. Лишь 65% населения РФ обеспечена за счет собственного производства мяса, доля ввоза молочных продуктов составляет 16%, сахара - 45%, отдельных категорий фруктов - 65%, а овощей - 30%. Вместе с Японией Россия потребляет свыше 40% мирового импорта сыра [1].

природных возможностей территорий, сократилось, но и сейчас страна располагает существенным сельским человеческим потенциалом.

Так, в начале 2008 г. сельское население составляло 38,2 млн человек или 27% от общей численности населения страны и примерно 10% всей среднегодовой численности занятых в экономике приходилось на работающих в сельском и лесном хозяйствах [2]. По образовательному и профессиональному уровню сельский потенциал Росси во многих случаях превышает уровень большинства развивающихся стран мира.

Но, к сожалению, этот довольно значительный природный и человеческий капитал пока не приводит к заметному росту национальных доходов и к укреплению продовольственной безопасности страны. Такое положение по определению многих отечественных и зарубежных экспертов объясняется неудовлетворительным состоянием производственного и финансового потенциала села. Но, как нам представляется, главной причиной этого является низкая мотивация сельского труда и проживания в малых городах, поселках и деревнях.

Неэффективное использование сельских ресурсов не только приводит к негативным социальноэкономическим последствиям в стране, но и влияет на конъюнктуру мирового продовольственного рынка. На всемирной конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, прошедшей в Риме в июне 2008 г. отмечалось, что долю России в продовольственной корзине мира можно существенно увеличить. Страна располагает 15 млн га продуктивной пашни, которые не вовлечены в хозяйственный оборот. В пересчете на зерновые единицы это примерно 25 млн т дополнительного сельскохозяйственного сырья [3].

Но сейчас нам, прежде всего, следует обратить внимание на удовлетворение продовольственных потребностей нашего собственного населения, особенно в условиях глобального экономического кризиса.

В конце 2007 г. мир захлестнул продовольственный кризис, что привело к росту цен на ряд пищевых товаров (сухое молоко, сыр, растительное масло и т.д.). Неблагоприятная конъюнктура на мировом продовольственном рынке не могла не отразиться и на наших внутренних ценах. В следующем году мировые финансовые потрясения углубили негативные социально-экономические явления, в том числе и в нашем аграрно-продовольственном секторе.

В России кроме временных кризисных ударов аграрная сфера в течение последних нескольких десятилетий постоянно испытывает последствия часто непродуманной аграрной политики. В 90-е гг. наше сельское хозяйство лишилось господдержки, реформы проводились без учета социальных интересов крестьян. Но мировой опыт свидетельствует о необходимости субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции, стимулирование вложений в аграрный сектор и активизации финансово-кредитной деятельности на селе. Хотя в последние два-три года государственные мероприятия по выполнению национальных проектов и господдержки АПК внушают определенную надежду на будущее, но сейчас глобальный финансовый кризис наложился на постоянную, негативную ситуацию в аграрном секторе, поэтому нельзя рассчитывать на быстрый выход из нее. Но и впадать в состояние полной безысходности нет оснований.

С китайского языка слово «кризис» переводится как угроза и шанс. Думается, что и мы можем

тяжелые времена рассматривать как шанс комплексного и более эффективного использования всех ресурсов аграрной сферы (внутренних, внешних, в том числе бюджетных).

Правительство РФ сейчас принимает экстренные меры по поддержке сельского хозяйства, которая составит в текущем году 182 млрд руб. (с учетом антикризисных мер) вместо 116 млрд руб. в 2008 г. Предполагается, что темпы роста производства сельского хозяйства в 2009 г. будут сохранены за счет увеличения в 1,5 раза финансирования госпрограммы «Развитие АПК». Дополнительно выделено 17 млрд руб. на субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам в размере 80% ставки рефинансирования Банка России и 100% по кредитам, полученным на развитие мясного и молочного животноводства. Общая потребность российского АПК в кредитных ресурсах на 2009 г. составляет примерно 900 млрд руб., в том числе субсидированных - 400 млрд руб.; 200 млрд. руб. потребуются в качестве краткосрочных займов, из которых 70 млрд руб. планируется на завершение строительства уже начатых агропромышленных комплексов [4].

Выделение крупных бюджетных и банковских средств постоянно требует строгого контроля за сроками их предоставления, за направлениями и целесообразностью их использования. Хотелось бы надеяться, что федеральные, региональные, местные власти и банки способны осуществлять соответствующий контроль и учет этих сумм. Сезонный характер агропромышленного производства выдвигает особые требования к своевременности выполнения этих решений, так как запаздывание в получении средств сельскохозяйственными производителями может привести к несравненно большему ущербу, чем в других секторах экономики.

Антикризисные меры носят двойственный характер: с одной стороны они выступают в виде чрезвычайной помощи, чтобы «потушить кризисный пожар»; а с другой - они должны иметь и перспективное действие, так как одними срочными вливаниями невозможно вывести село из затяжного аграрного кризиса.

По первому направлению могли бы иметь значение такие практические меры, как создание и использование отрядов из оставшихся без работы рабочих и менеджеров обанкротившихся промышленных предприятий (с использованием их техники, транспортных средства и инструментов) для строительства сельских дорог, для помощи в проведении сева и уборки сельскохозяйственной продукции с оплатой их труда за счет государственных субсидий и льготных кредитов, региональных и местных бюджетов. Такие отряды могли бы применять часть временно свободных средств МЧС и организовывать работы в том числе и по вахтовому методу.

По второму направлению действия властей и бизнеса на местах должны способствовать структуризации сельскохозяйственного производства, универсификации деятельности сельских жителей и проведению институциональных изменений в области сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, применяя выделяемые федеральные средства и находя местные возможности, что позволит в будущем комплексно и более производительно использовать весь аграрный потенциал.

Было бы весьма неразумно пережить кризисные времена, не учтя тяжелых уроков и не воспользоваться моментом для решения застарелых и новых задач времени.

Источники 3. Экономика сельского хозяйства России. М., 2008. -

1. Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №11. - С. 11.

№12 - С. 86. 4. http://top.rbc.ru/economics/03/04/2009/291987.shtml

2. Россия в цифрах 2008. М., 2008. - С. 84, 95-96.

СИСТЕМНЫЕ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ О.Я. Фролова, докторант Российского аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Экономические реформы, проводимые в России в течение последнего десятилетия, убедительно показали бесперспективность ориентации экономики на отраслевой подход в стратегической перспективе. Общий спад производства, падение уровня жизни населения, фактическая потеря внутренних и внешних рынков, снижение обороноспособности страны, возросшее количество техногенных катастроф - вот далеко не полный перечень проблем, появившихся в результате бессистемного реформирования социально-экономической системы.

В основе современного подхода лежит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (№ 186-ФЗ от 28 декабря 2004 г.).

Особенностью экономической системы является то, что человек прямо или опосредовано использует окружающие его системы с целью реализации интересов. Отличительной особенностью социально-экономической системы является присутствие в ней человека не только как обладателя трудового ресурса, но и как объекта проявляющего интересы, участвующего в функционировании системы. Центральное место в системе воспроизводства принадлежит предприятиям. Сельскохозяйственные предприятия являются не только определяющим элементом системы АПК, но и связующим звеном в системе продовольственного рынка. Сущностная роль сельского хозяйства в территориальных системах определяется его особенностями функционирования и выражается:

1) в специфике условий жизни сельского населения, что влияет на воспроизводство сельской социально-территориальной общности;

2) в процессе производства задействованы биологические процессы, живых организмов (почва, растения, животные), влияющих на плодородие почвы, сохранение природной среды;

3) в зависимости от природно-климатических условий, определяющих необходимость наличия соответствующей системы машин и оборудования;

4) в результате производятся в основном сырые продукты биологического происхождения, которые необходимо быстро переработать или создать условия для длительного их хранения, что связано с развитием системы хранения, транспортировки, переработки.

Исходя из выше сказанного, можно определить, что сельское хозяйство - отрасль национальной экономической системы, производящая продукцию на основе воспроизводства сельской социально-территориальной общности, природной среды и материально-технических ресурсов, входящая в систему АПК.

По-нашему мнению, производственные отношения это общеэкономическая категория, отражающая процесс воспроизводства человеческой жизни охватывающая все сферы как товарного хозяйства (производство, обмен, потребление), так и деятельность в общественном, жизненном пространстве. Движение общественного продукта, от-

ражает этапы общественного процесса, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. В процессе производственно-хозяйственной деятельности экономические отношения выполняют стимулирующую роль в развитии внутрисистемных связей, посредством регулирования взаимоотношений между различными субъектами хозяйствования, совместная деятельность которых позволяет осуществлять замкнутый цикл функционирования системы.

Наши исследования экономического механизма хозяйствования интегрированных структур, позволяют сделать вывод, что не может быть единой модели экономических отношений взаимодействия участников, так как экономические отношения моделируются с учетом многообразия организационно-управленческих структур, форм хозяйствования, уровня экономического и финансового положения субъектов интеграции.

В экономике мы встречаемся с операционнозамкнутыми системами, то есть такими системами, где невозможны идентификация и управление только на основе анализа входных и выходных сигналов. Начальное состояние системы описывается набором показателей, которые характеризуют систему в момент, когда принимается управленческое решение, а конечное - набором показателей, характеризующих цель принимаемого решения. На наш взгляд, любая система состоит из двух составляющих:

1) внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

2) внутренней структуры, взаимосвязанной совокупностью элементов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект управления системой с целью решения поставленных задач.

Характер происходящих процессов трансформации экономических отношений в системах во многом зависит от устойчивости системы, которая призвана сохранять целостность не только при наличии внутренних возмущений, но и удерживать устойчивое состояние в определенном временном интервале при внешних воздействиях.

Под влиянием макроэкономических противоречий возникает несоответствие формы изменившемуся содержанию взаимодействия, которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и обретением новой оболочки, т.е. новой формы существования взаимодействия. В свою очередь, эффективность механизмов и форм взаимодействия зависит от учета комплекса факторов, рассматриваемых во временном и пространственном аспектах. В переходной экономике временной горизонт развития механизмов взаимодействия расширяется до границ завершения основных институциональных преобразований. Они выражаются в появлении новых экономических институтов (правовых форм собственности и рыночной инфраструктуры). Пространственный горизонт включает создание новых систем и механизмов функционирования организационных форм на месте разрушенных. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.