Д.В. Сердюков,
кандидат исторических наук, доцент Сургутского государственного университета
Ресурсы как фактор политического успеха партии в регионе (на примере Тюменской области)
После краха однопартийной системы современная Россия вступила на путь создания нового общественно-политического устройства, ключевым звеном которого стала многопартийная система. Руководство страны, осознавая существующую незавершенность в вопросе партстроительства, неоднократно указывало на необходимость дальнейшего развития партийной системы, направленного на укрепление ее авторитета. Основная идея сводится к тому, что партии должны брать на себя ответственность за происходящее в стране, участвовать в принятии политических решений, активнее интегриро-1 ваться во властные структуры.
^ В связи с этим неизбежно возникает вопрос о том, имеют ли российские партии возможность полноценно участвовать в процессе принятия политичес-
< ких решений? Для достижения поставленных целей партии должны обладать о ресурсами, иначе они по-прежнему будут играть роль демократического антуража. Партия не может эффективно функционировать без сильной организа-
с ции, харизматического лидера, идеологии, устойчивой связи с обществом, ^ финансов, медийных средств и т.д.
^ Российское законодательство последних лет акцентирует свое внимание на н организационной структуре политической партии. Обязательным условием яв-^ ляется определенная численность — количество членов партии должно состав-с лять не менее 50 тыс. человек (реализуется план постепенного сокращения до 40 тыс. человек). Более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь о региональные отделения численностью не менее 500 человек, в остальных —
< не менее 250 членов1. С одной стороны, существующие требования вынуждают с партии активнее работать в субъектах Федерации. С другой стороны, наиболее
крупные партии, соответствующие требованиям законодательства, получают 80 возможность интегрироваться если не в федеральные, то хотя бы в региональ-— ные органы власти.
В подобном смысле весьма интересной, на наш взгляд, является про-о блема анализа ресурсного потенциала партий в конкретной местности. Осоед бенно это касается такого региона, как Тюменская область. Во-первых, со здесь осуществляется разработка значительных нефтяных запасов страны. Данный фактор стимулирует федеральную власть внимательно наблюдать за политической и социально-экономической ситуацией в регионе. Во-вторых, область включает в себя Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авто-
1 См.: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"» // Российская газета. 2004. 24 дек.
номные округа, которые обладают статусом самостоятельных субъектов. Иными словами, это сложноустроенный субъект, обладающий экономической и национальной спецификой, что предполагает наличие сложных отношений между политическими элитами «тюменской матрешки». Отделения партий не только находятся в подчинении федерального руководства, но и попадают в сферу интересов разных центров влияния: губернаторов, глав муниципальных образований, нефтяных и газовых корпораций. Перечисленные проблемы стимулируют интерес к анализу распределения ресурсов между разными элитарными группами.
В советский период существовала единая «руководящая и направляющая» КПСС, обладающая мощной базой. Так, во второй половине 1980-х гг. в Тюменской области функционировало более 3400 первичных, 4500 цеховых организаций, а количество коммунистов достигало 164 тыс. человек1. В условиях многопартийности начала 1990-х гг. количество политических организаций резко выросло, но их влияние и ресурсный потенциал как в масштабах всей страны, так и в регионах существенно сократились. Однако такое положение дел существовало недолго. В последние годы наблюдается энергичная попытка вернуть партии как политическому институту былой авторитет. Федеральный центр демонстрирует желание создать «компактную партийную систему» с ограниченным числом эффективных «игроков» и системообразующей партией власти.
За последние несколько лет количество политических партий значительно уменьшилось. Если в 2006 г. их было зарегистрировано 35, то в 2007 г. Министерство юстиции РФ перерегистрировало только 15 партийных организаций2. Самой многочисленной в последние годы была и остается партия «Единая Россия». В 2005 г. в ней насчитывалось 860 тыс. человек, а к началу 2009 г. количество партийцев выросло до 1 млн 931 тыс. человек. Единороссы имеют региональные отделения во всех 83 субъектах РФ. Второй по численности, хотя и с большим отставанием, является партия «Справедливая Россия». До выборов в Государственную думу 2007 г., когда в общественном сознании она ассоциировалась с кремлевским проектом второй партии власти, в ней насчитывалось 437 тыс. членов. К настоящему времени в рядах партии осталось лишь 402 тыс. человек. Видимо, сказалось разочарование итогами федеральных выборов.
Относительно крупными структурами Российской Федерации можно назвать также КПРФ — 152 тыс. человек, ЛДПР — 168 тыс. человек. В аграрной партии в 2007 г. состояло 163 тыс. человек, но в 2008 г. руководство приняло решение о слиянии партии с «Единой Россией». Партия «Мира и Единства» (в 2006 г. — 106 тыс. человек) приняла решение присоединиться к «Патриотам России», что практически не повлияло на ее численность. Так, если в 2007 г. «Патриоты» насчитывали 84 тыс. человек, то в 2009. г. количество членов увеличилось до 87 тыс. Остальные партии имеют малочисленные организации3.
1 См.: Государственный архив социально-политической истории Тюменской области. ф. 1545. оп. 1. д. 1172в. л. 221; ф. 124. оп. 248. д. 1. л. 15.
2 См.: Центральная избирательная комиссия РФ. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/ (дата обращения: 15.05.09).
3 См.: Официальный сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://miNojust.lgg.ru/ru/activity/ №ko/partii/ (дата обращения: 15.05.09).
Вместо самораспустившихся СПС, демпартии и «Гражданской силы» образовалась партия «Правое дело» численностью 56 тыс. человек. К началу 2009 г. в легальном политическом пространстве осталось всего 7 политических партий.
Следует отметить, что расклад политических сил в Тюменской области во многом повторяет общероссийские тенденции (таблица 1). Если в 2007 г. регистрационная служба по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО официально зарегистрировала 14 партий, то в начале 2009 г. их осталось 7.
Во всех трех частях сложноустроенного субъекта смогли зарегистрироваться отделения только 3-х политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. В каждой из частей «матрешки» единороссы добились наибольшего политического влияния. Коммунистическая партия имеет собственные структуры в Тюменской области и ХМАО.
Если рассмотреть проблему в территориальном разрезе, то видно, что набольшее количество политических партий функционируют на юге «тюменского края»: в 2007 г. — 13, в 2009 г. — 7. Это можно объяснить статусом областной столицы, сосредоточением важных финансовых потоков, большей концентрацией населения в крупных городах, более выгодным географическим положением относительно округов, развитыми политическими традициями. На территории Югры в 2007 г. было зарегистрировано 7 партий, сейчас их осталось пять. В Ямало-Ненецком округе за аналогичный период число организаций сократилось с 4-х до 3-х. Меньшая активность в северных районах связана, на наш взгляд, с особенностями климата, узкой специализацией экономики, малым количеством крупных городов.
Традиционно плохо обстоят дела в регионе у либеральных организаций. Партия «Правое дело» в 2009 г. организационно была заявлена пока только на юге Тюменской области, что не позволяет в настоящий момент объективно оценить ресурсные возможности новых «правых» в крае.
В современных условиях одним из важнейших становится медийный ресурс. Если на федеральном уровне проблема информационного сопровождения решена, то на региональном — специализированная пресса практически отсутствует. В Тюменской области ни у одной из партий нет канала для оперативного общения с электоратом. Изредка в крупных населенных пунктах, как правило, перед выборами появляются листовки или малотиражные газеты и журналы. Интернет-сайты во всех трех субъектах Федерации имеют партии «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Коммунистическая партия обладает собственным электронным ресурсом только на юге области. Остальные организации не располагают таким прогрессивным средством политического влияния, что уменьшает их шансы в информационной борьбе за голоса избирателей и потенциальных сторонников, особенно молодежи. Более того, местные отделения и не пытаются создавать дополнительные информационные поводы для увеличения своей популярности, даже партийные конференции и пленумы проходят в полуподпольном режиме.
Необходимо оговориться, что законодательство обязывает государственные СМИ предоставлять партиям эфирное время в период избирательных кампаний. Однако практика показала, что во время подготовки ряда выборов
Таблица 11
Региональные отделения политических партий, зарегистрированные Минюстом РФ
Название партии Руководитель Тюменская область ХМАО ЯНАО
численность (чел.) мест отд. численность (чел.) мест отд. численность (чел.) мест отд.
2007 г. 2009 г. 2007 г. 2009 г. 2007 г. 2009 г.
1. Всероссиская политическая партия «Единая Россия» / Секретари политсоветов рег. отд.: Тюмен. обл. — Усоль-цев С.Л.; ХМАО - Сидоров А.Н.; ЯНАО - Яшкин Н.Н. 14520 15441 26 13028 14304 22 7719 9374 13
2. Политическая партия «Справедливая Россия» / Председатели советов рег. отд.: Тюмен. обл. — Пискайкин В.Ю.; ХМАО — Сердюк М.И.; ЯНАО — Сте-панченко В.И. 1574 1599 14 1766 1737 11 1099 1112 9
3. Политическая партия «КПРФ» / Первые секретари рег. отд.: Тюмен. обл. — Чертишев В.С.; ХМАО — Кононов В.В. 944 1000 23 569 728 24
4. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» / Координаторы рег. отд.: Тюмен. обл. — Харланов Е.М.; ХМАО — Малышев А.Н.; ЯНАО — Лазарев М.Н. 992 992 15 1658 1658 22 1130 1130 9
5. «Аграрная партия России» 1125 ликв. н. д. 252 ликв. н. д. — ликв. —
6. Российская политическая партия Мира и Единства — ликв. — ликв. — — ликв. —
7. «Россияйкая объединенная демократическая партия "Яблоко"» / Предс. рег. отд.: Тюмен. обл. — Аверин М.В.; ХМАО — Шмут Ю.К. 518 511 н. д. 291 296 н. д.
8. Политическая партия «Патриоты России» / Рук. рег. отд.: Тюмен. обл. — Зиновьев В.Н. 625 625 н. д.
9. Российская экологическая партия «Зеленые» 664 ликв. н. д. ликв. — — ликв. —
10. Политическая партия «Народный Союз» 1780 ликв. н. д. — ликв. — — ликв. —
11. «Партия социальной справедливости» 275 ликв. н. д. — ликв. — — ликв. —
12. «Партия возрождения России» 2815 ликв. н. д. — ликв. — — ликв. —
13. Политическая партия «Союз правых сил» 391 ликв. 6 266 ликв. 9 — ликв. —
14. «Демократическая партия России» - ликв. - - ликв. - 424 ликв. н. д.
15. Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила» 260 ликв. 3 — ликв. — — ликв. —
16. Всероссиская политическая партия «Правое дело» / Предс. рег. отд.: Тюмен. обл. — Василенко Д.Б. 800 н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. н. д. н. д.
"О
CD
"О
-е
ш
о
"О
^ 3 tu ф
X
4 tu
5 ^
83
1 Таблица составлена по данным Минюста РФ: М1р://т!№]ш1.^.т/т/ас1га1у/№ко/рагШ/; ^
Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия»: http://www.tm№edi№ros.ru/ щю№о1ёе1/ otdele№iya/; Ханты-Мансийского регионального отделения партии «Единая Рос- $
сия»: http://www.edi№ros-ugra.ru/i№dex.php?optio№=com_ co№te№t&task=view&id= За
30&Itemid=53; Ямало-Ненецкого регионального отделения партии «Единая Россия»: Ы^:/ ®
/o1d.edi№ros.ru/№ews.htm1?rid =1908&х=7&у=16; Тюменского регион-го отделения партии §
«Справедливая Россия»: http://www.tyumeNo.spraved1ivo.ru/about/ 1eaders/group_6/; Ханты-Мансийского регионального отделения партии «Справедливая Россия»: http:// www.hmao.spraved1ivo.ru/about/1oca1/; Тюменского областного отделения КПРФ: http://kprf72.ru/ №ews/read-177.htm; Тюменского регионального отделения партии «Правое Дело»: Ы^:// democrats.ru/wps/archives/1353.
2005—2007 гг. в Тюменской области активность на телеэкранах и страницах газет проявили не многие партийные организации. В первую очередь это «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ. Остальные политические силы, особенно в северных округах, были незаметны.
Отсутствие специализированной печати не означает абсолютного информационного вакуума. Новостные передачи телекомпаний «Регион-Тюмень», «Югория», «Югра», «Ямал-Регион» и другие отводят в своем эфире время для освещения партийной тематики, но, как правило, речь идет о фракционной работе депутатов в федеральном, региональных и местных парламентах, отчетах и пресс-конференциях глав исполнительной власти области и округов. Поэтому объем информации о политиках-единороссах на региональных каналах значительно превышает сведения об их оппонентах. Это скорее укладывается в общероссийскую тенденцию, чем является местной особенностью. В «Единую Россию» входит 73 губернатора1.
Доминирование представителей одной политической партии в медийном пространстве наводит на мысль об использовании административного ресурса. Он обеспечивается, как правило, руководящими позициями партийцев в структурах власти, прежде всего исполнительной. Практически все губернаторы региона являются выходцами из партийной и комсомольской номенклатуры, позиционируют себя как преуспевающие политики и ассоциируются с партиями власти. Например, бывший губернатор Тюменской области С.С. Собянин в апреле 1999 г. входил в инициативную группу блока «Вся Россия», затем был избран членом Высшего совета «Единой России». Его приемник В.В. Якушев тоже является высокопоставленным единороссом.
А.В. Филипенко с конца 1980-х гг. является бессменным главой исполнительной власти Югры, в 1999 г. поддержал блок «Отечество — Вся Россия», позже вошел в Высший совет «Единой России». Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неелов так же, как и его коллеги состоял в КПСС, поддерживал ВОПД «Наш дом — Россия», является членом Высшего совета «Единой Рос-сии»2. Руководители субъектов имеют постоянный доступ к СМИ и располагают возможностью поддерживать или критиковать ту или иную партию. В данном случае административный ресурс переплетается с личностным или репутацион-ным. Естественно, что они делятся частью своего авторитета с однопартийцами. Традиционно губернаторы возглавляют списки «Единой России» на выборах в Госдуму, да и на региональном уровне оказывают поддержку коллегам.
Немаловажным для политической организации является электоральный ресурс. Особенное значение играет поддержка со стороны населения в предвыборный период. Так, в марте 2005 г. незадолго до выборов в Думу ЯНАО был проведен социологический замер. Социологи выяснили, что поддержка партии «Единая Россия» достигла 59 %. Значительно меньше оказались рейтинги у других партий: КПРФ — 4 %, СПС — 2 %, «Родина» — 10 %. По мнению респондентов, выбор во многом оказался обусловлен личной популярностью губернатора Ю.В. Неелова, возглавляющего избирательный список «Единой
1 См.: Нагорных И. Губернаторам пришлют замполитов. URL: http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?Docs ID=1115820&nodesID=2 (дата обращения: 15.05.09).
2 См.: Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON. URL: http:// www.viperson.ru/ (дата обращения: 15.05.09).
России». Именно в этой партии респонденты видели реальную силу, способную отстаивать интересы северян на всех уровнях государственной власти1.
В марте 2006 г. в преддверии выборов депутатов Думы ХМАО окружная социологическая служба изучила политические предпочтения жителей. Почти 40 % югорчан были готовы поддержать «Единую Россию», КПРФ симпатизировали 7,4 %, ЛДПР отдали предпочтение 11,6 %, 17 % респондентов не определились с выбором2. Через год, в марте 2007 г. состоялись выборы депутатов Тюменской областной Думы. За месяц до этого аналитическое управление департамента информационной политики области провело телефонный опрос с целью прояснить симпатии населения. КПРФ поддержали — 4 % избирателей, ЛДПР — 1,25 %. За «Единую Россию» было отдано 21 % потенциальных голосов, а 20 % тюменцев уверено заявили, что именно «Единая Россия» станет победителем выборов. Однако более 60 % жителей не смогли определиться с выбором3. Психологи -ц утверждают, что колеблющиеся массы в последний решающий момент всегда ^ тяготеют к сильному. Таким образом, видно, что «Единая Россия» во всех частях £ «тюменской матрешки» сумела заручиться поддержкой граждан. ^
Еще один важный ресурс — финансовый. Обладая мощной финансовой * базой, можно компенсировать отсутствие других ресурсов. В этом вопросе безоговорочным лидером является «Единая Россия». Ее доходы год от года неук- о лонно растут. Так, если в 2005 г. касса партии составляла 1 млрд руб., в 2006 г. она увеличилась до почти 1,5 млрд руб., в выборный 2007 г. совокупный доход § достиг рекордных 2 млрд руб. В 2008 г. объем финансов партии вернулся на л | прежний, довыборный, уровень — 1,5 млрд руб. В целом доходы единороссов * | всегда многократно превышали финансы других партий. о |
Достаточно крупные бюджеты на протяжении последних лет имели «Спра- 1 ведливая Россия», КПРФ и ЛДПР. Их ежегодные доходы в 2006—2008 гг. колебались возле отметки 150—250 млн руб., а в электоральный 2007 г. приблизились к 500—550 млн руб. Отчеты других партий указывают на то, что их доходы формировались по-разному, но не возрастали. Единственным высокодоходным был год выборов (2007) в Государственную Думу РФ. Тогда партии «Яблоко», «Патриоты России» смогли пополнить свои бюджеты до 180 млн руб., а СПС — до 380 млн руб. В остальное время, как и у других организаций, их прибыль исчислялась лишь десятками миллионов рублей4.
Необходимо отметить, что территориальные избиркомы не занимаются системно публикацией финансовых отчетов парторганизаций. Поэтому помимо ана- дд лиза доходов нам приходилось ссылаться на данные о расходах партий, затраченных на финансирование региональных отделений, но даже такой поверхностный подход позволяет сформировать представление об их возможностях (таблица 2).
га ф х
4 ш
5 ^
о
га
Iis
2 о
1 См.: Информационное агентство REGNUM. URL: http://pda.regnum.ru/news/yamal/ с?
2424360.html (дата обращения: 15.05.09). В
См.: Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского авто- * номного округа — Югры. URL: http://admhmao.ru/committe/Admin/kom_aos/Issled/2005/6.htm о (дата обращения: 15.05.09).
3 См.: Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: http://old.adm tyumen.ru/strogalshikov_10 (дата обращения: 15.05.09).
4 См.: Центральная избирательная комиссия РФ. URL: //http://www.cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet.jsp (дата обращения: 15.05.09).
Таблица 2
Сведения о формировании (доходах или расходах) денежных средств политических партий (в тыс. руб.)
Название партии Тюменская область ХМАО ЯНАО
2007 г. доход 2006 г. расход 2007 г. расход 2007 г. доход 2006 г. расход 2007 г. расход 2007 г. доход 2006 г. расход 2007 г. расход
1. «Единая Россия» 4271 5544 7082 6314 12633 11846 6910 8961 13300
2. «Справедливая Россия» 365 «Родина» 959 1280 185 «Родина» 995 1176 502 «Родина» 862 976
3. «КПРФ» 129 129 1192 128 463 253 80 112 652 расх.
4. «ЛДПР» 25 на выборы и конф-и 499 на выборы 73 на выборы и конф-и 689 на выборы 0 45 на выборы и конф-и 0 0
5. «Аграрная партия России» 30 28 303 — — — — —
6. «Яблоко» 64 74 222 54 101 132
7. «Патриоты России» 30 518 220 — — — —
8. «Зеленые» - - - - - - - - -
9. «Народный Союз» 48 60 —
10. «Партия социальной справедливости» 303 33 38
11. «СПС» 105 175 1280 0.7 2145 на выборы 300
Из данных таблицы видно, что на региональном уровне, как и на федеральном, несравненным лидером по доходам и расходам является «Единая Россия». Разрыв в доходах (расходах) по сравнению с другими партиями является критическим, остальные политические игроки в совокупности не обладают и половиной финансовых ресурсов единороссов. Хорошим финансовым потенциалом обладает партия «Справедливая Россия». Уступают в возможностях, но все же располагают достаточными средствами для политической деятельности ЛДПР и КПРФ. Львиная доля их партийных доходов формируется за счет пожертвований юридических лиц.
Предположение о большом значении партийных ресурсов подтверждают итоги выборов региональных органов власти в 2005—2007 гг. Так, формирование Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа IV созыва прошло в два этапа: 27 марта 2005 г. и довыборы 23 октября 2005 г. Ямальская Дума состоит из 22 депутатов: 11 народных представителей избраны по единому избирательному округу (партийным спискам), 8 представителей — по одномандатным избирательным округам, 3 представителя — по многомандатно-
1 Таблица составлена по данным Центральной избирательной комиссии РФ (URL: http:// www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet.jsp); Избирательной комиссии Тюменской области (URL: http://tyumen.izbirkom.ru/way/927536.html); Избирательной комиссии ХМАО (URL: http://www.admhmao.ru/power/izkom); Избирательной комиссии ЯНАО (URL: http:// yamal№e№etsk. izbirkom.ru/).
idex.htm (дата обращения: 15.05.09).
4 См.: Официальный сайт Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http://www.dumahmao.ru/top/tmv/generalinformation/ (дата обращения: 15.05.09).
5 См.: Сайт избирательной комиссии Тюменской области. URL: http://www.tyumen.izbirkom.ru/ way/F81D816F-A4ED-4423-BE30-A75BB37CADB3/obj/2D09EE DE-024B-4904-9DE2-938610F80A4D.html (дата обращения: 15.05.09).
му избирательному округу1. По единому избирательному округу 5 %-й барьер преодолели только три политические партии: «Единая Россия» — 60 %, «Родина» — 11 % и КПРФ — 7 %. Партия «Родина» получила 2 места, КПРФ —
I место, 5 независимых депутатов. Только единороссам удалось сформировать собственную фракцию, состоящую из 16 человек2. Все руководящие посты заняли представители «Единой России». Возглавляет Думу член правящей партии С.Н. Харючи, «медведям» достались 5 из 6 профильных комитетов и все 6 депутатских комиссий.
12 марта 2006 г. в Югре состоялись выборы депутатов окружной Думы четвертого созыва. Впервые они проводились в рамках смешанной избирательной системы: по партийным спискам — 14 мест, одномандатным округам — 11 мест и единому трехмандатному округу — 3 места. Депутатами стали 28 человек. 5 %-й барьер преодолели 4 политические партии: «Единая Россия» набрала 54 %, ^ ЛДПР — 10 %, КПРФ — 9 %, Российская партия пенсионеров — 9 %3. о Парламентское большинство представляют 22 депутата от фракции «Единая о Россия». ^
После ликвидации партии пенсионеров и конфликта с лидером окружного * отделения партии «Родина» М.И. Сердюком депутат В.Н. Зиновьев (от партии пенсионеров) возглавил Тюменское региональное отделение партии «Патрио- 3 ты России», а созданная «Справедливая Россия» потеряла потенциального пред- ^ ставителя в окружном парламенте. В составе депутатского корпуса 2 члена § ЛДПР. За партией КПРФ числилось 2 мандата: А.В Смирнова и Г.Н. Хотмиро- ( ^ ва. Однако Г.Н. Хотмиров после конфликта с первым секретарем окружкома * 8 партии В.В. Кононовым неожиданно для товарищей перешел к единороссам, и о 3 численность фракции увеличилась до 23 человек. 1 ^
В результате этого председателем окружной Думы был избран В.С. Сонды-ков, заместителями — А.И. Сальников, А.Н. Сидоров, Е.Д. Айпин. Все состоят в партии власти4. Три из четырех депутатских комиссий принадлежат им же. Комиссию по регламенту, вопросам депутатской деятельности и этике воз- 8 главляет формально беспартийный Ю.И. Важенин (ген. директор ООО «Газп- * ром переработка»), но его кандидатура была выдвинута «Единой Россией». о
Выборы депутатов Тюменской областной Думы четвертого созыва состоялись
II марта 2007 г. Было избрано 34 депутата: 17 — по единому избирательному округу и 17 — по одномандатным избирательным округам. За единороссов проголосовало 65 % жителей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. ЛДПР набрала 10 % голосов, «Справедливая Россия» — 8 %, КПРФ — 8 %5. Избирательное
га га х
Ч
5 ^
со
Iis
I 3 2о
87
оо
1 См.: Выборы депутатов Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2005. . Электоральная статистика. Салехард, 2006. С. 7, 136.
2 См.: Сайт законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: http:// dumyanao. ru/ index.php?do=cat&category=edinirosy (дата обращения: 15.05.09).
Ja
' См.: Сайт избирательной комиссии ХМАО. URL: http://www.admhmao.ru/power/izcom/itogy/ 5
S
о
объединение ЛДПР получило 2 мандата, «Справедливая Россия» — 1, КПРФ — тоже 1. К 13 депутатам, прошедшим по единому избирательному округу, присоединились одномандатники-единороссы, и сформировалась большая фракция «Единой России» (30 человек). Председатель Думы С.Е. Корепанов, его заместители, руководители 5 комитетов и постоянной комиссии принадлежат к партии власти1.
Таким образом, во всех трех законодательных собраниях сложноустроен-ного субъекта абсолютное большинство депутатских мест принадлежит «Единой России». Единороссы имеют не только количественное, но и качественное превосходство перед своими конкурентами, контролируя все ключевые посты. Это не является особенностью «тюменской матрешки», аналогичная ситуация наблюдается в России практически повсеместно. «Единая Россия» имеет большинство в 79 из 83 законодательных собраний, что позволяет называть ее партией власти2. Исполнительные органы также находятся под контролем гу-бернаторов-единороссов. Успех «Единой России» обеспечен благодаря мощной ресурсной базе. Остальные политические партии представлены в региональных властных структурах в пропорциях, примерно соответствующих имеющимся ресурсам, что подтверждает нашу гипотезу о значимости ресурсного фактора.
1 См.: Официальный сайт Тюменской областной Думы. URL: http://www.duma72.ru/ (дата обращения: 15.05.09).
См.: Хамраев В. Губернаторов уступают партиям. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx? DocsID= 1110176&nodesID=2 (дата обращения: 15.05.09).
А.П. Кошкин,
доктор политических наук, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова O.A. Сергеева,
преподаватель Военной академии войсковой ПВО ВС РФ (г. Смоленск)
Политические аспекты влияния власти на развитие малого бизнеса в современной России
Сегодня все политики, экономисты, государственные и общественные деятели признают необходимость оказания помощи малому бизнесу. Однако как только начинается научная дискуссия или производится попытка реально помочь этому бизнесу, их организаторы сразу же сталкиваются с ключевым вопросом: как это сделать? В нашей стране власть также демонстрирует заинтересованность в развитии малого бизнеса, подчеркивает свою готовность нести ответственность перед обществом за выполнение этой важной задачи. Тем не менее в России много людей, достаточно скептически относящихся к многочисленным заверениям политического руководства государства