Научная статья на тему 'Трансформации партий России на региональном уровне: электоральный аспект (2003-2010 годы)'

Трансформации партий России на региональном уровне: электоральный аспект (2003-2010 годы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
427
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИИ / РОССИЯ / ТРАНСФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / РЕГИОНЫ РОССИИ / ELECTORAL ASPECT OF RUSSIA'S REGIONS / PARTIES / RUSSIA / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

Цель статьи выявить тенденции трансформаций партий России на региональном уровне в 2003-2010 гг. Основное внимание уделено изменениям электоральной поддержки партий на выборах законодательных собраний регионов. Исследованы политические эффекты партийной и избирательной реформ в субъектах федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations of the parties in Russia at the regional level: the electoral aspect (2003-2010s.)

The article is primarily aimed at identifying trends in transformations of the parties in Russia at the regional level in 2003-2010 with its emphasis being placed on the changes in electoral support for parties in the election of legislative assemblies of regions. The article also investigates the eff ects of the party and electoral reforms in the regions.

Текст научной работы на тему «Трансформации партий России на региональном уровне: электоральный аспект (2003-2010 годы)»

А.В. Баранов

ТРАНСФОРМАЦИИ ПАРТИЙ РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2003-2010 ГОДЫ)

Тема, заявленная в настоящей статье, представляется актуальной, потому что партийная и электоральная реформы 2000-х годов противоречиво влияют на региональные отделения партий России. Вертикальная интеграция партийной системы и тенденции доминирования партии «Единая Россия» сталкиваются с объективными ограничениями: спецификой диспозиции акторов политики на региональном уровне, необходимостью нести ответственность за экономический кризис и социальные проблемы, внутрипартийными конфликтами. При успешной стандартизации партийных систем регионов сохраняется неравномерность поддержки «партии власти». Электоральная поддержка оппозиционных партий не убывает. Представляют интерес «исключения из правил» — успех оппозиционных партий в 2007-2010 гг. в Новосибирской, Иркутской, Волгоградской областях, на муниципальном уровне (Ставрополь, Новочеркасск, Волгоград и др.)

Цель статьи — выявить тенденции трансформаций партий России на региональном уровне в 2003-2010 гг. Основное внимание уделено изменениям электоральной поддержки партий на выборах законодательных собраний регионов. Исследованы политические эффекты партийной и избирательной реформ в субъектах федерации.

Проблематика партийной системы в регионах России исследована в работах Л. В. Сморгунова [1], Г. В. Голосова [2], Ю. Г. Коргунюка [3], А. Ю. Глубоцкого и А. В. Кы-нева [4]. Участие партий в региональных собраниях, коалиционная политика проанализированы Р. Ф. Туровским [5]. Специфика партийных ориентаций электората в условиях экономического кризиса 2008-2010 гг. оценивается В. С. Авдониным [6].

Эмпирическая основа работы включает в себя статистические итоги выборов в законодательные собрания субъектов федерации, законодательные акты РФ и субъектов федерации.

Можно полагать, что партии конкурентного типа в регионах России остаются слабо институционализированными. Показателями этого служат: представленность партии в органах власти; количество ее членов; наличие региональной сети; итоги участия в национальных и региональных выборах. Большинство партий создано элитами «сверху», а не на основе интеграции самоорганизованных местных инициатив. Партии строятся вокруг лидеров и их клиентел. Агрегация социально-групповых интересов после периода крайней партийной фрагментации 1990-х годов вновь переходит к доминирующим партиям, лояльным в отношении федеральных политических элит и корпоративного бизнеса. Партии в регионах тесно взаимосвязаны с клиентелами, встроены в неформальные сообщества. Как отмечает П. В. Панов, несколько партийных отделений часто находятся под контролем одной правящей группировки и, напротив: одно отделение контролируется несколькими кланами [7, с. 273]. То есть правовая институционализация партий не означает закрепления демократической многопартийности. А. В. Понеделков и А. М. Старостин вводят для объяснения термин «элитократия», т. е.

© А. В. Баранов, 2011

неформальная концентрация власти и собственности в руках элитных групп [8, с. 143144]. Последние воздействуют на партийную сеть: искажают структуру политических интересов граждан и их волеизъявление путем электоральной инженерии; партийная система обретает имитационный характер; она не защищена от неформальных воздействий элит.

Данная система строится на основе неформальных персонифицированных обменов ресурсами. Бывшие ранее публичными противоречия и конфликты между партиями и иными акторами перемещаются внутрь доминирующей партии, но не исчезают. Внутрипартийные коалиции борются за посты в отделениях «партии власти», за контроль над бизнес-проектами и т. д. «Единая Россия» превратилась в новую «институциональную площадку», где развертывается борьба между элитными группами за ресурсы власти. Партикуляризм по-прежнему преобладает во взаимодействиях региональных отделений партий с федеральным уровнем, внутри отделений [9, с. 166-167].

Важный фактор развития партийной системы — законотворчество, на основе которого конструируются новые политические практики. Федеральный закон РФ «О политических партиях» 2001 г. крайне важен для создания стимулов участия региональных акторов в общероссийских партиях [10]. Закон вызвал тенденции монополизации политического рынка. Он унифицировал нормы деятельности партий в регионах.

В этом же направлении действуют изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 24 июля 2002 г. [11]. Новеллы устанавливали: не менее 50% депутатов законодательного органа должны избираться пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. Изменения повысили статус общероссийских партий в регионах, облегчили создание партийных фракций в законодательных органах субъектов РФ.

Новые правовые нормы способствуют закреплению вертикальных сетей партий. Что получают акторы от новой модели политических отношений? «Центр» получает быстрый рост пространственной сети партий при уменьшении затрат; в региональные отделения передается оперативное принятие решений. Региональные отделения получают имидж и позиционирование, поддержку в решении конфликтов. Поскольку к 2001 г. сети общероссийских партий в регионах были слабы, преобладающим путем партийного строительства стало поглощение региональных партий и объединений общероссийскими партиями, что сопровождалось переделом сфер влияния.

«Единая Россия» в большинстве регионов стала «партией власти», но рост ее статуса стимулировался внутриэлитными договоренностями в большей мере, чем укреплением кадрового потенциала. Достигнуты высокие результаты на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ (2003-2008), но в ряде регионов наметились внутрипартийные конфликты из-за ускоренного и не всегда качественного рекрутирования.

ЛДПР и «Родина» строили отношения с региональной властью на основе компромисса и прагматизма. Часты переходы уже добившихся влияния активистов этих сил в «партию власти» вместе со своими ресурсами. Либеральные партии — СПС, «Яблоко», «Правое дело» — представлены в регионах фрагментарно — в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, на Урале, в Самарской, Нижегородской и Ярославской областях. Их тактика строится чаще всего в русле осторожной оппозиции власти региона.

Закон «О политических партиях» лишил региональные и местные избирательные объединения права участвовать в выборах общероссийских и региональных органов власти. Также вступила в силу с 2003 г. новелла о введении смешанной избирательной системы в формировании законодательных органов субъектов РФ. Инициирующая роль в формировании вертикальных сетей партий перешла к общероссийским инстанциям, что создало качественно иную диспозицию сил в регионах.

Рассмотрим влияние реформ законодательства о партиях и выборах на региональные сети партий. В итоге более жестких требований количество партий в РФ сократилось за 2006-2009 гг. с 35 до 7 [12]. Характерно, что ни одна инициативная группа по регистрации общероссийских партий, кроме «Справедливой России», не добилась успеха, т. е. в партийной системе идет концентрация ресурсов влияния.

Второй раунд реформ реализован в 2005-2007 гг. Среди политически значимых новелл:

— повышение минимальной численности членов партии с 10 до 50 тыс. чел. по РФ (с 1 января 2006 г.), в 50% региональных отделений — до 500, а в остальных — до 250 чел.;

— ликвидация права избирательных блоков участвовать в федеральных и региональных выборах (с лета 2005 г.);

— отмена права депутатов покидать свою партию, а партиям — включать в списки представителей других сил (с лета 2006 г.);

— новые правила бесплатного доступа к государственным СМИ;

— снижение порога явки граждан на региональные выборы до 20%;

— повышение заградительных барьеров на парламентских выборах;

— унификация сроков региональных выборов;

— запрет на агитацию «против всех» кандидатов и отмена графы «против всех» в бюллетенях (с 2007 г.) [13, с. 147-148; 14, с. 40].

В 2003-2006 гг. серьезно меняются региональные акты. Например, в Москве установлен десятипроцентный заградительный барьер, сумма избирательного залога увеличена до 15 млн руб. (для партий) и 1,35 млн руб. (для одномандатников) [13, с. 147148]. Широко используется отстранение от участия в выборах оппозиционных сил под процедурным предлогам («Яблоко» в Санкт-Петербурге и Карелии, «Родина» — в Москве, и др.).

В итоге комплекс нормативных новшеств поощряет втягивание региональных политиков в «партию власти». Мотивы участия в «Единой России» выявлены П. В. Пановым [9, с. 159]: дополнительная поддержка на выборах, удешевление затрат на получение статуса, дополнительные каналы влияния на органы власти; право региональных отделений «ЕР» приоритетно предлагать кандидатуру губернатора и др.

Вместе с тем интересы региональных элит в отношении партий остаются противоречивыми в зависимости от общественной среды региона и композиции акторов. А. В. Кынев доказал, что ряд глав регионов и их клиентел не проявили желания поддержать партийное строительство либо вели двойную игру [13, с. 155]. Это вызвано монократическим режимом (Чечня, Хабаровский край, Чукотка), близкой отставкой губернатора (Ивановская, Камчатская области) либо конфликтом с региональной сетью «единороссов» (Костромская, Амурская области). В ряде случаев пассивность элит объяснялась их расколом на клиентелы губернатора и мэра (Ставропольский край, Самарская и Волгоградская области), что снижало рейтинг «партии власти».

Первый раунд избирательных кампаний, проведенных в регионах по смешанной системе (2003-2004 гг.), повысил роль оппозиционных или впервые созданных партий. Это объяснялось дефицитом ресурсов и неопытностью «партии власти». Однако последующие кампании показали рост влияния лояльных партий, сплоченных вокруг главы региона и крупного бизнеса. О. В. Попова полагает, что преимущество с 2005 г. получил единственный вариант развития — к партийной системе с одной доминирующей силой [14, с. 41]. Такая система обслуживает интересы федеральной исполнительной власти, обеспечивает монопольный контроль над СМИ. Автономные от власти партии снижают свой статус от системной оппозиции к формальной, а радикальная их часть теряет право участия в выборах.

Рассмотрим потенциал влияния и изменения роли основных партий на региональном уровне за 2004-2010 гг. Правящая и лояльные партии активно наращивают ресурсную базу. Членами «ЕР» стали 75 глав регионов [15, с. 102]. Напротив, неуклонно снижается численность оппозиционных и условно лояльных партий. В регионах не осталось губернаторов, декларирующих причастность к этим партиям. Новой «технологией» наращивания ресурсов правящей партии стала смена ориентаций избранных от оппозиции губернаторов и мэров. Так, глава г. Волгограда Р. Гребенников, избранный при поддержке КПРФ и иных левых сил (май 2007 г.), вскоре стал членом «Единой России», что не спасло его от обвинений в нелояльности и принудительной отставки в феврале 2011 г. [16].

«Справедливая Россия», тоже будучи продуктом электоральной инженерии, выполняет заказ на умеренно-условную левоцентристскую оппозицию. В ее пользу работает эффект «новой, незапятнанной» силы, проверенный на опыте А. И. Лебедя, СПС и «Родины». Успехи «Справедливой России» на выборах мэров Самары и Ставрополя показывают, что в обществе созрел запрос на левоцентристскую политику. Остается неясным, насколько «Справедливая Россия» устойчива и однородна, не повторит ли она участь «имитационных патриотов» — КРО и «Родины», насколько федеральная власть готова к раздвоению партийных ресурсов.

ЛДПР во многом сходна со «Справедливой Россией» в державной риторике, но экономически ориентирована на интересы предпринимателей. ЛДПР участвовала во всех региональных кампаниях, добившись в 2006 г. неплохих итогов — от 3,75 до 14,58% голосов [17, с. 99]. Она имеет широкую территориальную сеть, но ее успехи лимитированы клиентельным характером организаций и доверием харизматическому лидеру.

Либеральная часть спектра представлена СПС, «Яблоком», Демократической партией России, а с 2008 г. — партией «Правое дело». Они сохраняют очаги влияния в урбанизированных регионах (столицы, Пермская, Свердловская, Ярославская, Самарская области). Но либеральные силы разобщены, не сумели пойти на компромиссы для интеграции ресурсов, склонны к прагматической поддержке «партии власти».

Из партий, имеющих шансы преодолеть заградительный барьер, относительно последовательную оппозицию представляет КПРФ. В ее пользу действует отлаженная сеть территориальных отделений, сохранение «идейного» сегмента избирателей, реальная артикуляция групповых интересов. Но КПРФ ограничена в финансовых и кадровых ресурсах, не может предложить избирателям модернизированные лозунги. «Справедливая Россия», отчасти — «ЕР» и ЛДПР способны успешно конкурировать с коммунистами за их электорат.

Оценка изменений партийной системы в регионах осложнена тем, что на разных этапах реформ электоральные последствия противоречивы. Велики и межрегиональные различия.

На первом этапе реформы (декабрь 2003 — весна 2005 гг.) парламентские выборы по смешанной системе состоялись в 33 регионах. Конкуренция между партиями и блоками возросла. Успешно выступали региональные блоки (еще не запрещенные) и левоцентристские партии «второго плана» — Аграрная партия, Российская партия пенсионеров и др. [13, с. 149-150; 1, с. 17-20]. Повышение заградительного барьера и сокращение числа партий, допущенных к выборам, способствовали, напротив, росту влияния «Единой России». По расчетам Л. В. Сморгунова, удельный вес депутатов от «ЕР» превышал долю набранных голосов избирателей на 9,1%, что нельзя считать сверхпредставленностью. Л. В. Сморгунов провел классификацию партийных систем 27 регионов на интервале 2004 — лета 2005 гг. по индикаторам: эффективному числу парламентских партий (ЭЧПП), доле мест «Единой России», КПРФ и трех ведущих по мандатам партий [1, с. 20-21]. В итоге выделены 3 типа систем: умеренной многопартийности с ведущей партией (ЭЧПП = 3,5, доля мест «ЕР» 39,9%); двухпартийной системы с доминирующей партией (ЭЧПП = 2,0, доля мест «ЕР» — 69,9%); крайне многопартийной системы с конкурирующими партиями (ЭЧПП = 4,57, доля мест «ЕР» — 29,8%). Первая из систем сложилась в 7 регионах из 27, вторая — в 5, третья — в 15 (с учетом пропорциональной и мажоритарной частей мест).

На интервале 2003-2005 гг. строит исследование П. В. Панов (расчеты по 44 регионам) [9, с. 161-165]. Индикаторы, выбранные для анализа, совпадают с таковыми в работах Л. В. Сморгунова, что делает возможным корректное сравнение. В 18 регионах «Единая Россия» получила свыше 50% мест в легислатурах. Субъекты федерации резко различаются по ЭЧПП: от 1,1 (Татарстан) до 5,0 (Ярославская, Тульская, Рязанская, Амурская области) [1, с. 21-22]. Неконкурентные режимы с доминирующими акторами используют партии для закрепления власти, т. е. избирательная реформа способствует снижению партийной конкуренции. И напротив, в регионах с сохранившимися конкурентными институтами реформа привела к успеху оппозиционных партий. Итак, дело в типе режима, а электоральные нормы действуют противоречиво.

После ужесточения законодательства (лето 2005 г.) прирост голосов за «Единую Россию» достигнут в 12 регионах из 20 (с осени 2005 по лето 2006 гг.), несмотря на мощные административные воздействия [13, с. 152-154]. Проиграли от реформы правоцентристские партии и КПРФ, а выиграли (наряду с «партией власти») левоцентристы. Сократилась активность избирателей. Эти тенденции прослеживаются и в синхронизированных по регионам кампаниях начиная с осени 2006 г. [18, с. 156-158].

По выводам Р. Ф. Туровского, распределение мандатов в региональных собраниях сильно отличается от уровня поддержки партий на выборах. Это можно объяснить консолидацией акторов, преодолевших заградительный барьер, формированием правящих коалиций, объединением мелких партийных групп [5, с. 9], формулой распределения мест.

Овладев большинством в региональных легислатурах, партия «Единая Россия» тем не менее применяет различные тактики взаимодействия. Выбор совершается между однопартийным доминированием и межпартийными прагматическими коалициями. По подсчетам Р. Ф. Туровского, к осени 2009 г. «Единая Россия» применяла режим мажоритарного доминирования в 35 региональных парламентах из 81 изученного.

В 46 собраниях создавалась коалиция. Причем ее участниками чаще всего становились КПРФ (27 случаев), «Справедливая Россия» (22 случая), ЛДПР (17 случаев) [5, с. 20-21]. Но тенденция однопартийного доминирования в собраниях нарастает. Она связана с уровнем поддержки «Единой России» на выборах. В регионах, где «Единая Россия» набрала свыше 50% голосов по партийным спискам, мажоритарное правление наблюдается в 24 из 40 случаев; в регионах с меньшим рейтингом «партии власти» — в 11 из 41 случая [5, с. 27-28].

Состав коалиций в легислатурах зависит от факторов: прочности регионального правящего режима, авторитета и ресурсов влияния губернатора, внутриэлитных отношений, «повестки дня» политических кампаний. Опыт выборов по смешанной системе подтвердил, что из федеральных партий стабильного успеха добиваются «Единая Россия» и КПРФ. Другие партии побеждают только при включении в списки харизматических лидеров.

Можно рассмотреть проблемы партий в регионах и с позиции избирателей. Возможности контроля граждан над поведением депутатов на деле отсутствуют. Не действует либо крайне осложнен механизм отзыва депутатов. Отчеты перед населением формальны, ни к чему не обязывают депутата. По выражению В. А. Ковалева, нет гарантий сохранения «политических вкладов» граждан и их «конвертируемости» в прибыльные политические предприятия, в данном случае — партии [19, с. 260-262].

Влияние экономического кризиса 2008-2011 гг. на партийную систему регионов противоречиво. Избиратели стали более активно проявлять протестные настроения. Однако нормы обновлений избирательной системы (запрет голосования «против всех», повышенный заградительный барьер, отказ в регистрации предвыборных списков неугодных партий) ограничивают потенциал конвертации протеста в поддержку партий. Предложения Президента Российской Федерации о реформах политической системы, высказанные в Послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г., во многом блокируются [20].

Так, инициативу о предоставлении одного мандата партийным спискам, получившим на региональных выборах от 5 до 7% голосов (меньше заградительного барьера) поддержал лишь один субъект федерации — Воронежская область. Федеральный закон, по которому с 1 сентября 2011 г. изменится количество депутатов региональных законодательных собраний, позволяет варьировать численность корпуса. Так, в регионах с численностью избирателей от 1 до 2 млн чел. введена «вилка» от 35 до 90 депутатов; в более населенных регионах — от 45 до 110 депутатов. Региональные собрания, как правило, выбирают «нижнюю планку» численности. Затрудняется успех оппозиционных партий, завышается размер избирательных округов, стоимость кампании [21, с. 11-13]. Манипуляции также проявляются в уменьшении числа депутатов, работающих на постоянной основе; в распределении мандатов между партийными списками по методам делителей Империали, что дает дополнительные преимущества победителю выборов.

Рассмотрим тенденции электоральной поддержки партий на выборах в региональные собрания 2008-2010 гг. Партия «Единая Россия» победила во всех кампаниях. Но удельный вес ее поддержки снизился по всем регионам (см. табл. 1) [22].

Сравнительный анализ 32 регионов, где состоялись выборы с октября 2008 по октябрь 2010 г., подтверждает неоднородность партийных сетей. Так, «Единая Россия» имеет повышенное влияние (более 60%) в Воронежской, Белгородской областях, Тыве,

Таблица 1. Сравнительные результаты голосования за политические партии по пропорциональной системе на выборах депутатов Государственной Думы РФ 2 декабря 2007 г. и выборах депутатов региональных собраний (март 2008 — октябрь 2010 гг.) (%)

Политические партии 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г.,

декабрь март и октябрь март и октябрь март и октябрь

«Единая Россия» 64,30 67,80 65,13 52,42

КПРФ 11,57 10,95 15,38 18,53

ЛДПР 8,14 8,15 6,32 11,64

«Справедливая Россия» 7,14 6,55 7,75 12,50

Ямало-Ненецком автономном округе. Снижено ее влияние (менее 45%) в Свердловской, Иркутской, Новосибирской областях [21, с. 222-225].

Наблюдается рост поддержки всех оппозиционных парламентских партий на интервале 2009-2010 гг. Относительное ее снижение было лишь в 2008 г., когда экономический кризис еще не набрал оборотов. КПРФ достигла наибольшего успеха (свыше 19%) в Курганской, Новосибирской, Костромской, Калужской, Свердловской областях и Республике Алтай. Остается низким ее рейтинг в регионах с давними традициями манипулирования голосами: Тыве, Кемеровской области, Ямало-Ненецком АО (менее 10% голосов).

ЛДПР получила повышенную поддержку (более 14 %) в Рязанской, Свердловской, Костромской областях. Ее рейтинг вырос даже в республиках и автономиях, где обычно непопулярны имперские лозунги партии (Тыва, Ямало-Ненецкий АО).

«Справедливая Россия» добилась наибольших успехов (от 15 до 20%) в Свердловской, Курганской, Новосибирской областях, Хабаровском крае, Республике Алтай. Слабым остается влияние партии в Белгородской, Воронежской, Калужской, Рязанской областях (5-10%).

Партии, не представленные в Государственной Думе РФ («Правое дело», «Патриоты России», «Яблоко»), участвуют в выборах в меньшинстве регионов. Ни одна из этих партий не смогла набрать 3% голосов. Наблюдается рост поддержки «Патриотов России» и спад поддержки либеральных партий.

Анализ пространственных распределений голосований подтверждает, что оппозиционные партии популярны в городах и регионах с концентрацией образованного и молодого электората. «Партия власти», напротив, имеет повышенную поддержку в отдаленных сельских местностях, малых и средних городах, а также в полиэтничных регионах с традициями административного контроля над голосованием.

Новой тенденцией можно признать рост прагматизма в действиях оппозиционных партий. Так, КПРФ и ЛДПР обеспечили успех за счет привлечения в списки кандидатов предпринимателей, выходцев из малых партий и «Единой России» [18, с. 157].

Растет число субъектов федерации, где «Единой России» не удается получить по партийным спискам 50% голосов. В марте 2008 г. это произошло в одном регионе из 11, в марте 2009 г. — в 2 из 9, в марте и октябре 2010 г. — в 5 из 14 [23].

Наибольшие выгоды от спада влияния «партии власти» получает умеренная оппозиция — ЛДПР, «Справедливая Россия», «Патриоты России». Их электоральная под-

держка растет в большей мере, чем КПРФ. За 2009 — март 2010 гг. число сторонников ЛДПР на региональных выборах выросло в 2,23 раза, «Справедливой России» — на 89%, КПРФ — на 36%. Это ведет к отказу умеренной оппозиции от коалиций с КПРФ в ряде региональных собраний. Растет региональное разнообразие позиционирования и коалиций партий, что вынуждает партии вести более агрессивно предвыборную борьбу. Стихийное недовольство граждан начинает более успешно выражаться в поддержке оппозиционных партий. Вместе с тем среднерегиональный рейтинг поддержки «Единой России» (52,4% на выборах 2010 г.) составляет значительный потенциал правящей партии [21, с. 222]. Тенденции развития партийной системы в регионах России зависят от эффективного коалиционного взаимодействия, от привлечения на свою сторону лидеров общественного мнения.

Итак, выявлены политические последствия партийной и электоральнолй реформ: доминирование картельных партий, поглощение сетей региональных партий общероссийскими, преобладание государственно-корпоративного типа партогенеза. В российских регионах преодолена автономия и плюральность партийных систем, сложилась вертикально интегрированная система с доминированием «партии власти» — «Единой России». В системе мотивов партийного структурирования обществ идеологические размежевания отходят на второй план, уступая главную роль прагматическому позиционированию в отношении правящих элит. С этими тенденциями связан кризис оппозиционных партий «первого поколения»: КПРФ, РДП «Яблока», социал-демократических партий. Анализ голосований подтверждает поддержку центристского и консервативного тренда, национал-этатистских идеологем.

Перспективы развития партий России на уровне регионов зависят от влияния внешних макрополитических факторов: социально-экономической динамики, степени консолидации элит, меры автономии СМИ. Преобладающим типом партий в регионах будет оставаться картельный. Но успех «Единой России» неравномерен по регионам, зависит от экономической конъюнктуры. Протестное голосование в пользу условной оппозиции («Справедливой России», ЛДПР, СПС, «Правого дела») будет проявляться в силу объективного состояния общества. А возможности электоральной инженерии в рамках демократии близки к пределу.

Региональный уровень партийной системы не обречен на мопонополизм, потому что факторы его строения во многом «эксрегиональные»: уровень цен на энергоресурсы, подавление угроз терроризма, влияние мировой политики и иностранных инвесторов. Поскольку уровень идеологической и институциональной зрелости кадров партий низок, ускоренное внедрение «партии власти» привело к плюрализму интересов и клиентел внутри доминирующей партии. Позитивный выход — в повышении роли парламентаризма, в формировании «снизу» институтов и отношений гражданского общества.

Литература

1. Сморгунов Л. В. Новые электоральные институты и региональные парламенты России: плюрализация монополизация // Политическая экспертиза. СПб., 2006. Т. 2, № 2. С. 6-24.

2. Голосов Г В. Фрагментация партийных систем: новый метод измерения и его применение к результатам выборов российских региональных законодательных собраний (2003-2008) // Электоральное пространство современной России. Политическая наука: Ежегодник 2008. М.: РОССПЭН, 2009. С. 9-26.

3. Коргунюк Ю. Г. Псевдодоминантная партийная система и предпочтения российских избирателей // Полития. 2009. № 4. С. 103-142.

4. Глубоцкий А. Ю., Кынев А. В. Партийная составляющая законодательных собраний регионов // Политические исследования (Полис). 2003. № 6. С. 71-87

5. Туровский Р. Ф. Конфигурация региональных партийных систем в России: получает ли победитель все? // Политическая регионалистика и исследования в регионах России. Политическая наука: Ежегодник 2010. М.: РОССПЭН, 2011. С. 9-42.

6. Авдонин В. С. Региональные выборы 2009-2010: тенденции и проблемы электоральных изменений // Политическая регионалистика и исследования в регионах России. Политическая наука: Ежегодник 2010. М.: РОССПЭН, 2011. С. 78-94.

7. Панов П. В. Реформа региональных политических систем и развитие политических партий в регионах // Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 270-274.

8. Понеделков А. В., Старостин А. М. Влияние административно-политических элит на российский партогенез: история и современность // Власть и элиты в российской трансформации. СПб.: Интерсоцис, 2005. С. 135-145.

9. Панов П. В. Новые правила формирования региональных органов власти в контексте трансформации отношений «центр — регионы» // Федерализм и российские регионы. М.: ИНИОН РАН, 2006. С. 147-176.

10. О политических партиях: Федеральный закон № 95—Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». М., 2003.

11. Политические партии, отвечающие требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», согласно информации, представленной Министерством юстиции Российской Федерации // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии РФ. 2011. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/ (дата обращения: 05.03.2011).

12. Кынев А. В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Полис. 2006. № 6. С. 145-160.

13. Попова О. В. Последствия изменения российского электорального законодательства в 2000-х годах // Перспективы политического развития России. Саратов: Изд-во Саратовского гос. соц.-экон. ун-та, 2007. С. 40-44.

14. Шугаев А. А. Российская партийная система: направления трансформации и критерии оценки // Перспективы политического развития России. Саратов: Изд-во Саратовского гос. соц.-экон. ун-та, 2007. С. 101-104.

15. Губернатор объяснил причины отставки мэра Волгограда // Сайт деловой газеты «Взгляд». 23 февраля 2011. URL: http://www.vz.rU/news/2011/2/23/470949.html (дата обращения: 06.03.2011).

16. Чувилина Н. Б. Конфигурация партийно-политического пространства России перед выборами в Государственную Думу 2007 г. // Перспективы политического развития России. Саратов: Изд-во Саратовского гос. соц.-экон. ун-та, 2007. С. 97-100.

17. Выборы в России 14 марта 2010 года: аналитический доклад / авт.-сост. А. В. Кынев, А. Ю. Бузин. М.: Голос, 2010. 172 с.

18. Ковалев В. А. Республика Коми в путине российского федерализма // Феномен Владимира Путина и российские регионы. М.: Материк, 2004. С. 195-266.

19. Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2011. URL: http://www. kremlin.ru/transcripts/5979/ (дата обращения: 23.02.2011).

20. Выборы в России 10 октября 2010 года: аналитический доклад / авт.-сост. А. В. Кынев, А. Ю. Бузин. М.: Голос, 2010. 238 с.

21. Результаты выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ по партийным спискам // Сайт Независимого института выбо-

ров. 2011. URL: http://www.vibory.ru/elects/reg-zak_r_07.htm; http://vibory.ru/elects/reg-zak_r_08. htm; http://vibory.ru/elects/reg-zak_r_09.htm; http://vibory.ru/elects/reg-zak_r_10.htm (дата обращения: 01.03.2011).

22. Итоги 2010 года: результаты региональных выборов как индикатор уровня электоральной поддержки парламентских партий // Официальный сайт Коммунистической партии Российской Федерации. 2011. URL: http://kprf.ru/rus_soc/86535.html?/ (дата обращения: 05.03.2011).

Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.