ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011:159.9 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-11-3-9
РЕСУРСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫБОРЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.А. Бабина
Рассмотрен эмоциональный интеллект как совокупность личностных ресурсов, имеющих метакогнитивную природу. Определены уровни эмоционального интеллекта у обучающихся в зависимости от выбранного направления учебно-тренировочной деятельности. Показаны ресурсы эмоционального интеллекта, описана их специфика, характерная для обучающихся в соответствии с выбранным направлением общей физической подготовки. Представлены результаты сравнительного анализа по выраженности ресурсов эмоционального интеллекта у обучающихся разных направлений учебно-тренировочной деятельности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, ресурсы и уровни эмоционального интеллекта, направления учебно-тренировочной деятельности.
THE RESOURCES OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS IN CHOOSING THE DIRECTION OF EDUCATIONAL AND TRAINING ACTIVITIES
Babina A.A., сandidate of pedagogical sciences, associate professor, babina. [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen Industrial University
Emotional intelligence is considered as a set of personal resources of metacognitive nature. The levels of emotional intelligence in students are determined depending on the chosen direction of educational and training activities. The resources of emotional intelligence are shown, their specificity, characteristic of students in accordance with the chosen direction of general physical training, is described. The results of a comparative analysis of the expression of emotional intelligence resources in students of different directions of educational and training activities are presented.
Key words: emotional intelligence, resources and levels of emotional intelligence, directions of educational and training activities.
Бабина Анна Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский индустриальный университет
Современные приоритеты российской системы образования предъявляют новые требования к будущим специалистам, и очевидно, что стало недостаточно компетенций, связанных только с образовательным процессом. Одной из важных задач образовательной системы является создание условий для проявления и развития социальной активности личности в контексте устойчивых взаимоотношений, обусловливающих социально-психологическую адаптацию и самореализацию личности. Эмоциональный интеллект рассматривается с этих позиций основным фактором обработки эмоциональной информации как в зарубежной (Д. Гоулман, П. Сэловей, П. Лопес, Дж. Блок и др.), так
и в отечественной научной литературе (А.С. Петровская, О.И. Власова,
Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Е.П. Ильин и др.), влияющий на повышение осознанности, инициативности и гибкости, уверенности в проявлении своих сил. Это основной фактор развития эмоциональной компетентности, позволяющий личности проявлять сосредоточенность и стрессоустойчи-вость в сложных ситуациях. Восприятие и адекватное выражение своих эмоций, способность контролировать и понимать их, отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции позволяют личности использовать полученную информацию для соответствующего мышления и целенаправленных действий в принятии решений.
Следует отметить, что эмоциональный интеллект рассматривается как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик [1, с. 19]. Это «интегральный ресурс, который помогает личности лучше адаптироваться к изменяющимся условиям, определяя успешность человека в будущем» [1]. В связи с этим эмоциональный интеллект рассматривают как личностный ресурс, характеристики которого способствуют продуктивным отношениям и адаптации [2]. Подчеркивается ключевая позиция эмоционального интеллекта в эффективности личностно-профессиональ-ной адаптации и снижении стрессоустойчивости [3]. Так, люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта негативные ситуации и свя-занные с ними обстоятельства оценивают как «менее стрессовые», по сравнению с другими людьми. Такие люди более довольны своей жиз-нью [4]. Связано это с тем, что «навык» лучшего понимания эмоций при необходимости обращается внутрь, актуализируя тем самым процессы самопонимания и самопознания.
Эмоциональный интеллект выдвигается как базовый ресурс, препятствующий эмоциональному выгоранию и способствующий выбору оптимальных копинг-стратегий в преодолении тревожности [5]. Связано это с тем, что способность осознавать и контролировать собственное эмоциональное состояние, уметь в нужный момент остановиться на пережива -ниях и понять их, адекватно интерпретируя, позволяет более эффективно выполнять свои профессиональные функции, что, безусловно, станет ценным навыком и в повседневной жизни в целом. Эмоциональный интеллект тесно связан с саморегуляцией [6], положительно коррелирует с самопри -нятием [6], рассматривается в качестве способности к творческому преоб -разованию эмоций, тем самым имеет связь с креативностью [7]. Так, в работе Дж. Р. Эверилла показаны структурные компоненты эмоционального интеллекта, проявляющиеся в определенных обстоятельствах как «эмоциональная креативность», тем самым он подчеркивает определенную связь этих феноменов [7].
Кроме этого, в структуре эмоционального интеллекта выделяют инструментально-стилевой и индивидуально-личностный (рефлексивный) компоненты, которые формируются именно в процессе обучения и после-
дующей профессиональной деятельности, обусловливая возможность осознавать самоэффективность в решении профессионально-личностных задач [7] и предсказывать успешность поведения индивидов в различных видах социальной активности [8]. Соответственно, эмоциональный интеллект стали изучать в следующих предметных областях: знание своих эмоций, знание эмоций других, управление своими эмоциями, управление эмоциями других [8].
Таким образом, рассматривая эмоциональный интеллект как когни -тивную способность обрабатывать эмоциональную информацию, следует подчеркнуть, что это ресурс личности, имеющий метакогнитивную при -роду. В связи с этим в изучении феномена «эмоциональный интеллект» огромное значение отводится метакогнитивным способностям: показана их роль в осуществлении планирования, контроля и анализа профессиональной деятельности.
Так, эмоциональный интеллект можно отнести к качествам личности, позволяющим поддерживать и развивать приобретенные эмоциональные навыки в процессе адаптации к различного рода ситуациям в формировании причинно-следственных связей. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае эмоциональный интеллект становится именно ресурсом (вспомогательным средством) формирования положительного результата личностного целеполагания в контексте субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Соответственно, в трудах многих исследователей (Е.А. Сергиенко, И.Н. Андреева, Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин и др.) выделяются биологический и социальный аспекты, межличностный и внутрилич -ностный контексты. Изучение зарубежной и отечественной научной литературы показало, что можно выделить несколько направлений в изучении этого понятия [9-11]. Так, подчеркивается значительная роль эмоционального интеллекта как метакогнитивной способности во взаимосвязи с эмоционально-волевыми, регуляторными процессами у спортсменов: с само -регуляцией и работоспособностью у них. Проявляется это во внутреннем психическом плане личности в процессе взаимодействия: в эмоциональной саморегуляции и рефлексии.
Целью исследования стало изучение проявления ресурсов эмоционального интеллекта у обучающихся в соответствии с выбранным направлением общей физической подготовки в учебно-тренировочной деятельности.
Задачи исследования:
- определить уровень эмоционального интеллекта обучающихся согласно выбранному направлению общей физической подготовки;
- показать и описать специфику ресурсов эмоционального интеллекта обучающихся в зависимости от сделанного выбора направления учебно-тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. Изучение ресурсов эмоционального интеллекта у обучающихся проводилось при помощи методики Н. Холла, позволяющей определить проявление показателей эмоционального интеллекта: эмоциональную осведомленность, особенности управления эмоциями, самомотивацию, эмпатию, способность распознавать эмоции других людей. Тест состоит из 30 утверждений. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -).
В опросе приняли участие обучающиеся 1-3-х курсов Тюменского индустриального университета в количестве 310 человек. Обучающиеся выбирали разные направления общей физической подготовки (волейбол, баскетбол, плавание, аэробику-фитнес). Респонденты были разделены на 2 группы: 1-я группа - обучающиеся в количестве 156 человек, которые выбрали игровые виды (групповые занятия, требующие обязательного командного взаимодействия и командной сплоченности - волейбол, баскетбол); 2-я группа - обучающиеся в количестве 154 человек, выбравших плавание и фитнес-аэробику, ориентированных преимущественно на индивидуальное выполнение упражнений и, соответственно, имеющих более индивидуально-ориентированную образовательную траекторию развития.
Результаты исследования и их обсуждение. Целью данной дифференциации являлось изучение особенностей проявления ресурсов эмоционального интеллекта у обучающихся в зависимости от выбранного направления общей физической подготовки (ОФП). Результаты представлены в таблице.
Уровни эмоционального интеллекта (ЭИ) обучающихся, %
Ресурсы ЭИ Игровые виды ОФП (156 чел.) Неигровые виды ОФП (154 чел.)
Уровень ЭИ Уровень ЭИ
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Эмоциональная осведомленность 45,5 31,1 22,5 23,2 40,3 36,5
Управление эмоциями 23,0 46,6 30,4 19,0 35,6 45,4
Самомотивация 23,3 55,3 21,4 21,2 54,2 24,6
Эмпатия 53,3 30,5 16,2 38,9 22,3 38,8
Распознавание эмоций других 48,3 25,3 26,4 35,5 30,5 34,0
Из таблицы видно, что большинство обучающихся имеют высокий и средний уровни эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоцио -нального интеллекта характерен для тех, кто ориентирован на командное взаимодействие (командные игры). Для них также свойственно лучшее
распознавание эмоций других людей (48,3 против 35,5 %) и эмоциональная осведомленность (76,6 против 63,5 %), ориентированы на более «индивидуальный» учебно-тренировочный процесс (фитнес-аэробика, плавание).
Лучшее управление эмоциями также характерно для обучающихся, которые выбрали командные игры и командное взаимодействие в общей физической подготовке: 69,6 % имеют высокий и средний уровни против 54,6 % предпочитающих «неигровые виды».
Самомотивация у обучающихся обеих групп является одинаково развитой, большинство из них имеют средний уровень. Эмпатия больше свойственна тем, кто предпочитает «групповые игры».
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта и его ресур -сов наблюдается у респондентов, не ориентированных на групповое взаимодействие. Очевидно, что эти направления (аэробика-фитнес, плавание) имеют свою специфику и более направлены на определение индивидуально-личностной траектории развития, а также постановку «индивидуальных» целей и не требуют постоянного командного взаимодействия от обучающихся.
Выводы
1. Эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность эмоционально-когнитивных способностей, проявляющихся в контексте внутриличностной и межличностной структуры отношений. Эти способности актуализируют личностные ресурсы эмоционального интеллекта, которые реализуются во всех сферах социально -профессиональной и личностной деятельности.
2. Ресурсы эмоционального интеллекта позволяют обучающимся осознать и определить предметно-стратегическую направленность своей учебно-тренировочной деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.
3. Определено, что высокий уровень эмоционального интеллекта, а именно: распознавание эмоций, управление эмоциями и эмпатия - характерны для обучающихся, выбор которых направлен на командные игры и командное взаимодействие. Следует предположить, что специфика деятельности «требует» от обучающихся проявления этих личностных ресурсов и, в свою очередь, определяет их дальнейшее развитие.
4. Самомотивация, как мотивационно-смысловой ресурс, проявилась на высоком и среднем уровнях у обучающихся в обеих группах. Это свидетельствует, что большинство студентов осознанно сделали выбор направления в соответствии со своими интересами и возможностями.
5. Полученные результаты помогают понять специфику выраженности ресурсов эмоционального интеллекта у обучающихся, характерную именно для данного выбора личностью того или иного направления общей физической подготовки.
6. Полученные результаты можно использовать для дальнейшего изучения феномена «эмоциональный интеллект». Выделенные эмоциональные ресурсы позволят прогнозировать успешность адаптации обучающихся и проектировать учебно-тренировочный процесс в соответствии с этим. Это позволит всем субъектам образовательного процесса осознать и расширить границы «внутреннего Я», понять ограничения, возможности своей деятельности и образовательного пространства.
Список литературы
1. Андреева И.Н., Мырадова А.О. Рефлексивный эмоциональный интеллект у студентов с различным уровнем ассертивности // Человече -ский фактор: социальный психолог. 2020. № 1(39). С. 278-288.
2. Баландина Л.Л., Митрюшина Н.Б. Эмоциональный интеллект как психологический ресурс личности студентов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2021. № 1. С. 53-62.
3. Психологические ресурсы работников организаций для детей-сирот с разным уровнем эмоционального интеллекта / В.Н. Ослон [и др.] // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 155-169.
4. Шейнов В.П. Связь эмоционального интеллекта, локуса контроля и удовлетворенности жизнью // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 4(20) С. 155-170.
5. Романов В.А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 189-192.
6. Ловягина А.Е. Метакогнитивные факторы самооценки психиче -ской саморегуляции у спортсменов // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2021. Т. 1. № 1-2. С. 78-83.
7. Андреева И.Н. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности с ценностями: половые различия в период ранней взрослости // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2023. № 1. С. 75-81.
8. Серафимович И.В., Посысоев Н.Н. Эмоциональный интеллект -предиктор профессионализма педагога? // Образовательная политика. 2020. № 2(82). С. 106-115.
9. Романова Е.Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1. С. 150-152.
10. Bakker A.B., Xanthopoulou D. Creativity and charisma among female leaders: the role of resources and work engagement // The International Journal of Human Resource Management. 2013. V. 24(14). P. 2760-2779.
11. Some key differences between a happy life and a meaningful life / R.F. Baumeister [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2013. V. 8. P. 505-516.
References
1. Andreeva I.N., Myradova A.O. Refleksivnyj emocional'nyj intellekt u studentov s razlichnym urovnem assertivnosti [Reflexive emotional intelligence in students with different levels of assertiveness] // Chelovecheskij faktor: social'nyj psiholog [Human factor: social psychologist]. 2020. No. 1(39). P. 278-288.
2. Balandina L.L., Mitryushina N.B. Emocional'nyj intellekt kak psihologicheskij resurs lichnosti studentov [Emotional intelligence as a psychological resource of students' personality] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo univer-siteta. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences]. 2021. No. 1. P. 53-62.
3. Psihologicheskie resursy rabotnikov organizacij dlya detej-sirot s raznym urovnem emocional'nogo intellekta [Psychological resources of employees of organizations for orphans with different levels of emotional intelligence] / V.N. Oslon [et al.] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2022. Vol. 27. No. 6. P. 155-169.
4. Shejnov V.P. Svyaz' emocional'nogo intellekta, lokusa kontrolya i udovletvoren-nosti zhizn'yu [The relationship between emotional intelligence, locus of control, and life satisfaction] // Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya [Social and economic psychology]. 2020. Vol. 5. No. 4(20). P. 155-170.
5. Romanov V.A. Social'naya i emocional'naya kompetentnost': sravnitel'nyj analiz [Social and emotional competence: a comparative analysis] // Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 58-1. P. 189-192.
6. Lovyagina A.E. Metakognitivnye faktory samoocenki psihicheskoj samoregulyacii u sportsmenov [Metacognitive factors of self-assessment of mental self-regulation in athletes] // Aktual'nye voprosy sportivnoj psihologii i pedagogiki [Current Issues in Sports Psychology and Pedagogy]. 2021. Vol. 1. No. 1-2. P. 78-83.
7. Andreeva I.N. Vzaimosvyazi emocional'nogo intellekta i emocional'noj kreativ-nosti s cennostyami: polovye razlichiya v period rannej vzroslosti [Relationships between emotional intelligence and emotional creativity with values: gender differences in early adulthood] // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya [Journal of Belarusian State University. Philosophy. Psychology]. 2023. No. 1. P. 75-81.
8. Serafimovich I.V., Posysoev N.N. Emocional'nyj intellekt - prediktor professio-nalizma pedagoga? [Emotional intelligence - a predictor of teacher professionalism?] // Obra-zovatel'naya politika [Educational policy]. 2020. No. 2(82). P. 106-115.
9. Romanova E.N. Differenciaciya ponyatij «emocional'nyj intellekt» i «emocional'naya kompetenciya» [Differentiation of the concepts of "emotional intelligence" and "emo -tional competence"] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. 2021. No. 1. P. 150-152.
10. Bakker A.B., Xanthopoulou D. Creativity and charisma among female leaders: the role of resources and work engagement // The International Journal of Human Resource Management. 2013. V. 24(14). P. 2760-2779.
11. Some key differences between a happy life and a meaningful life / R.F. Baumeister [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2013. V. 8. R. 505 -516.