Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / внутриличностный эмоциональный интеллект / межличностный эмоциональный интеллект / уровни эмоционального интеллекта / когнитивно-личностное образование / emotional intelligence / intrapersonal emotional intelligence / interpersonal emotional intelligence / levels of emotional intelligence / cognitivepersonal education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О.З. Кузнецова, А.А. Шеремет

Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена эмоционального интеллекта как психологической категории. Обоснована актуальность исследования, связанная с недостаточной разработанностью теории эмоционального интеллекта и его прогностической значимостью для личностного развития и социальной практики. Отмечено, что в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания развитию эмоционального интеллекта. В теоретической части проведен обзор подходов зарубежных и отечественных исследователей к пониманию сущности, структуры, компонентному составу исследуемого феномена. В практической части обоснован выбор методики диагностики уровня эмоционального интеллекта, представлены результаты эмпирического исследования, позволившие сделать вывод о достаточно низком уровне развития данного вида интеллекта у большинства обучающихся. В заключение представлены рекомендации к разработке программ психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF EDUCATION FOR FUTURE SPECIALISTS

The article is dedicated to the theoretical understanding of the phenomenon of emotional intelligence as a psychological category. The relevance of the study is substantiated due to the insufficient development of the theory of emotional intelligence and its prognostic significance for personal development and social practice. It is noted that insufficient attention is paid to the development of emotional intelligence in the educational process. In the theoretical part, a review of the approaches of foreign and domestic researchers to understanding the essence, structure, and component composition of the phenomenon under study is given. In the practical part, the choice of a method for diagnosing the level of emotional intelligence is substantiated, the results of an empirical study are presented, which made it possible to conclude that the majority of students have a rather low level of development of this type of intelligence. In conclusion, recommendations are presented for the development of programs for psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence in the system of vocational education.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

тельной организации, настройка системы, разработка программ, технологий социального партнерства с целью успешной профессиональной личностной самореализации и развития гражданского общества.

Система образования Российской Федерации выдвигает требование к всестороннему развитию личности, а также ее творческих способностей. Образовательная организация формирует у обучающегося не только знания, но и способности самостоятельно трудиться и жить, а также спокойно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях.

При организации социального партнерства необходимо учитывать, что обучение должно соответствовать требованиям, выдвигаемым обществом. Личность должна быть развита всесторонне, что позволит ей активно и успешно участвовать в общественной жизни.

Основными принципами при взаимодействии образовательных организаций, выступают следующие: воспитательный аспект в системе обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также прямая связь

Библиографический список

обучения с жизнью. При таком взаимодействии образовательные организации принимают активное участие в совместной практической деятельности, проводят общие занятия, мастер-классы, разрабатывают коллективные проекты и т. д. Такие мероприятия позволяют получить дополнительные умения и навыки, а также способствуют повышению познавательного интереса и выбору наиболее интересного профессионального направления.

Социальное партнерство обеспечивает вариативность обучения, что позволяет выбирать формы взаимодействия. Полученные универсальные знания дают возможность их использования в любом роде деятельности, как в профессиональной, так и в повседневной.

Система социального партнерства должна стать механизмом, который позволит сформировать условия, при которых любой обучающийся получит возможность попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности. Тем самым он сформирует способности изучать окружающий мир, взаимодействовать с ним и принимать решения в ситуации неопределенности.

1. Соболь Т.В. Социальное действие и социальное взаимодействие - основы сравниваемости понятий. Вестник Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко. Секция: Философия. Политология. 2009; № 91-93: 41-45.

2. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2008; № 6: 80-83.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва: Политиздат, 1975.

4. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учебник для вузов. Москва: Экзамен, 2001.

5. Пономарев В.Ю. Достижение социального согласия в условиях современного российского общества: социологический анализ. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Саратов, 2004.

References

1. Sobol' T.V. Social'noe dejstvie i social'noe vzaimodejstvie - osnovy sravnivaemosti ponyatij. Vestnik Kievskogo nacional'nogo universiteta im. T.G. Shevchenko. Sekciya: Filosofiya. Politologiya. 2009; № 91-93: 41-45.

2. Glushanok T.M. Social'noe partnerstvo kak sredstvo povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2008; № 6: 80-83.

3. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Moskva: Politizdat, 1975.

4. Miheev V.A. Osnovy social'nogo partnerstva: teoriya i politika: uchebnik dlya vuzov. Moskva: 'Ekzamen, 2001.

5. Ponomarev V.Yu. Dostizhenie social'nogo soglasiya v usloviyah sovremennogo rossijskogo obschestva: sociologicheskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Saratov, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.11.22

УДК 378

Kuznetsova O.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia),

E-mail: oz.kuznetsova@omgau.org

Sheremet A.A, Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia),

E-mail: aa.sheremet@omgau.org

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF EDUCATION FOR FUTURE SPECIALISTS. The article is dedicated to the theoretical understanding of the phenomenon of emotional intelligence as a psychological category. The relevance of the study is substantiated due to the insufficient development of the theory of emotional intelligence and its prognostic significance for personal development and social practice. It is noted that insufficient attention is paid to the development of emotional intelligence in the educational process. In the theoretical part, a review of the approaches of foreign and domestic researchers to understanding the essence, structure, and component composition of the phenomenon under study is given. In the practical part, the choice of a method for diagnosing the level of emotional intelligence is substantiated, the results of an empirical study are presented, which made it possible to conclude that the majority of students have a rather low level of development of this type of intelligence. In conclusion, recommendations are presented for the development of programs for psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence in the system of vocational education.

Key words: emotional intelligence, intrapersonal emotional intelligence, interpersonal emotional intelligence, levels of emotional intelligence, cognitive-personal education.

О.З. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск,

E-mail: oz.kuznetsova@omgau.org

А.А. Шеремет, канд. философ. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск,

E-mail: aa.sheremet@omgau.org

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена эмоционального интеллекта как психологической категории. Обоснована актуальность исследования, связанная с недостаточной разработанностью теории эмоционального интеллекта и его прогностической значимостью для личностного развития и социальной практики. Отмечено, что в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания развитию эмоционального интеллекта. В теоретической части проведен обзор подходов зарубежных и отечественных исследователей к пониманию сущности, структуры, компонентному составу исследуемого феномена. В практической части обоснован выбор методики диагностики уровня эмоционального интеллекта, представлены результаты эмпирического исследования, позволившие сделать вывод о достаточно низком уровне развития данного вида интеллекта у большинства обучающихся. В заключение представлены рекомендации к разработке программ психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта в системе профессионального образования.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, уровни эмоционального интеллекта, когнитивно-личностное образование

Одной из ведущих задач образования признается содействие раскрытию потенциала личности, овладению навыками социального взаимодействия, личностной и профессиональной самореализации. В настоящее время многие исследователи признают, что эмоциональная сфера часто играет более существенную роль, чем интеллектуальные способности в поведении, взаимодействии, в достижении успеха личностью как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности [1-4].

Несмотря на то, что эмоциональный интеллект (ЭИ) обладает значительным потенциалом в личностном развитии, а также в системе взаимоотношений «человек - социум», основное внимание в процессе профессионального обучения в российской действительности уделяется интеллектуальному развитию. Данная проблема актуализирует задачу теоретического осмысления эмоционального интеллекта, исследования уровня его развития у обучающихся с целью разработки в системе профессионального образования программ психолого-педагогической поддержки развития навыков межличностного взаимодействия, просоциального и позитивного поведения, коррекции деструктивного поведения, адаптации студентов в социуме в целом.

Цель исследования заключается в обобщении теоретических подходов к исследованию эмоционального интеллекта и в выявлении его уровня у обучающихся вуза.

Задачи:

1. Анализ теоретических подходов к исследованию эмоционального интеллекта.

2. Эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта обучающихся.

3. Определение направлений и форм работы по развитию эмоционального интеллекта обучающихся вуза.

Методы исследования:

- теоретические: анализ научной литературы, систематизация и обобщение материала;

- психодиагностические: определение уровня эмоционального интеллекта с использованием опросника Н. Холла, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базу исследования составили данные опроса 104-х респондентов, являющихся студентами Омского аграрного университета им. П.А. Столыпина разных курсов и направлений подготовки.

Научная новизна статьи состоит в обобщении теоретических подходов к исследованию эмоционального интеллекта и в разработке рекомендаций к программе психолого-педагогического сопровождения развития данного вида интеллекта у обучающихся вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении педагогического знания о понятии и структуре эмоционального интеллекта.

Практическая значимость исследования выражается в возможности использовать в образовательном процессе предложенный подход к разработке программы психолого-педагогической поддержки развития эмоционального интеллекта: принципы разработки, направления, формы и методы работы.

Введению термина «эмоциональный интеллект» в научный оборот предшествовало изменение взглядов на соотношение когнитивных и эмоциональных процессов, а также появление концепций о множественности интеллекта.

3. Торндайк разработал трехкомпонентную модель интеллекта. Автор выделил механический интеллект (способность оперировать и управлять предметами), абстрактный (способность понимать и оперировать идеями, символами) и социальный (способность понимать, управлять людьми, разумно взаимодействовать) [5, с. 228-229].

Позже Х. Гарднер выделил следующие виды интеллекта: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, натуралистический, экзистенциальный, а также межличностный и внутриличностный [6]. Способности, включенные в два последних вида, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту.

Р. Бар-Он в 1985 г. по аналогии с понятием Ю-коэффициент интеллекта ввел понятие EQ-коэффициент эмоциональности, рассматривая данное явление как набор некогнитивных способностей и умений, определяющих поведение человека.

Изучение ЭИ как самостоятельного психологического явления ведет свой отсчет с 1990 г., когда П. Сэлловэй и Д. Майер ввели данный термин в психологическую науку. ЭИ исследователи понимали как компонент социального интеллекта, включающего способность отслеживать свои эмоции и эмоции других, различать их и использовать информацию для управления мышлением и действиями.

В 2016 г. Дж. Майер, Д. Карузо и П. Сэлловэй уточнили понятие ЭИ, определив его как совокупность ментальных способностей, выступающих основой мышления и принятия решений. Исследователи предложили четырехкомпонентную модель эмоционального интеллекта [7]. Согласно данному подходу, основными ментальными способностями являются: 1. Способность воспринимать эмоции; 2. Фасилитация процесса мышления с помощью эмоций; 3. Понимание эмоций;

4. Управление эмоциями. Выделенные способности представляют собой иерархию, формирующуюся в онтогенезе в процессе их последовательного развития (от первой - базовой - к четвертой).

На базе подхода Майера-Сэлловэя Д. Гоулман представил собственную модель [8, с. 433-434; 9, с. 266-269], которая включает четыре компонента ЭИ: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями. В модели Д. Гоулмана объединены когнитивные способности и личностные характеристики, такие как уверенность в себе, открытость, воля к победе, инициативность, оптимизм, воодушевление.

Р. Бар-Он также разрабатывает многокомпонентную модель [1], в которой ЭИ представляет собой набор взаимосвязанных эмоциональных и социальных компетенций, навыков и личностных свойств, определяющих способность воспринимать, идентифицировать, управлять эмоциями, взаимодействовать, адаптироваться к изменениям, решать проблемы личного и межличностного характера, эффективно противостоять различным жизненным ситуациям.

Значительный вклад в понимание сущности ЭИ, его структуры и способов измерения внесли отечественные исследователи Д.В. Люсин, И.Н.Андреева, М.А. Манойлова.

Д.В. Люсин определяет ЭИ как способность понимать эмоции и управлять ими. Направленность способностей на свои и чужие эмоции позволяет автору выделять внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Наряду с когнитивными способностями в модели выделены личностные характеристики, влияющие на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта [10].

И.Н. Андреева разрабатывает модель, согласно которой в иерархической структуре ЭИ наличествуют три уровня [11, с. 151-153]: 1. Эмоциональный интеллект индивида - генетически заложенные задатки, к которым относится общий интеллект и свойства темперамента; 2. Эмоциональный интеллект субъекта деятельности - прижизненно развиваемое интегральное когнитивно-личностное образование, которое обеспечивает успешность межличностного общения, деятельность в системе «человек - человек», внутреннюю и внешнюю адаптивность. На этом уровне развития эмоционального интеллекта субъект деятельности оперирует двумя видами интеллекта: инструментальным при решении практических задач и индивидуально-личностным (рефлексивным); 3. Эмоциональный интеллект личности - высокоразвитый, опосредованный личностными характеристиками. Прижизненность формирования этого уровня эмоционального интеллекта в условиях социального окружения способствует развитию просо-циальных свойств личности. Таким образом, ЭИ - это интегративный иерархически организованный конструкт когнитивно-личностного образования. В структуре когнитивного компонента представлены умственные способности, позволяющие понимать и управлять эмоциями и компетенции, связанные с обработкой и преобразованием эмоциональной информации. К структуре личностного компонента отнесены коммуникативные, эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные, адаптивные свойства [12].

Анализ теоретических подходов к исследованию эмоционального интеллекта показал, что на современном этапе содержание данного понятия до конца не определено. Обобщая рассмотренные подходы, отметим, что ЭИ характеризуется как совокупность когнитивных способностей и подструктур социального интеллекта (Дж. Майер, Д. Карузо, П. Сэлловэй), некогнитивные способности и компетентности (Р. Бар-Он), совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулмен, Люсин Д.В.), как интегративное понятие (И.Н. Андреева, М.А. Манойлова) 174), как самостоятельное психологическое явление, как часть социального интеллекта.

В настоящее время наблюдается тенденция объединения всех моделей в две большие группы: модели способностей и смешанные модели (включающие когнитивные способности и личностные характеристики). Нам ближе именно второй подход - измерение ЭИ как способности осуществляется, как правило, посредством тестирования. Для диагностики ЭИ как личностной характеристики используются опросники, основанные на самоотчете [13; 14].

Для первоначального исследования уровня эмоционального интеллекта обучающихся вуза нами был выбран тест эмоционального интеллекта Н. Холла [15], базирующийся на самоанализе и самоотчете опрашиваемых. В ходе эмпирического исследования эмоционального интеллекта у 104 студентов Омского аграрного университета им. П.А. Столыпина были получены следующие результаты:

71% обучающихся имеют низкий уровень эмоционального интеллекта (74 чел.). При этом у 15% (16 чел.) эмоциональный интеллект проявлен особенно слабо. В то время как высокий показатель отмечается всего у 6% опрошенных (6 чел.).

Опросник Холла позволил оценить не только общий уровень ЭИ, но и его составляющие:

1. Эмоциональная осведомленность: высокое осознание и понимание своих эмоций свойственно всего 12 участникам опроса (12%). У 50% респондентов (52 чел. из 104) - низкая эмоциональная осведомленность. Большая часть опрошенных, имеющих низкий уровень ЭИ в целом (44 из 74 чел.), имеют также низкую способность оценивать свое внутреннее состояние. При этом у всех обладающих высоким уровнем ЭИ эмоциональная осведомленность представлена на высоком уровне. У 38% опрошенных (40 чел.) - средний уровень осознания своих эмоций.

2. Управление своими эмоциями: высокой способностью контролировать свои эмоции обладают 8 человек (8%). Большая часть студентов оценила свою

способность управлять своими эмоциями как низкую - 73% (76 чел.). Таким образом, контроль эмоционального состояния, эмоциональная гибкость, отходчивость у подавляющего количества обучающихся крайне не развиты. 19% имеют среднюю способность управления собственными эмоциями.

3. Самомотивация: управление своим поведением на основе управления эмоциями свойственно 18 студентам (17%), 56 человек (54%) плохо справляются с координированием поведения с помощью регуляции своих эмоций. Средний показатель отмечается у 30 опрошенных. Таким образом, чуть более половины респондентов отмечают у себя слабую способность управления собственным поведением. Следует отметить, что именно из лиц, имеющих низкий ЭИ в целом, большинство не способны адекватно регулировать свое поведение (54 из 74).

4. Эмпатия: высокий уровень понимания эмоционального состояния других людей и готовности оказать поддержку свойственен меньшинству студентов (18 чел. - 17%). Средний уровень эмпатии выявлен у 32 опрошенных (31%), низкий отмечается у 54 человек (52%).

5. Распознавание эмоций других людей: 56 обучающихся (54%) отмечают у себя слабую способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. 28 чел. (27%) обладают средним уровнем, у 19% (20 чел.) установлен высокий уровень распознавания и воздействия на эмоции других людей.

Подводя итог исследованию ЭИ у обучающихся вуза, можно сделать следующий вывод: в целом отмечается низкий уровень эмоционального интеллекта у 71% опрошенных. Также выявлен достаточно низкий уровень всех ключевых параметров ЭИ: низкая эмоциональная осведомленность свойственна 50% опрошенных, крайне низкая способность управлять своими эмоциями обнаружена у 73% респондентов, сравнительно плохо развиты самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей у половины студентов (54%, 52%, 54% соответственно).

Подобные особенности ЭИ обучающихся могут приводить к дезадаптации, препятствовать успешной личностной реализации, деятельности и установлению качественных межличностных контактов на всех уровнях социального взаимодействия. Особую тревогу вызывает плохая регуляция собственного эмоционального состояния значительным количеством студентов, а также невысокий уровень способности сопереживать и готовности оказать поддержку другому человеку.

Понимая ЭИ как психическое и личностное образование, которое можно развивать в процессе целенаправленного воздействия, нами выработаны следующие рекомендации к разработке программы психолого-педагогического сопровождения развития данного вида интеллекта.

Цель программы: расширение знаний об эмоциональном интеллекте и его роли в различных сферах жизнедеятельности; развитие способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Принципы разработки программы: принцип научности (наличие теоретической основы), превентивности (сфокусированность целей на «западающих» по итогам диагностики компонентах ЭИ), обеспечения субъектной позиции обучающихся, гибкости, вариативности, оптимистической стратегии, формулирование перечня знаний и умений, которые должны или хотели бы приобрести обучаемые, наличие механизмов оценки эффективности программы.

Направления работы: диагностика уровня развития ЭИ и его отдельных сторон; развитие внутриличностного ЭИ (понимание и анализ собственных эмо-

Библиографический список

ций, состояний, развитие навыков рефлексии, формирования позитивного отношения к себе, совладания с негативными эмоциями и состояниями, способность конструктивно выражать свои эмоции); развитие межличностного ЭИ (осознание эмоций других людей, формирование позитивного отношения к другим, осознание несоответствия вербальных и невербальных способов выражения эмоций, развитие способности противостояния манипулятивному влиянию).

Формы организации: теоретическое осмысление значения различных видов интеллекта на лекционных и практических занятиях в рамках таких учебных дисциплин, как «Философия», «Психология», «Психология управления»; занятия информационно-диагностического характера и социально-психологические тренинги на занятиях философско-психологического кружка «Познай себя», организованном в Омском ГАУ.

Методы работы: психодиагностические методы исследования уровня ЭИ, его компонентов и личностных характеристик; тематические беседы, дискуссионные методы, упражнения (на познание и дифференциацию эмоций, проигрывание эмоций, формирование позитивного отношения к себе и другим и др.); кейс-методы, арттерапевтические техники, проигрывание ролей, демонстрации, проективные методы).

Одной из ведущих задач образования как социокультурного феномена и социальной практики должно стать особое внимание к развитию эмоционального интеллекта обучающихся. На настоящий момент в российской действительности роль ЭИ остается недооцененной по сравнению с интеллектуальным потенциалом личности, в то время как дисбаланс этих двух аспектов может приводить к несамостоятельности, пассивности, отсутствию воображения, репродуктивному мышлению личности. Способность человека создать эмоционально (психологически) комфортную среду - ключ к позитивным конструктивным отношениям во всех сферах жизнедеятельности: в супружеских отношениях, в отношениях между детьми и родителями, педагогами и обучающимися, руководителями и подчиненными, коллегами и иными субъектами в структуре социального взаимодействия.

Теоретический анализ подходов к ЭИ показал, что понятие «эмоциональный интеллект» до настоящего времени является дискуссионным. Его представляют как часть социального интеллекта, самостоятельное психологическое явление, интегративное понятие, включающее совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик. Совокупность данных характеристик обладает самостоятельным интерпретативным значением, однако не должна восприниматься как противоречащая, а, скорее, как дополняющая друг друга.

Эмпирическая часть исследования ЭИ позволила установить низкий уровень эмоционального интеллекта у студентов вуза, а также достаточно низкий уровень всех отдельных составляющих эмоционального интеллекта, что не может не накладывать отпечаток на контакт личности обучающегося со своим внутренним планом, на его переживания и поведение, на межличностное взаимодействие, на все формы социализации и самоактуализации.

Для развития ЭИ обучающихся необходимо внедрять в образовательный процесс направления и формы работы по развитию эмоционального интеллекта. Для этого сформулированы рекомендации к разработке программы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта в системе профессионального образования на уровне принципов, направлений, форм и методов соответствующей работы.

1. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory. Canada: Multi-Health Systems, 1997.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии. 2006; № 3: 78-86.

3. Gardner H. Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century. New York: Basic Books, 1999.

4. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков: ПГПИ, 2004.

5. Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine. 1920; № 140: 227-235.

6. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York: Basic Books, 1983.

7. Mayer J., Caruso D., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review. 2016; № 4: 290-300.

8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.

9. Гоулман Д., Бояцис Р, Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008.

10. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Москва, 2009: 264-278.

11. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ 2011.

12. Андреева И.Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта. Философия. Психология. 2019; № 1: 125-133.

13. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006; № 4: 3-22.

14. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: ПГУ 2020.

15. Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла. Available at: https://psychojournal.ru/tests_online/134-test-na-emocionalnyy-intellekt-n-holla.html

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory. Canada: Multi-Health Systems, 1997.

2. Andreeva I.N. 'Emocional'nyj intellekt: issledovaniya fenomena. Voprosypsihologii. 2006; № 3: 78-86.

3. Gardner H. Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century. New York: Basic Books, 1999.

4. Manojlova M.A. Akmeologicheskoerazvitie 'emocional'nogo intellekta uchiteleji uchaschihsya. Pskov: PGPI, 2004.

5. Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper's Magazine. 1920; № 140: 227-235.

6. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York: Basic Books, 1983.

7. Mayer J., Caruso D., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review. 2016; № 4: 290-300.

8. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. Moskva: AST; Vladimir: VKT, 2009.

9. Goulman D., Boyacis R., Makki 'E. 'Emocional'noe liderstvo: Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove 'emocional'nogo intellekta. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2008.

10. Lyusin D.V. Oprosnik na 'emocional'nyj intellekt 'EmIn: novye psihometricheskie dannye. Social'nyji'emocional'nyjintellekt:otprocessovkizmereniyam. Moskva, 2009: 264-278.

11. Andreeva I.N. 'Emocional'nyjintellekt kak fenomen sovremennojpsihologii. Novopolock: PGU, 2011.

12. Andreeva I.N. Integrativnaya model' 'emocional'nogo intellekta. Filosofiya. Psihologiya. 2019; № 1: 125-133.

13. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya 'emocional'nogo intellekta: oprosnik 'EmIn. Psihologicheskaya diagnostika. 2006; № 4: 3-22.

14. Andreeva I.N. 'Emocional'nyj intellekt i 'emocional'naya kreativnost': specifika i vzaimodejstvie. Novopolock: PGU, 2020.

15. Test na 'emocional'nyj intellekt N. Holla. Available at: https://psychojournal.ru/tests_online/134-test-na-emocionalnyy-intellekt-n-holla.html

Статья поступила в редакцию 29.11.22

УДК 378

Kulikova S.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

Vishnevskaya A.V., student, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: vishnevskaya.av@edu.gausz.ru

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF THE MODERN YOUNG GENERATION. The article examines the issue of the influence of gender on the tendency to deviant behavior among young people. To identify this factor, a survey is conducted in the form of a survey among students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, Tyumen (GAU of the Northern Trans-Urals) in the areas of Agroengineering and Land Cadastre. 50 girls and 50 boys took part in the survey. The same number in the two groups is due to obtaining objective data from the results of the study. The manifestation of deviance among young people has become one of the problems of education, especially against the background of increased instability in the world and society. Many scientists are dealing with this problem, but from the point of view of gender, this problem has been poorly studied. The research allows to take a step towards solving the problem. According to the results of the study, it turned out that boys are more prone to deviant behavior than girls, although no gender differences were found on issues related to morality and mentality. Nevertheless, when preventing deviant behavior of young people, it is necessary to take into account the gender trait.

Key words: deviant behavior, gender, youth environment, prevention of deviations, negative deviation.

С.В. Куликова, ст. преп., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: s.culickova2010@yandex.ru

А.В. Вишневская, студентка, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: vishnevskaya.av@edu.gausz.ru

АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ

В данной статье рассматривается вопрос влияние тендерного признака на склонность к девиантному поведению в молодежной среде. Для выявления этого фактора было проведено исследование в виде опроса среди студентов ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г Тюмень (ГАУ Северного Зауралья) направлений подготовки Агроинженерия и Земельный кадастр. В опросе приняло участие 50 девушек и 50 юношей. Одинаковое количество в двух группах обусловлено получением объективных данных результатов исследования. Проявление девиантности в молодежной среде стало одной из проблем воспитания, тем более на фоне усилившейся нестабильности в мире и обществе. Многие ученые занимаются этой проблемой, но с точки зрения гендерного признака данная проблема слабо изучена. Наше исследование позволяет сделать шаг к решению проблемы. По результатам исследования выяснилось, что юноши более склонны к проявлению девиантного поведения, чем девушки, хотя по вопросам, касающимся морали и менталитета, гендерных различий не обнаружено. Тем не менее при профилактике девиантного поведения молодых людей необходимо учитывать гендерный признак.

Ключевые слова: девиантное поведение, гендер, молодежная среда, профилактика девиаций, отрицательная девиация.

Впервые понятие «девиантность», как считается, ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм в 1966 г, а само девиантологическое знание зародилось еще раньше - в начале ХХ века. Это знание пришло из криминалистики и было связано с вопросами преступности. Позже понятие перешло и закрепилось в психологии и медицине. Первым на территории СССР начал применять термин «девиантное поведение» ученый криминолог и социолог Я.И. Гилинский. Он определил его как социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам и ожиданиям [1]. Девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, бывает, как положительным, так и отрицательным.

В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформление ее жизненных установок и целей. Благодаря этому происходит утверждение в сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций, в том числе социокультурных [2]. В условиях нестабильности современного мира, меняющейся экономической и политической обстановки современное общество испытывает определенного рода напряженность, в том числе и психологическую. Молодому поколению сложно ориентироваться в современном мире и информационном пространстве, который предлагает молодежи разный набор ценностей - от глубоко религиозных до крайне радикальных и античеловеческих [3]. Большой объем информации, часто противоречивой, хлынувшей на неокрепшие молодые умы из различных социальных сетей, провоцирует молодых людей на дивиант-ное поведение. Отсюда возросший показатель самоубийства среди подростков и молодых людей, проявление экстремизма и ксенофобии, буллинг в школах, социальное одиночество. Девиантное поведение является серьезной проблемой для современного общества. Актуальность данной работы состоит в том, что девиантное поведение в молодежной среде имеет тенденцию к увеличению, поэтому необходимо глубже изучить тенденции девиантного поведения студентов для дальнейшей его профилактики.

Цель данной работы - выявить отрицательное девиантное поведение в студенческой среде по гендерному признаку. Задачи исследования заключаются в выявлении отличий склонности к девиантному поведению у девушек и юношей на основе проведения опроса.

Девиантное поведение имеет широкое распространение среди молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Именно в этом возрасте люди попадают в

новую для них среду: университет, колледж, техникум, призыв в армию. Случаи отрицательной девиации, такие как насильственная преступность, алкоголизм, употребление запрещенных веществ, аморальность и ряд других форм, в настоящее время развиваются у студентов все чаще и чаще [4]. Некоторые из них увлекаются компьютерными играми настолько сильно, что больше присутствуют не в реальной жизни, а в «виртуальном» мире. Лудомания получила широкое распространение в обществе, особенно среди молодых мужчин.

Органы государственной власти, учреждения образования, молодежные организации пытаются осуществлять противодействие девиантному поведению студентов, предлагая им участвовать в различных молодежных проектах и мероприятиях, например, введение Пушкинской карты, которая позволяет посетить театр, музей, выставки и множество других культурных точек. От самих студентов власти ждут проявления инициативы по созданию проектов в разных направлениях: общественной жизни, науке, культуре и т. д. Однако ждать желаемых результатов и снижения уровня проявления девиантности в молодежной среде пока еще рано. Ответственные за внеучебную работу университета предлагают студентам множество мероприятий, которые способствуют снижению проявления отрицательных девиаций. Проведение литературных вечеров, концертов, совместный просмотр исторических фильмов, участие во всероссийских диктантах, посещение внутривузовских мероприятий и участие в них и многое другое помогает студентам социализироваться, адаптироваться к изменившимся условиям жизни и снизить риск проявления отрицательной девиации.

Все виды девиантного поведения, безусловно, порождаются психологическими факторами, среди которых присутствуют возрастные психологические изменения и потребность внимания. Несмотря на то, что проблема девиантного поведения достаточно давно анализируется учеными в научной литературе, с каждым годом возникают новые виды деструктивного поведения, которые не изучены достаточным образом [5].

Научная новизна заключается в том, что в рамках данной работы выдвигается предположение о влиянии гендерного признака на проявление девиантного поведения студентов, поскольку юноши и девушки проявляют разную психологическую реакцию на одну и ту же ситуацию.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности проанализировать результаты исследования девиантного поведения среди студентов с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.