Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1132
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОНЦЕПЦИИ Д. ГОУЛМАНА И Г. ГАРДНЕРА / МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДУХОВНОСТЬ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудаков Сергей Иванович, Рудаков Кирилл Сергеевич

В статье рассматриваются методологические аспекты проблемы эмоционального интеллекта. Анализируется концепция Д. Гоулмана, теория множественного интеллекта Г. Гарднера. Нельзя сводить интеллектуальное развитие личности только к IQ. Эмоционально-чувственная сторона личности есть важнейшее измерение духовного развития. Особое внимание уделено состоянию эмпатии - взаимочувствования индивидами друг друга, как особого духовного общественного отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рудаков Сергей Иванович, Рудаков Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE SYSTEM OF HUMAN ACTIVITY

The article deals with the methodological aspects of the problem of emotional intelligence. The concept of D. Goleman, the theory of multiple intelligences of G. Gardner are analyzed. It is impossible to reduce the intellectual development of a person only to IQ. The emotional-sensual side of the personality is the most important dimension of spiritual development. Particular attention is paid to the state of empathy - the mutual feeling of each other by individuals, as a special spiritual social relationship.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дата публикации: 27 мая 2022

DOI: 10.52270/26585561 2022 14 16 100

Философские науки

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Рудаков Сергей Иванович', Рудаков Кирилл Сергеевич

2

1Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и культуры, Воронежский государственный университет, Университетская площадь 1, Воронеж, Россия,

E-mail: [email protected] 2Исследователь, Воронежский государственный университет, Университетская площадь 1,

Воронеж, Россия, E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются методологические аспекты проблемы эмоционального интеллекта. Анализируется концепция Д. Гоулмана, теория множественного интеллекта Г. Гарднера. Нельзя сводить интеллектуальное развитие личности только к Ю. Эмоционально-чувственная сторона личности есть важнейшее измерение духовного развития. Особое внимание уделено состоянию эмпатии -взаимочувствования индивидами друг друга, как особого духовного общественного отношения.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, концепции Д. Гоулмана и Г. Гарднера, множественный интеллект, духовность, эмпатия.

Глобальный мир резко увеличил напряженность психического бытия индивидов. Современные системы связи создают ситуацию непрерывного включения субъекта в информационный поток. Информационные перегрузки ведут к психофизиологическим срывам, эмоциональным стрессам.

При этом обнаруживается, что духовный мир человека не сводится только к рациональному мышлению и логическому миропониманию. Рациональное мышление не исчерпывает собой весь внутренний мир человека. Всё очевиднее становится то обстоятельство, что измерение психического развития личности только через Ю неполно и односторонне. В 1995 году вышло большое исследование Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может знать больше, чем Ю», переведенное и изданное на русском языке в 2013 году. Естественно, наука и до этой книги знала, что разум не единственное проявление человеческого сознания. Но введение понятия «эмоциональный интеллект» с новой силой подчеркнуло сложную структуру внутреннего мира человека.

Аннотация

I. ВВЕДЕНИЕ

100

II. ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Д. Гоулман справедливо пишет, что «в критические моменты сердце властвует над разумом» [1, с. 27]. Он подчеркивает: «По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует». То есть психическая структура личности двойственна и не может быть сведена только к логическому осмыслению мира. Правда, у разных народов эта двойственность выражена по-разному. Так, К. Юнг писал о немцах: «Для немецкой нации характерно то, что функция чувства играет подчиненную роль. У немцев она недифференцирована». [2, с. 567]

Внутренний мир разворачивается как «журчание мыслей» в уме и «гудение эмоций» в душе. Д. Гоулман приводит классические слова Эразма Роттердамского: «Юпитер даровал [людям] намного больше страсти, чем разума, ну, скажем, в соотношении 24 к 1. Единоличной власти разума он противопоставил двух тиранов: гнев и похоть. В какой мере разум способен возобладать над объединенными силами этих двоих, со всей очевидностью раскрывает обычная человеческая жизнь. Разум делает единственное, на что способен, - он кричит до хрипоты, повторяя формулы основных добродетелей, пока те двое не велят ему убираться ко всем чертям и вообще ведут себя все более шумно и оскорбительно, пока их Правитель не выдохнется, махнет рукой и уступит». [1, с. 37]

У данной проблемы разума и чувств есть разные аспекты: физиологический, филогенетический, психологический, философский. Физиологически разум размещается в той части коры головного мозга, которая называется неокортексом. Эмоции формируются в лимбической системе - части мозга, которая кольцом окаймляет мозговой ствол. Соотношение и взаимосвязь сигналов от лимбической системы к неокортексу и наоборот - важнейшая тема специальных исследований в физиологии. Но как бы ни взаимодействовали и ни влияли друг на друга обе части мозга, действует закономерность, которую любил подчеркивать Петр Яковлевич Гальперин (в 70-е годы, когда один из авторов статьи обучался на философском факультете МГУ): чувство, которое вы хотите преодолеть и вытеснить, вытесняется только другим чувством.

Интересную структуру внутреннего мира личности предлагал К. Юнг. Он выделял эктопсихическую часть сознания, ориентированную на внешние факты и эндопсихическую, отражающую внутренние, в том числе, бессознательные процессы. К эктопсихическим функциям он относил ощущения, мышление, чувства и интуицию, которая помогает индивиду выразить время происходящих событий. Эктопсихическую структуру сознания Юнг отображал в виде четырехугольника, сторонами которого являются ощущения, чувства, интуиция и мышление. Преобладание того или иного начала в таком четырехугольнике определяет индивидуальный психологический тип. Юнг писал: «Часто уже по глазам можно определить, принадлежит ли человек к интуитивному типу или нет. Человек интуитивного склада обычно пренебрегает деталями. Он всегда пытается охватить ситуацию целиком, и тогда что-то неожиданно обнаруживает себя, вырываясь из этой целостности». [2, с. 557]

К эндопсихическим функциям Юнг относил память, так называемые субъективные компоненты сознательных функций (смутные впечатления и припоминания), эмоции и аффекты, и инвазию, где полностью господствует бессознательная часть психики. Вся структура души изображается в виде круга, сферы которого - от внешнего к внутреннему - следуют от ощущения, мышления, чувства, интуиции и далее память, субъективные компоненты души, аффекты и бессознательные вторжения. Как видим, Юнг выделяет чувства на внешнем и аффекты на внутреннем уровне. Не касаясь здесь проблемы сознательного и бессознательного, будем говорить только о чувствах как самостоятельной психической функции, не сводимой к мышлению. Чувства отражают мир ценностно, с точки зрения «хорошо или плохо» для индивида. К. Юнг писал: «С точки зрения чувства объекты различаются не только фактически, но и ценностно. Ценности - неважные фигурки для интеллекта, но все же они существуют и более того - являются важной психологической функцией. Для того, чтобы получить целостную картину мира, необходимо учитывать ценностный аспект.

©®

Attribution 4.0 ШапшЫмЫ 1СС (V АЛ)

101

В противном случае вы попадете в беду». [2, с. 554] Хотя Юнг и считал, что чувства, как и мышление, являются рациональной функцией, он исходил из несводимости одного к другому. С психоневрологической точки зрения чувства выступают эмоциями. П. Экман в своей книге «Психология эмоций» пишет: «Эмоция - это процесс, особый тип автоматической оценки, несущей на себе отпечаток нашего эмоционального и индивидуального прошлого; в ходе этой оценки мы ощущаем, что происходит что-то очень важное для нашего благополучия, и совокупность физиологических изменений и эмоциональных реакций вступает во взаимодействие с текущей ситуацией. Слова - это лишь один из способов отображения эмоций, и мы действительно используем их, когда испытываем эмоциональное возбуждение, но мы не можем сводить эмоции только к словам». [5, с. 37-38] П. Экман подчеркивает две особенности эмоций: они, во-перых, представляют собой реакцию на факторы, которые очень важны для субъекта, и, во-вторых, они возникают так быстро, что «мы не сознаем процессы в нашей психике, которые их стимулируют». [5, с. 50]

Исследователи фиксируют, что в критические моменты чувства командуют разумом. Исторически соотношение разума и чувств меняется. Физиологическая структура, отвечающая за мышление, развивается из эмоциональных центров. Примерно 100 млн. лет назад образовался неокортекс - новые слои мозговых клеток, обеспечивающие мышление человека. Физиологические и филогенетические аспекты изучения разума и чувств крайне важны для психиатрии, общей медицины, нейрофизиологии, психологии личности.

Взаимосвязь мышления и чувств сложна и разветвлена. Проникновение в эту диалектику двух полюсов внутреннего мира привело к созданию теории множественного интеллекта. Её авторство принадлежит американцу Говарду Гарднеру, профессору Гарвардского университета. Теория Гарднера объясняет, почему нельзя все внутреннее богатство личности свести к Ю, и почему отличники в учебе часто отстают от двоечников в практической жизни. Гарднер утверждает, что жизненный успех человека определяется не одним Ю, а целым спектром умственных способностей с семью ключевыми разновидностями. Это, прежде всего, вербальная и логико-математическая способности. Затем -пространственное мышление, которое наблюдается у художников и архитекторов; кинестетическая одаренность (танцоры, спортсмены); музыкальные способности (эффект Моцарта). А еще две личностные способности - талант межличностного общения (например, Мартин Лютер Кинг) и «внутрипсихическая» способность (З. Фрейд или внутренне умиротворенный обыватель). Гарднер считал, что на самом деле человеческих талантов очень много, и они не ограничиваются цифрой 7.

Жизнь бесконечна по своему содержанию, и проявления отдельного индивида тоже бесконечны. Однако с методологической точки зрения мы должны обозначить границы человеческих способностей и проявлений. Методологической основой такого анализа является теория деятельности, основанная на осмыслении исторического разделения труда.

Деятельность человека разделяется, прежде всего, на материальную и нематериальную. Соответственно нематериальная деятельность представлена практической нематериальной (управление, общение и воспитание, физкультурно-оздоровительная деятельность) и внутренней (непрактической) духовной деятельностью (познание, право, мораль, искусство). Каждому виду деятельности соответствует определенный вид интеллекта: интеллект, связанный с предметной деятельностью, управленческий, коммуникативно-педагогический, спортивно-кинестетический, рационально-логический, нормативно-правовой, морально-ценностный и эстетический интеллекты.

Главными видами интеллекта являются те, что относятся к духовному производству: знание, мораль, право и искусство. Духовный, внутренний мир отражает мир внешний, окружающий индивидов. Духовная жизнь людей выступает как общественное и индивидуальное сознание. Структура духовности основывается на единстве двух противоположностей: рационального и ценностно-эмоционального, чувственного. На наш взгляд, этими противоположностями являются знание и моральное сознание добра и зла. Что касается права и искусства, то осознание справедливости и красоты есть симбиоз знания и чувства.

©®

Attribution 4.0 ШапшЫмЫ 1СС (V АЛ)

102

Еще более комплексными выступают виды интеллекта, связанные с практической деятельностью - управлением, воспитанием, оздоровлением. Такая активность идёт от субъекта к объекту и направлена на изменение человека и социальных систем. Здесь мы говорим об особом таланте управленцев, педагогов, спортсменов. Действительно, отличники не всегда оказываются передовиками в жизни. Обучение наукам и практический талант государственного деятеля или педагога начальной школы очень сильно отличаются друг от друга. Соответственно, обучение управлению или педагогике должны идти по-другому. Здесь главное - практический навык командования или преподавания, который зачастую определяется природными предпосылками индивида, а не количеством прочитанных книг.

Еще более сложным выступает «интеллект ремесленника» - интеллект субъекта материального производства. На ранних стадиях человеческой истории, когда разделение труда назрело, человек физического труда сам себе художник, проектировщик и ученый. Отдельные ремесленники, рабочие стали настоящими Мастерами труда, носителями ремесленного интеллекта. Такой интеллект еще менее непосредственно связан с IQ. Он во многом зависит от выработанных производственных навыков, от природных задатков. Чем больше развивается автоматизация, тем больше уходит в прошлое «ремесленный интеллект», но он был и будет существовать до тех пор, пока сохраняется материальный быт.

Можно утверждать, что мы обнаружим столько проявлений человеческого интеллекта, сколько существует структурных аспектов при рассмотрении общества. Так, особым структурным аспектом является социальный. Здесь рассматриваются разные социальные группы - от классов до этносов и семьи. Соответственно мы можем выделить особый социальный интеллект - умение общаться в социальной группе, быть хорошим семьянином.

Понимание того факта, что интеллект человека не сводится только к логическому IQ, выводит на более глубокое понимание проявлений интеллекта. Но в основе всех проявлений - диалектическое единство мысли и чувства, рационального и эмоционального интеллектов. Как и П. Экман, Д. Гоулман подчеркивает противоположность рационального и эмоционального: «Способ выражения рационального ума заключается в словах, ну а эмоции всегда выражаются невербальными средствами. В самом деле, если слова человека не согласуются с тем, что передается посредством тона его голоса, жестов или других невербальных сигналов, эмоциональная истина заключается в том, как он говорит, а не в том, что он высказывает. Одно практическое правило, использованное в исследованиях общения таково: более 90% информации передается невербальным способом». [1, с.185]

Чувства, ценностно отражая мир, побуждают субъекта к действию или, наоборот, удерживают его от действия. Гоулман приводит эксперимент Уолтера Мишеля в Стэнфордском университете в 1960-е гг. с детьми 4 лет. Педагог давал зефир детям. Но всем по 1 зефирине, а тем, кто мог ее не есть, пока педагог вернется через 15-20 минут, по две. Не все могли устоять и терпеть четверть часа. Через 12-14 лет после окончания средней школы детей вновь собрали и проанализировали достигнутые ими успехи. Было выявлено, что дети, умеющие длительное время сдерживать свои непосредственный чувства, оказались в жизни существенно более успешными.

В этом факте отражается глубинная сущность эмоционального интеллекта. Он мобилизует индивида на достижение той или иной цели. Латинский глагол moveo образует корень слова эмоция, что означает двигать. Эмоции колоссально влияют на мышление и, шире, на все психическое развитие индивида. Известно, например, что студенты, будучи подавленными, встревоженными или раздраженными, плохо усваивают учебный материал. И, наоборот, хорошее настроение благотворно сказывается на учебном процессе.

Особое состояние, свидетельствующее о высоком эмоциональном интеллекте, - вдохновение. «Способность войти в поток вдохновения есть высшее проявление эмоционального интеллекта». [1, с. 731] В 1974 г. психолог Роберт Адер из Рочестерского университета установил, что положительные эмоции усиливают иммунитет, стресс его убивает. Поднять эмоциональный настрой - важнейшая задача во всех сферах жизни: и в политике, и в педагогике, и в спорте, и в искусстве.

^^^ 103

Основное понятие, характеризующее развитость эмоционального интеллекта, - эмпатия, обозначающее состояние сопереживания другому человеку, духовное взаимопонимание. Внутренний мир человека и общества существует как разворачивающаяся внутри субъектов духовная связь, будь то познавательное или нравственное отношение. Сознание есть тоже общественное отношение, но отношение внутреннее: «Отражая в той или иной форме окружающий мир, человек несет в себе мысли и чувства другого человека и наоборот. Один чувствует и понимает другого. Тем самым разворачивается незримая нить, соединяющая нить, соединяющая субъектов деятельности». [4, с.135]

Эмпатия - это внутренняя эмоциональная связь индивидов, их нравственное сопереживание друг друга. Нарушение эмоционального контакта родителя и ребенка в воспитательном процессе ведет к недоразвитию эмпатии, слабой вовлеченности индивида в эмоционально-нравственные отношения, уродует психику личности, у которой эмоциональный интеллект оказывается сниженным.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы не рассматривали здесь проблему искусственного интеллекта, хотя это важнейшая сторона поднимаемых вопросов. Отсылаем читателя к обширной литературе по данной проблематике (см. список литературы).

Подчеркнём главное. В свете теории деятельности эмоциональный интеллект предстает формой духовной культуры, органически связанной с ценностным, эмоционально-нравственным отражением окружающего мира. Он несводим к Ю. Более того, противоположен ему. Хоть Ю и Е1 взаимодействуют и обогащают друг друга, развитие одного вовсе не влечет за собой развитие другого. Нередки случаи, когда у индивидов гипертрофированы либо логический ум, либо эмоционально-чувственное восприятие мира. Но важно и то, и другое. Задачей педагогического процесса должно быть развитие гармонии чувства и мысли в человеке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.П, Алексеева И.Ю. Судьба интеллекта и миссия разума. Философия перед вызовами эпохи цифровизации. М., "Проспект", 2021. 288 с.

2. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта. Когнитивная психология. БГПУ. 2006. С. 7-11.

3. Березовская Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций: акмеологический подход. Акмеология. 2008. Vol. 1. С. 63-70.

4. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Психологический журнал. Vol. 4. 1998. С. 49-60.

5. Гарднер Г. Теория множественного интеллекта. М. Спб. Киев. 2002. 501 с.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., Изд. "Манн, Иванов и Фервет", 2013. 536 с.

7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.

8. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2007. Vol. 2. С. 92-99.

9. Деревянко С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. М. : Изд-во ИП РАН, 2009. С. 90-113.

©®

Attribution 4.0 International 1СС (V 4.0)

104

10.Деркач A.A., Ситников, А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993. 156 с.

11. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом. Знание. Понимание. Умение. Vol. 3. С. 151-169.

12. Кашапов М. М. Методологическая основа профессионального педагогического мышления. Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник статей. М. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С. 192-206.

13. Клочко В.Е. Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 154 с.

14.Лунева О.В. Социальный интеллект условие успешной карьеры. Знание. Понимание. Умение. 2006. Vol. 1. С. 53-58.

15.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сборник научных трудов. М.: ИП РАН, 2004. С. 29-39.

16. Общая психология. Тексты. Субъект деятельности. Т. 2 Кн. 2. Когито-центр. 2013. 663 с.

17. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М: Смысл, 2002. С. 166-216.

18. Пинильос Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация. Перспективы. 1990. Vol. 1. С. 136-142.

19. Рудаков С.И. Основы современного марксизма. Воронеж, 2009. 334 с. .20. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.,

2005. 208 с.

21. Экман П. Психология эмоций. С-пб, 2018. 446 с.

©®

Attribution 4.0 International 1СС (V 4.0)

105

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE SYSTEM OF HUMAN ACTIVITY

Rudakov, Sergei Ivanovich1, Rudakov, Kirill Sergeevich2

''Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of History of Philosophy and Culture, Voronezh State University, 1, Universitetskaya Square, Voronezh, Russia,

E-mail: [email protected] 2Researcher, Voronezh State University, 1, Universitetskaya Square, Voronezh, Russia,

E-mail: [email protected]

Abstract

The article deals with the methodological aspects of the problem of emotional intelligence. The concept of D. Goleman, the theory of multiple intelligences of G. Gardner are analyzed. It is impossible to reduce the intellectual development of a person only to IQ. The emotional-sensual side of the personality is the most important dimension of spiritual development. Particular attention is paid to the state of empathy - the mutual feeling of each other by individuals, as a special spiritual social relationship.

Keywords: emotional intelligence, concepts of D. Goleman and G. Gardner, multiple intelligences, spirituality, empathy.

REFERENCE LIST

1. Alekseev A.P, Alekseeva I.YU. Sud'ba intellekta i missiya razuma. Filosofiya pered vyzovami epohi cifrovizacii. M., "Prospekt", 2021. 288 s.

2. Andreeva I.N. Biologicheskie i social'nye predposylki razvitiya emocional'nogo intellekta. Kognitivnaya psihologiya. BGPU. 2006. S. 7-11.

3. Berezovskaya T.P. Emocional'nyj intellekt sotrudnikov gosudarstvennyh organizacij: akmeologicheskij podhod. Akmeologiya. 2008. Vol. 1. S. 63-70.

4. Vasil'ev I.A. Rol' intellektual'nyh emocij v regulyacii myslitel'noj deyatel'nosti. Psihologicheskij zhurnal. Vol. 4. 1998. S. 49-60.

5. Gardner G. Teoriya mnozhestvennogo intellekta. M. Spb. Kiev. 2002. 501 s.

6. Goulman D. Emocional'nyj intellekt. M., Izd. "Mann, Ivanov i Fervet", 2013. 536 s.

7. Goulman D., Boyacis R., Makki E. Emocional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emocional'nogo intellekta. M: Al'pina Biznes Buks, 2008. 301 s.

8. Davydova YU.V. Osobennosti emocional'nogo intellekta podrostkov. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2007. Vol. 2. S. 92-99.

9. Derevyanko S.P. Situativnye aspekty aktualizacii emocional'nogo intellekta. Social'nyj i emocional'nyj intellekt: ot processov k izmereniyam. M. : Izd-vo IP RAN, 2009. S. 90-113.

©®

Attribution 4.0 International ICC (V 4.01

106

10. Derkach A.A., Sitnikov, A.P. Formirovanie i razvitie professional'nogo masterstva rukovodyashchih kadrov: social'no-psihologicheskij trening i prikladnye psihotekhnologii. M.,1993. 156 s.

11. Zinchenko V. P. Psihologiya na kachelyah mezhdu dushoj i telom. Znanie. Ponimanie. Umenie. Vol. 3. S. 151-169.

12. Kashapov M. M. Metodologicheskaya osnova professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya. Psihologiya sub"ekta professional'noj deyatel'nosti: sbornik statej. M. YAroslavl': DIA-press, 2001. S. 192-206.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Klochko V.E. Galazhinskij, E.V. Samorealizaciya lichnosti: sistemnyj vzglyad. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 1999. 154 s.

14. Luneva O.V. Social'nyj intellekt uslovie uspeshnoj kar'ery. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006. Vol. 1. S. 53-58.

15. Lyusin D.V. Sovremennye predstavleniya ob emocional'nom intellekte. Social'nyj intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya: sbornik nauchnyh trudov. M.: IP RAN, 2004. S. 29-39.

16. Obshchaya psihologiya. Teksty. Sub"ekt deyatel'nosti. T. 2 Kn. 2. Kogito-centr. 2013. 663 s.

17. Olport G. Stanovlenie lichnosti. Izbrannye trudy. M: Smysl, 2002. S. 166-216.

18. Pinil'os H.L. CHelovecheskij potencial i ego realizaciya. Perspektivy. 1990. Vol. 1. S. 136-142.

19. Rudakov S.I. Osnovy sovremennogo marksizma. Voronezh, 2009. 334 s.

20. Sidorenko E.V. Trening kommunikativnoj kompetentnosti v delovom vzaimodejstvii. SPb., 2005. 208 s.

21. Ekman P. Psihologiya emocij. S-pb, 2018. 446 s.

©®

Attribution 4.0 International ICC (V 4.01

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.