Научная статья на тему 'Ресурсосбережение - как компонент формирования синтезированного научного знания'

Ресурсосбережение - как компонент формирования синтезированного научного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL BEHAVIOUR / ECOLOGICAL FORMATION / NATURAL RESOURCES / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарабский И. А.

Рост эффективности национального производства зависит от ресурсосберегающего направления экономического развития страны. Важное место в экологическом образовании принадлежит высшей школе. Формирование в экологическом сознании нравственных ценностей должно сочетаться с активным участием каждого человека в соблюдении норм природоохранного законодательства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ncreasing efficiency of domestic production depends on resource conservation areas of economic development. Important place in environmental education belongs to high school. Formation of ecological consciousness of moral values should be combined with the active participation of everyone in the observance of the norms of environmental law

Текст научной работы на тему «Ресурсосбережение - как компонент формирования синтезированного научного знания»

№7 СЕНТЯБРЬ 2010

ДИСКУССИЯ (&)

журнал научных публикаций

Сарабский И.А.,

Аспирант, кафедра экономики

природопользования,

Уральский государственный

экономический университет (УрГЭУ),

г. Екатеринбург, Россия

ресурсосбережение - как компонент

формирования синтезированного

научного знания

В условиях глобализации экологических проблем вопросы сохранения окружающей среды во многом связаны с экологическим образованием в системе подготовки специалистов. В образовательном процессе формирования современного синтезированного научного знания особое место принадлежит рационализации взаимоотношений личного и производственного факторов общественного производства.

Рост эффективности национального производства на базе модернизационных процессов, повышение общественной производительности труда в значительной степени зависит от ресурсосберегающего направления экономического развития.

Ресурсосбережение в экономике - это рационализация природопользования, это экономное, рачительное использование минерального сырья, энергетических и других ресурсов, снижение материалоемкости готового продукта, комплексная переработка и производство попутной продукции.

В условиях возрастающего дефицита природных ресурсов в цивилизационном развитии человеческого общества воспитание необходимости ресурсосбережения (в природной, производственной социальной и других сферах) становится объективной необходимостью и означает всестороннее развитие и совершенствование социально-экологического образования и

воспитания людей, формирование у каждого человека социально- экологического сознания. С этой точки зрения ресурсосбережение -это воспитание у людей принципов и норм экологического поведения.

Важное место в экологическом образовании современного человека принадлежит высшей школе. В вузах страны ведется значительная работа по экологической подготовке специалистов. В этой связи следует отметить, что будущие специалисты в высшей школе должны не только овладевать системой знаний и навыков по бережному отношению к природным богатствам, ресурсосбережению, как одному из главных элементов современного хозяйственного механизма, но и получать основы знаний по управлению качеством принимаемых хозяйственных решений, с точки зрения ресурсосбережения, учиться прогнозировать последствия природохо-зяйственной деятельности.

Здесь следует выделить следующие направления формирования экологического (направленного на ресурсосбережение) сознания:

1. Естественнонаучное направление формирования экологического сознания. Естественнонаучное направление формирования экологического сознания основано на диалектико-материалести-ческом понимании взаимодействия общества и природы. Осознание неразрывного единства человека с природой помогает

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

понять недопустимость экологической неграмотности в условиях современного научно-технического прогресса, противопоставления социального прогресса экологическим системам, принятие хозяйственных решений, приносящих эколого-экономический ущерб окружающей среде. С этих позиций охрана природы, ресурсосбережение в целом выступает как проблема охраны самого человека, его здоровья, материального и духовного благополучия.

Диалектико-материалистический подход к изучению проблем взаимодействия общества и природы подводит к пониманию того, что человек должен находиться в таких отношениях с природой, чтобы не разрушать ее сложные механизмы саморегуляции и самовоспроизводства. Вывод об объективности законов природы имеет большое методологическое значение для познания закономерностей взаимодействия общества и природы и использования их в деле экологического образования и воспитания современного специалиста.

2. Нравственно-правовой аспект формирования экологического сознания. Существующие экологические проблемы, масштабы воздействия современного промышленного производства на природу и окружающую среду в целом настоятельно ценностной переориентации человека в отношениях с природой, пересмотра и выработки новых нравственных и правовых норм, регулирующих социально-экологические отношения в обществе. Все еще распространено представление о неисчерпаемости природных ресурсов, их безграничности и даже «ничейности». Это порождает узковедомственный, утилитарный подход к использованию природных богатств, наносят серьезный социальный и экономический ущерб обществу в целом. Моральной нормой является признание природы как необходимого объективного условия жизнедеятельности общества. Именно это свойство природы

определяет ее нравственную ценность.

Формирование в экологическом сознании нравственных ценностей должно сочетаться с активным участием каждого человека в соблюдении норм природоохранного законодательства, которое отражает эколого-экономические интересы всего общества. В настоящее время разработана система научно-обоснованных юридических норм правового регулирования рационального (ресурсосберегающего) природопользования, которая позволяет целенаправленно осуществлять работу по охране окружающей среды.

Таким образом, экологическое образование и воспитание направлены на то, чтобы дать каждому человеку основы экологических знаний, превратить их в практические навыки природопользования, заложить интерес, личную заинтересованность в познании взаимодействия общества и природы, сформировать нравственное и эстетическое отношение к природе. Воспитание бережного отношения к природе, природным ресурсам как к невозобновимому общественному богатству, как источнику материального и духовного благосостояния, формирование у каждого человека личной обязанности и ответственности за состояние окружающей среды означают существование развитого экологического сознания. V

1. К.Гаджиев. Введение в геополитику. Глобализация экологических проблем. Библиотека «Полка букиниста».// http://society.polbu.ru // электронный ресурс.

2. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.