№7 СЕНТЯБРЬ 2010
ДИСКУССИЯ (&)
журнал научных публикаций
Сарабский И.А.,
Аспирант, кафедра экономики
природопользования,
Уральский государственный
экономический университет (УрГЭУ),
г. Екатеринбург, Россия
ресурсосбережение - как компонент
формирования синтезированного
научного знания
В условиях глобализации экологических проблем вопросы сохранения окружающей среды во многом связаны с экологическим образованием в системе подготовки специалистов. В образовательном процессе формирования современного синтезированного научного знания особое место принадлежит рационализации взаимоотношений личного и производственного факторов общественного производства.
Рост эффективности национального производства на базе модернизационных процессов, повышение общественной производительности труда в значительной степени зависит от ресурсосберегающего направления экономического развития.
Ресурсосбережение в экономике - это рационализация природопользования, это экономное, рачительное использование минерального сырья, энергетических и других ресурсов, снижение материалоемкости готового продукта, комплексная переработка и производство попутной продукции.
В условиях возрастающего дефицита природных ресурсов в цивилизационном развитии человеческого общества воспитание необходимости ресурсосбережения (в природной, производственной социальной и других сферах) становится объективной необходимостью и означает всестороннее развитие и совершенствование социально-экологического образования и
воспитания людей, формирование у каждого человека социально- экологического сознания. С этой точки зрения ресурсосбережение -это воспитание у людей принципов и норм экологического поведения.
Важное место в экологическом образовании современного человека принадлежит высшей школе. В вузах страны ведется значительная работа по экологической подготовке специалистов. В этой связи следует отметить, что будущие специалисты в высшей школе должны не только овладевать системой знаний и навыков по бережному отношению к природным богатствам, ресурсосбережению, как одному из главных элементов современного хозяйственного механизма, но и получать основы знаний по управлению качеством принимаемых хозяйственных решений, с точки зрения ресурсосбережения, учиться прогнозировать последствия природохо-зяйственной деятельности.
Здесь следует выделить следующие направления формирования экологического (направленного на ресурсосбережение) сознания:
1. Естественнонаучное направление формирования экологического сознания. Естественнонаучное направление формирования экологического сознания основано на диалектико-материалести-ческом понимании взаимодействия общества и природы. Осознание неразрывного единства человека с природой помогает
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
понять недопустимость экологической неграмотности в условиях современного научно-технического прогресса, противопоставления социального прогресса экологическим системам, принятие хозяйственных решений, приносящих эколого-экономический ущерб окружающей среде. С этих позиций охрана природы, ресурсосбережение в целом выступает как проблема охраны самого человека, его здоровья, материального и духовного благополучия.
Диалектико-материалистический подход к изучению проблем взаимодействия общества и природы подводит к пониманию того, что человек должен находиться в таких отношениях с природой, чтобы не разрушать ее сложные механизмы саморегуляции и самовоспроизводства. Вывод об объективности законов природы имеет большое методологическое значение для познания закономерностей взаимодействия общества и природы и использования их в деле экологического образования и воспитания современного специалиста.
2. Нравственно-правовой аспект формирования экологического сознания. Существующие экологические проблемы, масштабы воздействия современного промышленного производства на природу и окружающую среду в целом настоятельно ценностной переориентации человека в отношениях с природой, пересмотра и выработки новых нравственных и правовых норм, регулирующих социально-экологические отношения в обществе. Все еще распространено представление о неисчерпаемости природных ресурсов, их безграничности и даже «ничейности». Это порождает узковедомственный, утилитарный подход к использованию природных богатств, наносят серьезный социальный и экономический ущерб обществу в целом. Моральной нормой является признание природы как необходимого объективного условия жизнедеятельности общества. Именно это свойство природы
определяет ее нравственную ценность.
Формирование в экологическом сознании нравственных ценностей должно сочетаться с активным участием каждого человека в соблюдении норм природоохранного законодательства, которое отражает эколого-экономические интересы всего общества. В настоящее время разработана система научно-обоснованных юридических норм правового регулирования рационального (ресурсосберегающего) природопользования, которая позволяет целенаправленно осуществлять работу по охране окружающей среды.
Таким образом, экологическое образование и воспитание направлены на то, чтобы дать каждому человеку основы экологических знаний, превратить их в практические навыки природопользования, заложить интерес, личную заинтересованность в познании взаимодействия общества и природы, сформировать нравственное и эстетическое отношение к природе. Воспитание бережного отношения к природе, природным ресурсам как к невозобновимому общественному богатству, как источнику материального и духовного благосостояния, формирование у каждого человека личной обязанности и ответственности за состояние окружающей среды означают существование развитого экологического сознания. V
1. К.Гаджиев. Введение в геополитику. Глобализация экологических проблем. Библиотека «Полка букиниста».// http://society.polbu.ru // электронный ресурс.
2. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7