Делия В.П. Механизм рационального природопользования в условиях перехода к
инновационной экономике Дата: 28/02/2011 Номер: (26) УЭкС, 2/2011
Аннотация: В статье рассматривается экологическое мышление как один из факторов механизма рационального природопользования в процессе перехода к инновационной экономике. Автором определены направления развития экологического мышления в условиях перехода к инновационной экономике и далее - в ноосферное развитие. Представлено видение механизма рационального природопользования в знаниевом обществе, основывающемся на экономическом механизме инновационной экономики.
Ключевые слова: экологическое мышление, природопользование, инновационная экономика.
Abstract: Ecological thinking as one of the factors of natural resources conservation in the process of innovation economy transition is considered in this article. The author determines the ways of ecological thinking development in the transition to innovation-based economy and further to the noosphere development. The mechanisms of rational conservation in the society based on innovation economy are рresented in the work.
Keywords: ecological thinking, natural resources conservation, innovation economy.
Делия Виктор Павлович кандидат философских наук, ректор Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования
Выходные данные статьи: Делия В.П. Механизм рационального
природопользования в условиях перехода к инновационной экономике // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 2 (26). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Проблема рационального природопользования в условиях становления инновационной экономики - одна из самых актуальных. Переход от сырьевой экономики к наукоемкой, инновационной требует принципиально других подходов. Среди них важнейшим выступает мировоззренческий подход. Он определяет мышление, генерирующее технические и технологические инновации, с ярко выраженным аспектом экологичности, сохранности природы и бережного отношения к ней.
Механизм рационального природопользования создается носителями экологического мышления. Н.В. Маслова отмечает, что переход к целостному экологическому мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума) и является сутью ноосферного перехода.
«Экологическое мышление (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, цельнодинамическое) определяется согласованностью с естественными законами Вселенной, т.к. в работу вовлечены совокупно левое и правое полушария мозга человека. Такое мышление не приводит к возмущению биосферы». И далее. «Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе и эволюционную роль, выполняя биосферную функцию поддержания «запаса устойчивости» природных систем. Природная составляющая нравственности этого человека будет относиться к его взаимоотношению с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции, безнравственно всё, что этому противоречит. Ноосферное мышление означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции «я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «я - царь природы», покорения-преобразования природы - в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).
Наше время - период перехода человечества в эпоху единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, всё чаще именуют эпохой разума - эпохой ноосферы.
Неизбежность вхождения планеты Земля в эпоху ноосферы показал великий русский учёный В.И. Вернадский. Согласно его взглядам, человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором» [3].
Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию: «Семья и дети, жилье и достаток, сила и безопасность» определяет: «Свою решающую,
принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть наше гражданское общество. Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживется, потому, что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно так. Поэтому (и я уже об этом говорил) чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования. И надо учесть это в новых образовательных стандартах» [4].
В решении данной проблемы мы солидарны с профессором Н.Н. Лукьянчиковым [2]. Нам видится решение этой проблемы по следующим направлениям.
Первое - создание системы массовой экологической информации и просвещения населения. Для этого необходимо:
• расширить пропаганду экологических знаний по радио, телевидению и в других СМИ;
• обеспечить издание российской, республиканских, краевых, областных экологических газет, а также оказывать им финансовую поддержку в подготовке материалов, в увеличении общего тиража.
Второе - создание системы всеобщего непрерывного образования в области охраны окружающей среды и выработки навыков рационального природопользования, подготовки и переподготовки специалистов народного хозяйства и специалистов-экологов. В этих целях необходимо:
• ввести в детских садах, школах, профтехучилищах, народных университетах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе курсов подготовки и переподготовки преподавательских кадров и специалистов программы эковоспитания и образования;
• создать на базе высших учебных заведений информационную сеть региональных центров по образованию и подготовке кадров в области охраны окружающей среды;
• организовать в вузах и отраслевых институтах кафедры повышения квалификации, а также кафедры по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;
• наладить выпуск учебников, учебных пособий и др. материалов по охране природы, охватывающих все аспекты подготовки учащихся, студентов и специалистов в этой области;
• организовать центры гуманитарно-экологического образования и воспитания населения;
• обеспечить для детей массовое производство книг, компьютерных игр, игрушек на темы охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• создавать при вузах центры поддержки инновационных проектов утилизации бытовых отходов.
Необходимо активнее приобщать молодежь к участию в общественных экологических движениях непосредственно в процессе обучения в школе, ПТУ, колледже, вузе. Только тогда качество окружающей среды станет важным показателем качества жизни и социально-экономического развития территорий и муниципалитетов. Для развития общественного экологического движения необходимо:
• обеспечить общественным экологическим организациям доступ к информации о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, мерах по охране природы;
• неправительственным экологическим организациям научиться устанавливать коммуникации с руководством строительства планируемых производственных и инфраструктурных объектов, вести обстоятельный диалог, направленный на принятие взаимоприемлемых решений;
• изучить общественное мнение по вопросам охраны окружающей среды и природопользования с широким использованием возможностей общественных экоорганизаций;
• поднять статус и роль общественных организаций в проведении экоэкспертизы и принятии экологически значимых решений.
Низкий уровень экологического сознания, сложившийся в обществе, отражает малоэффективные механизмы рационального использования природных ресурсов. Как отмечают специалисты, наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность в силу низкой экологической культуры специалистов и в целом предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и в бережном отношении к окружающей среде. Такое отношение к природе определяет мировоззрение, ничтожный уровень экологического мышления, что связано с технократическим направлением развития, не достаточно развитым экономическим механизмом.
Инновационная экономика не может развиваться ущербно в угоду нерационального природопользования. Наукоемкий процесс организации производства, сферы услуг требует пристального внимания к разработке системы мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности. В этой связи важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на наукоемкое производство, которое должно создать условия для
повышения непосредственной материальной заинтересованности, мотивации субъекта производства обладать инновационным мышлением, определяющим рациональное использование природных ресурсов, охрану и воспроизводство природных ресурсов. В основе этого механизма видятся, как экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы, так и формирование инновационных способностей и мотивации на разработку и внедрение инноваций, учитывающих последствия внедрения и рациональное отношение к природопользованию, а также организацию системы образования.
Следовательно, механизм рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике одними, например, экономическими методами не решить, так как это проблема комплексная. Естественно, образование не стоит в стороне от этой проблемы. Так, опираясь на Закон самоорганизации, Б.А. Астафьев и Н.В. Маслова вывели закон природосообразности - это сообразность процессов учебы и воспитания с природой самого человека, с природой информации и человеческого мозга. На основании его создали концепцию природосообразного образования, т.е. ноосферного образования. Суть такого образования - в раскрытии генетических возможностей человека в гармонии с Законами Мира и Природы с перспективой перехода на более совершенную ступень развития образования, характеризующуюся развитием творческого потенциала личности ученика и учителя, улучшением их здоровья, ускорением в 3-4 раза усвоения учебного материала, овладением 5-м контуром головного мозга человека [1].
Важным фактором развития механизма рационального природопользования, особенно в условиях перехода к инновационной экономике, является экономический механизм охраны окружающей среды.
Он состоит из следующих элементов:
• нормирования уровня загрязнения окружающей среды;
• оценки уровня воздействия на окружающую среду;
• роли экономической оценки природных ресурсов в задачах стимулирования ресурсосбережения;
• системы платежей за загрязнение окружающей среды и плата за использование природных ресурсов как инструмент стимулирования обеспечения нормативного качества окружающей среды и решения задач ресурсосбережения;
• санкций за нарушение природоохранительного законодательства в системе обеспечения рационального природопользования;
• налоговых и иных льгот при осуществлении деятельности, направленной на повышение эффективности природопользования и обеспечение природоохранительного эффекта;
• роли эколого-экономического анализа в эффективной реализации экономического механизма природопользования;
• развертывания наиболее низкозатратных трансформационных чистых энергетических технологий.
Переход к инновационной экономике требует осуществления воздействия на собственников предприятий и коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них - на ход производства посредством экономических методов, влияющих на окружающую их экономическую ситуацию, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеспечению рационального использования природных
ресурсов.
Экономические методы включают в себя меры по планированию и экономическое стимулирование ресурсосберегающей и природоохранной деятельности. Планирование в инновационной экономике организуется таким образом, что учитываются все факторы и негативные риски, которые нельзя допустить в ходе организации производства. Эти методы воздействуют на ход производства через использование таких экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения. Важнейшим вопросом для разработки механизма рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике является проблема механизмов реализации экологоориентированного развития. В рамках такого подхода можно выделить два типа экономических механизмов и инструментов в зависимости от степени секторального и отраслевого охвата. Во-первых, это механизмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, ее секторов и отраслей. И, во-вторых, - специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, т.е. собственно экономические механизмы природопользования.
Эффективная концепция рационализации использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и соответствующий экономический механизм природопользования в секторах/комплексах могут быть разработаны и реализованы только после разработки концепции развития самих секторов/комплексов и всей экономики в целом. Это один из принципов, при выполнении которого возможна разработка эффективной концепции экономического механизма природопользования.
Выделяют три типа экономических механизмов природопользования.
Первый тип - мягкий, или «догоняющий» механизм. Это либеральный в экологическом отношении механизм, именно такой механизм сейчас формируется в России.
Второй тип - стимулирующий развитие эколого-сбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Ведущее место в функционировании такого механизма природопользования играют рыночные инструменты. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.
Третий тип экономического механизма природопользования можно характеризовать как жесткий, «подавляющий», этот тип характерен для сильной устойчивости.
В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Таким образом, принципиальный вопрос при разработке механизма рационального природопользования можно сформулировать следующим образом: ориентация на ноосферное образование, формирующее
экологическое мировоззрение, мотивированное на рационализацию природопользования и охрану окружающей среды, эффективное функционирование экономического механизма в условиях инновационной экономики
Библиографический список:
1. Астафьев Б.А. Стратегическое прогнозирование и управление на основе Генома и Законов Мира: Теория и практика. - М.: Институт холодинамики, 2007. - 184 с.
2. Лукьянчиков Н.Н. О прошлом, настоящем и будущем государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды // Природно-ресурсные ведомости. - М., 2010. - №6.
3. Маслова Н.А. Ноосферное образование. - М., 2002. - С. 9-10.
4. Медведев Д.А. Семья и дети, жилье и достаток, сила и безопасность // Российская газета. - Федеральный выпуск №5350 (271) от 1 декабря 2010.
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=345